Учебно-исследовательская работа была представлена на Х городской конференции старшеклассников "Старт в науку" и посвящена анализу и интерпретации цветовых образов в поэзии Марины Цветаевой
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_manuilovoy.doc | 180.5 КБ |
X городская учебно-исследовательская конференция старшеклассников
«Старт в науку»
Секция «Филология»
«Символика цвета в поэзии Марины Цветаевой 1908-1921 годов»
Мануилова Анна Андреевна
ученица 11 класса
МОУ «Технологический лицей»
Научный руководитель:
Микушева Татьяна Альбертовна,
учитель русского языка и литературы.
Сыктывкар – 2010
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………………3
I глава…………………………………………………………………………………………… 4
II глава…………………………………………………………………………………………... 8
Заключение………………………………………………………………………………………17
Список использованных источников информации……………………………………… 18
Русская литература Серебряного века рождалась под влиянием нового художественного миропонимания. Перемены в жизни России отражались в искусстве, которое искало новый язык, новые формы. Русская поэзия преобразовывала поэтический язык и находила такие звучания, которых не было у предшественников. Но это не только музыкальные и звуковые образы, но и живописные, цветовые. Исследователями поэзии Серебряного века было замечено, что цвет огромную роль играл в творчестве Н.Гумилева, А.Блока, В.Маяковского. Особенно обогатил многоцветьем русский поэтический пейзаж С.Есенин. Важнейшее место занимает цветовая символика в творчестве Марины Цветаевой, великого поэта ХХ века.
Изучение наследия Цветаевой стало возможным в конце ХХ века. Интерес вызывают не только поэзия и проза Цветаевой, но ее человеческая личность, уникального знатока человеческой души. Необычная метафоричность, обилие эпитетов и ритмов усиливается в стихах Марины Ивановны цветовой палитрой. Многими учеными отмечалось, что особенно часто упоминаются у Цветаевой три цвета: черный, белый, красный. Но в стихах поэтессы присутствуют и другие цветообозначения. Особенно интересным для меня оказались два периода в творчестве поэтессы: с 1908 по 1916 и с 1917 по 1922 годы. Первый период - ранняя лирика, когда Марина Ивановна только входила в русскую литературу, время становления ее как поэта. Второй - годы революции и Гражданской войны до 1922 года, вплоть до переезда за границу. Это годы, изменившие навсегда Россию, изменившие саму Цветаеву, ее мироощущение и мировоззрение.
Объектом данной работы являются стихи М.И.Цветаевой дореволюционного времени и периода Гражданской войны.
Целью данной работы является исследование того, как изменилась цветовая картина в стихах Цветаевой после Октябрьского переворота.
Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:
Работа состоит из двух глав. В первой обзорно рассматриваются основные взгляды ученых на цвет и его значение, символика цвета в традиции русской и европейской культуре, а также, какое место занимает цветовая символика в стихах некоторых поэтов Серебряного века. Во второй главе рассмотрены стихи Цветаевой, в которых используются цветовые прилагательные, проводится их сопоставительный анализ.
I глава
Еще в древности было замечено, что цвет воздействует на эмоциональный настрой человека и что каждый цвет имеет свои смысл. Вся жизнь человека наполнена цветом. Цвет – это знак, отношение к которому формируется под влиянием множества факторов, и важнейший из них – фактор культурный.
Систематически изучать цвета и их воздействие на человека начали в ХХ веке. Известный психолог Макс Люшер провел ряд исследований в области цвета, изучая выбор различными людьми оттенков из цветовой гаммы. Он пришел к выводу, что выбор человеком того или иного цвета отражает психологические качества человека.
С давних времен у того или иного народа начала складываться определенная гамма любимых цветов. Национальные цвета исторически объяснимы и традиционны, они соответствуют характеру и темпераменту народа, окружающей его природе: красно-желто-черные цвета испанцев и спокойные бело-голубые цвета финнов. Чем ближе к экватору, тем большая тяга людей к открытым ярким цветовым сочетаниям.
Рассмотрим значения каждого цвета.
Красный
Первый цвет, замеченный и воспроизведенный людьми, был красный. Адам был создан богом Яхве из красной земли, называемой «адама». Первоначальное значение красного – это жизнь, кровь, полученная человеком от богов. У древних греков и римлян красный был символом плодородия. В средневековой Японии - символом любви. Начиная с XVIII века, в Европе красный цвет заменяют розовым. Красный цвет приглушается, разбавляется, теряет энергию. И возвращается к концу века как цвет Великой французской революции. В XIX веке красный цвет вообще становится устрашающим. Красный приобретает значение духа смерти, упоения кровавой борьбой, нечеловеческого напряжения.
В XX веке происходит революция – социальная, политическая, культурная. Знаком обновления выступает красный цвет. Здесь красный излучает силу, энергию, мужество, а порой ярость и воинственный дух.
Белый
Белый уже в глубокой древности был отмечен и выделен как особый цвет. Древнейшие символические значения белого в основном позитивны: белый означает всяческое благо, радость, чистоту, здоровье, приумножение потомства, мир, согласие. Христианская религия целиком восприняла символику белого из Ветхого завета. Белый означал светоносность, родство с божественным светом. Кроме того, белый означает радость, веселье духа, невинность, чистоту. В культуре Европы нового времени семантика белого сдвигается в сторону негативных значений. Белым отмечены смерть, обморок, холод, молчание, истощение сил, одиночество, даже ненависть и жестокость.
И в поэзии начала века белый – излюбленный цвет. В нем заключается некая мистическая неопределенность, полная возможностей, которым не суждено осуществиться. Обычно белый связан с негативными эмоциями и с мыслями, обращенными в потусторонний мир.
Черный
Семантика черного у большинства народов в основном негативна. Черное поглощает энергию человека и делает бессильным его зрение, что само по себе грозит опасностями. В ритуалах и мифах древних народов черный цвет, как символ зла, противостоит белому, как цвету добра. Кроме того, черный символизирует гордыню, тайную зависть, злобу, подлость, прелюбодеяние. В средневековой Европе черный считали цветом смерти, скорби. В средневековой Японии черный – знак печали.
В русском языке черный носит чаще всего негативный характер. Но в народном изобразительном прикладном искусстве черное вовсе не отрицается как мрачный цвет. Он используется для фона. Использование контраста белого и черного было очень характерно для древнерусской литературы, где «черный» олицетворял силы зла. Особенно ценится черный на мусульманском Востоке: «В числе достоинств черноты – то, что из нее получают чернила, которыми пишут слова Аллаха» («Тысяча и одна ночь»).
Зеленый
Место зеленого совершенно исключительно. Зеленый занимает особое место в спектре солнечного света: он находится как раз посередине между возбуждающими и успокаивающими цветами, между активными и пассивными. Зеленый является нейтральным в смысле действия не нервную систему человека. Упоминания о зеленом цвете впервые появляются в мифах древнего Китая. Здесь им кодируется восточное направление горизонта, а также весна, дерево, планета Юпитер. В христианской культуре средних веков главное символическое значение зеленого – это земля, точнее, поверхность земли, покрытая растениями. Зеленый цвет в изображениях Иисуса Христа и святых символизирует их земной путь.В древности зеленый был связан с демоническим началом, нечистой силой, безумием, распадом. В русском фольклоре зеленый также не всегда положителен: зеленый царь – злой и коварный; тоска зеленая; настой трав – зелье – обычно яд.
Желтый (золотой)
Желтый цвет складывается оптически из красного и зеленого. В спектре он занимает промежуточное место между этими основными цветами. Желтый сопровождает все живое: это и солнце, и земля, и пламя. В раннем европейском средневековье желтый цвет воспринимается полностью позитивно, как символ солнечного цвета и золота, то есть как символ божественности и царственности.
В древнем Китае желтый был цветом земли. В древней Индии желтый был едва ли не самым ценным светом, поскольку он ассоциировался с золотом. И только в XII – XIII веках желтый цвет наделяется негативными символическими значениями. Он становится цветом измены, продажности, вероломства, греха. В XX веке негативное отношение к желтому нарастает. Андрей Белый исследовал творчество Гоголя и нашел, что по мере усугубления душевной болезни писателя в его прозе нарастает количество цветовых образов, связанных с желтым и зеленым. В конце XIX века «желтым домом» называли больницу для душевнобольных. Сейчас символика желтого в основном негативна («желтая пресса», «желтая карточка»). Но он продолжает оставаться открытым и радостным цветом.
Часто в поэзии используется такой оттенок, жёлтого, как золотой. Императорский цвет, один из характерных цветов военной русской культуры. Однако золотой имеет и другое значение. Он олицетворяет излишество, роскошь, богатство, искушение. Золотой – это цвет славы, неизбежной победы. Не приносит себя в жертву и не принимает жертв, остается самим собой (ему ничего не надо). Положительный аспект – зрелость, опыт, мудрость, жизнеспособность, неистощимые ресурсы; негативны аспект – пессимизм, ограниченность, бесчестие. Золотой нимб над головой – символ всепрощения и способ преодолевать все препятствия.
Синий
Синий принадлежит к цветам «пассивного» ряда. Самый темный в спектре, самый печальный, серьезный, тоскливый; он действует успокаивающе, а в больших количествах – даже угнетающе. В эпоху позднего средневековья в Европе символика его в светском обиходе была целиком негативной. Синий – цвет неверности, обмана. В культуре народов древнего Востока синему также часто придают негативное значение. В мифах древнего Китая немало опасных и злобных чудовищ с синим лицом или телом. В Японском театре Кабуки синий грим носили злодеи и дьяволицы. Но в то же время синий цвет – самый успокаивающий из всего спектра. По мнению ученых, синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему.
Серебряный
Он выходит из серого, выражает стремление к свободе и попытку преодолеть все ограничения. В своем негативном значении серебряный цвет обычно связан с неспособностью принимать решения, с самообманом,
В мифологии серебряный цвет связывали с серебряной нитью, скрепляющей душу и тело
Серебряный выражает проникновение, беспристрастность, плавность. В своем негативном значении серебряный цвет обычно связан с неспособностью принимать решения, с самообманом, иллюзиями по поводу происходящих событий (“не знаю – то ли уже пришел, то ли уже ухожу”). Серебряный цвет часто связывают с лунной дорожкой. Человек, любящий этот цвет, не приемлет ответственности.
В поэзии Серебряного века цвет стал играть особую роль. Например, красный у А. Блока становится символом угрожающего, страшного и вместе с тем волнующего и возбуждающего интерес. А белый цвет означает смерть, тоску, холод, отчужденность. Исследователи поэтического наследия А.Блока не раз отмечали, что особое место в его поэтике принадлежит синему цвету. Синий передает не столько цвет, сколько эмоциональное осмысление контекста. Традиционно синий и его оттенки - символ гармонии и покоя, для Блока - символ непорочности и первозданности.
У Есенина синева и залитые голубизной рязанские пейзажи занимают первое место: «В прозрачном холоде заголубели долы», «Голубизна презримой гущи». Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое: «Несказанное, синее, нежное…». Поэт даже саму Россию ассоциировал с синим цветом, говоря, что в этом слове есть «синее что-то». Хотя в другом стихотворении Есенин «одел» Русь в алые одежды и зеленую шаль. Белым цветом поэт окрашивал месяц над крышей, гладь реки, лунный луч.
Глава II
Цветовая символика играет важнейшую роль в творчестве Марины Цветаевой. Для меня особенно интересным является ранняя лирика поэтессы и стихи периода революции и гражданской войны. Дореволюционное творчество исследователи делят на два периода: ранние стихи(1910-1914) и период 1915-1916 года. Я считаю, что это самое счастливое и плодотворное время для Цветаевой. Это время становления её как поэта. Следующий период 1917-1921 годы является переломным не только в жизни и творчестве Цветаевой, но и в жизни всей России. Она испытала тяготы: голод, разлуку с мужем, смерть близких. Меняется её мироощущение.
Изучая стихи Марины Цветаевой данных периодов, я составила следующую классификацию наиболее упоминаемых цветов.
Цвет | Стихотворение | Год |
красный | «Книги в красном переплёте» | 1908-1910 |
«Стихи о Москве» | 1916 | |
«Чердачный дворец, мой дворцовый чердак…» | 1919 | |
«В мешок и в воду подвиг доблестный…» | 1920 | |
«Ветер, ветер выметающий…» | 1920 | |
«Ох, грибок, ты мой грибочек, белый груздь…» | 1920 | |
«И страшные мне снятся сны…» | 1920 | |
«Памяти Г.Гейне» | 1920 | |
Отрок | 1921 | |
чёрный | «Проснулась улица. Глядит, усталая…» | 1908 |
«Бессонница» | 1916 | |
Стихи к Блоку. «Думали человек…» | 1916 | |
«Я пришла к тебе чёрной полночью…» | 1916 | |
Из цикла Ахматовой. «Ты, скрывающая покров…» | 1916 | |
«На завитки ресниц…» | 1916 | |
«По ночам все комнаты черны…» | 1916 | |
«В чёрном небе – слова начертаны…» | 1918 | |
«Я - страница твоему перу.» | 1918 | |
«Я вижу тебя черноокой, - разлука!» | 1920 | |
Вячеславу Иванову. «Ты пишешь перстом на песке…» | 1920 | |
«Памяти Г.Гейне» | 1920 | |
Отрок. «Пустоты отроческих глаз! Провалы…» | 1921 | |
белый | «Ваши белые могилки рядом…» | 1910 |
«Белое солнце и низкие, низкие тучи…» | 1916 | |
«Я - страница твоему перу.» | 1918 | |
«Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!» | 1920 | |
золотой | «У гробика» | 1908 |
«Акварель» | 1909 | |
«Сара в Версальском монастыре» | 1909 | |
«Девочка-смерть» | 1910 | |
«Ах, золотые деньки..» | 1911 | |
«Идешь, на меня похожий…» | 1913 | |
«Четвёртый год» | 1916 | |
Стихи о Москве. | 1916 | |
Ахматовой. «Златоустой Анне – всея Руси…» | 1916 | |
«Между воскресеньем и субботой…» | 1919 | |
«В мешок и в воду подвиг доблестный…» | 1920 | |
Вячеславу Иванову. «Ты пишешь перстом на песке…» | 1920 | |
серебряный | «Второе путешествие» | 1908 |
«Пленница» | 1909 | |
«С большей нежностью…» | 1915 | |
«Четвёртый год» | 1916 | |
Стихи о Москве. «Над синевою подмосковных рощ…» | 1916 | |
«Имя твоё…» | 1916 | |
«Между воскресеньем и субботой…» | 1919 | |
розовый | «В Ouchy» | 1909 |
«Людовик XVII» | 1909 | |
«Волшебник» | 1910 | |
«Девочка-смерть» | 1910 | |
«Декабрьская сказка» | 1910 | |
«Как жгучая, отточенная лесть» | 1915 | |
«Аймек-гуарузим…» | 1917 | |
синий | «На скалах» | 1909 |
«Отъезд» | 1909 | |
«Сара в Версальском монастыре» | 1909 | |
«Ах, золотые деньки!» | 1911 | |
Стихи о Москве. «Над синевою подмосковных рощ…» | 1916 | |
Стихи к Блоку. «И тучи оводов…» | 1916 | |
голубой | «Асе» | 1909 |
«Отъезд» | 1909 | |
«Девочка-смерть» | 1910 | |
Стихи к Блоку. «Имя твоё…» | 1916 | |
Стихи к Блоку. «Нежный призрак…» | 1916 | |
«Boheme» | 1917 | |
«Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!» | 1919 | |
жёлтый | «Отъезд» | 1909 |
Стихи к Блоку. «И тучи оводов вокруг…» | 1916 | |
«Я вижу тебя черноокой, - разлука!» | 1920 | |
зелёный | «Лесное царство» | 1908 |
«Асе» | 1909 | |
Из цикла Ахматовой. «Имя ребёнка – Лев…» | 1916 | |
бирюзовый | «Девочка-смерть» | 1910 |
«С большей нежностью…» | 1915 | |
«Малиновый и бирюзовый…» | 1920 | |
малиновый | «Boheme» | 1917 |
«Малиновый и бирюзовый…» | 1920 | |
Вячеславу Иванову. «Не любовницей – любимицей…» | 1920 |
Проанализируем цветовую символику в стихах Цветаевой 1908-1921 годов. Учёные-литературоведы не раз обращали внимание на то, что наиболее упоминаемыми цветами у поэтессы являются красный, чёрный, белый, однако, цветовая гамма в её стихах гораздо шире и разнообразней. Начнём с тройки основных цветов.
Красный цвет. Самое раннее упоминание цвета встречается в стихотворении 1908 года «Книги в красном переплёте». Не случайно она называет красный цвет два раза: «Неизменившие друзья в потёртом красном переплёте», «О, почему средь красных книг…». По оценке психологов, красный цвет вызывает сильный эмоциональный, в основном позитивный, отклик в душе. Поэтому красный цвет «красивый», «прекрасный». Красный у молодой Цветаевой - детские книги Марка Твена из большой семейной библиотеки, цвет детства, цвет родной и любимой Москвы.
Марина Цветаева родилась в Москве, она всегда любила этот город. Московская тема появляется уже в ранних стихах. В 1916 году Поэтесса пишет цикл «Стихи о Москве», который можно назвать величальной песней Москве. Часто в «Стихах о Москве» встречается такой оттенок красного, как червонный: червонные купола, червонный день, червонное сердце. Червонный (устаревшее и высокое) – красный, алый. Червонное золото – золото высшей пробы с красноватым оттенком. Таким образом, Цветаева придавала особое значение Москве, в этом городе всё для неё было высшей пробы.
Известно, что Марина Ивановна показывала Москву Осипу Мандельштаму. В стихах она дарит ему свой любимый город:
Из рук моих - нерукотворный град
Прими, мой странный, мой прекрасный брат.
В этом стихотворении снова упоминаются червонные купола. Значит, этот цвет так важен для неё, и она хочет, чтобы её спутник тоже ощутил эту любовь к столице.
Возможно, поэтесса так любит красный цвет, потому что «В колокольный, во червонный день Иоанна родилась Богослова».
И в следующем стихотворении снова повторяет:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Красная рябина в её стихах является символом родины.
А в 1919 году она пишет:
И дела нам нету до красной Москвы!
Глядите: от края - до края -
Вот наша Москва - голубая!
Красный становится символом революции, прошедшей по стране, символом крови. Наступает гражданская война. Красного цвета становится ещё больше. Это можно проследить по стихотворениям 1920 года «Ветер, ветер выметающий…» и «Ох, грибок, ты мой грибочек, белый груздь». Например, в стихотворении «Ветер, ветер выметающий…» есть такие строчки:
Пурпуровое поветрие,
Первый вестник мятежу…
А во втором стихотворении мы видим явное изображение гражданской войны:
Белый был - красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был - белый стал:
Смерть побелила.
В стихотворении «Памяти Г.Гейне» 1921 года я могу выделить несколько оттенков красного: красный, огненный, рыжий.
Красная юбка? - Как бы не так!
Огненный парус! - Красный маяк!
Бубен в руке!
Дьявол в крови!
Красная юбка
В черных сердцах!
Красный становится не просто знаком крови, убийства и хаоса, а знаком дьявола.
Начиналось всё с того, что красный – цвет Москвы, родины, детства, а пришла поэтесса в своих стихах к тому, что красный – цвет крови, революции, стихии. Известный поэт Серебряного века Андрей Белый сказал: «Красный цвет был эмблемой Россию губившего Хаоса».
Чёрный цвет. В 1908 году в стихотворении «Проснулась улица. Глядит усталая…» традиционно чёрный - цвет ночи:
Покрыты инеем деревья черные,-
Следом таинственным забав ночных.
Далее чёрный цвет встречается мало и появляется только в стихах 1916 года.
Черный в них несёт то же значение: ночь. Но появляется и новый смысл – цвет тайны. Мы видим это в цикле «Бессонница». Он пропитан ночью и тайной. Лирической героиней овладевает желание преступить черту дозволенного.
В огромном городе моём – ночь.
Из дома сонного иду прочь.
Люди думают: жена, дочь, -
А я запомнила одно – ночь.
В том же году чёрный появляется как символ смерти. «Чёрный чтец» в стихотворении «Думали человек…» из цикла «Стихи к Блоку» ассоциируется с чёрным человеком, пришедшим к Моцарту.
Чёрный читает чтец,
Топчутся люди праздные… -
Мёртвый лежит певец
И воскресенье празднует.
Чёрный становится цветом творчества. Часто в таком значении Цветаева употребляет цвет применительно к Анне Ахматовой, называя её чернокнижницей. Чернокнижники – маги, черпающие свои знания из книг, заключающие договор с дьяволом. Ахматова же ведает множеством тайн поэтического искусства.
Лихорадок, стихов и войн,
Чернокнижница! - Крепостница!
Я заслышала грозный вой
Львов, вещающих колесницу.
Так пишет Марина Ивановна об Анне Ахматовой в 1916 году. А в 1921 Цветаева посвящает ещё одно стихотворение ей, в нём есть такие строки:
Кем полосынька твоя
Нынче выжнется?
Чернокосынька моя,
Чернокнижница.
Значит поэтическое творчество, по мнению Цветаевой, не только способность разгадывать тайны, но и сила, демоническая, дьявольская.
Кроме того, за чёрным цветом скрывается тайна души человеческой в стихотворении «На завитки ресниц…»:
Ночь - черна,
И глаза ребенка - черны,
Но глаза человека - черней.
А глаза, как известно, - зеркало души.
Чёрный - цвет разлуки с любимым человеком, цвет беды.
Я вижу тебя черноокой, - разлука!
Высокой, - разлука! - Одинокой, - разлука!
С улыбкой, сверкнувшей, как ножик, - разлука!
Совсем на меня не похожей - разлука!
А в стихотворении «Памяти Г.Гейне» в сочетании с красным чёрный является цветом дьявольщины.
Белый цвет. В стихотворении 1910 «Ваши белые могилки…» символ смерти, покоя, вечности. Далее в 1916 году в стихотворении «Белое солнце и низкие, низкие тучи…» также белый цвет ассоциируется со смертью:
Белое солнце и низкие, низкие тучи,
Вдоль огородов – за белой стеною – погост.
Позднее, в 1918, возникает традиционное значение белого цвета, как цвета чистоты, новизны.
Я – страница твоему перу.
Всё приму. Я белая страница.
А В 1920 году мы ясно видим, что белый используется Мариной Ивановной как антагонист красного, но с этим к нему возвращается негативное значение смерти, поскольку он олицетворяет события Гражданской войны. Об этом свидетельствует стихотворение «Ох грибок, ты мой грибочек, белый груздь»:
Белый был - красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был - белый стал:
Смерть побелила.
- Кто ты? - белый? - не пойму! - привстань!
Аль у красных пропадал? - Ря - азань.
В поэзии начала XX века белый – излюбленный цвет, обычно связанный с негативными эмоциями и темой потустороннего мира..
Золотой. «Золотое сердце», то есть дорогое, доброе сердце в стихотворении «У гробика». Цвет солнца, солнечного отблеска в стихотворение «Акварель» 1909 года:
Ангел взоры опустил святые,
Люди рады тени промелькнувшей,
И спокойны глазки золотые
Цвет радостных и счастливых дней:
Ах, золотые деньки!
Где уголки потайные,
Где вы, луга заливные
Синей Оки?
В стихотворении «Ах, золотые деньки…» поэтесса таким образом описывает свои воспоминания о счастливом детстве в Тарусе.
Очень часто золотой – цвет волос: «Вьются кудри золотистой гривой…» или «Золото моих волос…». Золотой – цвет чего-то высшей пробы, высшего качества, как в цикле «Ахматовой»:
Златоустой Анне-всея Руси
Искупительному глаголу!
Также золотой – цвет чего-то родного, цвет Москвы (церковки златоголовые) в «Стихах о Москве». Цвет вербного воскресения, церковный цвет в стихотворении «Между воскресеньем и субботой…» 1919 года.
Серебро мое - суббота!
Воскресенье - золото!
Далее в этом стихотворении есть строчка, которая указывает, что упомянутое воскресение именно вербное:
Ваша птица разноперая -
Вербная - сусальная.
А сусальная и значит золотая.
Серебряный цвет.
Цвет волшебства в стихотворении «Второе путешествие» 1908 года:
Может быть ... - отворяй же скорей
Тайным знаком серебряной палочки!
Образ чего-то сказочного, нереального продолжается и в стихотворении «Пленница»(1909):
Аллеи сумрачны, в бассейнах плещут рыбки
И ждет серебряный, тяжелый экипаж.
Цвет креста в «Стихах о Москве»:
Одену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь, и тихо тронусь в путь
В стихотворение «Между воскресением и субботой…» проявляется двойственность натуры лирической героини. Серебряный противопоставляется золотому:
Меж Забавой и Заботой
Пополам расколота, -
Серебро мое - суббота!
Воскресенье - золото!
Розовый цвет. Цвет сказки, детства. «О вечер розовый в Ouchy!» из стихотворения, написанного в 1909 году. Цвет заката и отблесков вечернего солнца (стихотворение «Волшебник» 1910 года). Ангельский цвет, то есть символ рая в стихотворении «Девочка-смерть»:
И девочка-смерть наклонилась ко мне,
Как розовый ангел без крыл.
Розовый в основном встречается в стихах дореволюционных. Марина ещё может сохранять внутри себя ощущение сказки, которое со временем исчезает.
Синий цвет. Используется, как цвет глаз в стихотворениях «Сара в Версальском монастыре», «На скалах»:
Он был синеглазый и рыжий,
(Как порох во время игры!)
Цвет далее встречается, как цвет чего-то родного, любимого, детского. В 1911 году в стихотворении «Ах, золотые деньки!» Цветаева пишет такие строки:
Ах, золотые деньки!
Где уголки потайные,
Где вы, луга заливные
Синей Оки?
То есть синий является олицетворением счастливых детских дней, проведённых в Тарусе на берегу Оки. А ещё позднее в 1916 году синий становится цветом родной Москвы:
Над синевою подмосковных рощ
Накрапывает колокольный дождь.
Даже психологи утверждают, что синий цвет является успокаивающим.
Голубой цвет. Первое упоминание я нашла в стихотворении «Асе»(1909 год):
Ждет тебя моря волна изумрудная,
Всплеск голубого весла…
В этом отрывке цвет ассоциируется с чистотой воды, с лёгкостью и прозрачностью.
В стихотворении «Отъезд» 1909 года «Хлопочет мама в платье голубом…», а в «Девочка-смерть» присутствуют такие строчки: «…чуть-чуть запылён её голубой башмачок». Стихотворение Boheme:
Помнишь плащ голубой,
Фонари и лужи?
Во всех трёх стихотворениях присутствует тема прощания с человеком в том или ином смысле. То есть голубой связан с разлукой, с расставанием. Мне показалось, что это несколько печальный цвет.
Он появляется в цикле «Стихи к Блоку». Марина Цветаева боготворила Блока, преклонялась перед его творчеством. Поэтесса подчёркивала влияние его стихов на неё:
Голубоглазый
Меня сглазил
Снеговой певец.
Мало встречается зелёный цвет. Традиционно это цвета травы, растительности. У Цветаевой же это цвет глаз: «Принцесса с глазами зелёными…», «Рыжий львёныш с глазами зелёными…».
Жёлтый цвет несёт традиционные значения. В раннем стихотворении «Отъезд» обозначает осень, жёлтые листья, в цикле «Стихи к Блоку» - цвет золота: «И жёлты-жёлтый – за синей рощей – крест…». Но может приобретать и негативное значение:
Стрясается - в дом забредешь желтоглазой
Цыганкой, - разлука! - молдаванкой, - разлука! («Я вижу тебя черноокой, разлука…»).
Бирюзовый цвет, соседствуя с голубым, розовым, золотым в стихотворении «Девочка-смерть», ещё раз подчёркивает разноцветный мир юношеской лирики поэтессы.
Проанализировав стихи 1908-1921 годов, я пришла к выводу, что до 1916 года цветовая палитра в поэзии Марины Цветаевой была более насыщенная. В ней присутствует красный, как цвет родного дома, таинственный чёрный цвет, тёплые, церковные, светлые золотой и серебряный, розовый, голубой, синий, бирюзовый, цвета сказки, детства. В 1916 году цветовая картина меняется. Красный становится цветом любимой Москвы, чёрный приобретает значение магии, творчества. Голубой ассоциируется с поэтической неземной сущностью А.Блока. Постепенно уходят розовый, зелёный. После 1917 года происходит сужение цветовой палитры к триколору: красный, белый, чёрный. Причём красный цвет меняет своё значение, становится символом хаоса, ужаса, крови, и даже дьявольской силы. Чёрный цвет также ассоциируется с дьявольщиной и демонизмом. Белый означает смерть и гражданскую войну.
Это связано не только с развитием её художественного мышления, но и с переменами, происходящими вокруг поэтессы.
Заключение
Живописные образы занимают в поэзии Марины Цветаевой значительное место. Анализ цветовой символики в произведениях поэтессы 1908-1915 года, показывает следующую цветовую палитру: красный, чёрный, белый, золотой, серебряный, розовый, синий, жёлтый, зелёный, бирюзовый, малиновый. Этот цветной мир – царство сказки и света – после 1916 года навсегда закрылся для цветаевской поэзии. Ею овладевает беспокойство и тревога. Прежде всего изменилось самоощущение и восприятие мира лирической героиней Цветаевой.
Сменился не только цвет и его смысловая насыщаемость, сменился пейзаж и интерьер ее стихов. Лирическая героиня Цветаевой ощущает себя свободной от условностей и обязательств прежней жизни, преступает границы общепринятого: веры, семьи, привычного быта. Нечто тайное и недозволенное открылось ей и увлекло.
Период 1917-1921 это время неустроенности и лишений, поэтому так тревожны цветовые образы поэтессы. Но впереди её ожидает ещё более трудные испытания, отъезд за границу и разлука с родиной.
Список использованных источников информации.
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Две лягушки
Мальчик и колокольчики ландышей
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Три орешка для Золушки