Работа посвящена трагическим событиям, которые произошли на территории Восточной Пруссии, в районе немецкого городка Пальмникен. Сейчас это территория Калининградской области. Пальмникен - это небольшой городок на берегу Балтийского моря, который сейчас все знают, как Янтарный. Эту работу мы с Кочневой Машей готовили на IХ Международный конкурс "Память о Холокосте - путь к толерантности". В ночь на 1 февраля 1945 года на берегу Балтийского моря были расстреляны фашистами молодые женщины - польки, которых пригнали из концлагеря Штутгоф. После расстрела в живых осталось только 15 человек из 3 тысяч человек.В работе можно найти отрывки из свидетельских показаний, оставшихся в живых после расстрела. В работе используются рисунки Полины Чижевской и фотографии шахты "Анна", в районе которой расстреляли польских женщин и девушек.
Вложение | Размер |
---|---|
marsh_smerti_v_palmniken_ih_mezhdunarodnyy_konkurs.doc | 706 КБ |
IХ Международный конкурс работ "Память о Холокосте - путь к
толерантности"
«Марш смерти» в Пальмникен
Автор - Кочнева Мария Михайловна, ученица 9 класса МОУ
«Калиновская СОШ» Черняховского района Калининградской области
Руководитель - Карбовская Тамара Борисовна – учитель истории
и обществознания высшей категории МОУ «Калиновская СОШ»
Черняховского района Калининградской области.
п. Калиновка 2010 г.
Содержание
1. Холокост. Как все начиналось.
2. Загадка шахты «Анна»
3. «Марш смерти» на янтарное побережье в Пальмникен.
4. «Aufstehen!» - Встать!
5. Мы остались живы, благодаря их мужеству.
6. Память о Пальмникене в Калининградской области.
Приложение
Литература
Холокост: этого нельзя не знать,
этого нельзя не помнить.
Прошедший двадцатый век был одним из самых кровавых в истории человечества. Расовые и националистические теории, взращенные фашистской идеологией, вылились в геноцид целых народов.
Свою работу мы посвятили трагедии, которая произошла 65 лет назад, в 1945 году в Восточной Пруссии, в п. Пальмникен, теперь это территория на которой мы живем – Калининградская область, п. Янтарный, когда советские войска двигались с тяжелыми боями в сторону Кенигсберга, захватывая город за городом, а до победы над фашизмом оставалось всего 9 дней.
Геноцид евреев в Европе, проводимый нацистской Германией во время Второй мировой войны, уничтожение евреев называют греческим словом «Холокост», а иногда словом «Шоа» на иврите, унесло шесть миллионов человеческих жизней. Это было преступление против человечества, принявшее огромнейшие масштабы, преступление, о котором, по мнению большинства людей, необходимо помнить.
Это не смерть на войне с оружием в руках, это смерть людей, где-то оставивших дом, семью, поле, песни, книги, традицию, историю.
Это убийство древа жизни, смерть корней, не только ветвей и листьев.
Это убийство души и тела народа. Это уничтожение нации. (1)
1
Холокост - это политика нацистской Германии, её союзников и пособников по преследованию и массовому уничтожению евреев.
Холокост - это несколько миллионов жизней, отобранных у ни в чём не повинных людей.
Холокост - это самый крупный и изощрённый грабёж во всей мировой истории, ведь нацистское государство отобрало у евреев всё, что можно отобрать: жильё, предметы быта, личные вещи.
Холокост - это чума ненависти к целому народу, приведшая к безумной идее его полного искоренения на Земле.
Понятию "холокост" можно дать самые разные определения, каждое из которых охарактеризует его с какой-то стороны, но как бы он ни был назван, это не поменяет его сути: холокост навсегда останется самым чудовищным явлением из когда-либо случавшихся на Земле.
Государство объявляло законопослушных членов общества отличными от остальных; их подвергали сегрегации и дискриминации, насильственно лишали собственности, затем собирали вместе, депортировали и в конечном итоге физически истребляли. Миллионы неповинных людей погибли во время карательных экспедиций и специально созданных лагерях уничтожения. Едва ли когда – нибудь удастся установить точное число пострадавших от нацистской идеи «расово чистой» Великой Германии. За каждой цифрой: несколько сот человек, сто тысяч человек, миллионы человек - стоят конкретные люди, дети, родители, родственники, каждое имя – это друг, сосед, любимый, это утерянное будущее. Холокост унес жизни шести миллионов европейских евреев. Места массового уничтожения людей - Освенцим, Треблинка, Майданек, Бабий Яр известны сегодня всему человечеству. К ним можно добавить ещё целый ряд географических названий мест, где зверски умерщвлялись ни в чём не повинные женщины и дети. (2 )
1.В. Гроссман Украина без евреев. Цитируется по кн. С.Брухвельд, Пол А.Левин Передайте об этом детям вашим… М. «Текст» 2000. ст. 85
2. С.Брухвельд, Пол А.Левин Передайте об этом детям вашим… История Холокоста в Европе 1933-1945. М.
«Текст» 2000. ст. 6
2
Я, вместе со своим учителем, Карбовской Тамарой Борисовной, просмотрели не только книги по этому вопросу, которые смогли найти в библиотеках города
Черняховска, но и материалы из Интернета, документальный фильм «Освенцим» и художественный фильм Спилберга «Список Шиндлера», которые произвели на меня огромное впечатление. Я, родившаяся в 90-х годах ХХ века, не знавшая, что такое война, была поражена тем, что увидела в этом фильме. И меня поразило, что евреи, выжившие в том аду, не забыли о человеке, давшем им вторую жизнь, немца Шиндлера, и берегут о нем память, как и о тех, кто их спасал, прятал, кормил. Не зря таких людей называют «Праведниками мира». Кадры из документального фильма «Освенцим» (были показаны во время мероприятия, посвященного Дню освобождения узников концлагерей), в которых мы увидели груды детских башмачков, человеческих волос, детских ночных горшков, трупов мужчин, женщин, детей, заставили многих ребят и учителей плакать. Кроме того, в своей работе мы использовали рисунки художницы Полины Чижевской из серии «Освенцим». В 2006 году Тамара Борисовна вместе с учениками побывала на выставке Полины Чижевской, которая проводилась в Калининградском историко – краеведческом музее. Она говорила, что, когда они вошли в зал, ее поразили цвета рисунков – ярко красный и черный, как бы в них переплелись смерть и кровь. Рисунки, которые мы представили, по нашему мнению, выражают трагедию не только Освенцима и других концлагерей, но и всех тех людей, в том числе и евреев, кто был убит, задушен в газовых камерах, сожжен в печах крематориев и тех, кто прошел тот ад, дожил до нынешнего дня и отметил 65-летие Великой Победы.
В своей работе мы также опирались на публикации Олега Глушкина «Кровоточащая память Холокоста» и Славиной Дины, ученицы гимназии № 32
г.Калининграда «Трагедия Пальмниккена», статью А.Адерихина и А Шабунина «Марш смерти: марш забвения», книгу «Тайна шахты «Анна»», небольшую информацию мы получили в книге «Очерки истории Восточной Пруссии», автор Г.В.Кретинин и др. публикации, которые мы смогли найти.
3
Бывшая Восточная Пруссия и массовый расстрел еврейского населения
на берегах Балтийского моря занимают в истории Холокоста особое место.
Страшное дыхание погромов обожгло этот край еще в тридцатые годы. Здесь, в Кенигсберге, как и в других крупных городах Германии, начиналась трагедия европейского еврейства. Этот город, тогда еще немецкий, был свидетелем страшной «хрустальной ночи»... Как же смогло такое случиться, чтобы Кенигсберг, город, еврейская община которого насчитывала несколько тысяч человек, где строились синагоги, имелись еврейские кладбища, вдруг стал братской могилой для живших здесь евреев? А ведь все начиналось с такого, казалось бы, безобидного для обывателей бытового антисемитизма, с незамысловатой глупой шутки брошенной в адрес еврейского мальчика, обидной насмешки, пошлого анекдота... Но, когда эти оскорбления и насмешки не находят сопротивления со стороны государства, а напротив поощряются им, бытовой антисемитизм превращается в геноцид против народа... Мы хорошо знаем, чем все это закончилось... Город пережил ночь с 9 на 10 ноября 1938 года, когда была сожжена самая большая синагога, разорены приюты и сиротский дом, разграблены квартиры евреев. После начала войны последовали депортация и путь в лагеря смерти. Подобное произошло и во всех малых городах края. В Пальмникине незадолго до окончания войны прошла одна из последних массовых акций по истреблению евреев. Раньше считалось, что Холокост закончился 27 января 1945 года - в день освобождения Освенцима. Однако на Янтарном побережье в Пальмникине, в ночь на 31 января 1945 года, под пулями фашистов и их приспешников приняли мученическую смерть тысячи согнанных из концлагерей евреев, в основном молодых еврейских женщин. Трагические события на шахте «Анна», близ Кенигсберга, 30 января 1945 года, стали последним актом массового убийства в истории Холокоста.
4
Незадолго до эвакуации немецких частей из Кенигсберга шахта «Анна» на старом Пальмникенском месторождении янтаря (поселок Янтарный Калининградской области) была экстренно затоплена. Считалось, что это было сделано для укрытия
Памятник расстрелянным 30 января 1945 года в Пальмникене
(п.Янтарный Калининградской области)
спрятанных там культурных ценностей, в том числе, возможно, и Янтарной комнаты. В нашей области кто только, и где только не искали Янтарную комнату. Комнату не нашли, но вскрылась ужасная трагедия, которая произошла здесь в ночь на 31 января 1945 года. Трагедия эта долгое время замалчивалась. В советской прессе в доперестроечные годы тоже старались не афишировать масштабы Холокоста. Рвы с тысячами убитых заросли травой, на месте расстрелов строились новые дома. О Пальмникенском расстреле в нашей области вообще мало кто знал, да и знает сейчас.
В 1958 году в одну из прокуратур ФРГ обращается бывший солдат вермахта Альфред Крэмбринг. Он рассказывает, что в 1944 году его, за неподчинение приказу, арестовывают и бросают в кёнигсбергскую тюрьму. Оттуда переводят в лагерь в Пальмникене. Здесь штрафнику несколько раз по ночам приходится
5
копать ямы для расстреливаемых поляков и евреев. В заключение своего письма Крэмбринг просит вернуть ему изъятые у него при аресте часы, кольцо с полудрагоценным камешком и небольшую сумму в рейхсмарках. Крэмбринга вызывают в прокуратуру и допрашивают. Появляются показания об эсэсовской акции на пальмникенском пляже. Вскоре над этим делом работают десятки сотрудников прокуратуры по всей Западной Германии. Опрошены сотни свидетелей, сделаны сотни запросов... Выясняется, что эсэсовцы, доставившие в Пальмникен приказ об акции возмездия, скорее всего, погибли в боях за Кёнигсберг. Свидетельства о смерти обершарфюрера СС Вебера не было...
Фритца Вебера находят в марте 1964-го в городе Киле. Он не скрывается. Ну разве что указывает в анкетах, что был полицейским, а не эсэсовцем. Добропорядочный отец двоих детей добросовестно работает в министерстве культуры Шлезвиг-Гольштейна. Вебер часто делает пожертвования в местной церкви и вступает в правящую партию (ХДС). Почти год за ним следят. А сразу после рождества выдают ордер на арест. Он даёт показания: « Да, он привёл колонну. Да, две тысячи человек были уничтожены в пути, три тысячи – на берегу. Он не стрелял. Хотел убежать, но помнил, что за дезертирство платят свободой или жизнью родные. В 1945-м – у него жена и трое детей в Данциге. Когда Вебер пришёл в Пиллау, его арестовывают. Потом выпускают. Ему говорят, что он «всё сделал правильно». А ещё... что евреев расстреляли из-за того, что русская подлодка пустила на дно «Вильгельм Густлофф». «Законная» акция возмездия...». Его будут судить, признают виновным и... освободят от наказания из-за срока давности. Но за 11 дней до истечения этого срока обвиняемого находят повесившимся в тюремной камере. Фритц Вебер сам вынес себе приговор и сам привёл его в исполнение. Следственное дело № 2 Js 369/64 прекращено за смертью главного обвиняемого... (1 )
1. Копии переводов протоколов допросов Курта Фридрихса, полученных из немецкого Центрального Управления. Цитируется по книге О.Глушкова .
6
Но до 90-х в Калининградской области никто не говорил о трагедии, пока в области, уже постепенно открывавшейся для бывших жителей Восточной Пруссии, не побывал Мартин Бергау, который написал книгу, где и рассказал о событиях 1945 года. Он побывал в 1993 году в Янтарном, нем. Пальмникен, своем родном городке, и там узнал, что всего несколько лет назад при прокладке кабеля обнаружена общая могила. Вернувшись домой, опубликовал в Германии книгу «Парень с янтарного побережья». Мартину Бергау, жителю поселка Пальмникена, было тогда неполных 16 лет. Вот что он рассказывает: «В эту ночь меня разбудил шум на дороге. Около 3-4 часов утра я вышел из дома, а навстречу мне шло существо в лохмотьях. Это была женщина из проходившей по дороге колонны, которую вели эсэсовцы. Увидев меня, она испугалась и выбежала на дорогу, и там её застрелили… Остальных пригнали к старой штольне шахты "Анна"… Мы стояли с оружием и следили, чтобы люди не убежали. Сначала их уводили по два человека за дом, и мы слышали стрельбу… Потом людей стали расстреливать толпами. Их ставили на обрыв и стреляли из пулеметов. Они погибали и от пуль, и от переломов, падая с обрыва в ледяную воду. Я видел, как тела погибших колыхались на волнах у берега, как живые. Среди льдин было разбросано много трупов…». (1)
Остатки конструкций шахты «Анна и памятник жертвам последней трагедии Холокоста.
1. М. Бергау Парень из янтарного побережья. Цит. по Тайна шахты «Анна», Калининград. 2003 г. стр. 38
7
Только в 1999 году, когда в калининградской газете «Дворник» была опубликована статья журналистов Александра Адерихина и Алексея Шабунина «Марш смерти: марш забвения?» - о кровавом событии широко заговорили. А вымытые водой человеческие кости в районе п. Янтарный, которых было огромное множество, заставили заговорить о захоронении во время Второй мировой войны. И тогда появились первые сведения, что это кости расстрелянных евреев в конце января 1945 года. 32-ая дивизия советских войск вступила в Пальмникен 15 апреля 1945 года. Фашисты к тому времени сделали всё, чтобы скрыть следы массового убийства. Но уцелели свидетели , были обнаружены могилы, в них тела с лагерными номерами на руках, на рукавах одежды - шестиконечные звёзды Давида. Уже 17 апреля 1945 года была созвана комиссия под руководством генерал-майора Данилова, которая подвергла осмотру первые четыре общие могилы. В протоколе говорится: "Произведен осмотр четырех могил, находящихся в болотистой части леса. Три могилы представляют собой ямы в 1-1,5 метра глубиной. Четвертая могила была в виде рва трех метров длинной, двух метров шириной и глубиной 1,5 метра. Из этих могил были вырыты 86 трупов, из них 80 женщин и 6 мужчин в возрасте 20-40 лет. На трупах были окровавленные лохмотья и деревянные колодки, рядом валялись мешки. На левом рукаве каждого был номер и шестиконечная звезда. Все эти номера, за исключением одного - 82113, стерлись, и их прочесть их было невозможно. На одежде трупов, на спине также была нашита шестиконечная звезда..." В течение следующих недель были обнаружены другие могилы. А 18-19 мая при строительстве учебных огневых позиций наткнулись на могилу с 263 трупами, из которых 204 тела женщин и 59 мужчин. 21 мая советские артиллеристы нашли могилу, в которой было 100 женщин и 17 мужчин. Вскоре была найдена следующая могила с 35 убитыми. Об этих могилах информировал генерал-майор Данилов в протоколе от 31 мая 1945 года Командованию 2-й Гвардейской армии 3-го Белорусского фронта. Несомненно, все могилы найти не удалось. Разыскивались преступники, участвовавшие в злодеяниях. Не успевших
8
убежать пацанов из «гитлерюгенда» публично расстреляли, а жителей Пальмникена заставили голыми руками выкапывать из песка трупы расстрелянных и перезахоранивать.(1)
Вначале за новыми братскими могилами ухаживали. Поставили красные звёзды и сделали надписи: «Вечная память советским людям, павшим от рук немецко-фашистских захватчиков». Потом ухаживать перестали. Сегодня уже неизвестно, где эти захоронения. Нашлись и свидетели этого страшного злодеяния фашистов. Силами еврейской общины на месте расстрела был установлен небольшой памятный знак, сюда стали приезжать люди, чтобы отдать дань памяти жертвам геноцида. Но всё же и сегодня приходится констатировать, что событие не нашло должного освещения, далеко не все жители нашей области знают о происшедшем. Мы в поселке Калиновка, где находится наша школа, провели мини - анкету. Задавали только один вопрос: «Что вы знаете о расстреле еврейского населения в п.Янтарном в 1945 году?» И оказалось, что никто ничего не знает, только наши школьники вспомнили, что об этой трагедии было сказано во время мероприятия, которое проводилось в школе 27 апреля в День освобождения узников Освенцима. Незнание прошлого, замалчивание преступлений нацизма приводят зачастую к повторениям трагедии. Опаснейший синдром геноцида вновь произрастает на земле. У нас, в нашем Калининградском крае, мы можем наглядно познать и объяснить людям, к чему приводит человекофобия.
3. «Марш смерти» на янтарное побережье в Пальмникен.
Кто же были эти люди, как они оказались в Пальмникене?
Был конец войны. Фашисты срочно заметали следы своих преступлений. Из рвов вытаскивались трупы и сжигались на гигантских кострах. Ликвидировались гетто и лагеря смерти. Оставшихся в живых узников сгоняли в перевалочные лагеря.
1. Копии документов 32-ой дивизии Красной Армии, полученные из Центрального военного архива в Подольске
9
Узников гнали пешком, в мороз, нещадно убивая в пути - эти пешие походы вошли в историю Холокоста под названием - «марши смерти». Еще с конца 1939 года нацисты свозили «нежелательных польских элементов» из города Данциг (ныне Гданьск). Через Штуттхоф, который первоначально должен был служить «искоренению» польской интеллигенции Данцига, прошло свыше 100 тыс. заключенных из 28 стран и 30 национальностей, включая поляков, евреев, русских, украинцев, белорусов, литовцев, латышей, эстонцев, чехов, словаков, югославов. В нынешнем польском местечке Штутово под Гданьском на месте прежнего концлагеря стоит музейно-мемориальный комплекс. За пять лет своего существования Штуттхоф из относительно небольшого поселения за колючей проволокой для 3500 заключенных вырос в концлагерь, где содержали 57 тыс. человек. Он также располагал 37 «филиалами» - внешними лагерями в Хайлигенбайле (Мамоново), Йесау (посёлок Южный), Зеераппен (около Люблино), Шиппенбайле (около Железнодорожного) и в Кёнигсберге (в районе Шпандина). В июне 1944 года Штуттхоф был включен в перечень «лагерей смерти», выбранных для «окончательного решения еврейского вопроса». Под Кенигсбергом в районе Штутгофа были устроены перевалочные лагеря для уцелевших евреев. Это были в основном молодые женщины из Лодзинского гетто и из Венгрии, доведённые голодом до крайнего истощения. На их телах едва держались рваные лохмотья, на ногах были деревянные колодки, некоторые ходили вообще босиком. Была и небольшая группа мужчин - узников Вильнюсского гетто. Точно узнать, сколько человек содержалось в «филиалах», установить не удалось.
Советские войска стремительно наступали. Страшась возмездия, фашисты начали ликвидацию перевалочных лагерей. Эрих Кох - гауляйтер Восточной Пруссии - разработал план уничтожения этих лагерей. Способ уничтожения представил директор Кёнигсбергских янтарных заводов Герхард Раш, предложив замуровать узников в большие пустующие штольни янтарного завода в Пальмникене и в этих штольнях уничтожить их газом или взрывами,
10
предварительно засыпав входы землёй. Исполнить это варварское действо должно было гестапо, которым командовал Курт Горниг, главным исполнителем должен был стать шеф отделения гестапо гауптштурмфюрер Вильгельм Зонненштейн. Предвидя скорое продвижение советских танков и пехоты, заключённых-евреев решили стянуть под Кёнигсберг. Больных и тех, кто не мог идти, расстреливали или взрывали прямо в бараках. В столице Восточной Пруссии царила паника – что делать с заключёнными, никто толком не знал. Комендант Штуттхофа отдал приказ вернуть всех в лагерь. Но как? Короткий путь по суше вдоль залива был недоступен. Так судьбу узников-евреев передоверили кёнигсбергским эсэсовцам и гестапо.. Было решено всех узников из пересыльных лагерей гнать пешком до Кенигсберга, а потом далее - в Пальмникен. Существует мнение, что расстрел польских евреев в Пальмникене - была акция возмездия за транспорт «Вильгельм Густлофф», потопленный днём ранее подлодкой С-13
День Гитлера - 30 января. Он был особым днём для Адольфа Гитлера. 30 января 1933 года он пришёл к власти. 30 января 1945 года его швейцарскому соратнику Вильгельму Густлоффу исполнилось бы 50 лет... , но в феврале 1936 года его застрелил сын раввина Давид Франкфуртер. Давид признался: он сделал это именно по той причине, что Густлофф был нацистом. Тогда же, в 1936-м, было спущено на воду новое судно, по прямому указанию Гитлера названное в честь его друга – «ВильгельмГустлофф». И 30 января 1945 года – в этот священный для оберглаваря нацистов день – буквально через несколько минут после окончания его радиообращения к немецкой нации, идёт ко дну его любимый «Вильгельм Густлофф». С тысячами беженцев на борту, курсантами-подводниками и всей командой он был продырявлен тремя торпедами подлодки Александра Маринеско. Всего погибло около шести тысяч человек…... По мнению Гитлера, кто – то должен был заплатить за это, и эти кто – то и стали узники - евреи, чьи жизни оборвались в Пальмникене. В январе 1945-го советские войска были на подступах к Кёнигсбергу. Из перевалочных лагерей начали выводить узников 15 января 1945 года. Поэтому было решено гнать узников-евреев дальше на запад.
11
Вести колонну приказали обершарфюреру Фритцу Веберу, до той поры руководившему всего лишь колонной из 200 мужчин-евреев в Хайлигенбайле (г.Мамоново). Командовать Вебер не умел и был не в состоянии довести несколько тысяч человек до Пальмникена (п.Янтарный). В пути пьяные казаки, переметнувшиеся в своё время к фюреру, украинцы и эстонцы из карательных групп Тодт и Хивис, начали палить по колонне. Вебер просто испугался. «А мне-то что делать с этой бандой?» – в сердцах бросил он своему заместителю. Стоял двадцатиградусный мороз, и никто не считал, сколько женщин упало в придорожные канавы, и сколько было убито конвоирами. Тех, кто добрел до Кенигсберга, разместили в перевалочном лагере и в цехах шпагатной фабрики.Почти не дав отдыха измученным жертвам, из Кенигсберга их погнали в Пальмникен. Никакой еды узники не получили. Обречённых на смерть расчётливые фашисты не думали кормить. 120 бандитов из отрядов Тодт и Хивис, а также 25 эсэсовцев вдоволь поиздевались над беззащитными женщинами в этом жестоком марше смерти. Спасшаяся узница Анна Клиновская вспоминает: «... ночью нас разбудили и выгнали из фабрики. Мы чувствовали, что готовится что-то ужасное. Надзирательницы начали нас бить по головам, стрелять в людей... Конвоиры стреляли направо и налево - прямо в лицо. В стороне стояли два пожилых немца, я слышала, как один из них сказал украинцам: «Собак не стреляют в рот, а вы стреляете людей в лицо» С того момента они стали стрелять в спину или в затылок. Была сильная пурга - ветер, шёл сильный снег...» (1). Неизвестно сколько было убито в пути. Неизвестно о том, сколько вышло женщин из Кенигсберга. Сегодня называют разные цифры. Уцелевшие узницы говорят о десяти тысячах, немецкая сторона определяет - пять тысяч. Жители Пальмникена свидетельствуют о том, что дошло туда четыре-пять тысяч. Можно твёрдо сказать, что половина узников погибла в пути. Совершившая побег Гелина Маленцевич пишет в своих воспоминаниях: «... нам ничего не давали есть... Всякий раз, когда кто-то наклонялся взять в ладони немного снега, охрана стреляла».
1. Краковский Шамуэль. За четыре месяца до победы, ж. «Новое время», 1995г. 12
Голодные женщины, почти раздетые, брели в двадцатиградусный мороз, подгоняемые ударами прикладов. Фашисты стреляли в тех, кто отставал, кто казался больным, кто хромал. Некоторые женщины сами просили убить их, не выдерживая мучительного марша. Некоторые находили силы бежать. Но большинство беглецов настигали пули. Вся дорога от Кенигсберга до Пальмни- кена была усеяна трупами. Вот что свидетельствует житель Пальмникена Франц Фогель: «Я сам видел на шоссе вблизи Пальмникена много трупов зверски убитых невинных и измученных людей. Шоссе было покрыто не только трупами, но и лужами крови и частями человеческих черепов. Думаю, что в Пальмникен прибыло живыми 4 тысячи этих несчастных. По обе стороны шоссе в лесах находится очень много могил, которые может указать местное население. Ферстер Мартер из Гумбиннена знает много могил в районе Гумпенер-Вальж, где жестоко умерщвлённые люди в течение месяца лежали сваленные в кучи и только потом были зарыты. Эти трупы частично были съедены лисицами, собаками, поклёваны птицами. Житель Пальмникена Пиперт рассказывает: «Шоссе и кюветы были буквально завалены убитыми людьми. Видел, как две, видно тяжело раненные женщины, уползали в лес. Их стали преследовать. Они заламывали руки и умоляли не расстреливать их, но были избиты эсэсовцами и застрелены...» (1)
Рисунок художника Полины Чижевской из серии «Освенцим»
Мы его назвали « «Марш смерти» в январе 1945 года из Кенигсберга в Пальмникен».
1. Краковский Шамуэль. За четыре месяца до победы, ж. «Новое время», 1995г.
13
В Пальмникене, куда колонна пришла поздней ночью 27 января, выяснилось, что первоначальный план, загнать всех в штольню шахты «Анна» и затопить, неосуществим. Автор идеи, подсказавший её командованию СС в Кёнигсберге
(видимо, это был директор Янтарной мануфактуры Герхард Раш), не знал, что штольня уже давно завалилась. Несколько дней узники провели в слесарных мастерских янтарного комбината. Инспектор земельных имений показал впоследствии, что в слесарню загнали около четырех тысяч узников. Вариант с уничтожением людей в пустых штольнях вызвал протесты местных деятелей. Директор янтарного предприятия Ландман негодовал, он беспокоился о том, что
пострадают находящиеся в штольнях системы водоснабжения и воду нельзя будет употреблять. Против уничтожения узников выступил руководитель местного фольксштурма Фейербенд, который распорядился о выделении пропитания узникам. Он был майором резерва, был награждён во время первой мировой войны и был уважаем всеми жителями.
Он был возмущен отношением к узникам со стороны СС. Свидетели рассказывают, что этот майор накинулся на начальника конвоя Вебера, говорил с гневом, что Вебер опозорил немецкий мундир, уничтожая женщин в дороге. Вебер пытался оправдываться: мол, стреляли в женщин литовские и эстонские полицаи. Фейербанд довольно смело заявил, что принимает сам ответственность за судьбу узников и не позволит уничтожать их в Пальмникине, ибо не хочет, чтобы его родной город вошёл в историю, как место убийств. Жители собрали хлеб и картошку и передали в слесарню. Истомлённые узники, едва ли могли проглотить пищу, с отмороженными руками и ногами, сонные и обессиленные они ждали неминуемого конца и жаждали, чтобы скорее закончились мучения.
Эсэсовское начальство тоже было заинтересовано в скором уничтожении узников.
30 января 1945 года мешающий их планам Фейербенд был послан с отрядом фольксштурмовцев в район боев на Кенигсбергском направлении. А на следую -щий день в Пальмникен привезли его труп. Он покончил с собой, получив разносное письмо от командования СД из Кенигсберга.
14
4. «Aufstehen!» - Встать!
В это время Вебер ждал какого-то приказа из Кёнигсберга. Приказ поступил 31 января. Как говорят документы, 31 января в район Пальмникена прибывают два высокопоставленных эсэсовца из Кёнигсберга. Они отдают Фритцу Веберу приказ, который он не может не выполнить. Колонну выводят из Пальмникена поздним вечером. Конвоиры рассказывают узникам, что ведут их в Пиллау (Балтийск), чтобы оттуда эвакуировать морем в Штуттхоф или Швецию. Людей гонят по кромке берега моря. Глубокий снег, пурга. Температура – минус 20. На многих вместо одежды и обуви накручена бумага. Мужчин ведут в хвосте.
Глаза скорби ( из коллекции художника Полины Чижевской )
Конвой – интернациональный сброд со всей Европы: казаки, эстонцы, бельгийцы, французы, литовцы, латыши – начинает именно с них. От хвоста колонны отсекают по 50 человек, загоняют их в море – и «Огонь!». Узники слышат выстрелы и крики. Некоторые начинают понимать, что происходит. Нападают на конвойных, пытаются завладеть оружием. С ними быстро справляются. Чудом выживший свидетель рассказывает: после того как расстреляли их партию, один из конвойных громко скомандовал на немецком: «Aufs te hen!»* («Встать!»). Это была не просто команда. От того, как быстро выполнит её заключённый любого концлагеря, часто зависела его жизнь... Этот рефлекс безупречно срабатывает и в ночь с 31 января на 1 февраля 1945 года на обледеневшем пляже между Пальмникеном и Пиллау. Тот, кто ещё жив и слышит немецкое «Встать!», инстинктивно пытается выполнить команду.
15
Заметив шевеление, конвойные добивают их прикладами или просто забивают тяжёлыми сапогами. Они берегут патроны: «русские всего в нескольких километрах», в любой момент могут прорваться к морю. (Опасение не напрасно – передовые части советской армии выходят к месту расстрела через сутки.)
Вот что рассказывает Анна Клиновская: «Вся наша группа оказалась уже в море. Рядом застреленные. Я слышала, как хрипели сестры Сонненштейн, трясла, звала их, но никакого ответа. Я лежала на льдине, на меня бросили, они думали, что я мертва. Позже всё затихло. Недалеко от меня лежала Регина из Лодзи... Она была жива, услышав мой голос, отозвалась и спросила: «Ганка, ты жива?» Сознание моё работало, я решила не поддаваться смерти, хотя в первые минуты хотела утопиться, чтобы больше не мучиться. Поднялась, ходила по трупам. Впереди меня нагромождение льда, через которое с трудом перебралась. Со мной шла Цельникер и ещё одна, не из нашего лагеря. Она, казалось, была не в своём сознании. Вместе вышли из моря, забрались на высокий берег, кругом всё было покрыто снегом, и мы руками засыпали, маскировали наши следы, чтобы нас не обнаружили. Издалека видела, как из моря пытались выбраться другие, но они были ранены и не смогли преодолеть горы льда. Через некоторое время мы услышали скольжение саней и немецкую речь - «моё пальто где-то пропало». Это были эсэсовцы. Потом были слышны выстрелы, после которых уже больше не слышно было ни единого стона со стороны моря... Вскоре слышна стала немецкая речь: «Здесь люди в воде! Это, видимо, евреи! Мы должны об этом заявить бургомистру!» Это были жители окрестных деревень, привлечённые сюда криками и стрельбой в ночи...» (1)
Другая спасшаяся узница Гелина Маленцевич рассказывает: «... Я находилась в шипящем и клокотавшем море, в маленькой, частью замёрзшей бухте на груде мёртвых и раненых, но ещё живых людей. Весь берег, насколько я могла видеть, был покрыт ещё не затонувшими трупами, и я тоже лежала на одной такой горе
1. Глушкин Олег. Кровоточащая память Холокоста. Калининград. Региональный общественный фонд "Шофар", 2001 г. стр. 54
16
трупов, которая всё время оседала глубже и глубже. Вплотную ко мне были прижаты Геня Вайнберг-Бидерман и Маня Цвейг-Глейман, а у моих ног лежала Фела Левкович. Тяжело раненная, она приподнялась и крикнула стоявшему в нескольких метрах конвойному: «Герр конвоир, я ещё жива!» Конвойный прицелился и выстрелил ей в голову, она упала сражённая. Вдруг меня ущипнула моя подруга Геня, которая тоже от холодной воды пришла в сознание и прошеп- тала мне: «Не высовывайся!» Так мы лежали какое-то время, я, собственно, не помню, как долго, и совсем замерзли. Вдруг появились эсэсовцы, кричавшие «поднять головы!» Некоторые раненные, которые были ещё живы и были в силах последовать этому приказу, были тотчас пристрелены. После этого эсэсовцы ушли... С большими усилиями начали мы карабкаться вверх по склону горы... Нас тошнило, так как мы наглотались морской воды...Стоял двадцатипяти градусный мороз. Мы были покрыты ледяной коркой и не могли двигаться.» (1)
Людей начинают уничтожать «экономно». Выстраивают в затылок друг другу и убивают одним выстрелом. Патронов всё равно не хватает, под утро последних забрасывают гранатами. По показаниям свидетелей, примерно двумстам человекам поначалу всё же удаётся выбраться с берега живыми. Узнав, что где-то в окрестностях посёлка бегают «недобитые» узники, бургомистр Пальмникена, член НСДАП Фридрикс (из-за вечного пьянства ему дали кличку «Синяк») собирает мальчишек из «гитлерюгенда», так называемых «зухкомандосов», раздаёт им карабины, наливает по стакану шнапса и отправляет заниматься «настоящим мужским делом» – убивать женщин-евреек. Некоторые делали это охотно. Убивать беззащитных женщин было легко. Особо отличились такие члены гиттлерюгенда, как Ганс Гюнтер, Балгуенн, Ауксхун, Лилиенталь, Зур и Каршау. Поиски сбежавших продолжались несколько недель. Пойманных тотчас расстреливали. Всего в «Пальмникенской бойне» выжило 16 человек. Местные жители опасались пускать к себе уцелевших при расстреле.
1. Краковский Шамуэль. За четыре месяца до победы, ж. «Новое время», 1995г.
17
5. Мы остались живы, благодаря их мужеству.
Но были и те, кто проявил мужество и у кого сохранилось человеческое достоинство. 15 девушек до прихода советских войск спрятали немцы, рисковавшие не меньше, чем спасаемые ими еврейки. Единственного выжившего мужчину спрятали у себя заключенные – итальянцы в лагере в Пальмникене. Так Дору Гауптман спасла местная жительница Берта Пульвер, семья Гардеров спасла Цилю Мошкович, среди тех, кто дал приют несчастным женщинам называют Бидерман, Глатман и Гертл…
Последнее преступление фашизма.
Из серии «Освенцим» художника Полины Чижевской
Анна Клиновская была спасена Циммерманами в деревне Нодемс. Вот что она рассказывает: «Мы подошли к деревянному дому и рискнули войти в него. Хозяин, сразу же узнав, что мы еврейки, закричал: «Уходите вон, я непременно заявлю, что здесь евреи!» Мы убежали и наперерез через поле прибежали к другой деревне. Около дома стояли старик и старушка. Они тоже сразу узнали, кто мы такие, но приняли в дом. У нас были бритые головы, мы были мокрые. Здесь стояли дети, они стали кричать: «Это евреи!..» - «Евреи тоже люди», - сказал старик и прогнал детей. Были и те, кто прятал спасшихся женщин в надежде, что те замолвят за них слово, когда придут советские солдаты. Ведь вдали уже слышались разрывы артиллерий- ских снарядов. Старик был садовником. «Я должен спросить госпожу баронессу,
18
как мне быть…». Когда старик вернулся, он сообщил, что хозяйка разрешила остаться на одну ночь. В доме натопили печь, накормили мясом с картошкой, можно было высушить одежду. Спать положили в хлеву, дали, чем укрыться. Крысы шелестели в соломе и носились по хлеву. Но девушки уже спали. На следующий день советские войска отступили от города, и старик хотел выгнать беглянок. Он даже дал им носки и чулки, только бы ушли. Регина Цельникер покинула убежище. По дороге она выдала себя за польку, которую забрали в лагерь. А, Анна Клиновска стала упрашивать старика, что будет делать всё по хозяйству, только бы не выгонял. Тот посоветовался с женой, и они решили оставить несчастную. Анна доила коров, ухаживала за курами, стирала. Спала всё ещё в хлеву. «Анхен, – сказал ей однажды старик, – там недалеко, в поле, стоит разбомбленный поезд, сходи и подбери себе вещи». Анна принесла полный чемодан. Оделась, отросли волосы, теперь она уже имела постель и спала на кухне… Ей выдали удостоверение на имя Анна Клиновски. Так она продержалась у них до прихода русских» (1). Сходную историю рассказывает и Гелина Маленцевич. «Мы были так голодны, слабы и деморализованы, что смерть казалась нам приемлемым выходом. Наконец, поздно ночью мы пришли к берегу моря. Мы находились на возвышенности, перед которой был отвесный обрыв прямо к воде… По обе стороны колонны стояли автоматчики, которые стреляли в подходящих людей. Те, в кого попадали, теряли равновесие и падали вниз. Увидев, что происходит, мы естественно подались назад. Эсэсовский командир обершарффюрер Шток, схватил оружие и, злобно бранясь, закричал на нас: «Почему не хотите идти дальше? Всё равно вас пристрелят, как собак!» И, подогнав нас к обрыву, со словами «жалко патронов», стал наносить прикладом жестокие удары по голове, от которых мы теряли сознание». Придя в себя после падения с обрыва, Гелина и ещё несколько женщин с большими усилиями начали карабкаться вверх по склону горы. Наконец взобрались на возвышенность, Стоял 25-градусный мороз. Они были покрыты ледяной коркой и еле двигались. И вот,
1. Глушкин Олег. Кровоточащая память Холокоста. Калининград. Региональный общественный фонд "Шофар", 2001 г. 19
после часа блужданий в снегу, они увидели дома какого-то селения. Было ранее утро, стояла полная тишина. Постучали в дверь первого дома. Дверь открыла женщина. Увидев их, насмерть перепугалась, бросилась обратно в дом и вернулась со своим мужем. Он спросил: «Что вам здесь нужно?» Женщины попросили, чтобы их спрятали. «Об этом не может быть и речи», – сказал мужчина. Потом он заколебался и велел подождать снаружи. Через какое-то время он вернулся и сказал, что согласен спрятать на чердаке. Там они оставались 8 суток. Через восемь дней крестьянин позвал их с чердака вниз. Беглянки стояли перед ним без обуви, в совершенно разодранных платьях. «Я верю в победу немецкого вермахта, – сказал он. – Когда восемь дней назад я дал вам убежище, я сделал это, поскольку было похоже, что русские займут наше село Зоргенау. Между тем немецкие войска отбросили захватчиков, и я рискую своей жизнью, если вы останетесь здесь». «Уж лучше застрели нас», – сказали женщины. «Это должны сделать другие», – ответил крестьянин, и пошел в сторону жандармерии. Одна из беглянок осмотрелась и увидела угольный погреб. Там они зарылись в кучу угля так глубоко, что трудно было дышать. Всё происходившее видела соседка, фрау Гардер. Это была толстая, милая женщина, которая, как оказалось впоследствии, пользовалась авторитетом в селе. Она встала на дороге, ведущей к угольному погребу (который, как оказалось, принадлежал ей). Через несколько минут пришли гестаповцы с собакой на поводке. Собака тотчас потянулась в направлении угольного погреба. «Может быть, Вы видели здесь трех евреек?», – спросил полицейский. Женщина ругнулась на собаку и ударила её так, что она заскулила и прекратила тянуться в сторону угольного погреба. «Да, я видела здесь трех оборванных женщин, но куда они ушли, сказать не могу. Мне кажется, что в сторону леса». Полицейские поблагодарили и, успокоив опять начавшую лаять собаку, ушли. Вечером в погреб пришел мужчина и прошептал: «Меня зовут Альберт Гардер, я – муж женщины, которая спасла вам жизнь. Выходите!». Он убрал верхний слой угля, вытащил их, полумертвых, наружу и отнес в недостроенный туалет во дворе. Там
20
беглянки оставались сутки. Затем Альберт Гардер ночью на плечах перенес их в небольшое убежище в свинарнике, через восемь дней их перевели на кухню. Там уже стояли три деревянных корыта с горячей водой, три полотенца и три куска мыла. Фрау Гардер купала женщин, как маленьких детей, тем временем её муж понемногу, чтобы дым не привлек внимание, сжигал лохмотья. На ночь их разместили втроем на двуспальной кровати. Под одеялом лежали три бутылки с горячей водой. Можно представить себе, как спали они в эту ночь! Утром фрау Гардер принесла на подносе завтрак в постель. И опять они спали круглые сутки. Когда вечером женщины проснулись, фрау Гардер сказала: «Боже мой, вы совсем юные девушки. А я принимала вас за старух!». (1) Дальнейшая судьба девушек и семьи Граднер удивительна. После того, как советские войска заняли это село, девушки заявили, что они еврейки. Но им не хотели верить: «Все евреи погибли в море!». Их доставили к офицеру, который говорил с ними на идиш, но и он не поверил. Рассказывает Гелина Маленцевич: «Через некоторое время прибыла русская следственная комиссия, которая нас допросила. К счастью, нашлись ещё десять выживших в той бойне, и они подтвердили наши показания во всех деталях» (1), рассказы очевидцев говорят о том, что одних узников привели к шахте «Анна», где они переночевали, других повели прямо с марша к месту казни; возможно, были и такие, которые нашли свою смерть в штольнях, которые потом засыпали взрывом
Возможно, и многие бывшие гитлерюгондовцы мирно доживают свой век и в Германии, да и других странах, куда смогли сбежать в последние дни войны. Сегодня уже не идет речь об отмщении. Важно, чтобы подобное никогда не повторилось. Но всё чаще прослеживается желание не вспоминать кровавую бойню. Почти во всех упоминаниях о Пальмникенском расстреле в Германии стараются уменьшить количество убитых. К примеру, о гибели «Густлоффа» в Германии изданы сотни книг. Это была, конечно, одна из самых больших морских катастроф.
1. Краковский Шамуэль. За четыре месяца до победы, ж. «Новое время», 1995г.
21
Число погибших беженцев приблизительно равно числу расстрелянных узников. Да и события произошли почти одновременно. Подводная лодка С-13 капитана Маринеско торпедировала «Густлофф» 30 января 1945 года в районе Данцигской бухты, всего в ста километрах от Пальмникена. Крики тонущих в холодной воде Балтики вероятно высоко в небе слились со стонами тех, кого сталкивали в море и убивали на янтарном побережье. Маринеско - автор «атаки века» не знал, кто находится на борту «Густлоффа». Не знал, что там есть женщины и дети. Ведь там были и те, кто закончил школы подводников и те, кто обагрил свои руки кровью убитых. Война не выбирает свои жертвы. Правители, затевающие бойню, стремящиеся уничтожить другие народы, всё равно в конечном итоге подставляют под косу смерти своих подданных. Мало этого, она превращает их в палачей. В отличие от Маринеско те, кто расстреливал женщин на берегу в Пальмникине, знали и видели свои жертвы. Безнаказанность и кровь будили в них зверей. Но за всё воздаётся со временем...
5. Память о Пальмникене в Калининградской области.
65 лет прошло с того дня, когда во всем мире прозвучало: «Победа! Победа!», но преступления против человечества не подлежат забвению, однако уроки истории часто забываются. У нас, в Калининградской области, как мы писали, не много известно о происшедшей трагедии, даже в учебниках по Истории Западной России, не сказано ни одного слова об этом. Многие утверждают, что этот расстрел не столь значителен в цепи всех жертв, о которых стоит знать и писать, приводят сведения о сотнях тысяч павших. Но есть одно отличие - жертвами массового расстрела стали совсем молодые женщины, они ещё не успели завести семью, не успели родить и стать матерями. Геноцид прервал цепочку их рода. Они были убиты только за то, что родились еврейками.
В 2005 году, на месте трагедии, по инициативе Главного раввина города Калининграда и Калининградской области Давида Шведика, с помощью
22
спонсоров еврейской общины, при поддержке германского МИДа, российского
общества «Мемориал» был установлен памятный камень невинным жертвам с надписью на иврите и русском языке. – святое для всех евреев место, куда каждый год приезжают старики, молодежь, дети, чтобы отдать долг памяти погибшим соплеменникам.
В 2004 году к памятнику жертвам Холокоста приехали поклониться около трехсот человек из Калининграда, ФРГ, Швеции, Литвы, Польши. Траурная колонна выехала из Калининграда и остановилась на высоком берегу моря. К воде вела длинная дорога, бывшая для погибших евреев дорогой смерти. По ней медленно бредут старики, мужчины, женщины, переживая произошедшее шестьдесят лет назад. У многих на глазах слезы…
Впервые место трагедии посетил губернатор (глава администрации) Калинин-градской области Владимир Егоров( бывший), выступлением которого открылся траурный митинг. Он поддержал идею строительства мемориала на месте расстрела узников концлагерей. Памятнику жертвам геноцида – быть! В своем выступлении Генеральный консул ФРГ в Калининграде д-р Корнелиус Зоммер говорил, что склоняет голову перед погибшими. «Преступления фашистской Германии навсегда останутся частью немецкой истории, никогда они не будут преданы забвению», - сказал консул. В этот зимний, морозный день д-р Зоммер не покрывал голову, отдав, таким образом, долг памяти погибшим.
Среди выступавших на митинге - вице-губернатор Калининградской области Лазарь Фуксон (бывший), депутат областной думы Соломон Гинзбург, представители Польского и шведского консульств, которые говорили не только о
23
и памяти, но и о сегодняшнем дне, о неофашистских выступлениях, предостерегали о последствиях подобных выходок.
Ярко прозвучали слова раввина Давида Шведика: «…семена нацизма, посеянные в Европе фашистами, попали на благодатную почву. «Коричневая чума» стала позором ХХ века. Удивительно, что страна, победившая фашизм, сегодня сама заражена этой болезнью. Мы должны помнить о том, что было, чтобы Пальмникен больше не повторился» .
Главный раввин города Калининграда и Калининградской области Давид Шведик в п.Янтарный у памятника погибшим евреям 30 января 1945 года в Пальмникене.
В 2010 году, 31 января, в день 65 –летия трагедии собрались те, кто свято хранит память о том страшном дне. И, как сказал пресс-секретарь главного раввина области Сергей Стерлин, «хладнокровная ликвидация заключенных нацистами в ночь на 1 февраля 1945 года стала последним актом Холокоста той страшной поры». 24
Заключение.
Я закончила свою работу. Но все равно я живу ею, потому что это я была той страшной ночью на Балтийском берегу, это меня расстреливали, это я выползала из – под безжизненных тел, это меня спасали от повторного расстрела…То, о чем я написала, невозможно сразу забыть, да и нужно ли это забывать? И я знаю, что расскажу о том, что написала, своим одноклассникам в школе . Главное сегодня - сохранить память... Память как скорбь и уважение к мужеству погибших, память как напоминание о прошлом для нынешних и грядущих поколений... Ведь понятие толерантность означает не только терпимость к кому – то, уважение к сверстникам, взрослым, детям младшего возраста, но и строится на умении взаимодействовать с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей, без использования открытых и скрытых форм принуждения и проявляются в способности к сотрудничеству, сопереживанию, содействию, ненасильственному разрешению конфликтных ситуаций. Ненасилие призывает нас понять, что наиболее важным является способность к добру и моральному совершенствованию, а менее всего важны различия по полу, расе, классу, религии, национальности. Как противостоять Злу? Как научиться уважать не только свой народ, но и историю другого народа? Как усвоить, что нет «плохих» и «хороших» народов? Мне кажется, что ответ очень прост: нужно увидеть в другом человеке – человека, а чужую боль пропускать через себя. Помните « Золотое правило нравственности»? «Относись к другому так, как хотел бы, чтобы относились к тебе». Это трудно, потому что эта мудрость заставляет все время совершенствовать свой внутренний мир. Зато как замечательно чувствовать, что ты делаешь свой Выбор в пользу Добра, а значит ты достоин не только уважения окружающих, но и уважать Самого Себя. Трудно спорить с мыслью Михаила Гефтера: «Не бывает геноцида против кого-то, геноцид всегда против всех»… Против человечества в целом, против Будущего.
. 25
Хочется верить, что "черная страница" истории останется в прошлом, что больше никогда и нигде ни один народ не будет уничтожать другой. Верю, что в ХХI веке общечеловеческие ценности станут основой жизни. Поэтому нужно не только говорить о фашизме, об истории его возникновения, но и сделать все, чтобы уроки второй мировой войны не исчезли бесследно. Отрицание Холокоста, равнодушие к его событиям, ставит под угрозу наше общее будущее. Сформировать терпимое, уважительное, ненасильственное отношение к людям достаточно трудно. Политики должны извлечь горькие уроки последствий расползания по планете жгучего национализма, шовинизма, расизма. Но к сожалению, опять идет разжигание национальной ненависти, преследований и убийств на национальной почве. Нацизм, жертвами которого стало огромное количество не только граждан нашей страны, наших земляков, но и граждан других стран, начинает проявляться в той стране, которая потеряла более 27 миллионов человек. И калининградская земля, обильно политая кровью не только еврейского населения, но и советских воинов, погибших в боях во время Восточно – Прусской операции, военнопленных, узников концлагерей, угнанных в рабство советских людей, сталкивается с проявлением шовинизма и фашизма. А этого не должно быть! На нашей земле шли жестокие бои, и поэтому рядом с памятным знаком на месте гибели узников, стоит небольшой памятник погибшим советским лётчикам. И люди, приходящие на место расстрела, чтобы помянуть молитвой невинно павших, обязательно кладут цветы и к могиле лётчиков, отдавших жизнь за победу.
Звучит траурная молитва. Зажжены свечи, положены камни. Изумленные люди видят в Балтийском небе трех летящих над морем журавлей. Как будто души невинно погибших пронеслись над местом смерти, прощая и прощаясь с живыми.
Память о Катастрофе будет всегда в сердцах живущих, а значит Трагедия 1945 года не повторится.
Приложение.
Фотографии рисунков художника Полины Чижевской из серии «Освенцим».
Фото из жизни еврейской общины г.Калининграда
Литература:
Цветок или сорняк?
Петушок из русских сказок
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Акварельные гвоздики
Одеяльце