Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.
Одной из острейших социальных проблем нашего общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде. Рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подростков обуславливается во многом напряженностью, неустойчивостью социальной, экономической, идеологической обстановки в обществе. Изучение подростковой агрессии представляет для нас особый интерес, так как исследования показывают, что условия и истоки формирования агрессии лежат именно в подростковом возрасте. Актуальность проблемы определяется значением роли агрессии как фактора адаптации или дезадаптации подростков, занимающихся спортом.
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya.rar | 22.87 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Находкинского городского округа
«Психологическое здоровье подростков и занятия спортом»
Подготовил Черников Иван, учащийся 10 «В» класса
Руководитель Матвеева Любовь Ивановна, учитель биологии высшей квалификационной категории
Костюк Наталья Владимировна, педагог – психолог высшей квалификационной категории
г. Находка
2012
Содержание
Стр.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование.
1.1. Психологические особенности подростка
1.2. Акцентуации характера
Глава 2. Экспериментальная часть, обработка полученных
результатов и их анализ: исследование акцентуаций характера
учащихся
Глава 3. Влияние регулярных спортивных занятий на
удовлетворение акцентуированных черт характера и
сохранение психологического здоровья подростков.
Заключение
Литература
Введение Гипотеза: являются ли занятия спортом профилактикой негативных форм поведения подростков. Цель: выяснить способствуют ли занятия спортом сохранению психологического здоровья учащихся через удовлетворение акцентуированных черт характера подростка. Задачи: изучить психолого – педагогиескую литературу, освоить графическую методику «Кактус», изучить психологодинамическую методику Леонгарда Шмишека, сделать математико-статическую обработку данных обследования. Введение. Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Одной из острейших социальных проблем нашего общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде. Рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подростков обуславливается во многом напряженностью, неустойчивостью социальной, экономической, идеологической обстановки в обществе. Изучение подростковой агрессии представляет для нас особый интерес, так как исследования показывают, что условия и истоки формирования агрессии лежат именно в подростковом возрасте. Актуальность проблемы определяется значением роли агрессии как фактора адаптации или дезадаптации подростков, занимающихся спортом. 1.1. Психологические особенности подростка Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет). Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до "взрослых" размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря => неуравновешенность. Это состояние удачно выразил американский подросток: "В 14 лет мое тело будто взбесилось". Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. 2. Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. 3. Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Спорт является фактором социализации и воспитания личности, так как именно в процессе занятий спортом возникают и проявляются разнообразные межличностные отношения. Спорт представляет собой модель общественного пространства, в котором отдельные взаимоотношения изменены, являясь в чем-то искусственными в отличие от многообразных отношений в обществе. По своей состязательной сути спорт уже агрессивен, так как спортсмены на соревнованиях стремятся ущемить стремление других к победе. Соревнование -это отрегулированное правилами агрессивное поведение, это агрессивность, выражаемая в социально-неопасной форме. Часто понятие "агрессивность" заменяют понятием "спортивная злость"(2.с.189.) Занятия спортом оказывают формирующее влияние на личность спортсмена, особенно важно значение такого влияния в подростковом возрасте. При этом необходимо отметить, что агрессия в спорте является рациональной формой противостояния сопернику, мобилизации функциональных возможностей спортсмена на достижение конкретного результата. Спорт позволяет выражать агрессивные чувства, не причиняя большого вреда другим людям, формируя конструктивные формы агрессивного поведения спортсменов. По данным С.В.Афиногеновой, конфликтность и агрессивность несколько выше у спортсменов и спортсменок, чем у лиц, не занимающихся спортом. См Рис 11 (приложение) По мнению А. Баса и А. Дарки, агрессивные и враждебные реакции могут иметь следующие формы: физическая агрессия, косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Для того, что бы доказать или было проведено изучение уровня агрессивности двух групп подростков занимающихся и не занимающихся спортом. Всего в эксперименте участвовало 49 человек среди учащихся восьмых классов МБОУ СОШ №9. Среди них 28 человек занимающиеся спортом и 21 не занимающихся спортом. Для работы была использована графическая методика «Кактус» Методика: графическая методика «Кактус». Графическая методика «Кактус» предназначена для работы с детьми. С ее помощью можно «увидеть» состояние эмоциональной сферы ребенка, отметить наличие агрессивности, ее направленность и интенсивность. При проведении диагностики испытуемым выдают лист белой бумаги стандартного размера А4 и цветные карандаши. Инструкция: «на листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристика линий, сила нажима карандаша. Кроме того учитываются показатели характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный), характеристика иголок (размер, расположение и количество). В рисунках проявились следуюшие качества испытуемых: Агрессивность – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу. (Приложение Рис1) Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм. (Приложение Рис2) Импульсивность – агрессивно – одинокий кактус. Наличие демонтсративности, чувства одиночества, отсутствие стремления к домашней защите. (Приложение Рис3) Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа. Наличие импульсивности, неуверенности в себе, скрытности, тревожности, стремление к домашней защите. (Приложение Рис4) Добрый экстравертированный – наличие женственности, стремление к домашней защите, отсутствие агрессивности. Демонстративность – наличие демонстративности, оптимизма, стремление к лидерству. (Приложение Рис6) Мы получили следующие результаты:
Табл 1. Результаты исследования показали следующие типы характера:
Результаты исследований (Рис7) показали, что у спортсменов экзальтированных 32%, а у не спортсменов 32% учащихся. Циклотимных у спортсменов 27%, у не спортсменов 25%. Гипертимных 27% у спортсменов и 25% у не спортсменов. Эмотивных 14% у спортсменов и 18% у не спортсменов. Выраженность конфликтности и агрессивности у спортсменов и неспортсменов Табл3
Так как был использован опросник Леонгарда Шмишека смотри приложение. Так же нами был использован опросник Леногарда Шмишека (определение типов характера). Опросник служит для определения акцентуаций и типа характера подростка. Выраженность конфликтности и агрессивности у мальчиков и девочек Табл 2.
Проявления разных форм агрессии существенно отличаются у мальчиков и девочек. Так, больше развиты у девочек такие формы агрессивного поведения, как косвенная агрессия и раздражительность. Показатели остальных форм агрессии выше у мальчиков. Как видно из таблицы, результаты исследования подтвердили наше предположение о том, что агрессия больше выражена у спортсменов, чем у тех подростков, которые не занимаются им. Спорт, по мнению К.Лоренца, является удобной формой для реализации накопленных агрессивных влечений, кроме того, спорт требует соблюдения определенной корректности, которое связано с проявлением самоконтроля как осознанной и одновременно инстинктивной реакции в борьбе. Иначе говоря, у спортсменов есть возможность "сбрасывать" накопившийся груз агрессии в ритуализированной форме борьбы. Подростки же, не занимающиеся спортом, не имеют такой возможности, потому находят иные формы коррекции своего агрессивного поведения, либо просто "живут с этим грузом". Возможно, полученные результаты имеют тенденцию проявления только у данной выборки подростков. У мальчиков- неспортсменов (кроме чувства вины) уровень агрессии выше по всем другим показателям в отличие от девочек. Так что можно говорить о большем проявлении агрессии у мальчиков, независимо от того, заняты они спортом или нет. Полученные результаты свидетельствуют скорей всего о большей сформированности навыков произвольной саморегуляции проявлений агрессивных форм поведения у спортсменов и выраженности импульсивных форм у неспортсменов. Таким образом, можно говорить о позитивном влиянии занятий спортом на поведение подростков. Результаты исследования не дают оснований для заключения о большей агрессивности спортсменов. Одной из острейших социальных проблем нашего общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде. Рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подростков обуславливается во многом напряженностью, неустойчивостью социальной, экономической, идеологической обстановки в обществе. Изучение подростковой агрессии представляет для нас особый интерес, так как исследования показывают, что условия и истоки формирования агрессии лежат именно в подростковом возрасте. Актуальность проблемы определяется значением роли агрессии как фактора адаптации или дезадаптации подростков, занимающихся спортом. Соревнование -это отрегулированное правилами агрессивное поведение, это агрессивность, выражаемая в социально-неопасной форме. Часто понятие "агрессивность" заменяют понятием "спортивная злость"(2.с.189.) Занятия спортом оказывают формирующее влияние на личность спортсмена, особенно важно значение такого влияния в подростковом возрасте. При этом необходимо отметить, что агрессия в спорте является рациональной формой противостояния сопернику, мобилизации функциональных возможностей спортсмена на достижение конкретного результата. Спорт позволяет выражать агрессивные чувства, не причиняя большого вреда другим людям, формируя конструктивные формы агрессивного поведения спортсменов. По данным С.В.Афиногеновой, конфликтность и агрессивность несколько выше у спортсменов и спортсменок, чем у лиц, не занимающихся спортом. Особенно заметны различия по такому проявлению агрессивности, как напористость. При этом агрессивность выражена по-разному у спортсменов, занимающихся разными видами спорта. Например, у тех, кто занимается единоборствами (самбо, дзюдо, айкидо), агрессивность значительно выше, чем у легкоатлетов и лыжников Если же говорить об агрессии и тревожности, то по мнению Лысенко Ю.Н., спортсмены с преобладанием агрессии над тревогой отличаются лучшей готовностью к соревнованиям. (2.с.191).
|
|
Литература
1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2000.
2. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2008. с.
3. Поливанова К.Н. "Психология возрастных кризисов", М. 2000.
4. Сафонов В.К. Агрессия в спорте. Изд. СПбГУ, 2003.
5. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. Изд. "Флинта", 1998.
Рисуем "Ночь в лесу"
Нарисуем попугая цветными карандашами
Рисуем "Осенний дождь"
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Как Снегурочке раскатать тесто?