Вопросам климата пришкольного участка в последние годы уделяется большое внимание, поскольку состояние учебных, воспитательно - образовательных, общественных и других типов учреждений напрямую связано со здоровьем человека.
Известно, что в местах большого скопления людей наряду с изменением химического, механического, физического- особое значение имеет биологический (бактериальный) уровень загрязнения воздуха, где микроорганизмы могут находиться в трёх формах аэрозоля : пылевом, капельном, ядерно- капельном.
В этой ситуации создание ограждений, визуально расширяющего границы участка и создающего эффект уединения является создание насаждений из деревьев и кустарников.
Характеризуя полезные функции насаждений, можно отметить их существенную роль в защите территории от пыли, вредных для человека газообразных соединений. Насаждения в значительной степени снижают концентрацию вредных газообразных веществ в атмосфере. В этом отношении эффективны кустарники, а именно кизильник, боярышник, калина - гордовина, из деревьев – тополь. Это растения, имеющие опушенные или выделяющие клейкие вещества листья.
Даже зимой деревья снижают запыленность воздуха примерно на 37% по сравнению с открытым пространством. На хвойных растениях, пылезадерживающие свойства которых сохраняются круглый год, осаждается в 1,5 раза больше пыли в расчете на единицу массы листвы, чем на лиственных.
Большое оздоровительное значение имеет способность зеленых насаждений к насыщению воздуха легкими ионами (свойством улучшать ионный состав воздуха обладает большинство хвойных пород).
Древесные насаждения увеличивают турбулентность воздуха, усиливают смещение воздушных масс и течений, что приводит к более быстрому рассеиванию загрязнителей.
Насаждения активно влияют на ветровой режим местности, значительно снижая скорость ветра. Благотворно влияние насаждений на микроклимат: в летние дни в насаждениях температура на 4-6 градусов ниже – повышенная относительная влажность воздуха, связанная с испаряющей способностью растительного мира. Суммарная солнечная радиация под кронами деревьев почти в 9 раз меньше, чем на открытом пространстве.
Выделяемые растением биологически активные вещества, фитонциды, проявляют бактерицидное, фунгицидное, инсектицидное действие, что в значительной степени оздоравливает среду пребывания человека. Все растения очищают воздух, поглощая вредные для человека ксенобиотики, но некоторые делают это эффективнее, чем другие. Всему растительному миру присущи фитонцидные свойства, однако степень антимикробной активности летучих выделений тех или иных видов различна. Так, фитонциды убивают вредные микроорганизмы у черемухи обыкновенной – за 15 минут, лимонного дерева –за 5 минут, у черной смородины –за 10 минут, но стоит помнить, что в воздухе микробы не размножаются, но могут сохранять свою жизнеспособность и болезнетворные свойства длительное время.
По результатам исследований в течение нескольких десятилетий такого универсального явления в природе, как фитонцидные свойства растений сотрудниками Центрального Сибирского Ботанического сада выявлены виды растений с наиболее выраженным фитонцидным эффектом. Это позволяет наиболее полно и целенаправленно использовать эти растения для создания зеленых зон фитотераповтического действия и лечебных садов.
Поэтому изучение фитонцидных свойств древесных пород в настоящее время очень актуально.
Исходя из актуальности вопроса, нами была проведена исследовательская работа
Объектом исследования стала воздушная среда пришкольного участка МОУ сош №30.
Предметом исследования– изучение фитонцидных свойств древесных пород.
Цель исследования состояла в изучении влияния древесных пород на воздушную среду
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_sad_zdorovya.docx | 31.24 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30
имени дважды Героя Советского Союза Главного Маршала авиации Колдунова Александра Ивановича
Московская область Ногинский район г.Электроугли ул.Маяковского д.34
тел.3-21-39
Социально – экологический проект
«Школьный сад здоровья»
Работа выполнена
Экологическим объединением
«Зеленый парус»
Руководитель:
учитель экологии и географии
.Шегай Н.Н.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Введение.
2.Литературный обзор.
3.Результаты и обсуждения исследований.
4.Выводы и рекомендации.
1.Введение.
Вопросам климата пришкольного участка в последние годы уделяется большое внимание, поскольку состояние учебных, воспитательно - образовательных, общественных и других типов учреждений напрямую связано со здоровьем человека.
Известно, что в местах большого скопления людей наряду с изменением химического, механического, физического- особое значение имеет биологический (бактериальный) уровень загрязнения воздуха, где микроорганизмы могут находиться в трёх формах аэрозоля : пылевом, капельном, ядерно- капельном.
В этой ситуации создание ограждений, визуально расширяющего границы участка и создающего эффект уединения является создание насаждений из деревьев и кустарников.
Характеризуя полезные функции насаждений, можно отметить их существенную роль в защите территории от пыли, вредных для человека газообразных соединений. Насаждения в значительной степени снижают концентрацию вредных газообразных веществ в атмосфере. В этом отношении эффективны кустарники, а именно кизильник, боярышник, калина - гордовина, из деревьев – тополь. Это растения, имеющие опушенные или выделяющие клейкие вещества листья.
Даже зимой деревья снижают запыленность воздуха примерно на 37% по сравнению с открытым пространством. На хвойных растениях, пылезадерживающие свойства которых сохраняются круглый год, осаждается в 1,5 раза больше пыли в расчете на единицу массы листвы, чем на лиственных.
Большое оздоровительное значение имеет способность зеленых насаждений к насыщению воздуха легкими ионами (свойством улучшать ионный состав воздуха обладает большинство хвойных пород).
Древесные насаждения увеличивают турбулентность воздуха, усиливают смещение воздушных масс и течений, что приводит к более быстрому рассеиванию загрязнителей.
Насаждения активно влияют на ветровой режим местности, значительно снижая скорость ветра. Благотворно влияние насаждений на микроклимат: в летние дни в насаждениях температура на 4-6 градусов ниже – повышенная относительная влажность воздуха, связанная с испаряющей способностью растительного мира. Суммарная солнечная радиация под кронами деревьев почти в 9 раз меньше, чем на открытом пространстве.
Выделяемые растением биологически активные вещества, фитонциды, проявляют бактерицидное, фунгицидное, инсектицидное действие, что в значительной степени оздоравливает среду пребывания человека. Все растения очищают воздух, поглощая вредные для человека ксенобиотики, но некоторые делают это эффективнее, чем другие. Всему растительному миру присущи фитонцидные свойства, однако степень антимикробной активности летучих выделений тех или иных видов различна. Так, фитонциды убивают вредные микроорганизмы у черемухи обыкновенной – за 15 минут, лимонного дерева –за 5 минут, у черной смородины –за 10 минут, но стоит помнить, что в воздухе микробы не размножаются, но могут сохранять свою жизнеспособность и болезнетворные свойства длительное время.
По результатам исследований в течение нескольких десятилетий такого универсального явления в природе, как фитонцидные свойства растений сотрудниками Центрального Сибирского Ботанического сада выявлены виды растений с наиболее выраженным фитонцидным эффектом. Это позволяет наиболее полно и целенаправленно использовать эти растения для создания зеленых зон фитотераповтического действия и лечебных садов.
Поэтому изучение фитонцидных свойств древесных пород в настоящее время очень актуально.
Исходя из актуальности вопроса, нами была определена тема исследовательской работы
Объектом исследования стала воздушная среда пришкольного участка МОУ сош №30.
Предметом исследования – изучение фитонцидных свойств древесных пород.
Цель исследования состояла в изучении влияния древесных пород на воздушную среду.
В соответствии с целью, была сформулирована гипотеза: количество микроорганизмов уменьшается, если на пришкольном участке будут преобладать древесные породы, обладающие высокой фитонцидной активностью.
Исходя из цели и гипотезы, нами были определены следующие задачи:
Таким образом, задачами фитодизайна являются очистка и оздоровление воздуха пришкольной территории, увлажнение, ионизиция и обогащение его веществами, благотворно влияющими на здоровье человека, а также создание комфортной и эстетически приятной обстановки.
2.Литературный обзор.
Роль фитонцидных свойств в микрофлоре воздуха.
Известно, что микрофлора воздуха зависит от микробной флоры почвы или воды, над которыми расположены слои воздуха. В почве и воде микробы могут размножаться, в воздухе же они не размножаются, а только некоторое время сохраняются. Поднятые в воздух с пылью, они или оседают с каплями обратно на поверхность земли, или погибают в воздухе от недостатка питания и от действия ультрафиолетовых лучей. Состав микрофлоры воздуха весьма разнообразен. Он зависит от степени загрязнения воздуха различными взвесями, температуры, освещённости, влажности и других факторов.
В отличие от почвы и воды воздух не может являться подходящей средой для развития микроорганизмов, так как он не содержит питательных веществ для них. Бактерии в огромных количествах попадают в воздух вместе с поднимающейся пылью и вместе с ней вновь оседают на поверхность земли. Пребывание в воздухе кратковременно, ибо если бактерии быстро не успевают осесть на земную поверхность, то погибнут от воздействия прямых солнечных лучей. Вследствие этого, микрофлора воздуха сравнительно немногочисленна и довольно случайна.
Микрофлора воздуха подвергается значительным изменениям в зависимости от климатических условий, географического расположения населённых пунктов, сезонности, а также изменяется и в течение суток. Значительные изменения в содержании бактерий отмечены по слоям воздуха. Показано, что при подъёме вверх воздух становится беднее бактериями. Сухая солнечная погода губительна для микробов. Сырая и дождливая – оказывает на воздух очищающее действие, осаждает пыль и микробы. Количество бактерий зависит от времени года. Установлено, что зимой бактерий меньше, чем летом.
Все деревья в период своего роста и развития выделяют фитонциды – биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие не только различных микроорганизмов, но и паразитических червей, насекомых – переносчиков и возбудителей инфекционных заболеваний. Они выделяются как неповреждёнными, так и механически разрушенными растительными тканями. По своей химической природе фитонциды чрезвычайно разнообразны: гликозиды, терпеноиды, другие вторичные метаболиты.
Фитонциды защищают и человека от многих заболеваний, улучшают его самочувствие и работоспособность. Активными продуцентами этих летучих веществ являются многие древесные и кустарниковые растения, среди которых следует отметить: сосну, ель, сирень.
3.Результаты исследований.
3.1. Изучение планировки пришкольной территории.
Школа является многофункциональным учреждением. В течении учебного года учащиеся не только обучаются, а также отдыхают, занимаются спортом и гуляют на территории пришкольного участка. Поэтому каждому ребенку на территории должно быть не только комфортно, но и безопасно.
Для этого была проведена оценка пришкольной территории МБОУ сош №30 по наличию и расположению рядом с ней основных функциональных зон.
Измерения | Санитарно-гигиенические нормы, м | Результаты |
Расстояние от границ школы до предприятий быта, промышленного предприятия | не менее 50 | Рядом со школой отсутствуют промышленные предприятия. Расстояние до предприятий быта составляет 256м. |
Расстояние до ближайшего жилого дома | не менее 10 | 37м |
Расстояние от школы до дороги с нерегулярным движением автотранспорта | 15-25 | 54м |
Расстояние от школы до дороги с регулярным движением автотранспорта | 100-170 | 335м |
Вывод: в расположении основных функциональных зон выдержаны все санитарно-гигиенические нормы.
3.2.Изучение видового состава древесных пород на территории пришкольного участка и составление план-схемы «Распределения древесных пород на территории пришкольного участка МБОУ сош №30».
Был определен основной видовой состав деревьев и кустарников.
Всего 17 видов деревьев и 2 вида кустарников.(Приложение №1)
Большой ценностью для участка является тополь – самое устойчивое к загрязнению растение. Он удерживает большие концентрации выхлопных газов и производственных выхлопов. Но самая большая ценность тополя состоит в очищении воздуха от пыли (этот вывод подтвердило и изучение запыленности листвы). Наши тополя расположены вдоль автомагистрали.
По результатам исследования было выяснено, что на территории пришкольного участка встречаются древесные породы, обладающие фитонцидными свойствами (береза, ель, рябина, сирень и т.д.) и они размещены со стороны автодороги, защищая школу от грязи, пыли и вредных микроорганизмов.
Изучено распределения древесных пород на территории пришкольного участка и составление план-схемы «Распределения древесных пород на территории пришкольного участка МБОУ сош №30»(Приложение №2)
Вывод: большая часть древесных пород правильно высажена на территории участка с учетом главной цели защиты детей от грязи, пыли и вредных микроорганизмов. Но тополя с женскими цветками, что приводит к образованию тополиного пуха, который может вызывать аллергию у детей.
3.3.Изучение зеленой защитной полосы пришкольного участка.
Озелененную часть пришкольной территории не зря называют «зеленой защитной полосой» Она выполняет функции защиты школьного здания от шума, пыли, нормализует состав воздуха. Поэтому с помощью рулетки были произведены замеры основных показателей, характеризующих зеленую защитную зону и получены следующие данные
Измерения | Санитарно-гигиенические нормы, м | Полученные результаты |
Ширина защитной полосы из деревьев и кустарников: на границе тер-рии со стороны магистрали | не менее 1,5 не менее 6 | 3-4м 5-6м |
Расстояние от школы до деревьев | не менее 15 | 5-20м |
Расстояние от школы до кустарников | не менее 5 | 10-70м |
Ширина между узколиственными деревьями | 5-6 | 5 |
Ширина между широколиственными деревьями | 8-10 | 15 |
Вывод: основные показатели, характеризующие зеленую защитную зону соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, кроме расстояния от школы до деревьев с центральной стороны. Здесь выявлено отклонение от нормы. Деревья расположены очень близко от окон и слегка затеняют классные помещения. Но данная сторона является солнечной и не достатка в свете не выявлено, а наоборот деревья являются спасением от палящего Солнца особенно весной.
3.4.Санитарно – гигиеническая оценка древесных пород.
Произведена оценка жизненной устойчивости деревьев.
Результаты исследований сведены в таблицу.
Название дерева | Санитарно – гигиеническая оценка | Эстетическая оценка |
Ясень | 2 | 1 |
Тополь | 3 | 2 |
Рябина | 1 | 1 |
Сирень | 1 | 1 |
Клён | 1 | 1 |
Ель | 2 | 1 |
Боярышник | 3 | 2 |
Ива | 1 | 1 |
Берёза | 1 | 1 |
Санитарно-гигиенические функции зеленых насаждений | |
Снижение запыленности и загазованности воздуха. | Тополь, клен, сирень, вяз. |
Газозащитная роль зеленых насаждений | Вяз (шершавый, гладкий), ель колючая, ива древовидная, клен ясенелистный, осина, тополь (канадский, черный, бальзамический),боярышник сибирский, калина обыкновенная, смородина черная, сирень, береза бородавчатая. |
Ветрозащитная роль. | Все виды. |
Фитонцидное действие | Береза, тополь, ель, сосна, сирень, черемуха, можжевельник, дуб и т д |
3.5. Проведение эстетической оценки деревьев на территории пришкольного участка.
Цель: произвести эстетическую оценку декоративности растений.
Были изучены все виды древесных пород и произведена эстетическая оценка декоративности растений. Произведено исследование на наличие ран, сухих сучьев и листьев. Рассчитали и % соотношение высоко, средне и низко декоративных пород результаты свели в диаграмму (Приложение №3).
Результаты исследований сведены в таблицу 2.
Балл эстетической оценки | % древесных пород |
1 балл | 88 |
2 балла | 11 |
3 балла | 1 |
Таким образом, мы установили, что наивысший балл и % соотношение получили ель, тополь, клен. К деревьям средней декоративности, требующим небольшой работы по лечению ран, обрезке сучьев, мы отнесли боярышник. Низкие декоративные качества, с засохшим или поломанном стволом отнесли березу, сирень.
3.6. Изучить лечебное действие деревьев и кустарников.
Изучили фитонцидные свойства древесных пород и выявить их влияние на организм человека.
Изучение производилось анализом научной литературы, результаты исследования сведены в таблицу.
Деревья и кустарники, летучие выделения, которых обладают лечебным действием.
№ | Семейство, вид |
Лечебное действие | Степень антимикробной активности, мин |
1 | Береза бородавчитая | Выполняет роль санитара окружающей среды расправляясь со многими болезнетворными организмами. | 20 |
2 | Боярышник круглолистный | Обладает фитонцидными свойствами, выделяемые им вещества убивают болезнетворных микробов. | 10 |
3 | Дуб черешчатый | Незаменимый санитар воздуха, служит преградой для различных бактерий и благоприятно влияет на больных гипертонической болезнью. | 5 |
4 | Ель обыкновенная | Выделяемые вещества обладают антимикробными свойствами. Фитонциды увеличивают защитные силы организма и снижают риск простудных заболеваний. | 10 |
5 | Ива белая | Выполняет роль санитара окружающей среды | 6 |
6 | Клен бородатый | Фитонциды увеличивают защитные силы организма. | 5 |
7 | Липа амурская | Вещества оказывают бронхолитическое воздействие. | 5 |
8 | Рябина красная | Вещества губительны для золотистого стафилококка, сальмонелл, плесневого грибка. | 6 |
9 | Сосна обыкновенная | Практически все виды, входящие в род сосновых, обладают антимикробными свойствами. Сосновые фитонциды увеличивают защитные силы организма и снижают риск простудных заболеваний. | 10 |
10 | Сирень | Выделяемые вещества обладают антимикробными свойствами. | 15 |
11 | Смородина черная | Фитонциды активны по отношению к золотистого стафилококка, микроскопическим грибам, возбудителям дизентерии, дифтерии. | 15 |
12 | Тополь | Обладает самым большим пыле задерживающим эффектом , высокими антимикробными и антигрибковыми свойствами | 9 |
13 | Черемуха | Исключительные антимикробные свойства фитонцидов | 5 |
14 | Яблоня | Выделяемые вещества активны по отношению к возбудителям дизентерии, золотистого стафилококка, протея, вирусов группа А | 5 |
Из анализа результатов таблицы, мы видим, что наибольшими фитонцидными свойствами обладают береза бородавчатая, черная смородина, сирень именно эти породы наиболее полезны для человека
4.Выводы:
Проведя санитарно – гигиеническую и эстетическую оценку деревьев, были получены следующие выводы:
- 88 % деревьев пришкольного участка в основном здоровые, с признаками хорошего роста и развития;
-11 % деревьев встречаются с единичными сухими сучьями в кроне и незначительными наружными повреждениями ствола, без образования гнилей.
- также есть и явно ослабленные деревья, с прекратившимся или слабым приростом по высоте и со значительным количеством сухих сучьев они составляют 1%.
К таким деревьям можно отнести, например, тополь и боярышник.
Говоря об эстетической оценке деревьев, можно сказать, что в основном деревья имеют высокие декоративные качества и проведение санитарных
мероприятий не требуется. Но есть и деревья средней декоративности, которым требуются небольшие работы по лечению ран, обрезке сухих ветвей и сучьев с последующей заделкой и декорированием мест повреждения. Такая помощь нужна боярышнику и рябине.
Рекомендации:
1)Провести санитарную обработку деревьев.
2) Эстетичную обрезку кустарников и некоторых деревьев (тополя, боярышник)
3)Разнообразить видовой состав школьного дендрария полезными видами
4) Разработать таблицу «Особенности ухода за древесными породами» (Приложение 4)
5)Создать аллею выпускников.
Марши для детей в классической музыке
Невидимое письмо
Цветок или сорняк?
Рисуем крокусы акварелью
Машенька - ветреные косы