Научная работа: «Применение юридической психологии несовершеннолетних»
Автор: Зевакина Екатерина, МБОУ СОШ № 58, 11 а класс(2011г)
Научный руководитель: Калита Мария Викторовна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 58
Работа заняла 1 место на НОУ районного этапа , городского этапа, областного этапа, защита работы на региональном этапе в 2010 году, Участие в колнкурсе " Шаг в будущее"в 2011 году.
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_yuridicheskoy_psihologii_nesovershennoletnih.doc | 97 КБ |
Научная работа: «Применение юридической психологии несовершеннолетних»
Автор: Зевакина Екатерина, МБОУ СОШ № 58, 11 а класс(2011г)
Научный руководитель: Калита Мария Викторовна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 58
Содержание
Введение
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Юридическая психология – сравнительно молодая наука, возникшая на стыке юриспруденции и психологии. Начальный этап ее развития связан с необходимостью обращения правовых наук к психологии для разрешения специфических задач, которые не могли быть решены традиционными методами правоведения. Юридическая психология, как и многие другие отрасли психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментальному исследованию.
Особенное внимание юридическая психология уделяет несовершеннолетним и особенностям их психического развития. Подросткам присущи свои психологические особенности , обуславливающие особенности их отношения к миру и взаимодействия с окружающими. Это особенно важно при работе юристов.
Цель моей работы - рассмотреть юридическую психологию несовершеннолетних, ее применение специалистами.
Задачи моей работы:
Я считаю тему своего исследования очень актуальной, ведь в последнее десятилетие наблюдается тенденция роста правонарушений среди несовершеннолетних. Знание основ юридической психологии несовершеннолетних может снизить количество правонарушений среди несовершеннолетних, сделать более эффективной профилактику правонарушений.
Как большинство новых наук, возникших на стыке различных отраслей человеческих знаний, юридическая психология на первых этапах своего развития не имела самостоятельности и не располагала специальными кадрами ученых. Относящиеся к этой дисциплине вопросы пытались решать отдельные психологи, юристы и даже специалисты в других областях знаний.
Одним из первых авторов, который рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов и идею гуманизма, был М.М.Щербатов (1733—1790). В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, один из первых поднял вопрос об условно-досрочном освобождении от наказания.
Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника заставило право обратиться к психологии для научного обоснования этих проблем. Над их решением в начале XIX в. в России работали В. К. Елпатьевский, П. Д. Лодий, Л. С. Гордиенко, Хр. Штельцер и др.
Значительное количество работ по юридической психологии появилось в России в 3-й четверти XIX в. Это работы И. С. Баршева «Взгляд на науку уголовного законоведения», К. Я. Яновича-Яневского «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии», А. У. Фрезе «Очерк судебной психологии», Л. Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям» и некоторые другие.
Конец XIX и начало XX в. связаны с интенсивным развитием психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь — уголовного права). Ряд ученых, представлявших эти науки в тот период, занимали прогрессивные позиции (И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, В. П. Сербский, А. Ф. Кони и др.).
Развитие психологии, психиатрии и права привело к необходимости оформления юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины. П.И.Ковалевский в 1899 году поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой психологии, а также введении этих наук в курс юридического образования.
Конец XIX — начало XX веков характеризуется социологизацией криминологического знания, когда причины преступности как социального явления начали изучать социологи Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпоти, М. Вебер, Л. Леви-Брюль и другие, которые, применив метод социальной статистики, преодолели антропологический подход в объяснении природы преступного поведения, показав зависимость отклоняющегося поведения от социальных условий существования общества. Эти работы были безусловно прогрессивным явлением своего времени. В начале XX в. в юридической психологии появляются экспериментальные методы исследования.
Уже в первые годы советской власти юристы и психологи настойчиво искали новые формы борьбы с преступностью. Новый общественный строй видел в преступнике прежде всего человека. Этот гуманистический принцип, положенный в основу советского законодательного регулирования вопросов доказывания, естественно, усиливал интерес к психологическим особенностям людей, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства, вводил психологию в круг проблем, исследование которых было важно для успешного расследования преступлений.
Сущность судебно-психологических изысканий того периода современный советский психолог А. В. Петровский охарактеризовал следующим образом: «В 20-е годы "судебная психология" — это авторитетная и обширная область науки, имеющая предметом изучения психологические предпосылки преступления, быт и психологию различных групп преступников, психологию свидетельских показаний и судебно-психологическую экспертизу, психологию заключенного (тюремная психология) и т. п.».
В Московском государственном институте экспериментальной психологии (ныне Институт психологии РАН) А. С. Тагер возглавлял экспериментальные работы по психологии свидетельских показаний. Только в конце 50-х—начале 60-х годов был поставлен вопрос о необходимости восстановления в правах юридической психологии и судебно-психологической экспертизы. Так, в постановлении пленума Верховного суда СССР № 6 от 3 июля 1963 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» указывалось на целесообразность проведения судебно-психологической экспертизы при выяснении способности несовершеннолетних полностью осознавать значение своих действий и определении меры их возможности руководить своими действиями. С этого постановления начинается активное использование психологических знаний в следственной и судебной практике. Исследования отечественных юридических психологов позволили на качественно новом уровне ставить и решать психологические задачи применительно к целям следственного и судебного процесса. В 1980 г. было разработано и принято методическое письмо Прокуратуры СССР, посвященное назначению и проведению судебно-психологической экспертизы. В 1964 г. было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране», которое восстановило юридическую психологию во всех юридических вузах страны. В 1965—1966гг. началось чтение специальных курсов юридической психологии в юридических вузах Москвы, Ленинграда, Минска и некоторых других городов. В 1966 году Министерством высшего и среднего образования СССР был проведен Всесоюзный семинар по вопросам преподавания юридической психологии и основных проблем этой науки. В мае 1971 г. в Москве состоялась первая Всесоюзная конференция по судебной психологии. В июне 1971 г. в Тбилиси на 4-м Всесоюзном съезде психологов судебная психология была представлена отдельной секцией. Осенью 1986 г. в городе Тарту (Эстония) прошла Всесоюзная конференция по юридической психологии. На этой конференции собрались и выступили с докладами и сообщениями представители всех республик и регионов Советского Союза. В этих докладах широко обсуждались проблемы методологии и структуры юридической психологии, задачи ее отдельных отраслей (криминальная психология, психология потерпевшего, психология предварительного следствия и др.), а также предполагаемая структура вузовского курса этой дисциплины и методика ее преподавания. В июне 1989 г. в Ленинграде на базе ИПК прокурорско-следственных работников был организован Всесоюзный семинар-совещание преподавателей юридической психологии всей страны. Его участники рассмотрели и утвердили предложенную в докладе проф. В. Л. Васильева программу вузовского курса предмета «Юридическая психология». В соответствии с этой программой В. Л. Васильевым был создан учебник «Юридическая психология» (М., 1991).
В настоящее время в нашей стране в области юридической психологии проводится множество исследований по следующим основным направлениям:
• Общие вопросы юридической психологии (предмет, система, методы,, история, связи с другими науками).
• Правосознание и правовая психология.
• Профессиограммы юридических профессий, психологическая характеристика юридической деятельности.
• Криминальная психология. Психология преступника и преступления.
• Психология предварительного следствия.
• Психология уголовного судопроизводства.
• Судебно-психологическая экспертиза.
• Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.
• Исправительно-трудовая психология.
• Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности.
• Психологические закономерности возникновения и развития «теневой экономики».
• Психология организованной преступности и др.
Такова, в самых общих чертах, история зарождения и развития юридической психологии.
2. Юридическая психология несовершеннолетних.
Практика показывает, что знание психологических особенностей подростков способствует правильному решению задач расследования преступлений и перевоспитания несовершеннолетних преступников. Работники правоохранительных органов, используя эти знания, обес печивают правильную диагностику личности несовершеннолетнего, ин дивидуальный подход к нему, выбор и применение наиболее соответ ствующих ситуации тактических приемов и т. д.
Изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя на пред варительном следствии, как правило, проводится по схеме:
правосознание подростка (Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991, с. 313.).
Для познания условий жизни и воспитания несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого необходимо также изучать и другие сферы — семью, место работы и учебы. Необходимо выяснить условия жизни несовершеннолетнего до и после совершения преступления, сос тав семьи, выяснить, интересовались ли родители или другие взрослые члены семьи учебой, досугом, кругом знакомых, друзей, среди которых несовершеннолетний проводил свободное время, замечали ли негатив ное поведение несовершеннолетнего и как реагировали на это, какие применялись меры наказания к нему за нарушения требований морали, например в случаях распития спиртных напитков, драк и т. д. Важно установить, посещал ли этот подросток занятия во время совершения преступления, чем он увлекался, учась в школе, каково было его от ношение к общественной работе, как он учился, с кем дружил, каков этот подросток в общении с другими школьниками (агрессивен, раз дражителен, напорист, избивает младших и т. д.); общителен, замкнут, правдив, жаден или щедр, считается ли с мнением коллектива, в котором он учится, его непосредственное отношение к родителям и учи телям. Важно установить и знать, как он воспринимал меры наказания за совершенные проступки и каково его отношение к принятым ме рам и т. д.
Если подросток уже работает, то надо выяснить, с какого времени и какую работу он выполняет, работал ли он раньше, сколько классов окончил, как он относился к работе, размер заработной платы, его жилищные условия, а также круг друзей на работе, интересовался ли искусством, спортом, книгами, техникой; имелись ли случаи нарушения трудовой дисциплины, принимал ли какое-либо участие в обществен ной жизни, если нарушал дисциплину, то как он относился к применя емым мерам наказаний, и т. п.
Следует помнить, что в подростковом возрасте отмечаются снижение порога возбудимости центральной нервной системы, ослабление в ней процессов торможения и преобладание процессов возбуждения, неадек ватность и дезинтегрированность реакций подростка на воздействие внешних раздражителей, повышенный интерес к событиям жизни, стремление к участию в них, различная самооценка своих сил и возмож ностей. Все это имеет место на фоне повышенной эмоциональности. Естественно, что без участия психолога следователь и суд не в состоянии определить, насколько сказались те или иные возрастные особенности на имеющей уголовно-правовое значение деятельности несовершенно летнего.
При этом важна психологическая экспертиза по делам несовершен нолетних, когда у следователя возникает сомнение в умственном раз витии несовершеннолетнего, в степени развития его интеллекта и т. п. Психолог при анализе причин антиобщественной ориентации личности подростка исследует особенности формирования его правосознания, реальных жизненных ценностей, нравственно-нормативных установок и соотносит их с выделенными индивидуально-типологическими и ха рактерологическими особенностями. Безусловно, что при специфике принятия решений, которая в подавляющем своем большинстве учтена в уголовно-процессуальном законодательстве, изучаются индивидуаль ные свойства личности несовершеннолетнего подростка. Поэтому сле дователь должен хорошо знать психологические особенности личности несовершеннолетних и учитывать их при выборе тактических приемов проведения с ними того или иного следственного действия.
При допросе несовершеннолетних наряду с общими закономерностя ми, характерными для этого следственного действия, следует учитывать ряд особенностей, связанных с возрастом несовершеннолетних. В част ности, допросы маленьких детей в ряде случаев целесообразно заменить беседой или опросом малолетнего с целью быстрого получения инфор мации о личности преступника и т. п. Следует учитывать, что дети при восприятии действительности плохо разбираются в причинных связях, сложное событие воспринимают не целиком, а фрагментарно. Однако у детей вместо жизненного опыта есть воображение, помогающее им хорошо воспринимать предметы и события, близкие их интересам.
У большинства детей от 11 до 15 лет отмечаются широкие познава тельные процессы, рост самосознания, стремление общаться с людьми, проявление чувства долга и ответственности. Эти качества в целом способствуют запечатлеванию и воспроизведению информации. У несо вершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет в целом действуют психичес кие закономерности, характерные уже для взрослого человека, однако у отдельных юношей и девушек этого возраста отмечаются неправиль ные нравственные оценки наряду с повышенным стремлением к незави симости.
Практика показывает, что каждому допросу несовершеннолетнего должна предшествовать тщательная подготовка. Здесь важно выяснить, какие люди окружают несовершеннолетнего, в каких условиях он живет, с кем дружит, как он работает или учится. Важно определить уровень его развития, способности, круг его интересов, а также особенности характера.
Автор придерживается позиции В.Л. Васильева, который выделяет 5 этапов допроса несовершеннолетнего. В частности, на первоначальном этапе допроса следователь в устной форме получает от несовершеннолетнего допрашиваемого его анкетные данные. Здесь главная задача следователя — правильно диагностировать личность допрашиваемого. Вступление в психологический контакт меж ду допрашиваемым и допрашивающим — сущность второго этапа до проса. На этой стадии темой беседы являются обычные для существа дела вопросы, они, как правило, касаются биографии допрашиваемого, его учебы, досуга, увлечений и т. д. При этом оба собеседника оконча тельно вырабатывают в отношении друг друга общую линию поведения, а также определяются такие общие параметры беседы, как ее темп, ритм, основные состояния собеседников, позы, мимика и в отдельных случаях основная аргументация. В главной части допроса следователю необходимо получить от допрашиваемого основную информацию по делу, и это, как правило, удается при хорошо организованном допросе. Затем следователь сопоставляет полученную на допросе с уже имеющейся у него по делу информацией и пытается устранить противоречия, неясность, неточности и т. д. И уже на заключительном этапе допроса следователь различными способами заносит в протокол полученную в результате допроса информацию и представляет эту информацию уже в письменном виде допрашиваемому, который, подтвердив правиль ность записанного в протокол, его подписывает. На этой стадии важно сохранить лексические особенности речи несовершеннолетнего.
Подготовленный со знанием всех материалов дела и проведенный с учетом всех личностных особенностей допрос, несомненно, убеждает допрашиваемого не только в бесперспективности запирательства, но и наглядно показывает истинную цену его преступного поведения, неизбежность разоблачения и последующего наказания со всеми вытека ющими последствиями как для самого виновного, так и для его близких.
Следователь в процессе подготовки к допросу должен не только планировать последовательность и формулировку вопросов, но и про гнозировать возможные варианты ответов и в зависимости от этого, основываясь на имеющейся у него информации и анализе всех обсто ятельств, заранее подготовить необходимые материалы дела. В зависи мости от материалов дела следователь должен определить линию взаи моотношений с допрашиваемым. На допросе следователь должен из брать такую тактику общения с допрашиваемым, чтобы тот убедился в объективности и беспристрастности следователя. Добытая на допросе информация о личностных особенностях несовершеннолетнего (жес токость, агрессивность, доброта, правдивость, лживость и т. д.), несом ненно, поможет следователю выбрать правильную тактику допроса. Изучая личность несовершеннолетнего, следователь должен установить в первую очередь его положительные качества, время, когда его поведе ние стало меняться в худшую сторону, выяснить, какие причины спо собствовали этим изменениям. Все собранные данные позволят следо вателю создать правильное представление о положительных и отрица тельных качествах личности несовершеннолетнего, об условиях жизни, учебы, работы и т, д. Это необходимо следователю не только для получе ния правдивых показаний, но в первую очередь для надлежащего воз действия на несовершеннолетнего в плане критического осмысливания как совершенного преступления, так и негативного поведения в целом.
Наибольшую общественную опасность по делам несовершеннолетних представляют групповые и многоэпизодные преступления. Следователю при расследовании данных преступлений важно выделить организато ра — «главаря» преступной группировки. Мы должны знать, что несовер шеннолетние по самым разным причинам стараются скрыть действитель ных организаторов таких группировок и нередко их вину берут на себя.
Известно, что организаторами преступных групп несовершеннолетних, как правило, выступают ранее судимые взрослые или близкие к совершеннолетию юноши, которые уже привлекались к уголовной и административной ответственности, будучи опытнее и физически сильнее остальных. Бравируя своим «уголовным прошлым», превосход ством в физической силе, «главари» подчиняют других несовершеннолетних членов группы своей воле, нередко терроризируют их. Поэтому следователю необходимо добыть не только доказательства, изобличаю щие лидера в совершении преступления, но и факты, показывающие истинное лицо вожака, разрушающие ореол героя. Готовясь к допросу такого лидера, следователь должен, безусловно, продумать последова тельность и формулировку вопросов, порядок предъявления изобличаю щих вещественных доказательств, документов, показаний свидете лей и т. д.
От выбора места и обстановки во многом зависит успешность прово димого допроса. С допрашиваемым недопустимо панибратское поведе ние, необходимо дать понять несовершеннолетнему, что он попал в очень серьезную жизненную ситуацию и что от его правдивости и честности зависит его будущее. Обстановка допроса не должна быть и запугивающей: между допрашиваемым и следователем должны быть серьезные, подчеркивающие важность происходящего отношения.
Расспрашивая несовершеннолетнего об условиях жизни семьи, об учебе в школе, ПТУ, о работе, об отношении членов семьи и друзей к нему и т. д., следователю нужно вести допрос тактично, помня, что несовершеннолетние, особенно из неблагополучных семей, стыдятся поведения в семье близких и не всегда в связи с этим дают правдивые показания. Нарушение этого требования может привести к потере пси хологического контакта, а соответственно и к затруднению при допросе. В случае признания вины несовершеннолетним должны выясняться обстоятельства, объективно свидетельствующие о совершенном допра шиваемым преступлении. Определяя в групповом преступлении роль каждого из соучастников, следует позаботиться о доказательствах, ко торые могли бы объективно осветить поведение всех членов группы. Важно знать судьбу добытых преступным путем предметов и орудий преступления, если они применялись, а также рассказывал ли кому-нибудь о случившемся допрашиваемый.
Проведение очной ставки с участием несовершеннолетнего без учета возрастных особенностей его личности может отрицательно сказаться на результатах. В связи с этим следователю необходимо изучить индивиду альные особенности несовершеннолетнего, его умственное развитие, волевые качества, правдивость, отношение к совершенному преступле нию, к соучастникам, потерпевшим, свидетелям. Знание этих качеств дает возможность предвидеть поведение несовершеннолетнего на очной ставке и поможет следователю в выборе тактики ее проведения.
3.Применение юридической психологии несовершеннолетних
Итак, я считаю, что грамотное использование знаний юридической психологии несовершеннолетних может способствовать снижению преступности среди несовершеннолетних, послужить профилактикой девиантного поведения среди подростков.
Я применила на практике свои собственные знания об особенностях юридической психологии несовершеннолетних и проверила, насколько знакомы с этими знаниями специалисты, работающие с несовершеннолетними.
1. Я провела эксперимент на определение психологического состояния учащихся своего родного 10 класса. Учащимся был предложено рассмотреть предложенные иллюстрации и выбрать те, которые наиболее соответствуют их душевному состоянию. Иллюстрации взяты мной из работ Константина Немировского , рассматривающего теории Фрейда.
В работе приняло участие 20 человек. Опрос проводился анонимно. В результате о нормальном, гармоничном состоянии, согласно данному тесту можно говорить в 7 случаях из 20. В 9 случаях – идеалы, навязанные обществом и родителями , но не принятые самой личностью , что может породить невротический конфликт. В 10 случаях - излишне критическое отношение к себе, повышенное стремление к идеалу.
Есть и случаи противоречий из-за несовпадения интересов личности и ее непосредственной деятельности , а также из-за несовпадения интересов личности и общества. Данный тест показался мне интересным , но субъективным , поэтому я провела опрос среди своих одноклассников.
2. Я провела опрос среди своих одноклассников. Вопросы я составила сама , опираясь на полученные знания. Опрос проводился анонимно. Возможные ответы - да, нет, иногда. Были предложены следующие вопросы:
1. Всегда ли Вы можете объяснить, почему поступили так или иначе?
2. Бывали ли такие ситуации, когда Вы понимали, что поступаете неадекватно?
3. Как часто Вы действуете в состоянии раздражения?
4. Как часто Вы действуете по принципу «назло»?
5. Как часто Вам кажется, что взрослые не уделяют должного внимания к вашим проблемам?
В результате данного опроса выяснилось:
-12 человек из 20 не всегда могут объяснить причины своих поступков
-5 человек из 20 признали, что порой действуют неадекватно
-15 человек из 20 часто действуют в состоянии раздражения
-8 человек из 20 часто действуют по принципу «назло»
-Все (!) опрошенные указали, что иногда взрослые не уделяют их проблемам должного внимания. Полученные результаты натолкнули меня на мысль о том, что необходимо взглянуть на данную проблему со стороны взрослых, «глазами взрослых». Поэтому я провела опрос специалистов, работающих с несовершеннолетними.
3. Опрос работников милиции, учителей, юристов.
Всего мною было опрошено 16 человек.
Учителя –10 человек
Милиционеры - 3 человека
Юристы –3 человека
Вопросы для опроса я составила сама. Им было предложено ответить на вопросы:
Работающие с несовершеннолетними специалисты в большинстве своем не знают про такую науку как юридическая психология (8 человек) и не знают, что особое внимание она уделяет психологии несовершеннолетних (8 человек). Тем не менее, они используют в своей работе особый подход к тем, кто подпадает под определение «несовершеннолетние» (16 человек). Часто этот особый подход обусловлен педагогическим образованием либо интуитивным пониманием ,отношением «как к ребенку».
В результате всех проведенных мной практических исследований можно сделать выводы:
- У большинства несовершеннолетних - моих одноклассников есть свойственные возрасту отклонения от гармоничного сочетания составляющих «Я» (по Фрейду)
- Большинство несовершеннолетних - моих одноклассников не всегда может объяснить мотивы своих поступков, часто действует импульсивно или под влиянием момента, считает , что взрослые не уделяют должного внимания.
- Работающие с несовершеннолетними специалисты в большинстве своем не знают про юридическую психологию несовершеннолетних, но используют в своей работе особый подход к несовершеннолетним.
Заключение
Юридическая психология начинает оформляться в отдельную отрасль знания еще с XVIII века. Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника заставило право обратиться к психологии для научного обоснования этих проблем в начале XIX в. Конец XIX и начало XX в. связаны с интенсивным развитием психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин. Развитие психологии, психиатрии и права привело к необходимости оформления юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины. П.И.Ковалевский в 1899 году поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой психологии, а также введении этих наук в курс юридического образования. Конец XIX — начало XX веков характеризуется социологизацией криминологического знания, когда причины преступности как социального явления начали изучать социологи. Уже в первые годы советской власти юристы и психологи настойчиво искали новые формы борьбы с преступностью. В 1980 гг новая наука практически сформировалась.В настоящее время в нашей стране в области юридической психологии проводится множество исследований.
Практика показывает, что знание психологических особенностей подростков способствует правильному решению задач расследования преступлений и перевоспитания несовершеннолетних преступников. Работники правоохранительных органов, используя эти знания, обеспечивают правильную диагностику личности несовершеннолетнего, ин дивидуальный подход к нему, выбор и применение наиболее соответствующих ситуации тактических приемов и т. д.
Изучив юридическую психологию несовершеннолетних, я применила на практике свои собственные знания об особенностях юридической психологии несовершеннолетних и проверила, насколько знакомы с этими знаниями специалисты, работающие с несовершеннолетними. В результате всех проведенных мной практических исследований можно сделать выводы:
- У большинства несовершеннолетних - моих одноклассников есть свойственные возрасту отклонения от гармоничного сочетания составляющих «Я» (по Фрейду)
- Большинство несовершеннолетних - моих одноклассников не всегда может объяснить мотивы своих поступков, часто действует импульсивно или под влиянием момента, считает , что взрослые не уделяют должного внимания.
- Работающие с несовершеннолетними специалисты в большинстве своем не знают про юридическую психологию несовершеннолетних, но используют в своей работе особый подход к несовершеннолетним.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Исследование. Тест по иллюстрациям
О нормальном, гармоничном состоянии можно говорить в 7 случаях из 20.
В 9 случаях из 20 идеалы, навязанные обществом и родителями , но не принятые самой личностью ,
. В 10 случаях из 20 - излишне критическое отношение к себе, повышенное стремление к идеалу.
2 Исследование. Опрос несовершеннолетних.
-12 человек из 20 не всегда могут объяснить причины своих поступков
-5 человек из 20 признали, что порой действуют неадекватно
-15 человек из 20 часто действуют в состоянии раздражения
-8 человек из 20 часто действуют по принципу «назло»
3 Исследование. Опрос специалистов , работающих с несовершеннолетними.
-Не знают про такую науку как юридическая психология (8 из 16 человек)
-Не знают, что особое внимание она уделяет психологии несовершеннолетних (8 человек из 16).
- Они используют в своей работе особый подход к тем, кто подпадает под определение «несовершеннолетние» (16 из 16 человек).
Нас с братом в деревню отправили к деду...
10 осенних мастер-классов для детей
Рождественский венок
"Морская болезнь" у космонавтов
Галка в чужих перьях