Цель работы:
понять, что обозначает слово «друг».
Задачи:
- из научных трудов и учебников по психологии дать верное толкование терминов «друг», «дружба», «товарищ», «приятель»;
- провести исследования в своем школьном классе по трем вопросам: «Мотивы выбора друга», «Какой я в общении», «Настоящий друг»;
- провести анализ и сделать выводы, насколько дружен наш класс.
Вложение | Размер |
---|---|
druzhba.doc | 160.5 КБ |
МБОУ – кадетская школа №95
Исследовательская работа
Тема:
Что такое дружба?
Выполнил:
Синетов Илья
Научный руководитель:
Князева Наталья Александровна
Самара
Оглавление:
Что такое дружба?
Я себе так представляю:
Это когда люди
Друг друга без слов понимают.
Это когда нам вместе
Весело и интересно.
Честны мы и бескорыстны,
И нет между нами лести.
В дружбе нет места обману,
Предательству и насмешкам.
За друга горой я встану,
Мы вместе – ферзи, а не пешки.
А если вдруг нет настроенья
И ссора вмешалась в дружбу,
Еще сильней понимаешь,
Что вместе быть нам нужно.
На друга не будешь долго
Обиду в сердце носить.
Дружба - это сначала
Суметь понять и простить.
Назаров А.
Цель работы:
понять, что обозначает слово «друг».
Задачи:
- из научных трудов и учебников по психологии дать верное толкование терминов «друг», «дружба», «товарищ», «приятель»;
- провести исследования в своем школьном классе по трем вопросам: «Мотивы выбора друга», «Какой я в общении», «Настоящий друг»;
- провести анализ и сделать выводы, насколько дружен наш класс.
Этим летом у моих родителей не было возможности взять отпуск и съездить куда-нибудь отдохнуть. Поэтому я все время проводил дома. Из развлечений я мог почитать интересные книги, посмотреть телевизор, поиграть на компьютере. Но все это быстро надоедает и мне было скучно.
К счастью мне на помощь пришла современная техника – я установил на компьютере программу «Skype», зарегистрировался в социальных сетях «Одноклассники» и «В контакте» и начал активно общаться со своими сверстниками. Так я и познакомился поближе с моим одноклассником – Мишей Кучерявенковым. Он также как и я все время проводил дома. Мы быстро нашли общие интересы – стали играть в игры on-line, мы были в одной команде и помогали друг другу. Параллельно играм мы общались по скайпу (с помощью этой программы можно и разговаривать как по телефону и даже видеть друг друга, и что немаловажно – это общение бесплатно!). Так мы проводили будние дни, а по выходным стали совместно выезжать на Волгу и Сок купаться и загорать, ходить в парки, кинотеатры, ездить в гости друг к другу, на дачу к моим бабушке и дедушке.
Мы решили, что теперь мы близкие друзья, потому что не могли провести друг без друга ни одного дня!
У меня есть еще подруга, тоже моя одноклассница - Юдина Дарина, она очень умная и хорошая девочка, с которой мне тоже очень приятно общаться. Мои друзья очень разные. Дарина – отличница, а Мише нужно подтянуть свою успеваемость. Миша очень подвижный, даже «травмоопасный», Дарина - воспитанная и послушная. Вот такие разные мои друзья! И мне стало интересно, что же такое настоящий друг? И как люди становятся друзьями? При помощи интернета я нашел несколько статей о дружбе и всю информацию свел воедино. Предлагаю её вашему вниманию.
ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА?
«Друг». «Подружиться». «Дружба». Какой смысл Вы вкладываете в эти слова? Можете ли Вы дать чёткое определение этим понятиям?
С дружбой приходится сталкиваться в жизни каждому человеку. Когда у человека есть настоящие друзья, это сильно влияет даже на то, насколько счастливым он себя чувствует. Но, к сожаленнию, под маской дружбы иногда прячутся несколько иные отношения, и иногда в результате этого человек испытывает глубокое разочарование. Для каждого из нас важно умение отличить дружбу от других видов отношений, а для этого в первую очередь нужно знать, что же представляет собой дружба.
Понимание того, что же такое дружба, поможет нам самим быть хорошим другом, обрести надёжных друзей и сохранять дружбу крепкой.
Дружба – это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (Толковый словарь Ожёгова).
Дружба – это глубокая связь между людьми, которая предполагает «не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, любовь» (Энциклопедия «Кругосвет»).
Дружба – это, во-первых, чувство, то есть дружеская любовь. Это не что-то внешнее, дружба лежит глубоко в сердце. Во-вторых, дружба возникает спонтанно. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть своим другом. В-третьих, дружба базируется на некоторых основных столпах, которые необходимы как для её зарождения, так и для её сохранения. Этими столпами являются:
1. Взаимное уважение. Что означает уважать своего друга? Это значит почтительно относиться к нему, считаться с его мнением и признавать его положительные черты. Уважение проявляется в словах и делах. Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность, уважают его достоинство и помогают ему не только лишь из чувства долга.
2. Доверие. Под доверием подразумевается уверенность в добропорядочности и искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет намеренно. Доверие не подразумевает уверенность в том, что друг никогда не будет совершать никаких ошибок – все мы несовершенны.
Это два основных и главных условия для дружбы. Кроме этого, для дружбы важны общие нравственные ценности. Людям, которые по-разному смотрят на то, что есть добро, а что зло, будет тяжело быть друзьями. Причина простая: сможем ли мы проявлять к другу глубокое уважение (и, возможно, доверие), если видим, что он совершает поступки, аморальные в наших глазах, и считает это нормой?
Посодействует зарождению дружбы и наличие общих интересов или увлечений. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем, это фактор не принципиален.
Дружеские чувства никоим образом не зависят ни от пола человека, ни от его возраста. Они могут быть очень сильными и заметно влиять на поведение и эмоциональное состояние человека.
Отличительные особенности дружбы (дружеской любви):
· Бескорыстна;
· Является привязанностью;
· Устойчива (дружеские отношения длятся долго, а чувства являются стабильными);
· Может возникать к людям любого пола и возраста;
· Может испытываться по отношению к нескольким людям (обычно все жё немногим).
Личные качества, полезные для дружбы:
· Искренность, открытость;
· Сочувствие;
· Умение выслушать;
· Интерес к делам и переживаниям другого;
· Готовность прийти на помощь, быть рядом в трудную минуту;
· Готовность прощать;
· Умение признавать свои ошибки;
· Умение принимать советы;
· Умение хранить секреты.
Развивайте в себе такие качества и старайтесь их проявлять в повседневной жизни. Замкнутость, бесчувственность, а особенно высокомерие, безразличие и предательство убивают дружбу, сводя на нет её основание – взаимное уважение и доверие.
А ЧТО ЖЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДРУЖБОЙ?
Приятельские отношения. Одним из частых заблуждений о том, что такое дружба и кто такие друзья, является мысль, что наши друзья – это те, с кем мы проводим много времени, с кем нам весело и есть о чём поговорить, ну а дружба – это сам процесс такого общения. Однако, как следует из вышеприведённых определений, это совершенно не так. Запомните: дружба – это не общение, не какой-то процесс и вообще не что-то внешнее. Как уже было сказано, настоящая дружба – это чувство, причём чувство, лежащее глубоко в сердце: это – дружеская любовь, по отношению к другому человеку.
В отличие от дружбы, приятельские отношения зависят от общения, не связаны с чувствами и не порождают никаких взаимных обязательств или привязанности. Хотя именно с приятелями мы зачастую общаемся больше всего (а иногда даже делимся секретами).
Ошибочное принятие приятельских отношений за дружбу может в итоге привести к разочарованию и глубокой душевной травме, поскольку в итоге от таких отношений получаешь совсем не то, что ожидал (или не получаешь того, что ожидал). Поэтому, обзаводясь приятелями, не спешите поспешно делать выводы, что это уже ваши друзья до гроба. Как сказал один известный человек, «выявит друга время, как золото – огонь».
Теперь мы разобрались с понятиями «друг», «дружба», «товарищ», «приятель». А как же обстоят дела в нашем классе? Насколько дружен наш коллектив?
С этой целью мы провели анкетирование и тестирование. Всего принимало участие в исследовании 23 ученика нашего класса.
Первая анкета называлась «Мотив выбора друга».
Анкета направлена на выявление мотивации дружбы с конкретным человеком.
Были розданы анкеты, ребятам была озвучена инструкция:
«У тебя есть друг. Напиши в анкете как его зовут. Это может быть реальное имя, прозвище или же какое-то условное название. Почему ты с ним дружишь? Выбери из следующего списка несколько причин (не более пяти) и отметь их галочками.
Имя друга (реальное или вымышленное): ___________________________
1. Потому что он веселый и с ним можно общаться.
2. Потому что он не жадный.
3. Потому что мы живем рядом.
4. Потому что мы вместе ходим на одну секцию.
5. Потому что мы давно учимся в одной школе.
6. Потому что мы вместе отдыхали летом.
7. Потому что с ним интересно.
8. Потому что много знает.
9. Потому что подсказывает и мы вместе делаем домашнее задание.
10. Потому что мы обмениваемся книгами.
11. Потому что мы вместе играем на компьютере.
12. Потому что он сильный и защищает меня.
13. Потому что он мне нравиться.
14. Потому что мне нужен такой друг (подруга)»
После обработки результатов анкетирования была создана диаграмма ответов:
Подавляющее большинство ответило, что с друзьями весело и можно общаться, потому что они подходят друг другу, что друг не жадина и вообще с ним интересно.
Затем мы провели тестирование «Какой я в общении».
Инструктаж был следующий:
«Данный тест помогает определить уровень вашей коммуникабельности, общительности. Прочитайте вопросы и ответьте на них с предельной искренностью и откровенностью. При этом следует отвечать «ДА», «И ДА, И НЕТ», «НЕТ».
Вопросы:
1. Много ли у тебя друзей?
2. Всегда ли ты можешь поддержать беседу в обществе друзей?
3. Можешь ли ты преодолеть замкнутость, стеснение в общении с людьми?
4. Бывает ли тебе скучно наедине с собой?
5. Всегда ли ты можешь найти тему для разговора при встрече со знакомым?
6. Можешь ли ты скрыть своё раздражение при встрече с неприятным тебе человеком?
7. Всегда ли умеешь скрыть плохое настроение, не срывая злость на близких?
8. Умеешь ли ты сделать первый шаг к примирению после ссоры с другом?
9. Можешь ли сдержаться от резких замечаний при общении с близкими людьми?
10. Способен ли ты идти в общении на компромисс?
11. Умеешь ли в общении ненавязчиво отстаивать свою точку зрения?
12. Воздерживаешься ли ты в разговоре от осуждения знакомых в их отсутствие?
13.Если узнал о чём-то интересном, возникает ли желание рассказать об
этом друзьям?
За каждый ответ «ДА» ставится 3 очка. За каждый ответ «И ДА, И НЕТ» - 2 очка. За каждый ответ «НЕТ» - 1 очко. А теперь суммируйте свои очки.»
Интерпретация результатов
30 - 39 очков. Ты – человек общительный, испытывающий большое удовлетворение от контактов с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми. Ты интересен в общении, чаще всего ты – «душа общества», друзья и знакомые ценят тебя за умение выслушать, понять и дать совет. Но не переоценивай своих возможностей – иногда ты бываешь просто болтлив. Будь внимателен к собеседникам, следи за их реакцией, старайся не стать навязчивым – таких в нашем классе оказалось 16 человек или 70%.
20 – 29 очков. Ты – человек в меру общительный, но в общении испытываешь некоторые затруднения. Друзей у тебя мало, со знакомыми не всегда можешь найти общий язык. Иногда в разговоре бываешь несдержанным, неуравновешенным. Следует быть искренним, внимательным, доброжелательным к своим собеседникам. Кроме того, не мешало бы преодолеть некоторую неуверенность в себе – таких ребят в нашем классе 7 человек или 30%.
До 20 очков. Ты – человек стеснительный, замкнутый, в кругу знакомых в основном отмалчиваешься, общению с людьми предпочитаешь одиночество. Однако это вовсе не означает, что у тебя нет друзей и знакомых. Вполне вероятно, они ценят тебя за умение выслушать, понять, простить. Ну, а если тебе хочется свободно высказать свою точку зрения, спорить на равных, стать интересным собеседником, следует, преодолев свою застенчивость, быть искренним в споре, активно поддерживать беседу. А чтобы высказывания не показались неуместными, тебе следует развивать и совершенствовать навыки общения - ни одного!
В завершении моего исследования был проведен тест «Настоящий друг».
Инструктаж:
«Данный тест поможет вам оценить свой уровень готовности быть настоящим другом. Для этого нужно выразить своё согласие или несогласие с 25 утверждениями, которые приведены ниже. В бланке для ответов нужно записать «ДА» (+) – если вы полностью согласны с утверждением, «НЕТ» (-) – если вы не согласны или «НЕ ЗНАЮ» (?) – если вы не имеете чёткого ответа на данное утверждение.
Вопросы:
Я считаю, что настоящий друг:
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремится, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Вовремя возвращает долги.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
…………………
25. Ни в чём и никогда не завидует другу.
Обработка результатов:
За каждый ответ «ДА» ставится по 2 очка, за ответ «НЕ ЗНАЮ» - по 1 очку, а за ответ «НЕТ» - 0 баллов. Необходимо просуммировать полученные очки и сравните их с интерпретацией результатов.
Интерпретация результатов
0 – 14 очков. Вы ещё не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить – ни одного человека!
15 – 35 очков. У вас уже есть определённый опыт настоящей дружбы, но были и серьёзные ошибки, в результате которых вы разочаровались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить – 5 человек или 22%.
35 – 50 очков. Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надёжно, доверяют вам, и вы платите им тем же – 18 человек или 78%!
Выводы:
Теперь мы знаем, что означает слово «друг» и сможем отличить подлинную дружбу и друзей от товарищей и приятелей.
На основании проведенных исследований с помощью тестирования и анкетирования можно сказать следующее – наш класс очень дружный, коллектив у нас сплоченный, практически все дети обладают огромным потенциалом в общении. Я рад, что учусь именно в моем классе и надеюсь закончить школу вместе с моими друзьями-товарищами!
Список использованной литературы:
Солнечная система. Взгляд со стороны
Философские стихи Кристины Россетти
Лупленый бочок
Огонь фламенко
Швейня