Актуальность
и важность данной проблемы состоит в том, что
· в последние годы значительная часть выпускников из малых городов России выезжают, для продолжения обучения, в другие (более крупные и перспективные) города и регионы нашей страны.
· Получив документ (диплом) по выбранной профессии, они, как правило, остаются жить и работать там, где обучались, где можно найти работу по специальности. Возврат выпускника на «малую» Родину становится редким исключением и воспринимается бывшими одноклассниками, как большая неудача и в карьере и личной жизни.
· Особая актуальность данной проблемы состоит в том, что отток молодежи (лучшей молодежи) в соседние и центральные регионы лишает малые города их будущего и социально-экономического развития.
· В последние годы выбор выпускников никак не зависит от социального заказа и перечня востребованных профессий на рынке труда.
· «Престижные» специальности по-прежнему являются самыми популярными при выборе профессии, и вступают в противоречие с реальным спросом и востребованностью на рынке труда и в службе занятости города и района.
· Сейчас эта проблема стала еще более острой и требует своего решения.
Вложение | Размер |
---|---|
raskladushka_k_zashchite_proekta.doc | 512 КБ |
Муниципальная общеобразовательная средняя
школа №1 города Кувандыка
Кувандыкского района Оренбургской области
Тема проекта:
(или - Как устранить противоречия в социальном заказе общества и профессиональном выборе выпускников
общеобразовательных учреждений малых городов России).
Разработчики проекта:
Дружинин Данил, 9 кл.
Жигулина Ирина, 9 кл.
Меньщикова Анастасия, 9 кл.
Тарасевич Никита, 9 кл.
Руководитель проекта:
Корвяков Сергей Александрович
г. Кувандык
2011 г.
Актуальность
и важность данной проблемы состоит в том, что
Цели проекта:
1. Найти и определить главные причины противоречий между спросом и предложениями на рынке труда города и района.
2. Предложить возможные варианты и пути решения данной проблемы, уменьшив тем самым ориентацию выпускников на «престижные» профессии и отток молодежи в другие регионы страны.
Задачи проекта:
1. Собрать и проанализировать информацию по данной проблеме: (статистику, СМИ, нормативные документы).
2. Разработать собственный вариант решения проблемы:
3. Приступить к реализации плана действий.
Сбор и анализ информации
1 блок: Информация получена в ГУ "ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА КУВАНДЫКА"
В службе занятости мы выяснили:
2. Вопросы поиска работы остаются для многих людей сложными, возникает множество проблем, препятствующих трудоустройству по имеющимся в службе занятости вакансиям, одной из которых является качество заявленных в службу занятости вакансий, и, в частности, низкий уровень заработной платы.
3. В течение 9 месяцев 2010 года наблюдалось избыточное предложение по многим профессиям. При этом по ряду профессий спрос превышал предложения.
Избыточные предложения | Повышенный спрос |
Аппаратчики Дворники Машинисты Монтажники Операторы газовой котельной Охранники Почтальоны Сварщики Слесари Сторожа Штукатуры Бухгалтеры Воспитатели Экономисты Инженеры Кассиры Менеджеры Социальные работники Техники Юристы | Бармен Грузчик Кровельщик Официант Повар Пекарь Продавец Станочники высокой категории Электромонтер Страховой агент |
4. Анализ банка вакансий по МО Кувандыкский район на конец 2010 г.
ОАО «ЮУКЗ» | ОАО «Долина» | ГОУ НПО ПЛ-42 | Другие вакансии по городу и району /на конец 2010 года/. | |
Аппаратчик - 4 Оператор ЭВМ – 1 Инженер по ТБ – 1 Штукатур-маляр-1 | Токарь 3-4 разр. - 1 Фрезеровщик 3-4 разр. - 1 | Мастера производственного обучения: тракторист-машинист - 1, электро-монтер - 1, автомеханик – 1. | Водители (категорий – А,В,С,Д, Е – 6. Швея, закройщик – 6 Электрики -5. Официанты, бармен – 5. Рабочий по обсл. бани -5. Продавец -3. Повар, кондитер – 3. Страховой агент -2. | |
В районе требуются: | ||||
Гл. инженер -1, Гл. агроном -1, Гл. ветврачи -3, Гл. бухгалтера -2, Зоотехники -2. | Механизаторы - 3 Электрики и автоэлектрики - 3 Крановщики - 1 Токари (6 разр.) - 2 Водители (кат. В,С,Д,Е) – 3 | |||
Итого: 80 вакансий. | На одну вакансию претендуют более 4 человек. |
За последние годы 79 % от общего количества поступающих вакансий – это вакансии по рабочим специальностям.
2 Блок: Анализ профессионального выбора выпускников образовательных учреждений г. Кувандыка и Кувандыкского района за последние годы.
Информация получена в Управлении образования АМО Кувандыкский район (по форме отчетов РИК-76), в ГОУ НПО ПЛ-42 г. Кувандыка (справки и сведения о трудоустройстве выпускников), в СОШ города и района.
Анализ диаграммы устройства выпускников 9-х классов на протяжении последних 3-х лет показывает:
Положительная динамика понимания (получить не только аттестат о среднем образовании, но и диплом по определенной профессии) полностью отвечает нашим целям и задачам.
3 блок Анкетирование среди будущих выпускников 2010-2011 уч. года (учащихся 9 класса СОШ №1 г. Кувандыка). Были предложены вопросы:
1. Знакомы ли Вы с перечнем профессий наиболее востребованных на территории нашего города и района? (Да/ Нет).
2. Какую профессию Вы хотели бы получить после окончания школы?
3. Кто или что повлияло на Ваш выбор профессии?
4. Хотели бы Вы вернуться в свой город после получения выбранной Вами профессии?
5. Видите ли Вы перспективу социально-экономического развития своей «малой» родины?
Число респондентов – 16 чел.
1-й вопрос: Ответили – « Да» - 8 чел. «Нет» -8 чел.
2-й вопрос: Данные выбора приведены в таблице:
Медучилище - Косметолог - Программист– 10 кл. – (?) 10 кл. (Переводчик) - 10 кл. (Учитель физики) - 10кл. (Юрист) - 10 кл. (Модельер) - 10 кл. (Архитектор-дизайнер)- Не определились Машинист электропоезда – | 3 чел.; 1 чел.; 1чел.; 3 чел.; 1 чел.; 1 чел.; 1 чел.; 1 чел.; 1 чел.; 2 чел. 1 чел. | Сф. обсл. ---«»--- ---«»--- .---«»--- ---«»--- ---«»--- ---«»--- ---«»--- ---«»--- Вероятно произв. сфера | 19% 6% 6% 19% 6% 6% 6% 6% 6% 14% 6% |
3-й вопрос: 50% - мечта, личный выбор; 50% - родители, друзья, родственники.
4-й вопрос: Ответили – « Да» - 2 чел; «Нет» - 9 чел; «Возможно» - 5 чел.
5-й вопрос: Ответили – « Да» - 3 чел; «Нет» - 13 чел.
Анализ проведенного анкетирования подтверждает наши выводы о том, что одна половина выпускников 9-х классов не знает, какие профессии наиболее востребованы в нашем городе и районе, вторая половина, если и знает о них, то свой выбор с востребованными профессиями никак не связывает…
Стабильно растет число желающих получить высшее образование, но давайте посмотрим, какие профессии мечтают получить наши выпускники 11-х классов:
Годы | Всего поступивших в вузы | ОГУ | ОГТИ | ОГАУ | ОГПУ | МЕД. АКАД. | Другие вузы |
2006-2007 уч. год | 172 | 32 | 29 | 38 | 34 | 6 | 33 |
Нами было проведено анкетирование среди будущих выпускников 2010-2011 уч. года (учащихся 11 класса СОШ №1 г. Кувандыка) Были предложены те же вопросы, что и для выпускников 9 класса. Число респондентов – 12 чел.
1-й вопрос: Ответили – « Да» - 10 чел. «Нет» -2 чел.
Экономист (или менеджер) Архитектор- дизайнер - Следователь прокуратуры – Таможенник – Машинист электропоезда - Мастер по электроснабжению ж/д Электрик – | 5 чел.; 2 чел.; 1чел.; 1чел.; 1 чел.; 1 чел.; 1 чел.; | Сф. обсл. ---«»--- ---«»--- ---«»--- Раб. проф. ---«»--- ---«»--- | 42% 17% 8% 8% 8% 8% 8% |
2-й вопрос: Данные приведены в таблице:
3 –й: «Да» - 2 чел. «Нет» - 7 чел. «Возможно» - 3 чел.
4 –й: «Да» - 1 чел.; «Нет» - 10 чел.; «Возможно» - 1 чел.
Составленная нами диаграмма устройства выпускников 11-х классов (за последние 4 года) показывает – стабильный рост высшего профессионального образования (ВПО) /50-62%/; - существенное снижение среднего (29-20%) и начального профессионального образования (13- 3%).
Если к гражданскому выбору выпускников 11-х классов, который в 2009-2010 уч. году составил – (СПО-20% + НПО-3%) = 23%., добавить результаты выбора, сделанного выпускниками 9-х классов: (ПУ,ПЛ-27% + ССУЗ-27%) = 54%.
В сумме мы получаем = 77% и практически закрываем все вакансии по рабочим специальностям. (По сути - выполняем социальный заказ !!!).
Но на практике все выглядит иначе.
4 блок.
На практике только половина выпускников ПУ и ПЛ начинают работать по полученным профессиям а в 2009-2010 уч. году еще меньше - 40%. Столько же идут служить в РА.
Иначе говоря, из 27% выпускников 9-х классов, выбирающих НПО и рабочие специальности, работать будут только 10-12%.
Из 27% поступающих в ССУЗы, только 12-15% - могут затем работать в сфере производства. Другая половина выбранных учебных заведений – это сфера обслуживания. Служба в РА не дает никакой гарантии утверждать, что после возвращения из армии выпускники ПЛ будут работать по той же специальности, которую они получили до службы.
Выводы:
Анализ полученных данных дает нам все основания считать, что, несмотря на положительную динамику выбора выпускников 9-х классов, а именно, (27% - НПО) и (27% поступающих в ССУЗы), реальная картина выглядит так: ПУ, ПЛ - дают 12% работающих по выбранной профессии + ССУЗы – дают 15% работающих в сфере производства = 27% выбравших рабочие специальности.
Анализ гражданского выбора выпускников 11-х классов в 2009-2010 уч. году составил – (СПО-20% + НПО-3%) = 23%.
Реальная картина здесь: СПО - 10% + НПО - 2% = 12%.
Осталось суммировать результаты: 27% + 12% = 39% и сравнить с социальным заказом общества (79% от общего количества поступающих вакансий – это вакансии по рабочим специальностям.)
Реальные противоречия налицо. При сложившейся ситуации на рынке труда в г. Кувандыке и Кувандыкском районе нужны срочные меры, которые кардинально смогут, если не устранить возникшие противоречия, то хотя бы смягчить их последствия.
Главными причинами противоречий между спросом и предложениями на рынке труда города и района мы считаем являются:
Устранить причины – убрать противоречия – решить проблему.
Программа действий
I. Выполнение мероприятий по реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Кувандыкского района на 2011-2013 годы». (Деловой вестник. Новый путь 23.11.2010. стр.7-8).
1. Необходима многоплановая, масштабная и ежедневная деятельность по патриотическому воспитанию граждан Кувандыкского района.
2. Основные направления реализации Программы полностью соответствуют целям и задачам нашего проекта: Наши предложения и дополнения в табл.
№ п/п | Наименование мероприятия | Исполнители | Объем финансирования (тыс. руб) из местного бюджета | |||
Всего | 2011 г | 2012 г | 2013 г | |||
1. | В учебных планах всех ОУ должны быть уроки по краеведению, на которых необходимо воспитывать чувства гордости за свой край, стремления к выполнению гражданского и патриотического долга перед своей «малой» Родиной. | Администрация образовательные учреждения города и района | Согласно штатного расписания ОУ | |||
2. | В каждом ОУ должен быть создан Информационный центр по профориентации выпускников 9,11 классов: -здесь должны быть базы данных ЦЗН, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, все для выявления творческого потенциала личности, сознательного и обоснованного выбора профессии. | Администрация ОУ города и района | 6 | 2 | 2 | 2 |
3. | Результативность реализации Программы: - это профессиональный выбор выпускников ОУ, их желание сочетать общественные и личные интересы, реальный вклад вносимый молодыми людьми в дело процветания района. | Администрация, Информационный центр. | ||||
4. | Необходимо расширение патриотической тематики в телевизионных программах, изданиях периодической печати | ГУП «Редакция Кувандыкской газеты «Новый путь».МТОЦ «Аргус» | ||||
5. | Конечным результатом должна стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в районе, обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе, укрепление экономической стабильности территории. | ОМПСиТ; УО администрации муниципального образования Кувандыкский район. |
II. Выполнение перечня мероприятий муниципальной целевой программы реализации государственной молодежной политики в Кувандыкском районе «Молодежь Кувандыкского района» на 2011 – 2013 годы (далее Программа).
Цель Программы: совершенствование системы государственного влияния на процессы социализации молодежи, создание условий и гарантий самореализации молодых граждан;
Задачи Программы:
- РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВРЕМЕННОЙ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ, РАЗВИТИЕ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ, ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, АКТИВНОЕ ВОВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;
Приложение №2 к муниципальной целевой программе реализации государственной молодежной политики в Кувандыкском районе «Молодежь Кувандыкского района» на 2011 – 2013 годы
№ п/п | Наименование мероприятия | Объемы финансирования по годам (тыс. рублей) | Источник финанси- рования | Ожидаемые результаты | ||||||||||
всего | 2011 г | 2012 г | 2013 г | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||
I. Создание условий для продвижения инициативной и талантливой молодежи | ||||||||||||||
1.Наука, изобретательство, инновации и техническое творчество молодых | ||||||||||||||
1.1 1.2 1.3 | Участие во Всероссийском молодежном бразовательном форуме «Селигер» | 60 | 20 | 20 | 20 | Местный бюджет | Выявление эффективных технологий, увеличение количества реализованных проектов | |||||||
2. Профессиональное и самодеятельное творчество молодежи | ||||||||||||||
2.2 | Комплекс мероприятий «Я – Творец!» для поддержки профессионального творчества молодежи. | 46 | 10 | 17 | 19 | Местный бюджет | Повышение уровня профессионального мастерства молодежи | |||||||
2.3 | Проведение районного конкурса «Золотая молодежь Кувандыкского района» | 15 | 5 | 5 | 5 | Местный бюджет | Поощрение талантливой молодежи, обновление информационной базы молодых людей области. | |||||||
Итого по 1 разделу | 429,86 | 148,86 | 137 | 144 | Местный бюджет | |||||||||
Вовлечение молодежи в социальную практику | ||||||||||||||
1. Формирование профессиональных и карьерных установок, производственно-трудовая занятость молодежи, популяризация малого предпринимательства как перспективного вида деятельности молодежи | ||||||||||||||
1.1 | Проведение мероприятий «Трудовая смена» по содействию временной занятости несовершеннолетних | Временная занятость не менее 2 тыс. несовершеннолетних в составе трудовых бригад и трудовых лагерей | ||||||||||||
1.2 | Конкурс проектов «Моя профессиональная карьера» | 9 | 2 | 3 | 4 | Местный бюджет | Участие в конкурсе не менее 80 выпускников ОУ района | |||||||
1.3 | Комплекс мероприятий «Бизнес-старт» по вовлечению молодежи предпринимательскую деятельность | Формирование положительного образа молодого предпринимателя | ||||||||||||
1.4 | Школа социального предпринимательства | Ежегодная первичная профориентация и диагностика не менее 40 чел. | ||||||||||||
1.5 | Комплекс мероприятий «Бизнес-класс для талантливой молодежи | Консультационная и информационная поддержка молодых предпринимателей | ||||||||||||
1.6 | Комплекс мероприятий с работающей молодежью «Профи»; «Наш формат»; участие в областном фестивале «Наш формат»; | 194 | 45 | 60 | 89 | Местный бюджет | Профессиональная адаптация молодежи и увеличение кадрового потенциала района, повышение привлекательности рабочих профессий |
Наши дополнения к Муниципальной целевой программе реализации государственной молодежной политики в Кувандыкском районе «Молодежь Кувандыкского района» на 2011 – 2013 годы | ||||||||||
1. Профессиональное и самодеятельное творчество молодежи | ||||||||||
1.1 | Создание и возрождение сети клубов (объединений) по развитию технического творчества и конструирования: «ЮныйТехник», «Самоделкин», «Это вы можете» и др. | Привлечение интереса молодежи к технике, конструированию, изобретательству, рабочим профессиям | ||||||||
1.2 | Градообразующим предприятиям необходимо возобновить регулярные встречи учащихся ОУ с передовыми рабочими, а также экскурсии по производственным цехам и объектам. Посещение музея предприятия: история создания, трудовые династии и т. д. | Воспитание патриотизма и гордости за рабочего человека, который выпускает уникальную продукцию и с гордостью носит звание рабочего человека. | ||||||||
1.3 | Сделать системными встречи учащихся школ с преподавателями и студентами ПЛ-42 и ПУ-36, лично знакомиться с условиями обучения и проживания, участвовать в конкурсах профессионального мастерства и пр. | Понимание и осознание того, что вместе с аттестатом о среднем образовании можно получить еще и диплом о профессиональном образовании и быть востребованным на рынке труда. | ||||||||
2. Вовлечение молодежи в социальную практику | ||||||||||
2.1 | В конкурсе проектов «Моя профессиональная карьера» главным критерием оценивания должны стать - желание сочетать общественные и личные интересы, реальный вклад вносимый молодыми людьми в дело процветания района. | 9 | 2 | 3 | 4 | Местный бюджет | Привлечение внимания к социальному заказу общества. Повышение привлекательности рабочих профессий. | |||
2.2 | Комплекс мероприятий «Бизнес-старт» по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность расширить за счет создания профильных спецкурсов в ОУ города и района. | Формирование положительного образа молодого предпринимателя | ||||||||
2.3 | Школа социального предпринимательства – «Фермерское хозяйство», «Предпринимательское дело» должна быть создана на базе ПЛ-42. | Ежегодная первичная профориентация и диагностика | ||||||||
2.4 | Комплекс мероприятий «Бизнес-класс для талантливой молодежи на базе Центра занятости населения или ПЛ-42. | Консультационная и информационная поддержка молодых предпринимателей | ||||||||
2.5 | Комплекс мероприятий с работающей молодежью «Профи»; «Наш формат»; участие в областном фестивале «Наш формат». Совместный проект с центром занятости населения, ПЛ-42. | 194 | 45 | 60 | 89 | Местный бюджет | Профессиональная адаптация молодежи и увеличение кадрового потенциала района, повышение привлекательности рабочих профессий. | |||
2.6 | Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: - увеличение доли молодых людей, участвующих в программах по профессиональной ориентации, трудоустройству, в общем количестве молодежи до 3,2%. | Обеспечение активного вовлечения молодежи в жизнь района |
III. Создать Информационный центр по профориентации выпускников 9,11 классов СОШ №1 г. Кувандыка, в котором должна постоянно работать система поиска, оповещения и информационной поддержки выпускников в их профессиональном самоопределении и выборе будущей профессии.
Наши рекомендации:
4. ГУ «Центр занятости населения города Кувандыка» необходимо регулярно информировать население города и района об изменениях на рынке труда, размещать информацию в приложениях газеты «Новый путь» - «Деловой вестник», «Наш формат», на сайтах в Интернете.
Отчего синичка развеселилась
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Мост из бумаги для Киры и Вики
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Юрий Визбор. Милая моя