Выбранная тема сегодня актуальна, поскольку интерес к поэтике Достоевского все более возрастает.
Главная идея данной исследовательской работы – систематизировать и классифицировать выявленные библеизмы с точки зрения семантики.Ценность выполненной работы в том, что данный материал можно использовать как на уроках русского языка, так и литературы, что подтверждает важность интеграции школьных предметов.
Вложение | Размер |
---|---|
bibleizmy_dostoevskogo.doc | 250.5 КБ |
Библеизмы на страницах романа Ф.М.Достоевского
«Братья Карамазовы»
(лингвистический анализ эпизода «Русский инок»)
Исследовательская работа
Выполнили:
Прокопова Надежда,
учащаяся 10 класса
Ефименко Илона,
учащаяся 7 класса
МОУ «СОШ с.Русская Халань
Чернянского района»
Руководитель:
Костенко Наталья Николаевна,
учитель русского языка
и литературы
Содержание
Введение.
Теоретические предпосылки работы
Лексико-семантические группы языковых единиц по характеру происхождения и связи с Библией:
а) церковные принадлежности;
б) церковные помещения;
в) церковные обряды;
г) церковные саны.
Слова, не встречающиеся в Священном Писании, но имеющие отношение к религии и церкви
Заключение
Библиография
Приложение
Введение.
Творчество Федора Михайловича Достоевского – одно из значительных явлений русской литературы. Наиболее широко представлены в его произведениях православные христианские традиции. И этого нельзя отрицать, ведь даже на его могиле, что находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры, начертаны слова из Евангелия от Иоанна (глава XII, стих 24): «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Споры о том, какие именно зерна посеял писатель, ведутся по сей день, что дает почву для литературоведческих и лингвистических исследований.
Церковно-православное значение творчества Достоевского отмечали в своих трудах святитель Николай (Японский), преп. Иустин (Попович), митр. Антоний (Храповицкий) и многие другие деятели Православной Церкви. Наиболее полное исследование религиозных воззрений писателя принадлежит преп. Иустину, в котором он называет Достоевского «великим, бесстрашным православным апостолом».
Библия оказала огромное влияние на формирование религиозно-философских взглядов Достоевского. Священное Писание стало своеобразной точкой отсчета в его творчестве. Как пишет один из исследователей В.Ляху: «На сегодняшний день не известно, как Достоевский работал с текстом Библии, но несомненно одно: он обращался к Писанию не только в душеспасительных, но и в специальных, творческих целях» [11].
Достоевский не просто заимствовал отдельные образы, или брал цитаты из Библии, между художественным миром Достоевского и миром Библии существует определенное родство, которое проявляется на уровне воздействия структурных особенностей Библии на структуру произведений Достоевского. Можно сделать вывод, что для Достоевского Библия была не просто настольной книгой, к которой писатель часто обращался, а источником вдохновения, источником для создания образов для своих произведений. Кроме этого, Священное Писание служило для писателя средством выражения своих взглядов и языковым источником.
Язык произведений Федора Михайловича изобилует библейской лексикой. Изучение поэтики Достоевского с этой точки зрения вызывает сегодня особый интерес в школе, ведь в системе нравственно-духовного воспитания существенная роль отводится религиозному просвещению подрастающего поколения.
Среди множества художественных эпизодов особое внимание хочется обратить на историю старца Зосимы, содержание его нравственных бесед и поучений, показанных на страницах романа «Братья Карамазовы», и остановиться подробнее на библейской лексике, которую использовал автор.
Объектом исследования являются лексические единицы, содержащие в своем толковании библейский компонент и обнаруженные в результате выборки из главы второй книги шестой романа «Братья Карамазовы». Общий объем выявленных языковых единиц – 106.
Предметом исследования является системная организация библеизмов из названного эпизода.
Цель работы заключается в построении и системном описании обозначенных библеизмов, в выявлении их места и роли в языковой системе Достоевского. Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:
Методы исследования. В работе использованы ассоциативный метод и метод компонентного (семного) анализа, а также грамматический и стилистический методы изучения церковно-славянской лексики. Количественные подсчеты осуществлялись с помощью методики статистического анализа.
Материалом для исследования послужил текст романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы».
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые комплексно исследуется участок лексической системы языка отдельного персонажа.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что данное исследование вносит вклад в языковую теорию происхождения слов.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты и методика исследования могут помочь в изучении раздела «Лексика», в частности, при знакомстве с лексикой с точки зрения происхождения и употребления.
Теоретические предпосылки работы
Современный русский язык, подобно другим языкам христианских народов, испытал на себе влияние языка Библии. Отдельные слова современного русского языка, которые или непосредственно заимствованы из Библии (ад, рай, ангел и др.), или подверглись семантическому воздействию библейских текстов, - называются библеизмами. Наряду с отдельными словами, библеизмами называются устойчивые словосочетания, а также целые выражения и даже фразы, восходящие к текстам Библии. Ограничимся изучением имен существительных. Среди них можно выделить два разряда. Один составляют нарицательные имена: икона, лавр, аминь, душа, диавол. Другой пласт образует обширная группа собственных мужских и женских имен, которые в настоящие время входят в основное ядро современной русской канонической антропонимики: Иван, Павел, Матвей, Петр, Мария, Анна.
Рядом с понятием «библеизм» стоит понятие сакральной лексики. Слово «сакральный» восходит к латинскому sacer и обозначает священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу, обрядовый. (5. 451)
Сакральную лексику можно разделить на две большие группы: 1) лексика, восходящая непосредственно к библейским текстам (ад, рай, ангел, алтарь, риза и т.д.); 2) слова, не встречающиеся в Священном Писании, но имеющие отношение к религии и церкви (клобук, прихожане, миряне и т.д.)
В первой группе можно выделить следующие ряды слов.
а) церковные принадлежности (ладан, мира, алтарь и т.д.);
б) церковные помещения (алтарь, храм, церковь и т.д.);
в) церковные обряды (молитва, причастие, эпитафия и т.д.);
д) церковные саны (монах, иерей и т.д.)
Вторая группа представляет собой малочисленную систему лексических единиц, поэтому дополнительного членения не требует.
Приведенная выше классификация условна. Ее можно расширить или сузить, но для данной работы она является первостепенной. На ее основе ведется отбор лексических единиц в языковой структуре Достоевского.
Лексико-семантические группы языковых единиц по характеру происхождения и связи с Библией
Имена, восходящие к Библии.
№ п/п | Лексическое слово | Лексическое значение (по словарю) |
Авраам | Авраам или, как он назывался в начале – Аврам – праотец еврейского народа, сын Фарры, потомок Сима, родился в Уре Халдейском около 2000 лет до Рождества Христова [3] | |
Сарра | жена Авраама, мать Исаака, называвшаяся первоначально Сарой. Священное Писание повествует о ее красоте, которая ставила их обоих в затруднительное положение, о ее неплодности, которая очень печалила их и привела к тому, что Сара дала Аврааму в наложницы свою служанку Агарь, которую она затем должна была прогнать и о ее сомнении, когда Бог обещал ей, 90-летней, сына. При заключении союза обрезания ее имя было изменено из Сара (т.е. княжеская или сварливая?) в Сарра, т.е. княгиня. После рождения Исаака она жила еще долго и умерла 127-ми лет в Хевроне, где и была погребена в Махпельской пещере. По иудейскому преданию, горе, вызванное предполагавшимся принесением в жертву Исаака, так подействовало на сердце старой матери, что она в скором времени умерла. Не только Авраам сильно горевал о Сарре, но также и Исаак. Сарра приводится в пример избрания благодати и силы веры. [3] | |
Иаков | Сын Исаака и Ревекки и брат Исава (евр. Экев). Он держался своею рукою за пяту Исава и потому, когда они рождались, он получил свое имя Иаков, т.е. «он держит за пяту»; это выражение также обозначает «запинающий, хитрый», и эта черта характера нередко проявлялась в его делах. Хитростью он купил первородство (право первенства) у брата своего Исава за хлеб и похлебку из чечевицы Хитростью же, при помощи матери, он получил благословения отца, предназначавшиеся Исаву. Из-за этого ему пришлось бежать от брата в Месопотамию к родственнику Лавану. По пути туда в Вефиле он видел во сне лестницу, стоящую основанием на земле и верхом касавшуюся неба, «и вот ангелы Божий восходят и нисходят по ней». Бог стоял наверху и говорил к нему, обещая быть с ним и дать ему и его потомству ту землю, на которой он лежал, и благословить в нем и в его потомстве все племена земные. В награду за 14-летнее служение у Лавана он получил его дочерей Лию и Рахиль себе в жены. Опять таки хитростью он сумел приобрести себе большую часть стад своего свекра. Через 21 год он возвратился в Ханаан вместе с 2 женами, 2 наложницами, 11 сыновьями, одною дочерью и большим богатством. С Лаваном, который преследовал его, но был остановлен Господом, он заключил союз при Галааде. При Иавоке он боролся с Ангелом Господним и получил имя Израиль. Перейдя Иавок он примирился с Исавом. Затем он жил в разных местах Палестины. Близ Вифлеема умерла Рахиль после родов Вениамина. В Хевроне он с братом похоронили своего отца Исаака. Горе, которое пережил старый Израиль, когда узнал о смерти Иосифа, сменилось радостью, когда он услышал, что его сын был господином в Египте, и когда он сам со всем своим семейством и имуществом поехал в Гесем. Увидя колесницы Иосифа, он ожил духом и сказал: «довольно». В видении в Вирсавии Бог обещал идти с ним в Египет и там произвести от него великий народ. Увидев Иосифа, Иаков сказал: «умру я теперь, увидев лице твое». Проживши в Гесеме 17 лет, он перед кончиною усыновил обоих сыновей Иосифа – Ефрема и Манассию – и дал им благословение вместе со своими собственными сыновьями, пророчествовал о будущем израильского народа, о Примирителе из колена Иуды, дал повеление о своих костях и «приложился к народу своему» 147 лет от роду. Спустя немного времени Иосиф и братья поехали в Ханаан со множеством людей и похоронили почтенного отца в пещере на поле Махпела в Хевроне. «Малы и несчастны были дни жизни его», но он надеялся на помощь Господа. Сустав бедра хитрого Иакова был поврежден, когда он боролся с Богом, после чего ему и было дано имя Израиль. Бог возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и больший должен был служить меньшему. Бог называет его «раб мой Иаков, избранный Мой Израиль» и в Царстве Небесном он возляжет с Авраамом и Исааком». От своей жены Лии Иаков имел 6 сыновей: Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара и Завулона, а от Рахили двух: Иосифа и Вениамина; кроме того от наложницы Баллы – Дана и Неффалима и от наложницы Зелфы – Гада и Асира, всего 12 сыновей и дочь oт Лии, Дину. От этих 12-ти сыновей Иакова произошел в Египте тот народ, который затем стал сильным и могущественным и был выведен Моисеем из земли рабства в землю отцов, которая была им обещана Богом Авраама, Исаака и Иакова. «Народ, взятый в удел» называется часто по имени праотца: сынами Иакова; семенем Иакова. [3] | |
Лаван | богатый пастух в Харране, в Месопотамии, сын Вафуила, внук Нахорa, брата Авраама. Он согласился на брак своей сестры Ревекки с его двоюродным дядей Исааком. Впоследствии Лаван отдал в жены племяннику Иакову своих дочерей Лию и Рахиль. Когда Иаков, по повелению Божию, отправился в Ханаан, то Лаван преследовал его, но был предупрежден Господом не делать Иакову зла и возвратился домой, заключив с ним союз. [3] | |
Иосиф | Одиннадцатый сын патриарха Иакова и первенец от Рахили, после ее 14-летнего бесплодия. Имя Иосиф означает: «он собирает и он добавляет». Рахиль назвала своего первого сына Иосифом. «Снял Бог позор мой» сказала она, и «Он даст мне другого сына». Иосиф стал любимцем своего отца и это вместе с его снами навлекло на него вражду и зависть его братьев. По их злобе, он был продан в рабство в Египет. В 17-летнем возрасте он попал к Потифару, который поставил его смотрителем над всем своим домом. Иосиф не поддался искушению со стороны жены Потифара, попал в темницу и принужден был долго невинно страдать, но потом снова достиг хорошего положения, ибо «Бог был с ним». Благодаря дару Иосифа истолковывать сны, его представили фараону, которому он изъяснил его сны о коровах и колосьях и дал такие мудрые советы, что фараон был удивлен. Исполнение предложения Иосифа было поручено ему самому. Ему возложили золотую цепь на шею, а на палец надели царский перстень, одежда узника сменилась шелковым платьем, и тридцатилетний Иосиф стал начальником над всей землей с титулом Цафнаф-панеах. Его возили во второй роскошной колеснице фараона и возглашали перед ним: Аврех – по еврейски – преклони колена, или аброк – по египетски – падай ниц. Его женили на дочери главного жреца Потифара. Одного не доставало Иосифу – видеть вокруг себя своих родственников. Голод в Ханаане привел в богатый хлебом Египет его десять братьев, а потом также Вениамина и, наконец, старого отца со всем домом. В Египте отцу и братьям Иосифа была дана для поселения земля Гесем, пока Иосиф управлял страною. Здесь умер его отец, благословив своих детей и особо детей Иосифа Иосиф набальзамировал тело Иакова и устроил роскошные похороны. После смерти отца Иосиф сделал все возможное, чтобы успокоить опасавшихся его мести братьев Он жил долго после этого и видел детей и внуков Ефрема и Манассии. Перед своей смертью – 110 лет – Иосиф взял от своих братьев клятву, что они, когда Бог посетит их Своей милостью, перевезли его кости в обетованную землю и проявил в последнем завещании ту веру, которой руководился в течение все своей жизни. «И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте». Моисей исполнил завещание Иосифа и перенес его останки в Ханаан, где похоронили его в семейной могиле у Сихема. Могила Иосифа показывается в долине около Наблуса, между Гевалом и Гаризимом, недалеко от колодца Иакова. [3] | |
Пророк Иона | Сын Амафиин, пророк из Гафхевера. Иона был послан Господом в Ниневию, чтобы проповедовать о ее грехах, но вместо исполнения воли Божией он отплыл на корабле из Яффы, намереваясь убежать в Фарсис. Господь поднял бурю на море. Буря грозила гибелью судну; моряки бросили жребий, чтобы узнать виновника несчастия и жребий пал на Иону, который признался в своем поступке и велел им выбросить его в море. Огромная рыба проглотила Иону и носила его в продолжение трех суток; внутри ее он призвал Господа. Иона был выброшен на берег и вторично получил повеление от Бога идти в Ниневию. Теперь Иона послушался. Услышав его проповедь, ниневитяне покаялись. Увидев, что они получили прощение, Иона пал духом и стал просить себе смерти. Этот его поступок Бог обличил и наглядно показал пророку, на выросшем и высохшем в одну ночь растении, Свое всеобъемлющее милосердие. [3] | |
Лазарь | 1) из Вифании, брат Марфы и Марии, которого любил Иисус и часто у него бывал. Однажды, когда Иисус находился в местности к югу от Иордана, Его известили о болезни Его друга Лазаря. Когда же, через несколько дней после этого, Иисус пришел в Вифанию, то Лазарь уже умер и пролежал четверо суток во гробе. Иисус, видя и слыша всех окружающих, прослезился около его гроба, потом воскресил Лазаря и сделал живым свидетелем Своей власти над смертью. После этого Лазарь сидел за столом с Иисусом на пиршестве в Вифании, где Мария помазала Иисуса. Воскрешение Лазаря обратило всеобщее внимание на Иисуса, и многие после этого уверовали в Него. 2) Лазарь, который упоминается в притче Иисуса. У дверей богатого, имевшего всегда излишек в пище и питье человека, лежал нищий, голодный и покрытый струпьями Лазарь. Когда он умер, то отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Богач же после смерти оказался в месте мучения. [3] | |
Вениамин | младший сын Иакова и Рахили. Рахиль умерла вскоре после его рождения и, умирая, назвала его Бенони, т. е. сын моего страдания; но Иаков дал ему имя Вениамин, т. е. сын моей правой, руки, или сын счастья. Он был особенно любим своим отцом и братом Иосифом. [3] | |
Иуда | один из 12 апостолов. Иуда был казначеем и иногда крал деньги. За 30 сребреников он предал своего Наставника в руки врагов, но, увидев последствия своего предательства, он принес деньги обратно, исповедал невинность Иисуса, пошел и повесился. Священники решили, что 30 сребреников, будучи ценою крови, не могут быть положены в сокровищницу храма и купили на них место для погребения странников. [3] | |
Лука | «врач возлюбленный», впервые появляется как спутник Павла, сопровождавший его из Троады в Македонию. После этого он, по-видимому, прожил в Филиппах несколько лет, ибо он продолжает дальнейшее описание путешествий ап. Павла в третьем лице; наконец, во время последнего путешествия Павла в Иерусалим, сразу после Пасхи 58 или 59 г., он сопровождает Павла из Филипп в Троаду и с тех пор не разлучается с апостолом. Во время первого и второго заключения Павла в Риме он был одним из немногих, оставшихся верными Павлу. О его прошлой и дальнейшей жизни ничего неизвестно. [3] | |
Савл | Павел, избранный Богом апостол Иисуса Христа, «чтобы возвещать имя Его пред народами и сынами израилевыми». В первый раз встречаем мы апостола язычников под именем Савла, присутствующим при убиении Стефана. Павел родился в Тарсе Киликийском, от еврейских родителей, и имел, вероятно, с самого рождения, оба имени: еврейское Савл (испрошенный), и римское Павел (маленький), так как евреи в течение римского владычества, обыкновенно, носили одно еврейское и одно римское имя, например, Иоанн Марк, Иисус Иуст и пр. Отец его был фарисей и имел права римского гражданина. Павел в раннем детстве был послан в Иерусалим, где воспитывался у ног мудрого Гамалиила и где сделался ревностным сторонником фарисейской секты. Кроме того, он в молодости был обучен ремеслу – деланию палаток по еврейскому принципу: «кто не учит сына своего ремеслу, тот учит его воровать».[3] | |
Мария | Святая Дева в Назарете, обрученная с плотником Иосифом. Ее посетил посланный от Бога ангел Гавриил, после чего она отправилась к своей родственнице Елизавете и прославила там Бога. Затем Мария возвратилась к Иосифу и последовала с ним в Вифлеем, где и родила Иисуса. [3] | |
Ревекка | дочь Вафуила, сестра Лавана и жена Исаака. После двадцатилетнего ожидания она сделалась матерью Иакова и Исава. Будучи пристрастной к Иакову, она хитростью добилась для него от отца большего благословения, которое предназначалось Исаву, как старшему сыну. После этого Иаков убежал из дому и, когда много лет спустя, он вернулся из Месопотамии, Ревекки, вероятно, уже не было в живых. Она была погребена в пещере Махпела, которую Авраам купил себе для семейной могилы. [3] | |
Христос | Христос – греческий перевод еврейского слова Мессия, т.е. помазанник. [3] |
Названия библейских объектов и мест
№ п/п | Лексическое слово | Лексическое значение (по словарю) |
Ад | место нахождения душ умерших до освобождения их Господом Иисусом Христом; место вечного мучения грешников; жилище диавола. [1] | |
Небеси | то выспренее пространство, где, по нашим понятиям, пребывают вообще души умерших, тот свет, духовный мир; также в особенности где души праведных, окружая Господа и ангельские сонмища Его; рай, небесноецарство, противопол. ад. [4] | |
Рай | место пребывания праведных душ. [4] |
Номинативные персонажи Библии
№ п/п | Лексическое слово | Лексическое значение (по словарю) |
Бог | Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Предвечный, Сущий, Сый, Господь; Предвечное Существо, Создатель вселенной. [4] | |
Апостол | греч. «посланник». [1] | |
Богородица | Богородительница, Матерь Божия, Пречистая, Пресвятая Дева. [4] | |
Господи | Всевышний, Владыка, Бог, Создатель. [4] | |
Диавол | дьявол, злой, нечистый дух, бес черт, сатана[4] | |
Заступница | заступающаяся за кого, защитница, покровительница[4] | |
Мученик | кто в муке, кого мучат, страдалец. Церковь именует так потерпевших до смерти за Христа. [4] | |
Праведник | праведный, оправданный житием, правдивый на деле, безгрешный человек. [4] | |
Пророк | предсказатель[1] | |
Раб Божий | церк. быть в рабстве; служить кому, на кого. [4] | |
Сатана | диавол или черт, бес, нечистый, злой дух, шайтан. [4] | |
Сын Божий | Иисус Христос [1] | |
Святой | духовно и нравствено непорочный, чистый, совершенный; все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения нашего, духовный, божественый, небесный. [4] | |
Христоносица | носительница Христа, т.е – Богородица (авт.) | |
Юродивый | глупый; принявший духовный подвиг юродства. [1] |
Церковные праздники
№ п/п | Лексическое слово | Лексическое значение (по словарю) [1] |
1. | Пасха | Важнейжий из праздников православной церкви. В день Пасхи воспоминается Воскресение из мёртвых Господа Иисуса Христа на третий день после его распятия. [2] |
2. | Пост Великий | Важнейший из многодневных постов, начинается за семь недель до Пасхи и кончается субботой Страстной Седмицы. [2] |
3. | Страстная Неделя | Последняя неделя Великого поста, во время которой вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятия, погребение Иисуса Христа. [2] |
Слова, обозначающие предметы культа и обряды.
а) церковные принадлежности (ладан, мира, алтарь и т.д.);
№ п/п | Лексическое слово | Лексическое значение (по словарю) |
Икона | образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников[4] | |
Лампада | масляный светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике. [2] | |
Кадило | возносимое во славу Божию благовонное курение; ср. Кадильница. [1] | |
Лик | лицо, облик, обличие; выражение лица, физиономия; | поличье, портрет, изображение, образ. [4] | |
Купол | выпуклая крыша в виде полушария. [4] | |
Налой (=аналой) | возвышенный стол, на который полагаются церковные книги при чтении и иконы[1] | |
Образ | портрет, подобие чье, поличие, писанное лицо; ныне употреб. бол. в знач. икона, воимя. [4] | |
Свечи | горючая скалочка, со светильнею, коей пламя плавит самое вещество свечи, усиливаясь чрез это, и светит, освещает потемки. Свечи делаются сальные, стеариновые, восковые, спермацетовые; есть маканые, катаные (маглеваные) и ли тые. О домашней свече говор. зажечь, засветить и пога сить, потушить; о церковной: затеплить и сократить. [4] | |
Фимиам | благовонная смола для воскурения при каждении[1] |
б) церковные помещения
№ п/п | Лексическое слово | Лексическое значение (по словарю) |
Келья | отдельная жилая комната монаха в братском корпусе или отдельный дом монаха. [2] | |
Монастырь | община монахов, имеющих единый устав. [2] | |
Скит | маленький монастырь. [1] | |
Храм Божий | дом; помещение; место богослужения. [1] | |
Церковь | место, здание для христианского богослужения, храм, Божий храм… церковь отличается от молитвенного дома освященьем престола, заменяемого в походной, переносной церкви антиминсом. Церковь соборная, вселенская, общая христианская, до раздела на исповеданья. [4] |
в) церковные обряды
№ п/п | Лексическое слово | Лексическое значение (по словарю) |
Благословение | кого-что. Совершить обрядовое действие (знамение креста), к-рому приписывается значение наделения благодатью [4] | |
Исповедание | признаваться; открыто выражать свою веру. [1] | |
Молитва | самое содержание, суть просьбы. Моление бывает втуне. | Мольбами зовут и церковные празднества (вост.), по местным установлениям в обычаям, с молебствием, в память каких-либо событий: также молебны и пиры по обету, и приходские престольные праздники. [4] | |
Обедня | простонародное название литургии. [2] | |
Пожертвование | отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу; самоотверженье и самый предмет его, то, чего лишаюсь. [4] | |
Причащение | стать участником. [1] |
д) церковные саны
№ п/п | Лексическое слово | Лексическое значение (по словарю) |
Брат | называемся так в дружеской или нечопорной беседе, что особенно сохранилось в монашестве, в простом народе и в нашем обращении к нему; обычное обращение в речи к ровне или к низшему; в этом значении слово брат принимает все оттенки ласки, приязни, снисхождения и гордого самовозвышения. | |
Иерей | священник. [1] | |
Иеромонах | священник-монах[2] | |
Инок | русское наименование монаха, буквальный перевод с греческого. [2] | |
Монах | человек, посвятивший себя богу через принятие обетов. [2] | |
Настоятель | старшее по административной власти духовное лицо в монастыре или храме. [2] | |
Отец | почет, придаваемый всему духовенству, от иеродиакона до архимандрита, и от диакона до протоиерея, включительно [4] | |
Послушник | человек, готовящийся к постригу в монахи и проходящий испытание послушанием в монастыре. [2] | |
Протоиерей | старший священник в белом духовенстве. [2] | |
Сан | высокий чин или званье, знатная должность, жалованное достоинство, почет. Сан государя, министра, воеводы, архиерея. [4] | |
Священник | священнослужитель, относящийся ко второй, средней степени священства. [2] | |
Старец | начальник; старший. [1] |
Наименования книг, письменных и устных источников
№ п/п | Лексическое слово | Лексическое значение (по словарю) |
Библия | Слово Божие в полноте своей, Святое Писание ветхого и нового заветов; иногда отделяют последний, и собственно Библией называют один ветхий завет. [4] | |
Ветхий Завет | часть Библии[2] | |
Евангелие | учение Господа о Царствии Божием, благовестие, первая и главнейшая часть Нового Звета, состоящего из четвероевангелия, посланий апостольских и апокалипсиса. Слово Божье о жизни, деяниях и учении Господа нашего Иисуса Христа. [4] | |
Житие | Описание жизни святых [2] | |
История Священная | Библия[2] | |
Новый Завет | часть Библии[2] | |
Писание | Библия[2] | |
Сказание | сказанье, рассказ, повесть, преданье. Церк. толкованье; речь или проповедь, слово. [4] | |
Слово Божие | См. Библия [4] | |
Слово Христово | См. Библия [4] | |
Четьи-Минеи | Сборники, в которых жития святых расположены по календарному принципу в соответствии с днями празднования. [2] |
Отвлеченные имена существительные
№ п/п | Лексическое слово | Лексическое значение (по словарю) |
Вера | уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом; совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, закон (Божий, церковный, духовный), религия, церковь, духовное братство. [4] | |
Возношение | поднятие, воздвигание; прославление, хвала. [4] | |
Говение | почитание (например, поста). [1] | |
Грех | поступок, противный закону Божию; вина перед Господом. [4] | |
Душа | бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею. [4] | |
Жертва | пожираемое, уничтожаемое, гибнущее; что отдаю или чего лишаюсь невозвратно; отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу; самоотверженье и самый предмет его, то, чего лишаюсь. [4] | |
Завещание | заповеданье, заповедь, запорука, порученье, наказ; духовная, посмертная запись, последняя воля умирающего, распоряженье его на бумаге. [4] | |
Знамение | знак; признак; явление; чудо[1] | |
Кончина | см. Смерть [4] | |
Милость | свойство человека любящего; снисходительная любовь; радушное расположение, желание кому добра на деле; прощение, пощада; благодеяние, щедрота [4] | |
Покаяние | одно из семи таинств церкви, исповедь. [4] | |
Плотоугодие | угождение телу. [1] | |
Пророчество | предсказание[1] | |
Радение | забота, старание, усердие; желание и хлопоты радушные, всей душой. [4] | |
Скитание | от глаг. скитаться, вести скатальную, скитальческую жизнь, бродить, странствовать, переходить с места на место, без коренного жительства, оседлости [4] | |
Смерть | конец земной жизни, кончина, разлучение души с телом, умирание, состояние отжившего; конец плотской жизни, воскресение, переход к вечной, к духовной жизни. [4] | |
Смирение | кротость, покорность, послушание. [4] | |
Смятение | смущение; возмущение, беспокойство, от глаг. возмущаться, приходить в беспорядочное состояние. [4] | |
Спасение | от глаг. спасаться - стараться жизнию своею достигнуть вечного блаженства, искать душе спасенья, спасать душу свою. В сем знач. спасаться иногда значит молиться, идя идти в монастырь, в монашество. [4] | |
Страдание | от глаг. стадать - скорбеть, тосковать, болеть душою, нравственно. [4] | |
Уединение | о месте, жилье, основать его в глуши, в одиночестве, на безлюдье. [4] | |
Человеколюбие | любовь к ближнему, состраданье, милосердие. [4] |
Слова, не встречающиеся в Священном Писании, но имеющие отношение к религии и церкви
№ п/п | Лексическое слово | Лексическое значение (по словарю) |
Атеист | безбожник. [4] | |
Лютеране | представитель одной из католической церквей. [4] | |
Мирской человек | член общины, общества крестьян; противопол. духовному, монашескому лицу. [4] | |
Отрок | царская, княжеская прислуга; [4] | |
Поклонница | поклоняющийся кому, чему (Богу, Святым местам). [4] | |
Сновидец | человек, склонный к вещим снам, сновидениям. [4] |
Заключение.
Предложенный в работе анализ библеизмов Достоевского носит чисто лингвистический аспект исследования. Это обусловлено тем, что изучение русской литературы невозможно без знания русского языка. Чем шире познания в области лингвистики, тем больше тайн и особенностей писателя-творца раскрываются перед нами. В одной работе не представляется возможным охватить все преломления библеизмов в изучаемом эпизоде романа «Братья Карамазовы», но некоторые закономерности в ходе работы были выявлены.
Во-первых, мы установили, что интерес Достоевского к христианской религии не был явлением эпизодическим, поскольку язык всего произведения насыщен библейской, церковно-славянской, сакральной лексикой.
Во-вторых, использование Достоевским библеизмов свидетельствует о прекрасном знании христианской религии, как учения, так и обрядовой стороны. Объем привлекаемых писателем материалов свидетельствует о прекрасном знании церковных источников.
В-третьих, проведенное исследование показывает, что библеизмы органично вплетаются в ткань повествования и служат для отражения мировоззрений Ф.М.Достоевского.
В-четвертых, анализ выявленных лексических единиц показывает, что большинство слов не имеют отличий от общеязыковых, т.е. не имеют авторских коннотаций.
В-пятых, наиболее часто автор использует слова, относящиеся к категории отвлеченных имен существительных.
Все это говорит о том, что для того, чтобы понять Достоевского, достаточно понять и принять Книгу Книг, какой является Библия. Исследование показывает, что писатель при изображении своих представлений в художественной форме опирается на традиционные для Библии языковые средства.
Наше исследование не ставило целью выявление всех особенностей и подробностей, связанных с употреблением библеизмов на страницах романа «Братья Карамазовы», но они могут быть расширены в других работах.
Библиография
I Источник текста.
1) Ф. М. Достоевский Полное собрание сочинений: в 30 т.- Л.: Наука, Ленингр. отд-ие, 1976. Т.14- 510 с.
II Литературно-критические работы.
III Словари и справочники.
Приложение
Библеизмы, выявленные в тексте романа Ф.М.Достоевского
«Братья Карамазовы»
(эпизод «Русский инок», глава вторая книги шестой )
Ералаш
Цветок или сорняк?
Сказка об одной Тайне
Петушок из русских сказок
Рисуем акварельное мороженое