Научно-исследовательская работа «Обогащение словарного запаса подростков путем изучения фразеологии» в области языкознания. При защите этого исследования можно использовать презентации ( начало теоретического исследования, по итогам исследования) Руководитель: учитель русского языка и литературы МОУ "ООШ №10 г.Вольска Саратовской области" Е.В.Долгова.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_teorii_issledovaniya.ppt | 715.5 КБ |
prezentaciya_po_itogam_issledovaniya.ppt | 1.04 МБ |
nauchno-issledovatelskaya_rabota_po_lingvistike.docx | 72.68 КБ |
Слайд 1
Научно-исследовательская работа учениц 8 класса МОУ ООШ№10 г. Вольска «Обогащение словарного запаса подростков путем изучения фразеологии/ по итогам»Слайд 2
Изучение фразеологии в требованиях программы по русскому языку под редакцией Н.М. Шанского. Изучение фразеологии - довольно трудный этап. Дело в том, что в фразеологизмах слова приобретают особые значения, что требует их запоминания целиком: нужно запомнить и их словарный состав, и значение. Нам необходимо знать ситуацию, в которой можно употребить тот или иной фразеологизм; понимать образную основу, заложенную в нем; какие оттенки он содержит, какую окраску он имеет. В программе по русскому языку для общеобразовательных школ по редакцией Н.М. Шанского выделено на изучение фразеологии в 5-6 классах всего два-три часа. 5-6 классы 7-8 классы 9 класс 1ч. Что такое фразеология? 1ч. Группы фразеологизмов. 1ч. Словари и справочники. 1ч. Многозначность фразеологизмов. 2ч. Синонимия и антонимия. 2ч. Образование и источники фразеологизмов. 2ч.Употребление фразеологизмов в речи и художественных произведениях 1ч.Речевые ошибки. 1ч. Обобщение.
Слайд 3
Изучение фразеологизмов на уроках… «Швед, русский – колет, рубит, режет…» -А. С.Пушкин «Полтава». Слова употребляются при описании любого крупного конфликта с применением силы, жестокого боя. «Унылая пора, очей очарованье» - о ностальгических воспоминаниях. Выражение взято из стихотворения А.С. Пушкина «Осень». «У сильного всегда бессильный виноват» –в своих несчастьях сильный винит слабого, выражение из басни И. А. Крылова «Волк и ягненок». «Слона не приметить» – эта цитата из басни И.А. Крылова. «Любопытный» применяется в значении пройти мимо и не заметить самого основного, главного в данном случае.
Слайд 4
Изучение фразеологизмов на внеклассных мероприятиях. Олимпиада Лингвистическая газета Внеклассные мероприятия
Слайд 5
Проведение опроса трёх поколений: учащихся, их родителей, бабушек и дедушек. Анкета для опроса 3-х поколений 1.Что изучает раздел науки о языке фразеология? Как вы понимаете слово фразеологизм ? 2.Как вы понимаете фразеологизмы: « Бить баклуши », « Взять быка за рога ». 3.Используете ли Вы фразеологизмы в устной речи?
Слайд 6
Результаты опроса о знании определения фразеологизмов Вывод: 70% учащихся знают определение «фразеологизм»; об этом знают 20% родителей, и только 10% бабушек и дедушек в курсе этого вопроса.
Слайд 7
Результаты опроса по пониманию смысла фразеологизмов Вывод: лучше всех понимают смысл фразеологизмов дедушки и бабушки 90%, средне понимают родители-80%, и только 60% понимают учащихся.
Слайд 8
Результаты опроса об использовании в речи фразеологизмов Вывод: чаще всех используют фразеологизмы в своей речи 90% бабушек и дедушек, средне 60% родителей, и только 40% учащихся.
Слайд 9
Наблюдение за речью ведущих телевизионных передач. Название канала Название передачи Ведущий СТС «Самый умный» Тина Канделаки СТС «Не может быть» Василий Куйбар СТС «Детские шалости» Глюкоза СТС «Галилео» Александр Пушной СТС «Кто умнее пятиклассника?» Александр Пушной Россия «50 блондинок» Николай Фоменко ОРТ «Пусть говорят» Андрей Малахов ОРТ «Жди меня» Юрий Кваша Мария Шукшина ОРТ «Кто хочет стать миллионером?» Максим Галкин ТНТ «Необъяснимо,но факт» Михаил Пореченков ОРТ «Минута славы» Александр Цекало Вывод: употребление фразеологизмов способствует яркости, выразительности, экспрессивности речи ведущих.
Слайд 10
Анализ вольской периодической печати на наличие фразеологизмов в статьях «Вольская жизнь» 2008 «Дважды два» 2008 «Вольская неделя» 2008 «Вольские новости» 2008 Вывод: многие авторы статей вольских газет используют фразеологизмы, что способствует яркости, выразительности речи.
Слайд 11
Значение работы над устойчивыми единицами языка Положительная сторона эксперимента : изучение фразеологизмов способствует развитию нашей речи, совершенствованию знаний, умений и навыков, прививает интерес и любовь к слову. Трудность : большинству ребят трудно использовать накопленный опыт в речи. Научно-исследовательская работа является ступенькой к совершенствованию речи.
МОУ «Основная общеобразовательная школа №10 г. Вольска Саратовской области»
Научно-исследовательская работа
«Обогащение словарного запаса подростков
путем изучения фразеологии»
в номинации «Проблемы, поставленные
нам современной жизнью»
Выполнили: Руководитель:
ученицы 8 класса учитель русского языка
МОУ «ООШ№10» и литературы
Христачёва Юлия МОУ«ООШ№10» Долгова
Александровна Елена Владимировна
ул. Ст. Разина д.102 ул. Народная 176/2 кв.12
Шамсудинова Кристина тел. 8-9053260685
Шевкетовна
ул. Октябрьская д.5
Вольск
2012
Тезисы доклада:
1.Цель научно – исследовательской работы: обогащение словарного запаса учащихся путем изучения фразеологизмов.
2.Этот вопрос считаем актуальным, т.к. речь подростков скудна, бедна и примитивна.
3. С понятиями фразеология и фразеологизмы мы познакомились в школе.
4. Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека.
5. Они придают выразительность, служат средством создания образности.
7. С конца 18века фразеологизмы объяснялись в словарях и имели различные определения.
8. Академик В.В.Виноградов создал классификацию фразеологических оборотов, наметил пути их изучения.
9. М. Т. Баранов, А. В. Прудникова, В. А. Мызина определили фразеологические понятия, которые мы изучаем в школе.
10. Слова фразеологизмы приобретают особые значения, что требует их запоминания целиком.
11. В программе по русскому языку Н.М. Шанского выделено мало время на их изучение, но мы работали по эксперименту учителя.
12. Рисование фразеологизмов, работа со словарями, написание творческих работ, словесные игры, подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам помогло нам научиться использовать их в своей речи.
13. Знания по фразеологии помогают сориентироваться в правилах пунктуации.
14. Понимание смысла фразеологизмов облегчает восприятие литературных произведений А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя и др. писателей.
15. Изучение фразеологизмов помогло справиться с речевыми ошибками.
16. Задания олимпиады, конкурс лингвистических газет, внеклассные мероприятия повысили наш интерес к изучению фразеологизмов.
17. При опросе 3х поколений мы использовали разработанную нами анкету, через которую выявили знания определений «фразеология», «фразеологизм», понимание их смысла, использование в речи учащихся среднего звена, их родителей, бабушек и дедушек.
18. При наблюдении за речью телеведущих мы выявили, что употребление фразеологизмов способствует яркости, выразительности, экспрессивности речи.
19. При анализе вольской периодической печати, мы пришли к выводу, что фразеологические обороты выступают в авторской речи как одно из средств, делающих речь разнообразной, живописной, выразительной.
20. Положительной стороной научно-исследовательской работы является то, что изучение устойчивых сочетаний способствует развитию нашей речи, прививает интерес к слову.
21. При выполнении этой работы встречалась трудность в использовании своего накопленного опыта в речи.
22. Мы считаем, что наша научно – исследовательская работа является ступенью к совершенствованию речи.
СОДЕРЖАНИЕ стр.
Тезисы доклада______________________________________________________2-3
I Введение.
Актуальность изучения фразеологизмов для учащихся._______________________6-7
II Основная часть.
Обогащение речи с помощью фразеологизмов.
§1. Понятие фразеология и фразеологизмы в современном русском языке.____8
§2. Изучение фразеологии в научной литературе._______________________8-9
§3. Изучение фразеологии в требованиях программы по русскому языку
под редакцией Н.М. Шанского.______________________________________9-10
§4. Изучение фразеологизмов на уроках русского языка и литературы.___10-14
§5. Изучение фразеологизмов на внеклассных мероприятиях._____________14
§6. Проведение опроса трёх поколений: учащихся, их родителей, бабушек и дедушек._____________________________________________________________15
§7. Наблюдение за речью ведущих телевизионных передач.___________15-16
§8. Анализ вольской периодической печати на наличие фразеологизмов в статьях.______________________________________________________________16
III Значение работы над устойчивыми единицами языка.___________________17
Список литературы________________________________________________18-19
Приложение №1 Рисунки фразеологизмов учащихся_________________________
Приложение №2 Лингвистические игры___________________________________
Приложение №3 Фотографии работы в библиотеке__________________________
Приложение №4 Этимологические справки_________________________________
Приложение №5 Сочинения – миниатюры _________________________________
Приложение №6 Исторические справки ___________________________________
Приложение №7 Подбор пословиц на определенную тему ___________________
Приложение №8 Толкование «крылатых слов»_____________________________
Приложение №9 Интересные задания из олимпиады ________________________
Приложение №10 Лингвистическая газета _________________________________
Приложение №11 Диаграммы опроса трех поколений _______________________
Приложение №12 Схема анализа вольской периодической печати _____________
Приложение№13 Презентации исследования
Актуальность изучения фразеологизмов для учащихся.
«Нет слова, которое было бы
так замашисто, бойко,
так вырывалось из самого сердца,
так бы кипело и живо трепетало
как метко сказанное русское слово»
Н.В.Гоголь
На наш взгляд, обогащение словарного запаса учащихся - одна из проблем, поставленных современностью, т.к. речь подростков скудна, бедна и примитивна. Именно поэтому считаем актуальным на сегодня вопрос изучения фразеологизмов, ведь они делают нашу речь более яркой, экспрессивной. Кроме того, их изучение способствует решению вопросов нравственного, патриотического, эстетического характера, так как происхождение многих фразеологизмов тесно связано с развитием истории языка, нашего народа, его бытом, верованиями.
Понимание смысла фразеологизмов облегчает восприятие литературных произведений А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Н.В.Гоголя и др.
Под руководством учителя русского языка и литературы Долговой Е.В. мы определили следующие этапы, на которые опирались при написании научно-исследовательской работы:
1.понятие фразеология и фразеологизмы в современном русском языке.
2. изучение фразеологии в научной литературе;
3. изучение фразеологии в требованиях программы русского языка;
4.изучение фразеологизмов на уроках русского языка и литературы;
5. изучение фразеологизмов на внеклассных мероприятиях;
6. проведение опроса среди учащихся, родителей, бабушек и дедушек по трем критериям: знание понятия фразеологизм, понимание их, использование в речи;
7. наблюдение за речью ведущих телевизионных передач;
8. анализ вольской периодической печати на наличие употребления фразеологизмов в статьях.
Обогащение речи с помощью фразеологизмов
§1. Понятие фразеология и фразеологизмы в современном русском языке.
С понятиями фразеология и фразеологизм мы познакомились в 5 классе. Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Название этого раздела произошло от греческого фразис(phrases) - выражение + логос(logos) – учение. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Устойчивые сочетания в предложении являются одним членом предложения. Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы. Н-р: синонимичные фразеологизмы: «на краю света» - «куда ворон костей не заносил», антонимичные фразеологизмы: «возносить до небес» - «втаптывать в грязь».
Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека – его отношение к труду, н-р: «золотые руки», «бить баклуши»; отношение к другим людям, н-р: «закадычный друг», «медвежья услуга», личные достоинства и недостатки, н-р: «не теряет головы», «водить за нос».
Фразеологизмы используются в обыденной речи, художественных произведениях, в публицистике. Они придают высказыванию выразительность, служат средством создания образности.
§2. Изучение фразеологии в научной литературе.
Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца XVIΙI века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые слова, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Еще М.В.Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что «в него должны войти «фразесы», «идиоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения».[1]
Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно. До 40-х годов XX века в работах отечественных языковедов А.А.Потребни, И.И.Срезневского, Ф.Ф.Фортунова, А.А.Шахматова и других можно было найти только отдельные мысли и наблюдения, касающиеся фразеологии.
Создание базы для изучения устойчивых сочетаний слов в современном русском литературном языке принадлежит академику В.В.Виноградову. Именно им впервые была дана «классификация фразеологических оборотов русского языка с точки зрения их семантической слитности и намечены пути их дальнейшего изучения». С именем В.В.Виноградова связано возникновение фразеологии как лингвистической дисциплины в русской науке. Результаты методических исследований М.Т.Баранова, А.В.Прудниковой, В.А.Мызиной и других позволили определить фразеологические понятия, которые мы изучаем в школе. Они включены в программу и в учебники для 5-9 классов. В настоящее время фразеология не стоит на месте, продолжает свое развитие.
§3. Изучение фразеологии в требованиях программы по русскому языку
под редакцией Н.М. Шанского.
Изучение фразеологии - довольно трудный этап. Дело в том, что в фразеологизмах слова приобретают особые значения, что требует их запоминания целиком: нужно запомнить и их словарный состав, и значение. Нам необходимо знать ситуацию, в которой можно употребить тот или иной фразеологизм; понимать образную основу, заложенную в нем; какие оттенки он содержит, какую окраску он имеет.
В программе по русскому языку для общеобразовательных школ по редакцией Н.М. Шанского выделено на изучение фразеологии в 5-6 классах всего два-три часа. В основные требования программы по фразеологии входят: знания основных признаков, групп, способов образования, функций в речи, словарей и справочников, путей работы с ними; умение выделять в тексте, определять их синтаксическую роль, в доступных случаях определять значения, использовать в речи с учетом стилей. Но в связи с экспериментом учителя, мы работали по следующей системе, запланировали на следующий учебный год:
5-6 классы | 7-8 классы | 9 класс |
1ч. Что такое фразеология? 1ч. Группы фразеологизмов. 1ч. Словари и справочники. 1ч. Многозначность фразеологизмов. | 2ч. Синонимия и антонимия. 2ч. Образование и источники фразеологизмов. | 2ч. Употребление фразеологизмов в речи и художественных произведениях. 1ч. Речевые ошибки. 1ч. Обобщение. |
§4. Изучение фразеологизмов на уроках русского языка и литературы.
Ознакомление с фразеологизмом происходило через устное толкование или толкование через рисунки, которые были выполнены нами. Самым интересным заданием, на наш взгляд, является «рисование фразеологизмов» (См. приложение №1).
Работа с фразеологическим словарем заключается в нахождении в статье структурных элементов (заглавное слово, грамматические пометы, толкование и условия употребления); в нахождении фразеологизмов по тем или иным признакам; в тренировке составления словарной статьи знакомого фразеологизма.
На уроках фразеологии мы использовали учебник, иллюстрации, карточки и перфокарты, фразеологический словарь.
В результате групповой работы мы намечали дальнейшие пути изучения фразеологизмов.
Важную роль при изучении фразеологизмов играют словесные игры, которые способствуют любознательности, помогают формированию у нас воли, настойчивости и стремления к научному поиску, активизируют внимание и память. (См. приложение №2)
Вопрос происхождения фразеологизмов увлекает всех учащихся: в библиотеке выясняли этимологию фразеологического оборота, пользуясь справочной литературой. (См. приложение №3) Выступления учеников об истоках устойчивых словосочетаний заслушивалось на «этимологической пятиминутке». (См. приложение №4)
На уроках тренировались конструировать собственное высказывание с указанными фразеологическими оборотами, что облегчало составлять связный рассказ, в который включены фразеологизмы (см. Приложение №5)
Тренировались в следующих упражнениях:
- объяснение лексического значения фразеологизма;
- подбор фразеологизмов, в которых употреблено одно и то же слово;
- подбор фразеологизмов-антонимов;
- конструирование речевого высказывания с указанными фразеологическими оборотами;
- наблюдение за использованием фразеологизмов в текстах художественной литературы и фольклоре;
- этимологический анализ фразеологизмов;
- «рисование фразеологизмов»;
- исправление ошибок, связанных с неумелым употреблением фразеологических оборотов.
Знания по фразеологии помогают нам сориентироваться в трудных правилах пунктуации, таких, как:
На уроках литературы готовили сообщения из истории возникновения того или иного фразеологизма (См. приложение №6).
Работу с пословицами связывали с разделом «Устное народное творчество» (подбор пословиц на определенную тему). (См. приложение №7)
Интересна работа с пословицами – эпиграфами к литературным произведениям А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и др. Изучая творчество А.С.Грибоедова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, И.А.Крылова, самостоятельно отыскивали «крылатые слова» в произведении, давали толкование им. (См. приложение №8)
Анализируя произведения художественной литературы или публицистики, мы приходим к выводу: фразеологические обороты выступают в авторской речи как одно из средств, делающих речь более разнообразной, живописной, выразительной, а в речи персонажей – как одно из средств их языково - стилистической характеристики.
При анализе сочинений, анализе текстов мы работали над основными речевыми ошибками, связанными с изучением фразеологизмов:
Обычно такие ошибки вызваны непониманием значения фразеологизма и связаны с нарушением правил употребления слов в составе фразеологического оборота.
В ходе работы мы сделали вывод: надо не только уметь употребить фразеологизм, но и быть внимательным к его значению и структуре, стремиться к точности при выборе, учитывать правила сочетаемости. В этой работе нам помогло пособие Д.Э.Розенталя, И.Б.Голубя, которое поможет организовать работу по предупреждению стилистических ошибок в устной и письменной речи.
§5. Изучение фразеологизмов на внеклассных мероприятиях.
С каждым годом с нашей стороны растет живой интерес к слову, стремление правильно и выразительно строить свою речь. И не секрет, что вопросы лексики, этимологии, стилистики вызывают большее оживление в классе, чем сведения из фонетики, морфологии и синтаксиса. Как показали наши наблюдения, одноклассников привлекает в этих разделах не только сам лингвистический материал, но и связанные с ним внеязыковые факторы. Самым богатым внеязыковыми связями, по нашему мнению, является раздел русского языка, посвященный фразеологии. В олимпиаде мы выполняли задания различной степени сложности по фразеологии. Наиболее интересные задания предлагаем вашему вниманию. (См. приложение № 9)
На конкурс лингвистических газет по фразеологии были представлены газеты, посвященные изучению фразеологии. (См. приложение №10)
Они включали в себя итоги конкурсов на лучшее сочинение, итоги олимпиады, итоги конкурса рисунков.
Мы участвовали на различных внеклассных мероприятиях: утренник, КВН, конференция, игра «Что? Где? Когда?», что заметно повысило наш интерес к изучению фразеологии.
§6. Проведение опроса трёх поколений: учащихся, их родителей, бабушек и дедушек.
Насколько эффективно мы изучали фразеологию показывают результаты опроса среди учащихся, родителей, бабушек и дедушек среднего звена нашей школы (см. Приложение №11). Мы опросили 100 учащихся, их родителей, бабушек и дедушек.
Анкета для опроса 3-х поколений
1.Что изучает раздел науки о языке фразеология? Как вы понимаете слово фразеологизм?
2.Как вы понимаете фразеологизмы: «Бить баклуши», «Заткнуть за пояс», «Взять быка за рога», «Голова кипит».
3.Используете ли Вы фразеологизмы в устной речи?
§7. Наблюдение за речью ведущих телевизионных передач.
Наблюдая за речью ведущих телевизионных программ, мы заметили, что употребляют фразеологизмы в своей речи следующие:
Название канала | Название передачи | Ведущий |
СТС | «Самый умный» | Тина Канделаки |
СТС | «Не может быть» | Василий Куйбар |
СТС | «Детские шалости» | Глюкоза |
СТС | «Галилео» | Александр Пушной |
СТС | «Кто умнее пятиклассника?» | Александр Пушной |
Россия | «50 блондинок» | Николай Фоменко |
ОРТ | «Кто хочет стать миллионером?» | Максим Галкин |
ТНТ | «Необъяснимо, но факт» | Михаил Пореченков |
ОРТ | «Минута славы» | Александр Цекало |
ОРТ | «Пусть говорят» | Андрей Малахов |
ОРТ | «Жди меня» | Юрий Кваша Мария Шукшина |
Вывод: употребление фразеологизмов способствует яркости, выразительности, экспрессивности речи ведущих.
§8. Анализ вольской периодической печати на наличие фразеологизмов в статьях.
Мы решили проанализировать вольскую периодическую печать на наличие фразеологизмов в статьях. (см.Приложение №12)
Вывод: многие авторы статей вольских газет используют фразеологизмы, что способствует яркости, выразительности речи.
Значение работы над устойчивыми единицами языка.
Подводя итоги, хочется отметить положительные стороны этого эксперимента, а также указать некоторые трудности, встретившиеся на нашем пути. Изучение фразеологизмов способствует развитию нашей речи, совершенствованию знаний, умений и навыков, прививает интерес и любовь к слову. К сожалению, большинству ребят трудно использовать свой накопленный опыт в речи.
Достигнутое нами стараемся реализовать, стремимся к совершенствованию своей поисковой работы. Считаем необходимым провести опрос родителей и учащихся в конце учебного года, чтобы сравнить с предыдущим.
Успешное решение этих вопросов, как нам кажется, является ступенькой к совершенствованию речи.
Список используемой литературы:
1.Баранов М.Т.Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. М., Просвещение, 1989
2. Введенская В.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка». М., Просвещение, 1991
3. Водолазская С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005
4. Воробьева О.И., Головенкина Л.Х. Олимпиада по русскому языку: задания, результаты, выводы.// РЯШ.-1996.-№2.-с.46-48
5. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Русская фразеология. М., Русский язык, 1986
6. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе. М., Школьная пресса, 2004
7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Стилистика и культура речи. М., Махаон, 2005
8. Программы общеобразовательных учреждений.
Русский язык 5-9 классы. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. 6-е издание. М., «Просвещение», 2005
9. Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Научный редактор Шанский Н.М. М., «Просвещение», 2007
10.Русский язык 6 класс. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Научный редактор Шанский Н.М. М., «Просвещение», 2007
11.Русский язык 7 класс. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Научный редактор Шанский Н.М. М., «Просвещение», 2000-2005
12.Русский язык 8 класс. Бархударов С.Г., Крючков С.Е.,Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. М., «Просвещение», 2004
13.Русский язык 9 класс. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. М., «Просвещение», 2007
14.Малитиков П.Н. Русский словарь крылатых фраз. М., ЮНВЕС,2001
15.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. М., Дрофа,2001
16.Тихонов А.Н., Ковалева Н.А. Учебный фразеологический словарь русского языка. М., Астрель, 2001
Приложение № 11
Вывод: 70% учащихся знают определение «фразеологизм»; об этом знают 20% родителей, и только 10% бабушек и дедушек в курсе этого вопроса.
Вывод: лучше всех понимают смысл фразеологизмов дедушки и бабушки 90%, средне понимают родители - 80%, и только 60% понимают учащихся.
Вывод: чаще всех используют фразеологизмы в своей речи 90%, средне 60% родителей, и только 40% учащихся.
Приложение № 12
Лингвистические игры.
В каждом из столбцов найдите четвертый лишний фразеологизм; объясните, почему он «лишний», и составьте с ним по предложению.
а) хоть пруд пруди в) слово в слово
кот наплакал тютелька в тютельку
тьма-тьмущая вилами на воде писано
яблоку негде упасть комар носа не подточит
б) во все лопатки г) попасть впросак
сломя голову попасть на седьмое небо
черепашьим шагом попасть в переделку
в мгновенье ока попасть в переплет
Зарубить на носу – запомнить намылить шею –
Коптить небо – пальчики оближешь -
Себе на уме – развесить уши -
Куры не клюют – прикусить язык -
Вилять хвостом – заткнуть за пояс -
Наложить вето – бить баклуши –
Гневаться – метать громы и молнии; исчезнуть - …; медлить - …; прослушать - …; победить - …; превзойти - …; бездельничать - …; голодать - …; запретить -…
А) стреляный воробей
Б) белая ворона
В) гусь лапчатый
Г) тертый калач
Д) желторотый птенец
Е) семи пядей во лбу
Ж) правая рука
З) язык без костей
И) звезд с неба не хватает
Перепишите, вставляя нужные по смыслу слова (из мира животных)
Делить шкуру неубитого …; купить …в мешке; брать…быка за рога;
Писать как …курица лапой; пустить…в огород.
Приложение №4
Этимологические справки
1. «Идти в ногу со временем» - Употребляется при подл. со значением лица или отвлеченного предмета.
Я решилась … Я иду в ногу с веком. Я выхожу замуж. ( А.Толстой).
Научные идеи должны идти в ногу со временем. ( Гранин).
2. «Держать язык за зубами» – разговорное. Молчать, не говорить лишнего, быть осторожным в высказываниях. Синоним: «держать язык на привязи» (разг.), «держать при себе», «знай про себя». Будь поосторожнее с этим господином. Держи язык за зубами…
Поберегись сказать что-нибудь лишнее.(Чехов)
– Вы язык то умеете держать за зубами? А впрочем, вам же будет хуже, если начнете болтать. (А. Толстой).
3. «Сесть на шею»- находясь на чьем- либо иждивении, попечении, обременить кого-либо.
А дядя сначала избегал его оттого, что вот, думал, что малый заленится, придет к нему за деньгами, сядет на шее.(Гончаров)
Приложение №7
Подбор пословиц на определенную тему
I Тема: обучение
Учеба- корень ученья горек, а плоды его сладки.
Учиться – что тележку в гору тащить.
По платью встречают, а по уму провожают.
Сколько голов, столько умов.
II Тема: труд
Труд - без труда не вытащишь рыбку из пруда. Иголка всем идет, а сама голая.
Здоров на еду, да хил на работу.
III Тема: дружба
Дружба- человек с друзьями - как широкая степь, а без друзей- как узкая ладонь.
Легче друга потерять, чем найти. Друга за деньги не купишь.
Сам погибай, а друга выручай.
IV Тема: речь и ее свойства
Речь - вылетевшее слово, и на четверке лошадей не догонишь.
Слово не воробей, вылетит не поймаешь.
Слово – серебро, молчание – золото.
Молчаливость лучше многословия.
Приложение №8
Толкование «крылатых слов»
1. «Есть еще порох в пороховницах!» – способность человека выполнить какую-либо работу или наличие жизненной энергии. Высказывание принадлежит гоголевскому герою Тарасу Бульбе, обращавшемуся к казакам перед боем.
2. «Слона не приметить» – эта цитата из басни И.А. Крылова. «Любопытный» применяется в значении пройти мимо и не заметить самого основного, главного в данном случае.
3. «У сильного всегда бессильный виноват» – в своих несчастьях сильный винит слабого, выражение из басни И. А. Крылова «Волк и ягненок».
4. «Унылая пора, очей очарованье» - о ностальгических воспоминаниях. Выражение взято из стихотворения А.С. Пушкина «Осень».
5. «Услужливый дурак опаснее врага» – поступки глупого человека, даже самого преданного, могут испортить все дело. Это выражение взято из басни И. А Крылова «Пустынник и медведь», Это своеобразное предостережение: не следует доверять важного дела дураку, поскольку из особого усердия может он в конец все запутать и испортить.
6. «Хоть видит око, да зуб неймет» – выражение из басни И. А. Крылова «Лисица и виноград» цитируется с сожалением, когда осознают, что вожделенный предмет совершенно недоступен для говорящего по какой-то причине.
7. «Швед, русский – колет, рубит, режет…»- А. С. Пушкин, «Полтава». Слова употребляются при описании любого крупного конфликта с применением силы, жестокого боя.
8. «Ума холодных наблюдении/и сердца горестных замет» – эта цитата из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является утверждением того, что сделанное заявление подтверждается беспристрастным наблюдением и серией опытов.
Приложение №9
Интересные задания из олимпиады
5 класс
Продолжите пословицы и поговорки: а) Без труда…; б) Семь раз отмерь, один раз…; в) Век живи…; г) Взялся за гуж…
6 класс
Объясните значение фразеологизмов: через час по чайной ложке, сбоку припека, без сучка и задоринки.
7 класс
а) К следующим устойчивым сочетаниям подберите фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы: бить баклуши, рукой подать.
б) Выберите правильный вариант фразеологического оборота:
Нужно (воздать дань – воздать должное) этой жемчужине среди славянских библиотек.
С началом побед на фронтах люди (распрямились духом - воспряли духом).
Прекрасный артист, он (задавал высокий критерий – задавал высокий тон) спектаклю.
Игроки (души не чают – душу не чают) в своем тренере.
8 класс
а) Определите какой частью речи является каждое слово фразеологизма: лучше меньше, чем лучше.
б) Подберите русские эквиваленты к следующим фразеологизмам, кратко сформулируйте их обобщенный смысл:
- жить как петух на откормке (франц.);
- промокший пудель (немец.);
- покупатель зайца в мешке (чешск.);
- когда на ладони вырастут волосы (польск.).
в) Определите стилистическую роль фразеологизма в тексте:
Имущество это состоит из скудной движимости, в числе которой был и знаменитый тарантас, едва не послуживший яблоком раздора между матерью и сыном. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
г) Исправьте ошибки в предложениях и объясните причины их появления:
Они такие враги, что их водой не разольешь.
У меня пол под ногами горит.
Он уже сыграл свое значение.
д) Вспомните 5 фразеологизмов из произведений русских писателей.
9 класс
а) Произведите синтаксический разбор предложений:
Денег у нас было кот наплакал.
Вам медведь на ухо наступил!
Из уцелевших бревен на скорую руку сколотили избенку, покрыли ее барочным тисом. (И.Тургенев)
По дорогу в Вешенскую они заговорили о создавшемся положении и очень быстро нашли общий язык. (М.Шолохов)
б) Подберите слова, соотносимые по значению с фразеологизмами: как горькая редька; заговаривай зубы.
в) На чем строится языковая игра в примерах, взятых из произведений М.Салтыкова-Щедрина?
- превзошли самые смелые их опасения;
- проявлялось в вопросах, касавшихся выеденного яйца;
- горькими слезами разливается;
- как Кузькину тещу зовут;
- спешили наутек.
[1] Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Русская фразеология. М., Русский язык, 1986,стр.3
Ах эта снежная зима
Красочные картины Джастина Геффри
Щелкунчик
Кактусы из сада камней
Сказки пластилинового ослика