Любить свой край, знать его богатства, его особенности, его историю – на этих лучших чувствах к родным местам и воспитывается подлинный патриотизм. Знание своего исторического наследия обогащает духовный мир современного человека, воспитывает бережное отношение к тому, что его окружает, к людям, которые живут рядом.Данная работа вызывает интерес к своей малой Родине.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_istoriya_moey_maloy_rodiny.docx | 12.42 КБ |
МКОУ «Тополинская СОШ»
Научно – исследовательская работа на тему:
История моей малой Родины.
Автор: Калашникова Илона Игоревна,
ученица 3 класса.
Руководитель:
Калашникова Татьяна Викторовна,
учитель история I категории
село Топольное
2012 год.
4. Выводы стр. 8 - 9
5. Литература стр. 10.
1.Введение.
Любить свой край, знать его богатства, его особенности, его историю – на этих лучших чувствах к родным местам и воспитывается подлинный патриотизм. Знание своего исторического наследия обогащает духовный мир современного человека, воспитывает бережное отношение к тому, что его окружает, к людям, которые живут рядом.
Село Топольное Угловского района Алтайского края – моя
малая родина. В нем проживает 1064 человека.
Цель работы:
Исследовать, через познание своих «корней» историю своей малой Родины.
(Приложение. Презентация)
Задачи:
1. Вызвать интерес к истории своего села.
2. Ощутить общность со старшим поколением.
3. Освоение ряда специальных умений работы с информацией (анализ и сопоставление различной информации).
Объект изучения:
Село Топольное Угловского района Алтайского края.
Предмет исследования: история возникновения, становление населенного пункта.
2. История появления села Топольное
ХОДОКИ.
Деревня с названием Топольное.
Кругом лежит сибирская Россия.
Какие из Воронежа, Тамбова,
Ища земли зашли в края такие.
Они прошли тяжёлый торный путь,
И тут земля лежала без всего,
Нетронутая пахарем лежала,
Лежит земля и вовсе нет людей.
Лишь только коршун замер в смертном круге.
Паши и сей! И заводи коней.
И прочной хатой заслонись от вьюги.
Н. Коржанин (старожила села).
Заселение тополинской местности началось с того времени, когда природные условия стали такими, как сейчас. 30 тысяч лет назад здесь был ледник, потом он отступил. Кулундинская степь была дном моря. Постепенно дно стало подниматься, образовалась Кулундинская степь. Вода повернула вспять, в Ледовитый океан. В VI веке здесь образовался тюркский каганат. Тюрки вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством. Потом, в VIII веке тюрок прогнали уйгуры, которые кочевали по степи, а центром была долина Иртыша.
Наши первые поселенцы жили в Канорейке, около первого пруда. Второе поселение было за мельницей.
Здесь были оседлые казахи, а в степи кочевые. Сёл в степи не было. На восточной стороне пруда стоял дом Зенкова с надворными постройками ( в настоящее время не сохранился). Зенков построил хутор в 1820 году, подчинил себе казахов, они у него работали на пашне и пасли скот. Земли было много и скота тоже. Сам Зенков жил в Семипалатинске, в каменном доме. Потом сюда приехали из Канорейки Наумовы, Суворкины, Власовы. Решили поселиться от пруда на север. Образовалась улица, под названием Старая. Сначало село называли Подтополинками, а потом позже стали называть Топольное. На Старой улице было построено 40 домов. Казахи ушли в степь. Зенков тоже ушёл и построил у бора, в сторону Мещанки, хутор Зенковку. Русских становилось всё больше и больше. С 1854 года стали заселять Боровую улицу. К этому времени семья у Наумова Дмитрия разрослась до 42 человек. У него было 6 сыновей и 20 работников – казахов. Батраками были казахи и беглые каторжные крестьяне. Беглых было много. Жители села специально для беглых делали на улице около дома палочки, на них клали хлеб, сало, ставили кринку с молоком, сшитые рубахи или брюки. Беглые крестьяне знали об этом и ночью приходили, брали эти вещи и уходили. Ночевать им приходилось в банях. Некоторые оставались в селе и нанимались на работу в батраки. Постепенно стали богатеть первые пришельцы. Больше стали брать земель. Наумовы обрабатывали землю там, где сейчас село Наумовка.
Село росло. В 1896 году начали строить Кооперативную улицу.Первые дома поставили Анакины и Колесниковы. Построили деревянную церковь, клуб.
Население села быстро росло. Осваивались земли под посев пшеницы и других культур, росло поголовье крупного и мелкого рогатого скота, лошадей. К концу XIX века оно превратилось в крупный населенный пункт, обзавелось церковью. Открылась церковно – приходская школа, укрепились торговые и экономические отношения с городом Семипалатинском, куда крестьяне сбывали излишки произведённой ими продукции: масла, мяса, шкур забитых животных, а также жировой скот.
С расширением посевных площадей и ростом урожайности сельскохозяйственных культур всё острее возникла необходимость переработки зерна на месте, в своём селе. Проблема усугублялась тем, что не только в Топольном, но и вокруг него на сотню вёрст, кроме примитивных и маломощных предприятий, едва успевающих обеспечивать свои потребности, не было. Возить же на переработку в город не каждому под силу.
И вот в 1899 году, идя навстречу пожеланиям крестьян, к великой выгоде богатых и зажиточных сельчан, сельская сборня (своего рода собрание или сход граждан) решили строить паровую мельницу, и уже к началу 1910 года мельница, за которой закрепилось название Плещеевой, эксплуатировалась. В настоящее время мельница не работает. Эта мельница является архитектурным памятником старины. Нужно поовести её реконструкцию в начальном варианте. Помещение позволяет разместить зал с несколькими видами спорта.
Можно организовать и разместить лыжную базу – рядом лес, секции конькобежного и водного спорта – рядом водоём. Пожалуйста, отдыхай!
В 1918 году в Сибири появился Колчак, были созданы белогвардейские банды и красноармейские отряды. Из Топольного было призвано часть в Красную Армию, часть в белогвардейскую. В 1919 году погиб Шаршов Василий Николаевич, его расстреляли белогвардейцы.
В 1921 году революция на селе закончилась и люди стали жить мирно. В 30-е годы начинается коллективизация сельского хозяйства.
В 1936 году правительство разрешило впервые проводить новогодние ёлки.
Из воспоминаний старой жительницы села З.Ларцевой:
«Моё детство прошло в Топольном, где я окончила начальную школу в 1940 году, а в 1936 году начала учиться в первом классе. Какой же была ёлка в начальной школе? Она была красивой, пушистой сосной до самого потолка класса, где проводился праздник. А украсили её ученики и учителя самодельными игрушками. Учащиеся 3-4 классов вырезали их из картона и раскрашивали акварельными красками, а мы – младшие – клеили клестером из муки цепочки из цветных бумажек. Они заменяли гирлянды. Всё это выглядело серо, а нам казалось верхом красоты. Оно и понятно, ведь елочных игрушек в магазинах не продавали. Мы водили хоровод вокруг ёлки, пели песни, читали стихи. Был и Дед Мороз со Снегурочкой с гостинцами и подарками. Каждый школьник получил кулёк конфет, а директор школы Радченко Иван Власович наградил отличников школы разными подарками материального характера. Сколько было радости – не передать!».
И ещё немного о школе:
Из рассказов старожила села Александрова Ильи Николаевича:
«В 1907 – 1908 гг. была построена школа с двумя классными комнатами и небольшим коридором. Позднее под школу было отдано здание деревянное в 2 этажа местным жителем Шаршовым, которое было перестроено в 1958 году на одноэтажное здание.
В 1936 году была закончена пристройка 2-х классных комнат и коридора к зданию, построенному в 1908 году. Была открыта с этого года в селе неполная школа. 1 сентября 1963 года открылась новая школа. В настоящее время в школе обучается 126 учащихся. В 1945 году война кончилась, многие колхозники погибли, защищая Родину, многие вернулись инвалидами, многие вернулись с орденами и медалями, некоторые пропали без вести. На войне погибло 159 человек. В селе погибшим воинам поставлен памятник.
Началась мирная жизнь. Колхозники восстановили запущенное хозяйство, стали выращивать богатые урожаи, разводить скот. С 1944 года стали заселять Телячью улицу. Она так называлась потому, что там пасли телят. В настоящее время это улица Степная. Было радиофицировано село. В 1955 году от колхозной электростанции свет был проведён в дома колхозников, рабочих, а также в общественные здания. В 1964 году на мельницу было проведено электричество, исчезла необходимость использовать дрова для работы.
В 1966 году образовали отделение совхоза «Южный». Главная усадьба разместилась в селе Лаптево – Лог.
В селе не было новых домой. Только к концу 70 – х гг. – началу 80 – х гг. начали строить совхозные дома. Жители частные дома не строили, предпочитали получать квартиры. Уровень жизни стал высоким. В каждом доме телевизоры, холодильник, стиральная машина, появляются автомобили, мотоциклы. В 1981 году в селе Топольное образовался совхоз «Руно», который просуществовал до 2005 года.
В 1985 году началась в стране перестройка. Затронула она и наше село. Появились первые арендные подряды: ухаживали за телятами, мясо сдавали.
Совхоз переименован в акционерное общество, а вскоре совсем распался.
В настоящее время в селе 4 улицы, профилакторий, 5 частных магазинов, проживает 1064 человека, из них женщин - 594 , мужчин - 470 , 12 - фермерских хозяйств.
3.Результаты исследования.
В процессе исследования были изучены архивные документы, газеты разных годов выпуска, история села, история школы, воспоминания очевидцев. В результате удалось выявить когда началось заселение тополинской местности, кто были первыми жителями села, как называлось село сначала, а главное проследить как оно развивалось.
Узнать историю своего села мне было очень интересно.
4. Выводы.
Пусть данная работа станет «событием» для местных жителей села Топольное, для тех, кто с ней познакомится.
Цель работы достигнута: изучена история села с его основания. В результате пришли к выводу, что даже на примере истории отдельной деревни можно изучать страницы истории государства российского. А нам, родившимся в XX веке и живущим в XXI , следует ее знать, изучать и понимать. Помнить тех, кто «увековечили имя свое», помнить уроки истории и ее ошибки, успехи и достижения. Помнить, что
«человек жив памятью …», что существует понятие исторического опыта.
«Как дерево живёт своими корнями,
Питает и умножает красоту и богатство цветущей кроны,
Так и человек чистыми помыслами и добрыми делами славит
свой род».
4. Литература.
1.Воспоминания старожилов.
2. Газета «Трудовая слав» от 9 февраля 1968 года.
3. История школы.
4. Книга Памяти 6. Барнаул. Алтайское книжное издательство.
5. Летопись села Топольное.
6. Н.Маланова. Е. Симонов «Наследие Угловского района».
Злая мать и добрая тётя
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Знакомимся с плотностью жидкостей
Соленая снежинка
Сила слова