Цель нашего исследования заключается в следующем: Изучить состояние объема кратковременной памяти старшеклассников в зависимости от их индивидуального хронотипа.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 87.5 КБ |
Исследовательская работа
«Оценка объёма кратковременной памяти у школьников
старших классов по их индивидуальному суточному хронотипу»
Введение.
Биоритмологическая организация каждого человека имеет индивидуальные особенности. По характеру суточных биоритмов физической активности оказалось возможным разделить всех людей на три типа: утренний («жаворонки»), вечерний ) "совы»), и дневной («голуби»). У «сов» максимум суточных биоритмов активности и покоя сдвинут на более поздние, а у «жаворонков» - на более ранние часы. У «голубей» пик активности приходится примерно на середину дневного периода. Примерно 20% людей имеет хорошо выраженный утренний или вечерний тип активности. Определение хронотипа человека производится на основе специально разработанных тестов.
Хронотип передается по наследству. Это такой же генетически запрограммированный показатель, как, например, цвет глаз или цвет волос. С хронотипом связаны определенные черты характера, показатели здоровья и адаптационных возможностей. Например, «совы» в большей степени, чем «жаворонки», подвержены риску возникновения сердечно-сосудистой патологии, однако их биоритмы более пластичны, и они лучше приспосабливаются к новым режимам жизнедеятельности. У «жаворонков» многие показатели здоровья лучше, чем у «сов», но они более консервативны и с трудом переносят изменения привычного режима жизни.
Цель наших исследований заключается в следующем:
Изучить состояние объема кратковременной памяти старшеклассников в зависимости от их индивидуального хронотипа.
Задачи исследования:
1.Определить индивидуальные висцеральные признаки суточного хронотипа учащихся.
2.Выявить объем кратковременной памяти учащихся старших классов и в конце учебного дня в зависимости от их индивидуального хронотипа.
3.Дать оценку полученным результатам и сформировать рекомендации по составлению школьного режима.
Актуальность исследования:
За последние годы специалисты в области среднего образования разработали инновационные технологии, не задаваясь вопросами о влиянии нагрузок и перегрузок на организм школьников. К тому же не учитываются индивидуальные особенности организма и исследование висцеральных признаков суточного хронотипа у школьников в различные периоды учебного года полностью не изучены. Поэтому, составляя режим труда и отдыха, а также расписание уроков и начало учебного дня администрация учебных заведений вообще не уделяет внимание этим вопросам, тем самым не обеспечивая для школьников оптимальных условий обучения, а значит и сохранения их здоровья.
Практическая значимость нашей работы заключается в выдаче рекомендаций при составлении расписания и формировании классов с учетом индивидуальных особенностей детей.
Литературный обзор.
Для живых организмов, являющихся частицей биосферы, общей закономерностью биоритмологических изменений физиологических функций, можно считать то, что происходящие в обычных условиях процессы имеют колебательный характер и всегда осуществляются в пределах некоторых средних величин, (нормы реакций), что обусловливает состояние равновесия организма и между ним и средой.
Эндогенная ритмика отдельных систем подвергается коррелирующим воздействиям со стороны целого и синхронизируется с ним. Циклические процессы как бы вплетаются в адаптогенез и обеспечивают поддержание равновесия внутри организма и между ним и средой (Новиков Э.П., 1984).
Биологический ритм, с одной стороны, должен быть устойчивым и, по возможности, не зависимым от случайных воздействий и состояний организма, с другой – всё время подстраиваться к конкретным условиям среды, чтобы обеспечить максимальные возможности адаптации организма (Алякринский, Степанова, 1988).
Рассогласование же внутри ритмов организма с внешними физическими датчиками времени приводит к расстройствам функционирования органов и систем, что в конечном проявлении реализуется в хроническом заболевании. Нарушения, обусловленные десинхронизацией (рассогласованием) биоритмов, можно отнести к болезням регуляции, в которых первичным является изменение временной организации функций, приводящее в дальнейшем к структурным повреждениям (Бирюкович, 1972).
На основании результатов многочисленных исследований многие авторы (Хаснуллин В.И., 1991, 1992) делают вывод, что организм человека путём постоянной опережающей подстройки внутренних ритмов к изменяющимся условиям внешней среды обеспечивает наиболее оптимальную адоптацию, а таким образом – и здоровье.
Методы и материалы исследований.
Для выявления висцеральных признаков суточного хронотипа человека был использован тест Г.Хольдебранта. Сущность этого метода заключается в следующем: у здоровых школьников в утренние часы до завтрака при температурном и психическом комфорте в положении сидя определяли за одну минуту частоту сердечных сокращений (ЧСС) и частоту дыхания (ЧД). Затем показатель ЧСС делили на показатель ЧД с точностью до 0,1 с. Оценку результата проводили следующим образом: если полученный параметр соответствует 4,0 – 5,0, то испытуемый относится к аритмикам; если он превышает 5,0 – к жаворонкам, если он меньше 4,0 – к совам.
Было обследовано 40 учащихся 10-х классов школы № 8 г.Нурлат в возрасте 14 – 15 лет. Обследование проходило в домашних условиях с 20 ноября по 23 декабря 2007 года. Было сделано по три замера в течении нескольких дней подряд.
Определение психофизиологических показателей: объём кратковременной памяти и эффективности работоспособности производилось 16 января 2008 года на первом уроке (8 час. 00 мин.) и последнем (13 час. 20 мин.).
Для изучения объема кратковременной памяти и эффективности работоспособности мы использовали методические рекомендации практикума по биологии человека В.С.Рохлова (2000 г.).
В ходе проведенного теста Г.Хольдебранта на влияние висцеральных признаков суточного хронотипа человека мы получили следующие результаты, которые представили в таблице № 1.
Таблица № 1.
Количество обследуемых | Результат | Суточный хронотип |
10 | Более 5,0 | «жаворонок» |
13 | Менее 4,0 | «сова» |
17 | 4,0 – 5,0 | «аритмик» |
Расчеты показали, что большая часть старшеклассников оказались либо «Аритмиками» (58,7%), либо «Совами» (37%), и только 4,3 % от общего числа учащихся оказались «Жаворонками», т.е активными в утренние часы.
Тогда мы сформировали три группы по 10 человек в каждой – «Жаворонки», «Аритмики», и «Совы» (подбор шёл в соответствии с нормами частоты сердечных сокращений и частоты дыхания для данного возрастного периода) и провели обследование на выявление объема кратковременной памяти.
Мы поставили исследовательскую задачу: проанализировать насколько связаны между собой характеристики как память и работоспособность с индивидуальными висцеральными признаками хронотипа подростков. Исследование производили в два этапа. 1 этап – первый урок (начало занятий в 8 час. 00 мин.), П этап – последний, шестой урок (конец занятий – 13 час. 20 мин.)
В результате проделанных исследований мы получили следующие результаты которые отражены в таблицах №2, №3, №4.
Таблица 2. Результаты определения кратковременной памяти у группы «Сов»
№ уч-ся | Кол-во цифр | Оценка результатов | Кол-во цифр | Оценка результатов | Улучшение результатов |
1 урок | 2 урок | ||||
1 | 10 | 2 | 13 | 2 | + |
2 | 7 | 2 | 12 | 2 | + |
3 | 6 | 1 | 8 | 2 | + |
4 | 4 | 1 | 6 | 1 | + |
5 | 10 | 2 | 10 | 2 | Без измен. |
6 | 5 | 1 | 9 | 2 | + |
7 | 5 | 1 | 8 | 2 | + |
8 | 4 | 1 | 8 | 2 | + |
9 | 4 | 1 | 7 | 2 | + |
10 | 9 | 2 | 14 | 3 | + |
Таблица 3. Результаты определения кратковременной памяти у группы «Аритмиков»
№ уч-ся | Кол-во цифр | Оценка результатов | Кол-во цифр | Оценка результатов | Улучшение результатов |
1 урок | 2 урок | ||||
1 | 10 | 2 | 16 | 3 | + |
2 | 10 | 2 | 11 | 2 | + |
3 | 6 | 1 | 10 | 2 | + |
4 | 8 | 2 | 9 | 2 | + |
5 | 12 | 2 | 13 | 3 | + |
6 | 8 | 2 | 12 | 2 | + |
7 | 3 | 1 | 8 | 2 | + |
8 | 6 | 1 | 9 | 2 | + |
9 | 8 | 2 | 8 | 2 | Без измен. |
10 | 10 | 2 | 13 | 3 | + |
Таблица 4. Результаты определения кратковременной памяти у группы «Жаворонков»
№ уч-ся | Кол-во цифр | Оценка результатов | Кол-во цифр | Оценка результатов | Улучшение результатов |
1 урок | 2 урок | ||||
1 | 16 | 3 | 13 | 3 | - |
2 | 11 | 2 | 10 | 2 | - |
3 | 10 | 2 | 10 | 2 | Без измен. |
4 | 9 | 2 | 8 | 2 | - |
5 | 8 | 2 | 6 | 1 | - |
6 | 12 | 2 | 8 | 2 | - |
7 | 14 | 3 | 10 | 2 | - |
8 | 11 | 2 | 9 | 2 | - |
9 | 15 | 3 | 7 | 2 | - |
10 | 10 | 2 | 7 | 2 | - |
Таким образом, мы видим, что в группах «Аритмиков» и «Сов» у 92 % наблюдается улучшение результатов объема кратковременной памяти, а у группы «Жаворонков» наблюдается обратное, снижение результатов объема кратковременной памяти на 6 уроке, и лишь у 8 % показатель остается без изменений. Это подтверждает индивидуальный биологический ритм обследуемых. Учащиеся старших классов должны к концу 6 урока уставать, а показатели объема кратковременной памяти снижаться. В нашем случае мы это наблюдаем только в группе «Жаворонков», две другие группы «Аритмиков» и «Сов» этого не подтверждают.
Если в одном классе одновременно будут обучаться учащиеся с различными биоритмологическим хронотипом то эффективность усвоения материала ими будет дисинхронной. А значит было бы целесообразно в плане лучшего усвоения материала и сохранения здоровья учащихся формировать учебные классы по индивидуальному суточному хронотипу. При составлении расписания учебной нагрузки необходимо также учитывать эту особенность. Для «Аритмиков» и «Сов», которые проявляют наибольшую активность в середине учебного дня на первых уроках можно рекомендовать предметы гуманитарного цикла и физической культуры, а во второй половине учебного дня предметы математического и естественного цикла. Для «Жаворонков» расписание может быть составлено наоборот.
Заключение.
В результате проведённой исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1.При определении индивидуальных висцеральных признаков суточного хронотипа было выявлено, что большинство из обследуемых учащихся в возрасте 14 – 15 лет обладают суточным хронотипом «Аритмик».
2.Была выявлена разность объема кратковременной памяти, в зависимости от времени суток, у испытуемых принадлежащих к различным суточным хронотипам.
3.Рекомендовать составление классов старшеклассников с учетом их индивидуальных суточных хронотипов для улучшения эффективности работы и успеваемости.
4.Разработать специальное расписание уроков и обязательно учитывать индивидуальные характеристики подростков в целях сохранения здоровья.
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Загадочная система из шести экзопланет
Воздух - музыкант