Процесс благоустройства и озеленения пришкольной территории очень важный и ответственный. Эта статья не предназначена для строительных организаций, которые по типовому проекту строят и благоустраивают территорию. Им советы не нужны. Она предназначена для тех, кто воспитывает подростающее поколение (педагоги, родители) и для всех тех, кому не безразличен моральный облик подростающего поколения.
Под благоустройством и озеленением пришкольной территории подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений учащихся, что само по себе важно, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика школьного двора. Красиво оформленный, богато окруженный зеленью и ухоженный школьный двор воспитывает в детях, как подчеркивают педагоги, чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю. В данной работе даны простые рекомендации рекомендации по исследованию почвы, по подготовке почвы к посадке цветочных растений и многое другое.
Вложение | Размер |
---|---|
landshaftnyy_dizayn_prishkolnogo_uchastka.doc | 142 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 108»
Советского района г. Казани
Исследовательская работа по теме:
«Ландшафтный дизайн пришкольного участка».
Работу выполнила ученица 9 класса
Сайфутдинова Аделя
Руководитель: Латфуллина Р.Н.
Содержание:
1. Введение
2. Основная часть
2.1. Пришкольный участок и его значение
2.2. Подготовка клумб
2.3. Оценка экологического состояния почвы
2.3.1. Физико-химические свойства, влияющие на плодородие почвы.
2.3.2. Исследование экологического состояния почвы
пришкольного участка.
2.3.1. Определение механического состава почвы.
2.3.2. Определение плотности почвы.
2.3.3. Определение структуры почвы.
2.3.4. Исследование содержания в почве перегноя
2.3.5. Исследование кислотности почвы.
2.3.6. Определение засоленности почвы.
2.3.7. Обнаружение карбонатов в почве.
2.3.8 Определение сульфат – ионов в почве.
2.3.9. Определение хлоридов – ионов в почве.
2.3.10.Обнаружение ионов натрия в почве.
3. Результаты исследования
4. Рекомендации по улучшению плодородия почвы на пришкольном участке.
5. Подготовка почвы для посадки цветочных растений
6. Выводы и заключение.
7. Использованная литература
Цель данной исследовательской работы: получение обучающимися более глубоких знаний по биологии, формирование эстетической, нравственной личности, заботящейся об окружающем мире.
Для этого предполагается решить ряд задач:
1. Изучить литературу по вопросу;
2. Сделать химический анализ почвы;
3. Рассмотреть планы клумб (выбрать или составить самую лучшую);
4. Вырастить рассаду;
5. Изучить правила оформления отчета.
«Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что он может, как прекрасна, была бы Земля наша»
А.П. Чехов
Процесс благоустройства и озеленения пришкольной территории очень важный и ответственный. Эта статья не предназначена для строительных организаций, которые по типовому проекту строят и благоустраивают территорию. Им советы не нужны. Она предназначена для тех, кто воспитывает подростающее поколение (педагоги, родители) и для всех тех, кому не безразличен моральный облик подростающего поколения.
Под благоустройством и озеленением пришкольной территории подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений учащихся, что само по себе важно, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика школьного двора. Красиво оформленный, богато окруженный зеленью и ухоженный школьный двор воспитывает в детях, как подчеркивают педагоги, чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю. Кроме того, во многом от того, что представляет собой пришкольная площадка, зависит престиж и самого учебного заведения.С чего же стоит начать благоустройство пришкольного участка? Прежде всего, с детального исследования территории. Это начальный этап, на котором проводят необходимые замеры двора, выясняют состав и тип почвы, а также определяют состояние находящихся на оформляемой территории построек.К работе над проектом озеленения и благоустройства школьного двора можно привлечь самих учащихся, объявив, например, среди них конкурс на лучший дизайн-проект. Таким образом ландшафтные дизайнеры смогут более тесно ознакомиться с пожеланиями ребят, их представлениями прекрасного. По крайней мере, такой подход уже давно и широко практикуют за рубежом, где нередко на школьном дворе можно встретить сказочные домики, пещеры и рыцарские замки – продукт неуемной детской фантазии.При разработке проекта важно учитывать прокладку коммуникаций (трубы, освещение), на каком расстоянии от дорог и ближайших магазинов находится школа, имеются ли на пришкольной территории пожароопасные объекты и взрывоопасные материалы. Необходимо также предусмотреть удобный подъезд к зданию школы легкового и грузового транспорта.
Участок разделяют на необходимые функциональные зоны, между которыми должны быть предусмотрены границы в виде дорожек, клумб, деревьев, живой изгороди и прочих элементов дизайна. Школа со всех сторон должна быть окружена деревьями и кустарниками в виде живых изгородей, создающими своеобразный зеленый барьер-защиту от уличного шума, пыли и ветров, а также прикрывающих двор от зачастую расположенных рядом со школой неприглядных серых сараев, автостоянок и топу подобных построек.
На пришкольной территории выравнивают почву, создают сеть дорожек, разбивают цветники и клумбы, производят санитарную вырубку старых деревьев и высаживают новые. Желательно высеять газон и создать таким образом открытую зеленую площадку-лужайку, удобную как для отдыха, так и для проведения уроков на свежем воздухе. Обязательно нужно оснастить двор достаточным количеством урн, лавочек и осветительных приборов. Не лишними будут также беседки.При оформлении школьного двора часто используют вертикальное озеленение: пускают вьющиеся растения вдоль заборов или стен беседок и пергол, а также натягивают для лиан специальные тросы. Ассортимент растений может быть разнообразным. Чаще всего используют виноград девичий, отлично подходят также жимолость каприфоль, диоскорея японская, древогубец круглолистный и прочие. Можно встретить даже модные сейчас и весьма капризные клематисы.Благоустройство пришкольной территории предусматривает наличие спортивной площадки с беговыми дорожками и зонами для проведения командных игр (футбол, баскетбол, волейбол) с соответствующим спортивным инвентарем (корзины для мячей, футбольные ворота, турники и пр.). Обязательны скамейки.
Спортивные площадки должны быть удобными не только для проведения уроков по физкультуре, но и для отдыха учащихся во время переменок, где у них будет возможность побегать, позаниматься на различных тренажерах и т. д.
Активный отдых для учащихся очень важен, поскольку большую часть своего времени они проводят, сидя за партами и компьютерами.Обязательно должно быть отведено место для игровой зоны, при оформлении которой нужно учитывать интересы детей различных возрастных групп.
Для учащихся младших классов, например, необходимо установить качели, горки, карусели и др., а для старшеклассников – те же скамейки, беседки и засеянные мягкой травой газоны.
Желательно предусмотреть, чтобы на игровой площадке и прилегающей к ней территории не было канализационных люков, электрощитов, мусорных баков и прочего, что в той или иной степени может угрожать жизни и здоровью ребенка. Да и растения для зеленых насаждений нужно подбирать осторожно: они не должны быть аллергенами, содержать яды (всем известный ягодный тис), шипы и колючки.Перед главным входом нужно оборудовать широкую, ровную, лучше асфальтированную площадку, удобную для проведения различного рода мероприятий (торжественные линейки, дискотеки и пр.).
Желательно при благоустройстве пришкольной территории предусмотреть сад и, по возможности, теплицу, которые будут радовать не только красивыми насаждениями, но и обеспечивать столовую свежими фруктами и овощами. К тому же к уходу за садом можно привлекать самих учащихся (например, в рамках занятий по труду), благодаря чему дети получают прекрасную возможность напрямую соприкоснуться с природой.Выбор растений для создания клумб, цветников, живых изгородей и прочего может быть самым разным. Во многом он зависит от архитектурного решения здания школы и его окраски (темный или светлый фон, хотя в разные годы цвет окраски фасада здания может меняться).
Однако в большинстве своем растения выбираются неприхотливые и не требующие особого ухода, а также способные сохранить свой декоративный вид даже после «неконтролируемых детских игр».
В частности, на школьных клумбах в основном высаживают яркие бархатцы, астры, рудбекию, кампанулы, хризантемы и многие другие растения. Отлично на школьном дворе смотрятся цветущие растения, высаженные в контейнеры и вазоны.
Среди кустарников и деревьев зачастую отдают предпочтение зарослям сирени, аронии черноплодной, жимолости съедобной, тополям (желательно, мужским особям растения), лиственницам, вязам и т. д. При насаждениях важно учитывать также и то, какой облик растения будут иметь через несколько лет.Грамотно и интересно оформленный школьный двор улучшает настроение, повышает жизненный тонус, положительно влияет на здоровье как детей, так и взрослых. Кроме того, не следует забывать, что пришкольная территория – это также зона отдыха и прогулок, наподобие мини-парку, для молодых мам с колясками, пожилых людей и прочих жителей близлежащих домов.
Обустройство пришкольной территории не должно быть одинаково стандартным, будничным. Здесь важны творческий подход и фантазия. Ведь, в конце концов, тропинки, которыми ребенок ходит каждый день, цветы, высаженные у бордюров, деревца под окнами, скамейки и качели – все эти детали отложатся в памяти детей и через долгие годы светлыми воспоминаниями о школьных и чудесных годах будут согревать их сердца.
2.1.Школьный участок — это тот уголок земли, который полностью создается своими руками. И, конечно же, хочется, чтобы это был не просто огород, а еще и место отдыха. Лучший способ украсить сад так, чтобы с весны и до глубокой осени получать наслаждение от созерцания чудесного ландшафта и отдыхать душой в окружении ароматного разноцветья,— это высадить цветы. Из них можно соткать яркие весенние ковры, раскрасить их красками летние клумбы и бордюры, засеять альпийские горки. Да не просто так, а чтобы цветущий праздник длился непрерывно.
В настоящее время сделать это довольно просто, ведь современный мир садоводства потрясает многообразием растений — однолетних, двулетних и многолетников, которые на зиму остаются в земле или в виде луковиц и корневищ хранятся в помещении в ожидании весеннего пробуждения.
Каждой культуре отведено свое время. Весной школьный сад украшают луковичные, чуть позднее к ним присоединяются двулетники. Летом же сад превращается в фейерверк красок, который обеспечивают цветущие одновременно или сменяющие друг друга однолетники и многолетники. Многие из них продолжают радовать глаз вплоть до заморозков.
Так сама природа позаботилась, чтобы школьный участок оставался в цвету начиная с первых оттепелей и заканчивая осенними заморозками; задача инициативной группы – изучить и умело использовать ее «календарь».
Сегодня ограничиваться стандартным набором обще принятых для
выращивания на 6 сотках растений стало просто неприлично. Хочется разнообразить участок не только новыми сортами уже известных культур, но и редкими растениями. Здесь никаких ограничений нет: лишь бы им подходили условия «проживания» в нашей северной полосе.
«Чему же отдать предпочтение — временным гостям, регулярным посетителям или школьным учащимся Традиционным обитателям или новичкам — экзотам? А ведь нужно еще определиться с планировкой участка: решить, будет ли это четкая геометрия форм или эффект ная витиеватость, подчеркнутая правильность композиционных рисунков или свободное творчество».
Разумеется, сплошь населять сад экзотическими цветами неблагоразумно, но не стоит пренебрегать новизной и оригинальностью, стремясь сделать клумбу интереснее,
а участок - колоритнее. Главное - сделать правильный
выбор, решив три главных вопроса: где, что и как сажать
2.2. Очень популярны клумбы, цветущие все лето. При этом особую важность имеет простота ухода. Этот факт сыграл большую роль в популярности смешанных посадок из многолетников, которые на одном месте растут и цветут год за годом и их не нужно каждый раз высаживать или сеять.
Клумба с многолетниками готовится следующим об разом. Весной почву рыхлят и добавляют компост. По — садочный материал следует предварительно распреде лить на отведенной под клумбу площадке, чтобы иметь более четкое представление о конечном результате. После «примерки» можно приступать к посадке. При этом следует учитывать некоторые композиционные правила: небольшие растения (гвоздика -травянка, примула, бадан) следует сажать группами, а высокорослые многолетники (лилейник) — отдельными экземплярами. Всегда нужно помнить об особенностях развития цветочных культур и при посадке выбирать оптимальное расстояние, чтобы они имели возможность нормально развиваться и, в то же время, на клумбе не зияли пустоты. Землю вокруг высаженных растений нужно уплотнить и обильно полить, чтобы «новички» удачно стартовали. В начале можно столкнуться с такой особенностью многолетников, как постепенное развитие. Но немного терпения — и клумба будет долгие годы радовать вас обильным и разнообразным цветением.
Из всего множества желаемых растений важно выбрать красивую и гармоничную комбинацию. Высоко рослые многолетники, высаженные по отдельности или небольшими группами, зададут тон всей клумбе. Рядом с ними обычно размещают несколько среднерослых растений, которые непременно должны гармонировать и по форме, и по окраске. Например, яркий желто — красный гелениум прекрасно сочетается с темно — синими свечками шалфея. Промежутки между ними можно запол нить почвопокровными растениями: аценой, живучкой, абриетой, гвоздикой и медуницей. Они также хороши для оформления края цветника: нейтрализуют границы и обеспечивают его плавное «вливание» в окружающий ландшафт, смягчая эффект броского пятна. Кроме того, они сохраняют декоративность даже после окончания цветения: к примеру, вечнозеленые вальдштения и бар винок малый всю зиму не снимают зеленые наряды. Формируя клумбу, следует учитывать, что этот живой ковер быстро разрастается, поэтому неплохо бы оставить немного места на первые 2—3 года.
Не стоит забывать и об осени, когда уже заканчивается цветистый карнавал, но хочется «продлить очарованье». Примером может послужить посадка, цветущая с середины июля по сентябрь. Задний план и часть центра отдается в распоряжение ярко-желтого тысячелистника, а с правого края заднего плана возвышается гелениум красных оттенков. Треть центральной части занимает очиток видный. Оставшееся место заполняют астра альпийская фиолетовой тональности и синего Многие садоводы отдают предпочтение многолетним клумбам или рабаткам, цветущим с весны до осени. Растения на рабатке можно разместить в 3 ряда: в центре — фиолетовые и голубые ирисы, которые чередуются с люпинами розовой и синей окраски. Этот изысканный дуэт пленяет взор в мае-июне, а после цветения продолжает украшать участок декоративными розетками листьев. С одного края расположена группа тюльпанов, открываю щая сезон цветения. Компанию им составляет нежно — голубая незабудка, расположенная напротив. В одном ряду с тюльпанами высаживается дружно зацветающее в июле трио: синие колокольчик и дельфиниум, а между ними — контрастно-желтый тысячелистник. К этой группе присоединяются посаженные напротив фиолетовый шалфей и сиреневые гвоздика перистая и декоративный лук. Бок о бок с ним красуется розовая рудбекия. Такая великолепная композиция, составленная в розово-синей гамме, весь сезон радует глаз первозданной свежестью нежных оттенков.
Выбор варианта оформления клумбы зависит от того, расположены они на солнце или в тени. Центральное место на «солнцелюбивой» клумбе занимают высоко рослые растения: лиатрис колосистый, зопник руселовский и эхинацея пурпурная. Сопровождающими растениями могут стать мелколепестник красивый, тысячелистник патармика, котовник гибридный, рута ду шистая и шалфей дубравный. Из почвопокровных растений, располагаемых по краю цветника, лучше выбрать колокольчик карпатский, герань Ренарда и чистец византийский.
Клумба для затененного участка не может похвас таться таким разнообразием: выбор теневыносливых многолетников невелик. В таких уголках можно выса живать такие выносливые растения, как манжетка, меду ница, окопник, молочай кипарисовый, физалис, энотера, незабудка и дицентра красивая. Очень мило выглядит в тени ландыш, особенно в дуэте со снытью, которая замаскирует его увядшую листву. Темно — зеленые глянцевые листья и нежно-фиолетовые цветки барвинка удачно сочетаются с желтым вербейником монетчатым. Великолепное трио представляют собой бруннера, фалярис и купена. Привлекательную клумбу на затененном участке позволят создать высокие соцветия астильбы или клопогона в окружении декоративно-лиственных щитолистника, функции и роджерсии. Такая не требующая оби лия солнечных лучей композиция хороша в союзе с темнолиственным кустарником, на фоне которого цветы выглядят ярче. К примеру, рядом с кустом барбариса можно посадить розовый флокс метельчатый, а перед ним — зо лотисто-желтый гелиопсис. Вокруг можно разместить горец лесной, низкорослые сорта анемоны — в крайнем случае, однолетний декоративный табак лесной вишнево-розовой окраски. По краю размещается ярко-синяя почвопокровная цератостигма свинчатковая.
Если для того, чтобы разбить клумбу, недостаточно места, можно просто вдоль теневой стены дома или забора высадить золотистую керрию, а у ее подножия разместить вязель и виолу желтых оттенков. В полутени — на пример, вдоль кустарников — неплохо устроить небольшую изысканную клумбу-бордюр. Для этого случая идеально подходит примула канделябровая в сочетании с ирисами, папоротником или злаками.
Затененные участки под деревьями тоже можно украсить, покрыв унылые одинокие сорняки на пустующей земле вечнозеленым или цветущим ковром. Для этой цели идеально подойдут быстрорастущие почвопокровные растения, которые, к тому же, не требуют ухода, так как достаточно выносливы и сами подавляют сорняки в борьбе за место под сенью. Это бадан, яснотка, пахизандра, вероника нитчатая, толмия, живучка, горянка, морозник, барвинок, теллима, флокс шиловидный и некоторые разновидности фиалки. Можно выбрать прекрасное сочетание медуницы сахарной с розовыми цветками и серебристыми отметинами на листьях, лилово — синей медуницы лекарственной с овальными пятнистыми листьями и фиолетовой живучки.
При подборе составляющих цветочной композиции не — обходимо также основываться на их требованиях к характеру почвы. В принципе, большинство растений универсальны и могут выразить свое «недовольство» незначительным сокращением сроков цветения или изменениями в росте. (Разумеется, к их числу не относятся капризнейшие представители растительного мира — на пример, роза.) Отдельный случай, если почва характеризуется ярко выраженной особенностью — к примеру, заболоченная. Но и на заболоченных почвах вполне можно разбить не менее красивую клумбу. Задний план украсят пушистые соцветия клопогона. Перед ним можно разместить бледно-сиреневый василистник водосборный, белый вербейник ландыщный и рогоз широколистный. На правой стороне клумбы раскинется волжанка, а посередине вытянутся стройные розовый дербенник иво-листный и красная монарда. Дополнит картину горец змеиный, а передний план можно отдать желтой калужнице болотной. Такая посадка будет цвести с мая по сентябрь.
Композицию можно составлять и основываясь на каком-либо одном критерии. Например, клумба может быть «посвящена» какому-нибудь растению - то есть сме шанная клумба, помимо прочего посадочного материала, включает несколько разновидностей вашего «избраниика».
Интересен вариант клумбы с многолетниками и раз — личными видами молочая. На заднем плане располага ются коровяк атласный, цветущий летом желтыми цветками, и молочай Вульфена, образующий пышные лимонно-зеленые соцветия.
2.3.Оценка экологического состояния почвы.
Цель: определить плодородие почвы пришкольного участка и разработать рекомендации по улучшению ее плодородия.
Задачи:
2.3.1.Физико-химические свойства, влияющие на плодородие почвы.
Почва-это особое природное тело, образующееся на поверхности Земли и обладающее уникальным свойством, такое как плодородие, т.е. способностью обеспечивать растения необходимым набором и количеством минеральных веществ, водой и воздухом.
Исключительно, важное значение для плодородия имеет перегной или гумус, в котором то и накапливаются необходимые для жизнедеятельности растений химические элементы: азот, фосфор, калий, магний и другие. Также гумус придает почве агрономически-благоприятную структуру, при которой создается оптимальный режим для обеспечения растений водой и воздухом.
Плодородие почвы также зависит от многих физико-химических свойств, такие как плотность, механический состав, структура, влажность, кислотность и засоленность.
Механический состав обусловлен наличием в нем глины, песчаника, мелких камней, биогенных и антропогенных включений. По механическому составу почвы разделяют на песчаные, супесчаные, легко-, средне-, тяжелосуглинистые, легко-, тяжелоглинистые. От механического состава зависит водопроницаемость, водоудерживающая и водоподъемная способность почв.
Под структурой почвы понимают строение ее агрегатных частиц, а под структурностью - способность почвы при ее рыхлении распадаться на отдельные комочки или агрегаты. В зависимости от величины комочков различают микро- и макроструктуры. Макроструктурой подразумевают почвенные агрегаты величиной от 0,25 до 10 мм. Комочки размером свыше 10 мм характеризуют как глыбистую структуру. Для эффективного плодородия наибольшую ценность представляет зернистая и мелкокомковатая структура.
Одним из важнейших экологических факторов, определяющий условия жизнедеятельность почвенных организмов и высших растений является кислотность почв, которая также определяет подвижность загрязнителей. Реакция почв обусловлена соотношением водородных и гидроксильных ионов в почвенном растворе.
По кислотности почвы делят на: очень сильнокислые - рН меньше4,0, сильнокислые – рН 4,1-4,5, среднекислые – рН 4,6-5,0, слабокислые – рН 5,1-6,0, нейтральные – 6,5- 7,4, слабощелочные – рН 7,5-8,5, сильнощелочные – рН 8,5-10,0, резкощелочные – рН 10,1-12.
Засоленность почвы характеризуется повышенным содержанием легкорастворимых минеральных солей, что неблагоприятно сказывается на физико-химических свойствах почв и создает неблагоприятные условия для развития и роста растений. Наиболее вредное влияние оказывают карбонаты, хлориды и сульфаты натрия.
2.3.2.Исследование экологического состояния почвы пришкольного участка.
2.3.1. Определение механического состава почвы.
Состав почвы определяли органолептическим методом. Для этого брали почвенные образцы методом «конверта». Данный метод используется для исследования гумусового горизонта почвы. При этом из точек контролируемого участка берут пять образцов проб. Точки расположены таким образом, чтобы они мысленно соединенные прямыми линиями, давали рисунок запечатанного конверта. Из каждой точки отбирают не менее 0,5 кг почвы.
В основе разделения по механическому составу лежит классификация механических элементов. В основе подобного выделения положены пластичность почвы, ее способность к слипанию. Для этого используем тест выполняемый методом «шнура» или пробой на скатывание.
Таблица 1. Определение механического состава почвы.
Название почвы | Определение на ощупь | Скатывание влажной почвы | Проба на разрезание влажной почвы | Проба на плотность сухой почвы |
Песчаная | Заметно ощущаются песчинки | Не скатывается в шарик | При разрезании ножом почва рассыпается | Почва рыхлая |
Супесчаная | Ощущаются песчинки, немного мажется | Плохо скатывается в шарик | При резание ножом поверхность среза шероховатая | Почва состоит из небольших, но очень непрочных комочков |
Суглинистая | Мажется, песчинки едва прощупываются | Скатывается в шарик и в «колбаску» (легосуглинистая), при сгибание в кольцо ломается (среднесуглинистая), кольцо с крупными трещинами (тяжелосуглинистая) | Поверхность среза слегка шероховатая | Почва состоит из довольно плотных комочков |
Глинистая | Мажется, песчинок незаметно | Хорошо скатывается в колбаску, которая при сгибе не ломается | Поверхность среза блестящая | Комочки почвы очень плотные, трудно разминаются |
ВЫВОД: В результате наших исследований выявилось, что почва на пришкольном участке – среднесуглинистая.
2.3.2. Определение плотности почвы.
Плотность – степень связанности почвенной массы. Ее мы определяем на нашем пришкольном участке при помощи ножа или лопаты.
Таблица 2. Определение плотности почвы
Плотность почвы | Определение |
Рассыпчатая | Лопата легко втыкается |
Рыхлая | Лопата втыкается без труда |
Уплотненная | Лопата входит с усилием |
Плотная | Лопата входит с трудом |
Очень плотная | Лопата не входит |
ВЫВОД: Почва нашего пришкольного участка уплотненная.
2.3.3. Определение структуры почвы.
По сухому образцу определяем структуру почвы.
Кубовидный тип: структурные отдельности простираются в трех направлениях.
а) глыбистая;
б) комковатая – грани ребра обтекаемые;
в) ореховая;
г) зернистая – грани и ребра выражены четко.
Призмовидный тип: структурные отдельности вытянуты по вертикальной оси.
а) столбчатая – закругляется вверху и внизу;
б) призматическая – усеченная вверху и внизу.
Плитовидный тип: структурные отдельности вытянуты по горизонтальной оси.
а) плитчатая;
б) чешуйчатая.
ВЫВОД: По результатам исследования почва на пришкольном участке имеет глыбистую структуру.
2.3.4. Исследование содержания в почве перегноя
В ходе исследования содержания перегноя, мы взвесили 100 г. Сухой почвы, затем прокалили в фарфоровой чашке до тех пор, пока не перестал выходить дым, и снова взвесили. В ходе прокаливания испарилась вода. Вес почвы после прокаливания составил 36 г. ,что составляет 36% .
ВЫВОД:в почве пришкольного участка содержится малое количество перегноя.
2.3.5. Исследование кислотности почвы.
Кислотность почвы мы определили следующим образом.
К трем-четырем граммам почвы прилили четыре-пять миллилитров хлористого калия, после чего взболтали смесь в течение трех-четырех минут, дали отстояться полученной смеси. После того как раствор отстоялся взяли 1 мл. и поместили в фарфоровую чашку, кислотность определили при помощи универсальной индикаторной бумажки. Пользуясь цветной шкалой установили рН раствора который составил от 7 до 7,5.
ВЫВОД: В результате исследования кислотности почвы на пришкольном участке мы выявили, что почва участка колеблется от нейтральной до слабощелочной.
2.3.6. Определение засоленности почвы.
Засоленность почвы определяется наличием легко- и среднерастворимых соединений в ней. Содержание в верхней части почвенного профиля легкорастворимых солей в количестве превышающим 0,2%, свидетельствует о засоленности почвы. Отрицательное влияние солей на плодородие неодинаково. Наиболее вредными для растений являются карбонаты и сульфаты натрия, хлориды натрия, магния, кальция. К соединениям повышающие плодородие почв являются нитраты. К безвредным относят карбонаты кальция и магния, сульфат кальция.
2.3.7. Обнаружение карбонатов в почве.
Из образца берут небольшое количество почвы, переносят в фарфоровую чашку, добавляют несколько капель 10%-й соляной кислоты. При содержание в почве карбонат- иона наблюдается выделение углекислого газа. Кислоту добавляют до прекращения выделения пузырьков углекислого газа. По интенсивности выделения углекислого га и по количеству израсходованной соляной кислоты судят о содержании карбонатов.
Уравнение реакции: Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2 + H2O
ВЫВОД; В ходе проведения опыта выявилось, что карбонат – ионы в почве имеются.
2.3.8. Определение сульфат – ионов в почве.
К 5 мл почвенной вытяжки приливают несколько капель концентрированной соляной кислоты и 2-3 мл. 20% хлорида бария. Полученный раствор доводят до кипения. Сульфат бария выпадает в виде белого осадка, что будет свидетельствовать о содержании сульфатов в почве. Выпадение ясно видимого осадка говорит о наличии сульфат – ионов в несколько десятых долей процента, сильная белая муть – количестве сотых процента, слабая муть заметная на черном фоне – тысячных долей процента.
Уравнение реакции: Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4
ВЫВОД:В ходе проведения опыта выявилось, что содержание сульфат – иона в почве пришкольного участка находится в количестве сотых долей процента.
2.3.9. Определение хлоридов – ионов в почве.
К 5 мл почвенной вытяжки добавляем несколько капель 10% раствора азотной кислоты и по каплям нитрат серебра. Если при анализе будет виден хорошо различимый белый творожистый осадок, то данный образец содержит десятые доли процента хлорид – иона, если раствор мутнеет – содержание сотых и тысячных долей процента.
Уравнение реакции: NaCl + AgNO3 = AgCl + NaNO3
ВЫВОД: В результате проведения опыта выявилось, что в почве пришкольного участка содержатся хлорид – ионы в количестве десятых долей процента.
2.3.10.Обнаружение ионов натрия в почве.
Ионы натрия легче всего обнаружить по характерной окраске пламени, которое окрашивается в ярко желтый цвет. Для этой цели используется нихромовая проволока. Прокаливаем проволоку в пламени спиртовки докрасна, затем вносим ее в исследуемый раствор, затем в пламя спиртовки и оцениваем цвет пламени.
ВЫВОД: В результате проведения опыта выявилось, что в почве пришкольного участка содержатся ионы натрия.
3.Результаты исследования
В ходе проведенных нами исследований были получены следующие данные (результаты в таблице).
Таблица 3. Результаты исследования почвы.
Механический состав | Плотность | Структура | Кислотность | Хлорид ион | Карбонат ион | Сульфат ион | Ионы натрия |
Среднесуглинистые | Уплотненная | Глыбистая | рН 7-7,5 | + Различимый белый творожистый осадок | + Сильное вскипание | + Сильная муть | + |
ВЫВОД:Почва пришкольного участка, уплотненная содержит мало перегноя, слабощелочная, засоленность средняя. Что говорит нам растения произрастающие на такого вида почвах, затрудняется произрастание семян, развитие корневой системы происходит в глубину, также происходит деформация корней и клубней, задерживается рост, цветение, снижается урожайность.
Для улучшения плодородия почвы на пришкольном участке необходимо принять следующие меры:
5.Подготовка почвы для посадки цветочных растений.
Основную обработку почвы (перекопку) рекомендуется проводить осенью, на глубину 30-35 см, а для посадки луковичных растений – летом, за 1,5-2 месяца до их посадки. При перекопке участок, выбранный для посадки цветочных культур, удобряется. На 1кв.м площади вносится около 0,5-1 ведра хорошо перепревшего навоза или компоста. Перед посадкой растений если посевом семян следует внести полное минеральное удобрение от 45 до 90 г на 1 кв. м. Для посадки луковичных культур при перекопке вносится ведро перегноя, 150-200 г золы, суперфосфата и калийного удобрения, по 50 г каждого. Азотные удобрения вносятся при посадке луковиц.
Выводы и заключения.
Почва пришкольного участка, уплотненная содержит мало перегноя, слабощелочная, засоленность средняя. Что говорит нам растения произрастающие на такого вида почвах, затрудняется произрастание семян, развитие корневой системы происходит в глубину, также происходит деформация корней и клубней, задерживается рост, цветение, снижается урожайность.
В связи с этим необходимо подбирать растения, районированные на нашей полосе, неприхотливы – не требующие плодородной почвы и усиленного ухода. К таким растениям можно отнести бархатцы, календулу, астры, ромашки, декоративный подсолнух, васильки и т.д.
Также необходимо проводить работы по улучшению структуры почвы, обогащению ее перегноем. Для этого необходимо закладывать компостные ямы, удобрять землю минеральными и органическими удобрениями.
В любом случае не надо поддаваться отчаянию и результат не заставит себя долго ждать.
Использованная литература:
Флейта и Ветер
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Всему свой срок
Весенняя гроза