художественные особенности лирики фета
Вложение | Размер |
---|---|
образ цветов в лирике а.а. фета | 90.5 КБ |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
Конкурс исследовательских работ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
Секция : ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Образ цветов в лирике А.А.Фета
Доронина Ирина, 8 класс
МОУ «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная
школа №1 им. С.Ф. Романова» г. Жуков
Научный руководитель : Бурченкова Н.И.,
учитель русского языка и литературы
г. Обнинск
Оглавление:
I. Введение. Цветы в русской поэзии……………………………………………………3
II. Основная часть. Образ цветов в лирике А.А.Фета:
III. Заключение. Мир цветов – мир красоты…………………………………………….11
IY. Список литературы…………………………………………………………………..12
Y. Приложение ………………………………………………………………………….. 13
Введение.
Цветы в русской поэзии.
Светлеет грусть , когда цветут цветы.
Н. Рубцов.
Мир цветов удивительно разнообразен, таинственен и чудесен. Сирень и роза, тюльпан и гвоздика, фиалка и ромашка, лилия и колокольчик … Как их много! Каждый цветок сам по себе прекрасен и неповторим. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». С этим невозможно не согласиться.
Нередко цветы «растут» на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты. Цветок может сказать человеку больше, чем красноречивое послание, выразить уважение и любовь. Каждый цветок, словно волшебная божественная мелодия.
В своей работе я обращаюсь к проблеме умения видеть прекрасное, замечать красоту в каждодневной суете и привлечь внимание к поэтическому слову.
Русские поэты всей душой любили и восхищались нежностью и красотой цветов, в своих стихотворениях они очень точно подчеркнули их достоинства.
Замечательный русский поэт-пейзажист Афанасий Афанасьевич Фет создал неповторимые по красоте и поэтичности образы, изучение которых является целью работы. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: проанализировать стихотворения Фета, рассмотреть их художественные особенности и сделать выводы.
Методика исследования – анализ, обобщение и систематизация.
Практическое значение работы заключается в развитии интереса к поэзии и умении видеть прекрасное рядом.
Данная тема очень актуальна - без красоты на ша жизнь становится беднее. В связи с этим можно выдвинуть следующую гипотезу- А. А. Фет учит нас чувствовать красоту.
3
Основная часть.
Образ цветов в лирике А.А. Фета.
В стихотворениях А.А.Фета особенно много цветов: это и «душистая сирень», и
« опахала» цветов липы, и, конечно, розы, которым у Фета посвящено много замечательных строк. Однако, не менее прекрасен в лирике поэта скромный лесной цветок — ландыш, о нём говорится в небольшом стихотворении, которое называется «Первый ландыш».
Каждый год в весеннем лесу происходит чудо – зацветает ландыш. Удивительных цветов много, но этот самый изящный, самый душистый, самый таинственный. В нём соединились хрупкость , нежность , красота и вечность.
По древней русской легенде морская царевна Волхва полюбила юношу Садко, он же отдал своё сердце Любаве. Опечаленная Волхва вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши - символ чистой и беззаветной любви. Ландыши были любимыми цветами П.И.Чайковского, И.А. Бунина, А.И.Куприна, И.Е.Репина и многих других.
На первый взгляд тема стихотворения очень проста - это весна в лесу. Основная мысль заключается в сравнении первого весеннего цветка с юной девой, которую переполняет новое непонятное ей чувство. Чтобы раскрыть эту идею, А.А. Фет использует разнообразные поэтические приёмы и композиционно точно выстраивает это стихотворение.
В нём три строфы с перекрестной рифмовкой, которая участвует в движении поэтической мысли, не замыкая четверостиший:
… из-под снега … ярок …вздыхает
… лучей …. сны ….самой
…………. нега …. подарок …. благоухает
………….. твоей ….. весны …..молодой
Первые две строфы представляют собой развернутое поэтическое сравнение цветка весны с юной девой. 1 -я строфа начинается риторическим обращением «О первый ландыш!» Этот весенний цветок Фетом олицетворен и опоэтизирован:
...из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
В создании поэтической картины участвуют эпитеты: «девственная нега», «душистая чистота».
4
Давно замечено, что фетовское «первозданное» слово многомерно, точный лексический смысл его не всегда улавливается. Современники часто упрекали Фета в «неясности», затемнённости смысла многих поэтических метафор. Употребляя здесь слова « из-под снега», поэт, возможно, говорит нам о поздней весне, потому что ландыши обычно цветут в мае, или это слово употреблено не в прямом значении и является метафорой.
Важна также и ненавязчивая сквозная аллитерация: звуки слова «ландыш» как бы повторяются в других словах:
Л— « ландыш », «солнечных», «лучей»,
Н— « ландыш », «нега», «девственная», «солнечных»,
Ш— « ландыш », «просишь», «душистый».
1-я строфа связана со 2-й риторическими восклицаниями: «Какая!.. Как!.. Какие!.. Как!..», повторяющимися в начале стихов в виде анафоры для передачи чувства восхищения, охватившего поэта при виде первого ландыша-вестника весны. Во 2-й строфе ведущим становится мотив весны, подготовленный в 1 -й строфе.
В первом стихе 2-й строфы появляется «луч весенний» (вспомним: в 1-й строфе звучало: «...ты просишь солнечных лучей»). В последнем стихе 2-й строфы — образ «воспламеняющей весны», образующий смысловое кольцо с первым стихом. «Первый луч» весны перекликается с началом стихотворения («первый ландыш»). Так возникает мотив первой любви, который прозвучит в последней, заключительной строфе стихотворения. Первый весенний луч поэт называет «пленительным подарком» «воспламеняющей весны». Характер этой метафоры у Фета передает то особое состояние ожидания любви, счастья, которые в поэзии традиционно связаны с образом весны.
В 3-й строфе появляется образ девы, слышится ее первый «робкий вздох» — предчувствие любви. Слово «первый» встречалось и во 2-й, и в 1-й строфах и является в стихотворении ключевым, и это отражено в названии. Метафора «робкий вздох благоухает» связывает образ первого робкого чувства с образом весны и ландыша.
Стихотворение представляет собой монолог, обращённый к ландышу: О, первый ландыш! … ты просишь …….. ты пленителен.
Читая стихотворение А.А. Фета, перед нами предстаёт во всей своей прелести русская весна с первым ландышем, просящим солнечных лучей, и прекрасная юная дева, стоящая на пороге светлого чувства любви, о котором сама ещё и не догадывается.
5
В 1859 году было написано стихотворение «Колокольчик». Современная биология
выделяет целое семейство колокольчиковых. Самым распространенным в средней
полосе России является «колокольчик раскидистый», дикорастущее травянистое растение, цветки которого по форме похожи на маленький колокол. Кроме того, цветки обладают способностью позванивать на ветру, отсюда и народное название этого растения – «балаболка».
Стихотворение « Колокольчик» написано двусложным размером-хореем со множеством пиррихиев, которые придают мелодичность, неторопливость звучанию. В 1-й строфе говорится о звоне поддужного колокольчика, но не совсем уверенно-« как будто … прозвенел». В ночной тишине трудно понять, кому принадлежит звон.
Ночь нема, как дух бесплотный,
Теплый воздух онемел;
Но как будто мимолетный
Колокольчик прозвенел.
2-я строфа представляет собой одно вопросительное предложение, автору непонятно, что нарушает ночную тишину:
Тот ли это, что мешает
Вдалеке лесному сну
И, качаясь, набегает
На ночную тишину?
В 3-й строфе появляется предположение:
Или этот, чуть заметный:
В цветнике моем и днем,
Узкодонный, разноцветный,
На тычинке под окном?
Поэт как будто не может отличить дорожного колокольчика от цветка колокольчика – и тот, и этот характерно «звенят» в ночи. Который из них на этот раз?
Не просто анализировать многие стихотворения А.А. Фета, зато легко проникнуться их настроением, интонацией, музыкой. Простые на первый взгляд строчки, полны глубокой философии, расширяющей пространство души поэта. Порой трудно понять авторский замысел, смысл стихотворения. Колокольчик - это, скорее всего, символический образ. Стихотворение начинается с описания ночи: «Ночь нема, как дух бесплотный…», а в 3-й строфе прослеживается картина дня: «В цветнике моём и днём…» - меняется световой фон текста, становится светлее, пространство увеличивается ( лес,
6
цветник). Это тоже символично. В стихотворении нет ярких образов, насыщенных
эпитетов, нет излишних украшений. Фет использует естественную разговорную интонацию, и лирический герой становится нам ближе и понятнее.
Афанасий Афанасьевич Фет – замечательный поэт-пейзажист, он создал неповторимые по красоте и поэтичности образы, изображая природу весной, летом , осенью , зимой. Для Фета осень – пора угасания, увядания, застоя, безвременья. Она вызывает чувство тоски, отчаяния, уныния. Но, действительно, как сказал Николай Рубцов, « светлеет грусть, когда цветут цветы», и это мы видим, читая стихотворения «Осенняя роза» и «Сентябрьская роза».
Стихотворение «Осенняя роза» написано 18 сентября 1886 года .
На первый взгляд, стихотворение кажется картинкой, талантливо зарисованной с натуры. Фета называли поэтом мгновенья, он очень дорожит каждым мигом и пытается нам показать его удивительную неповторимость.
А.А. Фет умело поэтизирует обычную прозаическую картину, которая выражается в предложении : Листья облетели в саду и в лесу. Он пишет:
Осыпал сад свои вершины,//Лес обнажил своё чело…
Фет обладал умением из всего высечь искру поэзии, увидеть её там, где другие увидели бы серую будничность.
В первых двух строчках он использует аллитерацию, звук [с] как бы передаёт тихий шелест падающих листьев. Использование глаголов : осыпал , обнажил дополняет картину начала осени и служит средством олицетворения.
Природа у Фета живая, она действует: «Дохнул сентябрь» … и как волшебник заколдовал георгины - они замёрзли. И только роза не поддаётся его чарам, она по-прежнему «благоуханна и пышна», она ведь царица и никому не собирается быть подвластной.
Множество инверсий : осыпал сад, дохнул сентябрь… усиливают назначение текста - описать осеннюю картину. Четырёхстопный ямб очень спокоен и нетороплив:
Осыпал сад свои вершины
_ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _
Лес обнажил своё чело
_ _ _ _/ _ _/ _ _/
Описание красоты осеннего сада сопровождается интонацией лёгкой грусти: «дохнул сентябрь» …- и сад опустел. Поэт передает своё эмоциональное состояние, и мы прекрасно чувствуем все нюансы его мироощущения.
7
Стихотворение «Сентябрьская роза» написано 22 ноября 1890 года.
Сентябрь – первый месяц осени, дни стали короче, «быстролётны», как сказал поэт, «безлиственны кусты», и расцветающая «в надежде неуклонной» роза выступает царицей, напоминая о весне – «с приветом вешним на устах». Интонация стихотворения ровная, плавная, нет резких переходов, взлётов, спадов. А.А. Фет, используя различные средства поэтического языка: олицетворения, эпитеты, метафоры – помогает нам увидеть красоту явлений жизни и испытать радость открытий.
Фет подробно изображает не сам цветок, а то впечатление и ощущение, которое оно вызывает. Эпитеты не столько характеризуют предмет, сколько выражают настроение поэта.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
(«Осенняя роза»)
В давно безлиственных кустах
Как дерзко выступать царицей
С приветом вешним на устах.
(«Сентябрьская роза»)
Строчки наполнены оптимизма, построены на светлых мотивах и образах. Например, наперекор увядающей природе, утренним заморозкам, роза своим благоуханьем, своей царственной статью, веет весной, когда открывается мир любви, счастья, надежд. Может весна помогает поэту передать самое главное - радостное принятие окружающего мира, трепетный восторг, возможность сердцем прикоснуться к прекрасному. Фет называет розу царицей, широко используя прием олицетворения, одушевляет её, наделяет человеческими эмоциями: Румянец уст приотворя,
Как странно улыбнулась роза…
Роза – постоянно возникающий образ в лирике Фета. В стихотворении «Роза» звучит гимн цветку, который олицетворяет необъяснимый, непонятный, благовонный мир любви. Никакая богиня не может поведать Земле того, что говорит ей этот цветок.
При чтении стихотворения мы в первую очередь воспринимаем атмосферу весны- счастливое пробуждение природы ( « трели мая », «в зелени берёза», «поёт пчела») и предчувствие любви ( «необъятный , непонятный , благовонный , благодатный мир любви передо мной»). Знакомые пейзажи поэт «оживляет» свежими красками, вкрапливая в
8
описание неожиданно яркие, зримые образы: «у пурпурной колыбели», « в зелени берёза», «яркий свиток», «воздух синь». Наблюдая за оживающей природой, поэт подчёркивает ещё раз мысль, что весна связана с мечтой о любви, а роза – символ любви. Эмоции восторга, вызванные приходом весны, пронизывают всё стихотворение.
Природа у Фета как бы растворяется в лирическом чувстве, служит средством его выражения :имаем атмосферу весны, "лени берёза"едь воспринимаем атмосферу весны, счастливое пробуждение природыать его удивительную неповторимость
Если радует утро тебя,
Если в пышную веришь примету,—
Хоть на время, на миг полюбя,
Подари эту розу поэту.
Хоть полюбишь кого, хоть снесешь
Не одну ты житейскую грозу,—
Но в стихе умиленном найдешь
Эту вечно душистую розу.
Это стихотворение написано 10 января 1887 года. Фет наслаждается чудесным запахом и гармоний форм чудесного цветка. Речь здесь идёт о человеческом чувстве – о любви, а мы знаем, что роза - символ любви. Поэт использует указательное местоимение эту, подчёркивая конкретность и точность детали – цветка. Стихотворение написано трёхсложным размером с ударением на 3-м слоге – анапест:
Если радует утро тебя
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
Повторы придают эмоциональную насыщенность:
Если радует ….если веришь…
Хоть на миг….. хоть кого
Эту розу…
Петр Ильич Чайковский сказал: « Фет сделал шаг в нашу сторону». Стихи отличаются музыкальной утончённостью, они плавны, певучи, мелодичны.
А. А. Фет писал: «Дайте нам прежде всего в поэте его зоркость в отношении к красоте, а остальное на заднем плане». Зоркость к красоте, умение увидеть и заставить увидеть проявляется в пейзажной лирике этого замечательного поэта. Красоту Афанасий Афанасьевич Фет видел прежде всего в простых явлениях природы.
Только встречу улыбку твою
Или взгляд уловлю твой отрадный,-
9
Не тебе песнь любви я пою,
А твоей красоте ненаглядной.
Про певца по зарям говорят,
Будто розу влюбленною трелью
Восхвалять неумолчно он рад
Над душистой ее колыбелью.
Но безмолвствует, пышно чиста,
Молодая владычица сада:
Только песне нужна красота,
Красоте же и песен не надо.
Мотив красоты - ведущий в поэзии Фета. Он дает ее почувствовать во всем: в колыхании трав, в дуновении ветра, в полете мотылька, в наступлении утра, во взгляде любимых глаз, в улыбке. Символом красоты в поэзии Фета является роза. Это цветок – совершенство. Поэт восторгается безупречной ее красотой и с радостью готов ею восхищаться.
Основной принцип композиции Фета – параллелизм в изображении природы и человека. То, что происходит в природе, то же происходит и в человеческой душе. Человеческое выражено в явлениях природы, а природное – на языке душевных переживаний. Стихотворение мелодично. Этому способствует особенная интонация, своеобразная фонетика ( гласных звуков больше, чем согласных) , ритм (слоги открытые), повторы, инверсии – всё это придаёт плавность и напевность стихотворению.
10
Заключение.
Мир цветов- мир красоты.
А. А. Фет учит нас чувствовать красоту, которая щедро разлита в самой природе. Она естественна и неисчерпаема. Она – источник культуры многих поколений. Нас радуют голубые озёра незабудок, золотые луга одуванчиков, белые россыпи ромашек. Они останутся в мелодиях музыкантов, на полотнах художников и в стихах поэтов.
Цветы сопутствуют человеку во всех значительных событиях его жизни. Когда мы обращаемся к цветам? Цветами встречают новорож денных, с цветами дети впервые идут в школу. Цветы радуют лю дей на свадьбе и в праздники. И до ма, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы человеку: без их красоты беднее становится на ша жизнь. Вероятно, поэтому многие поэты обращались к образам цветов. Замечательные строчки, посвященные цветам, зовут нас в каждодневной суете остановиться, прислушаться и увидеть, какая красота нас окружает. Чудесное - рядом, и мир прекрасен!
За нами шум и пыльные хвосты-
Всё улеглось! Одно осталось ясно -
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
( Н. Рубцов)
11
Список литературы:
12
Приложение.
Стихотворения А.А.Фета.
Первый ландыш
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей, весны!
Так дева в первый раз вздыхает,
О чём, неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
Осенняя роза.
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица-роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
13
Сентябрьская роза.
За вздохом утренним мороза,
Румянец уст приотворя,
Как странно улыбнулась роза
В день быстролетный сентября!
Перед порхающей синицей
В давно безлиственных кустах
Как дерзко выступать царицей
С приветом вешним на устах.
Расцвесть в надежде неуклонной
С холодной разлучась грядой,
Прильнуть последней, опьяненной
К груди хозяйки молодой!
Роза
У пурпурной колыбели
Трели мая прозвенели,
Что весна опять пришла.
Гнется в зелени береза,
И тебе, царица роза,
Брачный гимн поет пчела.
Вижу, вижу! счастья сила
Яркий свиток твой раскрыла
И увлажила росой.
Необъятный, непонятный,
Благовонный, благодатный
Мир любви передо мной.
Если б движущий громами
Повелел между цветами
Цвесть нежнейшей из богинь,
14
Чтоб безмолвною красою
Звать к любви, когда весною
Темен лес и воздух синь,—
Ни Киприда и ни Геба,
Спрятав в сердце тайны неба
И с безмолвьем на челе,
В час блаженный расцветания
Больше страстного признанья
Не поведали б земле.
15
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Мост Леонардо
Рисуем белые грибы пастелью
Где спят снеговики?
Круговорот воды в пакете