В конкурсном сочинении "Гений Российской науки" ученица доказывает, подбирая интересный материал, почему М.В.Ломоносова можно назвать гением.
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnoe_sochinenie__uchenicy__9__a_klassa__gbou.doc | 53.5 КБ |
Конкурсное сочинение ученицы 9 а класса ГБОУ № 1371 с углубленным изучением английского языка г. Москвы
Западного окружного управления образования
Власовой Александры
в рамках участия во Всероссийском Фестивале Науки
в секции «Гений Российской Науки»
Конкурс сочинений
Сочинение на тему:
«М.В.Ломоносов – гений земли русской»
Он создал первый университет.
Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.
А.С. Пушкин
Узнав о Всероссийском Фестивале Науки, я решила принять участие в конкурсе сочинений «Гений Российской Науки». Передо мной сразу же встал выбор: о ком писать? Ведь Российская наука богата открытиями и известными на весь мир именами: С.П.Ковалевская, Н.И.Пирогов, П.И.Яблочков, И.И.Мечников, С.П.Королев, И.П.Павлов, К.Э.Циолковский, А.М.Бутлеро, Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов и многие другие. Но гениальной личностью я все-таки считаю Михаила Васильевича Ломоносова, внесшего весомый вклад в 20 наук: химию и геологию, физику и поэзию, историю и филологию, географию и этнографию, оптику и живопись, астрономию и астрофизику, биологию и почвоведение, экономику и статистику, почвоведение и педагогику, агрономию и юридические науки. Кроме того, не оставляет безучастным его судьба, личностные качества, его незаурядность, упорство, ум, стремление к знаниям, несмотря на то, что в детстве, по воспоминаниям ученого, он «принужден был читать и учиться … в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод…»
…И всенародный праздник подойдет,
И средь гуденья толп многоголосых
Широким шагом молодо пройдет
И на трибуну выйдет Ломоносов.
И снова море зашумит вокруг,
Живое, дорогое, человечье…
И скажет он, России сын и друг:
- Друзья мои, прекрасна наша встреча!..
Я думаю, еще одна встреча с Михаилом Васильевичем не будет лишней ни для меня, ни для участников Всероссийского Фестиваля Науки.
А.С.Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».
Путь М.В.Ломоносова в науку оказался тернистым, но очень интересным и ярким. Преодолеть этот путь Ломоносов смог благодаря своей целеустремленности и невероятной трудоспособности. А указанные черты характера ученого, на мой взгляд, сформировала особая эпоха – эпоха Петра 1, эпоха великих преобразований и свершений. Полтавская победа, по выражению Петра, стала «русским воскресением», в мире ставился вопрос о будущности России. Само время рождало героев.
Родившись в семье помора, юный Миша уже с десяти лет ходил с отцом на промысел рыбы. Плавание с отцом развило в юноше физическую силу, уверенность в себе и любознательность. Личный пример отца, наставления старшего Ломоносова воспитали крепкий мужской характер Михайло. Благодаря отцу, поручившему дьячку местной церкви обучить сына грамоте, Михайло пристрастился к чтению церковных книг, а затем и к учебных, светских книг. «Вратами его учености» стали «Славянская Грамматика» и «Арифметика» Леонтия Магницкого. От своего учителя, дьячка местной церкви, Михайло слышал, что «для приобретения большого знания и учености требуется знать язык латинский, а сему… можно научиться в Москве, Киеве и Петербурге, что в сих только городах довольно книг на том языке». Достав временный паспорт, без разрешения и благословения отца Ломоносов в конце 1730 года уходит в Москву с караваном мерзлой рыбы. Через семьдесят верст на третий день он догнал этот обоз, слезами и мольбами уговорив приказчика не отправлять его домой.
Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в Университете –
Сон свершится наяву!
Назвавшись сыном поморского дворянина, Михайло начинает учебу в Славяно-греко-латинской академии (Спасской школе). Ему девятнадцать – одноклассникам десять-одиннадцать лет. Можно представить, как шутили маленькие детишки: «Дядь, достань воробышка!» Но ни маленькая стипендия ( три копейки в день), ни насмешки одноклассников не помешали целеустремленному юноше закончить 3 курса за один год и освоить латинский язык, на котором велись все сложные научные предметы. В числе лучших 12 учеников Ломоносов был отправлен для продолжения учебы в Санкт-Петербург в университет при Петербургской Академии наук. А через полгода Ломоносов (ему уже двадцать пять лет) и еще два студента едут в Германию, в город Марбург, учиться горному делу. Выучив немецкий язык, Ломоносов смог слушать лекции профессора Вольфа – человека энциклопедических знаний, преподающего механику, физику, философию и логику.
Первым научным трудом ученого стала «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул». Христиан Вольф мог гордиться своим любимым учеником, профессор писал: «Я любил видеть в лектории этот высокий лоб, этот взгляд, сияющий разумом,… Михайло Ломоносов безмерно любил основательное учение…»
Ломоносов – ученый – практик. В Саксонии, продолжая обучаться горному делу, металлургии и химии, спускался в шахты, следуя составленной самим программе. Недолюбливавший Ломоносова за строптивость и дотошность профессор Геккель, однако , не скупился на похвалу в характеристике студента: «…довольно хорошо усвоил теоретическую и практическую химию…, пробирное дело…, распознавание руд, рудных жил, земель, камней, солей и вод, способен преподавать механику, в которой он…очень сведущ».
Результатами учебного труда, упорства, любознательности, стремления все познать и изучить стали научные открытия великого ученого. Им созданы основы стихосложения, написан учебник по «Риторике», составлены «Российская грамматика» и «Краткое описание путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», изобретены «ночезрительная» (подзорная) труба, самопишущий компас и механический лаг для морского кораблевождения, открыта атмосфера Венеры, разработана химическая технология изготовления мозаичной смальты – непрозрачного цветного стекла.
М.В.Ломоносов был не только гениальным ученым – энциклопедистом, он был одним из крупнейших поэтов ( в курсе изучения литературы в 9 классе мы познакомимся с его одой «На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны») своего времени и талантливым художником, возродившим в России искусство мозаичной живописи.
Еще в Германии Михаил Васильевич в течение двух лет систематически упражнялся в живописи. (Я до сих пор не могу осмыслить, как столько талантов и столько жизненных сил могли соединиться в одном человеке). Удивительно слияние его естественнонаучных и художественных дарований.
Последние пятнадцать лет жизни Ломоносов посвятил мозаичному искусству. Он параллельно вел два вида опытов – химических и физических – над получением цветных стекол. Их было проведено более четырех тысяч!!! Мозаика – это древнее искусство составления из цветных стеклянных сплавов картин и портретов. Итальянские мастера, с картинами которых Ломоносов познакомился в доме графа М.И.Воронцова, довели смальтовую палитру до нескольких тысяч оттенков, что позволяло им виртуозно копировать масляную живопись. Но итальянские мозаичисты в строгой тайне хранили способы приготовления смальт. Ломоносов – химик решил раскрыть этот секрет и самостоятельно разработать рецептуру для приготовления смальт.
Ученый знал, что еще в Киевской Руси было распространено мозаичное искусство, но позже секрет изготовления мозаик на Руси был утерян. Доказательством служат мозаики Софийского Собора в Киеве. Они поражают своим великолепием и производят на посетителей Собора неизгладимое впечатление. Ломоносов поставил перед собой задачу: возродить в России это забытое искусство, снабдив его новым совершенным материалом. В своем знаменитом «Письме о пользе стекла» Ломоносов – поэт воспевает:
… Мозаики,
Которы в век хранят геройских бодрость лиц,
Приятность нежную и красоту девиц,
Чрез множество веков себе подобны зрятся
И ветхой древности грызенья не боятся.
Именно долговечность мозаики, прочность ее чистых и ярких красок, сохраняющих на века «славные дела» предков, вдохновили Ломоносова преодолеть все неимоверные трудности создания мозаичного дела в России .
Изготовление цветных смальт стало одной из важнейших программ научной деятельности Ломоносова в 1750-е годы. Секреты итальянских мастеров были раскрыты. Сверкающие как самоцветы смальты Ломоносова были несравнимо ярче и богаче итальянских по своим красочным возможностям.
Возродив в России утраченное древнерусское искусство мозаики, Ломоносов – ученый одновременно создал собственную технику мозаичного набора при помощи четырехгранных брусков различного сечения, что придавало набору особую прочность.
Первой работой ученого-художника стал образ Богоматери. Ломоносов писал: «Всех составных кусков поставлено больше 4000, все моими руками, а для изобретения составов делано 2 184 опыта в стеклянной печи». Вместе со своими учениками Ломоносов создает мозаики с изображением святых: Нерукотворного спаса, Бога отца, Апостола Павла, Апостола Петра . Поражают точностью портретной характеристики образы царственных особ и их приближенных: А. Невского, Анны Петровны , Петра Федоровича, Екатерины П, Елизаветы Петровны , графа Шувалова, Воронцова, Орлова. Художник-мозаичист писал: «Все материалы имеют такую же прочность и качество, как римские, а краски их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца, ни от времени, так как они изготовляются на сильном огне». Время подтвердило правоту слов Ломоносова.
В творчестве ученого-художника нашла отражение и эпоха, которая его сформировала как личность. Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, а идеальным монархом – Петр 1. Царь – реформатор для ученого – национальный герой, прославившийся победами на суше и на море, осознавший развитие науки и просвещения. Ломоносовым и его учениками было создано несколько портретов Петра 1. Самой известной из этих работ является мозаика собственноручного набора Ломоносова «Петр 1», хранящаяся в «Эрмитаже». На портрете Петр молод, полон энергии и весел. Он строитель, мореплаватель, герой. В «Похвальном Слове Петру», создаваемом в одно время с мозаичным портретом, Ломоносов пишет: «Везде Петра Великого вижу, в поте, в пыли, в дыму, в пламени».
Воззрения М.В.Ломоносова на историческую живопись, многолетняя работа над образом Петра отразились в его монументальной картине «Полтавская битва». За полгода до смерти ученый – художник подводит итог своему творчеству: «…неусыпным тщанием сие новое и многотрудное дело ныне совершено и помянутая великая картина в 2 года 7 месяцев окончена набором, шлифовкою и полированием».
Картина изображает поле битвы, в центре которого находится Петр, окруженный русскими воинами, Фигура Петра – композиционный центр картины. Его конь вздыблен, над войском гордо реет петровский стяг, а венценосный всадник заносит свой палаш для удара. Картина поражает своей монументальностью и скрытым величием заложенного в нее труда творца и многих мастеров.
«Полтавская баталия» остается самым значительным произведением русского мозаичного искусства за целое тысячелетие. Судьба этого памятника беспримерна. Девять раз меняла картина местопребывания, пока не оказалась закрашенной штукатуркой. И лишь в советское время после восстановления она была установлена в здании Академии наук в Петербурге.
Академик Д.С.Лихачев писал: «Историческая память формирует нравственный климат, в котором живет народ». Деяния гения русской науки и культуры – Михаила Васильевича Ломоносова - продолжают воздействовать на умы и душ и наших современников, поражая своей фундаментальностью.
М.В.Ломоносов вобрал в себя все знания и достижения, накопленные до него как в России, так и в Европе, безусловно, став одним из самых образованных людей своего времени. Все свои знания ученый применил к продвижению и развитию науки в своем Отечестве. Именно с Ломоносова началось преподавание на русском языке в учебных заведениях России. Он основал Московский университет, стал первым русским академиком, родоначальником русской научной школы.
Получив высокий чин Статского советника, Ломоносов не обрывает связи со своими земляками. Его дом на набережной реки Мойки (улица Герцена, дом 61) был хорошо известен куроостровцам и архангелогородцам. Здесь бывали промышленники и купцы, обращались с разными просьбами, а Ломоносов помогал как мог.
Во время своей болезни перед смертью Ломоносов сказал другу Я.Я. Штелину: «Друг, я вижу, что должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть. Жалею токмо о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы Отечества, для приращения наук и для славы Академии и теперь, при конце жизни моей , должен видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мной…» Но Михайло Васильевич ошибся. Его имя, имя крестьянского паренька, силой удивительного поморского характера увидевшего мир «в его универсальном единстве, вызывает восхищение и является примером для подражания и для самовоспитания.
Потомки не забыли подвиг Ломоносова. Его имя присвоено открытому хребту в бассейне Северного Ледовитого океана и одному из кратеров обратной стороны Луны. Именем ученого названы малая планета и минерал.
Его имя носят в России города, села, улицы, площади и высшие учебные заведения.
М.В.Ломоносов доказал, что «терпенье и труд все перетрут», не стоит бояться мечтать, нужно упорно идти к своей цели, много трудиться и тогда результаты твоей деятельности достигнут высот. Жизнь Ломоносова – это пример вхождения в высокую науку:
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!
М.В. Ломоносов на своем жизненном примере показал, что учиться никогда не поздно. Человек способен получать и развивать знания на протяжении всей сознательной жизни. Для того чтобы внести свой вклад в науку, спорт или искусство, нужно неутомимо идти к своей цели, мужественно преодолевая трудности, и тогда обязательно добьешься результата.
Может быть, я или кто-то из моих сверстников, вдохновленный примером жизни и деятельности гения российской науки – Михаила Васильевича Ломоносова, – в будущем станет великим ученым, принесет своей стране огромную пользу, приумножит науку, Российская Академия наградит его Золотой медалью Ломоносова, а Отчизна - мать будет гордиться своими детьми - патриотами, как в настоящее время Россия гордится именем своего сына-патриота Михаила Васильевича Ломоносова.
Снег своими руками
Для чего нужна астрономия?
Хитрость Дидоны
Ледяная внучка
Мост из бумаги для Киры и Вики