Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
transport_i_gorodskaya_sreda.doc | 137.5 КБ |
Луховицкий район расположен на юго-востоке Московской области и граничит на востоке с Рязанской областью, на севере, западе и юге – с Егорьевским, Коломенским. Озерским, Зарайским районами.
Площадь района – 134052га, протяженность с севера на юг и с запада на восток – около 50км. Северная, мещерская, и южная часть района резко отличаются по природным условиям.
Северная его половина находится в пределах юго-запада Мещерской низменности, а южная — на северо-восточной окраине Среднерусской возвышенности. Максимальные отметки рельеф а — немногим более 200м, находятся на западе района, а минимальные — около 100м — в пойме р. Оки, на востоке. Общий уклон поверхности — на восток и юго-восток. Мещерская часть района представляет собой заболоченную равнину, занятую поймой Оки и плоскими междуречьями со слабо врезанными речными долинами. Преобладающие почвы — подзолистые, дерново-подзолистые, болотно-торфянистые, местами песчаные, образовавшиеся на древних аллювиальных отложениях. В пойме Оки расположено большое количество озер наиболее крупные из них: Осетриное, Сосновое, Ситное, Большое, Гнетко, Борковское) и густая сеть осушительных каналов и канав (Дровацкий, канал р. Шья и др.). Много таких каналов имеется и на лесных междуречьях Мещеры (канал Жилинского и др.). На месте отработанных торфяных и песчаных карьеров образовались искусственные озера (Голубые озера Луховицкой Мещеры, озера урочища Чертов угол и др.). Наиболее крупные реки — Цва и Шья.
Территорию района в юго-восточном направлении пересекает р. Ока (самая крупная река региона), являющаяся ниже с. Фруктовая границей Мещеры и южной части района.
Южная половина района имеет слабоволнистый равнинный рельеф с уклоном к Оке. Территория расчленена долинами небольших рек и балками. IIреобладающие почвы — светло-серые и серые лесные тяжелого и средне - суглинистого механического состава. Основные реки и их длина в пределах района: Ока — 64 км, Осетр — 15, Вобля — 43, Меча — 54, Матырка — 15, Черная — 17, Ройка — 18, Пилис — 16 км. Общая протяженность русел рек южной части района и Луховицкой Мещеры — около 250 км (в т. ч. и Оки в пределах района).
Климат района умеренно—континентальный, с теплым летом и умеренно- холодной зимой со среднегодовой температурой +4,2 С. Основные климатические показатели:
1) продолжительность периодов (в днях): морозного – 120 -122, с наличием снежного покрова – 139 -150, вегетационного -150-177;
2) прочие характеристики: высота снежного покрова в лесу — 35—65 см, на открытых местах — 23—35 см. Почва промерзает на глубину 0,5—0,6 м, а в отдельные зимы — до 1—2 м. Атмосферных осадков выпадает в среднем за год 500—550 мм, причем основная их масса (около 70% — в теплое время года. Засух почти не наблюдается.
2. Состояние атмосферного воздуха г. Луховицы
Атмосфера. Современная атмосфера Земли по химическому составу относится к азотно-кислородному типу и этим качественно отличается от газовых оболочек всех известных ныне небесных тел, включая планеты Солнечной системы.
Таблица 1. Газовый состав атмосферы Земли.
Компонент | Содержание, % | Общая масса, 10г |
N | 78,0900 | 38,648 |
O | 20,9500 | 11,648 |
Ar | 0,9300 | 0,655 |
CO | 0,0300 | 0,233 |
Ne | 0,0018 | 0,000636 |
He | 0,00052 | 0,000037 |
CH | 0,00015 | 0,000043 |
Своеобразие состава современной атмосферы Земли выражается в ничтожном содержании инертных газов (кроме аргона) и молекулярного водорода. Состав атмосферы сильно отличается от вулканических газов, за счет которых она возникла в далеком прошлом. Это свидетельствует о том, что в течение геологической истории Земли происходили мощные процессы, изменившие состав ее газовой оболочки. Эти процессы связывают с активностью живого населения биосферы. И в самом деле, расчеты показывают, что в добиологический период атмосфера Земли мало отличалась от близкой к ней по размерам и расстоянию от Солнца Венеры.
Не вполне одинаково и состояние газов на разных высотах. Условно атмосферу принято делить на гомосферу и гетеросферу. Граница между этими зонами лежит на высоте около 100 км. Гомосфера характеризуется однородным и устойчивым газовым составом. Озоновый слой располагается на высоте 10 – 100 км максимальная концентрация озона регистрируется на высоте около 20 км. Озоновый экран имеет громадное значение для сохранения жизни на Земле: в слое озона поглощается большая часть идущего от Солнца ультрафиолетового излучения, причем в его коротковолновой части, наиболее губительной для живых организмов.
Воздух как среда жизни обладает определенными особенностями, направляющими общие пути эволюции обитателей этой среды. Так высокое содержание кислорода (около 21% в атмосферном воздухе, несколько меньше – в воздухе, заполняющем дыхательную систему животных) определят возможность формирования высокого уровня энергетического метаболизма.
Одной из важнейших особенностей атмосферы как арены жизни является низкая плотность воздуха. Говоря об обитателях воздушной среды, мы всегда имеем в виду наземные формы животных и растений. Будучи сосредоточена в относительно тонком слое над поверхностью Земли, жизнь в атмосфере не отличается вертикальной структурированностью потоков веществ и энергии, формирующих биологический круговорот. Многообразие жизненных форм в наземной среде более определяется зональными климатическими и ландшафтными факторами.
Характерно, что фотосинтезирующие растения, включаемые обычно в группу наземных организмов, лишь своими надземными частями относятся к этой среде. Корневая система их, обеспечивающая организм водой и минеральными веществами, расположена в почве. Таким образом, наземные растения представляют собой жизненную форму, как бы пограничную между обитателями атмосферы и литосферы.
За год на территории города образуется 70 тыс. тонн отходов производства и потребления. Выбрасывается в атмосферу около 2,0 тыс. тонн загрязняющих веществ в год. Значительные выбросы осуществляют объекты коммунального хозяйства – котельные, полигон ТБО и очистные сооружения, и крупные промышленные предприятия.
Основными источниками загрязнения атмосферы в городе являются:
В атмосферу города выбрасываются следующие наиболее значимые показатели загрязняющих веществ. Я взяла только пять:
А также еще около 60 наименований вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу.
Если мы посмотрим на карту г. Луховицы, то можно разделить город на несколько районов, условно назовем их: «грязный», «условно-грязный», «чистый».
II. Транспорт как основной загрязнитель воздуха
1. Влияние транспорта
Транспорт всегда был одной из ведущих отраслей хозяйства. В нашем регионе, как и в других в первую очередь стал развиваться гужевой транспорт, а для дальних перевозок – речной и только со второй четверти XIX века - автомобильный.
Автомобильный транспорт широко используется промышленными предприятиями для перевозки не только на близкие расстояния, но и на дальние различных видов сырья, полупродуктов производства и готовой продукции.
Неуклонно растет парк личных автомашин в городе. С 1999 года по 2005г. число единиц автотранспорта выросло более чем в 2,5 раза.
Как и любая отрасль хозяйства, транспорт не безобиден для окружающей среды, в городах транспорт является основным загрязнителем воздуха. В 2005 году, в общем, объем загрязнения атмосферного воздуха в г. Луховицы составил 85% принадлежит транспорту.
Все виды автомобилей загрязняют атмосферный воздух, землю и воду опасными для растений, животных и людей веществами: соединениями тяжелых металлов, окислов углерода, азота, сажей. Следует помнить и о шуме на магистралях, превышающем санитарные нормы. Используемые для посыпки соли являются причиной гибели деревьев вдоль дорог. Загрязнению окружающей территории вдоль дорог способствуют и кучи мусора, строительных и других отходов.
Автомобильный транспорт является одним из основных источников загрязнения воздуха в городах. Загрязнение происходит по трем основным направлениям:
В отработанных газах двигателей содержится более 200 химических соединений и элементов, максимальные количества составляют оксид углерода (СО), оксиды азота (NOx), углеводороды (СНx), альдегиды и сажа. Большую роль играет структура автомобильного парка, т.е. количество карбюраторных (бензиновых) и дизельных двигателей. Дизельные двигатели дают возможность получить относительно большие мощности, поэтому в грузовом и автобусном парке города они составляют от 20% автобусов до 35% для грузовиков. Они расходуют на 25 – 30% меньше топлива, чем бензиновые такой же мощности, так как коэффициент полезного действия у дизелей выше (35 – 40% против 25- 30%). Дизельные двигатели выделяют гораздо меньше СО и СНх, но больше сажи и сернистых соединений.
В городских условиях от 30 до 40% общего времени движения транспорта составляют режимы разгона и торможения, когда увеличиваются расход топлива и выбросы в атмосферу. Поэтому изучение транспортных потоков в городе может помочь в улучшении дорожного движения.
При интенсивности движения 1500 – 2000авт/час создаются опасные условия по уровню шума и загазованности в полосе 400 – 500м в каждую сторону от магистрали. При расходе бензина 0,1л/км каждой автомашины на 1км магистрали выделяется до 40 – 60г свинца в час, из этого количества 80% рассеивается в полосе автомагистрали. Примерно 3,65кг оксида углерода в сутки выбрасывается одним автомобилем. Доля грузовых автомобилей в выбросах СО достигает 80%, поэтому важно снизить уровень загрязнения в первую очередь от грузового транспорта.
Уровень загрязнения воздуха зависит и от расхода топлива. Отечественные легковые автомобили расходуют около 10л топлива на 100км пробега, среднетоннажные грузовики – 20 -30л, а тяжелые – 40-50л на каждые 100км. Важную роль играет регулировка двигателя. При неправильно отрегулированном карбюраторе выброс СО и других веществ повышается на холостом ходу с 5 -7% до 15%, одна неработающая свеча повышает расход топлива на 15 – 20%.
Санитарные требования по уровню загрязнения и шума допускают поток транспорта в жилой зоне интенсивностью не более 200авт/час при уровне шума от 35 до 45 дБ.
Загрязнение воздуха выхлопами автомобилей отличается значительной неравномерностью в пространстве и во времени. Поэтому очень важен оперативный и детальный учет интенсивности и структуры транспортных потоков в городе.
Для учета автомобильных потоков в прилегающем к школе микрорайоне необходимо составить схему всех улиц, по которым разрешено движение транспорта. Затем выбирают несколько улиц с незначительным, средним движением, с высокой интенсивностью движения автомашин.
На каждой выбранной улице намечается один или несколько створов наблюдений. Желательно, чтобы они попали на участки, удаленные от перекрестков и остановок транспорта, были удобны и безопасны для наблюдателей (скверы, скамейки, киоски с мороженным и т.д.). наблюдателей на каждый створ требуется двое. Первый учитывает автомашины, идущие из центра на окраину города (условно), второй – из окраинных районов в центр. При этом отдельно отмечают легковые автомобили, грузовые машины и автобусы. Остальные виды транспорта в городе встречаются редко (мотоциклы, тракторы), или не играют большой роли в загрязнении атмосферы (троллейбусы).
Техника учета проста. Ученик отмечает точкой или черточкой в соответствующей графе таблицы каждую проехавшую мимо автомашину в том направлении, за которым он наблюдает. Начало и конец своего периода наблюдений отмечает с точностью до одной минуты.
Чтобы получить наиболее полную картину интенсивности движения, на каждом створе нужно распределить наблюдателей по так, чтобы их сменяли каждые 1 – 1,5ч. Опыты подобных наблюдений показывают, что оптимально проводить учет с 8.00 до 19.00. Если это невозможно из-за недостатка времени и людей, можно ограничиться половиной или третью этого срока. Главное, чтобы даже укороченный период наблюдений был не6прерывным и полным. Следует предупредить наблюдателей, что нежелательно фантазировать и добавлять по памяти пропущенные автомобили. Конечно, школьники за 1- 1,5ч могут отвлечься и пропустить несколько машин. Нов этом случае ошибка будет носить систематический характер и легко устраняется при обработке наблюдений.
На одних и тех же створах можно поставить наблюдения:
Первый вариант отразит суточные изменения, второй – недельные, а третий покажет сезонную динамику движения транспорта.
Нами был проведен подсчет автотранспортных средств, проезжающих по дороге рядом с Луховицкой средней школой №1. Так как эта дорога является неглавной, то соответственно количество машин меньше, нежели на центральной дороге. Нами было замечено, что больший процент автомобилей приходится на 9.00ч., 13.00ч. Недельная динамика движения характеризуется спадом в середине недели и заметным уменьшением движения в выходные дни. В осенний сезон пики суточной динамики и недельной несколько отличаются от зимних, выше и общая интенсивность движения. Все результаты наших исследований вы можете увидеть в приложении.
Заключение
Московская область, в том числе и Луховицкий район – регион с высокой нагрузкой на атмосферный воздух характеризуется значительными выбросами в воздушный бассейн от передвижных источников. По городу и району проходит трасса федерального значения Москва-Урал, а также дороги местного значения, поэтому подавляющая часть загрязнения определяется деятельностью и выбросамиавтотранспорта, включая транзитные транспортные потоки.
В этой связи для улучшения состояния атмосферного воздуха необходимо:
Здоровье население зависит в первую очередь от загрязненного атмосферного воздуха.
Исходя из своего выступления предлагаю гл. врачу Пончакой Г.В. оценить состояние здоровья населения, проживающих в таких районах по трем показателям:
Полученные данные могут быть использованы для обоснования профилактических мероприятий по снижению выбросов в окружающую среду и для подготовки решений администрации по вопросам развития городского хозяйства.
Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека – конечная цель охраны окружающей природной среды.
Оглавление
Введение
I. Природно-географическая характеристика Луховицкого района
1. Особенности географического положения
2. Состояние атмосферного воздуха в г. Луховицы
II. Транспорт как основной загрязнитель воздуха
Заключение
Литература
Приложение
Выбросы вредных веществ карбюраторными и дизельными двигателями в кг на 1000л горючего
Токсичные вещества | Карбюраторный двигатель | Дизельный двигатель |
Оксид углерода | 200 | 25 |
Углеводороды | 25 | 8 |
Оксид азота | 20 | 35 |
Сажа | 1 | 3 |
Сернистые соединения | 1 | 30 |
Всего | 247 | 102 |
Учет транспорта
Число и месяц |
| Место наблюдения | ||
Период наблюдений |
| |||
Фамилии наблюдателей |
|
|
| |
Время | Всего | Легковые | Грузовые | Автобусы |
9:00 |
|
|
|
|
9:30 |
|
|
|
|
10:00 |
|
|
|
|
12:00 |
|
|
|
|
13:00 |
|
|
|
|
15:00 |
|
|
|
|
Учет транспорта
Число и месяц |
| Место наблюдения | ||
Период наблюдений |
| |||
Фамилии наблюдателей |
|
|
| |
Время | Всего | Легковые | Грузовые | Автобусы |
9:00 |
|
|
|
|
9:30 |
|
|
|
|
10:00 |
|
|
|
|
12:00 |
|
|
|
|
13:00 |
|
|
|
|
15:00 |
|
|
|
|
Учет транспорта
Число и месяц |
| Место наблюдения | ||
Период наблюдений |
| |||
Фамилии наблюдателей |
|
|
| |
Время | Всего | Легковые | Грузовые | Автобусы |
9:00 | 19 | 15 | 3 | 1 |
9:30 | 17 | 13 | 4 | 0 |
10:00 | 9 | 8 | 1 | 0 |
12:00 | 19 | 16 | 2 | 1 |
13:00 | 15 | 15 | 0 | 0 |
15:00 | 11 | 8 | 3 | 0 |
Литература
Введение
Несмотря на то, что наш район считается экологически благополучным, в нем есть и свои проблемы – источники загрязнения окружающей среды.
В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что загрязнения окружающей природной среды, в том числе атмосферы оказывает сильнейшее влияние на здоровье человека. Приоритетным направлением в заболевании человека является загрязненный атмосферный воздух. По оценкам различных специалистов, состояние здоровья примерно на 30% зависит от состояния окружающей среды. В результате воздействия загрязненного атмосферного воздуха наблюдается увеличение средних показателей заболеваемости органов дыхания взрослого населения в 1,5 – 2 раза, детей 1,5 – 2,5 раза. Загрязнение атмосферы приводит к росту заболеваемости бронхитами, аллергическими болезнями, ангинами, отитами, онкологическими заболеваниями.
Уровень загрязнения атмосферы создается в результате поступления выбросов вредных веществ от всех источников выбросов на территории населенного пункта. Можно сделать вывод, что последствия высокого загрязнения воздуха, будут проявляться заболеваемостью и смертностью в течение многих последующих лет.
Задачи:
Объект исследования: количество автотранспорта, влияющего на атмосферный воздух г. Луховицы.
Методы исследования:
Цель исследования:
Управление образование Луховицкого района Московской области
Средняя школа № 1
Экологический проект
«Влияние автотранспорта на атмосферу города Луховицы»
Автор проекта:
Волхонова Александра
уч-ся ЛСШ №1 , 5 «А» класса
Руководитель проекта:
Ермакова Надежда Алексеевна
Область экологии:
Экологические проблемы и их
решение
г. Луховицы
2007 год
Динамика движения автотранспорта за день
Кол-во машин
20
15
10
5
9.00 10.00 12.00 13.00 15.00
Время суток
Динамика движения автотранспорта за неделю
Кол-во машин
25
20
15
10
5
понедельник среда пятница воскресенье
дни недели
Зимовье зверей
Несчастный Андрей
Каргопольская игрушка
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Упрямый зяблик