В работе разобрано решение одной геометрической задачи различными способами, в результате решая одну задачу можноь повторить основные темы геометрии 8 кл
Вложение | Размер |
---|---|
geometria_8_klassa_v_odnoy_zadache.doc | 202 КБ |
geometriya_8_klassa_v_odnoy_zadache_katernoza_m._9_a.ppt | 742 КБ |
МБОУ « Михневская средняя общеобразовательная кола с углубленным изучением отдельных предметов»
Научно-исследовательская работа
«Геометрия 8 класса в одной задаче»
Работу выполнила: Катерноза Маргарита,
ученица 9 « А» класса
Руководитель: Курбатова С.В.
учитель математики
Михнево 2012
Содержание
IX решение задачи
3. Заключение
Введение
С целью подготовки к итоговому тестированию по геометрии или к экзамену по предмету, возникла идея написания проекта «Геометрия 8 класса в одной задаче».
Цель:
показать многообразие подходов при решении одной геометрической задачи и найти более рациональный способ решения задачи.
Задачи:
Актуальность моего проекта: на примере одной задачи можно повторить весь основной курс геометрии 8 класса, рассмотреть такой подход при решении, как дополнительное построение при решении геометрических задач, что крайне редко используется на уроках геометрии.
Новизна состоит в том, что по своей сути данная работа является модернизацией урока обобщения знаний за год обучения.
Числовые данные в задаче подобраны так, чтобы они не влекли за собой громоздких математических выкладок.
Итак, в своей работе я предлагаю рассмотреть одну задачу, применив несколько различных подходов. На самом деле решений было гораздо больше, но все они частично сводились к уже рассмотренным.
Основная часть
Задача. Найти площадь трапеции, основания которой равны 40 см и 20см, а боковые стороны 12 см и 16 см.
2.1. I решениe задачи
Дано: АВСD - трапеция АВ = 12 см, ВС = 20 см, СD= 16 см, АD = 40 см. | В С D А М N |
Найти: S АВСD - ? |
Решение.
Так как S АВСD =, то задача сводится к нахождению высоты H.
Проведем отрезки ВМ и СN так, что ВМ┴АD и СN┴АD, тогда ВСNМ – прямоугольник. Поэтому ВМ = СN и ВС = МN.
Но в таком случае АМ + ND =20
Пусть АМ = х (см), тогда ND = 20 – х (см).
По теореме Пифагора из ▲АВМ и ▲СND: Н² = 12² - х² и Н² =16² - (20 – х) ².
Составим равенство 12² - х² = 16² - (20 – х) ², 144 - х² = 256 – 400 + 40х - х² , 40х = 288, х = 7,2 (см ).
Находим высоту Н: Н² = 12² – 7,2² = 144 – 51,84 = 92,16, Н = (см).
Тогда S АВСD =(см²)
Ответ: 288 (см²)
2.2. II решениe задачи
Дано: АВСD - трапеция АВ = 12 см, ВС = 20 см, СD = 16 см, АD = 40 см. | В С D А N К |
Найти: S АВСD - ? |
Решение.
Пусть ВN ┴АD и ВК║СD, тогда ВСDК – параллелограмм.
Значит ВК = СD = 16 (см), КD = ВС = 20 (см).
Пусть АN = х (см), тогда NК = (20 –х) см.
Выразим высоту Н из треугольников АВN и ВNК по теореме Пифагора:
Н² = 12² - х² и Н² =16² - (20 – х) ².
Составим равенство 12² - х² = 16² - (20 – х) ², 144 - х² = 256 – 400 + 40х - х² , 40х = 288, х = 7,2 (см ).
Н = 9,6см.
Значит площадь трапеции S АВСD =(см²).
Ответ: 288 см²
На основании теоремы, обратной теореме Пифагора, я пришла к выводу, что треугольник АВК – прямоугольный ( 20² = 12² + 16²). Так появилось новое решение.
2.3. III решение задачи
Дано: АВСD - трапеция АВ = 12 см, ВС = 20 см, СD = 16 см, АD = 40 см. | В С D А N К |
Найти: S АВСD - ? |
Решение.
Пусть ВN ┴АD и ВК║СD, тогда КВСD – параллелограмм и
ВК = СD = 16 (см), КD = ВС = 20 (см).
Рассмотрим треугольник АВК: АВ = 12 см, ВК= 16 см, АК = 20 см. Так как 20² = 12² + 16², то треугольник АВК – прямоугольный. Применим к нему одно из следствий теоремы Пифагора, в котором говорится о том, что квадрат катета равен длине проекции этого катета на гипотенузу, умноженной на длину гипотенузы. Для нашего случая: 12² = х ∙20, откуда х = 7,2 (см). Применим терему Пифагора к треугольнику АВN, вычислим Н:
Н² = 12² – 7,2² = 144 –51,84 = 92,16, Н = (см).
Тогда S АВСD =(см²)
Ответ: 288 см²
Рассмотрев три подхода к решению одной задачи, в которых важную роль играют алгебраические выкладки, мне захотелось в дальнейшем не применять алгебраические методы, а предоставить чисто геометрическое доказательство.
2.4. IV решениe задачи
Дано: АВСD - трапеция АВ = 12 см, ВС = 20 см, СD = 16 см, АD = 40 см. | В С D А N К |
Найти: S АВСD - ? |
Решение.
Проводим ВК║СD, тогда ВСDК – параллелограмм, откуда ВС = КD = 20 см, поэтому АК = АD – КD = 20 см. Тогда треугольник АВК – прямоугольный (угол АВN = 90° по теореме, обратной теореме Пифагора, так как 20² = 12² + 16²).
Площадь треугольника АВК вычисляется как полупроизведение его катетов, т.е.
В то же время, , откуда h =
Значит,
Ответ: 288 см²
2.5. V решениe задачи
Теперь попробую решить эту задачу, используя тригонометрические зависимости в прямоугольном треугольнике. Для этого мне понадобились лишь фрагменты чертежа, которыми сопровождались первые четыре решения.
Дано: АВСD - трапеция АВ = 12 см, ВС = 20 см, СD = 16 см, АD = 40 см. |
В С D А N К |
Найти: S АВСD - ? |
Решение.
По теореме, обратной теореме Пифагора, треугольник АВК – прямоугольный.
Тогда Sinα = . Но треугольник АВN – тоже прямоугольный (по построению ВN ┴АК).
Тогда ВN=АВ∙ Sinα = 12∙. Аналогичные выкладки можно проделать и для угла .
Дальнейшее решение очевидно.
Ответ: 288 см²
Затем я задала себе новый вопрос: «А можно ли обойтись без теоремы, обратной теореме Пифагора?» Теорема Пифагора каждый раз использовалась для нахождения того элемента вспомогательного треугольника, который был необходим для вычисления его площади. Теперь я попробую вычислить площадь вспомогательного треугольника, не используя его высоту и основание.
2.6. VI решениe задачи
Дано: АВСD - трапеция АВ = 12 см, ВС = 20 см, СD = 16 см, АD = 40 см. |
В С А К D |
Найти: S АВСD - ? |
Решение.
В треугольнике АВК известны три стороны, поэтому для нахождения площади можно применить формулу Герона. Для этого сначала подсчитаем полупериметр треугольника АВК. По определению
Теперь найдем площадь треугольника АВК: S = .
Но площадь этого треугольника можно вычислить и по формуле S = , отсюда h = .
Тогда площадь трапеции .
Ответ: 288 см²
После того как рассмотрены методы, которые основываются на свойстве сторон параллелограмма, на понятии площади и на теореме Пифагора, я ставлю себе цель: «извлечь» решение задачи из темы «Подобие фигур». Для такого «извлечения» достраиваю трапецию до треугольника, продолжив отрезки АВ и DС до пересечения в точке М.
2.7. VII решениe задачи
Дано: АВСD - трапеция АВ = 12 см, ВС = 20 см, СD =16 см, АD = 40 см. | М В С 12 16 А 20 К 20 D |
Найти: S АВСD - ? |
Решение.
Проведем ВК║СD и установим, что ВС=КD, тогда АК=20. По теореме, обратной теореме Пифагора, устанавливаю, что угол АВК=90°, но тогда и угол при вершине М равен 90° по теореме об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.
Треугольники АВК и АМD – подобны (по двум равным углам: угол А – общий, угол В равен углу М), коэффициент подобия k = 2, так как k=. Отсюда АМ=АВ∙ k = 24 см, DМ = ВК∙ k = 32 см. Но тогда ВМ = 12см, МС = 16 см, так как В – середина отрезка АМ, С – середина МD. Поскольку треугольники АМD и ВМС прямоугольные,
,
.
Теперь легко найти площадь трапеции:
.
В этом решении была использована лишь часть того, что можно было извлечь из подобия треугольников (т.е. лишь зависимость между сторонами подобных треугольников). Но можно изменить последний фрагмент решения и воспользоваться тем фактом, что отношение площадей подобных треугольников равно k², т.е. . Тогда .
Последняя строка этого решения могла бы выглядеть иначе:
.
Ответ: 288 см²
Но, увидев, что , эту задачу решила еще одним способом.
2.8. VIII подход к решению задачи
Дано: АВСD - трапеция АВ = 12 см, ВС = 20 см, СD= 16 см, АD= 40 см. | B 20 C 12 16 А 20 К 20 D |
Найти: S АВСD - ? |
Решение.
Проведем ВК║СD и соединим точки С и К. Треугольники АВК и СКВ равны по двум сторонам подход к решению задачи и углу между ними: <АВК=<КВС как внутренние накрест лежащие при параллельных прямых ВС и АD, и секущей ВК. ВК – общая. Тогда АК=ВС. Аналогично доказывается равенство треугольников СКВ и КСD. Получили три равных треугольника АВК, ВКС и КСD.
Тогда .
Ответ: 288 см²
2.9 IX решениe задачи
Дано: АВСD – трапеция АВ = 12 см, ВС = 20 см, СD = 16 см, АD = 40 см. |
В С M N А D |
Найти: S АВСD - ? |
Решение.
Пусть MN- средняя линия трапеции, тогда MN=
Значит MN•h
Найдем среднюю линию : MN = (20+40): 2 =30 см
Найдем высоту трапеции так же, как в первом способе.
Вычисляем площадь: 30•9,6= 288 см2
2.10 Х решениe задачи
Дано: АВСD - трапеция АВ = 12 см, ВС = 20 см, СD = 16 см, АD = 40 см. | В С К Е D А |
Найти: S АВСD - ? |
Решение:
Достроим трапецию до параллелограмма ( ЕD|| AB )
Тогда
-
= ,так как ЕD= AB=12см, СЕ= АD- ВС= 40-20=20см
= АD• Н Высоту находим из первого способа . = 40• 9,6= 384 см2
384-96=288 см2
2.11 ХI решениe задачи
Дано: АВСD - трапеция АВ = 12 см, ВС = 20 см, СD = 16 см, АD = 40 см. | В К С
D А М |
Найти: S АВСD - ? |
Решение:
значит
Пусть ВО=х тогда ОD= 2х; ОС=у тогда АО=2у значит
тогда
; 9∙
Возьмем значение высоты из первого случая и найдем КО. КО=9,6:3=3,2 см. 9∙32=288см2
Ответ: 288см2
Вывод:
Для решения данной задачи надо было вспомнить:
А это, согласитесь, и есть весь основной курс 8 класса по геометрии, который вот так легко вспомнить при решении одной задачи.
Заключение
После анализа всех подходов к решению задачи, я для себя отметила, что лучшими из них оказались первое и последнее. Первое решение выигрывает потому, что кажется наиболее естественным, а последнее выглядит наиболее сложным и оригинальным, в результате площадь трапеции была выражена через площадь одного треугольника. Но в идейном смысле самым богатым оказалось седьмое решение. Здесь и дополнительное построение, неожиданное – достраивание трапеции до треугольника, - и два разных подхода к применению свойств подобных треугольников, и подсказка относительно равенства площадей треугольников, которые рассматривались в последнем решении.
Данный проект можно использовать на уроках геометрии, как во время изучения той или иной темы, или обобщения курса восьмого класса, так и в 9 классе для повторения изученного материала, для подготовки учащихся к итоговому тесту по геометрии или к экзамену.
Литература:
«Сборник задач по математике»
Слайд 1
Работу выполнила: Катерноза Маргарита Ученица 9 «А» класса Руководитель: Курбатова С.В. Михнево 2012Слайд 2
показать многообразие подходов при решении одной геометрической задачи и найти более рациональный способ решения.
Слайд 3
Найти площадь трапеции, основания которой равны 40 см и 20см, а боковые стороны 12 см и 16 см.
Слайд 4
I Способ А М N D С В h h 16 20 12
Слайд 5
а S АВСД = Так как S АВС D = ,то задача сводится к нахождению высоты H . Проведем отрезки ВМ и С N так, что ВМ┴А D и С N ┴А D , тогда ВС N М – прямоугольник. Поэтому ВМ = С N и ВС = М N . Но в таком случае АМ + ND =20 Пусть АМ = х (см), тогда ND = 20 – х (см). По теореме Пифагора из ▲АВМ и ▲С ND : Н² = 12² - х² и Н² =16² - (20 – х) ². Составим равенство 12² - х² = 16² - (20 – х) ², 144 - х² = 256 – 400 + 40х - х² , 40х = 288, х = 7,2 (см ). Находим высоту Н: Н² = 12² – 7,2² = 144 – 51,84 = 92,16, Н = Тогда S АВС D= Ответ: 288(см²)
Слайд 6
II Способ А D В С К N 20 12 16 х h 20-x 16
Слайд 7
Пусть В N ┴А D и ВК ║С D , тогда ВС D К – параллелограмм. Значит ВК = С D = 16 (см), К D = ВС = 20 (см). Пусть А N = х (см), тогда N К = (20 –х) см. Выразим высоту Н из треугольников АВ N и В N К по теореме Пифагора: Н² = 12² - х² и Н² =16² - (20 – х) ². Составим равенство 12² - х² = 16² - (20 – х) ², 144 - х² = 256 – 400 + 40х - х² , 40х = 288, х = 7,2 (см ). Н = 9,6см. Значит площадь трапеции S АВС D = (см²). Ответ: 288 см²
Слайд 8
16 В 20 С А N К D 12
Слайд 9
V решение А В К N α β 12 16 C D 20 16 20 20
Слайд 10
VII решение А В С D М 20 20 16 16 20 12 К
Слайд 11
VIII решение А В С D К 12 16 20 16 12 20 20
Слайд 12
B C A D M N 20 16 12 40
Слайд 13
А В С D K E 12 20 20 12 16 40
Слайд 14
D B C A O 20 K M 12 16 40 x 2x y 2y α 180 ْ - α
Слайд 15
определение трапеции и формулу нахождения ее площади; свойства прямоугольника и параллелограмма; теорему Пифагора; пропорциональность отрезков в прямоугольном треугольнике; теорему, обратную теореме Пифагора; площадь прямоугольного треугольника; площадь треугольника через основание и высоту; формулу Герона для вычисления площади треугольника; подобие треугольников; теорему об отношении площадей подобных треугольников; тригонометрические зависимости в прямоугольном треугольнике Темы, используемые при решении:
Привередница
Горячо - холодно
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
"Портрет". Н.В. Гоголь
Рисуем домики зимой
Комментарии
исследовательская работа по геометрии