Данная работа рассматривает состояние снежного покрова г. Калининска. Снежный покров является эффективным накопителем загрязняющих веществ, выпадающих из атмосферного воздуха. По результатам исследования мы оценили его состояние в зимний период и качество талых вод.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovat_po_ekologii.doc | 120 КБ |
Описание работы: данная работа рассматривает состояние снежного покрова поселка. Снежный покров является эффективным накопителем загрязняющих веществ, выпадающих из атмосферного воздуха. По результатам исследования мы оценили его состояние в зимний период и качество талых вод.
Авторы работы: учащиеся ГБОУ СО НПО «ПУ-54»
Данилов Александр, Шумелов Николай
Руководители работы:
Демина Таисия Викторовна
Молошнова Елена Геннадьевна
Исследовательская работа по экологии
на тему:
Проект выполнили:
учащиеся ГБОУ СО НПО «ПУ-54»
Данилов Александр, Шумелов Николай
Руководители проекта:
Демина Таисия Викторовна
Молошнова Елена Геннадьевна
2011-2012уч. год
г. Калининск
СОДЕРЖАНИЕ.
г. Калининска.
2.1 Понятие экологической безопасности дорог и транспортного
средства.
В нашей работе описано исследование снежного покрова г. Калининска. По результатам исследования мы оценили состояние атмосферного воздуха в зимний период и качество талых вод. Снежный покров является эффективным накопителем загрязняющих веществ, выпадающих из атмосферного воздуха. Концентрация загрязняющих веществ в снежном покрове оказывается на 2-3 порядка выше, чем в атмосферном воздухе. Автотранспорт – один из основных источников загрязнения воздуха. В данной работе мы хотели рассмотреть и показать уровень загрязнения атмосферного воздуха.
Цель: 1. Исследовать состояние снежного покрова.
2. Сравнить полученные показатели с результатами прошлогодних
исследований
3. Овладение необходимыми знаниями и умениями, на основе
которых формируется экологическое мышление и экологическая
культура.
Задачи: 1. Изучить состояние снежного покрова на территории училища.
2. Провести химический анализ снежного покрова на различных
участках г. Калининска.
3. Провести визуальный анализ растопленного снега.
4. Установить степень антропогенного воздействия населения на
экологическое состояние воздуха города Калининска.
2.1 Понятие экологической безопасности дорог и транспортного средства.
Экологическая безопасность дороги – это ее свойства, обеспечивающие отсутствие вредного влияния дороги на окружающую среду. При строительстве дорог в качестве связующего материала применяются различные вещества. Эти вещества не должны быть токсичными, чтобы при растворении в воде и попадании в почву они не отравляли растительность и животных. Зимой дороги посыпают солью или поливают солевыми растворами. Это очень опасно для живых организмов т. к. эти вещества в последующем смываются с дороги, впитываются в почву и вредят растениям и животным. Экологическая безопасность охватывает все стороны использования транспорта. На всей территории города Калининска проходит автомобильная дорога. К сожалению, здание училища находится близко от главной дороги. Поэтому влияние автотранспорта на состояние снежного покрова и состояние атмосферного воздуха значительно. Положительной чертой является только то, что движение по указанной автодороге не интенсивное.
2.2 Источники загрязнения снежного покрова на территории города.
Основной источник загрязнения воздуха на территории города – автомобильная дорога.
2.3 Характеристика точек исследования.
Исследование мы проводили в различных частях на территории г.Калининска. Для этого пробы были взяты в следующих точках:
2.4 Анализ снежного покрова.
Для исследования были взяты четыре пробы снега с определенных точек в середине декабря 2011 года (16.12.2011).
Глубина снежного покрова в это время была (см):
1. | Территория со стороны автодороги | 19 |
2. | Территория со стороны парковой зоны | 33 |
3. | Территория моста улицы Мира. | 15 |
4. | Территория реки Баланда | 37 |
Для сравнения на исследование были взяты четыре пробы снега с исследуемых точек в середине января 2012 года (16.01.2012). Количество осадков за зимний период 2011-2012 года выпало больше, чем в прошлом году.
Глубина снежного покрова в это время была (см):
1. | Территория училища со стороны автодороги | 23 |
2. | Территория училища со стороны парковой зоны | 44 |
3. | Территория со стороны моста | 29 |
4. | Территория реки Баланды | 49 |
Визуальный осмотр снежного покрова.
При визуальном рассмотрении снежного покрова выявлено, что самый грязный снег на улице Мира. Он имеет светло серый оттенок. Высота снежного покрова здесь 29 см, что на 14 см больше, чем в прошлом году. На втором месте территория со стороны автодороги. Выбросы от проезжающих автомобилей придают снежному покрову также серую (слабозаметную) окраску. Самый чистый (светлый) снег на территории парка. Этот участок удален от автодороги и других объектов. Здесь антропогенное воздействие практически отсутствует. В зимнее время парк используется для проведения уроков физкультуры (лыжная подготовка).
Определение прозрачности воды (растопленного снега)
Мерой прозрачности служила высота столба воды, при которой можно различить на белой бумаге стандартный шрифт с высотой букв 3.5 мм. Мы налили воду в высокий цилиндр с плоским прозрачным дном. Просматривая шрифт сверху через столб воды и доливая воду в цилиндр нашли высоту столба воды. Самой прозрачной оказалась вода с удаленного участка (территория р. Баланда ). На втором месте по прозрачности вода с территории со стороны парковой зоны. Самой «грязной» была вода из пробы с улицы Мира. По итогам исследования через месяц данные показатели практически не изменились.
№ п/п | Точка исследования | Зима 2011 г | Зима 2012 г. |
1. | Территория со стороны автодороги | 13 см | 12.5 см |
2. | Территория со стороны парковой зоны | 24 см | 25 см |
3. | Территория со стороны моста (улица Мира) | 9 см | 8 см |
4. | Территория реки Баланда | 24 см | 25 см |
2.5 Исследование химического состава и примесей растопленного снега.
Определение запаха снеговой воды.
Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем. Для определения запаха снеговой воды мы брали по 100 мл каждой пробы, помещали в сосуд объемом 200 мл, накрывали стеклом и встряхивали вращательными движениями. После открыли сосуд и определили интенсивность запаха воды.
1. | Территория со стороны автодороги | Слабая (не привлекает внимания если на него не обратить внимание) |
2. | Территория со стороны парковой зоны | Отсутствие ощутимого запаха |
3. | Территория со стороны моста (улица Мира) | Заметная (запах легко обнаруживаемый) |
4. | Территория реки Баланда | Отсутствие ощутимого запаха |
Определение количества примесей и исследование их химического состава.
С каждого участка воду в объеме 100 мл мы отфильтровали, высушили остатки на фильтре. Таким образом, мы определили количество загрязнителей в пробах снеговой воды. Наиболее загрязненным был фильтр от пробы 3. На фильтрах от пробы 2, 4 загрязняющие вещества практически отсутствовали и не были заметны невооруженным взглядом на поверхности фильтра.
Путем химического исследования мы определили наличие различных веществ в снеговой воде.
- хлорид бария в 3 пробе дал помутнение, следовательно, там содержатся сульфат ионы;
- в пробы прилили слабый раствор перманганата калия. В пробе 1,3 розовый цвет практически не проявляется, следовательно, там содержатся сульфит ионы;
- при добавлении нитрата серебра в пробе 3 появилось слабое помутнение, следовательно, содержится сульфид ион.
3.Выводы и рекомендации.
На основании проведенных исследований можно сделать вывод о том, что степень загрязненности снежного покрова напрямую зависит от состояния атмосферного воздуха, показатели которых также зависят от экологического состояния автодорог и транспорта.
В пробах были обнаружены вещества, влияющие на засоление почв, что сказывается на росте и развитии растений. Поэтому вдоль автодороги необходимо высаживать растения устойчивые к засолению почв.
Растения поглощают пыль, токсичные газы из воздуха и тяжелые металлы из почвы. Поэтому необходимо озеленение территории поселка. Деревья обладают избирательной способностью по отношению к вредным примесям в воздухе. Хорошим поглотителем свинца по обочинам дорог является береза, акация желтая. Осина и ольха поглощают сернистый газ. Вяз обыкновенный – сернистый газ и пыль. Перевод автомашин на газовое топливо позволит почти в 100 раз снизить выбросы в атмосферу канцерогенных веществ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Сила слова
Композитор Алексей Рыбников
Лиса Лариска и белка Ленка
Философские стихи Кристины Россетти
Пчёлы и муха