Данный проект написан ученицей, она проводила исследования по данной теме, делала выводы. Все задачи носят практический характер. Это только 1часть,будет добавлена и 2 часть
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nauchnyy_shkolnika_chast1.doc | 1013.5 КБ |
КГУ «средняя школа имени Комарова»
Научный проект
Задачи с параметром
Выполнила ученица
10 класса Пустовар Илона.
Руководитель: Сысоева
Надежда Степановна
с.Новая Шульба
ВКО
2011 год
Содержание.
1.Отзыв учителя о работе………………………………………..стр
2.План работы над проектом…………………………………….стр
3.Введение………………………………………………………...стр
4.Понятие параметра……………………………………………..стр
5.Линейная функция с параметрами…………………………….стр
6. Зависимость веса человека от его роста……………………..стр
7. Квадратичная функция………………………………………..стр
8. Квадратные уравнения с параметрами ………………………стр
9. Применение квадратичной функции…………………………стр
10. Геометрия пчелиных сот……………………………………..стр
11.Сыры……………………………………………………………стр
12.Шар и круг……………………………………………………..стр
13.Поилка для коров………………………………………………стр
14.Консервная банка………………………………………………стр
15.Заключение……………………………………………………..стр
16.Литература……………………………………………………..стр
17.Приложения…………………………………………………….стр
Отзыв учителя о работе.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющего в определённых умственных навыках. Автор проекта выбрала интересную тему, достаточно хорошо раскрыла практическую значимость, что свидетельствует о глубине знаний по данной теме. В процессе решения задач с параметрами в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ, классификация и систематизация, аналогия. Задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью, показаны навыки исследовательской деятельности. Задачи, представленные в данном проекте, интересны и часто не просты в решении, проявляется степень новизны в исследованиях. Автор проекта выдвинула гипотезу, обосновать практическую значимость данной темы и в результате огромной работы ей удалось это обосновать и доказать
План работы над проектом
1. Формулирование темы, которая должна быть не только актуальны по своему значению, но и оригинальны, интересны по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме.
3. Составление библиографии (литературы).
5. Обработка и систематизация информации.
6. Проведение исследований.
7. Обработка и оформление результатов исследований.
8. Консультации в процессе написания проекта.
9. Консультации по публичному выступлению учащегося с результатами исследования.(защита проекта).
10. Составление презентации для представления проекта.
11. Анализ проекта.
Введение
Цель проекта: на основании теоретического анализа и
практического исследования выявить, обосновать и оптимизировать условия применения задач с параметрами для практических задач .
Задачи проекта: развитие исследовательской компетентности посредством освоения новых знаний, выходящих за рамки школьной программы, по теме «Задачи с параметрами», убеждение в практической значимости этих знаний не только в математике, но и в жизни.
Актуальность: Наше время называют эпохой математизации знаний. Математические методы исследования находят всё более широкое применение во множестве областей знаний и практической деятельности. Овладение любой современной профессией требует знаний по математике.
Задачи с параметрами являются прообразами тех научно – исследовательских заданий, которыми предстоит заниматься нам в будущем на разных этапах профессиональной подготовки. Теоретическое изучение и математическое моделирование процессов в различных областях человеческой деятельности часто приводит к сложным задачам, в которых «много» различных неизвестных, которые по существу и представляют собой параметры.
Кроме того, работа над проектом позволит мне выполнять такие творческие задания, которые можно применять в тех областях, которые меня интересуют (а не только в математике).
При решении задач с параметрами приходится все время производить различные по степени сложности последовательные рассуждения, составлять для себя логическую схему решаемой задачи. Поэтому такие задачи - незаменимое средство для тренировки логического мышления, их решение позволяет намного лучше понять обычные, без параметров, задачи.
Гипотеза
Исследовать практическую значимость задач с параметрами.
Методы исследования:
- изучение дополнительной литературы по данному вопросу;
- наблюдение в повседневной жизни;
-проведение собственных исследований.
Что такое параметр?
Если вы вспомните некоторые основные уравнения (например, kx+l=0, ax2+bx+c=0), то обратим внимание, что при поиске их корней значения остальных переменных, входящих в уравнения, считаются фиксированными и заданными. Все разночтения в существующей литературе связаны с толкованием того, какими фиксированными и заданными могут быть эти значения остальных переменных.
Например, в уравнениях и при равенства не выполняются при любых значениях переменной , а в уравнения при их левые части не определены. Иногда допускается рассмотрение значения во всех приведенных случаях, а также, исключающие его в двух последних, вводя понятие допустимых значений переменной .
Определение. Параметром называется независимая переменная, значение которой в задаче считается заданным фиксированным или произвольным действительным числом, или числом, принадлежащим заранее оговоренному множеству.
Что означает «решить задачу с параметром»?
Естественно, это зависит от вопроса в задаче. Если, например, требуется решить уравнение, неравенство, их систему или совокупность, то это означает предъявить обоснованный ответ, либо для любого значения параметра, либо для значения параметра, принадлежащего заранее оговоренному множеству. Я хочу начать рассмотрение задач с параметрами с простейших. Таковыми являются задачи, модель которых - линейная функция , где – независимая переменная, и - некоторые числа, которые выражают зависимость между координатой тела, которая двигается прямолинейно и равномерно, и временем ее движения: , где – начальная координата, – проекция скорости тела; между стоимостью машины и числом лет ее эксплуатации: , где - начальная стоимость, - годовая амортизация. Прямая пропорциональность выражает зависимость между давлением жидкости , плотность которой , и высотою столба жидкости : , где g=9,8 ; между мощностью тока P и его силой I при постоянном напряжении U: .
Задача 1. Как себя будет вести прямая , если параметр является постоянным, а параметр – увеличивается? уменьшается?
Задача 2. Как себя будет вести прямая, если параметр является постоянным, а параметр – увеличивается? уменьшается?
По какому принципу построены данные графики?
У функций данных графиков параметр постоянный, при увеличении данного параметра график перемещается вверх, при уменьшении- вниз.
Прямые параллельны между собой.
Графики пересекаются в одной точке
, , если , то точка пересечения лежит выше оси , если , то она лежит ниже оси .
Многие связи по своей природе, то есть в реальной жизни, либо являются строго линейными, либо их можно привести к линейному виду. Один пример линейной связи из области медицины ещё одним, уже знакомым нам примером является линейная связь между весом и ростом. При условии наличия достаточного количества респондентов, на основании измеренных пар значений можно вывести уравнение регрессионной прямой, к которой более или менее приближается множество точек, соответствующие парам значений.
Корреляция - (correlation) - (в статистике) степень, с которой какая-либо одна характеристика воздействует на другую, причем эти характеристики являются взаимосвязанными и образуют пару. Такие парные характеристики могут быть представлены на графике в виде ряда точек.
Я провела исследование зависимости веса от роста учеников школы, проанализировала результаты по выборке в 62 человека. Данную зависимость можно считать линейной. Данные исследования (приложение№1).
Корреляция веса и роста по выборке в 62 ученика.
Графическое решение уравнения с параметром.
Достойное место в решении уравнений с параметрами занимает графический способ. Решить уравнение: .
При уравнение не имеет решения. Рассмотрим случай и построим графики двух функций и .
Из графиков видим, что при , уравнение имеет один корень. При графики пересекаются в двух точках, значит уравнение имеет два корня:
и
Квадратичная функция
Квадратичной функцией называется ф-ция вида , где - независимая переменная, –некоторые числа, причём .
Проблема.
Можно ли, не находя корней квадратного уравнения, определить их положение относительно некоторого числа ?
Задача: Исследовать различные случаи расположения корней квадратного уравнения в задачах с параметром.
Для того чтобы один из корней квадратного трехчлена был меньше, чем число , а другой больше, чем число (т.е. точка лежала бы между корнями), необходимо и достаточно выполнение условий:
Для того чтобы один из корней квадратного трехчлена был меньше, чем число , а другой больше, чем число (т.е. точка лежала бы между корнями), необходимо и достаточно выполнение условий:
Пример.При каких значениях параметра корни квадратного уравнения
лежат по разные стороны от числа 2?
Решение.
Рассмотрим функцию .
Сторож
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Сказка про Серого Зайку