Представленная работа посвящена теме охраны и улучшения природного окружения. Рассмотрено вредное воздействие оксидов азота на окружающую среду и предложены возможные варианты защиты от их воздействия при попадании их в атмосферу через тягу в кабинете химии во время демонстрации соответствующих опытов.
Вложение | Размер |
---|---|
obezvrezhivanie_oksida_azota_v_laboratorii.doc | 74 КБ |
Секция: «Химия»
Автор:
Кудрявцева Александра
9 класс, МОУ ООШ 7,
Белореченский район,
пос. Заречный
научный руководитель:
Кулий Лариса Александровна,
учитель химии
МОУ ООШ 7
Белореченский район,
пос. Заречный
г. Белореченск
2011 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………………4
Глава 1. Физико-химические свойства и токсичность оксидов азота
1.1 Оксид азота (II)..……………………………………………………………………………5
2.1 Расчёт необходимого количества поглотителя.…………………………………………..8
2.2 Лабораторный опыт «Поглощение оксидов азота раствором гидроксида натрия»…….9
Заключение……………………………………………………………………………………..9
Список литературы………………………………………………………………………......10
Кудрявцева Александра
Россия, Краснодарский край, муниципальное образование Белореченский район,
муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №7 посёлка Заречного, 9 класс
Научный руководитель: Кулий Лариса Александровна, учитель химии
муниципального общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной школы №7
Аннотация
Представленная работа посвящена теме охраны и улучшения природного окружения. Актуальность настоящей работы обусловлена большим интересом к экологическим проблемам в современной науке.
Кудрявцева Александра
Россия, Краснодарский край, муниципальное образование Белореченский район,
муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №7 посёлка Заречного, 9 класс
Научный руководитель: Кулий Лариса Александровна, учитель химии
муниципального общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной школы №7
Введение.
В настоящее время состояние окружающей среды – одна из наиболее остро стоящих перед человечеством проблем. Наибольшую экологическую опасность представляют промышленные и выхлопные газы, выбрасываемые в атмосферу. Основную массу газообразных выбросов составляют: оксиды углерода - СО2, СО; оксиды серы - SO3, SO2 и сероводород - H2S; оксиды азота - NO2, NO, N2O, углеводороды и их производные – CxHy; а также сажа и пыль. Оксиды азота являются одними из наиболее опасных и токсичных загрязнителей воздуха, так как все оксиды азота физиологически активны и поэтому опасны для человека. Кроме того, оксиды азота способствуют образованию “кислотных дождей” и фотохимического смога. Таким образом, проблема защиты воздуха от оксидов азота является чрезвычайно актуальной. Химические способы очистки от оксидов азота в промышленности подразделяются на: - сорбционные методы поглощения оксидов азота с использованием различных адсорбентов (цеолиты, кокс, водные растворы щелочей); - окислительные методы, основанные на окислении NO в NO2 с последующим поглощением различными поглотителями; - - восстановительные методы, основанные на восстановлении оксидов азота до молекулярного N2. Наиболее экологически чистым способом очистки отходящих газов от оксидов азота является их разложение на азот и кислород на катализаторах. Применение этого метода на практике в лаборатории весьма проблематично.
В данной работе на основании химических свойств оксида азота (II) и оксида азота (IV) предложены методы их обезвреживания в школьной химической лаборатории с целью защиты от их воздействия при демонстрации соответствующих опытов.
Глава 1. Физико-химические свойства и токсичность оксидов азота
1.1 Оксид азота (II)
NO — бесцветный газ, плохо растворимый в воде химически с ней не взаимодействующий. Сжижается он с трудом; в жидком виде (tкип=-151,6°С) и в твердом виде (tпл= -163,7°С) имеет голубой цвет. В твердом виде состоит из слабо связанных димеров: N…….O
O…….N
Относится к безразличным оксидам. Обладает как окислительными, так и восстановительными свойствами. Под действием кислорода воздуха легко окисляется до NO2, реагирует с хлором, фтором, бромом.
Оксид азота (II) можно получить непосредственно из свободных элементов соединением азота с кислородом в пламени электрической дуги (2000-3000°С) или в электрическом разряде. В природе он образуется в атмосфере при грозовых разрядах:
N2+О2↔2NO
и тотчас же реагирует с кислородом воздуха, образуя оксид азота (IV):
2NO + O2 = 2NO2 + 113 кДж
При понижении температуры оксид азота (II) разлагается на азот и кислород, но если температура резко падает, то не успевший разложиться оксид существует достаточно долго: при низкой температуре скорость распада невелика. Такое резкое охлаждение называется «закалкой» и используется при одном из способов получения азотной кислоты.
В лаборатории оксид азота (II) получают при действии разбавленной азотной кислоты на медь. Уравнение реакции имеет вид:
3Cu + 8HNO3 = 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O
В промышленности — чаще всего каталитическим окислением аммиака при высокой температуре:
4NH3+5О2=4NO+6Н2O
Молекула NO обладает нечётным числом внешних электронов, следовательно, у неё
есть один избыточный электрон. Ненасыщенный характер молекулы NO проявляется в её способности к комплексообразованию с ионами некоторых металлов. Так, при
пропускании NO в раствор FeSO4 последний окрашивается в бурый цвет вследствие образования соединения состава [Fe(NO)]SO4. При нагревании это непрочное соединение разлагается.
Оксид азота (II) применяется в производстве азотной кислоты.
Оксид азота NO (II) – нервный яд; он способен присоединяться к гемоглобину крови, образуя соединение, которое не способно обратимо связывать кислород.
1.2. Оксид азота (IV)
Оксид азота (IV) (диоксид азота, бурый газ) — красновато-бурый газ со специфическим запахом, тяжелее воздуха, ядовит, раздражает дыхательные пути.
В лабораторных условиях NO2 получают взаимодействием меди с концентрированной азотной кислотой:
Cu+4HNO3=Cu(NO3)2+2NO2+2Н2О
или при разложении кристаллического нитрата свинца:
2Pb(NO3)2=2PbO+4NO2+O2
Оксид азота (IV) также образуется из оксида азота (II) при соединении его с кислородом.
Молекула оксида азота (IV) имеет угловое строение N
O 1360 O
Наличием одного неспаренного электрона объясняется склонность молекул NO2 к взаимодействию друг с другом. Сочетание двух таких электронов создает связь в молекуле N2O4.
Оксиды NO2 и N2O4 находятся в равновесии друг с другом:
В зависимости от температуры это равновесие смещается в ту или другую сторону: ниже -12°С белые кристаллы состоят только из молекул N2O4; выше -11,2°С (tпл) образуется жидкость светло-желтого цвета (0,01% молекул превращается в NO2); при 21,15°С (tкип) красно-бурая жидкость содержит 0,1% NO2 ; при 100°С содержание NO2 увеличивается до 90%, полное же превращение в NO2 происходит при 140°С, цвет газообразного оксида становится почти черным.
Оксид азота (IV) характеризуется высокой активностью. Наличие положительного заряда на атоме азота обуславливает окислительные свойства NO2 . Уголь, фосфор, сера горят в оксиде азота (IV), оксид серы (IV) окисляется до оксида серы (VI).
При взаимодействии оксида азота (IV) с водой образуются азотная и азотистая кислоты:
2NO2+ Н2О ↔ НNO3 + НNO2
При растворении NO2 в теплой воде образуется азотная кислота и оксид азота (II):
3NO2+ Н2О = 2НNO3 + NO
При взаимодействии с щелочами образуются нитраты и нитриты:
2NO2+2NaOH=NaNO3+NaNO2+H2O
В этих реакциях азот в молекуле NO2 является и окислителем, и восстановителем.
В избытке кислорода при взаимодействии оксида азота (IV) с водой образуется только азотная кислота:
4NO2+ 2Н2О + O2 = 4НNO3
Эта реакция используется для получения азотной кислоты в промышленных масштабах.
В лаборатории NO2 обычно получают воздействием концентрированной азотной кислотой на медь:
Cu + 4HNO3 (конц.) = Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O.
Также его можно получить термическим разложением нитрата свинца, однако при проведении реакции следует соблюдать осторожность:
2Pb(NO3)2 = 2PbO + 4NO2↑ + O2↑.
Оксид азота (IV) раздражает легкие и слизистые оболочки, в больших концентрациях вызывает отек легких, понижает кровяное давление.
Первичное воздействие оксидов азота на организм человека связано с образованием азотной и азотистой кислот при их контакте со слизистыми оболочками. Вторичное действие оксидов азота проявляется в образовании нитритов в крови, что приводит к нарушению сердечной деятельности. Уже при концентрации диоксида азота в атмосфере более 100 мкг/м3 увеличивается число респираторных заболеваний. Вероятно, подобный эффект связан с тем, что NO2 повышает восприимчивость к патогенным агентам, вызывающим эти заболевания.
«Лисий хвост» — жаргонное название выбросов в атмосферу оксидов азота (IV) на химических предприятиях. Название происходит от оранжево-бурого цвета оксида азота (IV). При низких температурах диоксид азота димеризуется и становится бесцветным. В летний сезон «лисие хвосты» наиболее заметны, так как в выбросах возрастает концентрация мономерной формы. Оксид азота (IV) высокотоксичен. Даже в небольших концентрациях он раздражает дыхательные пути, в больших концентрациях вызывает отёк лёгких, а также вызывает изменения состава крови, в частности, уменьшает содержание в крови гемоглобина. Воздействие на организм человека оксида азота (IV) снижает сопротивляемость к заболеваниям, вызывает кислородное голодание тканей, особенно у детей. Усиливает действие канцерогенных веществ, способствуя возникновению злокачественных новообразований. Образующаяся в результате взаимодействия оксида азота (IV) с водой азотная кислота является сильным коррозионным агентом.
Поскольку NO уже при комнатной температуре относительно легко окисляется кислородом до NO2, их обезвреживание можно рассматривать совместно.
2.1 Расчёт необходимого количества поглотителя.
Используем для поглощения оксида азота (IV) известковую воду. Уравнение протекающей реакции:
Са(ОН)2 +4NО2 = Са(NО3)2 + Са(NО2)2 +2Н2О (1)
Уравнение реакции получения NO2 в лаборатории:
Cu + 4HNO3 (конц.) = Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O (2)
Пусть для опыта взят 1 г меди. Тогда:
ν (Cu)= 1\64=0,0156 моль
ν (HNO3)=4∙0,0156=0,0625 моль
m (HNO3)= 0,0625∙63=4 г
В лаборатории используется концентрированная азотная кислота ω=65%, плотностью ρ=1,4 г\см3
m раствора(HNO3)= 4\0,65=6 г, V раствора(HNO3)=6\1,4=1,5 см3
Количество вещества выделившегося оксида азота (IV):
ν(NO2)= 2∙0,0156=0,0312 моль
По уравнению реакции (1) для поглощения NO2 необходимо 0,0312\4=0,0078 моль
Са(ОН)2
m(Са(ОН)2)=0,078∙74=0,5772 г
Известковая вода содержит ~ 1г Са(ОН)2 в 1л воды. Если принять её плотность равной 1, то для полного поглощения сравнительно небольшого количества выделяющегося газа потребуется 577,2 мл раствора.
Используем для поглощения имеющийся 8% раствор гидроксида натрия (ρ=1,26 г\см3):
Уравнение протекающей реакции:
2NO2 + 2NаOH = NаNO3 + NаNO2 + H2O
ν (NаOH)=0,0312 моль
m(NаOH)=0,0312 ∙40=1,248г
mраствора(NаOH)=1,248\0,08=15,6 г
Vраствора(NаOH)=15,6\1,26=12,4 мл
2.2 Лабораторный опыт «Поглощение оксидов азота раствором гидроксида натрия»
Установка для получения оксидов азота состоит из штативов, пробирки, пробки с газоотводной трубкой, пробирки-приёмника и спиртовки (Приложение 1). В пробирку помещаем 1 г медных стружек и добавляем концентрированную азотную кислоту. Пробирку закрываем пробкой с газоотводной трубкой и укрепляем в штативе. Конец газоотводной трубки опускаем в пробирку-приёмник с раствором гидроксида натрия. В раствор гидроксида натрия добавляем индикатор – фенолфталеин. При нагревании начинает выделяться бурый газ – оксид азота(IV), который поглощается в пробирке – приёмнике. Раствор обесцвечивается (приложение 2).
Заключение.
Подведя итоги работы, можно сделать вывод, что для поглощения оксидов азота в школьной лаборатории можно использовать сорбционные методы: абсорбцию оксидов азота водными растворами щелочей, тем самым внести, пусть небольшой, вклад в решение общей проблемы загрязнения окружающей среды.
Список литературы
1. И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. Химия 9 класс. ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2010.
2. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. М., Химия, 1981.
3. Кузнецов И.Е., Троцкая Т.М. Защита воздушного.бассейна от загрязнения вредными веществами химических предприятий. — М.: «Химия», 1979.
4. Практикум по неорганической химии под ред. доц. Рыбкиной Т.И., изд. центр НИ
РХТУ, 2000.
Филимоновская игрушка
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Что такое музыка?
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Всему свой срок