Цель работы– установить насколько было закономерным выдвижение Нижнего Новгорода в качестве лидера национально-освободительного движения в начале 17 века.
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs.doc | 85.5 КБ |
МБОУ «Криушинская СОШ»
Реферат:
«Нижегородский «мир» и Нижний Новгород
в начале 17 века»
Выполнил: ученик 7 класса
МБОУ Криушинской СОШ
Галихин Михаил
Проверила: учитель краеведения
МБОУ Криушинской СОШ
Поливцева С.М.
Криуша - 2010
Содержание
Введение c.3-4
Глава 1.Нижегородский «мир» и Нижний Новгород
в начале 17 века. c.5-14
§1. Нижегородское общество в начале 17 века. c.5-10
§2. Нижний Новгород в начале 17 века. c.11-14
Заключение c.15
Список использованных источников и литературы c.16-17
Введение.
Начиная с 2005 года, вся страна ежегодно отмечает день народного единства. Что значит этот праздник в истории страны? Само название говорит о единении… Единении русского народа против иноземных захватчиков. И именно Нижнему Новгороду выпала участь быть во главе освободительного движения.
Тема на сегодняшний день является актуальной и тем она интересна.
В работе были использованы ряд источников, относящихся к истории Нижнего Новгорода начала 17 века: купчая о продаже Иваном Матвеевым сыном Жилиным Андрею Афанасьеву двора 1602г, явочная челобитная приказного Михаила Молчанова 1604 г, челобитная московских торговых людей 1605г, заемная кабала, данная Кузьмой Ларионовым 1610г.
В работе использовались труды знаменитых краеведов и историков нашего края: Архангельского С.И., Добротвора Н, Журавлева А.Ф., Евграфова Ф.Г., Карпенко В, Коноваловой А.Н., Кирьянова И, Макарова И, Смирнова Д.Н., Филатова Н.Ф.
Характеристика литературы изложена по проблемному принципу.
Архангельский С.И., Макаров И, Смирнов Д.Н., в своих работах повествуют о жизни различных социальных слоев Нижегородского общества.
Добротвор Н, Журавлев А.Ф, Евграфов Ф.Г, Карпенко В, Коновалова А.Н, Кирьянов И, Филатов Н.Ф рассказывают о жизни и роли Нижнего Новгорода в указанный период времени.
Цель работы – установить насколько было закономерным выдвижение Нижнего Новгорода в качестве лидера национально-освободительного движения в начале 17 века.
Задачи:
- описать жизнь различных социальных слоев нижегородского общества в начале 17 века;
- охарактеризовать Нижний Новгород как экономический центр среднего Поволжья;
Структура работы определена в связи с поставленной целью и задачами работы. Состоит из главы, поделенной на два параграфа, заключения, а также списка использованных источников и литературы.
Методологической основой работы являются метод анализа, синтеза и метод исторической реконструкции.
Глава 1. Нижегородский «мир» и Нижний Новгород в начале 17 века.
§1. Нижегородское общество в начале 17 века.
Жизнь каждого общества сложна и многообразна. Как правило, оно представлено различными социальными слоями. Вклад которых в развитие общества различен.
Большая часть населения города проживала в посаде. Нижегородское посадское население не было однородным, люди по установленному порядку делились на группы сообразно своей состоятельности и достатку. В переписях регистрировались плательщики налогов, и кто больше платил, тот считался в глазах казны и более уважаемым и почетным членом посада. Средствами к жизни у посадского населения были ремесло или мелочный торг. Ручное ремесло и мелкая торговля не давали возможности значительной части «худых людей» Нижегородского посада сносно кормиться. Одни теряли личную свободу, попадая на многие годы в ярмо подневольного труда. Других ожидало жалкое положение «ярыжных людей».
Одинокому посажанину без знания ремесла приходилось плохо. Они селились у городских домовладельцев под именем «захребетников», «бобылей», «затыльников». Человек, потерявший связь с родными и близкими, пристраивался в семью оседлого достаточного жителя, соглашаясь на всякий домашний труд за кров и пищу. Но и «подсоседничество» не было последней ступенью посадской бедности. Часть жителей Нижнего определяется в документах бытовым термином «ярыжные». Одни из них выполняли за мизерную плату мелкие поручения полицейского характера, получая от населения презрительную кличку «земских ярыжек», другие нанимались чистить конюшни, другие тянули суда. Тяжелая жизнь была и у тех, кто работал на судах. Социальный состав судорабочих был очень пестрым. Кроме ярыжных, составляющих главную массу судорабочих, сюда же надо отнести кормщиков, носников, водоливов, парусников. Первые – кормщики и носники – вели судно по речному фарватеру; носник измерял глубину, кормщик управлял рулем, в то время как ярыжные тащили судно на лямке, если надо было ехать против течения, или работали в веслах, в ожидании попутного ветра, чтобы плыть на парусах. Нередкими были побеги ярыжных людей. «И те государь, ярыжные дошли до Нижнего и самовольством сошли, а в Колугу не пошли»[1]. В начале 17 века некоторые кормщики лишились своих дворов, из-за хозяйственного кризиса, печать которого лежит на всем Нижегородском посаде.
Т.к, население посада было не однородным их быт и жилище также разнились. «Каждый посадский мог рубить по царскому указу 1591 года для своих нужд «дровяной и хоромный» лес безъявочно, т.е без разрешения и без уплаты пошлин. Посадский работный люд, однако, предпочитал покупать избные клетки прямо на торгу Нижнего посада, куда с верховых, впадающих в Волгу рек ежегодно весной пригонялись под город, на пески, плоты с лесом и готовыми срубами домов и клетей»[2]. Жилища посадских и крестьян представляли собой поземные или на подклетах рубленые в длину бревна трехчастные избы: теплая и холодная горницы, разделенные сенями. Освещались жилища вырубленными в двух венцах в полбревна волоковыми оконцами. Подконьковое окно предназначалось для выхода дыма. Топились избы по-черному, хотя в городах посадские имели и отапливаемые печами «белые» горницы. У зажиточных посадских и крестьян при сохранении трехчастной схемы плана дома ставились на высокие подклетья. Под сенями устраивался мшаник, где держался домашний скот, а вверху подрубалась повалуша – самая высокая часть хором. Жилым нередко устраивался и подклет. Дома посадского населения разнились в зависимости от достатка их жителей. Из купчей 1602 г мы видим следующее «Жилин продал есми в Нижнем Новгороде двор свой с садом и с огородом за городом, а против через улицу которого хором: изба да баня, да погреб и двор в городьбе»[3]. Наиболее живописными и причудливыми в формах были купеческие и монастырские подворья, боярские дома. Причудливо рисовались на фоне приземистых, вросших в землю изб мелкого посадского люда высокие боярские и купеческие хоромы, обнесенные дубовыми оградами. «На улицу выходили только заборы и торцовые стены хозяйственных построек, и лишь сложных форм створчатые ворота с калиткой на резных дынеобразных столбах отмечали вход. Ворота сверху покрывались удлиненными «голубцами» либо бочками, куда помещались икона покровителя дома или целый деисусный чин. С просторного, вымощенного плахами двора лестничные всходы парадного крыльца вели в сени жилых покоев, из которых можно было попасть в горницы, сенцы, летники и по особому ходу в повалушу, крытую особой вычурной кровлей. На третьем этаже устраивались обычно светлица для девушек и галерея-гульбище. Хоромы ставились на высокие подклеты, используемые для хозяйственных нужд. Со всех сторон к ним примыкали всевозможные обстройки: амбары, сушила, погребы, конюшни и мыльни»[4].
В наиболее выгодном положении в отличие от посадского населения находились жители белых слобод. Крупные белые слободы находились при Благовещенском и Печерском монастырях. Населенные пришлыми людьми, слободы были неприкосновенны для сборщиков государевых доходов. «Промышляя ремеслом и торговлей, слобожане платили монастырям оброк значительно меньший, чем обязательные сборы с их соседей-посадских. Появление в Нижнем Новгороде белопоместцев, не плативших наравне с посадскими людьми государственного тягла, вызывало протест местной земской избы. Но личное покровительство патриарха позволило монастырю не только сохранить свои городские владения, но еще и расширить их в дальнейшем»[5].
Учитывая степень развития торговли, без единой тени сомнения можем сказать, что заметную роль в жизни города играло купечество. Торговлю вели как отдельные лица, имевшие иногда очень крупные обороты, так и товарищества, называемые ватагами. «В начале 17 века в Нижнем Новгороде насчитывалось «48 лучших людей», которые торгуют большими свальными товарами (оптом) и на низ и вверх ходят судами»[6].
Внутри города в разных местах располагались жилые слободки ратных людей «государевой приборной службы» - стрельцов, которые не облагались налогами. Командовал ими пятисотенный голова из служилых дворян. В свободное от службы время занимались ремеслами и торговлей.
К нетягловому городскому населению относились и нижегородские «государевы вольные ямщики». Слово «ям» и «ямщик» - татарские. «Ям» от «дзям» - дорога, ямщик – «ям-чи» - проводник. Путь между Москвой и Нижнем делился на перегоны со станами, или «ямами», каждые 40-50 верст. На станах располагались «ямские слободы», жители которых были исключительно ямщики. Ямщиком мог сделаться каждый охочий человек, по записанному в «ям» запрещалось без уважительной причины бросить гоньбу. Первые ямщики селились по улице, спускавшейся от церкви Ильи Пророка к устью речки Почайны. Обитатели нижегородских ямских слобод считались самым буйным и непокорным элементом населения. Не было промысла доходнее ямщицкого. Каждая поездка давала ямщику возможность привезти дешевого товара и продать его в Нижнем безданно, безпошлинно.
Особняком среди населения держалась группа людей, хотя и постоянных жителей города, но совершенно чуждых нижегородцам по происхождению, вере, занятиям и быту. Впервые появились жители-иностранцы в Нижнем Новгороде в начале 16 века. Пленников присылало правительство партиями в понизовые города и обязывало гарнизонной службой. Занятия «нижегородских немцев» в основном заключались в гонке спирта и пивоварении, на что выхлопотали они особые привилегии. Иные содержали корчмы, а другие занимались ростовщичеством.
Оборонные обязанности несли всяких рангов «служилые люди»: дворяне, бояре, жильцы. При верстании в службу дворяне распределялись на три статьи: «выбор», «дворовые» и городовые. Первые две категории обязаны были являться для похода «коны, людны и оружны». «Выбор» - это наиболее обеспеченные, хорошо снаряженные и обладающие военным опытом люди. Им отводились обширные поместья, и давалось более крупное против других жалование. «Дворовые» - средние по своему достатку дворяне; им полагалось иметь хорошее холодное оружие и для «подмоги» одного человека. «Городовые» - наиболее бедный слой дворян и детей боярских. Всем им платили небольшое жалование, давали скромное поместье; служба (в мирное время) ограничивалась исполнением мелких поручений уездного воеводы. Периодически, раз в два-три года, правительство делало проверку на местах численности уездных служилых людей, определяло размер жалования, «верстало» поместьями, освобождало от службы стариков, принимало в ряды «новичков». Городовые служилые дворяне вместе с набранными отдельно гарнизонными стрельцами находились в мирное время в распоряжении местного воеводы. Городовой воевода – лицо из знатного придворного круга (боярин, стольник, окольничий), назначаемый царем для управления областью или уездом. Для назначения воеводы требовался каждый раз государев указ. При встрече нового воеводы посадские подносили на блюде «въезжее» - сто пятьдесят рублей.
Обнаруженные в Н.Новгороде списки литературных памятников 16-17в свидетельствуют о наличии здесь довольного большого числа грамотного населения. Грамотными были главным образом священнослужители, представители знати и профессиональные писцы. Н.Новгород был крупным торговым центром с развитыми ремеслами и значительным количеством купцов и ремесленников, среди которых тоже были грамотные люди. О распространении грамотности среди посадского населения Н.Новгорода можно судить по челобитным и «поручным записям», упомянутых в этой работе. В 1611 году в Нижний приехал из Москвы Никита Федорович Фофанов – ученик первопечатника Ивана Федорова. Фофанов создал в Нижнем типографию.
Нижегородское общество в начале 17 века было довольно «пестрым» и неоднородным. Основную часть которого составляло посадское население. Это люди, занимающиеся ремеслом и торговлей. А также именно они являлись основным тягловым населением. А впоследствии ставшие основной движущей силой второго ополчения во главе с Кузьмой Мининым.
§2. Нижний Новгород в начале 17 века.
С первых лет своего существования Нижний Новгород претендовал на особое положение. Тому способствовало выгодное расположение города. Завоевание Казани и Астрахани открыло новые перспективы.
Что представлял собою город в начале 17 века? И какого его значение нам и предстоит выяснить.
Городская застройка была преимущественно деревянной. «Таким Нижний Новгород вступил в 17 в, и секретарь персидского посольства Дон Хуан Персидский, побывавший в городе в 1600 г, записал в своем дневнике: «Дома в нем деревянные, как и в других городах; впрочем, он окружен каменной стеной…»[7].
Как крупный уездный центр России город управлялся назначаемым правительством на два года воеводой и государевым дьяком. Их статус был практически равным. У каждого был свой круг обязанностей: воевода возглавлял гарнизон, государев дьяк ведал хозяйством и финансами всего обширного уезда. В подчинении воеводы находились служилые иноземцы и русские стрельцы. В ведении государева дьяка находилась съезжая изба, в которой подьячие расписывались по отдельным столам.
Административным и духовным центром Нижнего Новгорода оставался каменный кремль, на территории которого были сосредоточены съезжая и губная избы, хоромы воеводы и государева дьяка, дворы « для осадного сиденья» царя и бояр, подворья монастырей, два каменных собора, пять церквей, три монастыря с многочисленными храмовыми, жилыми и хозяйственными постройками, государев житный двор, небольшой торг съестными припасами у Дмитриевских ворот.
Завоевание в 16 веке Иваном IV Казани и Астрахани открыло широкие перспективы для роста торговли в Нижнем Новгороде. Волга стала транзитным водным путем, которым пользовались и купцы других стран. Особенно большое значение приобрела Волга для английских купцов, торговавших с Востоком. Н.Новгород стал крупнейшим перевалочным пунктом, куда поставляли товары с далекого Востока для переотправки в Москву. Волжский водный путь, это «большая дорога» на Восток. Но следовать на Восток или пробираться с Востока на Москву означало посетить на пути Нижний Новгород. Здесь торговые люди обязаны были предъявить свои товары государственной таможне. Волга соединяла через свои многочисленные притоки окраины с центром, по Волге шла торговля Московского государства с Персией. Персидские купцы привозили туда восточные товары, которые шли отсюда Волгой на Ярославль в Москву, по Клязьме во Владимир и Москву, по Оке на Муром и Рязань. Крупнейшими предметами нижегородского торгового оборота являлись: рыба, соль, зерно, кожа, мед и воск. В это время Нижний Новгород был важным центром хлебной торговли, о чем свидетельствуют громадное количество хлеба на его базарах, хлебные склады местных бояр в городе и хлебные грузы, шедшие вверх по Волге и Оке. В городе было несколько сот амбаров, лавок, лотков и других торговых и складочных помещений. Торговля была в руках купцов и посадских людей. Но, кроме них, в местном торге принимали участие монастыри, белое духовенство и служилые люди. Само правительство в лице царя, церковь в лице митрополита, позднее патриарха, и монастырей вели здесь торговлю, располагая флотилией судов и товарными складами. Н.Новгород вырос как крупный торговый центр. К началу 17 века нижегородское торжище разрослось чрезвычайно. Оно раскинулось у Дятловых гор от восстанавливаемого после оползня 1597 года Печерского монастыря до Кунавинской горы через Оку. Множество речных судов покачивалось на волне у причалов порта, и каких только товаров не привозилось в порт телегами или не сплавлялось по рекам. Посреди торга стоял просторный гостиный двор, за ним располагалась таможенная изба, от которых улочками и проулками тянулись торговые ряды: горшечный, коробейный, крупяной, калашный, мясной, рыбный, шапочный, кожевенный, сапожный, кузнечный, свечной, мыльный и другие. Неслучайно именно в богатом Нижнем Новгороде началось формирование земского ополчения. Однако из-за смуты торговля в Нижнем Новгороде заметно сократилась, упали таможенные сборы, опустела казна.
17 век начался неурожаями и голодом. Неурожаи и эпидемии резко сократили численность населения. Лето 1601 года оказалось исключительно сырым. Зима для сельского населения проходила в ужасных муках голода. Летом нередки стали случаи трупоядения и голодного бешенства. В столь страшное для крестьянского люда время ярко сказались противоречия между интересами состоятельных и неимущих. «Алчные люди, надеясь разжиться от продажи дорого хлеба, прятали зерно на поле в ямах, засыпали землей и сажали мелкий кустарник»[8]. Татары, приезжая с хлебом на нижегородские сельские базары, произвольно устанавливали непомерно высокие цены: за крестьянскую лошадь давали оков ржи, за корову – немногим меньше. Толпы уездных бедняков, проевших все имущество, потащились через силу под окна воеводской избы. Но местные начальники не смогли накормить даже первую тысячу явившихся людей: государевы закрома в Нижнем Новгороде оказались пустыми. Таможенный голова, несмотря на запрет вывозить хлеб из Нижнего, с ведома городских начальников тайком отправлял неприкосновенные запасы вниз по Волге, по пути распродавая хлеб в свою пользу. Нижегородские поместные дворяне после двух неурожаев бежали из усадеб в города, бросая на произвол судьбы дворовых людей. Исключением, поразившим современников, явилось поведение нижегородки землевладелицы Ульяны Осорьиной. 72-летняя владелица еще в первый голодный год кормила безвозмездно своих и соседних крестьян скопленными ранее запасами. В следующий год для той же цели распродала свое имущество. Явочная челобитная приказного Михаила Молчанова рассказывает нам о произволе государева дьяка. «Про твое государь кабацкое вино, которое чинят твоей государевой цареве казне прибыль, велено ли им давать по ведру вина. И я, холоп твой, того не сыскал и не бывало что им давать по ведру вина твоего царского жалованья и твоего государеву указу нет»[9]. О том, что жизнь становится все более тяжелой говорят многочисленные заемные кабалы. «Се яз, Кузьма Ларивонов сын, родиною шуянин, двадцати пяти лет, ростом середней человек занял у князя Никиты Федоровича Болховского четыре рубли денег. А рост нам служити по вся дни во дворе»[10].
Трехлетние страдания породили мрачные легенды и предзнаменования. В конце 1604 года засияла на небе необычайно яркая комета. Она была доступна глазам даже среди бела дня. Исстрадавшимся, измученным людям Поволжья комета казалась грозным «знамением» свыше. Тесно связанный с волжской торговлей и судоходством, нижегородский посадский люд остро переживал разрыв экономических связей с Москвой и рядом других городов. События первого десятилетия 17 века сильно расстроили торговую и промышленную деятельность нижегородского Поволжья. Стада скота в Нижегородской губернии значительно поредели. Скот нужно было гонять теперь из ногайских степей. Дело это было непростое: перегоняли скот через территории, где бродили беглые голодные крестьяне, озверевшие от кровавых расправ стрельцы-каратели, промышляли многочисленные банды грабителей.
В начале 17 века Нижний Новгород превращается в крупный торговый и экономический центр страны. Начавшийся кризис, будоражащий всю страну, нашел свой отклик и в развитие Нижегородского региона. Голод, смута, неурядицы, расстройство торговли, и как следствие обострение социальных противоречий в обществе. Имея накопленный экономический потенциал и будучи заинтересованным в сильной централизованной власти, Нижний Новгород выступает в качестве лидера национально-освободительного движения против иноземных захватчиков.
Заключение.
Нижний Новгород вначале 17века выступал в роли экономического центра среднего Поволжья. Роль Нижнего Новгорода вырастала на основе многообразных экономических связей города с окружающей территорией; хлебная и рыбная торговля, привоз восточных товаров, судоходный промысел, развитое ремесло – все это выделяло Нижний Новгород как крупный экономический центр, в котором были задействованы различные социальные слои общества. В начале 17 века Нижний Новгород находился среди посадов, плативших крупные подати в казну со своего торгово-промышленного оборота. Благодаря всему выше перечисленному город имел хороший экономический потенциал. И на период смуты он имел как финансовые возможности для организации ополчения, так и личную заинтересованность в сильной централизованной власти. В связи с этим можем сделать следующий вывод. Что выдвижение Нижнего Новгорода в качестве лидера национально-освободительного движения в начале 17 века имело под собой ряд оснований, и было обосновано.
Список использованных источников и литературы:
Источники:
1.Купчая о продаже Иваном Матвеевым сыном Жилиным Андрею Афанасьеву двора 1602г // Нижний Новгород в 17 веке. Сборник документов под ред. Архангельского С.И. – Горький., 1961 с.463
2.Явочная челобитная приказного Михаила Молчанова 1604 г // Нижний Новгород в 17 веке. Сборник документов под ред. Архангельского С.И. – Горький., 1961 с.463
3. Челобитная московских торговых людей 1605г// Нижний Новгород в 17 веке. Сборник документов под ред. Архангельского С.И. – Горький., 1961 с.463
4.Заемная кабала, данная Кузьмой Ларионовым 1610г // Нижний Новгород в 17 веке. Сборник документов под ред. Архангельского С.И. – Горький., 1961 с.463
Литература:
1.Архангельский С.И. Очерки по истории промышленного пролетариата Нижнего Новгорода и Нижегородской области 17-19вв. – Горький., 1950 с. 319
2.Добротвор Н. История города Горького. – Горький., 1947 с.167
Журавлев А.Ф. Евграфов Ф.Г. История города Горького. – Горький., 1971 с.576
3.Карпенко В. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Жизнь знаменитых людей. – Н.Н., 2004 с.74
4.Коновалова А.Н. Нижегородская рукописная азбука 17 века // Записки краеведов. 1973
5.Кирьянов И. Старинные крепости Нижегородского Поволжья. – Горький., 1961 с.106
6.Макаров И. Карман России. – Н.Н., 2006 с.672
7.Смирнов Д.Н. Очерки жизни и быта Нижегородцев 17-18 веков». – Горький., 1971 с.351
8.Филатов Н.Ф. Строительные материалы нижегородцев в 17 веке // Записки краеведов. 1973
9.Филатов Н.Ф. Деревянное зодчество Нижнего Новгорода 17 века // Записки краеведов. 1985
10.Филатов Н.Ф. Нижегородское зодчество 17-начала 20 века. – Горький., 1980 с.222
11.Филатов Н.Ф. Слобода Нижегородского Благовещенского монастыря в 17 веке // Записки краеведов. 1991
12.Филатов Н.Ф. Нижегородский край. Факты, события, люди. – Н.Н., 1994 с. 279
[1] Челобитная Московских торговых людей 1605 г // Нижний Новгород в 17 веке. Сборник документов. – Горький., 1961 с.28
[2] Филатов Н.Ф. Деревянное зодчество Нижнего Новгорода 17 века // Записки краеведов. 1985 с.45
[3] Купчая о продаже Иваном Матвеевым сыном Жилиным Андрею Афанасьеву сыну попову двора со строением 1602 г //Нижний Новгород в 17 веке. Сборник документов. – Горький., 1961 с.25
[4] Филатов Н.Ф. Нижегородское зодчество 17-начала 20 века. – Горький., 1980 с.26
[5] Филатов Н.Ф. Слобода Нижегородского Благовещенского монастыря в 17 веке // Записки краеведов. 1991 с.44
[6] Архангельский С.И. Очерки по истории промышленного пролетариата Нижнего Новгорода и Нижегородской области 17-19вв. – Горький., 1950 с. 10.
[7] Филатов Н.Ф. Нижегородское зодчество 17-начала 20 века. – Горький., 1980 с.8
[8] Смирнов Д.Н. Очерки жизни и быта Нижегородцев 17-18 веков». – Горький., 1971 с.14
[9] Явочная челобитная приказного Михаила Молчанова об оскорблении его дьяком // Нижний Новгород в 17 веке. Сборник документов. – Горький., 1961 с.26
[10] Заемная кабала, данная Кузьмой Ларионовым 1610г // Нижний Новгород в 17 веке. Сборник документов. – Горький., 1961 с.33
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Три загадки Солнца
Заяц, косач, медведь и весна
Кактусы из сада камней
Астрономический календарь. Март, 2019