Проект, с которым ребята участвовали на городском фестивале исследовательских проектов.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 483.5 КБ |
beregi_glaz_kak_almaz.ppt | 2.7 МБ |
Ирбитская средняя общеобразовательная школа № 1.
Проект:
Береги глаз как алмаз!
Выполнили:
Выполнили
ученики 3а класса:
Боровиков Данил,
Пяткова Алина,
Наумова Настя,
Чащина Валерия.
Руководитель:
Николаева Е. В.
2010г.
У каждого есть тело и душа,
А зеркало её – твои глаза.
Чем дорожим, то бережём мы строго.
Не зря ведь говорят: «Храните
как зеницу ока».
Нам очень много приходится читать и писать в школе и дома. Большая нагрузка ложится на весь наш организм, но особенно на наши глаза. И мы должны подумать, что можно сделать, чтобы сохранить своё зрение.
Цель проекта: выяснить, отчего ухудшается зрение; научиться заботиться о сохранении своего зрения.
Задачи:
Проблемный вопрос: Почему ухудшается зрение и можно ли сохранить хорошее зрение?
Результат работы: создание коллективной работы - иллюстрированного приложения «Береги свои глаза».
Работу над проектом начали с выбора его названия, определения цели и задач проекта, постановки проблемного вопроса, обсуждения плана действий.
Для достижения поставленной цели, мы составили план реализации проекта:
Знакомство с органами чувств, к которым относятся и органы зрения – глаза, началось ещё во время изучения темы «Человек» в рамках предмета «Окружающий мир». Мы узнали, что глаза имеют важное значение для человека. Наши глаза помогают нам познавать окружающий мир, учиться, выполнять различную работу. Мы познакомились с некоторыми правилами, которые помогут нам сберечь зрение.
Но нам захотелось узнать больше об этой удивительной части нашего организма, благодаря которой, мы воспринимаем окружающий нас мир. Для этого мы посетили детскую библиотеку, где отобрали материал по данной теме. Много интересного и ценного нашли на электронных носителях: «Моё тело. Как оно устроено», «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Как устроен человек».
Мы узнали:
Глаза - это органы зрения. Они расположены в глазницах лицевой части черепа. В каждом глазу есть миллионы особых клеток, которые, когда на них падает луч света, посылают нервные импульсы в головной мозг, а он уже превращает их в изображение.
Глаза сообщают нам, что происходит вокруг. Глаз - это, во-первых, круглое глазное яблоко, в котором находятся фоторецепторы - светочувствительные нервные клетки, передающие нервные импульсы по зрительным нервам в головной мозг. В глазах человека находятся миллионы светочувствительных клеток - палочек и колбочек. В каждом глазу содержится 125 миллионов палочек и семь миллионов колбочек!
Во-вторых, существует так называемый вспомогательный аппарат глаза - мышцы, которые управляют движениями глазного яблока и век. Кости черепа оберегают наши глаза от повреждений.
Вес человеческого глаза всего 7-8 г, диаметр глазного яблока 2,5 см. Человеческий глаз в 15 раз меньше глаза гигантского кальмара диаметром 38см, по размеру соответствующего двум человеческим головам.
Ресницы защищают глаза от пыли и обеспечивают смыкание век при прикосновении постороннего предмета. Поскольку на каждом веке насчитывается
80 ресниц, наши глаза защищает настоящий занавес из 320 ресниц. Ресницы выпадают и вырастают вновь за 100 дней. Таким образом, мужчина за свою жизнь сменит ресницы 260 раз, а женщина - 290. Общее число ресниц у мужчин и женщин составляет 83 000 и 93 000 соответственно.
Лица, страдающие плохим зрением, имеют застывший взгляд и редко моргают. Мужчины обычно моргают один раз за 5с. За вычетом 8 часов сна получится, что они ежедневно моргают 11 500 раз. За всю жизнь мужчина моргает 298 миллионов раз, а женщина - 331 миллион раз.
Глаз работает примерно также же, как и фотоаппарат: свет проходит через зрачок, и хрусталик фокусирует его на поверхности сетчатой оболочки, содержащей светочувствительные клетки.
Слезы все время смачивают поверхность глаза, смывая с нее пылинки, а потом оттекают по маленьким протокам в уголках глаз. Обычно мы этого не замечаем, но если нам вдруг хочется плакать или в глаза попадает пыль, слезы начинают выделяться настолько активно, что не успевают уходить в слезные протоки и стекают прямо по щекам.
Слезная жидкость (слеза), увлажняет поверхность глаза. При отсутствии слез произошло бы обезвоживание такого нежного органа, как глаз, и очень быстро наступила бы слепота. Слёзные железы обоих глаз ежедневно производят три наперстка слез (0,01 л).
Слезы освобождают организм от химических веществ, связанных с нервным перенапряжением, содержание которых уменьшается на 40%. Не в укор женщинам
следует заметить, что благодаря выделению гормона с приятным названием "пролактин" они плачут в четыре раза чаще, чем мужчины.
Чёрная точка в центре глаза – это зрачок, отверстие в радужной оболочке. Через него поток света проникает внутрь глазного яблока, достигая сетчатки. Размер зрачка может меняться. На ярком свету зрачки сужаются, ограничивая поток лучей и не давая им повредить сетчатку, а в темноте, наоборот, расширяются.
Собрав и изучив информацию о строении глаз, о значении зрения в жизни человека, мы обратились за помощью к Варнавской Людмиле Ивановне, медицинскому работнику нашей школы, которая рассказала нам о том, какую гимнастику для глаз можно проводить, какие основные правила нужно соблюдать, чтобы сохранить хорошее зрение. Также из беседы с Людмилой Ивановной мы узнали, что заболевания глаз в нашей школе занимают 1-е место среди всех хронических заболеваний (11 человек).
На основании данных была составлена диаграмма, на которой видно, что больше всего детей с ослабленным зрением, на втором месте – с заболеваниями органов пищеварения, на третьем месте – с болезнями мочеполовой системы.
Также мы узнали, что у восьми человек нашего класса (35%) снизилось зрение (по сравнению с 2007годом).
№ | Фамилия | 2007 | 2009 |
1. | Берстенёва Анна | 1,0 | 1,0 |
0,7 | 0,5 | ||
2. | Антонова Катя | 1,0 | 1,0 |
1,0 | 0,9 | ||
3. | Ильиных Катя | 1,0 | 0,9 |
1,0 | 1,0 | ||
4. | Пяткова Алина | 0,8 | 0,4 |
0,7 | 0,3 | ||
5. | Веселова Оля | 1,0 | 0,9 |
1,0 | 0,8 | ||
6. | Журавлева Катя | 1,0 | 0,7 |
0,9 | 0,7 | ||
7. | Веселов Данил | 0,9 | 0,7 |
1,0 | 1,0 | ||
8. | Крюкова Кристина | 1,0 | 1,0 |
1,0 | 0,9 |
Из таблицы видно, что у некоторых ребят зрение понизилось на обоих глазах и достаточно сильно.
Из разговора с медицинским работником, классным руководителем, родителями мы выяснили основные причины, из-за которых может ухудшиться зрение.
Причины ухудшения зрения:
1. Работа при плохом освещении.
2. Чтение при малом расстоянии от глаз до книги.
3. Чтение лежа.
4. Длительный просмотр телепередач.
5. Малоподвижный образ жизни.
6. Долгое просиживание за компьютером.
7. Неправильное питание.
8. Попадание в глаза вирусов и другой инфекции.
9. Чтение в транспорте.
10. Травма глаз.
11. Долгое смотрение на яркий свет незащищёнными
глазами (солнце, сварка).
Можно, если выполнять определённые правила, которые помогают сберечь зрение.
Из литературы мы узнали правила и специальные упражнения для сохранения зрения.
Правила:
Помимо настольной лампы, рекомендуется включать и общее освещение, чтобы не было резкого контраста между ярко освещённой поверхностью стола и тёмной комнатой, когда глазам постоянно приходится приспосабливаться к различной степени освещённости.
- делайте перерывы в работе и выполняйте упражнения для глаз;
- через каждые 3-5 минут отводите взгляд от экрана и смотрите вдаль;
- старайтесь чаще моргать, это улучшает естественную защиту глаз слезой.
При просмотре телевизора:
- смотреть не более 2–3 передач в неделю (по 1–1,5 ч) (не считая коротких мультиков);
- располагаться от телевизора не ближе 2–3 м, не дальше 6–8 м;
- место для сидения должно быть удобным;
- изображение на экране должно быть четким.
Гимнастика для глаз:
1. Крепко зажмурить глаза на 3–5 сек. (сидя). Затем открыть на такое же время
(6–8 р.).
2. (стоя) Посмотреть вверх, на нос; вниз, на нос (6–8 р).
3. а) указательный палец на расстоянии 25–30 см.
б) смотреть на конец пальца 3–5 с.
в) прикрыть левой рукой левый глаз на 3–5 с.
г) убрать ладонь, смотреть на конец пальца 3–5 с. (потом правой рукой.)
4. Самое простое упражнение. Быстро поморгать 20–30 с. Затем закрыть глаза и посидеть минутку, откинувшись на спинку стула.
5. Посмотреть в окно вдаль 1 минуту.
6. Делать круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз. Повторить 10 раз.
7. Вытянуть вперёд руку. Следить взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвинуть обратно. Повторить 5 раз.
8. Упражнение «Филин». Закрыть глаза на 3-4 сек. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5-6 сек.
9. Упражнение «Весёлые рожицы». Изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей (гримаса ёжика – губки вытянуты вперёд – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону)
Затем изобразить Кикимору, Бабу-Ягу, бульдога, волка, мартышку и т.д.
10. Рисование носом. Посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до таблички. Написать носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.
11. Далеко – близко. Учитель (родитель) называет вначале удалённый предмет, а через 2-3сек. – предмет, расположенный близко. Учащиеся должны быстро отыскать взглядом эти предметы.
12. «Взгляд влево-вверх». Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть её в сторону вверх под углом 45° так, чтобы, закрыв левый глаз, правым глазом нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого выполняется упражнение в течение 5-7 сек. Смотреть надо на карандаш в левой руке, затем взгляд переводится вперёд, «прямо перед собой» (5-7 сек.).
Упражнение выполнять 3 раза. Затем карандаш взять в правую руку и упражнение повторять.
13. «Горизонтальная восьмёрка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми.
Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмёрку, как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.
14. «Глаз-путешественник». Развесить в разных углах и по стенам различные рисунки игрушек, животных и т.д. исходное положение – стоя. Не поворачивая головы, найти глазами тот или иной предмет, названный взрослым.
Эти упражнения не обязательно проводить все в один раз. Можно выбрать несколько и составить из них специальный комплекс упражнений. Упражнения необходимо проводить регулярно. Только тогда можно будет добиться положительного результата.
Подведём итоги.
Работая над проектом, мы узнали очень много нового и интересного о наших органах зрения - глазах, об их строении, значении для человека. Мы узнали, какие причины вызывают ухудшение зрения и правила, благодаря которым, можно сохранить и укрепить наше зрение. Мы задумались над тем, что необходимо внимательней относиться к себе, к своему здоровью.
Нам удалось собрать интересный материал, с которым мы познакомим учащихся первых классов нашей школы и воспитанников подготовительной группы детского сада №5.
Мы провели конкурс рисунков «Береги зрение» и лучшие отобрали для иллюстрирования сборника стихов «Береги свои глаза».
Говорят, глаза – зеркало души. И не только. Они наши окна, через которые мы получаем информацию об окружающем мире. Нужно помнить, что наши глаза отдыхают при созерцании живой природы, поэтому необходимо как можно больше бывать на свежем воздухе, на природе. И, конечно, регулярно делать гимнастику для глаз, соблюдать правила профилактики глазных заболеваний. И тогда окружающий мир будет радовать нас своей красотой.
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Как нарисовать зайчика
Рисуем осенние листья
Без сердца что поймём?
Несчастный Андрей