Интересное и необычное о героях русских народных сказок: Бабе-Яге, Змее-Горыныче, Жар-птице.
Цель исследования: повысить интерес учащихся начальных классов к чтению русских народных сказок. Материал можно использовать на уроках литературного и внеклассного чтения, во внеурочное время.
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.doc | 135 КБ |
sovetuem_prochitat.doc_2.doc | 902 КБ |
anketa_dlya_uchashchihsya_nachalnoy_shkoly.doc | 25.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Инзенская начальная общеобразовательная школа
ТЕМА:
«Приглашаем всех в волшебный мир сказки!»
Интересное и необычное о героях русских народных сказок.
Исследовательская работа.
Авторы исследования:
Колесов Евгений,
Никитина Александра,
Чичкина Виктория
ученики 2 класса.
Учитель: Шабашова
Елена Александровна
Инза 2012 г.
Содержание:
I. Введение .
II.Основная часть:
1. В мире сказки.
2. Образ Бабы – Яги в русских народных сказках.
3. Образ Змея Горыныча.
4. Жар – птица. Миф или реальность.
5. Отчёт о проделанной работе.
III. Заключительная часть: Выводы.
I. Введение:
Мы очень любим читать русские народные сказки. Их сюжеты как будто возвращают в далёкое прошлое, где Иван-Царевич борется со Змеем-Горынычем, летит в ступе Баба-Яга, Жар-птица исполняет заветные желания. Но мы всё больше замечаем, что наших сверстников не привлекают герои русских народных сказок, их кумиры: бакуганы, трансформеры и другие зарубежные монстры.
Поэтому мы решили провести исследование: узнать как можно больше о героях наших любимых сказок и рассказать о них сверстникам. Быть может, после этого их интерес к русским народным сказкам возрастёт.
Цель исследования:
Повысить интерес наших сверстников к чтению русских народных сказок.
Задачи исследования:
- изучить теоретический материал по этой теме;
- собрать информацию об истории возникновения следующих сказочных героев: Бабы-Яги, Змея-Горыныча, Жар- птицы;
- выяснить: могут ли существовать в реальной жизни похожие существа или это только плод воображения сочинителей сказок;
- создать презентацию и выступить с ней перед учащимися школы;
- предложить учащимся для ознакомления список русских народных сказок, рекомендованных для прочтения, выпустив буклет по данной теме;
- провести анкетирование учащихся нашей школы и проанализировать спрос на книги с русскими народными сказками в нашей школьной библиотеке до ознакомления с моим материалом и после;
- сделать выводы по результатам исследования.
Гипотеза:
Допустим: если дети узнают новые и необычные факты о героях русских народных сказок, ознакомятся с рекламными буклетами, то интерес к чтению данной литературы возрастёт.
Важность работы:
Нам хочется, чтобы дети читали русские народные сказки и на нашем примере стремились больше узнать о героях сказок и вовлечь других в этот волшебный мир.
Объекты исследования:
- ученики 2-4 классов школы;
Предмет исследования:
- литература и Интернет-ресурсы по данной теме;
- формуляры учащихся из школьной библиотеки.
II. Основная часть.
1. В мире сказки.
сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.
Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые. У каждого народа есть свои сказки с их особенностями – национальными героями, бытом.
Русская народная сказка – как и всякая народная сказка, понятие особенное и своеобразное.
У русской сказки, конечно же, есть свои законы, есть свои сюжеты и построения. Есть свои герои – как с одной, так и с другой стороны. В русской народной сказке герои борются не только с иными силами – набегами иноплеменников и нечистой силой – но и со своим соотечественниками. Это очень распространённая в русских сказках ситуация, когда правители, маленькие и большие, не только чинят героям препятствия, но могут и смертью угрожать, и в темницу бросить, и счастья лишить.
Пусть на время, но герои русских сказок, как, впрочем, и герои сказок любых народов, терпят и поражения, и разлуки, и невзгоды, и трудности. В этом и состоит смысл русской сказки – в воспитании желания к преодолению препятствий на пути достижения своей, или чужой, общей, цели. Герои русских сказок редко на кого сердятся. Для них даже вредная Баба -Яга в общем-то своя, родная старушка. Ну разве что, может быть, немного нервная. И горести наши герои принимают часто с покорностью да житейским юмором.
Сказки подразделяются на волшебные, бытовые и о животных.
Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.
В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.
Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).
Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей. И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.
2. Образ Бабы - Яги в русских народных сказках.
Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии.
Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души умерших в царство мертвых. Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка на курьих ножках обнесена частоколом из человеческих костей и черепов.
Она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.
В волшебных сказках она действует в трёх воплощениях.
Яга-богатырша обладает мечом- кладенцом и на равных бьется с богатырями.
Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну.
И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары. Например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
Образ её многообразен и многозначен.
Возможно и сейчас живёт где-нибудь в дремучем лесу старушка Баба –Яга и колдует потихоньку.
В 2004 г. село Кукобой Первомайского района Ярославской области было объявлено «родиной» Бабы-Яги, там же был создан музей Бабы-Яги. "Экспозиция", как и полагается, разместилась в рубленой избушке, правда пока без курьих ножек появление, по заверениям устроителей музея - дело времени.
3. Образ Змея-Горыныча.
Как только не объясняют историки и публицисты сущность этого весьма необычного существа. Одни при этом видят в нем порождение сил грозной стихии, в частности смерча. Раздаются, правда, голоса о том, что, возможно, Змей Горыныч имел вполне реальный прообраз в качестве некого реликтового динозавра, но при этом все тут же оговариваются, что никакого фактического подтверждения данной гипотезе нет.
Змей Горыныч – фигурант многих русских сказок. Представить себе русский фольклор без этого персонажа просто невозможно. Это – один из главных «плохишей», наравне с Соловьем-разбойником и Кощеем Бессмертным, собирательный образ врага, которого необходимо победить, чтобы на земле, наконец-то, воцарились мир, покой и счастье.
Облик чудовища наиболее ярко обрисован в былине «Добрыня и Змей». Змей – владыка волшебной реки – нападает на плывущего по этой реке Добрыню. Змей прилетает по воздуху, дышит огнем. Прозвище Горыныч и каменные пещеры, где томятся пленники, указывают на каменную природу Змея. Итак, Змей – хозяин иного мира, он связан с четырьмя стихиями и воплощает их все. Однако Добрыня побеждает его странным на первый взгляд способом – кинув в него шапку с землей. Четыре стихии, которые воплощает Змей (воздух, вода, камень и огонь), - это стихии дикие, над ними древние человек был не властен, а вот земля – стихия жизни, «своя» стихия, владыка мира смерти должен отступить перед ней.
Сказочный Змей Горыныч занимается тем же, чем и былинный: обманывает, грабит, ест людей. В сказках он может оборачиваться добрым молодцем, камнем, веником и т.п. Как и в былинах, Иван-царевич или богатырь убивает злодея, отрубив ему голову (несколько голов). Связь с былинами четко прослеживается в сказке «Иван Быкович», где главный герой перед тем, как убить семиглавого Змея (чудо-юдо), бросает в него горсть земли и ослепляет чудовище.
В народном сознании Змей Горыныч постепенно стал ассоциироваться с подлым коварным человеком.
Образ Змея Горыныча кажется невероятным и фантастическим: у него несколько голов, он извергает огонь. Но природа знает подобные феномены. Так возможно, что Змей Горыныч – это отголосок встречи с огнедышащим динозавром. Отнюдь не сказочным персонажем, а вполне реальным животным.
В природе существует жук-бомбардир. Он выстреливает горючую жидкость, спасаясь от врагов. Причем состав этой жидкости близок к современному ракетному топливу, но создается не в лаборатории, а прямо в теле жука.
В современном мире известны реальные случаи многоголовости животных. Так в штате Пенсильвания живёт живая двухголовая черепаха.
Животное представляет собой двух сросшихся красноухих черепашек. С противоположных концов панциря рептилии расположены головы и две пары передних ног. При этом животное обладает лишь одной парой задних ног и одним хвостом. Чем не Змей Горыныч?!
А на юге Германии в городе Виллинген-Швеннинген родился королевский питон с двумя головами. Ему уже один год.
В Испании на острове Майорка живет необычное существо. Ветеринар каждый день обследует трехнедельного ужика. Малышу приходится несладко. В дикой природе он вряд ли выжил бы. А все потому, что ужик появился на свет с двумя головами.
Это всё реальные факты! Из всего этого можно сделать вывод, что Змей Горыныч вполне мог быть реальным животным.
4.Образ Жар-птицы.
Никакая сказочная птица не может сравниться по красоте с героиней русских преданий Жар-птицей. Изначально в славянской мифологии Жар-птица – это огненная птица размером с павлина. Перья ее светятся голубым цветом, а подмышки – малиновым. Об ее оперение можно запросто обжечься. Выпавшее перо еще долгое время сохраняет свойства оперения Жар-птицы. Оно светится и дает тепло. А когда перо потухает, то оно превращается в золото. Жар-птица ест золотые или молодильные яблоки, дающие молодость, а когда она поет, то из ее клюва сыплются жемчуга. Пение мифической птицы способно исцелять больных и возвращать зрение слепым.
Постепенно образ Жар-птицы приобрел другой смысл. Жар-птица стала воплощением мечты о счастье. Это хорошо прослеживается в сюжетах сказок. Все, кому удается найти и поймать Жар-птицу, в конце сказки обретают все, о чем мечтали.
Многие слышали о птице Фениксе. Феникс – огненное создание, птица, похожая на орла, но с огненными крыльями. На голове носит небольшой хохолок. Является символом бессмертия.
Многие считают, жар-птица – тот же феникс, только наш, русский. Огненное создание, правда, по описаниям больше похожее на павлина. Универсальная легенда символизирует фениксов с бессмертием, с возрождением. Согласно мифам, в Египте эта птица являлась священной, прилетала один раз в пятьсот лет. В христианстве феникса олицетворяли с бессмертием духа, с любовью и, самое главное, с Божьим Сыном, который воскрес на третий день распятия. Многие поэты и писатели создавали произведения об этой сказочной птице, в том числе Шекспир, Данте, Рабле. В 1646 году Томас Браун пишет в своей книге, что существование этой птицы является очень большим сомнением, так как ее никто никогда не видел. На сегодняшний день нет никаких доказательств реального существования фениксов, однако во многих странах они являются символами. В Китае феникса отождествляют с солнцем и со стороной света – юг. В Японии – это верность, справедливость и энергия солнца. У римлян – вечное существование Римской империи. В греческих традициях – это символ обновления и вечной жизни.
Считается, что эта птица чувствовала, когда к ней приближается смерть, сразу же вила себе гнездо под прямыми лучами солнца и ждала воспламенения, когда же она сгорала в своем гнезде дотла, то на свет появлялся новый феникс, возрождаясь из пепла.
Существуют ли жар-птицы? Многие скажут, существуют, но только в сказках. И все же такие птицы действительно существуют и называются в науке светящимися. Человек был знаком со светящимися птица ми с незапамятных времен. Описание их мы встречаем в трудах древних естествоиспытателей. Однако сведения, которые до шли до нас от далеких предков, больше похо дят на фантазию... К примеру, в 1647 году Томас Бартолин описал необычного феникса, то есть птицу Диомеда, которая якобы была способна зажечь дерево или дом.
В 1886 году в Англии были проведены тща тельные наблюдения за светящимися птицами. Один лесник убил светящуюся птицу, оказалось, что это самая обыкновенная сова. Чем же было вызвано свечение птиц? До истины уда лось дойти только после того, как были открыты светящиеся микроорганизмы, то есть фосфоресцирующие бактерии, имеющие широкое рас пространение в природе. Ученые начали искать эти микробы в перьях светящихся птиц. Микробы могут попадать в перья, когда птица садится на землю, дерево, на воду.
В 1936 году ученые выделили один из микроорганизмов, вызывающих свечение. Счита ется, что свечение возникает, когда этот микроб освобождается от фосфора из нуклеи новой кислоты, которая содержится в клетках кожного покрова птицы.
Это явление называется люминесценция - излучение видимого света и света в диапазонах от ультрафиолетового до инфракрасного.
В природе люминесценция известна с давних пор. Изучение его привело к открытию рентгеновских лучей и радиоактивности.
Некоторые животные обладают системами, позволяющими им производить люминесцентный свет с целью сбить с толку или испугать врага.
А вот павлин, реальная, совсем не сказочная птица. Даже трудно представить, что павлин - родственник простой домашней курицы! В лучах солнца, с распущенным хвостом – это настоящая Жар – птица.
Павлин — символ гордости, эмблема красоты и бессмертия. Во многих странах павлин считался королевской птицей.
В России к павлинам сложилось совсем иное отношение из-за того, что разводить их могли только богатые люди. Поэтому только в российском сознании павлин стал символом надменности и спеси. Выражение "распустил хвост, как павлин" приобрело значение не только ухаживания, но и тщеславия, напускной гордости.
5. Отчёт о проделанной работе.
Мы выступили с нашим материалом перед учащимися нашей школы.
Вручили ребятам буклеты с перечнем сказок для прочтения.
Наша подготовка не прошла даром, ученики всех классов слушали нас с интересом, с любопытством рассматривали буклеты.
Мы работали с читательскими формулярами учащихся, проанализировали спрос на РНС до нашего выступления и после.
Анализ данных читательских формуляров учащихся 2-4 классов.
С 1 сентября по 15 ноября 2011г.:
ученики 2 класса прочитали 93 книги, из них 18 книг с РНС, что составляет – 19%;
ученики 3 класса прочли 90 книг, из них 15 с РНС, что составляет 16%;
ученики 4 класса – 82 книги, из них 12 со сказками, это - 14%.
За такой же по времени период:
с 21 ноября 2011 г. по 3 февраля 2012 г.: ученики 2 класса прочли 87 книг, из них 20 книг с РНС, что составляет 23%;
ученики 3 класса прочли 85 книг, из них 19 книг с РНС, это 22%;
ученики 4 класса прочли 78 книг, РНС – 13, что составляет 16%.
Анализ анкетных данных учащихся 2-4 классов.
Проанализировав анкеты, мы пришли к выводу, что, отвечая на вопросы анкеты в первый раз, ребята мало знали РНС, их героев, а отвечая во второй раз в большинстве случаев ответы более содержательны, чувствуется знание темы.
III. Выводы:
Из этого видно, что после проведённой нами работы интерес учащихся нашей школы к чтению русских народных сказок возрос. Но, скорее всего, он снизится со временем. Поэтому мы решили продолжить свою работу и собрать интересный материал о других героях сказок: Кощее Бессмертном, Иванушке - дурачке, Василисе Прекрасной и других. Ребята нашего класса тоже заинтересовались этой темой и готовы нам помочь.
Список использованной
литературы:
- Сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки».
- http://traditio-ru.org/wiki/
- http://skazki.smeha.net/russkie/
- http://www.dreams4kids.ru/o-skazkax/
- http://www.licey.net/lit/istok/
Советуем прочитать!
Русские народные сказки.
1. Арысь-поле.
3. Баба-Яга.
7. Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды.
8. Гуси – лебеди.
9. Жар-птица и Василиса-царевна.
10. Пёрышко Финиста - ясна сокола.
11. Про глупого змея и умного солдата.
12.Сказка об Иване - царевиче, Жар-птице и сером волке.
13. Финист - ясный сокол.
Интернет – ресурсы по теме:
- http://traditio-ru.org/wiki/
http://skazki.smeha.net/russkie/
- http://www.dreams4kids.ru/o-skazkax/geroi-russkix-narodnyx-skazok/
- http://www.licey.net/lit/istok/
МБОУ Инзенская начальная общеобразовательная школа
«Приглашаем всех в волшебный мир сказки!»
Интересное и необычное о героях русских народных сказок.
Инза - 2012 г.
Образ Бабы - Яги в русских народных сказках.
Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии.
Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей.
В волшебных сказках она действует в трёх воплощениях.
Яга-богатырша обладает мечом- кладенцом и на равных бьется с богатырями.
Яга-похитительница крадет детей.
И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары.
Образ её многообразен и многозначен.
Возможно и сейчас живёт где-нибудь в дремучем лесу старушка Баба –Яга и колдует потихоньку.
Образ Змея-Горыныча.
Змей Горыныч – фигурант многих русских сказок. В народном сознании Змей Горыныч ассоциируется с подлым коварным человеком.
Как только не объясняют историки и публицисты сущность этого весьма необычного существа. Одни при этом видят в нем порождение сил грозной стихии, в частности смерча. Раздаются, правда, голоса о том, что, возможно, Змей Горыныч имел вполне реальный прообраз в качестве некого реликтового динозавра, но при этом все тут же оговариваются, что никакого фактического подтверждения данной гипотезе нет.
Образ Змея Горыныча кажется невероятным и фантастическим: у него несколько голов, он извергает огонь. Но природа знает подобные феномены.
В природе существует жук-бомбардир. Он выстреливает горючую жидкость, спасаясь от врагов. Причем состав этой жидкости близок к современному ракетному топливу, но создается не в лаборатории, а прямо в теле жука.
Образ Жар-птицы.
Никакая сказочная птица не может сравниться по красоте с героиней русских преданий Жар-птицей. Изначально в славянской мифологии Жар-птица – это огненная птица размером с павлина.
Жар-птица стала воплощением мечты о счастье. Это хорошо прослеживается в сюжетах сказок. Все, кому удается найти и поймать Жар-птицу, в конце сказки обретают все, о чем мечтали.
Жар-птицу сравнивают с мифической птицей Фениксом – символом бессмертия.
Существуют ли жар-птицы? Многие скажут, существуют, но только в сказках.
И все же такие птицы действительно существуют и называются в науке светящимися. Учёные выяснили, что святятся не сами птицы, а особые микроорганизмы на перьях этих птиц.
Это явление получило название – люминесценция.
Анкета для учащихся начальной школы « Любите ли вы читать сказки?»
Уважаемые ребята!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы этой анкеты.
Ваши искренние ответы очень помогут нам в исследовании.
1. Сколько вам лет?_________________
2. Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?
– читать;
– смотреть телевизионные программы;
– что-то другое_________________________________
3. Как часто вы читаете?
– регулярно
– от случая к случаю (когда задают в школе)
– очень редко
4. Что вы предпочитаете читать?
– книги
– газеты
– журналы
– комиксы
5. Напишите название вашей любимой сказки:________________________________________________________________
6. Какую сказку вы прочли недавно:______________________________________________________________
7. Перечислите ваших любимых сказочных героев:_______________________________________________________________
Мороз и заяц
Лупленый бочок
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Финист - Ясный сокол
Загадочная система из шести экзопланет