Материал ознакамливает театральными ролями нашего знаменитого земляка, актера театра и кино Н.Д.Мордвинова.
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnye_roli_mordvinova_n.d..doc | 996 КБ |
teatralnye_roli_n.ppt | 1.3 МБ |
«Человек в истории». Н.Д.Мордвинов
Автор: ученица 10 класса
Скворцова Галина МБОУ «Селоядринская СОШ»
Руководитель: учитель чувашского языка и литературы
Токарева Марина Васильевна.
Цели и задачи:
1.Совершенствование патриотического воспитания посредством исследовательской работы;
2.Воспитание интереса к истории родного края, к биографии знаменитых людей;
3.Популяризации имени Н.Д.Мордвинова;
4.Воспитание любви к искусству театра и кино
.
1. Введение
Н.Д.Мордвинов
Великий трагик
Мордвинов Н.Д театра и кино - родился в Ядрине, 2 (по новому стилю 15) февраля 1901 года. В этом городе прошли его детство и юность, здесь он впервые вышел. - актер на сцену.
(15.02.1901 – 26.01.1966)
Актерские судьбы разнообразны. Случается, что опытный театральный актер по тем или иным причинам так и не получает признания в кино. Но бывает и наоборот: великолепный киноартист влачит довольно жалкое существование в театре. И, наконец, уже совсем не редкость, когда актер в театре играет роли одного плана, а в кино другого, причем сценические создания вписываются в историю театра, а экранные - забываются вместе с картинами. С Н. Д. Мордвиновым этого не произошло. Его кинематографические роли естественно вырастали из сценических, а те в свою очередь обогащались за счет кино.
Введение
2.Основная часть
1) Детство и юность Модвинова
Двухэтажный дом Мордвиновых под № 31 находился на одной из главных улиц Ядрина - Троицкой (после революции - Карла Маркса). В этом доме, сохранившемся до наших дней, прошли детские и юношеские годы Мордвинова вплоть до отъезда в Москву (1924). В этом городе прошли его детство и юность, здесь он впервые вышел на сцену.
Николай с детских и юношеских лет полюбил красоту родных мест. Детство Мордвинова можно назвать счастливым. И не только потому, что рос он в дружной семье. Его ранние годы прошли среди живописной природы в одном из красивейших мест Среднего Поволжья. Ядрин он называл городом, притулившимся на берегу уютной Суры с лучшей в мире "сурской стерлядью". Как любил он окружающие его просторы! Изумительные пейзажи красавицы Суры, луга, леса и здешние озера вспоминал всю жизнь.
Родной край воспитал в нём чувство прекрасного, что сыграло решающую роль в творческой судьбе. Об этом говорил и будущий его наставник - народный артист СССР Ю.Завадский: "Мордвинов родился одарённым природой - высокий, красивый, стройный, сильный, голосистый. Он родился на волжском приволье, и эта широта неоглядных просторов и с детства как бы подслушанная мудрость народа стали первыми и главными источниками его вдохновения".
Воспитывался Николай в трудолюбивой семье, с завидной аккуратностью выполнял всё, что требовал отец Дмитрий Семёнович. В семье приучали работать много и хорошо. Вот где другой источник творческих удач будущего великого артиста. Его удивительное трудолюбие поражало всех - будь то в театре или на киностудии. Говорил Ю.Завадский: "Мордвинов родился одарённым природой - высокий, красивый, стройный, сильный, голосистый. Он родился на волжском приволье, и эта широта неоглядных просторов и с детства как бы подслушанная мудрость народа стали первыми и главными источниками его вдохновения".
Буквально с колыбели сопровождала Николая музыка. И отец, и мать обладали хорошим музыкальным слухом и голосом. Отец, совсем не знавший нотной грамоты, играл на домре, балалайке, гитаре, мог исполнить любую мелодию. Дети принимали участие в семейном оркестре и домашней хоровой капелле. Эффектно звучала "капелла Мордвиновых", когда семья каталась на лодке во время весенних разливов Суры. Юношей Николай много и охотно пел, аккомпанируя себе на гитаре.
Русские народные песни сопутствовали ему с детства в исполнении бабушки, отца и матери, они звучали по праздникам за деревенской околицей, их пели на Суре и Волге сплавщики леса. В воспоминаниях Н.Мордвинова немало строк посвящено детским и юношеским впечатлениям от захватывающих душу народных мелодий. "Хороша у нас и песня: самая тоскливая и самая раздольная, средней полосы песня волжская". Его любимыми русскими народными песнями были "Из-за острова на стрежень", "Вот мчится тройка удалая", "Звёзды мои, звёздочки" и др.
"Кое-кто считал, что я обладал хорошим певческим голосом, и рекомендовал мне заняться этим всерьёз", - писал артист в своих воспоминаниях. А может, действительно, мог он стать замечательным певцом? Ведь напел же Мордвинов много лет спустя старинные песни и романсы из спектаклей, объединив их в грампластинке "Снова слышу голос твой". Есть такая пластинка и в Чебоксарах, у родственницы артиста Г.В.Мордвиновой.
Начальное образование Николай получил в городском приходском училище, куда был отдан восьми лет от роду. А осенью 1912 г. поступил в 1 класс Ядринского реального училища. Там будущий артист получил своё основное образование, ведь других учебных заведений Мордвинов не кончал.
В годы учёбы в реальном училище он сначала увлекался рисованием, естествознанием и физикой. Потом отдавал почти всё свое время гуманитарным наукам, читал произведения русских писателей - Пушкина, Лермонтова, Гончарова и других. Особенно любил Лермонтова, и не случайно поэзия великого русского поэта сопровождает всю творческую жизнь Мордвинова ("Демон", "Маскарад", "Песня про царя Ивана Васильевича...").
Вот здесь и началась его любовь к театральному искусству, творческая жизнь. Талант Николая Мордвинова заметили и помогли развивать дальше врач-хирург городской лечебницы К.В.Волков и учитель словесности П.А. Иванов-Панков, которые относились к нему с особой симпатией. Широта и красота его таланта всецело зависела от того, насколько глубоко будущий актер стремился познать жизнь людей, их характеры. Он много читал, умел играть на различных музыкальных инструментах, любил петь, рисовать. Но основным призванием юного Мордвинова был театр. Мордвинова приглашали в Казань играть в спектаклях. А настоящий театр он увидел лишь в 1920 году в Нижнем Новгороде.
Любовь к театральному искусству у Н.Мордвинова еще более сильно укрепилась во время службы в Красной Армии, где он стал душой солдатской самодеятельности. После демобилизации из армии в 1923 году работал в Ядрине, в Союзе работников просвещения.
Поняв, что сцена его единственное призвание, он едет в Москву и поступает на курсы в студию Ю.Завадского.
2) Театральные роли
Первые спектакли с участием Николая Мордвинова относят к осени 1918 – весне 1919 года. Он сам организовал ученический драматический коллектив (с помощью Иванова-Панкова). Ставили пьесы Островского, Гоголя, Горького, Леонида Андреева. Чувашская актриса Тани Юн (Т.С. Максимова-Кошкинская) вспоминает: «В Ядрине впервые увидела театральный спектакль. Школьный кружок под руководством Николая Мордвинова (будущего народного артиста СССР) поставил пьесу Леонида Андреева «Дни нашей жизни». Сам Мордвинов играл роль студента Онуфрия. Спектакль повторялся несколько раз, и я была на каждом представлении. Я совсем потеряла голову от этих спектаклей. Очень хотелось пойти и записаться в драмкружок к Мордвинову».
По окончании школы II ступени – бывшего реального училища – Мордвинов был призван в ряды Красной Армии, службу проходил в Нижнем Новгороде, где был связан с красноармейским театром. По возвращении на родину он поступил в сектор искусств Ядринского отдела народного образования. Здесь силами любителей регулярно ставились спектакли. К этому времени относятся первые публикации о Мордвинове в местной уездной газете «Красный клич».
Жадно ищущий свой путь в искусстве, Н. Мордвинов в 1924 году уехал в Москву и был принят в актерскую студию Ю.А. Завадского.
Когда Н.Мордвинов поступал в актерскую студию, его спросили:
— А почему ты решил идти в театр? Что ждешь от него? Ответ показался экзаменаторам необычным.
— Мне бы хотелось выйти на сцену, чтобы обнять зрительный зал и смеяться с ним, и плакать.
С первых минут знакомства он покорил Завадского своей влюбленностью в театр. Юрий Александрович, крупнейший русский режиссер, постоянно работал с ним потом и в театре имени Моссовета – одном из лучших в Москве. Сорок лет не уходил Мордвинов от Завадского! Его приглашали в МХАТ, Малый театр, Центральный театр Красной Армии, Ленинградский театр имени Пушкина. Но Николай Дмитриевич остался верен своему знаменитому Учителю, который настолько полюбил нашего земляка, что даже стал впоследствии лучшим биографом Мордвинова.
Создавая образы своих героев, Мордвинов привнес на сцену яркие и по-человечески интересные характеры. За роль шекспировского Отелло его называли последним трагиком русского театра. С веселым азартом играл он и буффонадно-комедийные, и острохарактерные роли (Кавалер в «Трактирщице» К. Гольдони, Петруччо в «Укрощении строптивой» В. Шекспира и др.). «Как это может быть, чтобы один и тот же актер играл Отелло и Кавалера, какое перевоплощение – до неузнаваемости?» – удивлялись зрители.
Очень понравился Мордвинов – Отелло писателю Алексею Толстому: «Сильное впечатление от спектакля. А финал – гениален» (14.3.1944). Ему вторил Константин Симонов: «Очень давно не испытывал такого наслаждения. Я целый вечер волнуюсь и плачу» (30.3.1944).
Вслед за «Демоном» и «Мцыри», которые Николай Дмитриевич читал с эстрады, яркий след оставил в его творчестве и образ лермонтовского Арбенина («Маскарад», 1941 г. – в киноленте С. Герасимова, а в 1952 и 1963 гг. – в постановке театра имени Моссовета). Четверть века работал он над образом Арбенина, более 300 раз выходил на сцену в этой роли (в последний раз 10 января 1966 года, за 15 дней до своей смерти). Лучшего Арбенина, по отзывам современников, у нас не было.
«Мордвинов в «Маскараде» потряс меня. Я действительно ничего подобного не видел в жизни. На сцене блистал великий классик, романтик театра Николай Дмитриевич Мордвинов», – писал известный артист Н. Бурляев.
С триумфом проходили гастроли Мордвинова за рубежом – он выступал в спектаклях театра имени Моссовета, играл Арбенина и Отелло. Так он побывал в Польше (1952), Болгарии (1953, 1965), Румынии (1953, 1959), Париже (1965).
В 1949 году Николаю Дмитриевичу Мордвинову было присвоено звание народного артиста СССР. За большие заслуги в театральном искусстве и киноискусстве народному артисту СССР Н.Д. Мордвинову трижды было присвоено звание лауреата Государственной премии СССР (1942, 1949,1951 г.г.). Четверть века работал Н.Д.Мордвинов над образом Арбенина по драме Лермонтова "Маскарад". Более 300 раз сыграл артист свою любимую роль. В 1965 году этот спектакль был показан в Париже и высоко оценен публикой. В том году он был удостоен Ленинской премии за эту роль. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями.
Николай Дмитриевич Мордвинов создал на сцене немало замечательных образов своих современников и героев русской и зарубежной классической драматургии. В свое время были знамениты его Ваграм ("Ваграмова ночь" Л. Первомайского), Тигран ("Тигран" Ф. Готьяна), Огнев ("Фронт" А. Корнейчука), Отелло, Петруччио, король Лир, Арбенин в "Маскараде". Но театральные работы постепенно тускнеют даже в сознании очевидцев. И только киноленты запечатлевают актерское мастерство надолго, навсегда. Конечно, уходит живое общение, непосредственные контакты со зрительным залом, но лучшие из киноработ Мордвинова дают достаточно полное представление об этом выдающемся советском актере и всегда рождают радость свидания с явлением значительным, непреходящим.
Мордвинов - один из оригинальных интерпретаторов Шекспира. В роли Петруччио он пылко утверждал кипучую радость жизни ("Укрощение строптивой", 1938).
Н. Мордвинов был очень целостен в своем творчестве, в своих художественных устремлениях и трактовках. Настолько, что это даже поддается краткому определению. Зто был актер романтического склада, романтической направленности, романтического пафоса. Такие исполнители закономерно появляются в переломные моменты в истории страны, моменты наибольшего пробуждения масс и личности к гражданской активности. Романтика подвига, деяния, борьбы, преобразующей и созидающей, - все это было свойственно молодому советскому искусству. Дарование Мордвинова позволяло ему передать именно такую направленность новой жизни.
Скоро и сам молодой актер понял, что для воплощения избранных им ролей нужны не только крылья, но и багаж: "Крылья способны поднять ввысь, багаж - погрузить в глубину - так способствуют погружению водолаза в пучину тяжелые подошвы скафандра". Это ощущение багажа дали годы напряженного труда, исканий, обретения мастерства. Постепенно Мордвинов научился настолько искусно владеть собой, что в его игре всегда ощущался необходимый "зазор", полнота не до конца раскрытых сил, выплескивающихся наружу лишь в самых патетических местах.
3) Кинороли
Счастливо складывалась творческая судьба мастера и в кинематографе. Свидетельство тому - фильмы "Богдан Хмельницкий", "Котовский", "Последний табор", "Парень из нашего города" и другие.
За 65 лет жизни Мордвинов сыграл десятки ролей в театре и кино, среди которых - такие сложнейшие образы, как Арбенин, король Лир, Отелло. Создание уже одного такого образа, как Арбенин, по единодушному мнению критики, ставит артиста в ряд выдающихся мастеров сцены. Актер был любимым учеником Юрия Завадского и с 1940 года работал в возглавлявшемся этим знаменитым режиссером Театре им. Моссовета.
С 1935 года снимался в кино. В 1936—1942 годах исполнил главные роли цыгана Юдко в фильме («Последний табор», 1936), Арбенина — в фильме «Маскарад» (1941), Богдана Хмельницкого — в фильме «Богдан Хмельницкий» (1941), Котовского — в фильме «Котовский» (1943). Участвовал также в фильме «Парень из нашего города» (1942).
Крупнейшая работа Мордвинова — роль Арбенина в пьесе М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Первоначально была сыграна Мордвиновым в кино (1941). Арбенин в исполнении Н. Д. Мордвинова — герой-бунтарь. За воплощение этого образа в театре (1952, 1963) актёр был удостоен Ленинской премии (1965).
Хмельницкий, Котовский, Арбенин
Кому-то хватает одной роли, чтобы войти в историю отечественного кино, а кто-то, сыграв десятки ролей, остается безвестным. Николай Мордвинов сыграл в кино лишь восемь ролей. Но каких!
Первой киноработой Мордвинова стала роль цыгана Юдко в драме Евгения Шнейдера и Моисея Гольдблата "Последний табор" (1936). Старый вожак Данило крепко держит в руках цыганский табор. Но у него есть серьезный враг - Иван Лихо, который ведет терпеливую борьбу за привлечение цыган к колхозным работам. Ивана поддерживает красавица Юдко. Пригласив цыган, председатель обращается к ним за подмогой в уборочную пору и просит лошадей. Данило приводит самую захудалую лошаденку из своего богатого табуна. Цыгане поднимают его насмех - и в таборе происходит раскол. Тяжело ранив ножом молодую цыганку, он обвиняет колхозников. Но девушка остается жить и разоблачает Данилу. Цыгане бросают своего вожака - один за другим вступают в колхоз.
Актерские работы Мордвинова отличались особой романтической приподнятостью, поэтичностью, часто гармонично сочетающимися в его творчестве с остродраматическими моментами.
Затем Мордвинов долгие годы не снимался, занятый работой в театре. Вновь на экран он вернулся лишь в 1941 году. Вернулся чтобы поразить зрителей величественным образом Богдана Хмельницкого в одноименной ленте режиссера Игоря Савченко.
Лучшими киноролями Николая Мордвина считаются: Богдан Хмельницкий в одноименном фильме, за которую он получил Государственную премию СССР. 1648 год. Украина под гнетом Речи Посполитой. Шляхта бесчинствует, сжигая станицу за станицей. Гетман войска запорожского Богдан-Зиновий Хмельницкий собирает на сечи армию защитников отечества...
Вершиной же творчества Николая Дмитриевича Мордвинова стала роль Арбенина ("Маскарад", 1941), сыгранная им сначала на экране, а затем на сцене Театра им. Моссовета. Арбенин в «Маскараде» Сергея Герасимова - роль на все времена. Роль, о который известный актер Николай Бурляев сказал так: «Мордвинов в «Маскараде» потряс меня. Я действительно ничего подобного не видел в жизни. На сцене блистал великий классик, романтик театра».
Сергей Герасимов не сразу решился отдать роль Арбенина Николаю Мордвинову. В те годы режиссер больше тяготел к молодым актерам, и лермонтовский герой, в его понимании, был молодым. Мордвинову же тогда исполнилось уже сорок. Но что значит возраст для настоящего таланта?! Оператор Вячеслав Горданов впоследствии говорил: «Каким счастьем было снимать Мордвинова! Почему - счастьем? Потому, что Мордвинов пришел на съемочную площадку самостоятельно мыслящим мастером, знающим, чего он ищет, и умеющим исполнять задуманное». В образе Арбенина актер отобразил настоящую трагедию молодого человека, вступившего в конфликт со светским обществом и (что самое главное!) с самим собой. Он в полной мере сумел подчеркнуть мятущийся гордый ум лермонтовского героя.
Сам Николай Дмитриевич впоследствии говорил: «Я благословляю тот день, когда я встретился с Герасимовым». Может быть именно благодаря кинематографическому «Маскараду» спустя десятилетие родился «Маскарад» театральный. И здесь актер не повторялся, играя роль глубже, разнообразнее. Заслуженной наградой за роль Арбенина стала Ленинская премия, присужденная актеру в 1965 году.
Среди других киноролей Николая Мордвинова нельзя не отметить справедливого мстителя за беды народа красного командира Григория Ивановича Котовского из фильма Александра Файнциммера «Котовский» (1943). О легендарном красном командире, герое гражданской войны Григории Ивановиче Котовском (1881-1925). Цельная, могучая личность в духе героев Мордвинова. Не случайно поколения мальчишек впоследствии просто бредили Котовским.
Мордвинов снимался в фильмах: "Парень из нашего города" (1942). Волжский парень Сергей Луконин, сменив профессию учителя на танкиста, героически сражается с фашистами. Ему помогают военные навыки, приобретенные еще в Испании. А дома его ждет любимая жена - актриса Варя...
"В горах Югославии" (1946). О борьбе югославских партизан против немецко-фашистских захватчиков во время Второй мировой войны. Боснийский селянин Славко Бабич (Николай Мордвинов) и не думал воевать. Но фашисты добрались до его дома, и Славко берется за оружие. Он создает партизанский отряд и ведет его на соединение с главными силами повстанцев, которыми руководит маршал Иосип Броз Тито. Их встреча-объединение происходит в момент, когда партизаны оказались в окружении...
"Смелые люди" (1950). Довоенные годы... Молодой табунщик конного завода Вася Говорухин воспитал замечательного коня Буяна, в выдающихся качествах которого сомневается только жестокий тренер Белецкий. Начало войны выявляет истинную сущность Белецкого, который на самом деле был немецким шпионом и готовился передать врагу элитных советских лошадей.
Работники конного завода на оккупированной территории организуют партизанский отряд под руководством секретаря райкома Кожина для действий в тылу врага. Вася Говорухин, которому помогает его верный конь, проявляет храбрость и находчивость, разоблачая шпиона и спасая лучших лошадей от вывоза в Германию…
Фильм снят в редком для советского кино жанре вестерна. Лихо скачет старый тренер Воронов, заворачивая табун, которому грозит падение в пропасть... Говорухин отчаянно борется с негодяем Белецким, сбежавшим из под охраны... Освобождая Буяна из немецкого "плена", Вася демонстрирует чудеса джигитовки, уходя и отстреливаясь от погони... Удивительно сообразителен Буян: он ложится на землю, чтобы тяжело раненый хозяин мог взобраться на его спину... И наконец, волнующая финальная сцена: Говорухин на верном Буяне догоняет немецкий эшелон и отцепляет от него два вагона с советскими девушками, угоняемыми в неволю...
В пятидесятые годы фильм был рекордсменом кинопроката, мальчишки смотрели его помногу раз, во дворах играли в Васю Говорухина...
Лидер проката (1950, 1 место) - 41.2 млн. зрителей.
Ленинградский проспект – телеспектакль (1964)
"Когда улетают аисты" (1965). В селе Редю-Маре одиноко живет старик-виноградарь Кристиан Лука. Узнав, сто старый виноградник решено снести, чтобы на его месте посадить новые лозы, Кристиан падает духом и решает, что пришла и его пора уступить место молодым. Председатель колхоза, понимая настроение старика, сохраняет его виноградник. И снова старик подрезает лозу. Труд как бы омолодил его, наполнил новыми жизненными силами. Он не сторонится больше людей, а принимает активное участие в их жизни и делах. Он понял, что человек не должен жить изолированно от людей, что его бессмертие - в добрых делах, остающихся после него.
В 1965 Николай Мордвинов был награжден Ленинской премией. В 1949 и 1951 годах за театральные работы Мордвинов был отмечен Государственными премиями СССР. Мордвинов вслед за Цветаевой считал, что талант без труда ничего не стоит. Он писал об этом так: "Актер одновременно и творец и материал из которого создает он свое творение. И это предполагает большой и разносторонний труд. Не зря Горький - великий труженик, назвал труд талантом". Героев Николая Мордвинова всегда отличали могучие, цельные характеры, склонность героическому драматизму.
Николай Мордвинов работал до конца своих дней. Я. Варшавский так пишет об этом великом актере: «Его можно назвать максималистом в искусстве. Он был воинствующим противником не прозы, но прозаичности, не будней, но будничности в драматургии. Он постоянно выступал против становящегося время от времени модным в мировом искусстве бесстрастия. Именно поэтому хотел сыграть Хемингуэя, считая сдержанность хемингуэевского стиля -только средством выразить скрытое кипение страстей человека тревожного, трагического времени. Его кумирами были Микеланджело, Шекспир, Лермонтов - великие максималисты в искусстве. Он был влюблен в натуры талантливые, крупные и требовал от себя: будь не мельче.
4) Роли в кино Мордвинова Николая Дмитриевича: | |
1964 | Ленинградский проспект (фильм-спектакль) : Забродин |
1964 | Когда улетают аисты : старый Лука :главная роль |
1950 | Смелые люди : Кожин партийный работник, командир партизанского отряда |
1946 | В горах Югославии : Славко Бабич : главная роль |
1942 | Парень из нашего города : Алексей Петрович Васнецов начальник Омской танковой школы |
1942 | Котовский : Котовский Григорий Иванович : главная роль |
1941 | Маскарад :: Арбенин : главная роль |
1941 | Богдан Хмельницкий : Богдан-Зиновий Хмельницкий : главная роль гетьман войска Запорожского |
1935 | Последний табор : Юдко : главная роль бедный цыган |
Заключение
Ролям Мордвинова всегда предшествовал огромный, кропотливый труд. Изучались исторические источники, документы, изобразительные материалы, накапливались детали, приемы, уточнялись черты характера персонажа. А затем решительно отбрасывалось все случайное, необязательное - ради обобщения, ради той простоты величия, которая, снова возвращаясь к собственным словам актера, и составляет истинный признак таланта. И тогда возникали перед зрителями монолитные, крупные, возвышенные герои Мордвинова, исполненные большого внутреннего содержания.
Своей нескорушимой силой и верой, своей стойкостью и рыцарской преданностью искусству он утверждал высокую миссию театра, утверждал жизнь в её неисчерпаемости и красоте, веру в завтрашний день театра. Он умножал силы каждого, кто был рядом с ним, кто объединялся с ним такой же верой в дело, доверием товарищу по театру, а главное - своей мечтой о театре и верой в то, что мечта эта чиста и непреложна. Мордвинов был дорог нам верой в возможности человеческие - "сегодня, здесь, сейчас" создавать искусство театра, зовущее людей быть чище и выше.
Николай Дмитриевич умер в Москве 26 января 1966 года от инфаркта. Ушел, но остались его неповторимые герои в фильмах и спектаклях, ставшими классикой отечественного театра и кино. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме в Москве, где он жил, установлена мемориальная доска. В 1976 году Всероссийское театральное общество опубликовало «Дневники» Н.Д. Мордвинова за 1938 – 1966 годы. Много материалов и фотоснимков о нашем выдающемся земляке находится в музее Московского академического театра драмы имени Моссовета.
В городе Ядрине имя Н.Д. Мордвинова носит одна из улиц, на здании бывшего реального училища (ныне которое занимает национальная гимназия) мемориальная доска напоминает о том, что здесь учился великий артист. На улице К.Маркса сохранился дом, где родился и вырос Н.Д.Мордвинов.
Список литературы:
Слайд 1
ГОДЫ ЖИЗНИ (15.02.1901-26.01.1966) Театральные роли Н.Д.МордвиноваСлайд 2
Театральные роли Н.Д.Мордвинова Актерские судьбы разнообразны. Случается, что опытный театральный актер по тем или иным причинам так и не получает признания в кино. Но бывает и наоборот: великолепный киноартист влачит довольно жалкое существование в театре. И, наконец, уже совсем не редкость, когда актер в театре играет роли одного плана, а в кино другого, причем сценические создания вписываются в историю театра, а экранные - забываются вместе с картинами. С Н. Д. Мордвиновым этого не произошло. Его кинематографические роли естественно вырастали из сценических, а те в свою очередь обогащались за счет кино.
Слайд 3
Роль Арбенина в пьесе «Маскарад»
Слайд 4
«Волки и овцы»
Слайд 5
Награды Мордвинова Н.Д. В 1949 году Николаю Дмитриевичу Мордвинову было присвоено звание народного артиста СССР. За большие заслуги в театральном искусстве и киноискусстве народному артисту СССР Н.Д. Мордвинову трижды было присвоено звание лауреата Государственной премии СССР (1942, 1949,1951 г.г.). Четверть века работал Н.Д.Мордвинов над образом Арбенина по драме Лермонтова "Маскарад". Более 300 раз сыграл артист свою любимую роль. В 1965 году этот спектакль был показан в Париже и высоко оценен публикой.
Слайд 6
Роли Мордвинова Н.Д. В свое время были знамениты его Ваграм ("Ваграмова ночь" Л. Первомайского), Тигран ("Тигран" Ф. Готьяна), Огнев ("Фронт" А. Корнейчука), Отелло, Петруччио, король Лир, Арбенин в "Маскараде".
Слайд 7
На родине актера В городе Ядрине имя Н.Д. Мордвинова носит одна из улиц, на здании бывшего реального училища (ныне которое занимает национальная гимназия) мемориальная доска напоминает о том, что здесь учился великий артист. На улице К.Маркса сохранился дом, где родился и вырос Н.Д.Мордвинов.
Слайд 8
Помять о Мордвинове Николай Дмитриевич умер в Москве 26 января 1966 года от инфаркта. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме в Москве, где он жил, установлена мемориальная доска.
Слайд 9
Преданность театру Своей нескорушимой силой и верой, своей стойкостью и рыцарской преданностью искусству он утверждал высокую миссию театра, утверждал жизнь в её неисчерпаемости и красоте, веру в завтрашний день театра. Он умножал силы каждого, кто был рядом с ним, кто объединялся с ним такой же верой в дело, доверием товарищу по театру, а главное - своей мечтой о театре и верой в то, что мечта эта чиста и непреложна.
Слайд 10
Спасибо за внимание!!! Работу выполнила ученица 10 класса МОУ «Селоядринская СОШ» Скворцова Галина. Руководитель работы: учитель чувашского языка и литературы Токарева Марина Васильевна.
Астрономический календарь. Май, 2019
На берегу Байкала
Про пингвинов
Горячо - холодно
Яблоко