Данная работа является исследовательской. В ней показана история появления каши, виды круп из которых варят каши. Роль каши в жизни людей. Защита работы проходили в рамках школьной научно-практической конференции.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 23.75 КБ |
Исследовательская работа по теме:
«Каша: прошлое и настоящее»
Выполнил:
Гашимова Лейла,
ученица 4 «А» класса
Руководитель:
Маркова Т.В.
Астрахань 2010г
На заре своей жизни человечество пришло к осознанию величайшей силы земли и, познав искусство её возделывания, нашло в ней неистощимый источник богатств. Не одно тысячелетие кормит земля человека, и, кажется, нет конца её щедрости.
Славянские племена издревле постигали премудрости земледелия, и потому неудивительно, что зерно некогда считалось основой жизни. Имея контакты со скифами- пахарями, с греческими причерноморскими колониями, славяне (первоначально в южных районах) овладели техникой переработки зерна, открыв для себя неизвестную прежде кашу.
Возраст этого удивительного блюда исчисляется тысячелетиями. Именно к тем далёким временам относят археологи свою уникальную находку- горшок с кашей, обнаруженную под слоем золы при раскопках древнего города Любеча.
«Праматерью хлеба» величали её в народе, и так на Руси повелось, что «русского мужика без каши не накормишь».
Эта, как определил её В.Даль «густоватая пища, крупа варёная на воде или на молоке»,… каша гречневая, пшенная, полбеная, ячневая, овсяная, ржаная, что «готовиться в горшке и в печи, запекаясь сверху», эта прозаическая, казалось бы, незатейливая и непревзойдённая в простоте своей каша органично слилась с неповторимым колоритом русской жизни. Вся полнота почитания и уважения, что снискала себе каша на русской земле, открывается в многочисленных пословицах, поговорках и сказах, сложенных талантливым и острым на язык русским народом. В них находим свидетельство того, что каша желанная была и в будни (Без каши обед не обед) и что не забывали о ней в праздничные дни (Гости на печь глядят, видно, каши хотят).
Небезынтересно, что само слово «каша», воспринимаемое сегодня исключительно как название крупяного блюда, имело раньше и другие значения. Некогда на Руси так называли крестины, где бабка обходила гостей, потчуя их ложкой каши с солью и перцем. В некоторых губерниях кашей звали рабочую артель, говорили тогда о товарище своем - «Мы с ним в одной каше». Кашею называли в старину и брачные пиры. Новгородская летопись1239 года сообщает о том, что князь Александр Невский «венчался в Троице», где « кашу чинили, а в Новгороде другую».
Согласно источникам 16 века, князь Василий Иванович после свадьбы с женою ходил в мыльную, а там новобрачные ели кашу.
По описанию свадебных обрядов второй половины 17 века в комнату новобрачным приносят всё туже кашу, которую они «черпают и за себя мечут». Всё это не случайно, поскольку каша являлась на Руси символом плодородия.
Долгое время воспринималась каша как олицетворение мира и взаимопонимания. Ещё в начале 10 века арабский путешественник Ибн-Фатлон писал, что у восточных славян существовал обычай - при заключении мира варить и есть с бывшим противником кашу, без чего мирный договор был бы недействительным. От того древнего обычая осталась лишь поговорка: « С ним каши не сваришь».
Придавали когда-то этому слову и не слишком лестный смысловой оттенок, называя «кашей» сумятицу, смятение, беспорядок, что, возможно, объясняется суматохой брачных пиров, которые, как мы помним, носили это же название.
Как бы то ни было, прежде всего, под «кашей» подразумевали во все времена вкусное, ароматное и сытное блюдо.
В Древней Руси кашей называли не только крупяные блюда, а вообще всё, что варилось из измельчённых продуктов. Предки наши готовили хлебные каши из сухарей, разнообразные рыбные каши: сельдяные, сиговые, осетровые. В 18-19 веках, когда картофель триумфально закончил своё шествие по Руси, покорив сердца (а вернее, желудки) россиян, кашу стали варить из крупы, разваривая её непременно с картофелем. Заправленное луком и постным маслом, это кушанье получило особое название- «кулеш».
Готовили каши предки гороховые, свекольные (на конопляном масле), морковные, репяные и множество других овощных каш.
Получив всеобщее признание, каши стали предметом почитания и непременным атрибутом различных бытовых и религиозных обрядов. Не обходились на Руси без каш рождественские праздники, родины, крестины, похороны и многие другие события. Существовало великое множество способов гадания на каше. Чаще всего объектом гадания был будущий урожай. Например, в Галицкой Руси накануне рождества, когда ели кутью был распространён необычный способ предсказания урожая. Хозяин дома, зачерпнув полную ложку этой каши, швырял её под потолок: чем больше зёрен прилипнет к потолку, тем богаче урожай.
До наших дней дошли лишь обрядовое, поминальное значение кутьи. В Древней Руси варили её и на рождество. Впервые упомянута кутья в «Повести временных лет» 12 века. Первоначально готовилась она из зерна пшеницы с мёдом, в 16 веке в состав её добавляли мак, а в 19 веке - рис и изюм, именно в таком виде сохранилась она до сей поры.
По древнерусским обычаям на разные праздники полагалось варить особые каши. На Аграфену Купальницу (23 июня) готовили «обетную» кашу и ели её по возвращении из бани или купания. Варили в этот день и «мирскую кашу» для нищих.
В праздник по случаю окончания жатвы на столе опять же обязательно появлялась каша, особенно если к делу привлечены были наёмные работники. Нанимаясь в страду на работу, работник в качестве важного условия выбирал себе кашу на обед, так как «любо брюху, что глаза кашу видят».
Особым уважением на Руси пользовалась греча, появление которой в русской кухне предположительно датируется 9-10 веками.
На Васильев день, перед Новым годом, во многих русских губерниях готовили кашу с соблюдением определённого ритуала. Происходило это примерно так. Варили кашу «до света». Крупу из амбара ночью приносила старшая в доме женщина, а воду из реки или из колодца - старший из мужчин. И воду, и крупу ставили на стол, и упаси Бог, кому-либо до них дотронуться, пока не истопится печь. Но вот печь истоплена, всё семейство садится за стол, и старшая женщина начинает размешивать крупу, приговаривая: «Сеяли, растили гречу за всё лето; уродилась наша греча и крупна, и румяна; звали-позывали гречу в Царьград со князьями, с боярами, с честным овсом, золотым ячменём; ждали гречу, дожидали у каменных ворот; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пировать; приехала греча к нам гостевать». После этого причитания все вставали из-за стола, и хозяйка с поклоном ставила горшок с кашей в печь. Затем семейство снова садилось за стол и ждало, когда каша сварится.
Наконец, она готова, и здесь наступал ответственный момент. Со словами «милости просим к нам во двор со своим добром» женщина вынимала кашу из печи и перво-наперво осматривала горшок. Не было больше несчастья для семьи, чем если каша вылезала из горшка или, того хуже, горшок оказывался с трещиной. Тогда – открывай ворота для грядущих бед. Но если каша получалась красная, хорошо разваренная – быть семье счастливой в новом году, с хорошим урожаем. Бледный цвет каши считался предвестником несчастий для семьи.
Именно о грече говорили, что она «сама себя хвалит», а значит, в похвалах чужих не нуждается.
Русская кухня богата рецептами крупяных блюд. Пшеница, ячмень, просо и рожь уходят своими корнями в необозримую глубь веков. Некогда на Руси широко была распространена зелёная каша, которую готовили из молодой, недозрелой ржи.
Самыми древними являются, по всей видимости, пшённые каши. Ещё в 4-5 веках до нашей эры возделывали просо скифы в Среднем Приднепровье, от которых и получили мы в наследство эту неприхотливую и урожайную культуру.
Если пшенная каша хорошо известна до сих пор, то варёная полба, которой поп кормил своего работника Балду в замечательной сказке А.С.Пушкина, давно ушла в прошлое. Полбой на Руси называли колосовое растение, представляющее собой нечто среднее между пшеницей и ячменём. Из полбенной крупы варили кашу, считавшуюся грубой, но питательной, а потому предназначавшуюся, главным образом, для бедняков.
Много позднее появился на Руси рис. Долгое время была эта культура на Руси заморской, привезённой, а поэтому называние «сороменское пшено» бытовало до 13 века.
Не зря говорится: «На вкус и цвет товарища нет». В полной мере относится это и к оценке гастрономических вкусов. Коль сколько речь идёт о кашах, уместно вспомнить, что, например, Пётр 1 признавал «самую спорою и вкусною» ячневую кашу.
Заправлять любую кашу надо маслом, дабы придать ей особый вкус и сытность, было испокон веку непременным условием, потому что считали наши деды прадеды, что «кашу маслом не испортишь», а про овсяную кашу говорили: «Овсяная каша хвалилась, что с маслом коровьем уродилась».
Среди всех прочих блюд, особое достоинство каши - простота её приготовления. Согласившись с бытовавшим на Руси мнением: «И дурень кашу сварит, была бы крупица да водица», не станем всё же забывать о том, что порой фантазия мастерство способны даже кашу превратить в шедевр кулинарного искусства. Так произошло с манной кашей, проще которой, казалось бы, трудно что-либо представить, но из которой «родилась» знаменитая Гурьевская каша. Название её связывают с именем министра финансов России графа Д.Гурьева, который будто бы изобрёл её в честь победы над Наполеоном. Однако, более достоверной представляется другая история. Однажды графа Гурьева пригласил отобедать к себе в имение отставной майор Оренбургского драгунского полка Юрисовский, на десерт была подана очень красиво оформленная и прекрасная на вкус каша. Попробовав её, граф был настолько удивлён и растроган, что велел позвать в столовую повара и, когда тот явился, расцеловал его. Такой вкусной каши министр ещё никогда не ел, хотя слыл большим гурманом. Завязался торг, и вскоре граф купил крепостного повара и изобретателя каши Захара Кузьмина с семьёй.
Кого только не потчевал Гурьев удивительной кашей, и всегда она вызывала у гостей неподдельное восхищение.
По мере развития кулинарной техники, изыскивая всевозможные варианты комбинирования продуктов, изобретая новые технологии и рецептуры, кулинары давали жизнь всё новым и новым блюдам. Так появились различные крупяные биточки и котлеты с морковью, творогом и другими добавками. Но каши не исчезли с нашего стола. Она может удовлетворить любые, даже самые изысканные вкусы.
История каши исчисляется тысячелетиями. В 21 веке люди поняли, что питаться «фастфудами» вредно и опасно для здоровья. Постепенно пришло осознание того, что необходимо возвращаться к традициям культуры питания: « Щи да каша – пища наша». Так говорили наши предки.
В этом году проходили 22 Зимние Олимпийские Игры в Ванкувере (Канада). В одном из репортажей комментатор рассказал о том, что французский лыжник Винсант Вантес сам себе варит манную кашу и всех ею угощает. Вся Олимпийская деревня знала об этом. Француз считает её самым лучшим допингом. Узнав об этом, я решила выяснить какая каша самая любимая среди моих одноклассников.
Выяснилось, что на первом месте стоит манная каша, на втором – рисовая, а на третье место делят пшенная и гречневая каши. Почти все ребята объяснили свою любовь к каше тем, что она сладкая. Но сладость в каше – это не главное. Каша – это полезный продукт, в котором много витаминов и минеральных веществ. Как сказал мой одноклассник, каши дают нам здоровье, силу и помогают расти. Но, несмотря на все достоинства каш два ученика из класса не любят каши и не едят их совсем.
Моя мама родом из Дагестана. В этом краю часто готовят разные вкусные блюда. И, конечно, каши. Народные традиции сохранили рецепт приготовления каши из полбенной крупы. Крупу обрабатывают и молят в ручную камнями. Во время приготовления пищи женщина всегда должна думать о хорошем. Лишь при таком условии получится вкусное и полезное блюдо.
Сегодня я угощу вас полбенной кашей, приготовленной по-дагестански. Мы с мамой очень старались. Думаю, вы по-достоинству оцените наш трут.
Карандаши в пакете
Рисуем тыкву
Сказка "Узнай-зеркала"
Злая мать и добрая тётя
Медведь и солнце