Исследовательская работа посвящена нашему земляку, полярному исследователю, начальнику порта на о.Диксон Боровикову Григорию Никитичу.
Вложение | Размер |
---|---|
borovikov.doc | 254.5 КБ |
vklad_borovikova_grigoriya_nikiticha_v_osvoenie_arktiki.ppt | 2.96 МБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Крючковская основная общеобразовательная школа
Лихославльского района Тверской области
Исследовательская работа на тему
« Вклад Боровикова Григория Никитича
в освоение Арктики»
Автор работы: Волкова Ольга
Ученица 9 класса
МОУ Крючковской ООШ
Руководитель: Титова Е.В.
Учитель истории
2009 – 2010 учебный год.
Содержание.
Введение. Стр. 3
Основная часть
ГлаваI. Детство и юность полярника Боровикова Г.Н. Стр. 4
ГлаваII.Начальник Высшего Морского инженерного училища. Стр. 5
ГлаваIII.Работа в « Главсевморпути». Стр. 5-6
ГлаваIV.Начальник острова и порта « Диксон». Стр. 6-7
Заключение. Стр. 8
Приложение. Стр.9
Введение.
На уроке географии наш класс познакомился с именами прославленных полярных исследователей, но меня больше всего заинтересовала фамилия Боровиков. Боровиков Григорий Никитич наш земляк, уроженец д.Волосово Лихославльского района. В деревне Вески центральная улица носит его имя, а в школьном музее собран материал в виде фотографий и газетных статей. Мне стало интересно, за какие заслуги в честь Боровикова назван мыс на острове Куна в архипелаге Земля Франца Иосифа. И вот я решила собрать про него информацию.
Цель:
Оценить вклад Боровикова в полярные исследования.
Задачи:
1). Познакомиться с материалами архива.
2)Изучить биографию нашего земляка Боровикова Г.Н.
3). Изучить карту Земли Франца Иосифа.
4). Постараться найти в интернете статьи Боровикова в журнале «Советская Арктика» за 1937 г.
ГЛАВА I.
Детство и юность полярника Боровикова Г.Н.
Родился Григорий Никитич 28 января 1890 года в деревне Волосово Лихославльского района в семье крестьянина. Всего четыре года учился он в местной земской школе, а с 12 лет уже трудился мальчиком – подручным на мукомольно – маслобойном заводе. В 1982 году краевед Э.Хозяинов побывал в деревне Волосово, встретился со старожилами села. На тот период времени дом поменял четвёртых владельцев, но выглядел достаточно хорошо, а вокруг дома был посажен яблоневый сад. Местные жители помнили Боровикова, но считали, что он служил на «Авроре». [2]
В 1906 году( в 16 лет) Г.Н.Боровиков поступил чернорабочим на Петербургский завод «Артур Коппель», а затем был слесарем на заводе «Тилмано». Здесь и начались «университеты» политики юноши: его в числе шестидесяти других рабочих за организацию забастовки протеста против суда над членами социал – демократической фракции Государственной думы уволили с работы. Полгода скитался он без работы, прежде чем устроился литейщиком на завод «Русско – американского акционерного общества»
В 1911 году(в 21 год) Боровикова призвали на действительную службу во флот, и с тех пор его жизнь была неразрывно связана с морем. В дни Февральской революции 1917 года, трюмный машинист линкора «Петропавловск» Боровиков руководил арестом офицеров своего корабля, а затем был избран членом судового комитета. В дальнейшем был активным участником событий Октября 1917 года, участвовал в подавлении Кронштадского мятежа, а в 1921 году был зам.председателя аттестационной комиссии кадров Балтийского флота. [4]
ГЛАВА II.
Начальник Высшего Морского инженерного училища.
В 1977 году Лихославльский краеведческий музей вёл активный поиск материалов. Связанных с биографией нашего земляка – полярника. Результаты поиска постоянно печатались в местной прессе.
В газете «За коммунизм» от 1.02.1977 года читаем, что в Лихославльский краеведческий музей была прислана из Ленинграда (ныне Санкт – Петербург) книга «Инженеры флота», автор Варганов Ю.В. Это Исторический очерк Высшего Морского инженерного училища им.Ф.Э.Дзержинского. В очерке рассказывается об одном из старейших военно – морских учебных заведений нашей страны, его питомцах , которые внесли большой вклад в создание отечественного военно – морского флота.
С апреля 1930 по март 1933 года начальником училища работал Боровиков Георгий Никитич. После организации Главного Управления Северного морского пути Боровикова назначили заместителем начальника Ленинградского управления «Главсевморпути»[4]
ГЛАВА III.
Работа в «Главсевморпути».
Открывается новая страница биографии моряка Боровикова. На должности зам.начальника Ленинградского управления «Главсевморпути» Григорий Никитич снаряжал в арктическое плавание экипаж парохода «Челюскинец». Задачей экипажа было изучение Северного морского пути и возможность его прохождения за одну навигацию. В 1932 году его впервые в истории за одну навигацию преодолел ледокольный пароход "А.Сибиряков". В 1933 году этот путь планировалось пройти в те же сроки пароходом "Челюскин". Пароход не был предназначен для арктических походов, поэтому экспедиция сложилась неудачно. Уже во льдах Карского моря в борту "Челюскина" появилась течь, которую, однако, удалось быстро ликвидировать. На помощь пароходу подошел "Красин" и вывел "Челюскин" на чистую воду.
В 1934 году, закончив работу в Арктике, ледокол направился на ремонт в Ленинград. Здесь стало известно, что "Челюскин" был раздавлен льдами Чукотского моря. Людям, оставшимся на льду, требовалась помощь. "Красин" одним из первых устремился на спасение. Ледокол отправился на Дальний Восток через Северную Атлантику, Панамский канал, Тихий океан. Переход ледокола, приспособленного для плавания во льдах, через два океана, а это 13 тысяч миль, осуществился всего за семь недель. Средняя скорость составляла 10,7 узла, что являлось своеобразным мировым рекордом для судов такого типа. [8]
В воспоминаниях Попова Сергея Владимировича, гидрографа, исследователя Арктики (в 1966году был зачислен в штат ООН гидрографическим советником), упоминается о том, что Боровикову Н.Г. «…довелось готовить к отправке через Панамский канал на помощь челюскинцам ледокол «Красин».[5]
ГЛАВА IV.
Начальник острова и порта «Диксон».
Далее в воспоминаниях Попова С.В. читаем, что « …деятельная натура Боровикова рвётся побывать там, где разворачивается новое большое наступление советского народа на дремавший веками край белого безмолвия. Поэтому своё назначение начальником острова и порта «Диксон» в апреле 1935 года воспринял с удовольствием». [5]
Известный писатель Борис Горбатов( автор книги «Обыкновенная Арктика») прибыл вместе с Боровиковым на остров и в своих статьях на Большую землю рассказывал, в течении месяца, обо всём что происходит на Диксоне. «….старый начальник острова Светаков поднимает бокал и желает новой смене счастливой зимовки. Новый начальник острова Боровиков обещает, уезжающим полярникам с честью продолжить их работу…»[4]
Действительно, работа на Диксоне закипела с новой силой. По радио с зимовки новый начальник станции передавал сообщения о жизни полярников и их достижениях. В журнале Советская Арктика №1 за 1937 год была напечатана статья Боровикова Г.Н., в которой рассказывается о достижениях полярников Диксона в 1936 году. «…мотористы проделали огромную работу, с установкой новых двигателей полностью электрофицированны все жилые и служебные помещения. Благодаря энергичной работе агронома Александрова в течении года в небольшой теплице было снято несколько урожаев столовой зелени, цветов, грибов и 2500 штук огурцов….»[4]
В августе 1936 года остров посетил легенда полярного исследования, начальник Главсевморпути Отто Юльевич Шмидт, который высоко оценил работу Боровикова как начальника станции.
10 сентября 1936 года в газете «Правда» корреспондент Борис Горбатов пишет: «Год не прошёл даром. Это видно на метеоцентре, в порту, в жилых домах. Вот тут, где в прошлом году была свалка сейчас сквер. Да, сквер на семьдесят третьем градусе северной широты. Он обнесён кокетливым забором, в нём цветочные клумбы, молодежь сидит на скамейках, болтает, поёт, хохочет».
В марте 1937 года большая группа работников Главсевморпути была награждена орденами за настойчивость и преданность при выполнении важнейшего задания в северных морях. Боровиков Григорий Никитич был награждён орденом Красной Звезды.
Вернувшись с Диксона, Боровиков ещё три года руководил полярной гидрографией, помня наказ О.Ю.Шмидта: «Превратить Северный морской путь в действительность – это, прежде всего гидрографически освоить его».
В 1940 году Боровиков тяжело заболел. Всю Великую Отечественную войну больной полярник провёл в Ленинграде, пережив весь ужас блокады. Умер в 1952 году. [4]
Заключение.
В 1972 году вышла книга «Топонимика морей Северной Арктики», написанная Поповым С.В. В ней есть такие слова: «Боровиков – мыс на севере острова Кун в архипелаге Земля Франца – Иосифа. Название утверждено в 1963 году Архангельским облисполкомом по предложению полярных гидрографов в честь бывшего в 1938 – 1941гг начальником ГУ ГУСМП Григория Никитича Боровикова (родился в 1890 году)» [3]
Под 810 северной широты, в 900км от Северного полюса расположен такой далёкий, но такой родной остров Кун. Познакомившись с биографией Боровикова Георгия Никитича я пришла к выводу, что наш земляк – полярник заслуживает такого увековечивания памяти о себе. Служба в климатических условиях Арктики сложна, но, сколько всего важного было сделано для изучения Северного морского пути, обустройства полярной станции Диксон и строительства порта Диксон. Даже в современных условиях не каждая полярная станция может похвастать своими теплицами и выращенной в них зеленью. [7]
Это сейчас можно услышать в «Новостях» о туристах, празднующих на Северном полюсе какой – нибудь праздник. В 30-е годы путешествия к Северному полюсу были очень опасны. Многие исследователи выжили именно благодаря вовремя организованной с Диксона помощи. На станции, в гостях у Боровикова, побывал писатель Борис Горбатов. Позже он напишет знаменитую книгу о полярных исследователях «Обыкновенная Арктика», где прототипом главного героя, начальника полярной станции станет Боровиков Г.Н.
О.Ю.Шмидт (исследователь Севера, академик Академии наук Советского Союза) приезжал на станцию Диксон с проверкой и был удивлён объёмом работ, выполненными полярниками под руководством Боровикова Г.Н.и высоко оценил их труд. «Будущее Диксона грандиозно. Не за горами, конечно, и город Диксон». [7] О своей работе на полярной станции, о трудовом подвиге товарищей Боровиков писал статьи в центральные газеты и передавал их через радиограммы.
Литература.
Приложение.
Линкор «Петропавловск», фото начала XX века.
Боровиков Г.Н. в должности
начальника Высшего Морского
инженерного училища.
Дом Боровикова в д.Волосово, Лихославльского района
Фото 1982 года.
Статья из газеты
«За коммунизм»
от 1 февраля 1977 года.
(материалы архива)
Статьи Боровикова Г.Н., написанные на основе радиограмм с Диксона.
Архипелаг Земля Франца Иосифа.
Слайд 1
Автор работы: Волкова Ольга ученица 9 класса МОУ Крючковская ООШ Руководитель: Титова Е.В. Учитель истории.Слайд 2
ГИПОТЕЗА: Если в честь Боровикова Григория Никитича назван географический объект, то его вклад в географические исследования огромен.
Слайд 3
Цель: Изучить вклад Боровикова Г. Н. в освоение Арктики. Задачи: 1).Познакомиться с материалами Лихославльского краеведческого музея и архива. 2).Изучить биографию нашего земляка Боровикова Г.Н. как полярного исследователя. 3).Подключить к сбору информации интернет ресурсы. 4).Найти на карте географический объект, названный в честь Боровикова Г.Н.
Слайд 4
Изученная литература. Статья из газеты «Калининская правда» Н.Нечаева «Летописец Арктики». Статья из газеты «За коммунизм» за 1977 год Э.Хозяинова «Домик Боровикова» Статья из газеты «За коммунизм» за 6.12.1980 год П.Мамченко «Ведётся поиск» Материалы Лихославльского краеведческого музея.(Копия очерка С.В.Попова из журнала «Енисей» Красноярского края №2 за 1982год) Материалы Архивного отдела Администрации Лихославльского района. Тверитяне в истории Российского флота. Издание Тверского государственного объединённого музея.1996 год http :// dikson 21. narod . ru / ( статья Г.Н.Боровикова «Остров Диксон» из журнала Советская Арктика №1, 1937 год) www.krassin.ru
Слайд 5
Домик Боровикова в д. Волосово, что в пяти километрах от Лихославля. Фотография 1982 года.
Слайд 6
В 1911 г. был призван на службу во флот, и прослужил на линкоре «Петропавловск» до 1917г. Линкор «Петропавловск» Фото 1917 года.
Слайд 7
На занятиях Высшего Морского Инженерного училища. 1933г
Слайд 8
Изучение Северного морского пути .
Слайд 9
Ледокол «Красин» спешит на помощь, терпящим бедствие «челюскинцам».
Слайд 10
Здравствуй, Арктика! Статьи Боровикова с острова Диксон в газету «Правда» 1935г, написанные по радиограммам.
Слайд 11
Герой – полярник и его литературный «двойник»
Слайд 12
Радиограммы с Диксона
Слайд 13
Начальник Главсевморпути Отто Юльевич Шмидт - исследователь Севера, академик Академии наук Советского Союза Орден Красной Звезды
Слайд 16
Спасибо за внимание!
Учимся ткать миленький коврик
Снегири и коты
Яблоко
Самодельный телефон
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт