Условия жизни в городе создают предпосылки для объединения молодёжи в разнообразные группы, движения со своими взглядами на жизнь, со своими культурными ценностями. Таким образом, появляются субкультуры.
Моя работа это исследование особой части общественной культуры, её ответвлений - субкультур.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nurievoy_f.r_1.doc | 102 КБ |
Тема исследования «Молодёжная субкультура в городе Борзя».
I. Введение.
Молодёжь и молодёжные движения являются важными факторами современного общественного развития как в России ,так и в мире в целом.
Молодёжь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга. Молодёжь придумывает свои способы развлечений и способы провождения времени.
Условия жизни в городе создают предпосылки для объединения молодёжи в разнообразные группы, движения , со своими взглядами на жизнь, со своими культурными ценностями. Таким образом, появляются субкультуры.
Моя работа-это исследование особой части общественной культуры, её ответвлений субкультур.
Тема актуальна, потому что всё больше подростков становятся неформалами.
Необходимо знать об этой культурной нише, понимать её и быть готовым столкнуться с её представителями в реальной жизни.
Проблема: распространение молодежной субкультуры в городе Борзя.
Гипотеза: наш город не является крупным мегаполисом, но и в нём должны существовать молодёжные субкультуры.
Цель работы: объяснение сути молодёжных субкультур и выявление представителей неформальных движений в городе Борзя.
Задачи:
1.Изучить литературу по теме исследования.
2.Провести исследование, выявить представителей различных молодёжных субкультур в городе.
3.Проанализировать результаты, сформулировать выводы, найти способы решения поставленной проблемы.
Предмет исследования: молодёжная субкультура.
Объект исследования: учащиеся СОШ № 41 (8,9,10 классы),№43,№48,№240.
Методы: анкетирование, сравнительный анализ, социологический опрос, наблюдение.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в работе педагогов, психологов, социологов с подростками.
Что такое молодёжная субкультура?
Каждому из нас случалось идти по улице и видеть людей, которые чем-то не похожи на других: внешним видом, цветом волос, стилем в одежде. Чаще это и есть неформалы-представители современных субкультур.
Слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость, незаурядность.
Субкультура- это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально обособленно(5).
Английский социолог М.Брейк отмечал, что «субкультуры развивались социальными группами, находившимися в подчинённом положении, в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия. Другое дело- культура- массовое явление, присущая большей части общества система ценностей и образ жизни диктуемый общество (3).
Вопросу молодёжных субкультур посвящено также учебное пособие С.И Левиковой(4).
В учебнике под редакцией В.Т Лисовского параграф «Молодёжная субкультура в современной России», написан З.В Сикевичем. Здесь под молодёжной субкультурой понимается «культура определённого молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов (6).
Почему существуют субкультуры? Они есть, потому что есть, общество. С самого начала существования культуры, существовала её оппозиция-субкультура. На этот вопрос не возможно ответить, ровно как на вопрос: «Почему есть добро и почему есть зло?»
Культура и субкультура всегда будут существовать неотрывно друг от друга, как чёрное и белое, как день и ночь. И те, и другие являются отдельными частями целого. В современном мире могут ужиться и так называемые «формалы» и их оппозиция – «неформалы», главное, что бы обе стороны хотели этого.
2. Классификация неформальных движений.
Изучая литературу, мы нашли классификацию неформальных движений.
По социально-правовому признаку выделяют:
1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды.
2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты,
3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.
По направленности интересов социолог М.Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:
- увлечение современной молодежной музыкой;
- устремление к правопорядковой деятельности;
- активно занимающиеся определенными видами спорта;
- околоспортивные - различные фанаты;
- философско-мистические;
- защитники окружающей среды.
Профессор С.А.Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:
- романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными
3
оговорками - байкеры).
- гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.),
- криминальные ("гопники", "люберы")
- анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.
Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:
1) со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;
2) с социальной позицией - экокультурные;
3) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления;
4) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.
Лично я считаю, что молодежные движения можно разделить на такие группы:
- Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.
- Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.
- Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры.
- Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.
- Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.
- Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.
- Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.
- Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.
- Элита: мажоры, рейверы.
- Антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.
- Субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки.
- Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.
3.Характеристика наиболее распространённых субкультур.
Готы — представители готической субкультуры, вдохновлённой эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и фильмов. Представители движения появились в 1979 году на волне пост-панка.
Готика как субкультура .
Характеризуется пристрастием к "темному" восприятию мира. Сложно описать все составляющие такого комплексного понятия как готическое мировоззрение, но в целом это особый романтично-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (не приятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него).
Также характерной чертой большинства готов является восприятие смерти как фетиш, обобщая можно сказать что, большая часть готов являются танатофилами, хотя встречаются и более "тяжелые стадии". Характерными чертами готов являются "артистичность" и стремление к самовыражению (проявляющаяся в работе над собственным внешним видом, создание поэзии, живописи, других видов арта).
Готическая одежда:
Корсеты. Платья, Юбки, Кофты, Топы .Платья могут быть как короткими, так и длинными, в основном узкие. Иногда юбки носят и лица мужского пола .Колготки и чулки - их могут носить лица обоих полов, часто рваные, обычно с рисунком, в сетку или цветные. Брюки, Штаны - разнообразие покроев и тканей от "исторических" панталон до латексных штанов с юбочками. Рубашки - изготавливаются в основном из бархата ,чаще всего с кружевами на рукавах, иногда с жабо, часто используются шнуровки (спереди или на рукавах).Часто со свободными, широкими рукавами. Камзолы, Жакеты. Плащи, Накидки .Готическая одежда не встречается в "обычных" магазинах. Большая часть готической одежды выпускается специализированными фирмами, выпускающими одежду только для готов, продается она также в специализированных магазинах.
Ботинки в армейском стиле,остроносые ботинки. Ботинки и сапоги с экстремально высокими голенищами, платформами, высокими каблуками, часто отороченные мехом или перьями, иногда различных (не черного) цветов.
Основной металл для украшений серебро. Могут быть также железные, используются камни, оникс, агат, гранат. Различные виды колец. Браслеты - любых форм и размеров - от тоненьких серебряных колечек до массивных серебряных цепей. Серьги - естественно серебряные, часто достаточно внушительные по размеру. Самые различные подвески, кулоны - кресты, магические символы, различные символы смерти, летучие мыши.
Самым распространенным аксессуаром являются ошейники - могут быть любого вида. Также встречаются браслеты, пояса, ремни. Сумки - часто украшены эзотерическими символами, бывают различных форм, от маленьких саквояжиков до рюкзачков в форме летучих мышей или из резины (с шипами). Перчатки - чаще всего бархатные, кружевные или сетчатые, как короткие, так и длинные (до или даже выше локтя). Зубы - клыки вампирского вида часто имплантируются, удлиняются или используются накладные, в духе Дракулы. Линзы - самые разнообразные, с кошачьим разрезом глаз, разных цветов (белого, красного, черного, желтого, зеленого и т.д.).
Лицо - обычно лицу придается бледный вид, путем использования белого грима, тонального крема и белой пудры. Глаза - часто накладываются черные тени для усиления контраста с лицом, глаза подводятся “кошачьим разрезом” - с удлиненными стрелками. Ресницы накрашиваются черной тушью или используются самые различные накладные ресницы. Брови чаще всего выбриваются или выщипываются и линия бровей может быть естественной или рисуются прямые брови вверх к вискам. Губы - чаще всего подводятся по естественной линии губ черным, хотя иногда используется помады красного цвета.
Один из основных видов самовыражения готов - создание оригинальной прически. Самый часто встречающийся цвет волос - черный, хотя иногда пряди выделяются другими цветами - фиолетовым, красным, зеленым, синим, серебряным. Основные стили прически - “взрыв на макаронной фабрике”, “ирокез” или просто распущенные или собранные в хвост волосы. Важным моментом является то, что подавляющее большинство готов забривает голову “по кругу”, не просто выбривая виски, а оставляя волосы сзади только до затылка .Иногда делаются сложные прически по мотивам причесок прошлых эпох.
Основной музыкой, входящей во вкус готов, является готик-рок. Это жанр, возникший в конце 1970-х в произведениях пост-панк групп. Группы отличались как мрачными текстами о судьбе, любви и смерти, так и мрачным имиджем. Это - The Sisters of Mercy, The Mission, The Cult, и т.д. В славянском выражении - мрачный рок исполнял Виктор Цой (группа КИНО), языческая Алиса, и т.д.
.Металлисты (металисты или металхэды или металлеры) — это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле металл, появившаяся в 1980-е годы. Металл (англ. metal) – экстремальное музыкальное течение, зародившееся во второй половине XX века, является направлением рок-музыки, одним из стилей тяжёлой гитарной музыки. Как один из подвидов рок-музыки, металл характеризуется агрессивными ритмами, искаженным гитарным звуком, являющимся характерным признаком стиля. Смысл и идейная направленность песен и музыки может сильно отличаться в разных поджанрах металла и у разных групп, но обычно она идентична рок-музыке (особенно это относится к хард-року). Имеет огромное число подвидов, от "мягких" (Doom) до "тяжелых" для восприятия неподготовленным слушателем (Black, Death, Thrash, Grindcore). За пределами русскоязычного пространства этот музыкальный жанр, наряду с хард-роком, относят к хард-энд-хэви (hard'n'heavy).
Субкультура металлистов тесно связана с субкультурой байкеров, в связи с симпатией последних к тяжелой музыке, симпатии первых к мотоциклам(как к символу свободы), а так же общей для обеих субкультур симпатией к пиву.
Внешний вид
Длинные волосы
Однако одежда не является основным атрибутом представителей данной субкультуры.
Ввёл подобную форму одежды английский металист певец Роб Хэлфорд, который в конце 1978 года на концертах своей группы Judas Priest стал одеваться в кожаную одежду с металлическими украшениями.
В последнее время всё чаще в одежду металлистов стал проникать разнообразный армейский камуфляж. Особенно любимы такие вещи как камуфляжные армейские штаны и шорты, которые носятся вместе с чёрной футболкой, имеющей логотип одной из металлических команд Среди всех молодёжных субкультур, получивших распространение в современности, субкультура металлистов одна из немногих не является деструктивной, так как причиной объединения её представителей является именно увлечение тяжёлой музыкой, которая (за исключением некоторых групп) учит человека добру и уважению и прививает высокие моральные ценности.
Характерный жест металлистов — вскинутый вверх кулак с разжатым мизинцем и указательным пальцем и направленной стороной ладони вперёд. Аналогичный жест (Karana mudra) принят в буддийской традиции. Трактуется и как старинный жест для того, чтобы отогнать злых духов, и как сатанинский жест (рога Сатаны), и как современное обозначение буквы «u» (аналогично «жесту Черчилля», — рука собрана в кулак, разжаты только средний и указательный палец, — обозначающему букву «V») — сокращение от «unity», то есть «единство» — приветствие «брата по крови», своего.
Эмо.
Основные черты эмо-стиля
Внешний вид эмо-кидов
Эмо-киды — это как правило подростки с жесткими, прямыми, черными волосами, у девушек возможны детские, смешные прически — два маленьких хвостика, яркие заколочки — сердечки по бокам. И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем, ярким пятном на лице смотрятся густо подведенные черным глаза.
Часто эмо-киды прокалывают уши. Помимо того, на лице эмо-кида может быть пирсинг (например в губах и левой ноздре). Эмо-киды ходят с сумками через плечо, на которые вешают много значков, мягкие игрушки, заплатки. На ногтях — черный лак. На концерты и на сэйшены эмо-киды обычно ходят с подведёнными накрашенными глазами. Прически набок.
Основными цветами в одежде являются: чёрный и розовый, хотя некоторое количество других цветов считается допустимым. Чёрный - преобладает в образе эмо. Его предпочтение может быть вызвано депресией, несчастьем, отверженностью. Розовый или яркий цвет - отражает радостные моменты. Это вызов общей мрачности, отрицание связи стиля эмо с готической субкультурой и приближение к поп-панку.
Узкие джинсы, возможно с дырками или заплатками, проклепанный ремень с цепочкой, иногда розовый с лэйблом «hello kitty» или «power puff girls». Обтягивающие детские черные или розовые футболки с названиями эмо-групп, с перекрещенными пистолетами (классическая надпись: bang-bang — звук выстрела пистолета) или с
разорванными в клочья сердцами на груди. На ногах кеды или вэнсы, на руках разноцветные браслеты, особенно популярны снэпы, на шее крупные яркие жемчужные или металлические бусы.
Символика
Мировоззрение
Выражение эмоций — главное правило для эмо-кидов (emo-kids — тех, кто относит себя к субкультуре эмо). Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувствительное мироощущение. Эмо-кид — часто ранимый и депрессивный человек. Он выделяется из толпы ярким внешним видом, ищет сообщников и мечтает о счастливой любви.
Существует стереотипное представление об эмо — как о плаксивых мальчиках и девочках. В первую очередь для представителей этой субкультуры основными ценностями являются: разум, чувства, эмоции. Умение сочетать все три компонента и есть основная суть эмо. Но позитивные эмоции, также как и индивидуальность не забываются, а ценятся.
В настоящее время из-за широкой популяризации этой культуры многие забывают о её истинном значении, и фокусируют внимание только на внешнем виде. Вследствие этого произошло разделение среди её представителей: истинные эмо называют себя «тру» (от англ. true — правда, настоящее), а те, кто отдаёт предпочтение популярности и моде, а не музыке — «позерами» (англ. poseur — позер, подражатель). Конфликт между «подражателями» и истинными представителями субкультуры эмо перерос в появление так называемых «антиэмо». Они в свою очередь преследуют «позеров» отрезают им чёлки — характерную черту внешнего вида эмо-кидов.
Ска (англ. Ska) — музыкальный стиль, появившийся на Ямайке в конце 1950-х гг. Возникновение стиля связано с появлением звуковых установок (англ. «sound systems»), позволявших танцевать прямо на улице.
Для стиля характерен раскачивающийся ритм 2/4, когда гитара играет на четные удары барабанов, а контрабас или бас-гитара подчеркивает нечетные. Мелодия исполняется духовыми инструментами, такими, как тромбон и саксофон. Среди мелодий ска можно встретить джазовые мелодии.
Музыка ска обрела популярность к середине 60-х гг. В 1964 году в рамках Всемирной выставки в Нью-Йорке в качестве музыкального символа Ямайки были представлены исполнители ска. Если первоначально ска было под большим влиянием американского ритм-энд-блюза и рок-н-ролла, то с середины 60-х ска стало вбирать элементы соул, что привело к трансформированию ска в рокстеди (1966—1968) — музыку с другим, более медленным ритмом.
Хиппи.
Как выглядели хиппи? Было несколько стандартных клонов - похожие на Джона Леннона, на Джима Моррисона, на Анджелу Дэвис и др. Усредненный типаж был Иисусоподобен - длинные волосы (трактовавшиеся не только как связь с природой и свобода, но и символ феминизации культуры), недорогая одежда (отказ от материальных ценностей, пусть даже на время), ярких цветов (попытка вернуть в мир детскость, яркость и непосредственность восприятия мира), этнические украшения (отказ от рас, стереотипов, рамок и границ, обращение к культурам разных народов), многочисленные религиозные атрибуты и украшения (синтез всех духовных путей, солидарность и единство), фасон клёш (символ свободы). Хиппи-стиль с шестидесятых годов никогда не уходил с подиумов. Кроме того, мало кто знает, но до хиппи не было принято носить футболки и шорты, мини юбки. Говорят, даже комнатные растения придумали хиппи. По-прежнему по дорогам едут многочисленные дети цветов, существуя для общества, делая людей добрее, демонстрируя всем видом своим, что нет ничего на свете важнее любви. Позитивные люди. Для них мир ярок. Они борцы за права людей, детей, животных и растений.
4. Практическая часть .
Объясняя суть молодёжных субкультур, мы выявляем наличие их представителей в нашем городе.
Методика проведения исследования.
1.Социологический опрос.
Цель: выявление представителей молодёжных субкультур в школах города.
Проведён среди учащихся школ города: № 41, № 43, № 48 и № 240 ( 28 человек) возраст от 13лет до 16 лет.
2. Анкетирование.
Цель: выяснение знаний учащихся о молодёжных субкультурах, отношении к их представителям.
Вопросы анкеты предложены учащимся СОШ № 41: 10 В, 9 Б, 8 А классов.
3. Беседа.
Провели с выявленными представителями.
Цель: получить ответы на интересующие нас вопросы.
5. Результаты исследований.
1.Социологический опрос.
Помог выявить представителей некоторых молодёжных субкультур.
68% учащихся знают о существовании молодёжной субкультуры.
Из числа опрошенных представителей молодёжных субкультур нет.
Учащиеся отметили школы, где учатся представители неформальных движений или «подражатели». Это СОШ № 43 ( эмо-киды), СОШ № 240 (металлисты), СОШ № 15
( ска, эмо –киды) и ГПТУ №32 ( готы). Участники опроса отмечают, что названные представители не проявляют себя так ярко, как их кумиры. Например, не делают себе вызывающих причёсок, не носят подобающих субкультуре нарядов.
82% ребят отметили, что неформалов могло быть и больше, но пока они встречают только непонимание, осуждение и даже злобу со стороны окружающих.
2.Анкетирование.
Результаты анкеты наглядно показывают:
- 71% учащихся знают, что такое молодёжная субкультура (неформалы)
- 6% причисляют себя к какой- либо субкультуре, но не все называют к какой конкретно.
- 27% ответили, что среди знакомых есть представители субкультуры эмо и готов.
Указывают, в основном это студенты учебных заведений города Читы.
- 69% хотели бы узнать больше информации о молодёжных субкультурах.
- 52% относятся положительно к неформалам.
Полученные результаты ( см. прил. ) .
Сводная таблица результатов анкетирования
8кл | 9кл | 10 кл | |||||||
№ вопроса | Да | Нет | Не знаю | Да | Нет | Не знаю | Да | Нет | Не знаю |
1 | 63% | 37% | _ | 50% | 50% | _ | 100% | _ | _ |
2 | 16% | 84% | _ | 29% | 71% | _ | 95% | 5% | _ |
3 | 11% | 89% | _ | 14% | 86% | _ | 55% | 45% | _ |
4 | 79% | 21% | _ | 50% | 50% | _ | 68% | 32% | _ |
5 | 16% | 37% | 47% | 20% | 35% | 50% | 21% | 58% | 21% |
3.Беседа.
Провели беседу с ребятами, причисляющими себя к эмо-кидам ( два человека). На вопрос: почему выбрали именно эту субкультуру, не могли дать полного ответа. Отвечали, что нравится стиль одежды, аксессуары. Историю появления «своей» субкультуры не знают.
Представитель субкультуры металлистов отметил, что « металл» - это стиль в жизни и в музыке.
Участники беседы отмечали, что их не всегда понимают окружающие, поэтому они не стремятся выделиться. Есть мечта, окончив школу, уехать в большой город и встретить там представителей своей культуры.
По личным наблюдениям, в городе есть « подражатели» гоп-культуры (см.прил.).
Гопники.
Расцвет данной субкультуры приходится на 80 гг. В середине 90-х появляется новое поколение «гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое ей в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур. Любой подросток, заподозренный в принадлежности к той или иной субкультуре, может быть избит или ограблен.
III. Заключение.
Выполнив исследовательскую работу, я получила дополнительные знания по интересующей теме, проанализировала результаты и сделала соответствующие выводы. Цель работы достигнута, задачи выполнены. Гипотеза подтвердилась: в нашем городе есть ребята внешне похожие на представителей субкультур: эмо, готы, ска, металлисты, гопники, они подражают им в одежде, макияже, аксессуарах, но явных представителей, которые разделяли бы мировоззрение этих субкультур, у нас нет.
Проблему молодёжных субкультур можно и нужно решать: учащимся школ города нужно обстоятельно объяснять суть и смысл существования молодёжной субкультуры, какой она может быть, положительной или отрицательной.
Среди моих знакомых есть ребята, поклонники разных культур. Но они не следуют слепо принятым ритуалам, а разумно разделяют увлечение и действительность.
1. Гуревич П.С. Субкультура. Культурология. ХХ век: энциклопедия. СП 6., 1998;
Т.2-460 с.
2. Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодёжи / С.В Косарецкая, Н.Ю.Синягина .-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.- 159с.
3.Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 1997.-190 с.
4. Левикова С.И. Молодёжная Субкультура. Учебное пособие.- М.: 2004г.-680 с.
5. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова.- М.: издательская группа НОРМА-ИНФРА-М,1998.- 672 с.
6. Лисовский В.Т. Советское студенчество: соц.очерки.- М.: Высшая школа, 1990.304 с.
7. http:// www.ped.vslovar.ru/1469.htmt.( статья З.В Сикевич).
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Три коробки с орехами
Пустой колос голову кверху носит
Самый богатый воробей на свете
Весёлые польки для детей