Красов Даниил ученик 2-б класса стал победителем научно-практической конференции в МБОУ " Гимназия №17" в 2010-11 уч.году с работой " Режим дня младшего школьника" Данный проект был разработан и применён в классе среди учащихся- это комплекс упражнений, различные соревнования, конкурсы, физ минутки, переменки и т.п. и как следствие снизилась заболеваемость среди учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
режим дня младшего школьника | 44.87 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия №17
Научно-практическая работа
на тему:
« Режим дня младшего школьника»
выполнил ученик 2-б класса
Красов Даниил
научный руководитель
учитель нач.кл.
Ножкина Т.А.
Мытищи, 2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. РЕЖИМ ДНЯ В ЖИЗНИ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ………….......6
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……..11
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………………….....14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...16
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………...17
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях значительно возрастает роль семьи и школы в формировании всесторонне развитой личности, сохранении и укреплении здоровья детей младшего школьного возраста. Семья и школа должны создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического, психического здоровья младшего школьника и формирования здорового образа жизни. Семья, школа и общественность - главные социальные институты, отвечающие за воспитание и обучение детей и подростков. Они играют ведущую роль в становлении и развитии личности младшего школьника, формировании здорового образа жизни, сохранении и укреплении его здоровья.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 30-35 % детей, поступающих в первые классы, имеют хронические заболевания и значительные отклонения в состоянии здоровья. По статистическим данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации более 80 % выпускников общеобразовательных школ имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, и по медицинским показаниям они не готовы к службе в вооруженных силах. Всё более широкое распространение получают не только сердечно-сосудистые, но и нервно-психические и другие опасные заболевания.
Неблагополучное состояние здоровья детей дошкольного возраста и школьников, наблюдающееся в последние десятилетия в Российской Федерации, вызывает серьёзные опасения специалистов, поскольку здоровье подрастающего поколения является национальной безопасностью нашей страны.
В настоящее время наиболее остро стоит проблема охраны, укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни и предупреждения заболеваемости детей дошкольного и школьного возраста. По данным НИИ ФК Российской Федерации, сегодня в России регулярно занимаются физической культурой и спортом всего 17 % детей и подростков. Такое положение явно не способствует формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья детей и подростков. В связи с этим состояние здоровья, складывающееся в современной ситуации, вызывает опасения за будущее всей нации.
Проблема охраны и укрепления здоровья детей дошкольного и школьного возраста, формирования здорового образа жизни в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость.
Одной из главных причин ухудшения состояния здоровья и повышения заболеваемости детей младшего школьного возраста является учебная перегрузка и гиподинамия.
Отсутствие баланса разных видов активности детей, нарушение режима учебно-воспитательного процесса, его несоответствие возможностям и уровню подготовленности младших школьников отрицательно влияют на их здоровье и работоспособность. К факторам риска, ухудшающим здоровье детей и подростков, относятся: некачественное, нерегулярное и несбалансированное питание; неупорядоченный режим дня; учебная перегрузка и гиподинамия; нерациональное чередование разных видов деятельности (учебной, игровой и трудовой) в режиме дня.
В результате упомянутых выше причин здоровье современных школьников находится не на должном уровне. У большинства населения нашей страны, в том числе и у детей школьного возраста, недостаточно сформировано положительное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, слабо привиты навыки ведения здорового образа жизни у младших школьников.
Ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья младших школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, регулярное качественное медицинское обслуживание, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия. Развивающая предметная среда, обеспечивающая полноценное развитие личности, и рационально организованный режим дня с чередованием различных видов деятельности (учебной, игровой, трудовой) способствуют развитию интеллектуальных способностей, воспитанию физических и нравственно-волевых качеств у младших школьников. Исследование показало, что при использовании этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
Объект исследования – режим дня.
Предмет исследования – отношение младших школьников к режиму дня.
Цель исследования – выяснить значение режима дня младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности.
Гипотеза исследования состояла в том, что соблюдение режима дня младшими школьниками способствует физическому развитию и повышению работоспособности ребенка.
Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:
ГЛАВА I. РЕЖИМ ДНЯ В ЖИЗНИ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Режим дня в жизни детей младшего школьного возраста важен и необходим. В теории все знают, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Но на практике четко организовать и спланировать день школьника довольно сложно. Режим основан на закономерностях, по которым живет организм, от его соблюдения или несоблюдения, прежде всего, зависит такой важный показатель состояния организма как работоспособность.
У младшего школьника работоспособность снижается довольно быстро, о чем свидетельствует общее двигательное беспокойство. Через 15-20 минут после начала урока дети начинают отвлекаться, вертеться — то же самое происходит дома во время приготовления домашних заданий. Двигательное беспокойство — защитная реакция детского организма, который как бы отключается, дает себе отдых, не доводя до утомления. Только спланированное переключение с одного вида деятельности на другой может предотвратить утомление и держать внимание ребенка. Опасность переутомления в том, что изменения, происходящие в организме, уже не устраняются кратковременным отдыхом и переключением на новый вид деятельности. Если переутомление хроническое, длительно действующее, оно сказывается на росте и развитии ребенка, общем состоянии его здоровья. Все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление.
Изменения в организме, связанные с утомлением, временны и исчезают при отдыхе или смене деятельности.
Режим – одно из важнейших условий успешной учёбы и хорошего здоровья. Главное условие сохранения здоровья – соблюдение режима дня.
Режим дня ребенка – это прежде всего рациональное распределение времени на виды деятельности и отдыха в течение суток. Основная цель организации режима дня – обеспечение высокой работоспособности на протяжении всего периода бодрствования. Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма. Так, например, максимальный подъем работоспособности приходится на 11 – 13 часов. Второй подъем в 16 часов и заканчивается в 18 часов, но он более низкой интенсивности и продолжительности. Дети легко привыкают к распорядку дня в школе, поэтому следует и дома составить такое же расписание, включающее чередование нагрузки и отдыха.
РЕЖИМ ДНЯ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
7.30 | Подъем |
7.30 – 8.00 | Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет |
8.00 – 8.20 | Завтрак |
8.20 – 8.50 | Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе |
9.00 – 13.00 | Занятия в школе |
11.00 | Горячий завтрак в школе |
13.00 – 13.30 | Дорога из школы или прогулка после занятий в школе |
13.30 – 14.00 | Обед |
14.00 – 15.00 | Послеобеденный отдых или сон |
15.00 – 16.30 | Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе |
16.30 – 16.45 | Полдник |
16.45 – 18.00 | Приготовление домашних заданий |
18.00 – 19.30 | Прогулки на свежем воздухе |
19.30 – 20.30 | Ужин и свободные занятия (чтение, помощь семье и т.д.) |
20.30 – 21.00 | Приготовление ко сну |
Ребенку часто не хватает двигательной и физической нагрузки, из-за этого появляются вялость, утомляемость, задержки роста. Поэтому начинать день в любом возрасте необходимо с утренней зарядки, которая поможет организму активно включиться в работу. Желательно включить нагрузку для туловища, мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов. Выполнять их надо в хорошо проветренной комнате и в определенной последовательности: вначале разминка – плавные потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, потом для туловища и ног. Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают «заминку» - успокаивающее дыхание.
Продолжительность зарядки в зависимости от возраста – от 10 до 30 минут. Постепенно усложняйте упражнения и ускоряйте темп движения. Комплекс упражнений желательно менять каждые 7 – 10 дней. И помните: нет лучшего стимула к зарядке, чем занимающиеся рядом родители.
Помимо зарядки к физическому воспитанию относятся игры на свежем воздухе. В игре совершенствуются двигательные навыки ребенка, повышается его эмоциональный тонус, кроме того, подвижные игры дают хороший оздоровительный эффект. Обратите особое внимание на плавание, лыжный спорт, велоспорт и другие секции в зависимости от склонностей ребенка. Хорошо дисциплинируют командные игры: волейбол, баскетбол, футбол. Не забывайте об уроках танцев.
Особенно важна для ребенка прогулка вечером перед сном. Доказано, что оптимальный двигательный режим включает 3 – 4 ежедневных прогулки общей длительностью 2,5 – 3,5 часа, причем, чем младше ребенок, тем больше времени он должен проводить на улице.
После утренней зарядки ребенка ждут водные процедуры. Детям школьного возраста после каждой физической нагрузки надо принимать комфортный душ, удаляющий из организма шлаки, улучшающий питание кожи и обмен веществ. Необходим и ежедневный душ в после обеденное время, особенно в жаркое время года. Добавив к этому посещение бассейна 2 – 3 раза в неделю, мы полностью реализуем потребность ребенка в водных процедурах.
Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным (каши, творог), составляя четверть от суточной потребности ребенка. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке.
Не разрешайте детям во время еды читать книги и разговаривать. Второй завтрак, который ребенок получает в школе, должен составлять 10 – 15 % суточной калорийности. Обед (соответственно, 40%) проходит в 13 – 14 часов. Ужин (20 – 25%) – не позднее 19.30, должен быть легче завтрака. Предпочтительны каши, кефир, а также овощи и фрукты. Для детей 7 – 10 лет суточный рацион должен содержать 2300 ккал. Следование режиму питания обеспечит достаточное разнообразие блюд и отсутствие перекусов.
Вернувшись из школы, ребенок обязательно должен отдохнуть 1 – 1,5 часа (без чтения книг и просмотра телевизора!). Слабые и часто болеющие дети могут поспать. Готовить уроки лучше всего в 16 – 17 часов.
Часто выполнение всех заданных на дом уроков занимает у младших школьников полтора – два часа, поскольку у них еще нет навыков самостоятельной работы и они делают все медленно, через силу. Максимальная продолжительность работы у младших школьников не больше 30 минут. Лучшее время для приготовления уроков – 16 – 17 часов. Через каждые 25 – 30 минут необходим перерыв с физкультминуткой под музыку для восстановления работоспособности. Начинать готовить уроки надо с менее сложных, затем переходить к самым трудным. Обучение должно быть и в случае отсутствия домашнего задания и направленно на закрепление школьных знаний.
Для занятий у ребенка должно быть свое рабочее место. Важно, чтобы мебель соответствовала росту ребенка.
Во время подготовки уроков не должно быть отвлекающих моментов (телевизор, радио, разговоры). Следует добиваться того, чтобы ребенок готовил уроки в день получения задания, что значительно сокращает время на восстановление полученных на уроках сведений. Делать уроки вечером не следует – дневная нагрузка значительно снижает работоспособность.
Полтора – два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телепередач и другое). Младшим школьникам не стоит смотреть телевизор 40 – 45 минут в день. А детям возбудимым, ослабленным стоит сократить и это время. Нельзя смотреть телевизор лежа, только сидя на расстоянии 2 – 5,5 м от экрана.
Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Школьник должен спать не менее 9 – 10,5 часов. Многие дети не досыпают из-за позднего отхода ко сну. Систематическое недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам. Непосредственно перед сном у ребенка необходимо сформировать положительные эмоции. Обязательно следует умыться, почистить зубы, принять душ и хорошо проветрить комнату. Полезен сон при открытой форточке, к чему ребенка следует приучать с лета. Наиболее здоровая температура воздуха жилой комнаты – 18 С. Сон должен быть глубоким и спокойным, поэтому не допускайте перед сном шумных игр, занятий спортом, просмотра страшных фильмов, ссор и повышения голоса. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях, что не редко бывает, когда в комнате, где спит ребенок, включен телевизор, радио.
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования – выяснить значение режима дня младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности.
Этапы проведения эмпирического исследования.
Проведение эмпирического исследования предполагает следующие этапы:
1. Первым этапом эмпирического исследования является подготовка и составление анкеты для проведения исследования. Для проведения письменного опроса была разработана анкета, состоящая из 10 значимых вопросов, отражающих тему настоящего исследования наиболее полно.
2. Вторым этапом исследования является непосредственно проведение исследования в группе респондентов. Для этого респондентам было предложено в письменном виде ответить на ряд вопросов анкеты, цель которых выяснить их представления, мнения о режиме дня. Респондентов просили отвечать искренне, высказывать свою точку зрения по каждому вопросу. Время заполнения анкеты было неограниченно.
3. Третьим этапом исследования является получение результатов эмпирического исследования, их анализ. Для этого ответы респондентов на предложенную анкету были полностью собраны и проанализированы.
4. Четвертым этапом эмпирического исследования является сравнение полученных результатов и их обсуждение.
5. Пятым этапом эмпирического исследования является процесс формулирования выводов, который происходит тогда, когда уже изучена вся совокупность признаков, присущая изучаемому предмету. Характеризуется этот процесс проведением анализа и синтеза выявленных признаков совпадения и различия.
В соответствии с целью исследования была сформирована группа респондентов. Она состоит из 31 ребенка в возрасте от 8 до 9 лет. Это учащиеся 2 «Б» класса гимназии №17 г. Мытищи Московской области.
Методом исследования является письменный опрос (анкетирование) - сбор первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе респондентов. Для проведения письменного опроса была разработана анкета, а для ее составления был подготовлен предварительный список вопросов, отражающих тему настоящего исследования.
В течение определенного периода времени список вопросов в анкете подвергался анализу, корректировке, в него вносились исправления, добавлялись существенные изменения, отражающие тему настоящего исследования наиболее полно.
Таким образом, появился новый, отличный от предварительного, список, состоящий из 10 значимых вопросов для проведения анкетного опроса, который стал выглядеть следующим образом:
1. В котором часу ты встаешь утром?
2. Выполняешь ли ты утром физическую зарядку?
3. Какие процедуры входят в твой утренний туалет?
4. Завтракаешь ли ты перед школой?
5. В какое время ты обычно делаешь домашнее задание?
6. Как долго вы делаете уроки?
7. Гуляешь ли ты на улице, перед тем как выполнить домашнее задание?
8. Сколько часов в день ты смотришь телевизор, играешь в компьютер (PSP)?
9. Как часто ты стараешься спланировать свой день?
10. Считаешь ли ты важным соблюдение режима дня?
Методом обработки является анализ данных - этап эмпирического исследования, в ходе которого при помощи содержательных соображений на основе первичной информации раскрываются связи исследуемых переменных.
Третьим этапом исследования является получение результатов эмпирического исследования, их анализ. Для этого ответы респондентов на предложенную анкету были полностью собраны и проанализированы.
На первый вопрос: В котором часу ты встаешь? 41,9% - (13 человек из 31) ответили, что просыпаются утром в 8.00, 22,6% - (7 человек из 31) ответили, что просыпаются в 7.00, 12,9% - (4 человека) ответили, что встают в 6.00, 9,7% - (3 человека) ответили, что встают утром в 7.30 минут. И 3,2% - (1 человека) ответил, что встает в 13.00.
На второй вопрос: Выполняешь ли ты утором физическую зарядку? 45,2% - (14 человек из 31) ответили, что всегда делают утреннюю физическую зарядку, 35,5% - (11 человек из 31) ответили, что никогда не выполняют физическую зарядку и 19,3% - (6 человек из 31) иногда делают утреннюю зарядку.
На третий вопрос: Какие процедуры входят в твой утренний туалет? 100% - (31 человек из 31) ответил, что чистит зубы, умывается.
На четвертый вопрос: Завтракаешь ли ты перед школой? 45,2% - (14 человек из 31) всегда завтракают перед школой, 32,2% - (10 человек из 31) иногда завтракают перед школой и 22,6% - (7 человек и 31) никогда не завтракают перед школой.
На пятый вопрос: В какое время ты обычно делаешь домашние задания? 35,5% - (11 человек из 31) делают домашнее задание сразу, как приходят из школы. 32,2% - (10 человек из 31) сначала отдыхают, потом садятся за уроки. 29,1% - (9 человек из 31) кушают и потом садятся за уроки. И 3,2% (1 человек из 31) затрудняется ответить на этот вопрос.
На шестой вопрос: Как долго вы делаете уроки? Были получены различные ответы. Дети затрачивает на выполнение домашнего задания в среднем от 30 минут до 3 часов.
На седьмой вопрос: Гуляешь ли ты на улице, перед тем как выполнять домашнее задание? 54,8% - (17 человек из 31) никогда не гуляют перед тем, как выполнять домашнее задание, 45,2% - (14 человек из 31) иногда гуляют перед тем, как выполнять домашнее задание.
На восьмой вопрос: Сколько часов в день ты смотришь телевизор, играешь в компьютер (PSP)? 38,7% - (12 человек из 31) смотрят телевизор, играют в компьютер 40-45 минут в день, 35,5% - (11 человек из 31) смотрят телевизор, играют в компьютер 1-1,5 часа в день. И 25,8% - (8 человек из 31) смотрят телевизор, играют в компьютер более 1,5 часов в день.
На девятый вопрос: Как часто ты стараешься спланировать свой день? 48,4% - (15 человек из 31) иногда стараются спланировать свой день, 25,8% - (8 человек из 31) всегда планируют свой день. И 28,8% - (8 человек из 31) никогда не планируют свой день.
На десятый вопрос: Считаешь ли ты важным соблюдение режима дня? 71% - (22 человека из 31) считают важным соблюдение режима дня, 16% - (5 человек из 31) не знаю, важно ли соблюдать режим дня. И 13% - (4 человека из 31) считают не важным соблюдение режима дня.
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Режим дня - это рациональное распределение времени на все виды деятельность и отдыха в течение суток. Основной его целью служит обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования. Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма. Так, например, подъём работоспособности отмечается с 11 до 13 часов. Второй подъём в 16-18 часов более низкой интенсивности и продолжительности. Дети легко привыкают к распорядку дня в школе, поэтому и дома следует составить такое же расписание для ребёнка.
Режим - понятие из взрослой жизни и знакомить с ним нас, детей, необходимо как можно раньше. Нет лучше помощника в зарядке, чем рядом занимающийся папа. Невозможно оставить нам обед и надеяться, что мы сами скушаем его в срок. Каждый шаг рядом с детьми должен вначале совершаться кем-то из взрослых.
Во вторых: все правила распорядка должны соблюдаться вместе взятые. Невозможно поднять ребёнка на зарядку, если вечером он лёг в 23.30 после просмотра фильма ужасов.
И третье: ничто так ни нарушает распорядок, как время, когда нечем заняться. До определённого возраста любящие нас родители, ложась спать, должны думать, всё ли они сделали для нас сегодня и как организовать ребенка завтра.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Загадка Бабы-Яги
Прекрасная химия
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Шелковая горка