Областной исторический конкурс «Нижегородцы на службе Отечеству»
Вопросы:
1.Как боролись нижегородцы со сторонниками Лжедмитрия IIв 1608 году?
2. Как понимали слово «мир» в начале XVIIвека? Из кого состоял нижегородский мир?
3. В каком летописце дано подробное описание событий, приведших к низложению, а затем и к пострижению царя Василия Шуйского? Приведите пример.
Вложение | Размер |
---|---|
k_konkursu_-_nizhegorodcy_na_sluzhbe_otechestvu.doc | 112 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение Пильнинская средняя общеобразовательная школа № 2 имени А. С. Пушкина.
Адрес: 607490 Нижегородская область,
Пильнинский район, п. Пильна,
улица Блохина, дом 13, телефон 5 – 19 – 88.
Областной исторический конкурс «Нижегородцы на службе Отечеству»
Работу выполнил: ученик 8 «А» класса
МОУ Пильнинская СОШ № 2 имени
А. С. Пушкина Гаврилов Александр
Руководитель: учитель истории
МОУ Пильнинская СОШ № 2
имени А. С. Пушкина
Ерина Наталья Александровна
2009 год
1.Как боролись нижегородцы со сторонниками Лжедмитрия II в 1608 году?
Месяца через четыре по восшествии В. И. Шуйского на престол появились в уезде Нижегородском (в сентябре 1606 года) толпы приверженцев самозванца, известного впоследствии под именем «тушинского царика». Шайки эти не пошли на Нижний Новгород: их устрашили крепкие его стены, но нижегородцы имели только силы защищать город, но не могли оказать никакой помощи безоружным жителям уезда.
Эти разнохарактерные скопища рассыпались от Нижнего Новгорода до Алатыря и далее, взяли Алатырь, потом взяли Арзамас и устремились к Нижнему, но взять его не могли, потому что у них не было средств сделать правильное нападение на укрепленный и хорошо защищенный город.
Между тем Василий Иоаннович стал посылать бояр для очищения городов от мятежников. Назначенный в Арзамас князь И. М. Воротынский очистил область Арзамасскую, это остановило беспорядки около Нижнего Новгорода.
К остаткам вольницы, разбитой Воротынским, которая гнездилась около Арзамаса, Алатыря и Ядрина, явились агенты самозванца. Пожары сел и деревень, грабежи, бунт мордвы, чуваш, черемис показывали, что около Нижнего Новгорода восстали опять враги Василия. Алатырь, Курмыш, Ядрин, Арзамас, Темников и Касимов подпали власти мятежников.
Волости Стародубская, Ярополчевская, Пурецкая, Лух и Балахна признали самозванца царем. Нижний Новгород был отрезан от всех мест, преданных Василию.
В 1608 году приверженцы тушинского царика – Тимофей Таскаев и боярские дети Е. Редриков, Л. Синий, С. Долгий, игумен Тихвинской пустыни Иона получили повеление от самозванца склонить нижегородцев на свою сторону. Они явно и тайно, лестью и угрозами, старались заманить нижегородцев в свои сети, возмутить их против Василия.
Но архимандрид Иоиль и воеводы нижегородские – А. А. Репнин и А. С. Алябьев и прочие нижегородцы с совета всех отказались признать власть Лжедмитрия, в Нижнем все были готовы умереть за Василия.
Но Иона и прочие балахнинские коноводы тушинской партии решили силой заставить нижегородцев признать царика и 2 декабря подступили к Нижнему. По приговору горожан воевода Алябьев с нижегородскими дворянами, детьми боярскими, посадскими, вольными людьми и подкреплением боярина Шереметева ударил на балахнинцев, отогнал их от города и преследовал их, при этом сумев разгромить толпу мятежников при селе Копосово и селе Козине.
3 декабря Алябьев был встречен Голенищевым с балахнинцами и приверженцами царика. Балахна запылала, мятежники дрогнули и бежали, оставя нижегородцам не только пушк, знамена, но и предводителей своих, которые были отведены в Нижний Новгород и повешены.
Как только Алябьев воротился в Нижний, как должен был опять биться с толпами мятежников. Самозванец и Сапега решились разрушить Троицкую Лавру и Нижний Новгород, эти две опоры, поддерживавшие колебавшийся престол Василия, или, точнее, спасавшие Россию от конечной погибели.
Осадой лавры занялся сам Сапега, а против Нижнего Новгорода послан был князь С. Ю. Вяземский, который и осадил Нижний 5 декабря. Алябьев со своими ратниками и охотниками, сделал вылазку, захватил в плен до 300 человек, отбил от Нижнего и преследовал их верст 15. Потом 10 декабря он выступил к селу Ворсме, где гнездилась значительная шайка приверженцев царика, в 5 верстах от этого села, он опять их разбил, село сжег. На другой день снова поразил их у Павловского острога.
Менее чем через месяц явился и сам Вяземский с новым воеводой Тимофеем Лазаревым. Вяземский послал к нижегородцам письмо, в котором было все: и упреки, и обещания милостей, и угрозы. Пока он ждал ответа, Алябьев понимал, что Нижний Новгород не мог выдержать продолжительной осады, поэтому нижегородцы решили сделать вылазку. Алябьев разбил сначала Вяземского, который ожидал еще ответа нижегородцев, а потом разбил и Лазарева. Оба воеводы были взяты в плен, это случилось уже 7 января 1609 года.
Успехи Алябьева имели важные последствия: войска царика должны были разъединиться, многие полки тушинские отступили от Москвы и лавры, чем и облегчили осаду. Жители городов и уездов, освобожденные от вольницы, не только признали по – прежнему власть Василия, но стали вооружаться для поддержания прав его.
2. Как понимали слово «мир» в начале XVII века? Из кого состоял нижегородский мир?
Если обратиться к древнему пониманию слова «мир», то, например, слово "мир" имеет два значения в Священном Писании.
1. Словом "мир" обозначается все человечество в следующих и подобных им выражениях Писания: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него". "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира"
2. Словом "мир" обозначаются те люди, которые ведут греховную жизнь, противную Божией воле, живут для времени, а не для вечности.
Если руководствоваться этими определениями, то я склоняюсь больше к первой точке зрения.
Слово «мир» - это люди, живущие в городе, селе, поселке, деревне.
Если рассмотреть состав населения Нижнего Новгорода, руководствуясь процентными данными, то возможно процентный состав будет таким: нижегородский мир состоял из 87 % крестьян, 4 % составляли дружинниками, 5 % - торговцы, 3 % - бояре и дворяне, 1 % - духовенство.
3. В каком летописце дано подробное описание событий, приведших к низложению, а затем и к пострижению царя Василия Шуйского? Приведите пример.
Подробное описание этих событий дано в «Новом Летописце», «Новой повести» 1611 года, «Карамзинском хронографе», «Никоновской летописи».
Во время первого Лжедмитрия города России волновались сомнениями и надеждой, потом, когда престол Мономаха занял потомок князей суздальско-нижегородских, Василий Иванович Шуйский (см. Приложение), ряд городов, в том числе и Нижний Новгород, признали его царем, Богом данным, Богом избранным, Богом венчанным, остались ему верными и стояли за него крепко до той поры, покуда зависть и недоброжелательство, прикрытые именем любви к родине, дерзкою рукою не сняли венца с головы его.
Период правления В. И. Шуйского характеризуется складыванием двоевластия, интервенцией, заговором, восстанием И. Болотникова, недовольством населения страны и их ухудшающимся положением.
Но крепкое стояние Троицко – Сергиевской лавры, успехи князя Скопина – Шуйского, содействие шведов, верность Нижнего Новгорода обещали упрочить власть Василия и восстановить спокойствие православного царства, как вдруг смерть юного героя разрушила все, и все, по смерти Скопина – Шуйского, восстало против Василия – Ляпунов, шведы, ободрившийся царик со своими приверженцами, крамольные бояре, замыслившие призвать на престол московский Владислава, и несчастный потомок несчастных князей суздальско-нижегородских, не захотевший добровольно сделаться нижегородским удельным князем, был сведен с престола 17 июля 1610 года. Ему повторяли, что надобно постричься. Шуйский наотрез сказал, что не хочет. Тогда иеромонахам велено было совершить обряд пострижения, и, когда, по обряду, спросили его, желает ли он, Василий громко закричал: «Не хочу», но князь Тюфякин, один из соумышленников Ляпунова, произносил за него обещание, а Ляпунов крепко держал Василия за руки, чтобы он не отмахивался. Его одели в иноческое платье и отвезли в Чудов монастырь.
Василий был последний государь из дома святого Владимира, с лишком шесть веков господствовавшего в русской земле со времени принятия христианства.
Подробное описание событий, приведших к низложению, а затем и пострижению царя Василия, находится и в «Новом летописце».
Об измене царю Василию и о сведении [его] с царства. Было же в лето 7118 (1610) году, в месяце июле, в Москве против царя Василия поднялось волнение великое. Начали съезжаться [москвичи] с воровскими полками уговариваться, чтобы отстали от Тушинского, “а мы де все отстанем от московского от царя Василия”. Тот же Захарий Ляпунов да Федор Хомутов на Лобное место приехали и со своими сторонниками завопили на Лобном месте о том, чтобы отставить царя Василия. Царь же Василий, сидя на царстве своем, многие беды принял, и позор, и ругательство. Напоследок же от своих сородичей принял окончательное бесчестие. Свояк же его, боярин князь Иван Михайлович Воротынский, пошел в город с теми смутьянами, и царя Василия и царицу свели с престола и отвезли на его старый двор. Патриарх же Гермоген не дождался [окончания] против него [царя] злого совета, пошел в город. Царства же его было 4 года и 3 месяца.
О пострижении царя Василия. По сведении царя Василия [с престола] начали бояре властвовать и начали посылать к тушинским, чтобы они Тушинского Вора своего схватили: “А мы де уже своего царя Василия с царства ссадили”. Наутро же те [заговорщики] умыслили и, взяв из Чудова монастыря священников и дьяконов, приехали к царю Василию на старый двор и начали его постригать [в монахи]. Он же на вопросы к пострижению не давал ответов, говоря: “Нет моего желания к пострижению”. Выступил же из них один заговорщик, князь Василий Тюфякин. Тот же за него отрицался [от мира], и так его постригли, и отвезли его в Чудов монастырь. Царицу также неволею постригли в Вознесенском монастыре.
4. Откуда эти строки: «помяните одно: только коренье, основанье крепко, то и древо неподвижно, только коренья не будет, к чему прилепиться?» Когда и к кому было послано это послание?
Осознание того, что русская земля в опасности подвигло население к активным действиям для борьбы с литовцами и поляками. Результатом этих действий стало 1 и 2 народные ополчения 1611 и 1612 годов – изгнание поляков из Москвы и избрание на престол М. Ф. Романова. Поляки и литовцы, вошедшие в Москву, завладели всем, и «московским людем бедным, как есть овцам, ни с каким оружьем и в руках носить не велели и учинили в работе»; враги хвалились, что они «Москву взятьем взяли». К «польским и литовским людям» — «поганцам», «злым похищникам», «разорителям», «злодеям безбожным, нечестивым еретикам» — присоединились «бояре богоотступники», «предатели»: они «для своего ненасытного грабления», «прельстяся на славу века сего, бога отступили и приложилися к западным и жестокосердным, на своя овца обратились». В этот трудный момент народ сознал, что у всего государства враг общий и что бороться с ним можно только объединенными силами: «будьте с нами обще», «заодно против врагов наших и ваших общих», — писали города друг другу. Жители Москвы также писали нижегородцам: «Гибнет Москва, а Москва есть основание России, не забудьте, что пока крепок корень, то и древо крепко; не будет корня, на чем оно будет держаться? Для Бога, судии живых и мертвых, не презрите бедного и слезливого нашего рыдания. Пощадите нас бедных и душами и телами, к концу погибели пришедших, станьте с нами заодно против врагов креста Христова. Пошлите нашу грамоту во все города, чтобы всем была известна наша погибель конечная.». Народ и был тем крепким «основаньем», которое стало на защиту родины. В сходных выражениях «господа братья Московского государства» зовут друг друга «за Московское государство со всею землею стояти вместе заодин и с литовскими людьми битись до смерти», «быть в одной мысли», «быти со всею землею в любви и в совете и в соединенье», «во всей земле всем людям соединитись», «оставше свой страх». Приговор нижегородцев так формулировал обязательства, которые брало на себя народное ополчение: «Стоять за истину всем безызменно, к начальникам быть во всем послушными и покорливыми и не противиться им ни в чем, на жалованье ратным людям деньги давать, а денег не достанет, отбирать не только имущество, а и дворы и жен закладывать, продавать, а ратным людям давать, чтобы ратным людям скудости не было». Задача этого объединения — добиться, чтобы «литовские люди изо всея земли Московския вышли все до одного», «чтобы польские и литовские люди Московского государства не овладели», «для московского очищенья от литовских людей». Крестоцеловальные записи ополченцев обещали «короля и королевича польского и литовского на Московское государство и на все государства Российского царствия не хотети».
«Только коренью основание крепко, то и древо неподвижно, только коренья не станет, к чему прилепится?» - такими справедливыми и мудрыми словами выразили в то время русские люди свой глубокий народно-государственный смысл. Царелюбивые патриоты до глубины души, они прежде всего пожелали дать Царя осиротелой земле, они в Царе искали жизни и осуществление воли Божьей о России, и избрали на царство не мужа-воителя, не поседелого в делах правления боярина, даже не мужа зрелого возраста и славного в народе какими-либо подвигами, - а избрали невинного юношу, почти отрока, и ему покорились добровольно всею землей, покорившись тому великому религиозно-нравственному началу, которое, по русскому воззрению на смысл земного правления, заключено в царском самодержавии.
И замечательно, что приходит это понимание, что мы не можем быть ветвями плодоносящего дерева, не заботясь о сохранности корней своих. И обернувшись к своим корням, прежде всего хотим осознать себя как граждан великой страны. Что каждого из нас роднит со своим народом язык, обычаи, традиции, общность исторической судьбы, самосознание, культура. Фамильная честь, интерес к своему роду - все это ветви большого дерева.
5.Кто был приглашен для редактирования XI сборника НГУАК? Чему был посвящен этот сборник?
Огромное значение в деятельности НГУАК принадлежит А. С. Гацискому и Савельеву А. А.
Первоначально огромный вклад в деятельность НГУАК внес А. С. Гациский. В намеченной им программе деятельности комиссии по подготовке юбилея было решение об издании в 1912 году систематического сборника первоисточников по эпохе Смутного времени, преимущественно по отношению к нижегородскому движению. Предложение Гациского было принято, был создан особый отдел по подготовке к юбилею, работа которого с большим или меньшим успехом продолжалась более 20 лет. На место скончавшегося А.С. Гациского был избран председателем НГУАК активный общественный деятель и знающий краевед А.А. Савельев, под его непосредственным руководством и проходила работа по подготовке юбилейных изданий. Были привлечены для консультаций видные отечественные историки, среди которых особое место занял профессор С.Ф. Платонов, на долю его и привлеченных им сотрудников пала вся трудная и кропотливая подготовительная работа по организации и собиранию материала. Причем его личное участие было безвозмездным.
В марте 1903 г. председатель НГУАК сам отправился в столицу, приняв участие в совещании с Платоновым и привлеченными им петербургскими историками (правителем дел императорской архивной комиссии В.Г. Дружининым, профессором Г.В. Форстеном, магистрантами М.А. Полиевктовым, П.Г. Васенко и А.С. Николаевым). Был выработан подробный план дальнейших работ. В первую очередь М.А. Полиевктов на деньги нижегородцев совершил поездку в Швецию, где несколько месяцев работал в Стокгольмском государственном архиве. Им были сделаны копии со шведских и русских грамот эпохи Смуты из коллекций. Полиевктову удалось обнаружить интереснейший документ - письмо князя Пожарского известному шведскому деятелю эпохи Смуты Делагарди. Кроме того, значительную историческую ценность представляли шведские известия о смерти царевича Дмитрия и о Земском соборе 1613 г. и избрании на царство Михаила Романова. М.А. Полиевктов трудился в Швеции, А.С. Николаев в библиотеке Троицкой лавры, П.Г. Васенко в Императорской публичной библиотеке. Однако после начала Революции 1905 г. работа над Юбилейным сборником замедлилась, а из-за отказа С.Ф. Платонова в 1906 г. от редакторства и совсем остановилась. Нам не удалось выяснить причины, по которым Сергей Федорович устранился от руководства изданием. Можно предположить, что дело было в большой общественной загруженности ученого в этот период.
В этой ситуации Савельев предложил своим коллегам по НГУАК просить Сергея Федоровича указать своего возможного преемника. В качестве такового Платонов назвал своего ученика С.В. Рождественского (будущего член-корреспондента АН СССР). Он, в соответствии с намеченной Платоновым программой, и завершил работу по подготовке к печати знаменитого юбилейного сборника НГУАК (Памятники истории нижегородского движения в эпоху Смуты и земского ополчения 1611 – 1612 гг. – см. Приложение).
Ученая архивная комиссия высоко оценила заслуги С.Ф. Платонова и С.В. Рождественского в подготовке юбилейного сборника и выразила свою глубокую признательность, присвоив им звания почетных членов комиссии.
По независящим от НГУАК обстоятельствам выход сборника опоздал к юбилейным торжествам, но значение его очень трудно переоценить и в наши дни. Это систематический свод первоисточников и литературных памятников нижегородского движения, рассеянных по многим, даже в то время труднодоступным материалам.
Сборник разделен на две части. Первая содержит расположенные в хронологической последовательности разнообразные акты, начиная с 1606-1608 годов, относящиеся к начальным моментам великого движения, завязывавшегося около Нижнего Новгорода против врагов государства, затем к истории ополчения К. Минина и князя Д. Пожарского и, наконец, к положению Нижнего Новгорода после Смуты. Приведены документы, касающиеся отдельных деятелей нижегородского движения. Во вторую часть вошли извлечения из литературных памятников - русских и иностранных, также освещающих историю этого замечательного периода нашего края. Каждому отрывку предпослано краткое предисловие, характеризующее в целом данный литературный памятник. В приложении к сборнику помещен библиографический указатель сведений о главных деятелях нижегородского движения - К. Минине, Д. Пожарском, протопопе Савве Евфимьеве.
Этот фундаментальный труд стал достойным памятником подвигу Минина и Пожарского, подвигу всех славных нижегородцев, вставших под их знамя.
Приложение.
Действия Нижегородской Губернской Ученой Архивной комиссии. Сборник. Том XI. Памятники истории нижегородского движения в эпоху смуты и земского ополчения 1611-1612 гг. Н.Новгород, 1912 г.
Василий IV Иоаннович Шуйский
Список литературы.
1. Балязин В. Н. Неофициальная история России. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 608с.
2. К. Рыжов Все монархи мира. – М.: Вече, 2001.
3. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. – М.: Проспект, 1999. – 592 с.
4. Нижегородский край: Факты, события, люди. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994. – 279 с.
5. Л.И. Шиян
Памятники истории нижегородского движения в эпоху Смуты и земского ополчения 1611-1612 годов
Журнал Нижегородский музей , № 7 – 8.
6. Н. Храмцовский Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. 3 – е изд. – Нижний Новгород: издательство «Книги», 2005. – 608 с.
7. История России 9 – 20 вв. Курс лекций. – М.: 1996. – 278с.
8. Абрамович Г.В. Князья Шуйские и российский трон. - Л.,1991.
9. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Кн.1. М., 1990. – 460с.
Что есть на свете красота?
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Рождественский венок
Муравьиная кухня
Пятёрки