Изучение одной из проблем подростков - табачной зависимости.
Вложение | Размер |
---|---|
kurenie.doc | 130.5 КБ |
Работу выполнил ученик 11 класса
Поляченков Евгений Геннадьевич
Научный руководитель уч.химии:
Родичева Тамара Михайловна
2011-2012 уч. год
Литература
Рецензия
Научно – исследовательскую работу «Влияние табачного дыма на организм человека» выполнял учащийся одиннадцатого класса Поляченков Евгений.
Проблема курения остается актуальной и требует скорейшего решения. Курение опасно не только для самого курильщика, но и для окружающих его людей. Особенно вредно курение для подростков, юношей и девушек, ведь в этом возрасте окончательно формируется организм, который должен служть всю жизнь.
Методами исследования являлись:
анкетирование, которое проводилось среди учащихся средних и старших классов;
эксперимент химический. Исследование табачного дыма и его состава, а также действие табака на организм человека.
Курение табака – одна из самых вредных привычек, опасная для здоровья не только самих курящих, но и окружающих их некурящих людей. В настоящее время курение превратилось в массовую эпидемию, распространяющуюся не только среди мужчин, но и среди женщин и подростков, что наносит существенный ущерб здоровью населения.
В России курят 30-40% населения. По данным Минздрава, каждый десятый школьник страдает табачной зависимостью. Многочисленные исследования показали, что курение способствует возникновению различных заболеваний, приводит к преждевременной смерти, сокращает продолжительность жизни на 8 – 15лет.
В Российской Федерации в январе 2002 года был принят Закон «Об ограничении курения табака», который регламентирует производство и потребление табачных изделий.
Таким образом, проблема борьбы с курением остается актуальной и требует скорейшего решения.
Цель работы: изучение вредного воздействия табачной продукции на организм человека.
Задачи:
выявить популярность различных марок сигарет среди учащихся на основе школьного социального опроса,
выявить отношение к курению учащихся нашей школы;
изучить культуру знаний о вреде курения среди учащихся нашей школы;
исследовать влияние табачного дыма на некоторые функции организма человека.
Методы исследования:
анкетирование;
эксперимент.
I этап. Анкетирование учащихся 5 – 11 классов.
Анкета:
Обработка анкет.
5 класс - 16 человек, курят – 0,
6 класс - 11 человек, курят – 0
7 класс - 22 человек, курят - 1
8 класс - 7 человек, курят - 0
9 класс - 19 человек, курят - 4
10 класс –12 человек, курят - 3
11 класс - 13 человек, курят - 5
3. Наиболее популярные марки сигарет :
а) LD ; б) WEST;
в) WINSTON. .
4. Причиной курения является:
а) любопытство – 8 человек;
б) потому, что курят друзья – 3 человека;
в) незнаю – 4 человека.
5. 87 % опрошенных учащихся волнует предупредительная надпись на пачке сигарет.
6. 90 % опрошенных учащихся не знают состав сигаретного дыма.
7. 95 % опрошенных учащихся не знают о свойствах никотина.
8. 100 % опрошенных учащихся знают о последствиях курения.
Анализ анкет выявил: зная о свойствах никотина и последствиях курения, 13% учащихся курят.
II. Эксперимент.
Опыт 1. Получение растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет.
Получение сигаретного дыма и его растворение.
«Закуриваем» сигарету. Для этого укрепляем ее в лапке штатива и надеваем на нее резиновую грушу со стороны фильтра. Груша будет имитировать
легкие человека.
Сжимаем грушу, поджигаем сигарету и создаем грушей тягу – осторожно разжимая. При этом табачный дым заполняет грушу. Берем небольшой стакан с 20 мл дистиллированной воды и выпускаем из груши дым в воду. Некоторые компоненты дыма растворяются в воде. Забор сигаретного дыма повторяем несколько раз.
Извлечение веществ из сигаретного фильтра.
Отрываем фильтр от сигареты после «курения», разворачиваем его и помещаем в небольшую колбу с 15 мл дистиллированной воды. Колбу закрываем пробкой и встряхиваем несколько раз.
Определение реакции среды полученных растворов.
Далее исследуем реакцию среды полученных растворов, для чего вносим в них универсальную индикаторную бумагу. Она показывает кислую реакцию среды. Кислоты образуются при взаимодействии воды с СО2, SO2, NO2, выделяющимися при тлении табака.
СО2 + Н2О = Н2СО3
SO2 + H2O = H2SO3
4NO2 + 2H2O = 4HNO3
Опыт 2. Обнаружение фенолов и восстановителей в табачном дыме и фильтре сигарет.
Реакция с FeCl3.
В две пробирки наливаем по 1мл растворов, приготовленных в опыте 1, и добавляем 2 -3 капли 5% раствора FeCl3. Жидкость окрашивается в коричнево-зеленый цвет из-за образования смеси комплексных соединений фенолов разного строения:
Каждый фенол дает с FeCl3 свою окраску, фенол – фиолетовую, пирокатехин – зеленую, гидрохинон – зеленую, переходящую к желтую:
Реакция с KMnO4.
В табачном дыме содержатся восстановители, обладающие высокой токсичностью и раздражающим действием, например бензальдегид, формальдегид, акролин. Они обнаруживаются следующим образом. В две пробирки наливаем по 1мл раствора табачного дыма и раствора, полученного при вымачивании сигаретного фильтра. Добавляем в пробирки несколько капель 5% раствора перманганата калия. Наблюдаем обесцвечивание раствора и выпадение бурого осадка MnO2 из-за восстановления KMnO4 веществами, содержащимися в табачном дыме:
MnO4- + 2H2O + 3e - MnO2 + 4OH-
Фильтр улавливает вредные вещества дыма.
Опыт 3. Обнаружение непредельных соединений.
В две пробирки нальем по 1 мл растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет, и добавляем по 2 капли йодной воды (несколько капель аптечной настойки йода растворяем в 10 мл воды). Наблюдаем обесцвечивание раствора:
Опыт 4. Определение влияния табачного дыма на некоторые функции организма человека.
Эксперимент проводится на четырех курящих учащихся.
учащиеся | До курения | После курения | ||||
пульс | Частота дыхания | давление | пульс | Частота дыхания | давление | |
1ученик | 90 | 25 | 120/70 | 85 | 20 | 130/75 |
2ученик | 90 | 24 | 120/80 | 80 | 18 | 135/80 |
3 ученик | 96 | 32 | 110/70 | 87 | 28 | 130/80 |
4 ученик | 90 | 30 | 125/80 | 85 | 32 | 125/80 |
После выкуривания сигареты у учащихся наблюдается повышение кровяного давления, замедление пульса и замедление дыхания.
Вывод:
Курение – небезопасное занятие. Проблема борьбы с курением приобрела международный характер. Регулярно проходя конференции Всемирной организации здравоохранения. Создан комитет экспертов по курению и его влиянию на здоровье. Среди мер организационного характера, направленных на борьбу с курением, отмечаем:
запрещение рекламы табачных изделий;
предупреждающие надписи с указанием вредных компонентов табака и табачного дыма;
запрет продажи табачных изделий несовершеннолетним;
разъяснительная работа о вреде курения;
сокращение площадей выращивания табака;
запрещение курения в общественных местах и на рабочих местах.
Л. Нечаев. Яма
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Сказка "Колосок"
Колумбово яйцо
Мальчик и колокольчики ландышей