Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.Главная задача данного направления – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей.
Проведение учебных исследований рассматривается как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Эту работу педагог проводит индивидуально с каждым ребёнком.
Данная работа выполнена ученицей 3 "Б" класса. Работа содержит текстовый документ с приложением и презентацию.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 145.14 КБ |
prezentaciya.zip | 2.95 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
г. Печора
VII учебно-исследовательская конференция
«Я – исследователь, я открываю мир!»
Автор работы:
Тихомирова Арина Александровна,
ученица 3 «б» класса МОУ СОШ №10
УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ:
«Моя семья»
Направление: культурологическое
Руководитель: Кузнецова Елена Анатольевна,
учитель начальных классов,
г. Печора
2011 год
Тема исследования: «Моя семья».
Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания значения семьи. Получения знаний о своих корнях, чувствовать себя звеном большой исторической цепи.
Цели:
Методы исследования:
Источники устной информации: рассказы близких родственников;
Источники документальной информации: семейный архив, интернет;
Задачи исследования:
Гипотеза исследования:
В результате изучения родословной и генеалогического дерева установится более тесная связь во взаимоотношениях с родственниками;
Предварительная подготовка:
Практическая значимость данной работы определяется возможностью показать на примере моей родословной значение своей фамилии, ее происхождение, как можно создать своё родословное дерево.
Средства:
1.Введение
Тема моего исследования «Моя семья». Почему я выбрала эту тему?
У каждого человека на земле должна быть семья. Семья – это непросто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Девиз нашей семьи: «Помни о прошлом, живи настоящим, думай о будущем!!!». Значение девиза я постараюсь раскрыть в ходе моего исследования.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
2. Герб семьи, флаг.
Раньше на Руси практически у каждого фамильного рода был свой герб. Герб передавался из поколения в поколение. Герб был для человека символом семьи, дома, Родины. Сегодня, для того чтобы стать обладателем Фамильного герба, необязательно иметь дворянские корни. Герб это отличие Вашего рода. Например, фамилия это тоже отличие Вашего рода, но в буквенном исполнении, а Герб в графическом. Мы представляем Вам герб нашей семьи (приложение 1). За основу, так называемый «фундамент» семьи мы взяли щит. «Фундамент» семьи очень прочный. В центре щита расположено дерево. В этом дереве заложен девиз нашей семьи:
Мы придумали флаг нашей семьи. В центре флага на желтом фоне то же дерево, только добавлена заглавная буква «А», так уж получилось, что в нашей семье все имена начинаются с этой буквы (приложение 2).
3. Генеалогическое дерево
Родословное или генеалогическое дерево — схематичное представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева». Однажды на уроке нам было предложено составить генеалогическое дерево своей семьи. Честно сказать мы были озадачены. Чтобы что-то получилось, мы звонили родственникам в Пермский край (мамина сторона), мы звонили в Краснодарский край, чтобы узнать папину линию. Занятие оказать очень увлекательны, в результате общения со своими родственниками мы смогли многое узнать о наших предках: кем они были, чем занимались (приложение 3). Для удобства восприятия мы представили наше родословное древо в перевёрнутом виде, когда родоначальник располагается в верхней части таблицы. Кроме того мы выяснили, что сегодня многие в силу различных сложившихся обстоятельств ищут пропавших без вести родных и дедов, информацию о своих родных и близких, дедах и прадедах, узнают свои корни. В ходе исследования мы выяснили, что среди в нашем дереве встречаются такие фамилии как Соловьевы, Лоскутовы, Летягины, Кузнецовы, Кудрявцевы, Тесниковы, Мусихины, Клевцовы, Папковы, Калинниковы. А еще нам стал известен тот факт, что Калинниковы являются основателями города Соль Камская (Соликамск) – в 1430 году.
Ю4. Значение фамилии.
Сейчас каждый живущий в России человек имеет фамилию, имя и отчество, но так было не всегда. Сначала у человека было только имя, затем появилось отчество, а последней образовалась фамилия. Этот процесс образования проходил в течение нескольких веков. Впервые фамилия появилась в Италии, экономически наиболее развитой области Европы, в 10 – 11 вв.
В России слово «Фамилия» появилось во времена царствования Петра I, одной из реформ которого стало внедрение фамилий в быт русского человека. К тому времени у большинства людей помимо имени и отчества были прозвища или прозвания, которые позднее легли в основы множества фамилий. В разных социальных слоях населения появление фамилий происходило в разное время, разница между некоторыми слоями составляет несколько веков.
А Вы хотя бы раз задумывались над вопросом, откуда произошла Ваша фамилия. Происхождение нашей фамилии может поведать нам о том, кем были наши предки, чем они занимались. Фамилия – это наследственное родовое имя. Зачастую фамилии происходили от прозвища, которое было точной характеристикой семьи или человека. Каждая фамилия – тайна. Тайна фамилии иногда заключается в слове, от которого образована, или в месте, где такая фамилия упоминается, или в конкретном человеке, владевшим этой фамилией. Тайну это разгадать не просто, в помощь сделан сайт в Интернете «Тайна Фамилии», который поможет найти правильное толкование фамилии, расскажет все о происхождении фамилии, и истории ее формирования.
В ходе исследования мы узнали, что на сегодняшний день мало кто имеет представление о происхождении своей фамилии, своего рода, плохо знает своих предков. К сожалению, не все проявляют к этому интерес. Мною было проведено анкетирование (приложение 4) среди учащихся 3-х классов моей школы - 71 человек, целью которого было определение степени осведомлённости людей о своих корнях и истории фамилии. После обработки данных было получены следующие результаты:
Данное анкетирование позволяет сделать следующий вывод: на сегодняшний день мало, кто имеет представление о происхождении своей фамилии, своего рода, плохо знает своих предков. Опыта составления родословного дерева и определения смысла своей фамилии не имеют. К сожалению, не все проявляют к этому интерес.
Изучив множество статей, мы узнали о своей фамилии:
Тихомир – распространенное древнерусское нецерковное имя. Этимология ясна: от слов 'тихий', 'мирный'. Сравните с глаголом 'утихомирить' - успокоить, умиротворить. Была пословица: «Тихомирный под спудом живет». Наша фамилия, безусловно, является ценным памятником многовековой русской истории.
Представители фамилии Тихомиров упоминаются в исторических документах. Здесь есть поэты, артисты балета, участники революционного движения, математики, историки, археологи, музыканты, психологи и многие другие.
5. Герои моей семьи (показ слайдов с фотографиями с музыкальным сопровождением, приложение 4).
За счастье жить, есть вволю хлеба,
За наше голубое небо, за мир, за дом, друзей, любимых
И за детей судьбой хранимых.
За то, что редки нынче беды
Не позабыть нам День Победы!!!
Никто не любит войну. Люди страдали, гибли. Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Перед этими подвигами мы должны, обязаны склонить голову. Война затронула каждую семью. В ходе исследования мы узнали, что мой прадед - Калинников Василий Васильевич. До ВОВ работал в колхозе д. Раздерягино Нижегородской области, семья, 6 детей. Был призван на фронт в 34 года. Получил два ранения. Дошел до Берлина. После войны продолжил работу в колхозе.
А мой прадед – Калинников Александр Васильевич. В возрасте 14 лет был награжден медалью труженика тыла. Моя прабабушка - Калинникова Фаина Ивановна – награждена медалью труженика тыла и труженика социалистического труда. Мой прадед Соловьев Иван Петрович – 1893 года рождения, уроженец Ветлужского района. До войны имел свою кузницу. Призван на войну в возрасте 49 лет, погиб в 1943 году.
Соловьев Петр Петрович - 1919 года рождения. Во время войны получил ранение, вернулся домой.
Летягин Михаил Григорьевич – безвести пропавший в боях под Смоленском.
Клевцов Иван Макарович – во время войны, село, где проживала семья, попало в оккупацию войск СС. Село было полностью сожжено, документы утеряны.
6. Моя семья
В СЕМЕЙНОМ КРУГУ МЫ С ВАМИ РАСТЕМ.
ОСНОВА ОСНОВ – РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ.
В СЕМЕЙНОМ КРУГУ ВСЕ КОРНИ ТВОИ,
И В ЖИЗНЬ ТЫ ВХОДИШЬ ИЗ СЕМЬИ.
В СЕМЕЙНОМ КРУГУ МЫ ЖИЗНЬ СОЗДАЕМ
ОСНОВА ОСНОВ – РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ.
Я родилась в обычной семье. Мой папа Тихомиров Александр Владимирович – шеф-повар. Моя мама Тихомирова Анастасия Валерьевна - социальный педагог в Печорском техникуме. Она работает с детьми, у которых, к большому сожалению, нет ни мамы, ни папы. У меня есть брат Арсений, ему 4 года. Я учусь в 3 классе – я отличница. Участвовала в школьных олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуренок», с удовольствием принимаю участие в делах класса и очень люблю читать. А еще 4 год занимаюсь в народном театре танца «Стиль» под руководством Ясько Инны Александровны. Мои родители очень гордятся мной и это самое главное. Благодаря моему классному руководителю Кузнецовой Елене Анатольевне я поняла, что очень хочу быть учителем…
7. Заключение
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
О. В. Токмакова
Семья — это маленький остров в бескрайнем людском океане, и на нем присутствует иная атмосфера. Вне этого острова — проблемы, сложности, бури, ненастья, а здесь тепло, комфортно и уютно. Каждый человек должен быть уверен, что он вернется домой, его примут, утешут, поймут и обязательно помогут. Семья — это само по себе счастье, и его нужно беречь. Семья-это люди, которые нас любят и лелеют, преподносят нам свою жизнь и существование. Для каждого человека значимость своей семьи абсолютно разная, но даже вопреки этому это неотъемлемая часть всей нашей жизни.
8. Список использованной литературы.
Ганжина И. М. Словарь современных русских фамилий. – М.: 2001. – 672с.
Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. Проблемы антропонимики. Отв. ред. Николаев В.А. – М.: 1970. – 343с.
Милославская А. Н. О русских отчествах и фамилиях – Киев, 1965. – 116с.
Никонов В.А. Словарь русских фамилий. - М.,"Школа - пресс", 1993
Суперанская А. В. Как Вас зовут? Где Вы живете? М.: Наука, 1973. – 336с.
Суперанская А. В. Суслова А. В. Современные русские фамилии. М.: Наука, 1981. – 176с.
Федосюк Ю. А. Русские фамилии. Популярный этимологический словарь. – М.: Детская литература, 1972.
http://mirimen.com/
http://slovari.yandex.ru/dict/nikonov
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
АНКЕТА
Дорогой друг.
Я, Арина Тихомирова, ученица 3 класса, провожу исследование по теме «Моя семья». Данное исследование посвящено семье, истории возникновения фамилий, а также составлению родословных. Прошу Вас ответить на все вопросы анкеты, следуя инструкциям к вопросам.
Заполнить анкеты несложно и не потребует много времени. Прочтите, пожалуйста, вопрос и все предлагаемые варианты ответов на него. Номер того ответа, который совпадает с Вашим мнением, обведите кружком. Если готовых ответов нет или ни один из них Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, свои соображения на специально отведенных строках.
Моему исследованию очень помогут Ваши мысли, высказанные в анкете. Поэтому просим Вас отнестись к заполнению анкеты серьезно и благожелательно.
Заранее благодарю за участие в исследовании.
Арина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 5
Калинников В.В.
Калинников А.В.
Калинникова Ф.И.
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Три загадки Солнца
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Попробуем на вкус солёность моря?