Мы живем в засушливом краю . Единственный природный водоем на территории нашего поселка -это пруд Таловый . Раньше это было место отдыха людей. Сейчас этот пруд потерял свое значение( место отдыха), купаться в нем нельзя, рыбы почти нет. Моя задача -воспитать детей с жизненной позицией: любить и сохранить природу.
Вложение | Размер |
---|---|
uzhe_vtoroy_god__ya_poseshchayu_ekologicheskie_individualno.docx | 174.73 КБ |
Экологический проект
по изучению охраны окружающей среды
ученицы 7 класса
МОУ ТСОШ№ 3
Коломыцевой Татьяны
Руководитель: учитель биологии МБОУ ТСОШ№3
Боярская Наталья Валентиновна
Станица Тацинская
Тацинский район
Ростовская область
2011-2012 учебный год
ПЛАН ПРОЕКТА:
1. Введение - 3 стр
2.Выполнение работы: 4-6 стр
а) .Постановка экспериментов на берегах пруда Таловый;
5 - стр
б). Методы исследований - стр.
в). Результат исследований ( приложения)
9-12 стр
3). Выводы из полученных результатов
6-8 - стр
4). Список использованных литературных
источников 13 -стр.
ВВЕДЕНИЕ
Уже второй год я посещаю экологические индивидуально-групповые занятия в нашей школе, которые ведет учитель биологии МБОУ ТСОШ№3 Боярская Наталья Валентиновна. На занятиях мы учимся любить и беречь природу родного края Ростовской области и своей малой Родины-станицы Тацинской, выполняем проекты по защите и охране природы родного края. Особую роль в нашем засушливом крае играет вода. В нашем районе давно ощущается недостаток воды как питьевой ,так и вод естественных водоемов. А как хорошо было бы в летний знойный день окунуться в прохладу пруда ! По рассказам моей бабушки, это так и было . Но я сейчас вижу совсем другой пруд – еще широкий по площади , но мелкий, зарастающий сорными травами и захламленный. В нем валяется всякий бытовой мусор , который сваливают люди, проживающие недалеко от пруда, плавают огромные стаи домашних гусей и уток. Они выделяют в воду и на побережье пруда много навоза. Навоз птиц –это хорошее удобрение для растительности в воде и на склонах пруда. Пруд зарастает и гибнет. Поэтому я взялась работать над проектом по экологии «Сравнение различных участков зарастания берегов пруда Таловый - путь к его гибели» . Для этого мне часто пришлось работать на берегах пруда . Но это для меня не составляет большого труда - я живу за прудом и каждый день по пути в школу и обратно дважды прохожу мимо него уже седьмой год. Мне наш пруд очень жалко: он так сильно загрязнен деятельностью людей, что кажется его больше не восстановить. Если раньше это был красивый и глубокий пруд- место отдыха всех жителей станицы, то почему бы сейчас нам не подумать о причинах его гибели, об остановке загрязнения пруда и восстановлении нашей естественной жемчужины- пруда Таловый!? Я с удовольствием взялась за эту работу.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ:
Наш пруд Таловый шириной около 70 м метров, весной разливается за счет воды от таяния снегов. Берег представляет собой склон крутизной в нижней части 20, в средней – 40, а в верхней – 70–90 градусов. В верхней части склона происходит осыпание берега. На берегах пруда я повела исследования по распределению растительности пруда, ее видовом составе и роли в этом процессе человека и домашних птиц.
Цели и задачи работы
Цель: сравнить различные участки зарастания берегов пруда Таловый и видовой состав трав , а так же роли в этом процессе человека и домашних птиц.
Задачи:
1. Изучить видовой состав растительности, покрытие растений на берегу пруда в зависимости от механического состава почвы и влияния засоренности бытовыми отходами и пометом домашних птиц.
2. Изучить структуру распределения растительности в зависимости от крутизны склона. Сравнить сходство видового состава растений на разных участках: более крутого , недоступного для деятельности людей и пологого, близкого к рядом расположенным к нему домам людей .
3. Изучить особенности распределения растительности в зависимости от микрорельефа и его изменение под деятельностью человека.
4. Предположить возможные пути заселения растениями недавно обвалившихся склонов без влияния человеческого фактора.
5. Предположить стадии смены растительных сообществ.
Для исследования мной были выбраны два типичных и в то же время наиболее сильно отличающиеся друг от друга участка береговой линии пруда. На них мной были заложены две трансекты (участки для исследования) шириной в 1 м и длиной во весь склон. Каждый участок с помощью мерной веревки был разделен также на более мелкие площадки размером 1на1 метр для более тщательного исследования.
На площадках я определяла виды присутствующих там разнообразных растений, на глаз оценивала степень их покрытия на площадке, составляла схему рельефа и распределения растительности в масштабе 1 : 20. Также я определяла механический состав почвы – с помощью полевого метода, описанного в книге И.И. Степаненко «Лесная типология», 1992. В дополнение к предложенным в этой книге типам механического состава почв в своих исследованиях я выделила еще один – слоистый так как на осыпающемся склоне хорошо видны разнообразные чередующиеся сои чернозема, песка и глины , т.е. состоящий из нескольких различных по механическому составу слоев, чередующихся друг за другом.
Встречаемость (В) растений каждого вида на площадках оценивала по формуле:
где n – число площадок, на которых отмечены растения данного вида, N – общее число площадок.
При дальнейшем описании характера растительности использовала четыре основные группы , в которые входили наиболее часто встречаемые виды: на 1 месте– злаки, на 2 – мари и полыни, на 3 сорные травы– осот и бодяк, на 4 – мать-и-мачеха и другие, менее численные.
Для изучения распределения растительности в зависимости от крутизны склона я заложила еще десять площадок других, размером 5 х 5 м: на плоском берегу и на склонах с крутизной 20, 40 и 60 градусов. На этих площадках определяла растительный состав и оценивала степень покрытия поверхности берегов растениями.
Для сравнения сходства видового состава растений на склонах разной крутизны использовала коэффициент Жаккара (коэффициент сходства Кj):
где а – число видов растений на первом участке, b – число видов растений на втором участке, с – число видов растений , встречающихся как на первом, так и на втором участке тоже.
Для предположения возможных путей заселения растениями недавно обвалившихся склонов на таких участках я исследовала и описала еще 2 растительных площадки. При их описаниях я отмечала как виды растений, присутствующих на этой площадке, так и виды, окружающие исследуемый мной участок.
Результаты и их обсуждение
На основании полученных мной результатов я предполагаю следующее распределение растительности на склонах в зависимости от рельефа этого участка. Растения бурно растут в трещинах, в ямках, на некрутых склонах (крутизна менее 60), перед холмами и за резкими обрывами, за холмами и на местах из кочек- другого типа рельефа. Я думаю, что такое распределение растений связано с тем, что многие семена при попадании на склон смываются водой, а задерживаются только в перечисленных выше местах.
Мной было установлено, что встречаемость растений разных групп и их покрытие на участке зависят также от механического состава почвы. Итак, я вижу, что покрытие растительности больше всего на супеси и меньше всего на песке. На песке растения почти совсем не растут, потому что песок находится наверху склона, где очень часто происходят обвалы и растения просто не успевают вырасти.
Из моих исследований видно, что только мать-и-мачеха встречается на супеси в большинстве случаев и в меньшей степени – на почвах со слоистой структурой и на суглинках. При этом мать-и-мачеха – единственное растение, которое растет на песке – очевидно, она успевает прорасти на вершине склона до обвала. Злаки предпочитают супесь, слоистую почву и глину, мари – глину и слоистую структуру. А вот осот и бодяк не очень требовательны к механическому составу почвы ,так как у них развита мощная стержневая корневая системы.
Из данных, полученных мной, также видно, что на участках склона, где структура почвы слоистая, нормально растут все растения, т.к. они свободно могут расположить свои корни в различающихся по механическому составу слоях почвы.
Зависимость распределения растительности от крутизны иная. Мать-и-мачеха предпочитает склоны крутизной от 20 до 40, а на пологом берегу мать-и-мачехи почти не было. Злаки предпочитают пологий коренной берег и склоны крутизной 40 градусов на склонах крутизной от 20 градусов и до 60 градусов их проективное покрытие было намного меньше.
Из данных, полученных мной, что суммарное проективное покрытие растениями на склонах крутизной больше 60 градусов было много меньшим, чем на других исследованных участках.
По видовому составу наиболее сходными оказались склоны крутизной 20 и 40 градусов, а также коренной берег и склон 20 градусов и коренной берег и склон 60 градусов
На основании исследования недавно осыпавшихся склонов и прилегающих к ним участков были предположены возможные пути их заселения растениями. В виде семян на склон могут попадать мать-и-мачеха, ярутка полевая, осот, клевер и марь торчащая, потому что в некоторых местах другие растения данных видов не были обнаружены поблизости. При обваливании коренного берега сверху вместе с землей и дерном на склон могли попасть одуванчик, некоторые виды марей, тысячелистник, ива, герань и злаки. Вегетативно могли попасть на склон мать-и-мачеха, ива, хвощ полевой, злаки, бодяк полевой.
Выводы:
Полученные в ходе исследования результаты позволяют предположить естественные стадии смены растительных сообществ на свежих, недавно обвалившихся склонах (при условии, что склон не обвалится снова и человек не прекратит свою бурную жизнедеятельность в быту - не будет засорять берега и воды пруда).
1.Происходит разрастание на свежих склонах дерновин злаков, упавших сверху, и прорастание многочисленных семян, также ссыпавшихся сверху - сорная бурная растительность, вызванная занавоживанием птиц и бытовым мусором людей (например, опавшие листья, выметенные из дворов) исчезнет.
2. Нарастание с боков корневищных растений, в основном бодяка и мать-и-мачехи. Мать-и-мачеха наползает на дерновины злаков и заглушает их.
3. Преобладание сорных трав (бодяк и осот) губит берега пруда Таловый . В этом процессе виновато только некультурное поведение человека! .
4. Происходит постепенное формирование структуры растительности и видового состава, характерного для коренного берега, но процесс сильно тормозится деятельностью людей, живущих рядом с прудом.
5. Происходит постепенное отмирание мать-и-мачехи, появление бодяка и осота и только на более отдаленных участках появляется много разнообразных злаков. При этом происходит почти полное отмирание многолетних корневищных трав, таких как ,например, мать-и-мачехи.
6. При этом формируется разнотравно-злаковое сообщество, характерное для степей нашей местности. Пруд высыхает и постепенно гибнет.
Но я , все же, считаю, что наш пруд Таловый еще совсем не погиб. Он и сам еще восстанавливается за счет грунтовых родников (которые надо оберегать и вовремя чистить), талой воды весной ( отсюда и его название -Таловый). В этом году было зимой много влаги и пруд на моих фото смотрится издалека просто шикарно. Но, подходя ближе, я вижу его засорение отходами жизнедеятельности людей - бытовым мусором, пометом домашних птиц. Пруд нам обязательно надо спасти !Он нам очень нужен -мы живем с сухой степной зоне, где мало природных водоемов. И этот наш красивый пруд до сих пор жив, не смотря на людское безразличие и бессовестное отношение к его содержанию и охране! Его надо очистить и охранять, тогда и мы , и следующее поколение искупаются, отдохнут и порадуются красивейшему природному дару станицы Тацинской – бесценному пруду Таловый!
Приложение №1
«Диаграмма №1 «Сравнение общего покрытия и механического состава почвы».
Приложение №2
Диаграмма зависимости встречаемости видов от механического состава почвы, который меняется от загрязнения
Приложение №3
Сравнение общего растительного покрытия коренного берега различной крутизны»
Приложение №4
Таблица
«Значение коэффициента Кj сходства растительности
на склонах разной крутизны берегов пруда Таловый»
Крутизна склона | 20 градусов | 40 градусов | 60 градусов |
Коренной берег | 45 | 32 | 51 |
Склон в 20 градусов | - | 47 | 21 |
Склон в 40 градусов | - | - | 16 |
Склон в 60 градусов | - | - | - |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бурнашев С.И., Бурнашева Н.В., Ганицкий И.В. «Биология», № 14, 20, 44/1995; № 26/1996; № 3/1997 г.;
2. «Управление школой» № 8/ 1997.
3. Охрана природы (факультативный курс) Москва 1993 г. А.В. Михеев
4. Практикум по травам Москва1998 год Н.П.Власов
Любили тебя без особых причин...
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Сказка на ночь про Снеговика
Сочини стихи, Машина
Колумбово яйцо