1. Источники загрязнения воздуха.
1.1. Планета в опасности
С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более мощным и в настоящее время приобрело планетарный характер. Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Для успешного решения этой задачи недостаточно усилий государства и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным.
Человеку и другим живым существам для дыхания необходим чистый воздух. Но во многих местах, особенно в больших городах, он загрязнен. Фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль. Автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ.
Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!
Ежегодно около 100 млн. тонн промышленных отходов выбрасывается в атмосферу. Из них - 40 млн. тонн выбрасывается в воздух; 10 млн.тонн - в воду; 50 млн. тонн – это твердые органические и неорганические отходы.
Вложение | Размер |
---|---|
konferenciya_osnovnoy_dokument__1.docx | 781.02 КБ |
Тема: «Экологическое состояние школы и пришкольного участка».
Выполнил:
Игольников Дмитрий
Ученик 3 «Б» класса
МБОУ-кадетской школы № 95
Кировского района
Научный руководитель
Гаврилкова Татьяна
Викторовна
Самара, 2012 г.
Содержание.
Введение. 3.
1.1.Планета в опасности 4.
1.2.Экологическая цена автомобиля 7.
1.3.Воздействие загрязнения воздуха на людей 7.
II. Исследование уровня загрязнения воздуха в школе и на пришкольном участке.
2.1.Определение уровня загрязнения воздуха внутри здания школы. 8.
2.2. Установление уровня загрязнения воздуха на пришкольном участке. 9.
2.3. Уточнение плотности озеленения пришкольного участка. 10.
2.4. Определение степени интенсивности движения на автотрассе возле школы. 10.
Заключение 12.
Приложение № 1. 14.
Список использованной литературы. 23.
Введение.
Характерной особенностью современного города является ухудшение экологической обстановки. Развитие промышленности и обилие транспорта в городах отрицательно влияют на условия жизни человека: происходит загрязнение воздуха, почвы, воды, повышается шумовой фон, возрастают стрессовые нагрузки. Все это негативно влияет на состояние здоровья городского населения, в том числе и на нас - школьников. Знать в каких условиях мы живем и обучаемся, немаловажно.
Цель данной работы - определить экологическое состояние территории школы.
Задачи работы:
Методы исследования: изучение информационных источников, математические вычисления, анализ и синтез полученных данных.
Объектом исследования работы выступает воздух, а предметом - влияние его загрязнения на здоровье школьников.
При исследовании были изучены работы следующих авторов:
Чижевский А.Е. «Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология», Т.А. Акимова, В.В. Хаскин. Экология, Т.А. Хван. Экология. Учебное пособие. Основы рационального природопользования, Самарская область. Хрестоматия по географии/ Под ред. И.А. Носкова.
С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более мощным и в настоящее время приобрело планетарный характер. Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Для успешного решения этой задачи недостаточно усилий государства и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным.
Человеку и другим живым существам для дыхания необходим чистый воздух. Но во многих местах, особенно в больших городах, он загрязнен. Фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль. Автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ.
Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!
Ежегодно около 100 млн. тонн промышленных отходов выбрасывается в атмосферу. Из них - 40 млн. тонн выбрасывается в воздух; 10 млн.тонн - в воду; 50 млн. тонн – это твердые органические и неорганические отходы.
Доля газообразных, пылевых и жидких отходов в общей массе - 20-25 %. Именно они больше всего влияют на здоровье человека, которому приходиться дышать загрязненным воздухом и пить загрязненную воду.
В 19 веке в Англии впервые в истории человечества был принят закон об охране воздуха от загрязнения. В 20 веке с развитием промышленности загрязнение воздуха возросло и это привело к массовым заболеваниям и даже гибели людей. В связи с этим во многих странах мира были приняты законы, направленные на охрану чистоты воздуха и сохранения здоровья людей. Но, несмотря на все усилия, концентрация загрязненных веществ в атмосфере с каждым годом продолжает расти.
Для оценки опасности загрязнения воздуха устанавливаются предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ – ПДК. Это показатели, при превышении которых, возможны нарушения работы организма человека. ПДК не должны превышаться в атмосфере городов. Однако на самом деле эти нормы в большинстве стран не соблюдаются. В некоторых городах показатели ПДК значительно выше допустимых норм.
Источниками загрязнения воздуха в Самарской области являются предприятия нефтедобычи и нефтепереработки, химической и нефтехимической, машиностроительной, теплоэнергетической, строительных материалов, а также транспорт. В связи с этим наша область подвергается гораздо большему воздействию негативных факторов, чем иные, менее насыщенные предприятиями регионы России.
Для оценки степени загрязнения атмосферного воздуха в 7 городах Самарской области рассчитывается индекс загрязнения атмосферы(ИЗА). Уровень загрязнения воздуха считается низким, если показатель ИЗА меньше 5, повышенным при ИЗА от 5 до 6, высоким при ИЗА от 7 до 13, очень высоким при ИЗА больше 13. По данным на 2006 год ИЗА некоторых городов нашей области:
города Самарской области | показатели ИЗА |
г. Чапаевск | 12,9 |
г. Самара | 10,8 |
г. Тольятти | 10,5 |
г. Новокуйбышевск | 9,4 |
г. Жигулёвск | 4,1 |
По сравнению с 80-ми годами ХХ века загрязнение атмосферы в городах Самарской области снизилось, в среднем в 2 раза. Однако показатели ПДК и ИЗА остаются достаточно высокими, превышающими допустимые нормы.( Самарская область. Хрестоматия по географии/ Под ред. И.А. Носкова, Самара,2008, с 221.)
1.2.Экологическая цена автомобиля.
По статистике на 2010 год, в столицах разных стран на каждую тысячу жителей приходится более 600 автомобилей. Очевидно, что при таком количестве машин легкий дымок, выходящий из выхлопных труб, загрязняет окружающий воздух настолько, что это причиняет ощутимый вред здоровью людей и природе.
Среди множества различных газов и химических соединений, выбрасываемых автомобилем, есть и токсичные вещества. На некоторых городских магистралях в часы пик их содержание в воздухе превосходит предельно допустимые концентрации в 10 и более раз. А по всей России выброс вредных веществ автомобилями в 2010 году составил около 12млн.тонн, а на одного человека приходится 110 тыс.тонн в год. В больших городах, в том числе и в Самаре автомобиль является основным загрязнителем воздуха. Так, в суммарный объем выбросов в атмосферу г. Самара около 80 % вносит автомобильный транспорт.
Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха. На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. В разных местах созданы специальные станции, которые постоянно следят за чистотой воздуха в больших городах.
1.3. Воздействие загрязнения воздуха на людей.
Исследования, проведенные в России, показали, что интенсивному воздействию различных веществ, содержащихся в атмосфере, подвергается около 71 млн.человек, т.е. более 50 % населения страны( Экология в схемах и таблицах. Учебное пособие. Составители: Чердымова З.И., Чердымова Е.И., Астафьев В.М. Симонов Ю.В. – Корпорация «Фёдоров».-Самара, 1997 г. (с.142).
Своеобразная форма загрязнения воздуха - разного рода шумы. Превышения допустимого уровня шума может нанести психике человека очень серьезный ущерб.
2. Исследования уровня загрязнения воздуха в школе и на пришкольном участке.
2.1. Определение уровня загрязнения воздуха внутри здания школы.
Для того, чтобы определить уровень загрязнения воздуха внутри здания школы, были сделано следующее:
Были приготовлены восемь полосок белой картонной бумаги, каждая из них подписана с обратной стороны. Полоски бумаги намазали вазелином и прикрепили в соответствии с подписями: в классе, в медицинском кабинете, кабинете директора, в учительской, в столовой, коридоре, спортзале, раздевалке. Через пять дней проверили результаты эксперимента.
Полоски были загрязнены по-разному. Практически чистыми оказались кабинеты врача, директора. Это объясняется частой влажной уборкой и малым количеством посещений. Средний уровень загрязнения отмечен в классе, в учительской, столовой, коридоре, спортзале, что объясняется двухразовой (за день), а иногда и более, уборкой этих помещений и наличием у посетителей сменной обуви. Наиболее загрязненным помещением оказалась раздевалка школы. Это объясняется большой загруженностью данного помещения и грязной обувью тех, кто там бывает.
Полоски были рассмотрены под лупой. На наиболее чистых полосках были обнаружены только частички пыли, на той, которая была прикреплена в раздевалке, приклеились еще волоски и ворсинки. На полосках из раздевалки и общего коридора при входе были обнаружены частички грязи.
Вывод: в грязных помещениях школы небезопасно находиться, поскольку пыль оседает на стенках легких человека и вызывает различные заболевания, поэтому во всех помещениях школы необходима тщательная уборка, а на занятия нужно ходить в сменной обуви.
2.2. Установление уровня загрязнения воздуха на пришкольном участке.
Кадетская школа № 95 находится в некоторой отдаленности от промышленных предприятий. Это конечно плюс, но есть и минус. Прямо напротив школы проходит автотрасса с насыщенным потоком автомашин.
По санитарно-гигиеническим нормам от границ школы до дороги должно быть не менее 25 м, до магазинов и предприятий -50 м, до жилых домов – не менее 10 м.
В нашем случае, расстояние до дороги составляет 20 м, магазинов рядом нет, до ближайших домов - 10 м. Таким образом, расстояние до дороги не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Далее была изучена степень загрязненности воздуха в различных местах пришкольного участка. Когда выпал снег, его собрали у входа в школу и на заднем дворе. Снег, собранный возле входа, оказался грязнее, чем на заднем дворе. В нем мы увидели частички сажи, копоти, грязи. А снег, собранный на заднем дворе, растаял, и вода оказалась прозрачной и почти чистой.
Вывод: снег наиболее загрязнен возле центрального входа в школу и наименее за школой, т.е. в той части пришкольного участка, которая удалена от автотрассы.
2.3. Уточнение плотности озеленения пришкольного участка.
Следует отметить, что ранее на пришкольном участке произрастало 63 дерева. По инициативе директора и заведующего хозяйством школы данные деревья в декабре 2010 года были срублены. Данное решение руководства школы было обоснованным , так как деревья были больными, сухими. В любой момент большие сухие ветви деревьев могли упасть и нанести вред здоровью школьников. Кроме этого в нашей школе около года шел капитальный ремонт, участок школы был разрушен. В настоящее время на пришкольном участке деревьев нет! В 2012 году планируется капитальное строительство школьной площадки, которая будет располагаться непосредственно за школой. В связи с этим посадка новых деревьев приостановлена, но, со слов руководства школы, будет обязательно произведена после окончания строительных работ.
Известно, что одно дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. В школе учатся и работают более 250 человек. Для данного количества людей необходимо наличие около 90 древесных растений для полного восстановления потребленного кислорода. Следует учитывать, что это должны быть не саженцы, а деревья средней высоты. Даже ранее наша школа была озеленена лишь на 2/3 от необходимого уровня озеленения, а в настоящее время совсем опустошена и мы лишены защиты природы! Все это крайне неблагоприятно отражается на здоровье учащихся и сотрудников школы.
Вывод: необходимо в возможно кратчайшие сроки заняться озеленением участка школы № 95.
2.4. Определение степени интенсивности движения на автотрассе возле школы.
Для этого было подсчитано количество и виды транспорта, проходящего по автотрассе возле школы. Наблюдения проводили несколько раз в день в течение 15 минут в одно и то же время: в 10.00, в 14.00, в 17.00. Результаты занесены в таблицу:
В 10 00 | В 14 00 | В 17 00 | |
Вид транспорта | Количество проходящих автомобилей | ||
Легковые автомобили | 225 | 170 | 195 |
Грузовые автомобили | 20 | 15 | 5 |
Пассажирский транспорт | 25 | 90 | 70 |
Всего | 330 | 275 | 270 |
В среднем получилось, что за 15 минут на автотрассе, находящейся рядом со школой, проходит около 291 автомашины. Такая нагрузка на автотрассе наблюдается в течение всего рабочего дня с 7.00 до 21.00, т.е . 14 часов или 840 минут. В среднем, мимо школы за час проходит(291*4) - 1164 автомашины, соответственно в течение рабочего дня проходит (1164 *14 час. ) - 16296 автомобилей. Учитывая, что автомобиль движется по данному отрезку дороги около одной минуты, при подсчете выясняем, что за рабочий день автотранспорт в окрестностях школы выбрасывает ( 16296 * 4 кг : 840 мин = 77,6 кг ) 77,6 кг угарного газа, оксидов азота, серы, сажи, высокотоксичных веществ. За год количество выбросов составляет более 20 тонн. Полученные результаты приводят в ужас! Нас спасает то, что недалеко от школы, находится аллея с густо растущими деревьями.
Изменить данную ситуацию невозможно, поэтому был сделан вывод, что по выходным необходимо всей семьей выезжать за пределы города в экологические чистые уголки природы.
Заключение.
Исходя из вышеизложенного, делаем вывод: автотрасса – это практически единственный, самый главный источник загрязнения микрорайона школы № 95. Сделать мы с ней ничего не можем, но улучшить экологическое состояние школы в наших силах.
Во-первых: полученную информацию нужно донести до всех учащихся и работающих в школе. Это можно сделать с помощью презентации и коллажей. Чтобы сами школьники осознали всю необходимость защиты окружающей среды и бережнее относились к природе.
Во-вторых: после строительства школьной площадки оказать посильную помощь в посадке кустарников или деревьев на территории школы и осуществлять уход за ними. Это существенно улучшит очищение воздуха вокруг школы. Растения оказывают оздоровительный, психоэмоциональный эффект: их прохлада, гармония звуков и красок, многообразие запахов успокаивает нервную систему, снижает стрессовые ситуации, эстетически развивает.
В – третьих: продолжать поддерживать чистоту воздуха внутри школы.
Кроме того, есть еще растения биоиндикаторы. Они помогают определять санитарное состояние воздуха. К ним относятся традесканция, бегония, аспарагус, фиалка.
Таким образом, мы тоже сможем внести свой вклад в защиту окружающей среды – среды, где мы живем, учимся, работаем.
Средний уровень загрязнения отмечен в классе, в учительской, столовой, коридоре, спортзале, что объясняется двухразовой (за день), а иногда и более, уборкой этих помещений и наличием у посетителей сменной обуви.
Класс
Столовая
Спортивный зал
Установление уровня загрязненности воздуха на пришкольном участке.
По санитарно-гигиеническим нормам от границы школы до дороги должно быть не менее 25 м. В нашем случае расстояние до дороги составляет 20 м., т.е. не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Степень загрязненности воздуха в различных местах пришкольного участка.
Когда выпал снег, его собрали у входа в школу и на заднем дворе. Затем растопили при комнатной температуре.
Снег, собранный возле центрального входа:
Снег, собранный на заднем дворе школы:
Сравнительное фото:
Определение степени интенсивности движения на автотрассе возле школы № 95.
Для этого было подсчитано количество и виды транспорта, проходящего по автотрассе возле школы. Наблюдения проводили несколько раз в день в течение 15 минут в одно и то же время: в 10.00, в 14.00, в 17.00. Результаты занесены в таблицу:
В 10 00 | В 14 00 | В 17 00 | |
Вид транспорта | Количество проходящих автомобилей | ||
Легковые автомобили | 225 | 170 | 195 |
Грузовые автомобили | 20 | 15 | 5 |
Пассажирский транспорт | 25 | 90 | 70 |
Всего | 330 | 275 | 270 |
В среднем получилось, что за 15 минут на автотрассе, находящейся рядом со школой, проходит около 291 автомашины. Такая нагрузка на автотрассе наблюдается в течение всего рабочего дня с 7.00 до 21.00, т.е . 14 часов или 840 минут. В среднем, мимо школы за час проходит(291*4) - 1164 автомашины, соответственно в течение рабочего дня проходит ( 1164 *14 час. ) - 16296 автомобилей. Учитывая, что автомобиль движется по данному отрезку дороги около одной минуты, при подсчете выясняем , что за рабочий день автотранспорт в окрестностях школы выбрасывает ( 16296 * 4 кг : 840 мин = 77,6 кг ) 77,6 кг. угарного газа, оксидов азота, серы, сажи, высокотоксичных веществ. За год количество выбросов составляет более 20 тонн. Полученные результаты приводят в ужас!
Нас спасает то, что недалеко от школы, находится аллея с густо растущими деревьями.
Список использованной литературы:
1 . Чижевский А.Е. Я познаю мир: Дет.энциклопедия: Экология – М.: ООО Издательство АСТ:Астрель, 2005 г.
2. Экология в схемах и таблицах . Учебное пособие. Составители: Чердымова З.И., Чердымова Е.И., Астафьев В.М., Симонов Ю.В. – Корпорация «Федоров». – Самара, 1997 г.
3. Экология. Сборник задач, упражнений, примеров. Учебное пособие для вузов. Составители: Н.А. Бродская, О.Г. Воробьев, Н.Н. Николайкина. М.:Дрофа, 2005.
4. Т.А. Акимова, В.В. Хаскин. Экология. М.Юнити-Дана,2008.
5. О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс. Москва «ВАКО», 2010.
6. Т.А. Хван. Экология. Учебное пособие. Основы рационального природопользования. М.: Издательство «Юрайт», 2011.
7. Самарская область. Хрестоматия по географии/ Под ред. И.А. Носкова. Самара, 2008
Прилагается мультимедийная презентация
Рисуем лошадь акварелью
Две снежинки
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Волшебные звуки ноктюрна
Иван Васильевич меняет профессию