Научно-исследовательская работа по краеведению. На районной краеведческой конференции по защите своей работы заняли 2- место.
Вложение | Размер |
---|---|
plemena_merya.doc | 61.5 КБ |
Введение
Земля Подмосковья… На ней мы живем и каждый день смотрим обывательским взглядом. Но стоит прислушаться к ней внимательнее, как становится видно, сколько ещё тайн она хранит…
Целью исследовательской работы является изучение быта, создание образа племён населявших наш край.
Задачи: 1. С помощью образцов археологических раскопок воссоздать образ племени Меря; 2. Выявить происхождение некоторых названий; 3. Найти новые артифакты древности.
Места поселения мерян
На территории Москвы и области есть много мест, которые на протяжении сотен лет хранили свои древние имена. Большая часть московских топонимов восходит к средневековью. Совсем по другому обстоит дело гидронимами, т.е. с названиями рек. По мнению ученых, их финские и балтские имена оставлены населением, жившим на этой земле задолго до возникновения в средние века русского народа. Что за люди населяли эти места? Что представляла собой их культура? Археологам хорошо известны памятники, оставленные древним населением Москворечья. Это городища и селища, многие из которых возникли еще в I тысячелетии до н. э., когда в Восточной Европе наступил железный век.
Археологические материалы по мерянским территориям Верхней Волги убедительно говорят о том, что женщины меря на голове носили не только венчики и очелья с височными кольцами, но и кокошники, которые мы знаем по поздней русской культуре 18-20 веков. Это высокие головные уборы на жёсткой основе. Название кокошник имеет финское происхождение: «кёкко» - курица, «кокош» - петух, эти старофинские термины применительные к домашней птице использовался наряду с привычными сегодня русскими как минимум до начала 18 века, а в поговорках сохранился и по сей день – подобно тому, как до сих пор используется в провинции термин «кока» - родная сестра матери.
Земля Подмосковья... На ней мы живем и каждый день смотрим на нее привычным, хозяйским взглядом. Но стоит приглядеться к ней внимательнее, как становится видно, сколько ещё тайн она хранит...
Археологические памятники
Каменный век окончился в Европе, примерно, 5 тысяч лет назад. На смену ему пришли век меди и век бронзы, а еще позже - примерно, 3 тысячи лет назад - железный век. В местах поселений людей железного века (их называют "городищами" и "селищами") культурный слой - слой земли с остатками следов жизни человека - достигает толщины 1,5- 2,0 м . Название "городище" было дано оттого, что эти поселения обычно защищались частоколами, валами или рвами, то есть были огорожены от врагов и диких зверей. Глиняная плоскодонная посуда людей бронзового века обжигалась на огне костра и была более крепкой, чем у неолитических охотников. Ее наружная поверхность также украшалась орнаментом.
Еще одними археологическими памятниками являются курганные могильники, то есть места захоронений древних людей. Обычно такие курганы представляют собой заросшие растительностью холмы высотой до двух-трех и диаметром до десяти и даже двадцати метром. Нередко курганы располагаются скоплениями в несколько десятков насыпей. Внутри курганов находят останки захороненных в них людей, чаще всего сожженных перед погребением. В нашем районе описано более 10 местонахождений таких курганных могильников. Они датируются XI - XIII веками, то есть домонгольским и монгольским временами.
Останки древних людей не позволяют судить об их принадлежности к какой-либо расе и тем более группе племен или народов. Поэтому этих людей разделяют по признакам их культуры, которые выражаются в особенностях орудий труда, предметов быта, остатков древних поселений. На территории Московской области археологическими памятниками подобного рода являются поселения людей так называемой "дьяковской культуры". Временные границы этой культуры определяются с III - II вв. до н.э. до VII в. н.э.
Первое городище дьяковской культуры было открыто в 1860-х годах вблизи села Дьяково, что располагалось на правом берегу Москвы-реки неподалеку от села Коломенского (ныне оба села оказались в черте города Москвы). Характерными признаками поселений людей дьяковской культуры являются остатки плоскодонной глиняной посуды с поверхностным орнаментом в виде отпечатка грубой ткани. Этот орнамент называют также "текстильным" орнаментом или рогожной керамикой. Вместе с посудой встречаются сделанные в виде плоских лопаточек костяные наконечники стрел, "грузила" грибовидной формы. Толщина культурного слоя некоторых дьяковских городищ достигает одного метра и более, что указывает на то, что жизнь здесь продолжалась многие века.
На востоке Московской области и в соседних районах Владимирской открыто уже достаточно большое количество дьяковских городищ. Как правило, они расположены по берегам крупных рек или озер.
Подобные поселения, например, существовали на правом берегу Клязьмы к югу от деревни Старые Омутищи Петушинского района. В Орехово-3уевском районе археологических памятников людей дьяковской культуры не обнаружено.
Предполагают, что племена дьяковской культуры могли стать основой при возникновении народов финно-угорской языковой группы, населявших наши земли до прихода сюда славян и не имевших со славянами никакого родства.
В составленной в начале XII столетия "Повести временных лет" (летописном рассказе о начале Русской земли) названы некоторые из них, например, Меря, Мурома, Весь, Мещера. Хотя этих племен уже давно не существует, о них до сих пор говорят сохранившиеся с давних пор географические названия.
Так, название племени мещера вошло в название Мещерской низменности, а на территории племени мурома возник древний город Муром современной Владимирской области. В соседнем Раменском районе есть населенный пункт Мещеры, а нынешнее село Казанское, что возле города Павловского Посада, прежде называлось селом Большая Меря. К слову "меря" восходит и название нашей реки Нерской, в прошлом писавшейся как Мерская или Мерьска. В свое время существовала даже Усть-Мерьская волость. Полагают, что со временем потомков древней мери стали называть черемисами, а впоследствии (и в наши дни) - марийцами. С другой стороны, возможно, что обрусевшее к XI в. "...племя это представляет важность в том отношении, что на почве его возникло русское государство (во Владимире и Москве) и при воздействии славянской колонизации образовалась, главным образом, великорусская народность" (Энцикл. словарь Брокгауза и Эфрона. Т. XIX . СПб., 1898. С. 141).
Облик и быт мерян
Как жили Меряне в Х-м, а следовательно и в IX и в XI веках, об этом рассказывают сами могилы. Начнем с одежды. Они носили сорочки из холста или полотна. Обыкновенную верхнюю и нижнюю одежду шили из шерстяной грубой, но весьма плотной ткани, из сукна, которое, по всему вероятию, приготовляли сами, так как в могилах находится значительное количество овечьих ножниц для стрижки овец.
Праздничную верхнюю одежду украшали по воротнику широким, а на грудных прорехах узким узорчатым, иногда золотным кружевом, из Царьградских шелковых и золотных паволок; иногда золотным шнурком. О покрое одежды, от которой остаются только истлевшие лоскутки, судить весьма трудно. Видно только, что при ней употреблялись запаны, пуговицы, пряжки; что золотые ткани на воротниках и на груди подкладывались берестою, вероятно, для большей сохранности, дабы ткань не мялась и всегда была в своем виде.
Нарядная одежда богато украшалась медными привесками вроде запан, устроенными из медной, сплетенной в какой либо узор проволоки, причем к нижней доле у каждой привески привешивались на колечках медные же лепестки, иногда в виде стрелок, а также колокольчики и бубенчики, с явною целью, чтобы эти привески при ходьбе и движении могли звенеть.
Такие запаны помещались по одной, в виде треугольников, у каждого плеча, иногда на правом две, на левом одна. На груди кафтана, до пояса, вместо пуговиц или взамен нашивок помещались продолговатые или четырехугольные подобные же запаны с подобными же звенящими лепестками, колокольчиками и бубенчиками.
Особенно богато украшался пояс. Он был кожаный наборный, усаженный серебряными или медными бляшками, с пряжкою. Спереди к нему прицепляли также помянутые запаны в виде коников с звенящими лепестками, колокольчиками и бубенчиками. Попадались запаны коников о двух головах, расположенных по сторонам запаны. Северовосточные инородцы и теперь носят подобные привески, точно также и на груди и на поясу. На поясе носили ключ, ножик, огниво, иголку, шило, мусатик (точильный брусок), костяные гребни и гребенки с резьбою и даже складные с футляром; на поясе же висел мешочек с деньгами или со складными весами. В женском наряде примечательны большие овальные, величиною более двух вершков, прорезные запаны или пряжки, в виде чашек, носимые у правого бедра, а иногда и у обоих бедер.
Головной убор мужчин и женщин устраивался из кожи или ремня, который, быть может, служил только связью какой либо кики (кокошника) или особой шапки, и на котором со стороны висков помещались проволочные кольца серебряные или медные, иногда малые, иногда большие, в различном количестве, от одного до восьми и более. В иных случаях ремень обтягивался листовою медью или серебром и вместо такого ремня употреблялся легкий обруч, чаще серебряный, иногда бронзовый и даже железный. Такой убор, конечно, имел значение древней диадемы, венца, венка или того ремня теперешних русских ремесленников, который носится ими с целью сохранить волосы, чтобы не распадались. Этот ремень-пояс и теперь украшается серебряными бляшками. Вообще убор показывает, что Меряне носили длинные волосы и, вероятно, длинные локоны по вискам, которые и украшались вверху серебряными и другими проволочными легкими колечками ж кольцами. Мужчины носили также шапки из золотной ткани и с золотным же околом.
Для шитья одежды употребляли иглы и шила бронзовые и железные, малые и большие, а также и сделанные из кости. Любопытно, что для сохранности игл употребляли кожаные футлярчики. Употребляли маленькие булатные ножички вроде наших перочинных и маленькие оселки для точения таких ножиков, а также шил и иголок.
В числе мелких предметов попадаются маленькие бронзовые щипчики, для какой надобности, трудно объяснить, быть может, для шитья или другого какого рукоделья.
В ушах, и мужчины и женщины носили серьги, обыкновенно серебряные, иногда бронзовый, густо позолоченные, особой формы, состоявшей из кольца с продетыми в него металлическими же бусами, одною или тремя. Эта форма приходила с востока, ибо между западными древностями, по замечанию гр. Уварова, она совершенно неизвестна. Носили даже по две серьги в каждом ухе, но когда попадается одна серьга, вероятно у мужчин, то всегда только в правом ухе.
Меря носили и такие серьги, каких не встречается ни на западе, ни на востоке и какие, впрочем, чаще всего находят только в Московской окраине. Это металлический кругловидный листок величиною около двух вершков, из которого выделывалась в верху форма ушного кольца, а в нижней доле ввязалось семь, и непременно семь лепестков, в виде листьев, так что вся фигура, действительно походила на кленовый или подобный древесный листа, корень которого обделывался, как упомянуто, в виде ушного кольца. Форма серег, как и других подобных вещей, несомненно, служила показанием этнографической особенности того или другого племени.
Шею украшали металлическими, серебряными или медными гривнами вроде обручей, устроенными из гладкой, или витой проволоки, а также монистом или ожерельем из различного бисера и бус с привесками, цатами, монетами и разными амулетами, каковы были например, зубы и когти медведя, иногда сделанные даже из металла, раковины -- змеиные головки, янтарные куски, птичьи косточки и т. п. В числе привесок на ожерелье весьма часто попадаются бронзовые уховертки, лопаточки для чистки ушей. Вот в какое время и у Залесских Мерян мы встречаем заботу о чистоте тела.
На руках носили в собственном смысле обручи, т. е. браслеты из одной толстой или сплетенной тонкой проволоки или из пластин, украшенных самым простым резным узором, напоминающим обыкновенный полотенечный. Обручи носили и мужчины, и женщины, не только у кисти руки, но и выше локтя, а иногда и на ноге у колена.
На пальцах рук носили кольца и перстни, с печатями, т. е. разными изображениями, иногда на каждом пальце; перстни попадались и на пальцах ног. Кольца, перстни и обручи-браслеты встречаются даже из цветного стекла, синего и фиолетового (Мерянский быт. Отрывок из "Истории русской жизни с древнейших времен", И.Е. Забелин. 1912).
Синий камень
В тех случаях, когда находят остатки мерянских городищ, чаще всего речь идет о жертвенных местах, то есть о местах языческого жертвоприношения.
Есть мнение, что почитали его и наследники дьяковской культуры - меряне, люди фино-угорского племени, населявшего большую часть современных Ивановской, Костромской, Ярославской областей, а также части Владимирской, Вологодской, Тверской и Московской.
Село Казанское до 19 века называлось Меря. 2 августа 1925 года проводились здесь раскопки могильных курганов. Найденные предметы относят к племенам дьяковской культуры, к племени Меря. Поэтому, мы решили искать поклонные камни. От них скорее всего и пришла в средневековую русскую культуру традиция поклонения этому камню. В названии поклонных камней мери видна явная аналогия с синим цветом. Источники указывают на разное происхождение этого слова, одни исследователи говорят о финском божестве Укко (Юмал), другое имя которого «Сини Витта», другие ищут синонимы в похожем по звучанию слову «глаз» на марийском, удмуртском и коми языках (глаз – чашка на поверхности камня). Многие связывают Синие камни с культом Предков, загробным миром, точкой перехода из мира людей в потусторонний мир и богом Мира Мёртвых.
На землях древних балтов и финнов в восточной Европе на сакральных камнях часто встречаются «чашки» или «следы» – искусственные или естественные углубления, в которых после дождей или во время таяния снега собирается вода. Такая вода в народной традиции считается целебной. Есть поверье, что если напоить или просто натереть такой водой человека или скотину, то они избавится от болезней.
Заключение
Мы считаем, что цель и задачи в нашей исследовательской работе достигнуты. Раскрыты происхождения некоторых названий в нашей местности, мы восстановили образ племени Меря. А главное нашли поклонный камень в селе Казанское. Но не смогли документально доказать что этот камень является древним артефактом, так как в архивах данный факт не зафиксирован.
Свои таинственные обряды совершали у камня шаманы дьяковцев, кудесники мери и средневековые русские ведуны. Они понимали язык зверей и птиц, общались с духами Предков, деревьев, рек и камней.
Казалось бы древняя традиция забыта, но Синь камни не умолкли, они лишь смешались с обычными и ничем не выдают себя современному человеку привыкшему к безумным скоростям... И они не сказка, нужно лишь просто остановиться, умолкнуть, прислушаться, чтобы различить отчетливый шепот живых камней, вспомнить Имена, соответствующие этим громадам…
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Просто так
Два Мороза
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Лиса и волк