Исследовательская работа по теме "История одной фотографии" является продолжением работы по теме "Моя родословная". Работа будет интересна всем тем, кто занимается краеведением, интересуется истрией своей семьи, вкладом своих предков в развитие нашей Родины.
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.doc | 955 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3
г. Вятские Поляны Кировской области, ул. Гагарина, д.17, факс/телефон 6-29-29
Проектная работа по краеведению
«История одной фотографии»
Выполнила
Савельва Екатерина
ученица 4в класса
руководитель
Полянцева Н.А.
учитель начальных классов
2008г.
Фотография не бесстрастное зеркало мира, художник в фотоискусстве способен выразить свое личное отношение к запечатляемому на снимке явлению через ракурс съемки, распределения света, светотени, умение правильно выбрать момент съемки и т.д…
(Фотография.
Энциклопедический справочник)
Обоснование исследовательской работы.
Тема:
«История одной фотографии»
Актуальность:
Исследовательская работа по родословной семьи, сбор сведений о дедах и прадедах, их достижениях и просто об особенностях их жизни, является актуальной в наши дни, когда разрушаются устои семьи, забывается и искажается история страны, принижаются достижения и завоевания наших предков. Важно сохранить то малое, индивидуальное, близкое каждой семье, тогда и наша Родина сохранит свою неповторимость и самобытность будет непобедимой и уважаемой в мире державой.
Объект исследования:
Цели:
Задачи:
Методы исследования:
Результат исследования:
Проблемы возникшие в процессе исследовательской работы:
Самооценка
Я считаю, что работа по теме « Моя родословная» а в ее рамках «история одной фотографии» ещё не закончена, так как в перспективе планируется:
Востребовательность
Данная исследовательская работа будет использована нашими родственниками, а также будущими поколениями
План исследовательской работы
Введение.
Фотография. За относительно короткую историю своего существования фотография, датой рождения которой считают 7 января 1839 года, проникла и органично вписалась во все сферы жизни и деятельности человека. Универ сальность технических и творческих приёмов и средств, способность отображать практически любые объекты, события и явления материального мира (от микромира и живой клетки до космоса), воз можность передавать эмоциональное состояние человека позволяет фотографии быть уникальным сред ством запечатления истории и культуры народов, эффективным методом научного познания, естествен ным и понятным посредником в общении между людьми. Этим объясняется непреходящий интерес к фотографии. Фотоснимок зачастую является главным и единственным объективным свидетелем прошед шего времени.
Сегодня наличием фотографий в доме никого не удивишь, фото и видио съемки стали доступны каждому. С этим делом справляется не только взрослый любитель, но и ребенок. В конце IX в начале XX столетия это было дело профессионалов. Фотографию сравнивали с «чудом» и это было очень дорогим удовольствием. Далеко не каждая семья могла позволить себе иметь фотографические снимки. Как свидетельствует история, первый советский любительский фотоаппарат был выпущен московской фабрикой в 1930 году. И только после Великой Отечественной войны фотография становится привычным делом и переходит из профессиональной в любительскую.
Нашей семье повезло фотографий в архиве семьи множество. Это и любительские и студийные – профессиональные фотографии. Работая над проектом «Моя родословная» я перелистала семейные альбомы, пересмотрела, кажется, нескончаемое количество фотографий. Некоторые из них перекладывала и забывала, над другими задумывалась, третьи вызывали интерес, я задавала много вопросов: кто изображен?, когда сделана эта фотография?, кто ее делал?. Данные вопросы интересовали меня и потому что фотографией на любительском уровне занимались почти все мужчины семьи. Интересные работы встречаются у моего дяди Черепанова Алексея Владимировича, моего отца – Савельева Алексея Юрьевича, брата - Савельева Валентина Алексеевича. А еще в нашей семье был профессиональный фотограф мой прадед по линии матери – Пантюхин Петр Алексеевич.
Один из снимков моего прадеда привлек особое внимание всей нашей семьи. Как было возможно на том оборудовании в 60 –е годы прошлого столетия создать женский образ, как бы выплывающий из небытия, и при этом скрыть все технические особенности изготовления снимка. Неужели никого не заинтересовала эта работа? Кто автор? Он остался непризнанным и неизвестным? На эти и другие вопросы мы и постараемся ответить в процессе исследовательской работы
Основная часть.
Героиня фотографии.
На фотографии изображена Городилова (Пантюхина) Любовь Петровна – сестра моей бабушки. Родилась она в селе Шурма Уржумского района в семье профессионального фотографа и учительницы начальных классов. Была в семье первым ребенком. Закончила Шурминскую среднюю школу с серебряной медалью. Поступила и успешно закончила Кировское медицинское училище по специальности - зубной врач. И за всю свою жизнь не изменила своей благородной профессии. До сих пор продолжает делать людям добро, избавляет их от мучительной боли, делает их улыбки обворожительными и привлекательными.
Но не она будет героиней моего рассказа, а автор этого снимка – мой прадед Пантюхин Петр Алексеевич.
Об авторе фотографии.
Мой прадед родился 6 февраля 1915 года в д.Верхосунье, в многодетной семье где было 10 детей, к сожалению выжило только четверо – трое сыновей и одна дочь. Семья была крепкая работящая, как говорилось «из зажиточных». Родители прадеда могли позволить себе семейные фотографии, а по тем временам это очень дорогое удовольствие.
На снимке бабушка, дедушка и отец моего прадеда.
Двадцатые годы прошлого столетия – НЭП, коллективизация, семья Пантюхиных попадает по доносу в разряд кулаков, им грозит полное разорение хозяйства и, что самое страшное, ссылка. Спасаясь от репрессий, они тайно ночью уезжают на южный Урал в г. Уфали. Там живут до 1933г. Прадед там учился работать у кузнеца. Но родина зовет, и семья перебирается обратно на Вятку в село Уржумского района Русский Турек. Жили тяжело, бедствовали, снимали углы, чтобы встать на ноги взрослые брались за любую работу, мужчины сапожничали по деревням, пилили тес, женщины стирали белье при больнице, мыли полы.
Фотография интеллигенции села Шурма.
20 – 30 годы XX века
Встав на ноги, семья дает образование детям. Чтобы мой прадед смог освоить новую по тем временам и необычную профессию его отец продает корову и на вырученные деньги отправляет сына, учится на фотографа.
После окончания учебы он устраивается на работу в Шурминское РОНО фотолаборантом в Шурминский музей. В Шурме он находит свою судьбу – Силину Зою Ивановну – учительницу начальных классов. Создает семью.
В июне 1940 года, Петра Алексеевича призывают в армию. Служил мой прадед в Армении. Вскоре началась война. На фронт попал в 1944. Под Варшавой был тяжело ранен, дальше госпиталя. Несколько осколков носил в себе всю жизнь. За боевые заслуги был награжден Орденом Отечественной войны и юбилейными медалями.
Вернулся живым и продолжил любимую работу в Шурминской фотографии. Перелистав трудовую книжку Петра Алексеевича, я прочитала четыре записи о приеме и увольнении, две из них это увольнение в связи с призывом в Вооруженные силы и принятие на работу после Великой Отечественной воины. А для того чтобы записать все поощрения за добросовестный труд пришлось в трудовую книжку добавить вкладыш.
Творчество, наблюдательность, постоянный поиск, самосовершенствование позволили Петру Алексеевичу найти в своей работе «живинку в деле», его фотографии стали неоднократными победителями выставок. Снимок «Переменно, ясно, пасмурно», ( к сожалению снимок в архивах семьи обнаружить не удалось), где изображены три мальчишки с разным настроением, получил грамоту на областной выставке, а фотография, которая меня заинтересовала, была отмечена специалистами на выставке «ВДНХ СССР», как оригинальная портретная фотография.
Особенности изготовления портретных снимков в 60 – е года прошлого столетия..
60-е годы прошлого столетия - нет не только понятия «photoshop», но и слово «компьютер», еще только придумано. В фотосалонах фотографируют большими фотоаппаратами на фотопленки и фотопластинки. Затем их проявляют, фиксируют, сушат, и если есть необходимость, ретушируют.
После того как негатив готов к работе изображение с него проецируют с помощью фотоувеличителя на бумагу и получают фотографию, которую тоже сначала проявляю, затем фиксируют, моют, сушат, глянцуют и снова ретушируют.
Ретушь негатива или фотографии это устранение дефектов или дорисовка цветовой гаммы с помощью карандаша и специально приготовленного раствора из скипидара и канифоли. Это очень тонкая и ответственная работа один неверный штрих и негатив или фотография может быть испорчена.
Так изготовлялись портретные фотографии.
История одной фотографии.
Как рассказывал дедушка моей маме, а она мне, маститые фотохудожники Москвы и других крупных центров страны были удивлены построением композиции, пойманным моментом во взгляде, в выражении, а самое главное, оригинальностью в изготовлении фотографии простого провинциального художника. Они долго ломали головы, как была изготовлена эта фотография и сдались перед мастерством, выдумкой и находчивостью Вятского «левши». Фотомонтаж, с помощью которого изготовлен снимок был известен давно, но поражает в этом снимке то, что невозможно обнаружить граней между переходом от одного кадра к другому. Создается впечатление, что человек раздвоился на секунду и его на один негатив сфотографировали в двух ракурсах.
Об эксперименте: « А смогу ли я..?»
Увидев эту фотографию в мамином альбоме, мой отец заинтересовался ею. Он на любительском уровне, как и многие, увлекался фотографией. Дома была хорошая аппаратура. Долго он мучался над загадкой, как сделана фотография, что не видно переходов от одного снимка в другой, и отпечатки одинаково засвечены. Из опыта он знал, невозможно послать лучи с двух негативов на снимок так, чтобы не засветить место для второго снимка или не испортить первый. Долго мучался папа, и спросить было не у кого. Сын и внуки Петра Алексеевича, увлекавшиеся, как все фотографией, этим не заинтересовались да и были далеко. дневозможно послать лучи с двух роекторов, чтобы не засветить соседнюю т одного снимка в другой Вот и получалось, что унес в могилу свое открытие прадед. Но упорство моего папы победило, сколько он испортил фотобумаги, но не сдался и раскрыл секрет изготовления этой фотографии, выполнив аналогичную со своих негативов.
А теперь и мой брат - Савельев Валентин, студент 1 курса «Вятско – Полянского механического техникума» по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и программирования» в «photoshop» делает такой фотомонтаж. И все у него просто, несколько «кликов» мышки и фрагмент одной фотографии органично вписан в другую. Вот и получается то мама на «красной горке» в вечернем платье окажется, то кузнечики на моих бантах из маков отдыхают.
Из архива.
Но вернемся к прадеду. Как рассказывает мама. Дед – Петр Алексеевич - любил людей. Любил с ними общаться, разговаривать, любил за ними наблюдать. Результатами этих наблюдений были фотографии. Вот несколько фотопортретов из семейного архива.
«Бабушка Анна с друзьями» Силина А. И., кот – Васька, пес - Палкан | ||||||
«Встреча с любимым внуком» Пантюхин П.А. внук – Черепанов А. | ||||||
«Трудно быть средней…» (на снимке средняя дочь автора – моя бабушка Черепанова (Пантюхина) Валентина Петровна) | ||||||
«Сколько в мире всего интересного, вот пойти бы сейчас посмотреть!» (на снимке моя мама – Савельева (Черепанова) Людмила Владимировна) | ||||||
«За любимым делом» (жена автора – Пантюхина (Силина) Зоя Ивановна) | ||||||
«Ох, уж брата я люблю! А, как брата, я люблю!» (На снимке двоюродные братья Черепановы Сергей и Алексей) |
Признание.
"За высокие трудовые показатели, за большие достижения в области бытового обслуживания населения…", - так написано в приложении к одной из первых по значению наград Советского Союза – Ордену Трудового Красного Знамени. И этим орденом в 1968 году был награжден мой прадед Пантюхин Петр Алексеевич. Так государство отметило его добросовестное отношение к труду, его творческий поиск, его «живинку в деле».
Сам орден до сих пор хранится в архиве нашей семьи, который находится у старшей дочери Городиловой (Пантюхиной) Любови Петровны.
Пантюхин Петр Алексеевич
6.02. 1915 – 14.07.1990гг
Заключение.
В результате моей исследовательской работы я узнала интересные факты из истории развития фотографии, мы уточнили исторические сведения о нашей семье, узнали подробности биографии одного из моих предков, убедились, что к любому делу нужно подходить с душой, как это делал мой прадед. Только скрупулезное изучение своего дела, творческий подход к любой рутинной работе приведет к высоким результатам и будет не одно поколение радовать людей.
Источники.
Содержание.
№ | Оглавление | стр |
1. | Обоснование исследовательской работы. | 3 |
2. | Введение. | 5 |
3. 3.1 | Основная часть. Героиня фотографии. | 7 |
3.2 | Об авторе фотографии. | 9 |
3.3 | Особенности изготовления портретных снимков в 60 – е года прошлого столетия. | 12 |
3.4 | История одной фотографии. | 13 |
3.5 | Об эксперименте « А смогу ли я?..» | 14 |
3.6 | Из архива. | 15 |
3.7 | Признание. | 18 |
4. | Заключение. | 19 |
5. | Источники. | 20 |
Кто грамотней?
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Снег своими руками
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Финист - Ясный сокол