Проектная работа по окружающему миру "Беловежская пуща".
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_putevye_zametki_po_pushche.docx | 18.96 КБ |
slaydy_peshaya_progulka_po_belovezhskoy_pushche_2011.pptx | 845.88 КБ |
Путевые заметки
Автор: Павел Выхристюк
Руководитель проекта: Елена Николаевна Галкина,
Название образовательного учреждения:
109472, ГОУ СОШ №1937 г.Москва,
Самаркандский бульвар дом 28/2
Год подготовки проекта: 2011
Теоретическая часть.
Известно множество примеров положительных и отрицательных последствий деятельности человека в биосфере. В настоящее время человечество находится перед лицом глобальных проблем, от решения которых зависит существование человеческого общества на Земле.
Что касается восполнимых биологических ресурсов (растений, животных), то их добычу следует организовывать так, чтобы в природе всегда оставалось необходимое количество особей для восстановления исходной численности популяций.
Загрязнение окружающей среды твёрдыми, жидкими и газообразными
веществами приводит к изменению ее физических и химических свойств, что неблагоприятно влияет на организмы.
Остро обозначена проблема сохранения биоразнообразия, генофонда растительного и животного мира. Важнейшая задача, стоящая перед человечеством - сохранение всего многообразия организмов на Земле. Все виды тесно взаимосвязаны, поэтому уничтожение одного вида приводит к исчезновению связанных с ним видов.
С целью сохранения всего многообразия видов растений и животных применяются меры по восстановлению численности отдельных видов. Для этого редкие и исчезающие виды заносятся в Красную книгу, запрещается промысел животных или сбор дикорастущих растений. Важная роль в сохранении биоразнообразия принадлежит заповедникам, заказникам, национальным паркам, ботаническим садам, зоопаркам, где изучаются биологические особенности организмов, восстанавливается их численность.
Сохранению биоразнообразия способствует восстановление естественных сообществ на тех территориях, где они исчезли по вине человека. Так, на месте бывших лесов проводятся лесопосадки, восстанавливаются пастбища, в пустынях закрепляются пески путем посадки растений.
Многообразие живых организмов – основа существования биосферы, поэтому, сохраняя все современные виды организмов, человек обеспечивает условия, пригодные для жизни на Земле человеческого общества. В последние десятилетия ведется активный поиск оптимальных путей ведения хозяйственной деятельности с тем, чтобы наносить природе минимальный ущерб.
Человек, как и всякое биологическое существо, зависит от состояния окружающей его среды. Год от года влияние деятельности человека на окружающую среду непрерывно возрастает и вызывает ее изменения. Перед человечеством стоит важная проблема – обеспечение устойчивости среды обитания.
Один из путей решения этой проблемы – рациональное использование биологических ресурсов. Биологические ресурсы – это все живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии. Их особенность состоит в том, что они способны возобновляться в процессе размножения.
Биологические ресурсы определяют устойчивость всей биосферы как среды обитания человека, служат источником пищевых продуктов, сырья, лекарственных веществ. Как правило, эти ресурсы используются нерационально. Для их сохранения необходимо предпринять ряд мер: пересмотреть принципы размещения и организации производства, наладить мониторинг – службу слежения за состоянием окружающей среды; регулировать численность популяций в естественных и искусственных экосистемах; изучать динамику численности популяций, их биоценотические связи. Необходимо помнить о том, что исчезновение видов носит необратимый характер. Каждый исчезнувший вид растений уносит с собой не менее пяти видов беспозвоночных животных, существование которых связано с этим видом.
Таким образом, учет экологических закономерностей – одно из условий выживания, сохранения и развития человеческого общества.
Актуальность темы. Сохранение животного и растительного мира на нашей Земле в настоящее время остаётся одной из острых проблем дальнейшего существования человечества.
Проблема исследования: Только благодаря тому, что мы сможем сохранить окружающий нас мир животных и растений, будет возможным дальнейшее существование и самого человека.
Цель работы: Показать учащимся уникальность природного мира и необходимость бережного к нему отношения и сохранности.
Объект исследования: Флора и фауна Беловежской пущи. Республика Беларусь.
Задачи при выполнении работы:
- Изучить литературу в части темы проекта;
- Выдвинуться к месту изучения проблемы исследования;
- Совершить пешую экскурсию по Беловежской пуще;
- Познакомиться с растительным и животным миром пущи;
- Понаблюдать за изменениями, происходящими в растительном и животном мире пущи.
Методы исследования:
- Изучение соответствующей литературы по Беловежской пуще;
- Посещение музея природы на территории Беловежской пущи;
- Консультации у работников заповедника для получения интересующей информации;
- Проведение собственных наблюдений, опросов с последующей обработкой данных исследования;
- Совершение пешей прогулки по заповеднику «Беловежская пуща».
Гипотеза проекта заключается в том, что для процесса жизнедеятельности человека необходим чистый воздух, который мы в свою очередь получаем благодаря деятельности растений. Экономное использование лесных ресурсов способствует обогащению кислородом окружающего нас воздуха, а, следовательно, очищению экологии Земли.
Содержание работы. По намеченному маршруту совершить пешеходный переход протяжённостью десять километров по лесному массиву Беловежской пущи. Во время движения и на точках маршрута познакомиться с растительным и животным миром заповедника. Оценить состояние и проблемы по воспроизводству леса, его болезней, качество ухода за ним. Подготовить доклад с использованием слайдов для демонстрации учащимся исследуемого материала.
Предполагаемый результат: Воспитать в учащихся бережное отношение к окружающей нас природе, её сохранности для будущСписок литературы:
Слайд 1
Автор: Выхристюк Павел 4-б класс шк . 1937 Пешая прогулка по Беловежской ПущеСлайд 2
План. 1 . Красный дуб. 2.Берёза с головой зубра. 3. Дуб «отшельник». 4. Болото «Татарское багно ». 5. Урочище « Турлюй ». 6. Атака короеда. 7. Царская поляна. 8. На лесной развилке. 9. Исполинская ель. . Путешествие на царскую поляну
Слайд 3
Своё путешествие мы проделаем пешком , согласно маршруту в прилагаемой карте. Пройти предстоит десять километров. Началом движения является музей природы. Далее идём по стрелочкам.
Слайд 4
Первым на пути нам встречается красный дуб. Цвет его листьев особенно сильно выделяется на фоне вечнозелёных хвойных деревьев в осенний период. Зимой голые ветки дуба не задерживают нашего внимания и движения вперёд.
Слайд 5
Незаметно приближаемся к берёзе с «Головой зубра». Нарост на стволе дерева, называемый «капа» и действительно похож на голову зубра.
Слайд 6
Пройдя немного дальше, мы подходим к одиноко стоящему дубу, называемому «отшельник».
Слайд 7
Через некоторое время мы останавливаемся у незамерзающего, даже в сильные морозы, болота. Это место называется «Татарское багно ». Его, татаро-монгольские завоеватели, использовали для защиты своего лагеря от внезапного нападения славянских воинов.
Слайд 8
Урочище « Турлюй . Здесь лес восстановился после сильного лесного пожара.
Слайд 9
Некоторые деревья были подвержены нападению насекомых и погибли. Поэтому и место так названо «Атака короеда».
Слайд 10
На этой поляне царственные особы отдыхали после охоты. Делились впечатлениями, хвастались охотничьими трофеями, перекусывали. Вот и мы тоже попили чая и слепили снеговичка .
Слайд 11
Отдохнув, мы пошли дальше, пока не оказались на лесной развилке.
Слайд 12
Здесь в летний зной можно укрыться под навесом и испить прохладной воды из колодца.
Слайд 13
Не заметно подошли к исполинской ели. Насколько она велика, можно судить по фотографии.
Слайд 14
По пути следования мы неоднократно пересекали следы оставленные кабанами.
Слайд 15
Зимой лесной пруд превращается в узенькую речку
Слайд 16
На открытых участках леса нам попадались места для кормления диких животных в зимнее время.
Слайд 17
Возвращаясь к началу маршрута, мы опять прошли мимо дуба «отшельника», берёзы с «Головой зубра» и красного дуба. Уставшие, но довольные, мы пообедали и пошли отдыхать. Хорошо зимой в Беловежской Пуще.
Лягушка-путешественница
Юрий Визбор. Милая моя
Финист - Ясный сокол
Как я избавился от обидчивости
Лиса Лариска и белка Ленка