Исследовательская работа "Карманные деньги и младший школьник"
Если нужна презентация обращайтесь на электронный адрес nataljabondareva@rambler.ru (файл превышает максимальный размер). Так же имеется буклет (памятка для родителей). Так же не загрузились диаграммы.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_karmannye_dengi.doc | 387.5 КБ |
Содержание
I Введение 1-4с.
1.Основная часть
1.1.1 Исследование сущности, функции и видов денег 5-7с.
1.1.2 Карманные деньги в разных странах 8-9 с
2.2 Практическая часть. 10-17с.
2.2.1 Отношение родителей к карманным деньгам. Опрос двух поколений. 10-11 с.
2.2.2 Карманные деньги и младший школьник 12- 15с.
2.2.3 Исследование на тему: «Желаемое и необходимое». 16с.
III. Выводы 17с.
IV. Список используемой литературы 18с.
Y. Приложение 19-23с.
Введение
«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербах
Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают — деньги позволяют поучить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.
Фактически современные школьники выросли вместе с рыночной экономикой, которые, живя в мире ценников, а не ценностей, не догадываются о другой системе человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами.
Времена, когда главенствовала поговорка «Не в деньгах счастье», канули в Лету, теперь актуальна другая – «Не в деньгах счастье, а в их количестве».
Да, дети, как и взрослые, полюбили деньги. Ребенок растет и поначалу с недоверием, а потом с удивлением обнаруживает, что очень многое из желаемого можно получить за, казалось бы, ничем не приметные бумажки, имя которым деньги. Естественно, он начинает их желать. И тут перед родителями встает вопрос – давать ли ребенку деньги, и если давать, то в каком количестве.
В России нет регулирования выдачи карманных денег детям, поэтому судить о размере карманных денег достаточно сложно, официальной статистики нет. И рекомендованных размеров тоже нет. Однако, размер выдаваемых денег засвистит от разных факторов: финансовых возможностей родителей, размера выдаваемых денег другим детям, зрелости ребенка, его возраста, а также здравого смысла. Как же эти проблемы решают родители наших гимназистов. Дают ли своему ребенку деньги? Регулярно? Или время от времени? Сколько? Всегда одинаковую сумму или когда как? Как и куда тратят ребята выдаваемые деньги.
Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» меня очень интересует. Я присматривался к поведению и прислушивался к разговорам моих одноклассников на данную тему. Общаясь со своими одноклассниками, я заметил, что многим из них дают карманные деньги. Ребята целый день носятся с этими деньгами, озадаченные тем, на что бы их потратить. Они делают покупки в магазине, могут одолжить деньги или просто их подарить. И у меня создалось впечатление, что мои одноклассники не имеют представление о том, как можно расходовать деньги, а с другой стороны – что они не знают цену деньгам, не понимают, как зарабатываются деньги.
Как формируется отношение моих одноклассников к деньгам?
Что влияет на эти отношения?
В своей работе мне бы хотелось определить уровень экономического сознания и поведения одноклассников – учеников второго класса.
И это натолкнуло меня на мысль, изучить проблему пристальнее.
Цель исследования: изучение материального притязания детей начала третьего тысячелетия, и системы выдачи денег родителями.
Задачи исследования:
- исследовать отношение младших школьников к деньгам;
- изучить наличие карманных денег у учащихся начальной школы;
- определить мотивы расходования денег;
- попытаться разобраться в способах выдачи денег на карманные расходы;
Предмет исследования: карманные деньги.
Объект исследования: отношение младшим школьников к карманным деньгам, структура их расходования второклассниками.
Гипотеза:
Если мы изучим отношение младших школьников к деньгам, определим структуру расходования денег второклассниками, то сможем увидеть, не скрывается ли тот культ денег, который формируется в современном обществе.
Источники исследования
- современные журналы;
- интернет;
- домашняя библиотека;
- личные наблюдения;
- воспоминания учителей и родителей;
Методы исследования.
- изучение опубликованных материалов и их анализ;
- сопоставительный, сравнительный методы;
- социологический анализ; метод количественной обработки данных и анкетирование, собеседование и наблюдения.
1.1 Теоретическая часть
1.1 1 Исследование сущности, функции и видов денег.
Для проведения исследования выбрали следующие источники информации: книгу Е.А.Мухиной «О роли денег в мировой истории», детскую энциклопедию «Я познаю мир "Экономика"», словарь «Объяснялки по экономике», а также материалы сайтов Интернет. Изучив необходимую информацию, мы выяснили, что такое сущность, функции и виды денег.
Сущность денег.
Деньги это то, что принимают в качестве уплаты за товары, услуги и долги. Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товары и услуги, которые они предоставляют в ожидании, что смогут затем обменять деньги на те товары и услуги, которые они хотят приобрести. Без такого средства обмена люди должны обращаться к бартеру - обмену товаров и услуг на другие товары и услуги - очень неэффективному средству осуществления обмена. При бартере необходимо найти партнёра, у которого есть то, что вам надо, а он должен хотеть то, что вы предлагаете к обмену. На то, чтобы найти необходимого партнера может уйти много времени. Поэтому при натуральном обмене людям приходится тратить много времени на поиск, ведение переговоров и брать на себя другие значительные расходы в торговой деятельности.
Функции денег. Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые отражают внутреннее содержание денег. Основные функции денег, которые они выполняют в повседневной жизни людей, приведены на рис.1.
Средство платежа
Средство обращения
Мировые деньги
Мера стоимости
Средство накопления и
сбережения
Мера стоимости - функция денег, заключающаяся в том, что деньги обеспечивают выражение стоимости товаров как одинаковых величин, качественно равных и количественно сравнимых.
Средство обращения - функция денег, заключающаяся в том, что деньги выполняют роль посредника в обращении товаров.
Средство платежа - функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются при продаже товаров в кредит, при уплате налогов, земельной ренты и т.п.
Средство накопления и сбережения - функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются для накопления.
Мировые деньги - функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются в качестве средства расчетов в международном платежном обороте между странами.
Виды денег.
Деньги в своем развитии выступали в 2-х видах: действительные деньги и знаки стоимости (заменители).
Действительные деньги - деньги, номинальная (обозначенная на них) стоимость которых соответствует их реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены.
Заменители действительных денег (знаки стоимости) - деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. затраченного на их производство общественного труда. К ним относятся: - металлические знаки стоимости (мелкие монеты, изготовленные из меди и алюминия); бумажные знаки стоимости, сделанные, как правило, из бумаги.
Бумажные знаки стоимости: 1.Бумажные деньги (выполняют функции: средство обращения и средство платежа). 2. Кредитные деньги (выполняют функцию платежа). Кредитные деньги прошли следующий путь развития: вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки.
В каждой стране есть своя денежная единица (валюта). Российская валюта – это рубль.
Вывод: Деньги – это средство обмена. Чаще всего люди пользуются следующими функциями денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство сбережения. Бумажные деньги, которыми мы пользуемся – это бумажные средства стоимости, они являются заменителями действительных денег.
1.1.2 Карманные деньги в разных странах
Ни для кого не секрет, что родителям сегодня приходится выдавать деньги ребенку на карманные расходы. Это требование, которое предъявляет жизнь. Выдавая деньги, родители учат детей умению обращаться с деньгами и используют карманные деньги как средство обучения, при помощи которых ребенок учится принимать решение о покупке, делать выбор, сберегать какие-то суммы, знать цену деньгам.
Однако, как я выяснил, многих родителей волнует вопрос, сколько выдавать ребенку, чтобы учесть его интересы, но в тоже время не слишком баловать.
Американские психологи считают, что надо привязывать размер карманных расходов к возрасту ребенка, т.е., если 6 лет – 6 долларов в неделю, 10 лет – 10 долларов и т.д.
В Германии размер карманных расходов закреплен законодательно. Ребенок в возрасте до шести лет должен получать 50 центов в неделю, 7-летний ребенок – 1,5 – 2 евро, 10-летний – 10-12 евро, а с 13 лет – уже 20 евро, 15-летний подросток – 25-30 евро в неделю. За невыплату родителям угрожает штраф.
Здравый смысл в определении размера карманных денег еще никому не помешал.
Так, если сегодня мы будем ориентироваться на рекомендации американских специалистов и привязывать сумму, выраженную в нашей национальной валюте, к возрасту ребенка, то здравого смысла здесь будет мало, потому что 8 рублей, которые следовало бы выдать 8-летнему ребенку, конечно, слишком мало, потому что на эти деньги ребенок не сможет себе купить ничего, кроме жевательной резинки, а накапливать неделями на игрушку, самая простая из которых стоит более 100 рублей, ребенок просто не сможет. Поэтому разумным можно считать выдачу, например, 30 рублей в неделю, а если нужно больше – предложить заработать.
Раньше, в советское время к деньгам относились с опаской, их хотели, но в тайне. Говорить вслух о деньгах вообще было не принято. Были люди, в которых советская власть не заглушила жажду денег, но в большинстве случаев хвастать, что у вас денег больше чем у соседа, было не принято. Конечно, люди стремились заработать чуть больше, найти работу (по блату) более престижную, и более оплачиваемую, но это было не так как сейчас.
Такое вот отношение к деньгам воспитывали у своих детей рядовые граждане СССР, естественно, те, кто имел зарплату на порядок больше, чем у рядовых граждан, имел другое отношение к деньгам, но таких было очень мало. В советское время деньги детям не выдавались. Некоторые родители учили детей обращаться с деньгами разговорами и нотациями, а более продвинутые давали мелочь на карманные расходы.
Даже пятнадцатилетнему подростку деньги не выдавались. Да и подработать летом в Стране Советов было невозможно.
Теперь все изменилось. Материальное положение родителей многих российских школьников улучшилось, и родители стали давать детям карманные деньги. И мне кажется, что это правильно, ведь никто не может научиться читать, не имея букваря или азбуки, так же и с деньгами, как можно научиться их тратить, не имея на руках «живых» денег.
2.2 Практическая часть .
2.2.1 Отношение родителей к карманным деньгам.
Многие родители считают, что детей не надо баловать деньгами, что деньги могут «испортить» ребёнка. Ведь они и так покупают ему всё необходимое. Другая группа родителей считает, что ребёнок должен получить представление о том, как можно расходовать деньги.
Истина, как обычно, где–то посередине. С того момента, как мы, дети, начинаем испытывать потребность в самостоятельной трате денег, мы должны осознавать, что это такое. Было опрошено 21 родитель нашего класса.
Проведя, анкетирование родителей я получил следующие результаты :
(Приложение 1)
Опрос двух поколений.
Для того чтобы выяснить, как решается и решалась эта проблема в нашей стране, мы обратились с вопросами к нашим родителям и к более старшему поколению (родителям наших родителей). Мы задали следующие вопросы: (Приложение 2)
Шесть человек зарабатывали деньги сами и тратили деньги на: шоколад, кино, , подарки для родителей, одежду, значки, монеты, открытки, марки, ручки и карандаши.
14 подросткам деньги давали родители. Наши родители хотели очень сильно зарабатывать карманные деньги, но у них не было такой возможности.
Опрашивая наших бабушек и дедушек, мы задавали им следующие вопросы:
1. Были ли у вас карманные деньги, когда вы были детьми?
2. Зарабатывали ли деньги сами или вам давали деньги родители?
3. На что тратили карманные деньги?
Всего мы опросили 15 бабушек и дедушек. И выяснили, что все они зарабатывали деньги сами: рубили дрова, пасли скот, работали на поле, работали в огороде. За эту работу им давали хлеб, зерно, конфеты, пряники, а за более тяжелый труд, им давали немного денег. В основном деньги они отдавали родителям и незначительную часть тратили на кино, сладости.
Вывод: родители хотели заработать деньги, но у них не было возможности. Более старшее поколение много работали физически и помогали тем самым своим родителям.
Я провел анкетирование учащихся 2 классов. В нем участвовало 73 учащихся. Анкетирование было анонимным. (Приложение 2)
Первый вопрос анкеты касался нужны ли детям карманные деньги и дают ли их родители, а второй – желаемой суммы.
Нужны ли детям карманные деньги? Дают ли тебе карманные деньги?
Нужны ли детям карманные деньги? | Дают ли тебе карманные деньги? | ||||
Да | Иногда | Нет | Да | Иногда | Нет |
54 | 19 | - | 12 | 44 | 17 |
Сколько бы ты хотел иметь денег?
0 руб | 50 руб | 100 руб | 200-300 руб |
0 чел | 15 чел | 32 чел | 26 чел |
Анкета 2.
Что ты делаешь с карманными деньгами?
На, что ты, в первую очередь, потратишь карманные деньги?
Одолжил бы ты свои карманные деньги кому-нибудь?
Если тебе не возвращают карманные деньги, то как ты поступишь?
Кому бы ты купил подарок на карманные деньги?
Что бы ты пожелал себе?
Мы так же прибегли к провокационному вопросу: «Стали бы Вы лучше учиться, если бы родители платили деньги за хорошие отметки?» (Приложение 4)
Нет
К сожалению, сегодня все чаще слышим от родителей, что они платят сыну или дочери за хорошие оценки, за своевременно сделанные домашние задания, за уборку дома и т.д. Но хорошо, что большинство обучающихся 2 классов понимают, что деньги при получении знаний могут играть и отрицательную роль. Ведь результатом обучения должна быть не оценка, а знания. И поощрения ребенок должен получать только со стороны учителя, именно оно должно стать главным стимулом. Ведь полученные знания и навыки формируют в нас ощущение собственной компетентности: « Я это знаю. Я это могу.» Ведь аккуратно разложенные на столе вещи, отсутствие грязи и пыли в детской комнате, дают возможность легко найти все, что нужно, позвать гостей, создать уют и комфорт. Это и есть естественное вознаграждение, которое мы получаем, выучив урок, убрав в своей комнате. К этой цели мы и должны стремиться.В противном случае меняется шкала ценностей: ребенок стремится достичь положительного результата ради денежного вознаграждения. И учится, и убирает, и гуляет с собакой он не для себя, а для родителей. Такой ребенок , как показали наблюдения, добивается вознаграждения любыми способами: начинает списывать, обманывать. Возможный итог – отказ от учебы и поиск более эффективного заработка. Кроме этого ребенок, привыкший получать денежное вознаграждение за свою помощь, вряд ли станет помогать кому-то бескорыстно.
2.2.3.Исследование на тему: «Желаемое и необходимое».
По заданию учителя сделали список товаров, которые бы мы хотели купить на 100 рублей, узнали в магазине их точную стоимость. Затем попробовали проверить, какие же полезные продукты можно было бы купить на эти деньги.
Желаемое | Необходимое |
Лимонад-15 руб. | Хлеб-17 руб. |
Рулет бисквитн.-27 руб. | Молоко-47 руб. |
Сухарики-10 руб. | Сахар. песок-36 руб. |
Чипсы-25 руб. | |
Чупа-чупс-5 руб. | |
Шоколадка-18 руб. |
Вывод: Есть известная народная мудрость « Покупай не то, что нужно, а то, что необходимо». Когда тебе хочется купить или попросить у родителей желаемое не забывай, что твой каприз может стоить так же, как необходимая вещь для семьи.
Выводы.
Анализируя результаты анкетирования можно сделать вывод, что большинство родителей нашего класса правильно формируют у своих детей экономическое сознание. Правильно решили родители: денег должно быть меньше, чем хочется, но больше, чем жизненно необходимо. Ведь у взрослых редко бывает достаточно денег. Денег должно быть достаточно, чтобы человек научился принимать самостоятельные решения – купить конфету или жвачку, наклейку или сувенир маме, сходить в кино или купить книгу, поесть мороженого или купить подарок другу.
Изучая ответы ребят можно сделать следующие выводы:
Оказалось не таким уж плачевным экономическое сознание у моих одноклассников, как мне думалось. Они стараются разумно потратить карманные деньги и берут их только когда, они им необходимы.
Список используемой литературы
1. . А. Алоева. Дети и деньги. Ростов - на – Дону: изд-во «Феникс», 2004 г. С. 260-266
2. Детская энциклопедия « Я познаю мир "Экономика"»
3.Мухина Е.А. Люди и деньги «О роли денег в мировой истории» 2006 г.
4.. В. В. Плешаков. Окружающий мир.Москва: изд-во «Просвещение», 2008 г.
5. «Уроки финансового благополучия» (для детей и их родителей) Джейн Перл
4. Материалы сайтов интернет:
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Приложение 2
1.Были ли у вас карманные деньги, когда вы были подростками?
2. Зарабатывали ли вы сами деньги или вам давали деньги ваши родители?
3. На что тратили карманные деньги?
Приложение 3
Анкета «Второклассники и карманные деньги»
Анкета 1.
1.Нужны ли ребёнку карманные деньги?
2. Дают ли тебе родители карманные деньги?
3.Сколько бы ты хотел иметь карманных денег?
4. Для чего тебе нужны карманные деньги?
Анкета 2.
1.Что ты сделаешь с карманными деньгами?
2.На что ты, в первую очередь, потратишь карманные деньги?
3.Одолжил бы ты свои карманные деньги кому- нибудь?
4.Если тебе не возвращают карманные деньги, то как ты поступишь?
5.Кому бы ты купил подарок на карманные деньги?
6.Что бы ты пожелал себе?
Приложение 4
«Стали бы Вы лучше учиться, если бы родители платили деньги за хорошие отметки?»
Да
Нет
Не знаю
Приложение 4
Афоризмы
Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство. (Б. Ауэрбах)
Деньги для людей умных – составляют средства, для глупцов – цель. (Э. Бомен)
Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их. (М. Монтень)
Там, где сорят деньгами – очень сложно блюсти чистоту. (Э. Севрус)
Деньги – это некое шестое чувство, без которого остальные пять – неполноценны.
(С. Моэги)
Большие деньги редко делают кого-либо добрым малым. (Э. Севрус)
Деньги никого не сделали дураком, они только выставляют дураков напоказ. (К. Хаббард)
Считается, что любовь к деньгам – корень всех бед, тоже можно и сказать про отсутствие денег. (С. Батлер)
Те кто считают, что деньги – это все, без всякого сомнения, готовы на все ради денег. (Э. Бомен)
Можно без ущерба бросать деньги на ветер, когда он дует в вашу сторону. (Э. Севрус)
На лишние деньги можно купить только лишнее, а из того, что необходимо душе – ничто за не покупается. (Г. Торо)
Человеку, у которого нет денег – трудно остаться порядочным. (Б. Франклин)
Краевая научно-практическая конференция «Я – исследователь»
Выполнил: Файзулин Валера
Руководитель: Бондарева Н.И
2012 г
Машенька - ветреные косы
Новогодние гирлянды
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Хитрость Дидоны
Сорняки