Исседовательская работа ученицы 6 б класса, с которой она выступала на школьной научно-практической конференции.
Вложение | Размер |
---|---|
interesnye_priyomy_vychisleniy.ppt | 992.5 КБ |
Слайд 1
"МОУ «Средняя школа №46»" "Научно – исследовательская конференция секции математика" Интересные приёмы вычислений Карлукова Марина Валерьевна ученица 6 «Б» класса Руководитель: Бойцева Ирина Юрьевна г. Петрозаводск 2011Слайд 2
Тема нашего исследования – «Интересные приёмы вычислений». Объект исследования : Интересные приёмы вычислений . Предмет исследования : Приемы устных вычислений . Перед собой поставили цель : Рассмотреть интересные способы выполнения некоторых арифметических действий и предложить собственные приёмы вычислений.
Слайд 3
Для достижения данной цели определили следующие задачи : 1. проанализировать информационные ресурсы по указанной теме; 2. изучить и обобщить некоторые интересные приёмы устных вычислений; 3. изобрести свои интересные приёмы вычислений; 4. создать презентацию по теме исследования. Гипотеза : если владеть приёмами устного счёта, то можно обойтись без калькулятора и длительных вычислений в столбик. Методы исследования , использованные в работе: 1. Метод индукции. 2. Метод обобщения. 3. Метод описания. 4. Метод эксперимента. 5. Метод анализа.
Слайд 4
Исторические факты, подтверждающие значимость умственного счёта в жизни людей. «Способность к умственному счёту полезна и в отношении практическом, и как средство для здоровой умственной гимнастики» . Э ти слова принадлежат известному педагогу просветителю Сергею Александровичу Рачинскому.
Слайд 5
В своей деятельности огромное внимание он уделял знакомству с числами. Ему было не безразлично, например, что 40 не только = 2 3 *5, но также 3 0 +3 1 +3 2 +3 3 . Что 365 не только = 5*73, т.е. 5*( 8 0 +8 1 +8 2 ), но также 10 2 +11 2 +12 2 = 13 2 +14 2 = (17 2 +21 2 )/2 и т. д.
Слайд 6
«Математика –царица наук, а арифметика – царица математики» Величайшему механику и математику древности Архимеду 212 г. удалось расширить натуральный ряд до небывалых размеров. А е щ е за триста лет до Архимеда большой вклад в развитие науки о числе внёс Пифагор и его школа. Этот учёный и его последователи считали, что основой всего мироздания является число.
Слайд 7
И нтересным свойством обладают числа 135 и 144: 135=(1+3+5)*1*3*5; 144=(1+4+4)*1*4*4; т.е. эти числа равны произведению своих цифр на сумму этих цифр. А разве не удивительным свойством обладает «обыкновенное» число 37? 37*3=111, 37*6=222, 37*9=333, 37*12=444, 37*15=555, 37*18= 666, 37*21=777, 37*24=888, 37*27=999. Или 37*(3+7)=3 3 +7 3 , (3 2 +7 2 )-3*7=37.
Слайд 8
А разве не удивительно, что сумма любого количества последовательных нечётных чисел, начиная с единицы, всегда даёт точный квадрат. В самом деле, 1+3=4=2 2 , 1+3+5=9=3 2 , 1+3+5+7=16=4 2 и т. д. А разве не поразительно, что сумма кубов натурального ряда чисел, начиная с 1, равна квадрату суммы этих чисел. В самом деле, 1 3 +2 3 =1+8=9=(1+2) 2 , 1 3 +2 3 +3 3 =1+8+27=36=(1+2+3) 2 и т. д.
Слайд 9
Некоторые приёмы устных вычислений Умножение на 11. Чтобы умножить любое двузначное число на 11, просто сложите эти 2 цифры вместе и поместите их сумму посередине. Например, если вы хотите умножить 53 на 11, сложите 5 + 3, получите восьмерку и разместите посерединке между 5 и 3, и это даст правильный ответ 583. Если сумма двух цифр равно 10 или более, просто прибавьте это число к левой цифре. Например, если вы хотите умножить 97 на 11, сложите 9+7=16. 6 поместите посередине, а 1 прибавьте к 9, что дает правильный ответ – 1067. Умножение на 111. Рассмотрим примеры: если сумма цифр меньше 10, то легко умножать на 111, 1111, 11111 и т. д.: 24*111 = 2(2 + 4)(2 + 4)4 = 2664. 36*1111 = 3(3 + 6)(3 + 6)(3 + 6)6 = 39996.
Слайд 10
Быстрое возведение в квадрат чисел, заканчивающихся на пять Для этого надо отбросить от числа эту пятерку и умножить на следующее число, а потом приписать 25. Например: 25х25 = 625 (2*3 = 6, приписать 25). 135х135 = (13х14 = 182, приписать 25) 18225. Умножение на 99 выполняется по формуле: АС * 99 = (АС – (А+1)) * 100 + (100 – С), где С – две (т.к. 99 = 100 – 1) заключительные цифры числа, а А – цифры слева от С. 368 * 99 = (368 – (3 + 1)) * 100 + (100 – 68) = 36400 + 32 = 36432. Умножение на 999 выполняется по формуле: АС * 999 = (АС – (А + 1)) * 1000 + +(1000 – С), где С – три (т.к. 999 = 1000 – 1) заключительные цифры числа, а А – цифры слева от С. 368 * 999 = (368 – (0 + 1)) * 1000 + (1000 – 368) = 367000 + 632 = 367632.
Слайд 11
Мои открытия свойств некоторых чисел и связанных с ними приёмы вычислений. Метод Трахтенберга. Умножение на 12 Правило: чтобы умножить на 12: Начни с правостоящей цифры, удвой каждую цифру и прибавь её соседа. (Под соседом подразумевается цифра справа.) Это даёт одну цифру результата. Если ответ содержит больше одной цифры, просто переносим 1 или 2 в следующий регистр.
Слайд 12
Пример: 316 × 12 = 3 792: В этом примере: последняя цифра 6 не имеет соседей. 6 — сосед единице — 1. единица — 1 соседка тройке — 3. тройка — 3 соседка двум добавленным слева нулям. второй добавленный ноль сосед первому. 6 × 2 = 12 (2 переносим 1) 1 × 2 + 6 + 1 = 9 3 × 2 + 1 = 7 0 × 2 + 3 = 3 0 × 2 + 0 = 0
Слайд 13
Система счёта Карлуковой Марины: При умножении обыкновенной дроби на натуральное число, равное произведению числителя и знаменателя данной дроби, в результате получаем квадрат числителя. Примеры: 2/5*10=2 2 =4 3/7*21=3 2 =9 9/4*36=9 2 =81 13/6*78=13 2 =169 При сложении двух дробей с одинаковыми числителями в результате получаем дробь, числитель которой равен произведению суммы знаменателей и числителя, а знаменатель равен произведению знаменателей. Примеры: 1/2+1/3=(2+3)*1 / 2*3=5/6 1/9+1/6=(9+6)*1 / 9*6=15/54=5/18 3/4+3/7=(4+7)*3 / 4*7=33/28=1 5/28 4/9+4/13=(9+13)*4 / 9*13=88/117
Слайд 14
Разность двух последовательных квадратов натуральных чисел равна сумме их оснований . Примеры: 2 2 -1 2 =2+1=3 3 2 -2 2 = 3+ 2=5 Данное правило позволяет возводить числа в квадрат без таблиц и калькулятора. Например, 39 2 =? Решение: 40 2 =1600 40 2 -39 2 = 40+ 39=79 39 2 =1600-79=1521 21 2 =? Решение:20 2 =400 21 2 -20 2 = 21+20 =41 21 2 =400+41=441 При умножении дроби на квадрат её знаменателя получается в результате произведение числителя и знаменателя. Примеры: 2/9 * 81=18 ; 10/19 * 361=190
Слайд 15
Эксперимент 1 .( Помогала проводить учитель математики Балан С.А.) 6а класс. Участвовало:10 человек. Даны были 4 примера умножения на 11, 111 и 1111. Сначала ученики выполнили эти примеры, не зная правил, Затратили на это 7-8 минут. Используя правило, они потратили на аналогичные примеры 3-4 минуты. Эксперимент 2 . (проводила Бойцева И.Ю.) Ученик 8 б класса Гордеев Сергей, который находится на домашнем обучении, узнав о способах умножения на 11, 111 и на 1111, на каждом уроке готов решать примеры, в которых они используются, несмотря на то, что владеет очень слабыми вычислительными навыками. Наши эксперименты
Слайд 16
Заключение Владея интересными приёмами счёта можно выполнять многие арифметические действия в уме. Это , в свою очередь , развивает человеческую память, которая необходима ему для получения образования и вообще в жизни. Кроме этого, наше исследование показало, что знание интересных приёмов вычислений, позволяет выполнить то или иное действие гораздо быстрей, не прибегая к длинным записям в столбик и калькулятору. От к рывая удивительный мир чисел, знакомясь с их некоторыми особенностями, мы постигаем их тайну…
Фокус-покус! Раз, два,три!
О путнике
Загадка Бабы-Яги
Самый богатый воробей на свете
Чайковский П.И. "Детский альбом"