исследовательская работа по филологии
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnosti_korrekcii_nenormativnoy_leksiki.doc | 148 КБ |
Министерство образования Российской Федерации
Брянская область Выгоничский район
Кокинская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа
«Изучение возможности коррекции распространения ненормативной лексики в среде сельских подростков»
Авторы: учащиеся 11 «А» класса:
Кузавлева Екатерина,
Минченко Елена,
Михно Анна,
Минин Александр.
Научный руководитель: Потворова Елена Валентиновна,
учитель русского языка и литературы.
Адрес: 243365, Брянская обл., Выгоничский район, д.Скрябино.
Тел.: (8)-241-24-373; e-mail: kknsch@online.debryansk.ru
Кокино 2003 г.
Цели, задачи и методы исследования
Проблемно-ориентированный анализ
Проект Программы коррекции речи подростков
Выбранная тема очень актуальна в наступившее время. Мы видим, что сейчас происходит на улицах, в школах – везде можно услышать нецензурные выражения в свой адрес, да и просто в ходе общения людей. Кажется, что этому не будет конца… Очень бы хотелось узнать, что же является причиной употребления ненормативной лексики в речи и можно ли это устранить? Именно поэтому мы выбрали такую тему нашей исследовательской работы. Задавая вопрос: « Почему вы ругаетесь матом?», часто слышишь такие ответы: « Мы им не ругаемся, мы им разговариваем» или «Русский язык без мата превращается в доклад». Почему же люди так уверены, что без мата невозможно общаться? Почему они часто просто не обращают внимания на то, как совсем юные парни и девушки, а иногда даже дети, «украшают» свою речь нецензурными словами. Откуда они берут пример? Таких вопросов можно задать великое множество, а вот ответа можно не найти ни на один вопрос. Все это не воспринимается серьезно, а если и воспринимается, то лишь малой частью нашего общества. А если не мы, то кто же сможет разобраться в этом? Если не начать бороться с употреблением мата, то скоро это сделать будет невозможно. Нынешняя молодежь может настолько привыкнуть к тому, что мат- явление повсеместное и встречающееся везде, что он станет нормой жизни. И если сегодня хоть кто-то стесняется мата, то в скором будущем… Но все еще можно изменить сейчас! И, возможно, наши дети никогда не услышат бесстыдных выражений, никогда не будут обижены и оскорблены. С матом нужно бороться, и нужно делать это нам как можно скорее, оперативнее. Нужно выяснить причину употребления мата и возможные способы предотвращения этого безобразия. Конечно, свою работу общество должно начать со взрослых людей, так как дети берут пример с них. А мы, в свою очередь, будем делать все, зависящее от нас, в подростковой среде.
Цели нашей исследовательской работы следующие:
- выявить факторы, влияющие на употребление ненормативной лексики сельскими подростками;
- определить возможность коррекции процесса распространения мата в подростковой среде.
Задачами нашей деятельности были
Мы использовали такие методы исследования, как подбор и изучение литературы, социологический опрос, обработка статистических данных.
В результате нашей исследовательской работы, мы установили, что изучением происхождения, распространения нецензурных слов занимались многие ученые-лингвисты, писатели, журналисты. Имеется довольно большое количество специальных словарей, научно-популярных очерков, отдельных статей, посвященных этой теме.
Так, в нижегородской газете «Город и горожане» поднимается проблема употребления нецензурных слов маленькими детьми. Здесь приводится несколько советов, как на это явление должны реагировать родители: «Лучше не падать в обморок и не подавать виду, что вы шокированы. Это произведет слишком сильное впечатление на застенчивого ребенка, он расстроится и станет избегать общества детей, от которых он слышал неприличные слова. Но, с другой стороны, вы не должны сидеть и молча слушать, как ваш ребенок ругается. Вы можете строго сказать ему, что большинству людей, и вам в том числе, не нравится слушать такие слова, и вы не хотите, чтобы он их употреблял» (4).
На сайте агентства новостей ИМА-пресс в разделе «Комментарий дня» был задан вопрос: «можно ли чистоту русского языка регулировать с помощью Федерального законодательства? Нужно ли вводить наказания вплоть до уголовной ответственности за употребление бранных слов?» Вот как отреагировала на этот вопрос Мария Арбатова, писательница: "Это чисто популистский закон, и у него нет шансов пройти в Думе и быть воплощенным в жизнь, глупости все это».(9)
В своей статье «Матерный словарь как феномен русской культуры» А, Плуцер–Сарно говорит о проблеме появления огромного количества "словарей русского мата". «Их качество говорит о том, что эта область языка по-прежнему остается вне поля зрения профессиональных лексикографов. Сделаны они совершенно безграмотно любителями и дилетантами, чтобы удовлетворить вполне естественную потребность напечатать “непечатное”, употребить “непотребное”».(1)
На сайте «Писатель.ru» предложена статья Сергея Степанова в которой автор пытается «разобраться в психологических механизмах брани, в тех мотивах, которыми руководствуется человек, используя в речи ненормативную лексику. Ибо, как заметил еще Фрейд, ни одно слово не говорится просто так, а отражает наши глубинные склонности и влечения». В этой статье также поднимается распространенная проблема употребления мата детьми. Здесь предлагается решение этой проблемы, которая «видится в том, чтобы убедительным позитивным примером демонстрировать детям, что достойные люди - выше брани. Только когда те, с кого большинству и в самом деле хотелось бы брать пример, будут разговаривать иначе, мат постепенно вернется туда, откуда пришел, - в лексикон подзаборного сброда. Тем более, что любую мысль или эмоцию можно гораздо более сильно и хлестко выразить в деликатной форме!»(8)
Первый вопрос разработанной нами анкеты и предложенной 139 учащимся 9-11 классов нашей Кокинской общеобразовательной школы ещё раз доказал актуальность поднятой проблемы и необходимость поиска путей её решения. Результаты опроса представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1.
| Часто ли вы используете нецензурные выражения в своей речи
Всего опрошено 139 человек.
Результаты опроса:
58чел.
18чел.
13чел.
50чел.
Второй вопрос, который мы задали, звучит так: «Зависит ли употребление мата в вашей речи от ситуации, в которой вы оказались?» на этот вопрос 101 ученик , что составило 73% опрошенных, дали положительный ответ «да», 27 учеников, что составило 19% опрошенных, ответили «Нет», 1 человек ответил «Немного», что составило1% опрошенных, остальные 10 человек отказались отвечать, что составило 7%.
Третий вопрос: «Влияет ли присутствие представителей противоположного пола на количество нецензурных слов в вашей речи?» Оказалось, что в большинстве случаев, а именно 63 человека, что составляет 45%, присутствие противоположного пола в компании друзей не является ограничителем для употребления мата. К сожалению, только 30 человек, 22% опрошенных, меняют свой лексикон в присутствии другого пола. Основываясь на статистических данных, мы пришли к выводу, что в этой области есть реальная возможность корректировать распространение использования ненормативной лексики в подростковой среде. Здесь, на наш взгляд, встает проблема воспитания уважения к женщине. В проекте своей Программы мы предлагаем вариант её решения.
Цель четвертого вопроса – изучить мнение наших респондентов о необходимости использования мата. 82 ученика (59%) считают, что такой необходимости нет, однако 24 человека (19%) имеют противоположную точку зрения. Остальные допускают такую возможность в лишь некоторых ситуациях. «Требование «страдающих» прекратить «выражаться» - проявление того самого инстинкта самосохранения, который есть у всех нас».(3)
Диаграмма 2.
Почему вы ругаетесь матом?
Всего опрошено 109 человек.
Результаты опроса:
Вынуждают
окружающие
6 чел.
48чел
17чел
21чел
40чел.
25чел
Привычка
Не ругаюсь
это признак «крутизны»
это украшение речи
свой вариант ответа
Анализ результатов данных по этому пятому вопросу нашей анкеты позволил нам выявить причины использования ненормативной лексики. Как видно из диаграммы 2, 37% считают это украшением речи. В проекте Программы мы выделяем раздел, посвященный проблеме расширения и обогащения лексического запаса сельских школьников.
Шестой вопрос был такой: «Как относятся к мату ваши друзья?» 20 учеников, что составило 14% ответили: « поддерживают». 62 ученика, что составляет 44% опрошенных ответили: « не обращают внимания».19 учеников, что составляет 13% опрошенных, ответили: «удивляются». 28 учеников, что составило 20% опрошенных ответили: «запрещают использовать мат». 10 человек, что составило 7% опрошенных предложили свои варианты ответа, например: «смотря, какие друзья», «переводят на нормальный язык», «мне все равно», «сами начинают». Мы установили, что большинство опрошенных не обращают внимания на мат в речи друга. Они перестали считать их ругательствами и используют в качестве повседневных слов. Соответственно друзья перестали делать им замечания, считая это нормальным. «Сквернословие стало распространенным и будничным : одних оно коробит, другие считают его нормальным, большинство, как говориться притерпелось»(6). Проблемно-ориентированный анализ помог определить ещё один возможный путь коррекции распространения мата в подростковой среде – это разграничение понятий истинной и ложной дружбы.
Седьмой вопрос позволил выявить источник, социальную среду, из которой нецензурщина попала в речь наших респондентов. 60% указали, что это улица, 21% -школа. Ответ «семья» не был указан. Результаты мы представили в диаграмме 3. «Круг культурных людей, избегающих сквернословия, ныне настолько узок, что вращаться в основном приходится за его пределами» (6)
Диаграмма 3
Из какой социальной среды мат попал в вашу речь?
Всего опрошено 136 человек.
Результаты опроса:
0чел.
%
87чел
16чел
33чел
Восьмым вопросом стал такой: «Ругаются ли матом в вашей семье?» 10 учеников, что составило 7,2% опрошенных, ответили «Да», 60 учеников, что составило 43,2% опрошенных, ответили отрицательно, 62 ученика, что составило 44,6% опрошенных , ответили «Иногда». На наш взгляд, употребление мата в речи – это проблема тинейджеров и молодежи, так как мы видим, что в большинстве случаев родители стараются не «выражаться» в присутствии своих детей. «Подросток быстро усваивает: если мат- запретная лексика для ребёнка, то приобщиться к вожделенному миру можно, нарушив табу».(6)
Девятый вопрос был такой: «Испытываете ли вы неудобство, когда ругаетесь матом в присутствии взрослых?». 59 учеников, что составляет 42,4% опрошенных, ответили утвердительно. 17 учеников, что составляет 12,3% опрошенных, ответили «Иногда», столько же учеников ответили «Нет», 21 ученик, что составило 15,1% опрошенных предложили свои ответы, например, такие: «Не ругаюсь при взрослых», «Никогда не ругаюсь», «Не присутствуют взрослые», «Смотря какие взрослые», «Это редко бывает», «Даже не было такой ситуации».
Десятый вопрос звучал так: «Позволите ли вы своим детям ругаться матом?» 83 ученика, что составило 59,7% опрошенных, ответили «Нет», 7 учеников, что составило5% опрошенных, ответили «Да», 18 учеников, что составило 12,9% опрошенных, не знают, как ответить, а столько же учеников предложили свои ответы, например, такие: «А кто будет спрашивать?», «Разрешу после 16 лет», «У меня их нет», «Иногда буду разрешать», «Как получится», «Когда будут взрослыми – разрешу», «А как им запретишь!?», «За всем не уследишь», «Это их проблемы».
Большинство ребят в будущем будут строгими родителями и, естественно, не разрешат своим детям непристойно выражаться, хотя им, в первую очередь, необходимо обратить внимание на себя, на свою речь, насколько она чиста! А нам известно, что их речь не блещет. В результате чего образуется парадокс, сами ругаемся, а детям нельзя! Получается так! Но, если посмотреть сейчас на себя, то мы же дети и берем пример с родителей, стараясь им подражать. Порой в разговоре мы интересуемся об их прошлом: «Что, да как, было раньше?».
Следовательно, тоже самое будет происходить и в нашей будущей семье. Поэтому, чтобы не было неприятных нюансов и нам не пришлось краснеть перед детьми, нам нужно выравнивать и исправлять прежде всего себя, а потом браться за будущее.
Здесь мы также видим ещё один возможный способ коррекции распространения ненормативной лексики в подростковой среде, указанный в проекте Программы.
«Не нужно быть психологом, чтобы увидеть печать деградации на человеке, постоянно, не замечая никого и ничего, извергающего поток грязных, смрадных слов, которые дьявольски разрушают, словно коррозия , его душу».(8)
Но это не все проблемы, которые были подняты нами в результате социологического опроса. Так, на 11 вопрос : « Что или кто может повлиять на то, чтобы вы или ваши знакомые не использовали в своей речи мат?», большинство опрошенных полагают, что никто и ничто не повлияет на них, так ответило 29 человек (28%), 27 ребят возлагают эту ответственность на себя (19%), 22 ученика (16%) считают, что им необходима помощь родителей; 14 человек (10%) ответили «друзья»; 9 (7%) опрошенных считают, что культурное общение и духовные ценности играют важнейшую роль. Среди вариантов ответов наших респондентов имеются и такие: «религия», «применение физической силы», «законы», «гипноз». Мы уверены, что возможность коррекции распространения ненормативной лексики в среде сельских подростков есть. «С матом нужно бороться, как со словесной порнографией» (8). Есть люди, заинтересованные в этой проблеме. Они стремятся искоренить мат из речи подростков, в большей степени возлагая надежду на то, что ученик должен проводить работу, прежде всего, с самим собой, а потом полагаться на помощь родственников или друзей. Но если нравоучения не помогают, то следует, по их мнению, прибегнуть к помощи культурного общения с интересными людьми, чтению книг и посещению музеев и выставок.
Мы полностью поддерживаем тех, кто сам, своими силами, может справиться с этой «болезнью», а также тех, кто прибегает к помощи культурного общения. По нашему мнению, инициатива должна исходить со стороны ученика, а учитель должен подталкивать его, способствовать духовному обогащению и всячески помогать ему.
Если же ученик стремится к своей цели, то с помощью учителя и родителей, он справится с поставленной задачей. Ведь нерешаемых проблем не бывает, как не бывает безвыходных ситуаций, поэтому необходимо идти к достижению целей, не уклоняться от общественных работ и читать книги.
С помощью предложенной программы и посредством сил и способностей ученика, мат навсегда покинет нашу речь!!!!!
Создан на основе проблемно-орентированного анализа социологического опроса и рассчитан на применение его в школе. Мы выделили следующие области: расширение лексического словаря подростков, воспитание нравственного отношения к окружающим, развитие познавательных интересов.
Воспитание нравственного отношения к окружающим:
- Проведение тематических вечеров, посвященных великим женщинам;
написание рефератов и докладов по литературе на определенную тематику, а также составление сообщений для классных часов.
Темы сообщений:
Роль женщины в истории.
Женщина – современный политик и депутат.
Знаменитые женщины XlX - XX вв.
Женщина и война.
Мать - героиня!
Женщина – идеал красоты и гармонии.
Богини, жрицы, нимфы.
-Беседы о роли семьи в современном мире. Классные часы, спортивные мероприятия с участием родителей. Ролевые игры «Я – будущий папа (будущая мама)»
- Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось
Расширение лексического словаря подростков.
- Проведения познавательных викторин и КВНов.
- Знакомство учеников с интересными людьми ушедшего столетия, ветеранами, известными местными деятелями.
- Театрализованные представления по произведениям классиков русской литературы.
- Некоторые темы для всестороннего развития ученика и пополнения словарного запаса:
По страницам русской истории. Крылатые слова и фразы.
В мире слов (словарь Даля, Ожегова).
Забытые слова (слова, вышедшие из употребления).
Неологизмы XXI в.- век техники и прогресса.
Диалектные слова в русском фольклоре.
Компьютер – новое средство общения.
Диалекты Брянского края.
Развитие познавательных интересов
Темы для сообщений и докладов:
Фольклор - народная мудрость.
«О великий, могучий русский язык…» (по стихам в прозе Тургенева).
Скульпторы эпохи Возрождения.
Брянск – легендарный и современный.
Художники и живописцы древних времён.
.Посещение театров, выставок, разнообразные экскурсии .
Конечно, мы понимаем, что не открыли Америку. Таких программ можно составить немало. Но мы сами уже проводим различные беседы не только в своем классе, но и в других. Возможностей у сельских школьников гораздо меньше, бороться с распространением ненормативной лексики сложнее. Но главное то, что мы поднимаем эту проблему, говорим о ней, привлекаем внимание и всеми доступными нам способами и с огромным желанием пытаемся её решить.
1. Плуцер-Сарно А. «Матерный словарь как феномен русской культуры». Ж-л Новая русская книга. №2. 2000г. С. 74-80
2. Живов В. «Под сенью государственного благочестия». Еженедельный Журнал №9 2003г.
3.Жиганов В, «О том, как слово стало нецензурным (или "В начале было Слово") » http://www.actpa.ru
4. «Нецензурные слова»//Газета "Город и Горожане", Нижний Новгород.. http:// parents help.narod.ru
5. Алферьева М. «Как вы относитесь к употреблению нецензурных слов?» Газета «Днестровский курьер». // www.courier-pmr.narod.ru
6. Степанов C.. «Почему они разговаривают матом.»//Писатель.ru// http://writer.fio.ru
7. Изъюрова Е. “Выражается сильно русский народ” – мнение известных литераторов и режиссеров об употреблении ненормативной лексики в произведениях искусства.// Ломоносовские студенческие и аспирантские научные чтения, г. Архангельск, 16–27 апреля 2001 г. //http://www.pomorsu.ru
8. Сергеев Ю. «От бранного слова - к коррозии духа». Газета «Республика Татарстан» № 81-82 (24637-24638) 23 апреля 2002, вторник
9. «IMA-Press - комментарии дня» //http://www.ima-media.ru
Калитка в сад
Как нарисовать зайчика
За еду птицы готовы собирать мусор
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Юрий Алексеевич Гагарин