В своей работе ученик рассказывает о казачьих традиционных ремёслах . В результате проведённого исследования удалось разыскать современных мастеров- хранителей ремёсел. Создан альбом- пособие для начальной школы, где представлен наглядно фотоматериал по данной теме.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_Возрождение ремёсел.doc | 697.5 КБ |
vozrozhdenie_remyosel.pptx | 2.98 МБ |
Конкурс научных проектов школьников «Умники и умницы».
ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕМЁСЕЛ.
Секция: «Мой первый учебно-исследовательский проект»
(кубановедение).
Автор:
Карамушко Никита Сергеевич,
2 класс МОУ СОШ №2им. И.И.Тарасенко,
Выселковский район, станица Выселки.
Научный руководитель:
Чеботарёва Ирина Павловна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №2 им. И.И.Тарасенко
ст. Выселки 2011
Содержание:
2.1 Народные ремёсла Краснодарского края;
3.1 У истоков ремёсел.
3.2 Мастера, живущие рядом.
« Не зная прошлого,
невозможно понять подлинный
смысл настоящего и цели будущего»
М. Горький
1.Введение.
Любимый уголок земли у каждого человека свой и называется он малой родиной.
Я родился в станице Выселки Краснодарского края, поэтому моя малая родина – Кубань, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотистых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Здесь живут замечательные трудолюбивые люди.
«Работа сама за сэбэ скаже.»
«Умилый чоловик возьмэтся, в його руках и сниг займэтся.»
О ком все эти кубанские пословицы?
Конечно, о мастерах своего дела, умельцах – золотые руки! На уроках кубановедения мы познакомились с ремёслами, которыми занимались казаки.
И чего только не умели кубанские мастера! Вышивка и вязание кружев, плетение из лозы и соломки, резьба по дереву, роспись и гончарное дело…
При изготовлении любой вещи народные мастера думали не только о практическом назначении, но и о красоте. Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины - создавались произведения искусства.
Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ. Это и определило выбранную тему моего проекта.
Тема: Возрождение ремёсел.
Цель работы: формирование представления о народных ремёслах Краснодарского края, развитие интереса к народному ремеслу Кубани. Изготовление альбома «Выселковцы - хранители Кубанских ремёсел».
Задачи:
Методы исследования:
Основной вопрос, который возникает при обсуждении этой темы «Живут ли в наше время ремёсла или они уже давно забыты?»
Чтобы ответить на этот вопрос, я провёл наблюдения, изучил различную литературу, посетил музей, встретился с интересными людьми.
Я выдвинул гипотезу: если в моей станице есть люди, которые владеют секретами традиционных Кубанских ремёсел, значит возможно возрождение и сохранение этого мастерства в современном мире.
В ходе своего исследования я хотел бы убедиться в том, что народное ремесло не забыто.
2. Литературный обзор.
Кубань, в силу специфики своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении уже двух столетий элементы традиционной восточно-украинской культуры находятся в тесном взаимодействии с элементами южнорусской культуры.
Наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.
Керамика
Резьба по дереву
Кубанская ковань
Ткачество и
вышивка
Лоскутное
творчество
Кузнечное
ремесло
Лозоплетение
Гончарное
ремесло
Ремёсла Кубани
Гончарное ремесло на Кубани.
Гончарное производство - типичный мелкий промысел на Кубани. В каждой Кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшинов. Создание этой красивой формы было доступно не всем. Для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит, мастер вложил частичку души в немудрёную посуду. Из глиняной посуды самым распространенным был «глэчик»- горшок с широким высоким горлом. В такой посуде и в наши дни хранят молоко и сметану. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.
В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Алексея Максименко (станица Холмская Абинского района), Виктора Туркова (город Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район) и других умельцев.
Кубанская ковань.
Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получило кузнечное ремесло. Каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. В каждой кубанской станице работали до пяти кузниц. Умели ковать своих коней, брички, оружие, домашнюю утварь. В станичных кузницах ковали топоры, подковы, вилы, лопаты. Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки. На Кубани она так и называлась - «ковань». Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты – «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгера. Они даже выработали свой оригинальный орнамент и создали в станицах и городах Кубани прекрасный ансамбль кружев из металла. В начале двадцатого века в Екатеринодаре проживало около 500 мастеров. Существовали несколько типов орнамента кубанской ковки: растительный тип, геометрический, зооморфный. Растительному типу характерны листья, гроздья, стебли, злаки, цветы. Геометрическому типу - геометрические фигуры. Зооморфному типу характерны изображения птиц, драконов, морских коньков.
Шедевры кузнечного ремесла того времени встречаются на зданиях 19 века в городах и станицах Кубани. Современные кубанские кузнецы и дизайнеры по металлу Михаил Скворцов из посёлка Мезмай Апшеронского района, краснодарцы Михаил Смаглюк, Сергей Зубарев, Григорий Амиян, а также Анатолий Турукин из станицы Новотитаровской Динского района, да и многие другие мастера вносят огромный вклад в дальнейшее развитие народного ремесла.
Ткачество и вышивка.
Вышивка – основной вид народного изобразительного искусства славянского населения Кубани. На Кубани вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки. Уже в 7 – 9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить себе приданое из нескольких десятков метров полотна. Вышитых рушников должно было быть не менее 12 штук. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты. Сырьём для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин. Обязательными предметами кубанского жилища были ткацкие станки, прялки, гребни, бочки для отбеливания холста. Холсты ткали не только для себя, но и для продажи. Наши предки были земледельцами, поэтому на вышивках изображали плодородие Земли. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла и жизни. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки. Наиболее древнее сочетание цветов – белый и красный. Красный цвет – символ плодородия. Красители делали из природного материала. Нити для вышивки красили соком красных ягод. В народной вышивке на Кубани преобладает орнамент с пышными цветами, ягодами. Характерной чертой является симметричное построение узора. На ритуальных полотенцах встречается орнамент с текстом пословиц, поговорок, молитв. Большинство вышитых изделий вышито крестом, реже – гладью.
В настоящее время традицию народного вышивания и ткачества продолжают мастера Галина Рубан из Краснодара, Нина Максименко из Новокубанска, Ирина Чуприна из станицы Азовской Северского района, Ирина и Александр Кича из посёлка Мезмай Апшеронского района и многие другие.
Лозоплетение.
Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы.
Из прутьев ивы, камыша, тальника, тростника плели различные вещи для быта: колыбели, столы, стулья, корзины, лукошки, плетни. Из листьев кукурузы плели кошельки, из соломы – брыль (шляпы с широкими полями). На рынках Кубани можно купить изделия на любой вкус: хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративное панно.
В наши дни мастера Краснодарского опытного лесного хозяйства достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. А в станице Пашковской живёт потомственная мастерица из казачьей семьи Валентина Трофимовна Жук. Её корзинки, верши, коробы и даже перстни из тонкой ивовой лозы с удовольствием увозят с собой за границу туристы, как образец истинно кубанского декоративно-прикладного народного промысла.
Лоскутное творчество.
Лоскутное творчество существует столько же, сколько шитье и работа с тканью. Главной причиной зарождения и существования шитья из лоскутов, было экономное отношение к имеющемуся материалу. Женщины бережно сохраняли все, даже самые мелкие обрезки ситца и других тканей, оставшиеся после кроя и шитья одежды, и, собрав достаточное количество, шили из них лоскутные одеяла. Искусная мастерица тщательно подбирает лоскутки по цвету, создавая мозаичный узор. Лоскутки ткани имеют существенную выразительную особенность – это рисунок на цветном фоне ткани. Внутренний рисунок каждого лоскутка придает ему глубину, выразительность. Сочетание цветов позволяет добиться художественного эффекта.
Резьба по дереву.
Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.
Резчики выполняли работу с душой, стараясь сохранить в доме кусочек природы. От предметов обихода резчики постепенно перешли к изготовлению различных произведений искусства. Стали изготавливать игрушки для детей – фигурки различных животных, музыкальные инструменты – дудки и свистульки, а также деревянные скульптуры.
3. Возрождение ремёсел (практические исследования).
Изучив литературу, я задался целью отыскать в нашей местности мастеров-умельцев.
Для того, чтобы заглянуть вглубь веков и побывать у истоков ремёсел нашей станицы я посетил Выселковский исторический музей МУК «Выселковский КДЦ».
Заведующая музеем Хорольская Ольга Геннадьевна рассказала мне о том, что в музее собрана коллекция предметов глубокой старины в экспозициях «Культура и быт кубанского казачества» и «Творчество наших земляков». Каждый экспонат имеет свою историю и бытовал в семьях Выселковского района. В ходе поисковой работы в дар музею передавались семейные реликвии. Музей ведёт постоянную исследовательскую работу по определению истории возникновения экспонатов.
Мне удалось узнать имена немногих, к сожалению, умельцев, чьи работы представлены в музее. Имена тех, кто развивал кубанское ремесло.
Частым гостем музея является умелец резьбы по дереву Савостин Василий Кириллович. Он также проводит мастер-классы для учащихся школ, на которых делится своим опытом. В музее собрано ещё много экспонатов различных видов кубанских ремесел.
Рассказы о давно минувших днях незримо живут в каждой вещи. В каждую вещь вложена частица доброй, любящей удалой казацкой души. Каждый предмет таит в себе историю и может рассказать о быте, традициях, обычаях того далёкого времени.
Но, к сожалению, имена мастеров неизвестны. Многие люди, находя предметы старины, приносят их в музей. Но авторов этих работ они не знают.
Побывав в музее и поговорив с заведующей музея, я сделал вывод. Каждый из нас должен знать историю своей семьи, своих предков, чем они занимались, какими были людьми. Иначе мы не сможем понять свой народ и сохранить традиции своего народа.
Задавшись целью отыскать в нашей местности мастеров-умельцев, я расспросил своих родителей, дедушку и бабушку, одноклассников, соседей и узнал о некоторых умельцах, жителях нашей станицы.
Это Михайлова Татьяна Вячеславовна - мастерица традиционной кубанской вышивки «крестом». В её коллекции более двадцати работ с живописными сюжетами и православными храмами.
Шапошникова Александра Александровна - мастерица вязания крючком.
И чего она только не умеет! Удивительной красоты салфетки, скатерти, покрывало, подзоры, корзиночки, украшают её дом.
Семёнов Александр Семёнович - умелец плетения традиционных кубанских рыболовных снастей.
Савостин Василий Кириллович - мастер резьбы по дереву.
Мой прадедушка, Доманов Иван Степанович- мастер лозоплетения.
Из рассказов этих людей я узнал много нового и интересного. Своё самое первое обучение они получали в семье, где почитались традиции казачьего кубанского творчества. Навыки мастерства передавались от одного поколения к другому. От отца-учителя к сыну-ученику, от народного мастера к ученику. Специальные теоретические знания не давали, шло практическое освоение наглядным показом отдельных процессов.
Наблюдая за работой своего папы, который увлекается резьбой по дереву, я учусь у него и делаю свои первые шаги в этом непростом и интересном ремесле.
Свои первые поделки я собрал из готовых деревянных деталей. Совершенствуя свои навыки, я мечтаю стать таким же умельцем, как мой папа.
Работая над проектом, я узнал, что у нас в школьной мастерской проходят уроки
народного декоративно - прикладного искусства Кубани, которые ведет учитель трудового обучения Ирхина Екатерина Владимировна. Девочки учатся делать кукол из разноцветных кусочков ткани. Они тщательно подбирают цвета, как когда то делали мастерицы лоскутного творчества.
Мальчики занимаются резьбой по дереву и выжиганием. Ещё я узнал, что Екатерина Владимировна искусно владеет мастерством лозоплетения. Думаю, что её можно назвать носителем традиционных кубанских ремёсел.
Я убедился, что в моей школе не забыты казачьи ремёсла и существуют условия для их возрождения.
Проделав эту работу, я сделал вывод: «Наработав личный практический опыт, освоив в полной мере ремесло, можно стать носителем традиции».
4. Заключение.
Сегодня наша Кубань – это современный процветающий край, устремлённый в будущее. Меняется облик городов и сел, но корнями они уходят в далекое прошлое. В результате исследовательской работы мне удалось убедиться в том, что традиционное казачье ремесло не забыто. Оно живет и радует глаз и душу человека. Я сумел заглянуть вглубь веков и побывать у его истоков. Более того, я познакомился с кубанскими умельцами, хранящими секреты и тайны мастерства, которыми они не побоялись со мной поделиться. Гипотеза подтвердилась. Существуют все предпосылки для возрождения ремёсел.
Слайд 1
Автор : Карамушко Никита Сергеевич, 2 класс МОУ СОШ №2им. И.И.Тарасенко , Выселковский район, станица Выселки. Научный руководитель: Чеботарёва Ирина Павловна, учитель начальных классов МОУ СОШ №2 им. И.И.Тарасенко ст. Выселки 2011 Секция: «Мой первый учебно-исследовательский проект» (кубановедение).Слайд 2
У истоков ремёсел. Экспонаты музея «Культура и быт «Творчество кубанских кубанского казачества» казаков» Семейные реликвии. семьи Жигаловых, Сербиной Софьи Игнатьевны, Сальниковой Надежды Александровны Сальникова Алексея Николаевича, Савостина Василия Кирилловича.
Слайд 3
Мастера, живущие рядом. «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся» Михайлова Татьяна Вячеславовна Шапошникова Александра Александровна Савостин Василий Кириллович Доманов Иван Степанович Семёнов Александр Семёнович
Слайд 4
Как стать мастером? От отца-учителя к сыну-ученику .
Слайд 5
В школьной мастерской Лоскутное творчество Лозоплетение Резьба по дереву и выжигание
Слайд 6
«Не учись безделью, а учись рукоделью»
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Два морехода
Мост из бумаги для Киры и Вики