Исследование муравейников, использование разных видов информации, составление сборника задач о муравьях, изготовление настольной игры.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_muravinye_tropinki_piskeevoy_dari.doc | 59 КБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №72
Проект на тему
«Муравьиные тропинки»
Выполнила
ученица 3Д класса МОУ СОШ №72
Пискеева Дарья Алексеевна
Руководитель:
Маринина Валентина Ивановна,
учитель начальных классов,
г.Ульяновск, 2012 г.
Это я, Пискеева Даша, ученица 3Д класса МАОУ СОШ №72 города Ульяновска.
Я хочу предложить Вам проект «Муравьиные дорожки». Третий год я работаю над этой темой.
Как я выбрала тему проекта?
Наша учительница в 1 классе провела с нами «муравьиный урок». Меня поразило, какие дружные муравьи, мне захотелось узнать о том, как они передвигаются, про их муравьиные дорожки. И вот в выходной мы с мамой пошли на прогулку в лес. На маленькой полянке стояло 3 огромных муравейника – даже не муравейники вовсе, а целые муравьиные города. Жителей в городах было - не сосчитать… Что-то необыкновенно красивое увидела я в этом движении. Каждый муравей был занят своим, только ему доступным делом…
Я решила, что мой проект будет экспериментальный.
Цель моего проекта:
Исследовать дорожки муравьев в муравейнике.
Я поставила перед собой первую задачу: узнать сколько дорожек в муравейнике. Сколько бежит муравьев по дорожке за 1 минуту.
Я выдвинула гипотезу: предположим, я посчитаю, сколько муравьиных дорожек в муравейнике. А вдруг их больше тысячи?
Возможно, я посчитаю до точного счета, но сомневаюсь: дорожки очень мелкие и переплетаются.
А что, если каждую дорожку отметить полосками бумаги под номерами?
Вместе с учительницей мы составили план работы:
1. Подумать самостоятельно.
2. Посмотреть книги.
3. Спросить у родителей.
4. Понаблюдать.
5. Провести эксперимент.
Что я сделала:
1. Подумала самостоятельно:
Дорожек муравьиных много. Они запутанные, муравьи очень быстро бегают. Нужны дорожки, чтобы муравьям было легче передвигаться, носить пищу в муравейник.
2. Посмотрела книги.
Я посмотрела несколько книг, но особенно понравились две:
1. Р. Капорали «Новая энциклопедия животных», Москва, 2007г. Из нее я узнала, что муравьи известны как строители настоящих подземных городов. Когда муравейник разрастается, увеличивается число дорожек и число жителей в нем.
2. «Моя самая первая энциклопедия», Москва, Росмэн, 2006г. А в этой книге я узнала, что муравейники устроены сложно. Снаружи видно только кучу веточек – много выходов, которые открываются и закрываются рабочими муравьями в зависимости от времени суток и погоды.
3.Спросила у родителей.
Я спросила у родителей про муравьиные дорожки, родители рассказали, как появляется муравейник в лесу и как муравейник разрастается. Чем больше рождается муравьев, тем больше рабочей силы. От этого и больше строится муравьиных дорожек. И муравейник растет на глазах.
4. Понаблюдала.
Мы пошли в лес с родителями, нашли наших три муравейника. Начали их исследовать. Считали муравьиные дорожки в каждом муравейнике.
Считали, сколько муравьев бежит по 1 дорожке за минуту.
Вот что получилось:
1 муравейник – диаметр муравейника 1 метр, 59 дорожек, цвет рыжий.
За 1 мин. 17 муравьев бежит по одной дорожке.
2 муравейник – диаметр муравейника 90 см, 44 дорожки, цвет рыжий.
За 1 мин. 22 муравья бежит по одной дорожке.
3 муравейник – диаметр муравейника 1 метр, 53 дорожек, цвет рыжий.
За 1 мин. 20 муравьев бежит по одной дорожке.
Сделала вывод: муравейник №2 моложе и муравьи в нем более активные.
5. Провела эксперимент №1:
Набросала на дорожки листочки и перегородила ход муравьям? Как будут вести себя муравьи?
Муравьи подняли панику, стали разбегаться кто куда. Они не любят, когда их тревожат. Но, через некоторое время, набежало много муравьишек и они стали разносить листочки.
Провела эксперимент №2:
Поднесла к муравейнику влажную палочку, ее сразу облепили множество муравьев и через некоторое время палочка стала кислая на вкус.
Вывод: муравьи защищают свой дом с помощью муравьиной кислоты.
Я сделала вывод:
Муравьи – очень дружный и трудолюбивый народ. Муравейник – это город для муравья с улицами-дорожками. Вблизи муравейника тропы более четкие, потом становятся менее заметными. Муравьи умеют защищать свой дом. Муравьи не бегают где попало, а передвигаются по своим дорожкам, несут груз – трудятся.
У меня возникли вопросы и я поставила перед собой задачу №2:
Я выдвинула гипотезы:
Предположим, что муравьи несут в муравейник еду.
Интересно, какой груз они могут унести на себе?
Возможно, муравей испугается, попав в чужой муравейник или его выгонят хозяева муравейника.
Теперь я самостоятельно составила план своей работы.
Что я сделала:
1. Подумала самостоятельно:
Муравьи носят в муравейник веточки, чтобы строить свои город и пищу. Чем больше будут носить муравьи пищу в муравейник, тем больше у них будет запасов еды.
2. Посмотрела книги.
Из «Новой энциклопедии животных» Р. Капорали я узнала, что рабочие муравьи всегда загружены работой. Они кормят личинок, переваривая все, что попадается: части насекомых, измельченные семена и даже погибших личинок. Узнала, что есть муравьи-строители, они носят только строительный материал (веточки, палочки), есть муравьи-заготовители, они заготавливают для муравьев пищу.
3.Спросила у родителей.
Я спросила у родителей про муравьев, которые несут что-то на себе, зачем они так делают и для чего? Родители рассказали, что они кормят себя, свою самку-королеву и свое потомство.
4.Посоветовалась с учителем.
Она посоветовала одного муравья чем-нибудь отметить и посчитать, какой груз он будет нести за определенное время? Составить таблицу.
4. Понаблюдала .
Я наблюдала за тем, что несут муравьи в муравейник. Затем я отобрала у муравья веточку и подсунула ему сухого жучка. Муравей не взял жучка, пополз дальше, нашел листочек и потащил в муравейник. Я сделала вывод, что муравьи делятся на строителей и заготовителей и составила таблицу:
Что несут муравьи.
СТРОИТЕЛИ | ЗАГОТОВИТЕЛИ |
веточки | дохлую муху |
хвоинки | гусеницу |
сухие листочки | зернышки |
кусочки коры | сухих жучков |
чешуйки шишек | маленькие косточки |
мелкие камешки | тлю |
палочки | части насекомых |
| большие семена |
5. Провела эксперимент №3:
Я решила отобрать у муравья палочку. Он испугался, а потом меня укусил.
Вывод: муравей охраняет свою добычу.
Провела эксперимент №4:
Взяла трех муравьев из муравейника №1, посадила в муравейник №2. Муравьи из муравейника №2 стали очень злые, стали нападать на муравьев из муравейника №1. Я успела заметить, что на одного муравья напала большая куча муравьев, а двух других муравьев не увидела. Больше такой эксперимент не стала ставить – жалко муравьишек.
Провела эксперимент №5:
Взяла муравья недалеко от муравейника и отнесла его домой, в его муравейник. На него никто не напал.
Я сделала вывод: муравьи отличают обитателей своего муравейника от пришельцев.
Выводы:
Фото «По муравьиной дорожке» (работа Пискеевой Д.)
Я обратила внимание, что муравейник с прошлого года изменился: стал шире. Я произвела замеры и, вот чудеса: муравейник «вырос». Данные о «росте» муравейника я занесла в табличку:
«Данные о «росте» муравейника»
Время наблюде ния | Фотография муравейника | Размер муравейни ка |
Сентябрь 2010 года | Муравейник №2 | Диаметр – 90 см, высота -67см |
Сентябрь 2011 года | Муравейник №2 | Диаметр – 102см, высота – 82см |
Вывод: за год размеры муравейника увеличились, значит, муравейник «растёт».
По совету учительницы я решила составить «Муравьиный задачник» и подарить его ребятам из 1 класса.
Вот что у меня получилось. Перед вами несколько страниц из моей книжки:
Вместе с учительницей и родителями мы придумали и сделали игру «Муравьишка идёт домой». На переменах в классе мы играем в игру. Ребятам она очень нравится.
Маленькие муравьишки – это удивительные существа, за которыми интересно наблюдать и изучать, делать для себя выводы; у меня осталось очень много невыясненных вопросов, которые я постараюсь решить летом.
Список литературы:
Зимовье зверей
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Разлука