Гражданский проект, созданный на основе архива музея Северного флота и семьи Санько И.Ф. , материалов Общероссийского Движения поддержки флота города Москвы, воспоминаний его родственников и сослуживцев – офицеров Северного флота, каневчан проходящих службу в городе Североморске.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_severomorsk.doc | 594 КБ |
Тема: Сильный флот – сильная Россия
стр.
1 История Северного военного флота России…………………………………………………………………….....5
2 “Отец” и “сын” на защите морских границ ……………………......9
3 Наши земляки – моряки Северного флота
Сильный флот – сильная Россия.
(Гражданский проект, созданный на основе архива музея Северного флота и семьи Санько И.Ф. , материалов Общероссийского Движения поддержки флота города Москвы, воспоминаний его родственников и сослуживцев – офицеров Северного флота, каневчан проходящих службу в городе Североморске).
Место реализации и участники:
Школа №4 ст. Каневская.
Чернявская К.П. – директор СОШ №4.
Дорошенко З.В. – учитель истории.
Новак А.Ю. – учитель Кубановедения.
Козырев Ю.Н. – преподаватель-организатор ОБЖ.
Старцев Александр – учащийся 10 «б» класса.
Сослуживцы – офицеры Северного флота.
Выпускники СОШ №4 – курсанты военно-морских училищ.
Сроки реализации проекта: 3 года.
Актуальность темы:
Школа – ступень, которая даёт знания и формирует личность. История школы – это её ученики, их жизненный путь на благо страны. Школа всегда хранит память о своих учениках, так как это особая страница летописи школы.
Жизнь убеждает нас в том, что изучение истории флота, офицеров и военнослужащих, проходивших службу в ВМФ РФ – это пример для подрастающего поколения, и пример Мужества, Патриотизма и Гражданственности. На примере жизненного пути контр-адмирала Санько И.Ф., бывшего ученика СОШ №4, его сослуживцев Северного флота Сидоренко В. А., Мищенко А. Д. их сыновей, воспоминаний каневчан, учащихся нашей школы, которые проходили службу на Северном флоте: Бунчук Владимира, Шипило Алексея, Клименко Алексея, Гринь Дениса написана работа.
Цель проекта:
- Собрать материал о Северном флоте РФ, о адмирале Кузнецове Н.Г, о флагмане Российского флота авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» для музея нашей школы.
- Познакомить с профессиональными качествами и повседневной жизнью военнослужащих Северного флота.
- Сохранить память о замечательных морских офицерах, верно служивших Отечеству.
- Поддерживать связь с сослуживцами, офицерами Северного флота, музеем и архивом города Североморска.
- Провести встречу в день знаний с сослуживцами Санько И.Ф.
Задачи проекта:
- Создать условия для сбора материала по данной теме.
- Ознакомить учащихся СОШ №4 с историей Северного флота, используя кадры кинохроники о службе на флоте.
- Использовать интерактивные формы работы.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта «Наш контр-адмирал»
- воспитание уважения и гордости за своего земляка первым получившим звание «Контр-адмирал»
- Привитие желания, на примере жизненного пути военнослужащих Северного флота, получать профессию морского офицера, как одну из самых уважаемых и святых.
- Организация встреч учащихся СОШ №4 с военнослужащими Северного флота.
- Реализация проекта - составная часть военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.
-Поддерживать связь с военнослужащими Северного флота авианесущего крейсера “Адмирал Кузнецов”
Направление проекта:
-Просмотр кинохроники о военных авианосцах.
- Знакомство с достойным сынами Кубани, проходящими службу на корабле «Адмирал Кузнецов»
- Показать роль замечательного отца передавшего профессию - защищать рубежи Родины своим сыновьям.
3. Эстетическое направление.
- На примете главных героев проекта воспитывать культуру поведения и красоту человеческих отношений в семье и на службе, в обществе.
Механизм реализации проекта:
Проект реализуется через изучение истории Северного флота России, знакомство с заслугами офицера Санько И.Ф. и его сослуживцев целенаправленно стремившегося к цели своей жизни, с организацией встреч с родственниками, с использованием интерактивных форм работы.
Технология и методика подготовки презентации проекта:
Современная история нашей страны – это не только красивые праздники, но и трудовые повседневные свершения граждан нашей страны на благо Родины. В канун 80-тия Пушкинской школы учащийся Старцев Александр решил познакомить нас с историей жизни своего деда, который учился в нашей школе. Но по воле судьбы он с братом после пятого класса был отправлен в детский дом станици Бесскорбной Отрадненского района вместе со своим братом Василием. Он мечтал о небе и море и получил образование в Калининградском военно-морском училище. Командовал авианосцем «Адмирал Кузнецов», где мечта юности сбылась, на корабле было более 60-ти боевых самолётов и вертолётов. Так зародилась мысль о создании историко-гражданского проекта «Наш адмирал». В данное время продолжается работа над темой «Сильный флот – сильная Россия». Идея нашла горячую поддержку директора школы Чернявской К.П., учителей истории и кубановедения и привлекла к созданию проекта членов семьи Санько И.Ф., родственников, архивных и музейных материалов города Североморска, учащихся СОШ №4.
Был составлен план проекта, определены сроки подготовки, этапы осуществления. Проделана следующая работа:
России нужен флот дееспособный.
Необходим такой флот,
который в каждую данную минуту
мог бы сразиться с флотом,
стоящим на уровне новейших научных требований.
П.А.Столыпин о ВМФ на заседании думы 24.05.1908г.
Введение.
История нашей страны – это судьбы миллионов граждан. Я живу в станице Каневской, которая не только является красивой и самой большой в мире, но и малой родиной многих известных героев нашей страны. Кубанцы помнят тех, кто прославил свою страну как в мирное, так и в военное время. С чувством особой гордости каневчане всегда говорят о Героях Советского Союза Г.К. Нестеренко, И.А. Передерий, В. Колованове и о Героях Социалистического труда А.Т. Кузовлеве, В.Ф. Резникове.
Я хочу в рамках гражданского проекта “Наш контр-адмирал” поделиться интересным материалом о авианесущем крейсере “Адмирал Кузнецов” и о каневчанах, несущих службу на Северном флоте. История военного флота неотделима от истории государства. Издревле военное и морское дело составляло основу военного потенциала государства. “Кто владеет морем, тот владеет миром”[1] Периоды процветания или упадка России так или иначе связаны с победами или поражениями в войне на море , с периодами роста или ослабления ее морской мощи и военного флота. Мне запомнились слова нашего учителя, который говорил, что любить Родину, значит знать её историю, знать родословную своей семьи и уважать защитников Отечества. Да, я Старцев Александр хочу знать свои корни и прожить жизнь, как мой дед, «Основательно и со смыслом» и быть полезным своей Родине и выбрать профессию офицера ВМФ. При написании работы я использовал воспоминания сыновей своего деда о его службе на Северном флоте, в роли командира авианесущего крейсера “Адмирал Кузнецов”, который выполнял важные стратегические задания Родины по охране морских границ. Я также встретился с его родным братом и сыновьями, которые служат на Северном флоте которые рассказали мне много интересного тоже рассказал мне много интересного о нём. В работе я использовал материалы, присланные в нашу школу из архивов музея крейсера, а так же материалы общероссийского Движения Поддержки Флоту, музея города Североморска, документальные видео фильмы, снятые телевидением России. В книгах адмирала флота И.М. Капитанец ”Сильный флот – сильная Россия” и Валерия Бабича «Город Святого Николая и его авианосцы» дан анализ всей истории Военно-морского флота России и перспективы его развития. Воспоминания Каневчан, служивших и находящихся на службе дают материал, который играет важную роль в воспитании гражданственности, патриотизма для подрастающего поколения. Интереснейший материал о тяжёлом авианесущем крейсере”Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов” дан в книге “Палубная авиация”автора Н.Валуев, С.Скрынников. Дополнительный материал о гражданах, состоящих на воинском учёте в отделе военного комиссариата по Каневскому району, проходивших службу в Военно-морском флоте РФ выдан военным комиссариатом Каневской. Применяя методы исследования, анализа я познакомился с историей Российского флота с трудностями романтикой профессии офицера Военно-морского флота. При написании работы проанализировал роль семьи общества в формировании личности.
На дворе 21 век. Нам молодым учиться работать радоваться жизни постигать трудное. Что нужно взять с собой из жизни и опыта наших предков? Какими надо стать, что нами могла гордиться страна, наши земляки. Брата своего деда и всех военнослужащих Северного флота я считаю настоящими патриотами, гражданами нашей страны достойными офицерами, которые верны своему долгу. Память о них должна оставаться всегда об этих достойных гражданах должны помнить пушкинские ученики должны знать и помнить пушкинские ученики.
Максим Горький писал: «Эмоциональное начало тянет к прошлому, интеллектуальное к будущему». Я понимаю эти слова, что нужно знать свои корни, уважать офицеров Военно-морского флота и по этому стараюсь обобщить материал по данной теме для музея своей школы и познакомить с ребят с данным материалом я очень горжусь, что мой прадед Санько И.Ф. был командиром одного из самых сильнейших в вооружении военно-морского флота крейсера, выполняющего задачи по охране морских границ.
Считаю, что своей работой вношу маленькую лепту для сохранения потомками светлой памяти и уважения к Контр-адмиралу - замечательному сыну Кубани. Уверены матрос и адмиралы , что Североморск надёжный их причал.
Основная часть
“У России есть только два верных союзника- наша армия и флот”
. Александр III
История образования военного флота России переносит нас в год 1696. Пётр Великий собрал в октябре этого года Боярскую думу, где было решено морским судам быть!!!
Именно с этого решения и началось превращение Руси в морскую державу.
«Существует распространённое мнение, что русский флот создан сравнительно недавно Петром Великим, однако в действительности он по праву может считаться более древнем, чем Британский флот,- именно русские были наиболее передовыми моряками своего времени»1.
Юный царь Пётр приложил все усилия для того чтобы создать военный флот. Первым судном была 12-пушечная яхта «Святой Пётр» Создание постоянного военного флота является особой заслугой Петра. Без сильного военного флота тогдашнее русское государство не смогло бы вести успешную борьбу за выходы на берега Азовского и Балтийского морей. Первые Верфи были открыты в Воронеже.
А в июле 1696 года впервые в истории России была одержана блестящая победа с помощью флота. Крепость Азов сдалась. В историю вошли слова Петра «…государи, морского флота не имущие,- токмо одну руку имеют, а имущие флот – обе!» 2
В 1699 году был построен первый военный корабль «Орёл». Днём рождения отечественного Военно-морского флота считается октябрь 1696года.
Более 20 лет шла Северная война. Балтийский флот оправдал возложенные на него надежды. Нанес решительное поражение Шведскому флоту при Гангуте и у Гренгама. Это привело к господству русского флота на Балтике.
1.Журнал «Классный руководитель» М., 1996год. Стр. 71.
2.Хрестоматия по истории России. М., 1989год. Стр.217.
При Петре первом было построено около 900 военных судов. Русский военный флот, оснащенный кораблями новейшей постройки, стал одним из сильнейших в мире.
В течение первой четверти 19 века Россия участвовала в 7 больших войнах, где использовался и флот. В Крымской войне замечательный флотоводец Нахимов разгромил в Синопской бухте турецкую эскадру, применив русские бомбические орудия.
В 20 веке в русско-японской войне русский флот в Порт – Артуре показал свою непоколебимость и величие. Русские моряки проявили себя мужественно и героически.
В годы становления Советского флота это события, которые начинаются с выстрела Крейсера «Авроры», а затем задачи Балтийского флота – не допустить корабли интервентов к Петрограду.
В 1932 году началось строительство Тихоокеанского флота. А в мае 1933года из Кронштадта в Мурманск вышел первый отряд боевых кораблей. Начал создаваться Северный флот, где прослужил брат моего деда Санько И.Ф., отдав ему более 20 лет жизни, преумножая победы и достижения флота. Годы Великой Отечественной войны и участие в ней военных кораблей - это особая страница в истории нашей Родины.
Изменился флот. Изменились и его люди. Сегодня на кораблях служат матросы, старшины и офицеры, знающие о войне по книгам, фильмам и рассказам ветеранов. Царство радиоэлектроники, телемеханики, атомной энергетики окружает сегодня флотского специалиста. И о таком сильнейшем на вооружении России авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов», на котором служил мой дед и наши земляки Сидоренко В.А., Мищенко А.Д. я хочу Вам рассказать.
Город Николаев названный князем Г.А. Потемкиным в 1789 году стал городом который строили обеспечивал военный флот авианосцами. Николаев - один из крупнейших центров кораблестроеия. В 1960х-1980х годах на судостроительом заводе было построена большая серия кораблей для военно-морского флота. Особое место среди продукции николаевских корабелов во второй половине 20го века занимали авианосцы.
Наша Родина омывается водами 14 морей и 3 океанов. Не зря нашу Россию называют великой морской державой. И на страже морской державы стоит наш Российский военно-морской флот, который оснащен в наше время передовой морской авиацией – палубной авиацией как называют военные. Россия была, есть и будет великой морской державой, потому что там служат такие замечательные преданные патриоты как брат моего деда Санько И.Ф., который за всю историю Российского флота – единственный командир надводного корабля, которому присвоено звание «Контр-адмирал». На Северном флоте несут службу и наши кубанцы в том числе и каневчане.
2. Авианосец “Адмирал Кузнецов”
Богатством страны являются люди и их судьбы. Сегодня мой рассказ о офицерах североморцах, несущих службу на крупнейшем и сильнейшем в вооружении флота авианесущем крейсере. В 1954 году на Северный флот прибыл военно-морской министр Н.Кузнецов с целью рассмотреть состояние флота и его дальнейшее развитие как океанского флота. Н.Г. Кузнецов сумел убедить руководство страны в необходимости продолжения строительства большого океанского флота, начало которого было положено в 1937г.. Создание океанского ракетно-ядерного атомного флота сыграло решающую роль в “холодной войне” по предотвращению третей мировой войны. “В этом историческая заслуга и роль адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова перед Отечеством”.“Благодаря военным строителям на флоте были созданы новые пункты базирования. В море отрабатывались атаки подводных лодок с применением торпедного оружия”. Какова же история “отца” и “сына”?
Гром артиллерийского салюта возвестил жителям города Николаева о спуске на воду нового военного корабля. Для корабелов это праздник, но день 5 декабря 1985 года имел особое значение для коллектива Черноморского судостроительного завода-с его стапеля сошёл первый отечественный авианосец. При закладке в 1982 году он был назван "Рига", однако примерно через год переименован в "Леонид Брежнев". Уже у достроечной стенки завода золотые буквы на борту заменили в третий раз, и в море корабль вышел с именем «Тбилиси». Однако еще через год политические события потребовали его переименования и с конце 1991 года в состав Северного Флота вошел не «Тбилиси», а «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Директором ЧСЗ с 1979 по 194год был назначен Ю.И. Макаров, который внес большой вклад в строительство авианосца «Адмирал Кузнецов». Старшим гарантийным представителем Черноморского флота на «Адмирале Кузнецове» был Г.И. Журенко, которого нет в живых, но остался его дневник, который проливает свет на проблемный вопрос накануне референдума «О провозглашении независимости Украины»: бежал ли на Север «Адмирал Кузнецов». Анализируя дневник мы видим как испытывался авианесущий крейсер на море «1.12.1991г. исчезло питание в системе «Аист» - авторулевого. Это весьма опасно, ведь идем к Боспору. Разбрались – сгорели 2 предохранителя».
К концу декабря авивносец в сопровождении кораблей НАТО преодолевая морские просторы Ионического моря, Атлантику, Балтику, Полярный круг, пройдя более 34тыс. миль (63тыс. км.), прибыл в Видяево – место базирования на Северном флоте «Адмирала Кузнецова».
Таким образом можно назвать сам крейсер “сыном” адмирала Кузнецова Н.Г., так как назван его именем. В 90е годы мой прадед Санько И.Ф. был назначен главным по переходу авианесущего крейсера с базы Черноморского флота в городе Севастополь на базу Северного флота в город Североморск.
Ивану Фёдоровичу, нашему земляку высшее командование Росси оказало доверие командовать с 1991 по 1995 годы тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов». Так и осуществилась его детская мечта. Должность командира авианосца объединила мечты о море и воздушно океане.
На авианосце в его подчинении было более шестидесяти боевых самолётов и вертолётов.
. Черты характера выработанные в юности фундамент для выполнения заданий, которые ставила перед ним родина. Справившись со всеми трудностями жизни, он сумел пройти путь с рядового командира до командира авианесущего крейсера. Находясь в должности командира авианосца «Адмирал Кузнецов» он воплотил свои мечты о море и воздушном океане, но самым главным было то, что Санько И. Ф. сочетал военную службу с совершенствованием своих знаний и сумел окончить две академии: Военно – морского флота СССР и Генерального штаба Министерства обороны страны в свой сорок пятый день рождения Иван Санько стал первым командиром получившим звание контр – адмирала. Его сослуживцы называли его «палубный адмирал». Двадцать лет службы на крейсере это выполнение главного долга – защита Отечества. Родина и правительство высоко оценили службу, наградив его орденами и медалями.
«Авианосец «Герой Советского Союза Адмирал Кузнецов» - тяжелый авианесущий крейсер. Длина его 300 метров, водоизмещением 60 тысяч тонн, имеющий 24 этажа от киля до клотика, 4 тысячи помещений 2 тысячи человек экипажа да еще экипажей самолётов и вертолетов2». Море и корабль стали его вторым домом. “ Кроме летательных аппаратов в состав его вооружения входят противокорабельные ракеты (ПКР), запускаемые из шахтных пусковых ПУ поэтому в отечественной квалификации он обозначен как «тяжелый авианесущий крейсер».
Водоизмещение 55 тыс.тонн, длина 306 метров, ширина по полетной палубе 71 метр, осадка 10 метров, максимальная скорость хода 30 узлов, дальность плавания экономическим ходом 8 тыс.миль, автономность плавания 45 суток, мореходность не ограничена, мощность силовой установки 200 тыс.л.с. Вооружение 12 ПУ крылатых ракет, 2 ЗРК ближнего действия до 60 ЛА, 6х6 30 мм артустановок.
На авианесущем крейсере во время походов базируются самолёты Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования — Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования — Североморск-1).
Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер СССР — «Тбилиси»[4] был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года.[5] От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25
Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.
1 ноября 1989 года впервые в СССР на палубу «Тбилиси» совершил посадку по - самолётному истребитель Су-27К (лётчик-испытатель В. Г. Пугачёв). В этот же день с палубы впервые взлетел с использованием трамплина МиГ-29К (лётчик-испытатель Т. О. Аубакиров). 1 августа 1990 года начались государственные испытания. В ходе испытаний пройдено 16200 миль, совершено 454 полёта самолётов. В мае 1990 года корабль был временно включён в состав 30 дивизии надводных кораблей КЧФ.
Экипаж — 1960 человек
Авиаперсонал — 626 человек
Командный состав — 55 человек
За время службы кораблём командовали: капитан 1 ранга В. С. Ярыгин, контр-адмирал И. Ф. Санько, контр-адмирал А. В. Челпанов, капитан 1 ранга А. В. Турилин, капитан 1 ранга А. П. Шевченко. В настоящее время капитан 1 ранга Родионов В.Н.”
Три года до 1995 года брат моего деда, наш земляк командовал этим кораблём.
1.Интернет-ресурсы Wikipedia.ru
Благодаря его настойчивости на судне не только появились самолёты, но и начали летать – по всей стране пришлось искать лётчиков, умеющих взлетать с палубы и садиться на неё. Читая это, в семейном архиве, слушая воспоминания родственников Санько И.Ф. , я думаю что он настоящий герой и командир единственного в России авианесущего крейсера который стоит на боевом посту и поныне.
И был направлен после окончания училища на Северный флот в город Североморск. Свою трудовую службу начал с командира батареи противолодочного корабля «Достойный». Без протекций, своим трудом преодолевал он ступень за ступенью служебную лестницу: Командир дивизиона, командир ракетно-артиллерийской боевой части корабля. Читая эти документы, я убеждаюсь в том, чтобы стать настоящим солдатом, гражданином для этого необходимо работать над собой, начиная со школьной скамьи.
В служебной характеристике читаю: «за время прохождения службы в войсковой части 30830 с сентября 1973 по сентябрь 1977 года старший лейтенант Санько Иван Фёдорович показал себя дисциплинированным, исполнительным, грамотным офицером, в своих действиях решительным, выдержанным. Обладает высокоразвитым чувством ответственности за порученное дело. Имеет хорошие организаторские способности, умело обучает и воспитывает подчиненных.1»
скамьи: хорошо учиться, иметь цель в жизни, заниматься спортом и общественной работой, вести здоровый образ жизни. Ведь эти качества прививал в себе Иван Фёдорович, мечтая служить Родине.
Его личные качества помогли ему быстро подниматься по служебной лестнице.
В 1997 году И. Ф. Санько вышел в отставку, жил в городе-герое Новороссийске. Он был этому очень рад. Много лет прослужил на Севере, он возвратился к южному солнцу, на родную Кубань. В своих воспоминаниях он пишет: «Теперь будет возможность чаще наведываться в Каневскую, где живут мама, брат, двоюродный дед, друзья детства, которых немного, но зато надежные»1.
Приезжая в Каневскую он всегда озвучивал свою мечту о Каневской, говоря, что здесь его корни. Всегда с удовольствием отдыхал не на море, а в плавнях. Это отличные места для рыбалки и охоты. Это его малая Родина, которую он очень любил.
Много слов сказано о красоте морских рассветов и закатов, но ими можно любоваться, восхищаться, но чтобы прикипеть к ним душой – нет, не имеют они той власти над человеком, что родные с детства места, куда хотелось бы ему вернуться.
Его сослуживец Сидоренко В.А., прослуживший несколько лет на «Адмирале Кузнецове», и ушедший в июне 2011 года в отставку, вспоминает: «Большую роль в выполнении государственных летных испытаний самолета СУ-27К сыграли летчики, герои России: летчик-ипытатель С.Н. Мельников, генерал-майор Т.А. Апакидзе и полковник И.И. Бохонко. Не мало трудных задач выполнял состав военнослужащих, летчиков, моряков, испытывая истребители, вертолеты, обеспечивая боевую устойчивость сил ВМФ в удаленных районах Мирового океана». При встрече со мной он сказал, что для профессии морского офицера необходимы знания, крепкое здоровье и гражданское понимание о обязанности юноши защищать Отечество.
Очень интересной была моя встеча с Сидоренко, двое сына которого тоже служат на Северном флоте. Мищенко по данным Каненвского военкомата в Североморске проходили службу ученик нашей школы Бунчук Владимир и урженец ст. Челбасской Клименко Алексей, а ученик 3 школы Алексей Шипило, который после окончания Донского гос.университета подписал необходимые документы в военкомате, наш земляк попал в город Североморск Мурманской области.
мечтал о небе и море и сумел добиться исполнения своей мечты. Военные заслуги Санько И. Ф., его опыт, знания нужны сегодняшним офицерам и матросам и его сыновьям, которые избрали профессию морского офицера.
Живя в Новороссийске И. Ф. Санько поддерживал связь с сослуживцами, но его здоровье было подорвано.
Врачи лечили его в приморском городе, и в военно-медицинской Академии Ленинграда, но спасти жизнь не смогли – 3 апреля 2005 года перестало биться сердце замечательного человека.Похоронен в Новороссийскена кладбище Мысхако. Сего последнего пристанища хорошо видна Цемесская бухта, в которую и днем и ночью входят и выходят из нее корабли государства российского и многих зарубежных стран.
Командование Новороссийской военной базы и совет ветеранов ВМФ в городе Новороссийске в некрологе пишут, что в их памяти он останется требовательным и заботливым командиром, авторитетным и уважительным человеком, заботливым мужем и отцом.
«За годы службы Санько И. Ф. зарекомендовал себя как настоящий профессионал своего дела, прошедший достойный путь от курсанта Калининградского высшего военно-морского училища до начальника штаба Новороссийской военно-морской базы. Мы знали его как истинного офицера и человека, верного своему долгу. Память о нем останется в наших сердцах»[2].
Санько И. Ф. – достойный сын России, Кубани и Каневской. И как бывший ученик СОШ №4 достоин нашего уважения и памяти. В станице Каневской живет очень много его родственников. Это и родной брат Василий Федорович, и двоюродные и троюродные братья и сестры, которые учились в Пушкинской школе и стали достойными гражданами нашей страны. Жизненный путь контр-адмирала – пример для подрастающего поколения, как и чего можно добиться в жизни если любить свое дело и целенаправленно стремиться к поставленной цели.
1. Газета «Новороссийский рабочий» 2008 г., №40
Заключение.
Прожита жизнь, пусть недолгая, но достойная уважения и памяти земляков, сослуживцев, родных и близких. Черты характера, выработанные в юности, дали хороший фундамент для выполнения заданий командования на службе, для воспитания военнослужащих, для того чтобы быть Человеком, Гражданином и Патриотом. Справившись со всеми трудностями в жизни, он сумел пройти путь с командира дивизиона до командира авианесущего военного корабля. Прослужив на крейсере почти двадцать лет, он был отмечен орденами и медалями правительства. Находясь в должности командира авианосца «Адмирал Кузнецов» он воплотил свои мечты о море и воздушном океане. Под его командованием десятки летчиков получили звание Героя.
Изучив жизненный путь своего родственника, я Старцев Александр хочу быть похожим на него: посещаю секции военно-прикладных видов спорта, боец военно-патриотического клуба «Находчивый». Своей работой я считаю внес маленькую лепту в сохранении уважения и памяти о моем родственнике контр-адмирале Санько И. Ф. Вместе с учащимися нашей школы я побывал на военном корабле в городе Новороссийске, возложил вместе с ребятами цветы к надгробию памятника, прикоснулся к судьбе своего деда.
Я считаю необходимым:
1. продолжить сбор материала о своем родственнике и земляке и проводить в музее уроки-встречи с целью проф. ориентации.
2. организовать встречу с сослуживцами, офицерами ВМФ и учащимися нашей школы, выбравшими профессию военного офицера
3. ходатайствовать перед администрацией Сельского поселения присвоении одной из улиц нового микрорайона назвать имени контр-адмирала Санько И. Ф.
4. продолжить связь с сослуживцами Северного флота, крейсера “Адмирал Кузнецов”.
Библиография.
- автобиография
- служебная характеристика
- диплом
- удостоверения к наградам
- аттестация
- послужной список
- воспоминания родственников
3. Газета «Новороссийский рабочий» 2005 г., №61
4. Газета «Каневские зори» 2008 г. №68
5. Газета «Над Кубанью» 2008 г., №40
6. Материалы глобальной сети Интернет (фото)
Приложение
Фотографии митинга посвященного открытию памятной доски контр-адмиралу Санько И.Ф. в МОУ СОШ №4 ст. Каневской Краснодарского края.
Глава администрации Лыбанев В.В. открывает митинг(по середине).
(слева Глава сельского поселения Харченко В.И., справа директор школы Чернявская К.П.)
Сослуживцы Санько И.Ф. в строю.
Сослуживец, друг, председатель Совета ветеранов г.Новороссийска Клепантчук И.К.
Учащиеся МОУ СОШ №4
Вступает сын…
Вручает в дар музею отцовский головной убор
Открытие доски (Клепанчук И.К., сын и родной брат Санько В.В.
В почетном карауле сын, родной брат и сослуживец Санько И.Ф.
Минута молчания.
Помним…
[1] И.М. Капитанец “Сильный флот - сильная Россия”. Москва “Вече”, 2006 стр.13
Пока бьют часы
На берегу Байкала
Почему Уран и Нептун разного цвета
Две снежинки
Снегири и коты