Пчёлы ~ мои лучшие друзья. В этом нет преувеличения. Они помогают избавиться от болезней, получить ни с чем несравнимое удовольствие, счастье быть здоровым.
Они наверняка самые известные и самые уважаемые насекомые. Причин, пожалуй, две. Во-первых, пчелы – единственные насекомые, дающие человеку питательную и вкусную пищу, и потому, безусловно, полезные. Во-вторых, с давних пор пчела служит символом трудолюбия.
Значение пчёл в нашей жизни неоценимо велико не только потому, что опылительной деятельностью они сохраняют и увеличивают богатство растительного мира, не только потому, что они сами являются производителями питательных высококачественных продуктов, несущих здоровье, но и потому, что само их общественное устройство вызвало у меня большой интерес.
Как устроен организм пчелы? По каким законам живет пчелиная семья? Что такое мед? Какими свойствами он обладает? Где находит применение этот "эликсир"? Что говорит народная мудрость о меде, о приметах, связанных с жизнью и поведением пчел? На эти, и многие другие вопросы я хотел получить ответ в процессе развития своего проекта.
Вложение | Размер |
---|---|
pchyoly3.ppt | 2.94 МБ |
pasport_guzhikov_pchyoly.doc | 74 КБ |
Слайд 3
ГЛАЗА ПЧЕЛ – ФАСЕТКИ.
Слайд 4
Пыльца и нектар смешиваются вместе и складываются в небольшие ячейки (соты). Поверх массы откладываются яйца будущих пчёл, после чего ячейка герметически закрывается. СОТЫ
Слайд 5
ПЕРГА. ПЧЕЛЫ ДЕЛАЮТ ЕЕ ИЗ ПЫЛЬЦЫ. ОНА ОЧЕНЬ ПИТАТЕЛЬНАЯ.
Слайд 6
ПРОПОЛИС Получают из сосновой смолы. Используется для лечения ран.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«Эти удивительные пчёлы»
Автор проекта: Гужиков Юрий
Руководитель проекта: Чучалина Т.Я.
Консультанты проекта:
Панина Т.Л.(учитель биологии),
Юшина Ю.В.(учитель информатики).
ГОУ СОШ №251
2 «А» класс
2011-2012 уч.год
ВВЕДЕНИЕ
Цели проекта:
– узнать и проанализировать условия жизни пчёл;
- использование продуктов пчеловодства в качестве источника здорового образа жизни
Задачи:
Актуальность:
необходимости получения данных для решения вопросов о здоровом образе жизни
Форма защиты проекта
-Мультимедийная презентация
-Публичное выступление.
Разработка проекта
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
II этап: Сбор и обработка информации
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
IV этап: Реализация плана действий (проекта)
V этап: Подготовка к защите проекта
VI этап: Презентация проекта: доклад-защита, электронная презентация
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
"Чему я научился?"
-подходить ко всему творчески
- работать с различными источниками информации, используя разные формы работы с научной литературой
-выделять главное для презентации
-грамотно презентовать свою работу, выбрав форму защиты и подготовив речь своего выступления
-не торопиться с вынесением суждения
"Чего я достиг?"
- выделять из текста основные понятия
-выстраивать по порядку основные идеи
-делать выводы и умозаключения
- находить возможные пути дальнейшего изучения.
"Что сделал?"
-серия иллюстраций
-презентация
- макет улья
"Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?"
-подготовить текст сообщения.
-приготовить рисунки, схемы, чертежи
-приготовиться к ответам на вопросы.
-изготовлять продукт проектной деятельности
Источники информации:
-научная литература
-книги
-интернет ресурсы
http://www.anatoly70.narod.ru/liter1f.html
http://pzela.ru/index.php/2011-03-25-20-24-27/585-spisok-literatury.html
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2888964
-библиотека
Библиография и список литературы.
Содержание
Пчёлы ~ мои лучшие друзья. В этом нет преувеличения. Они помогают избавиться от болезней, получить ни с чем несравнимое удовольствие, счастье быть здоровым.
Они наверняка самые известные и самые уважаемые насекомые. Причин, пожалуй, две. Во-первых, пчелы – единственные насекомые, дающие человеку питательную и вкусную пищу, и потому, безусловно, полезные. Во-вторых, с давних пор пчела служит символом трудолюбия.
Значение пчёл в нашей жизни неоценимо велико не только потому, что опылительной деятельностью они сохраняют и увеличивают богатство растительного мира, не только потому, что они сами являются производителями питательных высококачественных продуктов, несущих здоровье, но и потому, что само их общественное устройство вызвало у меня большой интерес.
С этого я начинал свою исследовательскую работу.
Задал себе вопросы:
- Что я знаю о пчёлах?
- Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
- Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?
2. Посмотрел книги о том, что исследую.
3. Спросил у других людей.
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.
4. Познакомился с кино- и телефильмами по теме своего исследования;
Я узнал, что фильмы бывают научные, научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя.
5. Обратился к компьютеру, посмотрел в глобальной компьютерной сети Интернет;
6.Понаблюдал.
Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение.
Как устроен организм пчелы? По каким законам живет пчелиная семья? Что такое мед? Какими свойствами он обладает? Где находит применение этот "эликсир"? Что говорит народная мудрость о меде, о приметах, связанных с жизнью и поведением пчел? На эти, и многие другие вопросы я хотел получить ответ в процессе развития своего проекта.
Дом пчел оборудован прекрасно. Но, чтобы содержать его в порядке и жильцы чувствовали себя нормально, нужна их совместная дружная работа. Жизнь пчелиной семьи регулируется сложными законами. Многие из них стали известны только недавно.
Все знают, что пчелы живут в деревянных домиках – ульях. Из чего бы ни был сработан дом, его новоселы сразу же начинают заниматься внутренней обстановкой. «Мебелью» служат соты. Если пчеловод опускает в улей специальные рамки, пчелы принимают их за основу. Если нет – строят сами. Каждый сот состоит из многих тысяч шестигранных ячеек, расположенных параллельными рядами.
Строительный материал – воск. Он образуется в складках брюшка и выступает наружу в виде тонких пластиночек. Пчелы лапками снимают их, мнут челюстями и прилепляют восковой комочек на место постройки.
Пчелиный воск – удивительный материал! Его используют в качестве сырья сорок отраслей промышленности: металлургия, электро-, гальвано– и радиотехника, оптика, полиграфия и многие другие. Воск входит в состав крема для обуви, сургуча, лекарств, косметических средств. Вылепляя свои ячейки, пчелы решают непростую математическую задачу: найти форму сосуда наибольшей вместимости при наименьших расходах стройматериала. Математики и инженеры доказали, что он должен быть только шестигранным. И пчелы, в полном согласии с этими расчетами, строят шестигранные ячейки. В них выращивается потомство и хранятся запасы еды.
В семействе пчел около двадцати тысяч видов. И всей этой славой, всем вниманием наук и искусств семейство пчел обязано, в сущности, одному виду: пчеле медоносной.
По окраске различают несколько разновидностей пчел: северная пчела, итальянская пчела, желтоватая пчела, египетская пчела, африканская пчела, мадагаскарская пчела, карпатская пчела.
Тело ее черное, шелковисто – блестящее, покрытое рыжевато-серыми волосками. Самка («царица» или «матка») – стройная, с далеко выдающимся за концы крыльев брюшком, с коротким носиком и без собирательного аппарата; рабочая пчела – заметно меньшей величины, с собирательным аппаратом, состоящим из корзиночки и щеточки с ручкой и с длинным носиком; самец («трутень») – с шелковисто-блестящим брюшком,
своим тупым концом не выдающимся за концы крыльев, коротким носиком и большими соприкасающимися на темени глазами.
Мое воображение всегда поражали постройки пчёл. С чем сравнить прекрасный, свежий, только что отстроенный сот во всей его молочной белизне и геометрической четкости? Построенные пчелами соты строго параллельны, расстояние между ними выдерживается с удивительным постоянством. Почему пчелиные ячейки, скажем, не круглые, не трех , не четырех , а шестигранные?" - этот вопрос буквально "мучил" меня
За лето семья заготавливает до 150 килограммов меда. Чтобы собрать один килограмм меда, пчела должна облетать около 10 миллионов цветов и принести 120–150 тысяч порций нектара. За это время она проделывает путь, в несколько раз превышающий длину земного экватора. И все это – ради одного килограмма меда! Неудивительно, что при такой работе пчелиная жизнь коротка: летом она живет примерно месяц.
Главная польза от пчел — даже не мед: опыление цветов. Пчелы, которые при сборах не интересуются пыльцой, так или иначе в ней выпачкаются и перенесут ее на соседний цветок. Другие, занятые сбором именно этого продукта, нужного для приготовления «теста» (перги!), которым кормят личинок, вполне специализированы. Медоносная пчела имеет самый совершенный аппарат собирания: у них на задних лапках голень расширена, и в ней есть углубленьице, корзиночка для хозяйки.
В эту тару, действуя с потрясающей быстротой, складывает она шарики, скатанные из пыльцы, собранной щеточками лапок с испачканных пыльцой волосков головы и груди.
Нектар, напиток, который так любили олимпийские боги, он же первопродукт меда, собирается крайне просто: сосущим хоботком в зобик. Длина хоботков обычно соответствует длине венчиков цветов, которые входят в круг интересов того или иного вида.
Зобик — надежный резервуар для транспортировки нектара — снабжен клапаном, обычно закрытым и не позволяющим этой жидкости проникать в желудочный тракт. Правда, пчела по своему желанию может и чуточку приоткрыть его, однако не в ее характере злоупотреблять этой возможностью: сладкое зелье переносится в гнездо. По объему зобик меньше наперстка (к сожалению, в 60 раз!), а чтобы его наполнить, нужно поработать этак на тысяче цветов. А это невинное, казалось бы, занятие не всегда безопасно...
В гнезде происходит переработка нектара в мед.
Пчела-каменщица в дикой природе откладывает каждое яйцо в отдельную, соответственно благоустраиваемую раковину улитки, но, попадая в очаги цивилизации, в города, возводит, прикрепляя к стенам домов, прелестные ансамбли из цемента: на
крепком фундаменте — кувшинчики-квартирки, изнутри отделанные, как говорят маляры, «под первый номер», а сверху — цементная же, с вмазанными для крепости камешками крыша. Архитектура на века!
Конечно, когда строителей один или всего лишь несколько, сооружение, несмотря ни на какую изобретательность, будет иметь все же скромный вид. Но даже пчелам, которые числятся в разряде «одиночных», свойственно стремление к коллективности.
Одни пчелы созидают поближе друг к другу и образуют целые колонии отдельных гнезд; другие живут семьями, способными год от года разрастаться до того или иного предела.
ВЫВОДЫ
Жизнь пчел похожа на волшебный колодец: чем больше из него черпаешь, тем обильнее он наполняется водой.
В ходе работы над проектом я много узнал о пчёлах, их жизни и пользе для человека. У пчел один из самых маленьких размеров мозга в мире. И в то же время они настолько умны и организованны, что просто диву даешься.
Я участвовал в дискуссиях, проводил достаточно времени за компьютером, оформляя результаты своей деятельности. Я понял, что можно исследовать это направление дальше.
«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые»
«То, что мы знаем, – ограниченно, а то, чего мы не знаем, – бесконечно»
«Нет силы более могучей, чем знания»
«Человек, вооруженный знаниями, непобедим!»
Снег своими руками
Сочини стихи, Машина
Сказка об одной Тайне
Невидимое письмо
Рисуем подснежники гуашью