В данной работе сделана попытка подтвердить гипотезу о том, что между осанкой и здоровьем существует прямая связь, что правильная осанка – это залог не только красоты, но и крепкого здоровья. В ходе исследования доказывается взаимосвязь осанки, школьного портфеля и состояния здоровья школьника. Все отклонения в осанке представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. В таких случаях они становятся той почвой, на которой возникают более стойкие и серьёзные нарушения.
Одной из причин нарушения осанки у младших школьников является тяжёлый вес портфеля или его неправильная форма. В исследовании выясняется, как вес портфеля влияет на осанку, какой вид школьного портфеля наиболее удобен для ношения и не вредит здоровью.
Результатом работы над проектом являются разработанные рекомендации по сохранению и укреплению осанки. Учебный проект носит здоровьесберегающий характер.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Её величество осанка и портфель".doc | 210 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2
Исследовательская работа
ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ОСАНКА
И ПОРТФЕЛЬ
Выполнил:
Конопкин Кирилл
ученик 3-б класса
МБОУ СОШ №2, г.Задонска
Руководитель:
Кириллова Юлия Николаевна
г.Задонск 2012г.
Содержание
Введение…………………………………………………………..........5
I. Портфель и его влияние на осанку учеников младшего
школьного возраста………………………………...………….............6
1.1. Понятие осанки………………………………………..........................6
1.2. Значение осанки в жизни человека…………………………………..7
1.3. Как портфель появился в школе и санитарно-гигиенические
требования к нему…………………………………………………8 - 9
II. Изучение соответствия санитарно-гигиеническим нормам портфелей учащихся 3-б класса.………………………………………………10-11
Заключение.………............................................................................................12
Список литературы……………………………………………………………13
Приложение ………………………………….………..……………………..14-17
План работы:
№ п/п | Содержание работы | Сроки выполнения |
1. | Сбор материала по проблеме: врач, медицинская сестра. | 16.11.2011г. |
2. | Сбор материала по проблеме: учащиеся 3-б класса, магазин. | 17.11.2011г. |
3. | Сбор материала по проблеме: городская библиотека, Интернет. | 18.11.2011г. |
4. | Обработка материалов. | 20.11.2011г – 24.11.2011г. |
5. | Оформление работы: подготовка текста. | 25.11.2011г. |
6. | Оформление работы: подготовка презентации. | 26.11.2011г. |
Цель работы – изучение влияния портфеля на осанку детей младшего школьного возраста. Исследование соответствия школьных портфелей учащихся 3-б класса МБОУ СОШ №2 г. Задонска санитарным требованиям, изучить формы профилактики и лечения осанки.
Гипотеза: осанку можно корректировать и исправлять, если целенаправленно выполнять комплексы упражнений, заниматься физкультурой и спортом, и постоянно вести наблюдения. И в скором будущем вам в спину будут смотреть с восхищением.
Задачи исследования:
выяснить, что такое осанка, особенности осанки детей младших классов;
познакомиться с историей появления портфеля;
узнать у детского врача требования к школьному портфелю;
узнать о правильной и неправильной осанке и ее значении для здоровья
учащихся;
исследовать соответствие портфелей заявленным требованиям;
разработать рекомендации для учеников 1 класса по выбору портфелей.
изучить литературу, в которой рассказывается о физических упражнениях для
формирования правильной осанки;
понаблюдать за изменениями здоровья при выполнении профилактических
упражнений и утренней зарядки.
Для этого, я планирую изучить литературу и сведения, предложенные Интернетом об особенностях осанки у детей 7-9 лет, историю появления портфеля в школе, провести встречу с детским врачом. При активном участии одноклассников узнаю вес портфелей учеников нашего класса и сопоставлю соответствие санитарным нормам.
Объекты исследования:
человеческий организм, осанка, школьный портфель.
Субъект (предмет) исследования:
ученики 3-б класса МБОУ СОШ №2, влияние портфеля на осанку.
Методы и приемы исследования:
анализ литературы и электронных ресурсов, наблюдение, беседа, опрос, обобщение.
ВВЕДЕНИЕ
В 2009 году я пошел в первый класс. Особое внимание моя семья уделила главному атрибуту школьника – портфелю. Чтобы приобрести портфель мама посмотрела материалы в Интернете, поговорила с подругами, а мне не терпелось стать обладателем яркого, красивого рюкзака. В магазине у меня просто разбегались глаза – какие они все разные: по оформлению, цвету, весу. Мы искали портфель с ортопедической спинкой. Я спросил, для чего она нужна? Мама пояснила, что портфель с такой спинкой нужен для того, что бы сохранить осанку.
Что значит «осанка» и «держать спину» я знал по занятиям в бассейне и физической культуре. Правильное положение спины, правильная осанка нужна человеку, а вот чем мог испортить осанку портфель, я не знал. И я решил выяснить: чем может навредить осанке портфель? Для этого я должен был посмотреть, как портфель вошел в нашу жизнь и стал таким незаменимым, а так же как он влияет на осанку, узнать мнение врачей и исследовать, не испортят ли портфели учеников нашего класса их осанки.
1. Портфель и его влияние на осанку учеников младшего школьного возраста
1.1. Понятие осанки.
Для того чтобы ответить на все поставленные вопросы, я отправился в библиотеку.
Свое исследование я начал с медицинского словаря. В нем написано, что осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника.
В словаре С.И. Ожегова, осанка - строй, склад живого тела, под осанкою разумеют стройность, величавость, приличие и красоту.
В словаре Ушакова, осанка - внешность, манера держать свою фигуру.
Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держат себя.
Слово «осанка» образовано от корня «-сан-», от этого корня произошли слова «сан», «сановник», «приосаниться». А слово «сан» означало высокий чин или званье, знатная должность.
Читая сказки, былины можно любоваться царственной осанкой принцесс, богатырей, рыцарей. Принято считать, что царственных особ отличает горделивая посадка головы и прямая спина. Сложно представить себе прекрасную принцессу сутулой. Однако в жизни, такие «вопросительные знаки» встречаются очень часто.
Кроме того, я перечитал много сказок, рассказов и стихов для того, чтобы найти словосочетания со словом осанка. Вот отрывок из стихотворения:
Петушок – красавиц в дворике живет.
Раньше всех встает он, весело поет.
Гордая осанка, на бровях – пушок.
Важно и степенно, словно генерал,
По двору прошёлся, в карауле встал.
В старой Англии, для выработки хорошей осанки применялся специальный покрой одежды воспитанников – сидеть, ссутулившись в такой одежде просто невозможно. Одежда болезненно врезывалась в кожу. Гимназическое образование в России отличалось строгим режимом воспитания. Воспитанников заставляли выполнять специальные упражнения, чтобы вырабатывать стройную осанку. В дореволюционных гимназиях с плохой осанкой боролись радикально – отхаживая воспитанников линейкой.
И сегодня, дома, в школе, на занятиях я слышу фразу: «Держи спину!»
1.2. Значение осанки в жизни человека
Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к искривлению позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы.
Основная задача осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы.
Процесс формирования осанки начинается с возраста от 6 лет и продолжается до 21 года. У детей 6-9 лет осанка неустойчива. Возраст от 8 до 17 лет - самый важный для формирования осанки период жизни, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей, именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов.
Именно поэтому первоклассникам и их родителям необходимо предпринять все меры к тому, что бы сохранить здоровье позвоночника, а помогут им в этом и физкультура, и правильная мебель в классе, и, конечно же, портфель, подобранный с учетом всех санитарных правил.
1.3. Как портфель появился в школе и санитарно-гигиенические требования к нему
Когда появился портфель? Наверное, вместе с тетрадками и книжками. Портфель слово французского происхождения. В переводе на русский «носить лист». Означает четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную. Слово ранец (заплечная сумка) появилось на Руси в 17-м веке. Через 150-200 лет это слово вошло в школьный обиход. В портфелях книги и учебники стали носить после второй мировой войны, но всё же чаще ходили с полевыми сумками.
В советское время ранцы делали со съёмными лямками, что превращало его в портфель. Цвет чаще всего тёмно-коричневый. В старших классах носили кейсы или спортивные сумки.
В странах Европы и Америки дети начальных классов так же ходят в школу с портфелями и ранцами.
В Азии. Учащиеся начальной школы Пекина используют чемоданы вместо портфелей и ранцев, потому что количество учебников и школьных принадлежностей постоянно увеличивается. А в Тайване уже создали 10-и дюймовый ПК (компьютер), который весит около килограмма и включает в себя все учебники и дневник.
Выбирая между ранцем, портфелем, рюкзаком и сумкой, лучше всего остановиться на ранце. В отличие от портфеля ранец не вредит позвоночнику. У рюкзака мягкая спинка, этот вариант больше подходит старшеклассникам. Сумка на одной лямке может вызвать искривление позвоночника.
Ранец должен отвечать следующим требованиям:
|
Как пояснила нам детский врач, согласно санитарным правилам и нормам (СанПиН 2.4.16-26-2005) вес пустого ранца должен составлять:
Вес ранца со школьными принадлежностями не должен превышать:
В нашей стране принято считать, что вес школьного портфеля не должен превышать 10% (процентов) от веса школьника.
Неправильно подобранные ремни могут сдавливать нервные окончания на плечах и руках, и вызывать их онемение. Поверхность рюкзака, прилегающая к спине, должна быть выполнена в виде специальной подушечки, чтобы носящий чувствовал комфорт. Эффективной мерой распределения веса нагрузки рюкзака является использование ремней для пояса или бедер. 50- 70% нагрузки снимается с плеч и переносится на нижние части тела.
II. Изучение соответствия санитарно-гигиеническим нормам портфелей учащихся 3-б класса
Мною было проведено исследование в 3-б классе, в форме анкетирования. В моем классе обучается 22 учащихся, в исследовании приняли участие 21 человек. Анкета (Приложение 1).
В результате исследования, я узнал что:
Преобладает в основном:
Купили портфели:
Портфель будущего все видят электронным, легким и небольшим !
Ещё я прочитал, что Корея перейдёт на цифровые учебники и сменит ранцы на планшеты к 2015 году.
Что же касается блока вопросов об осанке, то я получил следующие результаты.
Практически у всех учащихся осанку контролируют дома и в школе.
У 7 человек из класса небольшое нарушение осанки.
Я решил проверить, насколько вес портфелей учеников моего класса соответствует гигиеническим нормам.
Таким образом, только у 15 обучающихся моего класса вес пустого портфеля не превышает нормы для нашего возраста. Но у всех детей вес портфеля с принадлежностями был значительно выше норматива.
Думаю, моя работа заставит ребят из нашего класса и их родителей задуматься о своем здоровье, и в следующий раз, при покупке портфеля, примут во внимание научные рекомендации по выбору портфеля. Я думаю, моим одноклассникам не помешает побольше внимания уделять занятиям спортом для укрепления мышц позвоночника. Своими исследованиями я обязательно поделюсь с ребятами своего класса.
Заключение
Изучая историю портфеля, мнения и советы медиков я узнал для себя много нового и интересного. Я узнал, что такое осанка, как она важна для здоровья человека. В ходе работы я понял, что неправильное ношение тяжелых предметов может отрицательно сказаться на позвоночнике, и именно школьный ранец может стать другом или врагом для нашей спины. Надеюсь, что и мои одноклассники воспользуются результатами данного исследования и ответственно отнесутся к моим советам.
Ученикам, у которых вес портфеля превышает установленные нормы, советую с целью предупреждения заболеваний позвоночника посетить врача-ортопеда и обратить внимание на следующие моменты: при покупке портфеля смотреть на его вес; не носить в школу лишних школьных принадлежностей. Обязательно помните об осанке, ведь она – залог здоровья всего организма. Не забывайте и о гигиенических требованиях к портфелю. Я надеюсь, что мои одноклассники воспользуются составленной мною при помощи врача «Памяткой по выбору школьного ранца» (Приложение №2).
Вывод: После систематических занятий детьми специальными физическими упражнениями и играми, влияющими на осанку, она изменилась, стала нормальной. А с остальными учащимися необходимо еще вести интенсивную работу для исправления неправильной осанки.
Список литературы
5. «Лечебная физическая культура» 2003г С.Н.Попов;
6.Статья «Ваша осанка» Авдеев А. 2006г.
7. Статья «Исправление осанки у детей» Воробьева В. И Степановой И. 2005г.
Приложения
Приложение № 1
АНКЕТА
Прошу вас ответить на предложенные вопросы. Выбранный ответ нужно обвести кружочком или подчеркнуть.
1. Какой у вас портфель? Форма: ранец, сумка, портфель (носят в одной руке), пакет.
форма | цвет | страна производитель |
2. Где вы покупали портфель?
а) В магазине б) На рынке в) Мне портфель подарили
3. Кто выбирает для вас портфель?
а) Я сам/сама б) Мама/Папа в) С родителями вместе г) Родственники
4. По каким признакам вы выбирали портфель? (Можно отметить несколько признаков)
а) Цвет б) Форма в) Размер, вес г) Цена д) Наличие у портфеля ортопедической спинки
5. Нравится ли вам ваш портфель или вы бы хотели его поменять? Напишите
_______________________________________________________________________
6. Поддерживаете ли вы и ваши родители идею введения в школах «электронного» портфеля (портфель в виде небольшого компьютера)? ________________________________________________________________________
7. Занимаетесь ли вы спортом? (Можно отметить несколько вариантов)
а) Да, я посещаю секцию (укажите какую)___________________________________
б) Нет
в) Я делаю зарядку по утрам
г) Я хожу на физкультуру в школе
8. Часто ли вас просят выпрямить спину, расправить плечи?
а) Постоянно б) Иногда в) Нет, у меня хорошая осанка
9. Вы посещали врача из-за проблем с осанкой?
а) Да б) Нет
10. Какими вы представляете портфель ученика в будущем?
_______________________________________________________________________
Спасибо за ответы!
Приложение № 2
ПОСОБИЕ ПО ВЫБОРУ ШКОЛЬНОГО РАНЦА
Ранец - это рюкзак с жёсткой спинкой и широкими лямками, приспособленный для переноски школьных принадлежностей. Ортопедическая спинка позволяет распределить нагрузку на позвоночник и не допустить его искривления.
1. Школьный ранец должен быть выполнен из гигиеничного водоотталкивающего лёгкого материала.
2. Для начальной школы лучше всего подходят именно ранцы с жестким корпусом.
3. Специалисты рекомендуют приобретать лёгкие ранцы (от 500 гр. до 1300 гр.) с твёрдой спинкой и широкими лямками (не уже 35 мм). По санитарным правилам нашей страны школьный ранец вместе со всем содержимым не должен весить больше трёх килограмм.
4. Следите, чтобы в ранце не было лишних вещей, не нужных в этот день в школе.
5. Ранец должен хорошо держать форму и не деформироваться при укладывании школьных принадлежностей.
6. Если ранец выбран или используется не правильно, то это может серьезно навредить позвоночнику и осанке школьника.
7. Ширина портфеля не должна превышать ширину плеч ребёнка.
8. Верхний край не должен быть выше плеч, а нижний - ниже бёдер.
9. Следите, чтобы ребёнок носил ранец на спине на обоих плечах, а не на одном.
Хорошо, если часть учебного материала, в котором нет каждодневной необходимости, хранится в классе (пластилин, краски, альбом и пр.).
ВАЖНЫЕ ДЕТАЛИ
У хороших ранцев ручка сделана так, что ребенку трудно постоянно носить его в руке: портфель будет висеть под углом. Это лишний стимул надеть его на спину!
Ортопедическая спинка с мягкими "подушечками" сделана из дышащего материала.
Светоотражающие полосы и замки: ребенка легко заметить на дороге.
Лямки не уже 3 - 5 см с мягкими "подушечками" (чтобы не повредить плечи). Должны регулироваться по длине, чтобы ранец можно было надеть и на летнюю, и на зимнюю одежду.
Жесткая форма ранца (внутри алюминиевая рама). Так тетрадки и учебники не помнутся, равномерно распределятся внутри ранца, и его не будет перекашивать в разные стороны.
Приложение № 3
Физические игры и упражнения для формирования правильной осанки.
1. «Любопытный» Лечь на пол, живот и ноги плотно прижать к полу, руки соединить за спиной в замок. Выгнув грудь, посмотреть вперед, по сторонам, назад. Следить, чтобы двигалась только голова, руки при этом прижимать к телу.
2. Игра- состязание «Испугавшиеся лошади» Стать спинами друг к другу, взяться за одну и ту же палку и сделать один шаг вперед, плечи при этом опустить вниз, а спину выгнуть дугой. По сигналу тянуть друг друга в противоположные стороны.
3. «Великан» Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед.
4. «Жираф»
Эта игра хорошо укрепляет мышцы спины и шеи. Приготовьте книжку с картинками про жирафа. Расскажите малышу об этом животном, отдельно заметив, что у жирафа самая длинная шея на Земле. Возьмите несколько яблок или груш (выбирайте фрукты, которые любит ваш ребенок), разрежьте их на дольки и развесьте на такой высоте, чтобы кроха мог дотянуться до них, только сильно вытянув шею. Попросите малыша губами достать до фруктов, не используя руки и не вставая на цыпочки.
Упражнения для мышц шеи
1. Наклоны головы вперед, назад, в стороны.
2. Медленные повороты головы в стороны, руки над головой, кисти сцеплены.
3. Медленные повороты головы в положении наклона назад (прогибаясь в грудной части позвоночника), руки в стороны.
Упражнения для плечевого пояса
1. Руки вперед (закруглены), кисти касаются друг друга. Отвести левую руку в сторону, правую вверх. Предельно прогнуться назад и посмотреть на кисть правой руки; то же, меняя положение рук.
2. Руки в стороны. Наклоняя голову назад, кисти повернуть вверх, предельно прогнуться в трудной части позвоночника; то же с поворотами головы вправо и влево (смотреть на кисти).
3. Круговые движения плечами.
Упражнения для ног
1. Медленное приседание, руки за голову (вверх, в стороны); то же в стойке с сомкнутыми носками.
2. Глубоки пружинящие приседания из стойки на носках, ноги врозь.
3. Приседание, касаясь руками пяток.
Упражнения для исправления нарушенной осанки
При случаях нарушений осанки школьников необходимы разнообразные физические упражнения, соответствующие возможностям ребенка, лыжные прогулки, игры с мячом, ежедневная гигиеническая гимнастика, в которую включаются специальные упражнения, физкультминутка в школе и дома во время приготовления уроков.
Мы предлагаем комплекс упражнений для исправления нарушенной осанки и плоскостопия.
Упражнения при плоской спине
1. Наклоны назад, прогнувшись из положения стоя на коленях.
2. Лежа на животе, захватив руками ступни, пытаться подтянуть их к голове.
3.Мост из положения лежа.
Упражнения при увеличенном поясничном изгибе
1. Наклоны назад, стоя на коленях. Сохранять прямую линию от колен до головы; то же, последовательно касаясь руками пяток, затем пола.
2. Сев на пятки, руки вперед, плечами коснуться колен.
3. Поочередное поднимание ног из упора сидя.
Профилактические меры:
- проведение физ.минуток на уроке, подвижных игр на перемене;
- занятия в спортивных кружках и секциях;
- правильный подбор мебели в школе и дома;
- правильное прямое сидение за партой в школе и за столом дома;
- ношение тяжестей в обеих руках попеременно;
- постоянное выполнение комплекса утренней гимнастики;
- закаливание организма;
- выполнение профилактических упражнений.
Любимое яичко
Кактусы из сада камней
Красочные картины Джастина Геффри
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Самый богатый воробей на свете