В данном проекте сделана попытка подтвердить гипотезу о том, что между осанкой и здоровьем существует прямая связь, что правильная осанка – это залог не только красоты, но и крепкого здоровья. В ходе исследования доказали взаимосвязь осанки, школьного портфеля и состояния здоровья школьника. Все отклонения в осанке представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. В таких случаях они становятся той почвой, на которой возникают более стойкие и серьёзные нарушения. Одной из причин нарушения осанки у младших школьников является тяжёлый вес портфеля.
Вложение | Размер |
---|---|
chto_oznachaet_slovo_portfel.doc | 231.5 КБ |
Аннотация.
В данном проекте сделана попытка подтвердить гипотезу о том, что между осанкой и здоровьем существует прямая связь, что правильная осанка – это залог не только красоты, но и крепкого здоровья. В ходе исследования доказали взаимосвязь осанки, школьного портфеля и состояния здоровья школьника. Все отклонения в осанке представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. В таких случаях они становятся той почвой, на которой возникают более стойкие и серьёзные нарушения. Одной из причин нарушения осанки у младших школьников является тяжёлый вес портфеля.
Введение
Уже в детском саду я мечтала о том, как пойду в первый класс, как за спиной у меня будет школьный рюкзак с тетрадками, учебниками, ручками. И вот я – ученица четвёртого класса, и ранец для меня – уже не только долгожданный атрибут школьника, но и важная школьная принадлежность.
От того, какой у школьника рюкзак, во многом зависит его внешний вид, настроение и здоровье. А как же обычный школьный рюкзак может навредить моему здоровью? Если он будет слишком тяжел, то это может нанести большой вред моему позвоночнику и моей осанке, а в будущем привести к проблемам с самочувствием. И я решила узнать всё о школьном рюкзаке.
Цель работы:
обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путём ежедневного контроля тяжестей за спиной.
Задачи:
Объект исследования: здоровье ребенка.
Предмет исследования: школьный ранец.
Участники исследования: ученики 4в класса МОУ БСОШ
Гипотеза исследования: здоровье ребенка не будет ухудшаться, если следовать рекомендациям, данным в этой исследовательской работе.
Методы исследования
Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.
Глава 1. История появления школьного портфеля.
Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» - Ranzen наемные немецкие солдаты московских царей в XVII веке. Лет через 150-200 слово перешло на ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), также носимую на спине.
За сотню лет школьный портфель изменился до неузнаваемости. До революции ранцы в России делали из черной кожи с крышкой, обшитой тюленьим мехом – под стать военным рюкзакам. Таскать все это на плечах было весьма удобно.
В портфелях книги и тетради начали носить в послевоенное время, но все же чаще в школы ходили с видавшими виды полевыми сумками, доставшимися от вернувшихся с фронта родственников. И в том, и в другом случае ни малейшего намека на пару лямок, но про осанку тогда думали в самую последнюю очередь. Полевые сумки в отличие от портфелей можно было перекидывать через плечо, а во время драк использовать в качестве оружия.
В более поздние времена плановой экономики стандартный школьный ранец при желании обладателя легким движением руки превращался в портфель: съемные ремешки легко отстегивались и без серьезных усилий возвращались на место. Дабы не вводить родителя в искушение и не развивать в самих школьниках чувство зависимости, все ранцы делали похожими друг на друга: одного размера, из крепкого кожзаменителя, чаще всего – томительного темно-коричневого цвета. Однако имелись и варианты – эстеты могли выбрать глубокий синий, колхозники – темно-зеленый. Промышленные дизайнеры утверждали, что цвет не должен отвлекать детей от учебы, но в действительности в СССР не выпускали белых или розовых ранцев по единственной причине: разработчиков просили сделать так, чтобы было практично и не марко. Тяжелые и неудобные ранцы имели всего пару отделений, так что более находчивые ученики вставляли внутрь дополнительные картонки, разделяя учебники и тетради по предметам.
Сегодня ассортимент велик. По-прежнему актуальны ранцы – теперь их не только делают из облегченного материала, но и снабжают ортопедическими спинками, колесиками и выдвижными ручками: устав, ребенок может облегчить себе ношу.
Глава 2. Осанка и причины нарушения осанки.
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу.
Правильная осанка ученика.
Голова и туловище находятся на одной вертикальной линии.
Для этого нужно встать около стены. Ученик должен касаться стены в пяти точках: затылком, лопатками, ягодицами, икрами ног, пятками.
Это интересно! Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.
Кости детей мягкие, эластичные. Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким.
Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца.
Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.
Что может оказать влияние на формирование осанки?
На формирование неправильной осанки оказывают:
В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.
Сегодня по статистике если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически нет. Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за больших предметных нагрузок, и из-за веса того же портфеля. Медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не пройдёт бесследно. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20.
Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно – портфелей. Ежедневное ношение портфеля способствует неправильной осанки. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь.
Что лучше носить: ранцы или портфели?
Лучше носить ранцы. Конечно, ранец или рюкзак предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны.
Глава 3. Выбор школьного ранца.
Материал — прочный, легкий, удобный для чистки и желательно с водоотталкивающей пропиткой или покрытием.
Ремни — широкие, из эластичного материала, изменяемой длиной в соответствии с ростом ребенка. Один ремень с разъемом, чтобы легче снимать и надевать ранец.
Масса ранца — до 600 г для младших школьников и до 700 г — для более старших детей.
Обязательна отделка светоотражающими элементами и маркировка — для какой возрастной группы школьников предназначен. ( «Гигиенические требования к ранцам, рюкзакам, портфелям ученическим»).
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные учёными в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений.
Вес учебников, из расчета на один учебный день, в комплекте с письменными принадлежностями (без веса ранца или портфеля), не должен превышать допустимых норм переноса тяжестей на расстоянии 3 км учащимся:
1-3 классов - от 1,5 до 2,0 кг
4-5 классов - от 2,0 до 2,5 кг
6-7 классов - от 3,0 до 3,5 кг
8- 11 классов - от 4,0 до 4,5 кг
Для того чтобы определить вес ранца с учебниками, в каждом конкретном случае с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка правомерно использовать и такой подход: с физиологической точки зрения вес ранца с учебниками не должен превышать 10% массы его владельца.
Глава 4. Сколько весит здоровье ученика.
Изучив различную литературу по теме, я решила провести эксперимент и в своём классе. В эксперименте участвовало15 человек.
План эксперимента
1. Узнать у медицинского работника школы о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке ребят нашего класса.
5. Дать рекомендации детям и учителям.
Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно-двигательной системой у нас в классе стоит очень остро:
10 человек с нарушением осанки;
5 человек здоровых.
Какие требования предъявляются к учебникам?
«Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
- 1-4-х классов – 300 г;
- 5-6-х классов – 400 г;
- 7-8-х классов – 500 г;
- 10-11-х классов – 600 г.
Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их:
«Литературное чтение» - 320 г
«Математика» - 260 г
«Русский язык» - 350 г
«Окружающий мир» - 360 г
Дневник – 240 г
Тетрадь-задачник – 150г
Тетрадь на печатной основе «Немецкий язык» – 160г
«Немецкий язык» - 250г
Тетрадь « Окружающий мир» - 190 г
Тетрадь школьная ( 18 листов)- 60 г
Большинство книг соответствовали гигиеническим нормам – 300 г для учеников начальной школы. Нашлись и нарушители. Ими оказались учебники «Окружающий мир» - 360 г, « Русский язык» - 350 г.
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжёлую поклажу за спиной?
Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить 100.
Данные записали в таблице.
ФИ | вес ученика кг | диагноз | правильный вес ранца кг | вес пустого ранца кг | реальный вес ранца кг | выводы |
Власенков Дима | 34 | н. о. | 3, 4 | 1, 2 кг | 3, 8 – 4, 6 | превыш. |
Гуляков Саша | 29 | н.о. | 2, 9 | 0, 6 кг | 3, 6 – 4, 5 | превыш. |
Громоков Валера | 32 | 3, 2 | 0, 4 кг | 3, 2 – 4, 8 | превыш. | |
Гурышев Влад | 55 | н. о. | 5, 5 | 0, 6 кг | 3, 2 – 4, 0 | норма |
Ермаченков Андрей | 32 | н, о. | 3, 2 | 0, 5 кг | 3, 6 – 4, 8 | превыш. |
Капренкова Оля | 26 | 2, 6 | 0, 4 кг | 3, 2 – 4, 2 | превыш. | |
Комарова Алёна | 26 | 2, 6 | 0, 7 кг | 3, 6 – 4, 4 | превыш. | |
Макаров Юра | 32 | н. о. | 3, 2 | 0, 4 кг | 3, 0 – 3, 9 | превыш. |
Немыкин Миша | 40 | н. о. | 4, 0 | 0, 8 кг | 3, 4 – 3, 9 | норма |
Новикова Ира | 40 | н. о. | 4, 0 | 0, 7 кг | 3, 6 – 4, 4 | превыш. |
Орбачевская Софья | 27 | н. о. | 2, 7 | 0, 7 кг | 3, 6 – 4, 1 | превыш. |
Смирнова Юля | 35 | н. о. | 3,5 | 0, 9 кг | 3, 9 – 5, 0 | превыш. |
Терешенков Слава | 40 | 4, 0 | 1, 0 кг | 3, 4 – 3, 9 | норма | |
Цветков Денис | 51 | н. о. | 5, 1 | 0, 8 кг | 3, 8 – 4, 8 | норма |
Чайкин Илья | 28 | 2, 8 | 1 кг | 4, 0 – 6, 4 | превыш. | |
Н.о. – нарушение осанки
3,3 кг – 5,2 кг – вес ранца (самый маленький и самый большой) в течение недели.
Я увидела, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.
Мы решили выяснить: может, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей.
Мы увидели, что у 6 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, т.е. не превышает условного веса 0,6 кг. Нашлись победители легковесы весом всего 0,4 кг. Однако у 9 человек вес ранца превысил гигиеническую норму (1,2 кг, 1 кг, 0,8 кг).
Постоянно следят за тем, чтобы в портфеле не было лишних предметов 3 человека.
Часто, но не всегда – 9 человек.
Часто носят в школу лишние вещи – 7 человек.
Очень часто носят в школу лишние вещи – 6 человек.
А может быть причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях?
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, я обнаружила, что самым тяжелым ранец бывает во вторник, четверг: 5 кг. Самым легким ранец оказался в понедельник и пятницу. Вес легковеса достигал 3 кг.. Так что даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.
- самый правильный ранец (до 0,6 кг) - 0,4 кг;
- самый лёгкий ранец- нет;
- самый тяжёлый ранец – 1,2 кг;
- самый тяжёлый ранец с принадлежностями – 5 кг;
- самый лёгкий ранец с принадлежностями – 3 кг;
- самый тяжёлый учебник – «Окружающий мир» - 360 г;
- самый «тяжёлый» учебный день- вторник, четверг;
- самый «лёгкий» учебный день – понедельник, пятница.
*Рекомендации родителям
- Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 500 г.
- У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.
- Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
*Рекомендации учителям и работникам школ
-Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
- использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
- найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе, один – дома);
- при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
- организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;
- организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.
* Рекомендации ученикам
- Не носите лишнего в ранцах.
- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
Заключение
Несмотря на то, что за время существования школьный портфель сильно изменился и стал более удобным, он продолжает доставлять школьникам дискомфорт своим весом. Ранцы-тяжеловесы становятся причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечнососудистой систем.
Чтобы сохранить здоровье ученика необходимо соблюдать правила выбора школьного рюкзака и принять во внимание мои рекомендации.
Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.
Литература.
Приложение 1.
Упражнения для формирования правильной осанки.
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко. Смотрим влево, смотрим вправо. Спинка ровная у нас, А осанка – высший класс!
5. «Сядьте по-турецки». Сесть на пол, скрестив ноги. Положить обе руки на колени и выпрямить спину.
Тест-анкета для ориентировочной оценки риска
сколиоза и других нарушений осанки
Целесообразно, чтобы данный тест был проведен родителями школьника.
Инструкция эксперту
Постарайтесь дать оценку ребенку по приведенным ниже позициям, используя четырех-балльную шкалу:
0 – признак не проявляется;
1 – признак слабо выражен или проявляется изредка;
2 – признак умеренно выражен или проявляется изредка;
3 – признак ярко выражен или проявляется постоянно.
Признаки
Интерпретация результатов
Благополучный показатель - до 10 баллов, при показателе более 20 баллов учащийся должен быть отнесен в группу риска.
Правила для поддержания правильной осанки
Содержание
Аннотация ……………………………………………………….с.2
Введение …………………………………………………………....с.3
Глава 1. История появления школьного портфеля……………….с.4
Глава 2. Осанка и причины нарушения осанки…………………..с.5-6
Глава 3. Выбор школьного ранца………………………………….с.7
Глава 4. Сколько весит здоровье ученика………………………...с.8-10
Заключение………………………………………………………….с.11
Литература…………………………………………………………..с.12
Приложение…………………………………………………………с.13-14
Кто чем богат, тот тем и делится!
Пока бьют часы
Волшебная фортепианная музыка
Северное сияние
Злая мать и добрая тётя