Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в Покачевском профессиональном училище
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie_proekt.docx | 42.14 КБ |
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций, в настоящий момент, просто утрачены.
Мы дожили до тех времен, когда область дозволенного, нравственно допустимого, по меркам здравого смысла, резко сузилась. То, что недавно было абсолютно немыслимым, в современном мире стало нормой. Многие вопросы стали решать деньги, ложь часто считается проявлением находчивости, разврат – природной потребностью организма, а предательство – деловой необходимостью.
Сегодняшняя пропаганда европейского и американского образа жизни и ценностных ориентаций работает, прежде всего, на повышение интереса к зарубежной поп-культуре, создание новых дешевых рынков сбыта для ее продукции.
Либерально-демократические преобразования несут с собой и наступление массовой низкопробной культуры и искусства, откровенную порнографию, культ тела без души и возвышенных чувств. Идеализация силы и жестокости, восхваление образа молодого человека, свободного от всех социальных запретов и требований общественной морали, пропаганда свободной любви наносят непоправимый ущерб духовному и физическому здоровью подрастающих поколений. Идет фактическая девальвация таких жизненных ценностей, как гражданственность и патриотизм, любовь и семья, дружба и целомудрие, растаптываются на корню нравственные ценности, возвышенные человеческие чувства.
Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только в формировании индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.
Духовный человек – это, прежде всего гражданин и патриот. Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от подрастающего поколения будет зависеть то, какое место займет российская культура в мировой цивилизации. Стратегическую идею формирования подрастающего поколения как подвижника возрождения и развития нации должен составить главные принципы: патриотизм и гражданственность, без которых можно вырастить поколение образованных интеллектуалов-грабителей, которые будут использовать свой интеллектуальный потенциал для грабежа родины и личного обогащения, а не для развития и блага своего народа.
Духовный человек – это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но, прежде всего, – знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык.
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у молодежи гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу формирования духовной личности.
Данная программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения ориентирована на повышение общественного статуса НПО, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных и национальных традиций, баланса государственного, общественного и семейного воспитания, современных механизмов воспитания и его приоритетов в Покачевском профессиональном училище.
Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в системе образования, а также первоочередные меры, связанные с развитием воспитательной практики образовательного учреждения. Программа предназначена для Покачевского профессионального училища.
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Формирование личности учащихся в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций.
Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние воспитанников. Основными причинами, обусловившими появление данной проблемы, являются следующие:
- значительное ослабление в общеобразовательных учреждениях работы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся;
- прогрессирующая дезорганизация жизни российских семей вследствие социального расслоения общества, безработицы, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада, что привело к ослаблению воспитательной функции семьи и в том числе – самоустранению большей части родителей от духовно-нравственного воспитания юных граждан;
- увеличение масштабов безнадзорности и беспризорности детей и подростков, рост числа необучающихся и неработающих подростков. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепление ее связей с организованной преступностью. Особую тревогу вызывает распространение среди детей, подростков и молодежи социально обусловленных заболеваний;
- введение конституционного запрета на цензуру в средствах массовой информации резко расширило и преобразило информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях легкой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию;
- формирование новой религиозной ситуации: произошла переоценка роли религии в истории развития России. Признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека;
- выведение молодежных и детских общественных объединений из единой системы воспитания в образовательных учреждениях привело к тому, что многочисленные молодежные и детские объединения, как правило, действуют за пределами учреждений образования, их социально-педагогический потенциал не востребован государством в полном объеме;
- уменьшение доступности культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений;
- идеи патриотизма, духовно-нравственного и гражданского воспитания не заняли должного места в новой системе идеологических отношений.
Историко-педагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Духовность, нравственность выступают в качестве элементов мировоззрения, национального самосознания и соответствующего отношения к родной стране, другим нациям и народам. В результате целенаправленного духовно-нравственного воспитания укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развиваются благородство и достоинство личности.
Понимая культуру как исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, следует выделять основной предмет культуры, определяющий ведущие направления в воспитании духовно-нравственной личности: правовая культура, культура поведения (этикет), экологическая культура, сексуальная культура.
Формирование экологической культуры как элемента духовно-нравственного воспитания связано с необходимостью защиты окружающей природы от угрозы ее уничтожения. Эта сравнительно новая проблема остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису из-за неразумного отношения к природе и ее ресурсам. Ведущей идеей воспитания экологической культуры молодежи выступает забота человека о природе, его стремление бережно относиться к растениям, животным, делать добро окружающим людям.
Поиск новых, эффективных методов непрерывного экологического образования, использование доступных возрасту природоохранных мероприятий и многое другое – требование сегодняшнего дня.
Одним из основных аспектов здорового образа жизни является правильное сексуальное (половое) поведение человека, определяемое как сексуальная культура, являющееся очень важным элементом общей культуры личности. В любом обществе половое просвещение, формирование сексуальной культуры подрастающего поколения выступает неотъемлемой частью нравственного воспитания.
Произошедшие в последнее время социальные процессы повлекли за собой изменения в сексуальной морали общества. Серьезные упущения в нравственном и половом воспитании молодежи стали причиной того, что декларированные в нашей стране демократические принципы распространились и на сферу интимных отношений. Толкование понятия «свобода» стало отождествляться с беспорядочным, безнравственным удовлетворением своих потребностей. При этом подростки имеют чрезвычайно низкий уровень навыков в области личной гигиены и гигиены половой жизни, знаний о контрацепции, возможности заражения инфекцией при половом контакте. К тому же части молодых людей несвойственно чувство ответственности за партнера, за зарождающуюся будущую жизнь.
Задача педагога состоит в распространении и утверждении научно обоснованных сведений по вопросам здоровой сексуальной жизни и профилактике ее нарушений, в воспитании навыков, обеспечивающих репродуктивное здоровье подрастающего поколения. Сексуальная культура в значительной мере определяет также гармоничность супружеской и семейной жизни.
Одним из критериев воспитанности человека признается культура его поведения, этикет, совокупность норм общения. Культура поведения, общения как одна из важнейших сторон личности формируется и развивается в течение всей жизни человека: в семье, в детском саду, в школе, в процессе самовоспитания. Основными показателями социализации индивида выступают:
· знание традиционных устойчивых норм поведения;
· представления об этических нормах поведения и общения в процессе деятельности;
· нормативная система этикета.
Воспитательная работа в указанной области требует формирования у воспитанников именно этих компонентов. Разработка действенных, практико-ориентированных методов и средств развития правильного, соответствующего социальным нормам поведения возможна при условии создания системы взаимодействия образовательного учреждения, семьи и общественных организаций. В то же время, опираясь на роль народных традиций в современном воспитании, необходимо приобщать детей к народным этикетным традициям, к духовным и нравственно-этическим ценностям народа.
Успехи на пути формирования правового государства и становления гражданского общества зависят не только от совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых условиях, от уровня правовой культуры граждан.
В то время как интерес населения к правовой информации возрастает, и растет престижность юридических специальностей, еще не удается преодолеть правовой нигилизм значительной части нашего общества. Сегодня важно поднять уровень правовой культуры.
Воспитание правовой культуры предполагает формирование умений видеть ценность права и его социальную роль, правовым способом разрешать конфликты.
Задача образовательных учреждений – способствовать развитию правовой культуры учащихся, будущих граждан России, в процессе усвоения ими основных правовых ценностей, знаний об основных правах, свободах человека и способах их реализации, об основных отраслях права, а главное – через получение практических навыков применения этих знаний в жизни. Этому должно способствовать использование различных форм обучающей деятельности: право как учебный предмет, факультативные занятия, классные часы, общешкольные мероприятия, интеграция нескольких учебных дисциплин, участие студентов в деятельности учреждений дополнительного образования, реализующих образовательную программу правового воспитания.
В сложившихся условиях только культура, ее духовные и моральные ценности могут служить ориентиром в жизни молодого человека и защитой его духовного здоровья. Поколение, воспитанное на истинных ценностях, общечеловеческих и национальных, сможет отличить прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного, причем не только в произведениях искусства, но и в быту, в труде, в поведении людей.
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, духовно-нравственного и патриотического воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамичных методов воспитательной работы с учетом целей и задач образовательных учреждений различных типов и видов.
Предлагаемая Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения учащихся Покачевского профессионального училища следует рассматривать как шаг на пути к разработке и реализации государственной программы в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель Программы – обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательных систем по формированию духовной личности в образовательных учреждениях всех типов и видов; упорядочение их деятельности, содействующей развитию социальной, духовной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека – гражданина – семьянина – родителя – специалиста-профессионала.
Задачи Программы:
- повышение социального статуса духовно-нравственного воспитания в системе образования;
- укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений, расширение состава субъектов воспитания, координация их усилий, укрепление взаимодействия семьи и образовательных учреждений;
- развитие системы духовно-нравственного воспитания с учетом специфики историко-культурных ценностей, обычаев и традиций не только коренных народов, но и проживающих в нашем округе;
- совершенствование системы повышения квалификации работников социально-педагогической сферы, обновление содержания профессиональной подготовки педагогов с учетом необходимости профилактики беспризорности, безнадзорности и социального сиротства;
- развитие традиций патриотического, нравственного, экологического и эстетического воспитания подрастающего поколения, создание условий для развития личности, повышения культуры; формирование принципов здорового образа жизни у детей и подростков;
- внедрение инновационных форм и направлений воспитательной работы;
- повышение роли психолого-педагогической службы в формировании коллективов у учащихся, и в индивидуальном развитии личности;
- развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского воспитания;
- оказание помощи семье в решении проблем в духовно-нравственном воспитании детей, развитие психолого-педагогического просвещения родителей; усиление роли семьи в воспитании детей;
- повышение уровня работы со средствами массовой информации и печати по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи;
- повышение профессионального уровня управления процессом воспитания; обеспечение взаимодействия системы образования со всеми социальными институтами.
3. Духовно-нравственное воспитание
В Покачевском профессиональном училище
Покачевское профессиональное училище осуществляет подготовку специалистов по рабочим профессиям и, как правило, не только обеспечивает общественное производство квалифицированными кадрами, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования.
Отрицательное влияние на воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования оказывает преобладание стихийной социализации молодежи в обстоятельствах экономической и политической неопределенности общества, отсутствие заинтересованности работодателей в подготовке для предприятий и организаций квалифицированных специалистов.
Вместе с тем рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.
Развитие духовно-нравственного воспитания предполагает решение следующих задач:
- возрождение региональных центров информации, призванных содействовать реализации творческого потенциала молодежи, ее вторичной занятости;
- развитие досуговой, клубной деятельности как особых сфер жизнедеятельности учащихся и функционирования молодежной субкультуры;
- развитие и совершенствование работы сети служб социально-психологической помощи учащейся молодежи в Покачевском профессиональном училище - изучение и распространение опыта организации воспитания обучающихся в общественных организациях и учреждениях профессионального образования, продуктивно использующих научно-профессиональный потенциал, возможности социальных, культурных, исторических традиций региона;
- участие преподавателей училища в решении возникающих внутрисемейных проблем.
Решение выделенных задач возможно при:
- оптимизации правовой, методической, организационно-экономической базы духовно-нравственного воспитания;
- разработке содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания, адекватных функциям ППУ, а также модели специалиста, которого здесь готовят;
- сочетании личностных интересов и профессиональных возможностей;
- создании необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах (клубная деятельность, вторичная занятость, спорт, реализация педагогических наклонностей и др.).
№ | Мероприятие | Срок | Исполнитель |
Разработка концепции развития духовно-нравственного воспитания учащихся | 2012 | ||
1 | Разработка методических рекомендаций для классных руководителей ученических групп по организации духовно-нравственного воспитания | 2012 - 2013 | |
2 | Создание Центра молодежи с программой деятельности по духовно-нравственному развитию | 2012 -2013 | |
3 | Организация клубной деятельности учащихся, направленной на формирование духовной личности | 2012 -2013 | |
4 | Приобщение учащихся к здоровому образу жизни | 2012 |
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы будет осуществляться через систему конкретных мер нормативного правового, кадрового, научного и программно-методического обеспечения.
4.1. Развитие нормативно-правовой базы
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения требует значительного расширения его предметного, содержательного поля, правового обеспечения как полноценного социального института. Необходимо определение стратегии, принципов и систем воспитания; границ воспитательного пространства и его субъекта; баланса семейного и общественного воспитания; соотношения религиозного и светского воспитания; экспертизы и контроля процессов воспитания; разграничения полномочий в разработке и реализации программ воспитания подрастающих поколений и др. Важно законодательно определить направления духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания детей, подростков и молодежи, способов защиты от информации, наносящей вред их благополучию.
В связи с этим целесообразно сформировать оригинальную концепцию правового регулирования духовно-нравственного воспитания молодежи.
№ | Мероприятия | Срок | Исполнитель |
1 | Разработка рекомендаций об организационном и методическом обеспечении взаимодействия образовательных учреждений с детскими и молодежными общественными объединениями | 2012-2013 | |
2 | Разработка рекомендаций о порядке введения в образовательные учреждения должностей: руководитель МО классных руководителей, педагог-психолог, социальный педагог | 2012-2013 | |
3 | Разработка минимальных социальных стандартов, включающих услуги по духовно-нравственному воспитанию в образовательных учреждениях | 2012-2013 | |
4 | Подготовка предложений о разработке проекта плана совместной деятельности общественных, системы образования, средств массовой информации по созданию и распространению средств наглядной агитации, передач в СМИ и других материалов по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения | 2012-2013 |
4.2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами
Обеспечение готовности специалистов ППУ к решению проблем и современных задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является ключевым вопросом всей предстоящей работы по реализации Программы.
Подготовка руководящих и педагогических кадров к организации воспитательной деятельности в целом и духовно-нравственного воспитания в частности требует существенных изменений. Необходимо для специалистов - организаторов внеурочной и вне учебной деятельности предусмотреть систему их переподготовки и повышения квалификации.
№ | Мероприятия | Срок | Исполнитель |
1 | Осуществление комплексного анализа состояния подготовки и переподготовки руководящих и педагогических кадров по проблемам духовно-нравственного воспитания в учреждениях образования | 2012-2013 | |
2 | Обобщение опыта работы колледжей и других училищ округа по подготовке специалистов в области воспитания и дополнительного образования детей, подростков и молодежи | 2012-2013 | |
3 | Разработка программы элективного курса для слушателей курсов повышения квалификации по теме “Культура речи – духовная культура человека” | 2012-2013 | |
4 | Подготовка и переподготовка педагогов, разработка соответствующего научно-методического сопровождения | 2012-2013 |
4.3. Научное обеспечение
Реализация Программы предусматривает последовательный системный анализ духовно-нравственного воспитания учащихся в ППУ, создание механизмов воспитательных процессов и их осуществление, мониторинг развития воспитательных систем, создание соответствующей информационной системы. Исследовательская работа по обеспечению развития духовно-нравственного воспитания в системе образования поэтапно будет сориентирована на системный анализ реальной практики воспитания учащихся, передового профессионального опыта.
Основными направлениями исследований в области воспитания являются:
- анализ состояния проблем духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях города и в ППУ;
- разработка современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и корреляционного комплекса средств психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе их самоопределения;
- поддержка инновационной воспитательной практики образовательных учреждений.
№ | Мероприятие | Срок | Исполнитель |
1 | Разработка и реализация программ по воспитанию у подрастающего поколения устремления к высшим духовным ценностям, отражающим богатство общечеловеческой и национальной культуры, формирование чувства ответственности за сохранение ее достижений | 2012 – 2013 гг. | |
2 | Проведение научной дискуссии «Духовно-нравственное воспитание детей в современных условиях: развитие содержания и механизмов» | 2012 | |
3 | Проведение исследований влияния этической и эстетической компоненты воспитательного процесса на состояние психологического здоровья | 2012 | |
4 | Разработка методических рекомендаций по проведению Дня Культуры в ППУ | 2012 – 2013 гг. | |
5 | Разработка мероприятий, учитывающих специфику духовно-нравственного воспитания | 2012 | |
6 | Создание экспериментальных площадок по отработке различных моделей духовно-нравственного воспитания учащихся | 2012 – 2013 гг. |
4.4. Программно-методическое и информационное обеспечение
Для реализации духовно-нравственного воспитания учащихся необходима работа по созданию конкретных направлений развития воспитания, их информационному и методическому обеспечению. Основными задачами этой работы становятся:
- разработка учебно-методического сопровождения воспитательных систем, отдельных направлений воспитания;
- решение комплекса вопросов по вопросам повышения квалификации педагогов - организаторов воспитательной деятельности;
- проведение конференций, семинаров, проблемных обсуждений по вопросам воспитания;
- формирование информационно-аналитического банка по всем аспектам воспитания молодежи, включающего инновационные программы; конкретные примеры опыта реализации направлений воспитания; рекомендации по взаимодействию образовательных учреждений с семьей, другими социальными институтами, детскими и молодежными движениями; результаты социологических исследований;
- расширение сотрудничества со СМИ в утверждении гуманистических основ воспитания, приоритетов общечеловеческих ценностей.
№ | Мероприятие | Срок | Исполнитель |
1 | Разработка методических разработок по реализации программ духовно-нравственного воспитания | 2012-2013 | |
2 | Проведение родительских собраний по проблемам духовно-нравственного воспитания учащихся | 2012-2013 | |
3 | Создание базы данных передового опыта, систем воспитания по каждому направлению духовно-нравственного развития детей, подростков и молодёжи | 2012-2013 | |
4 | Разработка примерного «Календарно-тематического планирования» экспериментальных элективных курсов: «Ценности современной семьи» | 2012-2013 | |
5 | Создать на сайте ППУ вебстранички «Задай вопрос – и мы ответим» по проблемам прав человека, культуре поведения, культуре половых взаимоотношений и др. | 2012-2013 | |
6 | Организация конкурсов, презентаций лучшей модели воспитательной работы по формированию экологической, правовой, сексуальной, поведенческой культуры учащихся | 2012-2013 |
5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в ППУ на 2012-2013 годы предполагает обеспечение повышения статуса воспитания на основе широкого общественного согласия. К ожидаемым результатам относятся:
- подготовка методических материалов, обобщение и распространение лучшего педагогического опыта по воспитанию духовной личности;
- повышение культурного уровня образовательного процесса;
- развитие традиций духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения;
- создание условий для развития духовной личности;
- поддержка инновационной деятельности педагогических работников и развитие научно-педагогического потенциала, экспертная оценка предлагаемых к внедрению педагогических новаций;
- оптимизация учебной нагрузки, создание условий для сохранения и укрепления нравственного и физического здоровья учащихся и педагогических работников.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Координация и контроль выполнения Программы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на 2012-2013 годы осуществляется директором ППУ.
Программа реализуется за счет средств текущего финансирования в пределах бюджета в ППУ.
Литература:
1. Абраменкова В.В. Сорадость и сопереживание в детской картине мира. М., 1999
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – 2-е изд., переработ. и доп. М., 1985. 238 с. (Библиотечка семейного чтения).
3. Байков Ф.Я. Ответственность родителей. Л., 1983.
4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Кн. для учителей и родителей. М., 1988.
5. Дробышева Н.А. Детская правда. Минск, 2002.
6. Колпакова М.Ю. Отцы и дети: от диалога к единству //Воспитание школьников. – № 5, 2001.
7. Маленкова Л.И. “Ребенок учится тому, что видит у себя в дому”. //Домашнее воспитание. – № 2, 1998.
8. Тархова Л. Воспитать мужчину. М., 1992.
9. Фридман Л.М. Психология воспитания: Кн. для всех, кто любит детей. М., 1999. 203 с. (Практическая психология)
10. Шаграева О.А. Образ жизни семьи и психическое развитие ребенка. М., 1995
Весёлые польки для детей
Два морехода
Лиса Лариска и белка Ленка
Ворона
В поисках капитана Гранта