Школьника невозможно представить без портфеля. Однако, нося за плечами тяжелые рюкзаки, российские школьники, оказывается, грубо нарушают санитарные нормы, но за этим н6икто не следит. Вот почему эта тема является актуальной и злободневной.
Рассматривая работу на классификацию по виду, можно определить, что она проблемно-поисковая, носит исследовательский характер, составлена на основе нескольких источников информации, в ней составлены и анализируются данные наблюдений и анкет. А также представлен самостоятельный поиск и анализ фактического материала (опрос участников событий, изучение материалов периодической печати, наблюдения, сбор информации из дополнительной литературы).
Учитывая возраст автора и его опыт работы с источниками информации, также умение трактовки собственного анализа, можно определить уровень работы - исследовательский
Достоинством исследовательской работы является то, что в ней использованы не только теоретические данные научной литературы, но и результаты, и выводы практической деятельности.
В работе приведены таблицы, которые наглядно и доходчиво отражают основные результаты научно-практической деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
portfel_-_issledovatelskaya_rabota_ivushkin.doc | 293 КБ |
skolko_vesit_portfel.ppt | 2.27 МБ |
НЕТИПОВОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 44»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ:
ВЕС ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА
Выполнил: ученик 2 «В» класса Ивушкин А.К. | ||
Руководитель: Поткина О.Н. |
г. Новокузнецк, 2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА 1. ПРАВИЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ | 6 |
1.1. Санитарные нормы и правила, регламентирующие вес школьного портфеля | 6 |
1.2. Выбор правильного портфеля | 9 |
1.3. Опыт зарубежных стран в решении проблемы снижения веса портфеля | 15 |
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕСА ПОРТФЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА (НА ПРИМЕРЕ ГИМНАЗИИ 44 Г. НОВОКУЗНЕЦКА) | 18 |
2.1. Исследование состояния здоровья учащихся 2 «В» класса гимназии № 44 | 18 |
2.2. Исследование фактического веса портфелей учеников 2 «В» класса | 19 |
2.3. Анализ веса учебных пособий | 27 |
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ ТЯЖЕСТИ ПОРТФЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ | 30 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 33 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 34 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 35 |
ВВЕДЕНИЕ
Школьника невозможно представить без портфеля. Только по его наличию можно выделить ученика из толпы. Однако, нося за плечами тяжелые рюкзаки, российские школьники, оказывается, грубо нарушают санитарные нормы, но за этим никто не следит.
Новость о том, что с октября 2010 года вступили в силу новые санитарные нормы для школьников, которые ограничивают вес ранца ученика до 1 - 2 килограммов, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Все тут же ринулись взвешивать ранцы своих детей, и пришли к ошеломляющим результатам. Оказалось, что вес портфеля первоклашки как минимум в три раза превышает норму. Более того - он весит больше, чем ранец старшеклассника. Мы выяснили, что никаких новых норм нет, но существуют старые, которые давно никто не соблюдает на практике, так как это попросту невозможно.
Современные школяры все чаще сегодня напоминают туристов. Их рюкзаки помимо умных книжек набиты тетрадями, канцелярией, личными вещами, продуктами... А примерка первоклашкой портфеля достойна сцены из комедии - когда ребенок, надевая на спину рюкзак, в буквальном смысле оказывается поверженным тяжелой ношей и падает на спину. И это сказано без преувеличения.
В 2003 году Госсанэпиднадзор России установил нормы – как должен выглядеть и сколько должен весить школьный учебник. Как это обычно бывает, нововведения не устроили ни одну из заинтересованных сторон. Авторы учебников жалуются на то, что им приходится снова и снова сокращать текст, превращая учебник в справочник. Родители же считают, что школьные ранцы легче не становятся, и продолжают сами носить портфели своих детей.
Сегодня по статистике если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически нет. Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за больших предметных нагрузок, и из-за веса того же портфеля. Медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не проходит бесследно. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20. Ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах в детских поликлиниках России, выходят, чуть ли не на первое место.
Вот почему мы считаем тему исследования «Влияние веса портфеля на здоровье школьника» актуальной и заслуживающей внимания.
Цель работы:
Изучить возможность снижения веса портфеля школьника и разработать рекомендации по улучшению сложившейся ситуации. Обратить внимание учеников на необходимость контроля веса портфеля с целью охраны собственного здоровья.
Задачи:
Предмет исследования: школьный портфель ученика 2 класса гимназии
Объект исследования: ученик гимназии № 44 г. Новокузнецка
Гипотеза: мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.
Основными методами исследования являются: социологический опрос, наблюдение и системный анализ.
Мы благодарим руководителя исследовательской работы Поткину Ольгу Николаевну, к.э.н. Ивушкину Наталью Владимировну за помощь в обработке собранного материала, а также учащихся гимназии №44 за участие в опросах и помощь в сборе информации.
Глава 1. ПРАВИЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ
Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая, плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. При неправильной осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени согнуты.
Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Выработке правильной осанки способствуют утренняя зарядка, подвижные игры, спорт.
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. Не последнюю роль в этом играет вес школьного портфеля.
Год из года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования показывают, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5–6 кг, что в 2,5– 3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного пособия для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
• 1–4-х классов – 300г;
• 5–6-х классов – 400г;
• 7–8-х классов – 500г;
• 10–11-х классов – 600г.
Вес ранца с учебным комплектом не должен превышать
1-2 классы 1,5 кг
3-4 классы 2,5 кг
5-6 классы 3 кг
7-8 классы 3,5 кг
9-11 классы 3,5-4 кг
Кроме того, считается, что вес школьного портфеля не должен превышать 10 % от веса школьника. Специалисты Института возрастной физиологии РАО называют похожие цифры. Без ущерба для здоровья первоклашки способны донести до школы ранец весом не более двух килограммов. В 11-13 лет безопасным считается переносить три килограмма.
Для справки: Вес портфеля школьника регламентируют Санитарные правила и нормативы, утвержденные главным государственным санитарным врачом Геннадием Онищенко 7 октября 2002 года. Они вступили в силу в феврале 2003 года и с тех пор не менялись. Согласно СанПиНам общая масса учебников из расчета на один учебный день в комплекте со школьными принадлежностями, без массы портфеля или ранца, не должна превышать допустимых гигиенических норм для перенесения учениками веса на расстояние до 3 километров.
Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20%, давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое 110мм рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.
Ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы, к тому же ребёнок физически утомляется, идёт нагрузка на сердце. В ближайшем будущем это привёдет к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника, испортит осанку и походку, может вызвать радикулит и другие заболевания. Помимо всего перечисленного возможно опущение внутренних органов, особо тяжело это может сказаться на здоровье наших девочек — будущих мам. Вот почему так важно соблюдать установленные СанПиНом требования.
Как было указано выше, никаких официальных документов, ограничивающих вес школьных ранцев, не существует. Зато есть физиологические нормы "грузоподъемности" для детей и подростков, которые ежедневно нарушаются в любой российской школе.
- Максимальный вес груза, который может переносить без ущерба для здоровья ученик начальных классов, составляет 2 кг, - говорит Валентин Сонькин, доктор биологических наук, профессор, заместитель директора Института возрастной физиологии РАО. - Для детей 11-13 лет этот вес составляет 3 кг, для четырнадцатилетних подростков и пятнадцатилетних девочек - 5 кг. Пятнадцатилетним юношам по плечу восьмикилограммовый груз, а тем, кто старше, можно носить и 16 кг. Избыточный вес ранца увеличивает опасность заболеваний суставов рук. У детей, постоянно носящих тяжести, может развиться плоскостопие. Тяжелый ранец, как и любой другой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, успеваемость страдает.
Таким образом, здоровье ребенка зависит от множества причин, не все из которых находятся в нашей власти. Но сделать так, чтобы какая-то часть их не ложилась бременем болезни на детей, вполне по силам взрослым.
Из истории ранца
За сотню лет школьный портфель изменился до неузнаваемости. До революции ранцы в России делали из черной кожи с крышкой, обшитой тюленьим мехом – под стать военным рюкзакам. Таскать все это на плечах было весьма удобно.
В портфелях книги и тетради начали носить в послевоенное время, но все же чаще в школы ходили с видавшими виды полевыми сумками, доставшимися от вернувшихся с фронта родственников. И в том, и в другом случае ни малейшего намека на пару лямок, но про осанку тогда думали в самую последнюю очередь. Полевые сумки в отличие от портфелей можно было перекидывать через плечо, а во время драк использовать в качестве оружия.
В более поздние времена плановой экономики стандартный школьный ранец при желании обладателя легким движением руки превращался в портфель: съемные ремешки легко отстегивались и без серьезных усилий возвращались на место. Дабы не вводить родителей в искушение и не развивать в самих школьниках чувство зависти, все ранцы делали похожими друг на друга: одного размера, из крепкого кожзаменителя, чаще всего – томительного темно-коричневого цвета. Однако имелись и варианты – эстеты могли выбрать глубокий синий, колхозники – темно-зеленый. Промышленные дизайнеры утверждали, что цвет не должен отвлекать детей от учебы, но в действительности в СССР не выпускали девственно белых или розовых ранцев по единственной причине: разработчиков просили сделать так, чтобы было практично и немарко. Тяжелые и неудобные ранцы имели всего пару отделений, так что более находчивые ученики вставляли внутрь дополнительные картонки, разделяя учебники и тетради по предметам.
В старших классах стало модно иметь кейс – он придавал своему обладателю солидность. Его обклеивали наклейками, а иногда за неимением таковых попросту разрисовывали поверхность дипломата английскими надписями, чтобы хоть как-то угнаться за модой. Девочки постепенно заменяли портфели элегантными сумочками, что, в конечном счете, сказывалось на их осанке.
Современность
Вопрос: в чем мой ребенок будет носить все необходимое для школы – задавал себе каждый родитель. Сегодня в продаже есть ранцы, рюкзаки, папки, сумки, кейсы, дипломаты. Старшеклассники в выборе более свободны, а вот требования к портфелю первоклассника очень жесткие. Каким же портфель должен быть, чтобы заботиться о здоровье, долго служить и радовать глаз?
Во-первых, для младшеклассников это обязательно должен быть ранец. Однако, нельзя позволять ребенку носить его на одном плече. Правильно надетый ранец - на оба плеча - позволяет равномерно распределить нагрузку на позвоночник, благодаря чему он не искривляется, спина ровная, не устает. Если же носить ранец на одном плече или портфель, нагрузка будет ложиться на одну сторону позвоночника. Это грозит формированием неправильной осанки, сколиозом. У ученика станет болеть не только спина, но и голова, он станет жаловаться на усталость, головокружение.
Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.
Согласно ГОСТу, школьный (ученический) ранец — это «кожгалантерейное изделие с плечевыми ремнями, предназначенное для переноски учебников, школьно-письменных принадлежностей на спине». Ученический портфель, по тому же ГОСТу, плечевых ремней (лямок) не имеет и должен носиться в руке. Именно из-за этого ортопеды и не рекомендуют покупать его детям. Постоянная переноска тяжестей в руке может привести к сколиозу и другим проблемам с позвоночником (по этой же причине нельзя позволять детям носить ранцы в руке или на одной лямке).
Разница между ранцем и рюкзаком — в том что, у первого корпус твердый, у второго, наоборот, мягкий. Жесткий корпус защищает одновременно и ребенка, и содержимое ранца. Твердая спинка не позволяет содержимому давить на спину ребенка. Кроме того, благодаря твердым стенкам и дну школьные принадлежности в ранце можно разместить правильно: тяжелые предметы ближе к спине, легкие — спереди, левая и правая сторона нагружены одинаково. Наконец, жесткий корпус сбережет содержимое ранца в случае, если ребенок его уронит. Или бросит. Или, например, решит прокатиться на нем с горки.
Выбирая школьный ранец, родители нередко обращают внимание только на количество карманов и отделений, качество материалов и прочность швов, дизайн и цену. Разумеется, все это важно, но на здоровье и безопасность детей влияет другое — вес ранца, наличие ортопедической спинки и светоотражающих элементов.
Ортопедическая спинка повторяет естественный изгиб позвоночника и поэтому не вредит, а наоборот, помогает формированию правильной осанки. В нижней части спинки должен находиться поясничный упор — небольшой валик, на который при правильном ношении ранца будет приходиться основная нагрузка. Сама спинка — быть жесткой, но при этом иметь мягкую подкладку, чтобы ребенку было комфортно носить ранец. Такая же подкладка должна быть у лямок, иначе они будут врезаться в плечи. Лямки обязательно должны регулироваться по длине (это требование прописано в ГОСТе) и не растягиваться, поскольку только с их помощью можно правильно расположить ранец на спине. Лучше, если регулирующие пряжки имеются не только в нижней, но и в верхней части лямок. Такая конструкция помогает добиться того, чтобы ранец плотно прилегал к спине ребенка. Оптимальная ширина лямок — 4-5 см.
Подкладки на спинке и лямках чаще всего обиты сетчатой «вентилируемой» тканью, благодаря которой спина ребенка не потеет. В некоторых моделях спинка полностью пластиковая, и функцию «вентилятора» выполняют специальные борозды, нанесенные на нее.
Светоотражающие элементы. Не все родители понимают их важность, но именно светоотражающие элементы и яркая окраска ранцев делают детей заметнее на дороге. Согласно ГОСТу, в школьных ранцах «должны использоваться детали из материалов контрастных цветов, отделочные детали и фурнитура со светоотражающими элементами». Правила дорожного движения рекомендуют всем пешеходам при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости «иметь при себе предметы со светоотражающими элементами».
При выборе ранца необходимо удостовериться, что светоотражатели имеются со всех сторон: спереди, на боках и на лямках. Некоторые производители также используют ткань со светоотражающей нитью и замки со встроенными светоотражателями. Кроме того, в дизайне ранца должны использоваться флуоресцентные материалы, делающие ребенка заметнее в светлое время суток. Самые броские и, следовательно, заметные для водителей, цвета — желтый и оранжевый.
Итак, у нас в руках ранец с ортопедической спинкой, который легче 1 кг и со всех сторон обвешан светоотражателями? Отлично! Теперь можно обратить внимание на материал, фурнитуру и другие показатели качества. Вот что отличает действительно качественный школьный ранец:
Ткань легкая, прочная и водонепроницаемая (нейлон или полиэстер). Рисунок с нее не стирается и не смывается. Ранцы некоторых производителей можно даже мыть
Швы и канты, прочные и тщательно обработанные (это исключает возможность того, что ребенок порежется). Пластиковые детали — гладкие, без сколов или заусенцев
Замки и молнии — удобные и надежные, их легко открыть не только вам, но и вашему ребенку. Корпус с укрепленными углами — они увеличивают прочность ранца. Клапаны надежно защищают наружные карманы, молнии и внутреннее отделение от дождя и снега, несколько наружных карманов и удобное внутреннее отделение. Во внутреннем отделении — еще несколько отсеков и карманов, позволяющих правильно расположить в ранце все необходимое. Водонепроницаемое дно из пластика (или дно с пластиковыми ножками-упорами). Благодаря чему ранец можно смело ставить на землю, в снег и даже в лужу.
Примерка ранца
После того, как мы нашли ранец, отвечающий всем этим требованиям, надо его примерить. Конечно, сделать ребенку сюрприз не получится, зато мы будем уверены, что ранец подойдет. Во время примерки нужно обратить внимание на следующее:
Проверить, можно ли, регулируя длину лямок, добиться такого положения ранца на спине у ребенка — оно является оптимальным. При этом учитывать, что ребенку придется носить ранец и в рубашке, и в куртке, и в пуховике.
Если ранец сидит неправильно или существенно шире плеч, попробовать примерить другую модель. Не стоит покупать ранец «на вырост»: ребенку будет неудобно, а исправить испорченную в детстве осанку очень сложно.
Идеальный школьный ранец — тот, что нравится не только родителям, но и ребенку. То есть не только качественный, надежный, безопасный, но и привлекательный с точки зрения дизайна. Идеал в данном случае вполне достижим, надо только ответственно подойти к процессу выбора.
Сейчас в наших магазинах можно найти ранцы самого разнообразного дизайна. С героями популярных мультфильмов, с котятами и щенками, с автомобилями и футбольными мячами — для мальчиков, с принцессами, куклами и цветами — для девочек. Выбирая ранец, думайте не только о его удобстве и качестве, но и о том, нравится ли он ребенку. Часто одна и та же модель выпускается сразу в нескольких дизайнах — определитесь с ней и предоставьте ребенку выбирать расцветку.
Качественный школьный ранец сегодня стоит в среднем около 3 000 рублей. Многие родители рассуждают так: зачем тратиться на дорогой ранец, когда можно купить легкий и дешевый рюкзак? Тем более что к следующему классу ребенок может подрасти или порвать старый или просто попросить новый... Однако после всего сказанного, думаю, вполне ясно, что такая беспечность может дорого обойтись.
Три тысячи — много это или мало? Прием у ортопеда стоит порядка полутора тысяч. Курс лечения, позволяющий хотя бы на время избавиться от проблем с позвоночником, подразумевает как минимум десять приемов. Вспомним, сколько тратят родители за неделю на покупки в супермаркете. Скорее всего, сумму, сопоставимую со стоимостью качественного ранца. А во сколько они оценят комфорт, безопасность и здоровье ребенка?
Таким образом, хороший школьный ранец
1.3. Опыт зарубежных стран в решении проблемы снижения веса портфеля
Указанная проблема стоит не только в нашей стране. Например, в августе 1996 г. министерство образования Австрии приняло решение об ограничении максимального веса школьных портфелей и рюкзаков 10 % от веса тела школьника.
На Тайване уже создали 10-дюймовый планшетный ПК, который имеет массу чуть более килограмма.
О намерении заменить учебники ноутбуками пару лет назад заявили и власти Малайзии. Они предложили компьютерным компаниям разработать дешевый и практически невесомый компьютер стоимостью не более 50 долларов, который ученики могли бы использовать от начальных классов до института. Загружаешь в него нужный диск – и читаешь учебник, даже клавиатура не нужна.
В Америке уже давно нашли выход в двойном комплекте учебного набора. В школах за каждым закреплен личный ящик, в который ученик может положить все, что потребуется на занятиях. Очень удобно – один комплект дома, другой в школе.
Школьные рюкзаки, без которых невозможно представить современных российских учеников, во многих штатах Америки запрещены. Калифорнийский закон предусматривает приличных размеров штрафы родителям и школам за ношение рюкзаков, которые могут спровоцировать искривление позвоночника. Тамошние школьники должны пользоваться исключительно сумками на колесиках. Российские врачи не так категоричны, считается, что правильно подобранный рюкзак или портфель не только не испортит, но, наоборот, сформирует хорошую осанку.
В Европе облегчают вес портфелей по-своему – детям на занятиях выдают листы с раскрытой темой урока и снабжают ксерокопиями страниц того же учебника. Они ходят в школу налегке, а дома подшивают в папку школьную лекцию.
В России также думают о том, чтобы заменить учебники техникой. Рассматривается вариант разделения учебника по четвертям. У этого решения есть свои сторонники и противники. Вес портфеля станет легче, но реализация этой идеи потребует больших средств, да и ученику будет трудно заглянуть в тот материал, который уже пройден или еще предстоит пройти (если не носить с собой все четыре части учебника).
Если присмотреться к мировому опыту, то становится понятно, что мы, как всегда, безнадежно отстали. В западных странах уже выпустили бронированные ранцы и рюкзаки, которые защищают даже от пуль. А в Японии родители покупают своим детям портфели с GPS-навигацией, чтобы всегда быть в курсе их перемещений. Возможно, в скором времени у наших школьников вместо учебников появятся ноутбуки, может быть все останется по-старому. Нам остается только ждать.
Таким образом, из изложенного в Главе 1 следует, что:
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕСА ПОРТФЕЛЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ГИМНАЗИИ № 44 г. НОВОКУЗНЕЦКА).
Во 2 классе «В» гимназии № 44 г. Новокузнецка обучаются 28 человек, в том числе11 мальчиков и 17 девочек. Возраст учеников 8-9 лет.
По данным медицинских работников гимназии № 44 100% учеников 2 «В» класса гимназии № 44 страдают забеливаниями опорно-двигательного аппарата (ОДА) различной степени тяжести (табл. 1). Таким образом, проблема с опорно-двигательной системой в нашем классе стоит очень остро.
Таблица 1
Заболевания ОДА учащихся 2 «В» класса, %
ВИД ЗАБОЛЕВАНИЯ ОДА | ДОЛЯ к общему числу учащихся |
Сколеоз 0 степени | 43% |
Сколеоз I степени | 18% |
Сколеоз II степени | 4% |
Кифо-сколеоз 0 степени | 11% |
Кифо-сколеоз I степени | 14% |
Нарушение осанки | 10% |
Плоскостопие | 86% |
По мнению врача-ортопеда Елены Лисициной, сколиоз, безусловно, встречается и у маленьких детей, но среди школьников в настоящее время он носит характер эпидемии. Сегодня каждому второму старшекласснику поставлен этот страшный диагноз.
2.2. Исследование фактического веса портфелей учеников 2 «В» класса
Во-первых, мы замерили вес портфеля каждого ученика 2 «В» класса в каждый учебный день недели, а также вес пустого портфеля, без школьных принадлежностей. Данные замеров поместили в таблицу 2.
Таблица 2
Замеры веса портфелей учащихся 2 «В» класса
№ п.п. | ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО | ВЕС УЧЕНИКА,КГ | ВЕС ПП,КГ | ВЕС ПОРТФЕЛЯ, КГ | |||||
П | В | С | Ч | П | С | ||||
Аверкин Никита | 25,5 | 0,5 | 2,5 | 4,0 | 4,3 | 4,0 | 4,0 | 2,0 | |
Гумбарг Ксения | 27,0 | - | 3,0 | - | - | - | - | - | |
Денисов Ефим | 25,5 | 0,75 | 2,5 | 3,5 | 3,2 | 3,1 | 2,7 | 1,0 | |
Иванова Елизавета | 30,0 | 3,2 | 4.1 | - | 3,5 | 4,0 | 2,0 | ||
Ивушкин Анатолий | 33,0 | 1,0 | 4,0 | 4,5 | 3,7 | 4,0 | 4,0 | 2,0 | |
Константинов Егор | 36,0 | - | 3,5 | 4,0 | - | 4,0 | 3,8 | 2,5 | |
Линькова Мария | 29,5 | 1,0 | - | 3,6 | 3,5 | 4,0 | 3.5 | 2,0 | |
Макарова Ангелина | 31,0 | 0,5 | 3,5 | 3,6 | 3,5 | 3,5 | 3,0 | 3,0 | |
Макулова Софья | 27,0 | 1,0 | 3,0 | 3,6 | 3,9 | 4,0 | 3,8 | 1,5 | |
Матва Дарья | 28,0 | - | 3,0 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,4 | 2,0 | |
Мишукова Алина | 33,5 | 1,0 | 3,5 | - | 3,0 | 4,0 | 3,6 | 2,9 | |
Романова Анна | 25,0 | 1,2 | 3.0 | 3,2 | 3,0 | 4,0 | 3,5 | 2,1 | |
Рузанов Александр | 27,0 | 0,5 | - | 4,0 | 3,5 | 4,0 | 3,8 | 2,5 | |
Савочкин Даниил | 31,0 | 1,0 | - | 3,0 | 3,4 | - | - | - | |
Садыков Денис | 39,0 | 1,0 | 3,5 | 3,9 | 3,0 | 3,5 | 3,9 | 3,0 | |
Серебрякова Софья | 35,0 | 1,0 | 3,0 | 3,0 | 2,5 | 4,5 | 3,7 | 1,7 | |
Слизевич Егор | 37,0 | 1,0 | 2,8 | 3,5 | 3,1 | 3,5 | 3,5 | 2,0 | |
Смыкова Диана | 31,0 | 0,75 | 3,0 | 3,5 | 2,2 | 3,0 | 3,0 | 2,5 | |
Столярова Карина | 27,5 | 1,0 | 3,8 | 3,5 | 2,9 | 4,0 | 3,5 | 2,5 | |
Тарасова Ксения | 25,0 | 0,75 | - | 4.5 | 4,0 | 4,9 | 4,3 | 3,5 | |
Тасенко Анна | 22,5 | 0,75 | 3,0 | 3,6 | 3,0 | 3,5 | 3,3 | 2,0 | |
Терехова Юлия | 26,0 | 1,0 | 3,7 | 4,0 | 4,0 | 3,9 | 4,3 | 2,7 | |
Топоркова Арина | 38,0 | 1,0 | 3,5 | 3,5 | 3,0 | 3,9 | 3,6 | 3,0 | |
Торбоков Артем | 30,0 | - | - | - | - | - | - | - | |
Фомкина Анастасия | 28,5 | 1,0 | 3,2 | 3,9 | 3,3 | 4.0 | 3,5 | 2,6 | |
Чернов Федор | 26,0 | 1,0 | 5,0 | 3,6 | 3,1 | 3,7 | 3,5 | 3,8 | |
Штейнберг Александр | 27,0 | 1,5 | 4,0 | 4,0 | 3,5 | 4,0 | 3,7 | 2,4 | |
Шуплецова Мария | 27,5 | 1,25 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,5 | 3,5 | 2,5 |
ВЕС ПП – вес пустого портфеля
Во-вторых, мы рассчитали индивидуальный правильный вес портфеля для каждого ученика 2 «В» класса, исходя из веса тела и постулата о том, что вес портфеля должен быть равен 10% от веса школьника. Таким образом, правильный вес портфеля ученика был рассчитан по формуле:
Правильный вес портфеля = ВУ*10/100, где
ВУ – вес ученика, кг
и сопоставлен с фактическим средним весом портфеля каждого ученика соответственно.
Средний вес портфеля каждого ученика был рассчитан как среднее арифметическое число, исходя из веса портфеля, измеренного в 6 учебных дней и поделенного, соответственно, на 6. Данные исследования помещены в таблицу 3.
Таблица 3
Сравнение правильного веса портфеля со средним значением фактического веса портфеля учащихся 2 «В» класса
№ п.п. | Фамилия, имя ученика | Вес ученики, кг. | Вес правильного портфеля, кг. | Максималь-ный факти-ческий. вес портфеля, кг. | Вывод. |
Аверкин Никита | 25,5 | 2,6 | 4,3 | Слишком тяжелый | |
Гумбарг Ксения | 27,0 | 2,7 | 3,0 | Тяжелый | |
Денисов Ефим | 25,5 | 2,6 | 3,5 | Слишком тяжелый | |
Иванова Елизавета | 30,0 | 3,0 | 4,0 | Слишком тяжелый | |
Ивушкин Анатолий | 33,0 | 3,3 | 4,5 | Слишком тяжелый | |
Константинов Егор | 36,0 | 3,6 | 4,0 | Тяжелый | |
Линькова Мария | 29,5 | 3,0 | 4,0 | Слишком тяжелый | |
Макарова Ангелина | 31,0 | 3,1 | 3,6 | Тяжелый | |
Макулова Софья | 27,0 | 2,7 | 4,0 | Слишком тяжелый | |
Матва Дарья | 28,0 | 2,8 | 3,5 | Слишком тяжелый | |
Мишукова Алина | 33,5 | 3,4 | 4,0 | Тяжелый | |
Романова Анна | 25.0 | 2,5 | 4,0 | Слишком тяжелый | |
Рузанов Александр | 27,0 | 2,7 | 4,0 | Слишком тяжелый | |
Савочкин Даниил | 31,0 | 3,1 | 3,4 | Тяжелый | |
Садыков Денис | 39,0 | 3,9 | 3,9 | Норма | |
Серебрякова Софья | 35,0 | 3,5 | 4,5 | Слишком тяжелый | |
Слизевич Егор | 37,0 | 3,7 | 3,5 | Норма | |
Смыкова Диана | 31,0 | 3,1 | 3,5 | Тяжелый | |
Столярова Карина | 27,0 | 2,7 | 4,0 | Слишком тяжелый | |
Тарасова Ксения | 25,0 | 2,5 | 4,9 | Сишком тяжелый | |
Тасенко Анна | 22,5 | 2,3 | 3,6 | Слишком тяжелый | |
Терехова Юлия | 26,0 | 2,6 | 4,3 | Слишком тяжелый | |
Топоркова Арина | 38,0 | 3,8 | 3,9 | Норма | |
Торбоков Артем | 30,0 | 3,0 | - | - | |
Фомкина Анастасия | 28,5 | 2,9 | 4,0 | Слишком тяжелый | |
Чернов Федор | 26,0 | 2,6 | 5,0 | Слишком тяжелый | |
Штейнберг Александр | 27,0 | 2,7 | 4,0 | Слишком тяжелый | |
Шуплецова Мария | 27,5 | 2,8 | 3,5 | Слишком тяжелый |
Таким образом, по данным таблицы 3 видно, что только у трех учеников 2 «В» класса портфель не превышает норму. У остальных 24 (1 человек не принимал участие в замерах) вес ранца превысил гигиеническую норму. При этом ранцы – тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой системы.
Мы видим, что вес «правильного» ранца не соответствует его реальному весу. Может быть, причина излишней нагрузки в том, что сам портфель слишком тяжел? Для этого мы и производили замер пустых ранцев, без школьных принадлежностей. Как свидетельствуют данные таблицы 2, вес пустого портфеля соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает 0,6 кг только у 3-х человек или у 10% учащихся 2 «В» класса. У остальных 90% учащихся вес пустого портфеля превышает гигиеническую норму почти в 2 раза.
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжёлым ранец бывает в четверг (52% портфелей весом 4,0 и более килограммов) и в пятницу (44% портфелей около 4,0 килограммов) без сменной обуви и дополнительной книги. Самым лёгким ранец оказался в субботу. Вес тяжеловеса в эти дни достигал 3,8 кг, т.е. даже в эти дни вес портфеля не соответствовал гигиеническим нормам.
После проведенного эксперимента мы подвели итоги, и оказалось, что «Самый правильный ранец» оказался у 3-х учеников. «Самый тяжёлый ранец» - у 5 учеников. «Самый лёгкий ранец с принадлежностями» - у 1 ученика. «Самый тяжёлый учебник» - это «Азбука мастерства», «Самый тяжёлый учебный день» - это четверг, «Самый лёгкий учебный день» - это суббота (Таблица 2).
В качестве третьего этапа исследования был выбран метод социологического опроса. В опросе принимали участие учащиеся исследуемого 2 «В» класса (25 человек), а также учащиеся 6 класса (27 человек) и учащиеся 11 класса (19 человек) гимназии № 44. Вопросы Анкеты учащегося помещены в Приложении. Результаты опроса заключены в таблицы 4 - 9.
Таблица 4
Тип школьного портфеля
№ПП | ТИП ПОРТФЕЛЯ | 2 КЛАСС | 6 КЛАСС | 11 КЛАСС | |||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | ||
1. | ПОРТФЕЛЬ | 9 | 36 | 6 | 22 | 5 | 26 |
2. | РАНЕЦ | 7 | 28 | 3 | 11 | 0 | 0 |
3. | РЮКЗАК | 5 | 20 | 4 | 15 | 1 | 6 |
4. | СУМКА | 4 | 16 | 14 | 52 | 13 | 68 |
Из таблицы 4 видно, что большинство второклассников предпочитают портфели и ранцы, т.е. правильные портфели. Их количество составило 36 и 28% соответственно. Шестиклассники отдали предпочтение сумке – 52%. 68% старшеклассников также предпочитают носить книги в сумке. Сумка на одной лямке также может быть причиной искривления позвоночника из-за неравномерности нагрузки. Это может повлечь за собой развитие заболеваний позвоночника у большинства опрошенных ребят.
Таблица 5
На что обращают внимание при покупке портфеля
№ПП | ТИП ПОРТФЕЛЯ | 2 КЛАСС | 6 КЛАСС | 11 КЛАСС | |||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | ||
1. | РИСУНОК | 8 | 32 | 10 | 37 | 6 | 32 |
2. | НАЛИЧИЕ КАРМАНОВ | 1 | 4 | 5 | 19 | 4 | 21 |
3. | РАЗМЕР | 10 | 40 | 11 | 41 | 9 | 47 |
4. | ВЕС | 6 | 24 | 1 | 4 | 0 | 0 |
Из таблицы 5 следует, что наибольшее количество опрашиваемых учащихся при покупке портфелей обращают внимание на размер и на рисунок – 40, 41 и 47% и 32, 37 и 32% опрошенных учеников, и крайне мало – на вес.
Оценка веса собственных портфелей учащихся представлена в таблице 6
Таблица 6
Самостоятельная оценка веса портфеля
№ПП | ТИП ПОРТФЕЛЯ | 2 КЛАСС | 6 КЛАСС | 11 КЛАСС | |||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | ||
1. | ТЯЖЕЛЫЙ | 3 | 12 | 3 | 11 | 3 | 16 |
2. | ЛЕГКИЙ | 1 | 4 | 3 | 11 | 2 | 10 |
3. | СЛИШКОМ ТЯЖЕЛЫЙ | 0 | 0 | 5 | 19 | 1 | 6 |
4. | НОРМАЛЬНЫЙ | 21 | 84 | 16 | 59 | 13 | 68 |
Данные таблицы 6 говорят о том, что большинство школьников считает, что их портфель имеет нормальный вес, т.е. они не считают его тяжелым.
Существует ли реальная возможность носить в школу не все школьные принадлежности? На этот вопрос отвечает таблица 7.
Таблица 7
Ношение в школу всех школьных принадлежностей
№ПП | ТИП ПОРТФЕЛЯ | 2 КЛАСС | 6 КЛАСС | 11 КЛАСС | |||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | ||
1. | ДА, ВСЕГДА | 19 | 76 | 20 | 74 | 3 | 16 |
2. | НЕТ, НЕ ВСЕГДА | 2 | 8 | 2 | 7 | 7 | 37 |
3. | ИНОГДА | 4 | 16 | 5 | 19 | 9 | 47 |
По данным таблицы 7 можно сделать вывод, что младшие школьники добросовестно носят в школу все необходимые школьные принадлежности. Каждый день, усердно заполняя свой ранец необходимыми книгами и тетрадками, второклассники перегружают свой организм, причиняя тем самым вред своему здоровью. Шестиклассники также прилежны и дисциплинированы в подготовке школьного ранца. А вот старшеклассники – напротив, могут не брать в школу какие-то предметы, имея их, например, по одному на каждую парту. Только 16% опрошенных старшеклассников приносят в школу все необходимое.
Нравятся ли опрошенным ребятам их школьные портфели? Об этом в таблице 8
Из таблицы 8 видно, что большинству опрошенных школьников нравятся их портфели, которые они выбирали сами или с родителями. Видно, что чем старше становятся школьники, тем более осознанным становится их выбор. Данные об этом мы поместили в таблицу 9.
Таблица 8
Отношение опрошенных учащихся к своим портфелям
№ п.п. | Тип портфеля | 2 класс | 6 класс | 11 класс | |||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | ||
1. | НРАВИТСЯ | 23 | 92 | 27 | 100 | 19 | 100 |
2. | НЕ НРАВИТСЯ | 2 | 8 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Таблица 9
Самостоятельность при выборе портфеля
№ п.п. | Тип портфеля | 2 класс | 6 класс | 11 класс | |||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | ||
1. | САМОСТОЯТЕЛЬНО | 7 | 28 | 15 | 55 | 14 | 74 |
2. | С РОДИТЕЛЯМИ | 11 | 44 | 8 | 30 | 5 | 26 |
3. | ТОЛЬКО РОДИТЕЛИ | 4 | 16 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4. | ЭТО ПОДАРОК | 3 | 12 | 4 | 15 | 0 | 0 |
Данные таблицы 9 свидетельствуют, что чем старше становятся опрашиваемые школьники, тем они более самостоятельны в выборе школьного портфеля.
2.3. Анализ веса учебных пособий
При анализе веса школьного портфеля нельзя обойти массу его содержимого, а именно вес школьных учебников, тетрадей и прочих школьных принадлежностей. Информацию о весе школьных принадлежностей мы поместили в таблицу 10.
Таблица 10
Вес школьных принадлежностей учащихся 2 «В» класса
№ п.п. | Наименование учебника | Вес, г |
Литературное чтение. Хрестоматия | 243 | |
Литературное чтение. Часть 2 | 269 | |
Тетрадь по литературному чтению | 45 | |
Русский язык. Часть 2 | 246 | |
Русский язык. Часть3 | 229 | |
Тетрадь для самостоятельных работ по русскому языку | 134 | |
Математика. Часть 2 | 301 | |
Тетрадь для самостоятельных работ по математике | 116 | |
Дневник | 196 | |
Наш мир. Хрестоматия | 238 | |
Окружающий мир. Часть 2 | 181 | |
Тетрадь для самостоятельных работ по окружающему миру | 87 | |
Английский язык | 281 | |
Рабочая тетрадь по английскому языку | 150 | |
Тетрадь по математике | 59 | |
Тетрадь по русскому языку | 54 | |
Тетрадь «Добро» | 60 | |
Тетрадь по музыке | 57 | |
Пенал | 280 | |
Технология. Учебник | 336 | |
Развитие познавательных способностей. Учебник | 149 | |
Альбом для рисования | 113 | |
Набор для рисования: кисточки, гуашь | 400 |
Все книги соответствовали гигиеническим нормам- 300 гр. для ученика начальной школы. «Нарушителем» - является только учебник «Азбука мастерства» по технологии. Его вес составил 336 гр. И, конечно же, тяжелым оказался набор для рисования с кисточками, гуашью и стаканчиком для воды. А если сюда добавить еще специальный фартук и тряпку для стола, то получится «весомая» цифра, способная увеличить вес нашего портфеля на 1 кг.
Таким образом, подводя итог Главы 2, следует отметить, что проблема с опорно-двигательной системой в нашем классе стоит очень остро.
Только у трех учеников 2 «В» класса портфель не превышает гигиеническую норму 0,6 кг. У остальных 90% учащихся вес пустого портфеля превышает гигиеническую норму почти в 2 раза.
Самый правильный ранец до 0,6 кг | 3 человека |
Самый легкий портфель | 0,5 кг – 2 человека |
Самый тяжелый портфель | 1,5 кг – 1 человек |
Самый тяжелый портфель с принадлежностями | 5,0 кг – 1 человек |
Самый легкий портфель с принадлежностями | 1,0 – 1 человек |
Самый тяжелый учебник | 336 г |
Самый «тяжелый» учебный день | Четверг |
Самый «легкий» учебный день | суббота |
Большинство учащихся 2 «В» класса отдают предпочтение портфелю и ранцу и не считают их тяжелыми. Младшие школьники любят свои портфели, носят в них все, что необходимо, а при выборе обращают внимание на рисунок и размер.Глава 3. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ ТЯЖЕСТИ ПОРТФЕЛЕЙ
Мы просили опрашиваемых ребят дать свои рекомендации, каким образом можно снизить вес школьных портфелей.
Вот какие рекомендации дали ученики 2 «В» класса:
Учащиеся 6 класса высказали следующие пожелания:
Старшеклассники вносили уже более конструктивные предложения:
Подводя итог высказанным предложениям, а также выражая свое мнение, мы считаем, что для того, чтобы облегчить портфель ребенка необходимо:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над темой исследования, мы пришли к выводу, что основой всего является здоровье. Тяжелый портфель за плечами школьника – это реальная опасность для сердечно-сосудистой системы и состояния опорно-двигательного аппарата ребенка. Осанку школьникам портят портфели, чей вес не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Избыточный вес портфеля увеличивает опасность искривления позвоночника, заболеваний суставов рук. У детей постоянно носящих тяжести развивается плоскостопие. Тяжелый портфель, как и любой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, а от этого страдает успеваемость.
Здоровье учеников зависит от многих факторов, на многие мы не в состоянии повлиять. Но сделать все возможное для того чтобы изменить то, что мы можем изменить вполне по силам взрослым. Острота сложившейся ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для учащихся.
1. Что Вы предпочитаете:
портфель ранец рюкзак сумка
2. На что обращаете внимание при покупке портфеля:
рисунок наличие карманов размер вес
3. Вы считаете, что Ваш школьный портфель:
тяжёлый лёгкий слишком тяжёлый нормальный
4. Вы всегда носите в школу все необходимые принадлежности?
да нет иногда
5. Сколько лет Вашему портфелю?
6. Вам нравится Ваш портфель?
да нет
7. Вы сами выбирали свой портфель в магазине?
да, сам да, с родителями нет, родители нет, это подарок
8. Как облегчить школьный портфель? Ваши предложения
Спасибо за участие в опросе!
Как зима кончилась
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Три орешка для Золушки
Лупленый бочок