Актуальность и практическая значимость данной работы заключается в том, что в последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.
Вывод
Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные.
Полезность, необходимость физических упражнений - всем известная истина. И всё - таки… как говорил академик Амосов, « пока человек здоров, он упражнения делать не хочет». Печально! Необходимо, чтобы каждый задумался над своим образом жизни раньше, чем обнаружит первые симптомы болезней.
Одна из самых общих рекомендаций, которая пригодна для людей самого разного возраста, кажется парадоксальной: хотите быть сильными и выносливыми - занимайтесь! В самом деле, каждый из нас стремится беречь силы, не расходовать запас энергии организма, а здесь – прямо противоположный совет. Однако этот совет верен, и достигнуть высокой работоспособности можно лишь в том случае, если систематически утомлять себя физическими нагрузками.
Двигательная активность дарует человечеству
саму жизнь. Работая мышцами, он не только
расходует, но и копит энергию, которая даёт ему
возможность строить тело, мозг, интеллект.
АРШАВСКИЙ
Вложение | Размер |
---|---|
efremova_katya_8a_proekt.doc | 841 КБ |
efremova_8_a_prilozhenie_k_proektu.doc | 28.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
Исследовательская работа
Физкультминутка как одна из форм
двигательной активности школьника
Выполнила:
Ефремова Екатерина
ученица 8 класса «А»
Руководитель:
Воронкова Ольга Владимировна
учитель физической культуры
г. Рубцовск 2012г
ВВЕДЕНИЕ
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Актуальность и практическая значимость данной работы заключается в том, что в последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Эти негативные явления современной социальной действительности и определили выбор темы, объекта и предмета исследования.
Объектом исследования выступает учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предметом исследования является выявление эффективности физкультминуток на повышение двигательной активности школьников в учебно-воспитательном процессе.
Исходя из объекта и предмета исследования, а также целевых установок и поставленных задач, нами бала выдвинута рабочая гипотеза, которая базируется на имеющихся противоречиях в теории и практике всестороннего гармоничного развития личности:
- большое количество работ в этой области и недостаточное применение на практике;
- потребность в оптимизации двигательной деятельности школьников как средства их разностороннего развития и не разработанность условий, обеспечивающих данный процесс;
- коллективной формой обучения и индивидуальными различиями учащихся, их мотивацией и установками;
- биологической достаточности движений и образом жизни школьника.
В окончательном варианте рабочая гипотеза была сформулирована в следующей редакции:
Мы предполагали, что применение физкультурных пауз на уроке позволит повысить уровень двигательной активности школьников, учитывая их различия и особенности.
Исходя из наличия противоречий в теории и практике всестороннего гармоничного развития личности, нами была поставлена целевая установка.
Целью исследования является определение необходимости применения физкультурных пауз для оптимизации двигательной деятельности школьников.
Для реализации цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Провести тщательный ретроспективный анализ литературы по проблеме исследования.
2. Провести анкетирование и выявить уровень двигательной активности школьников.
3. Разработать комплексы физкультминуток с применением нетрадиционных форм для учащихся старших классов.
Для достижения цели и решения поставленных задач нами были определены следующие методы исследования:
1.Теоретические – анализ и обобщение литературы по исследуемой проблеме.
2.Эмпирические – беседа, анкетирование.
3.Метод статистической обработки данных, их систематизирование и качественный анализ.
Исходя из целевой установки и поставленных задач, проходил процесс организации исследования, который состоял из трех этапов.
На первом этапе были сформулированы основные положения, изучен круг интересующих нас проблем по литературным источникам. Определены вопросы анкетирования и подобраны учебные классы (с 5 по 7 класс).
На втором этапе мы провели анкетирование (приложение 1), результаты опроса подверглись статистической обработке, построены графики и таблицы.
На третьем этапе были разработаны комплексы физкультурных пауз для учащихся 5 – 9 классов и завершено оформление научной работы в целом.
Глава 1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Влияние ограниченной двигательной активности на здоровье человека
Имеются сотни общих высказываний о пользе двигательной активности для здоровья человека, но нас должны интересовать конкретные медико-биологические данные по этой весьма сложной проблеме.
Однообразная, монотонная работа в условиях ограничения динамической двигательной деятельности ведет к снижению производительности труда и оказывает отрицательное влияние на организм. Учебные нагрузки и автоматизированное производство создают к тому же выражённое эмоциональное напряжение, которое не находит выхода в мышечной работе.
Ограничение двигательной активности (гипокинезия) противоречит биологическим законам развития человека, отрицательно сказывается на деятельности его морфологических и функциональных систем, развитии интеллекта, приводит к снижению сопротивляемости организма различным неблагоприятным факторам внешней среды. При гипокинезии возникает комплекс полиморфных расстройств, которые распространяются на функции кровообращения, дыхания, обменные процессы. Длительное ограничение возбуждения анализаторов, рецепторов кровообращения и нейромышечного аппарата существенно изменяет внутреннюю среду организма, что влечёт за собой стойкие функциональные расстройства. Гипокинезия снижает сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам и патогенным микроорганизмам.
Б.С. Катковский в 1966 году опубликовал свои обобщения о влиянии гипокинезии на физическую работоспособность; она резко снижается по сравнению с обычным состоянием, возрастают энерготраты на единицу работы, и увеличивается кислородная задолженность. На растущем организме дефицит движется, сказывая в большей степени, чем на организме взрослого человека. Достоверно известно, что у детей ограничение двигательной активности уменьшает силу выносливости мышц, сокращает объем мышечной массы, снижает тонус мышц; ухудшается также координация движений, снижаются показатели физической работоспособности. Гипокинезия изменяет костную ткань, уменьшаются ее масса и плотность, отмечается повышенное выделение ряда минеральных веществ и прежде всего кальция; наблюдается нарушение образования структур с фосфором и кальцием. Гипокинезия существенно сказывается на структуре и функции сердечно-сосудистой системы.
У детей и подростков следствием ограниченной двигательной активности может быть избыточная масса тела. О вреде гипокинезии образно сказал известный американский врач Купер: «Высокое напряжение при малой физической активности является смертельным коктейлем». У физически неактивных людей нарушается баланс между возбуждением и торможением, недостаток последнего способствует преобладанию деятельности возбуждающей (симпатической) нервной системы, неэкономному потреблению кислорода и, как следствие, к нарушению ионного равновесия. Подобный процесс ухудшает кровоснабжение, изменяет энергетический ресурс клеток, снижает функциональное возможности организма.
1.2.Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей школьников.
Ребенок рождается с небольшим количеством унаследованных движений, которые после рождения сравнительно долго остаются несовершенными. С ростом и развитием ребенка движения становятся все богаче и разнообразнее, формируясь как приобретенные на основе индивидуального опыта. И.П.Павлов писал, что «движения, чем мы дальше восходим по ряду животных, делаются все сложнее, во-первых, а во-вторых, эти движения получались не сразу, с появлением животного на свет, а выработались практикой. То, что теперь мы называем условными двигательными рефлексами, это движения, которые сложились, выработались, проторялись в течение индивидуальной жизни животного или человека». Решающим фактором, определяющим морфологическое и функциональное развитие двигательного анализатора, является среда, воспитание ребенка и его двигательная активность. Именно в процессе его активной деятельности складываются новые временные связи, формируются сложные двигательные стереотипы, образуются все новые и новые условно-рефлекторные связи.
Организм школьника по своим анатомо-физиологическим и функциональным возможностям отличается от организма взрослого человека. Дети более чувствительные к факторам внешней среды (перегревание, переохлаждение и др.) и хуже переносят физические перегрузки. У детей младшего школьного возраста (7-10 лет) еще недостаточно твердая костная система, поэтому возможность нарушения их осанки наибольшая. В этом возрасте часто наблюдаются искривления позвоночника, плоскостопие, приостановка роста и другие нарушения. Крупные мышцы развиваются быстрее малых, отчего дети затрудняются выполнять мелкие и точные движения, у них недостаточно развита координация. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда - недостаточная устойчивость внимания и более быстрое наступление утомления. В среднем школьном возрасте (12-16 лет) дети имеют почти оформленную костную систему. Но окостенение позвоночника и таза еще не закончено, сохраняется опасность возникновения сколиозов, замедление роста.
Только в старшем школьном возрасте (17-18 лет) формирование костной и мышечной систем почти завершается. Отмечается усиленный рост тела в длину, особенно при занятиях спортом, увеличивается масса тела. Интенсивно развивается мелкая мускулатура, совершенствуется точность и координация движений.
Установлено, что двигательная активность в 9 – 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе. Девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает. Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно-сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость. В печати были опубликованы довольно интересные наблюдения влияния ограничения двигательной активности на физическое развитие молодого организма. Учёные установили, что 6 – 7 летние дети, уже принятые в школу, отстают в росте и массе тела и мозгов от сверстников, не посещающих учебное заведений.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
1. Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдых в выходные дни. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организма человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. Во время мышечной нагрузки капилляры наполняются кровью, способствуют поступлению в мышцы питательных веществ. Таким образом, обмен веществ, при мышечной работе по сравнению с состоянием покоя возрастает во много раз. Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и врятли можно ожидать хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью.
2.Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физические нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма. Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения.
3. Ограничение двигательной активности школьника отрицательно сказывается на деятельности его морфологических и функциональных систем, развитии интеллекта, приводит к снижению сопротивляемости организма различным неблагоприятным факторам внешней среды.
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5 – 7 КЛАССОВ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Объем двигательной активности школьников
В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которое необходимо для нормального развития ребенка. Естественно, в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем больше движений он должен совершать для нормального дальнейшего формирования.
Нормой ежедневной двигательной активности школьника принято считать 15-30 тысяч шагов. Возрастные и половые нормы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Гигиеническая норма суточной двигательной активности школьников (по А.Г.Сухареву)
Возрастные группы | Локомоции, тыс. шагов | Величина энергозатрат, ккал/сут. | Продолжительность двигательной активности, ч |
Младшая(мальчики и девочки) | 15 - 20 | 2500-3000 | 3,0 – 3,6 |
Средняя (мальчики и девочки) | 20 – 25 | 3000-4000 | 3,6 – 4,8 |
Старшая (юноши) | 25 – 30 | 3500-4300 | 4,8 – 5,8 |
Старшая (девушки) | 25 – 30 | 3000-4000 | 3,6 4,8 |
В санитарно-эпидемиологических правилах СанПиН 2.4.2.1178-02 в разделе «Требования к режиму общеобразовательного процесса» рекомендуется примерный объем двигательной активности учащихся:
Таблица 2
Примерный объем двигательной активности обучающихся
Зная гигиенические нормы суточной двигательной активности школьников, мы решили проверить уровень двигательной активности учащихся МБОУ «СОШ № 24».
В декабре месяце нами был проведен анкетный опрос среди учащихся 5 – 7 классов. Всего в анкетировании принимало 171 учащихся нашей школы. В таблице 3 приведены результаты опроса детей, которые положительно ответили на вопросы анкеты (да). На 5 и 7 ответ учащиеся указывали количество часов, затраченных на просмотр компьютера и телевизора.
В таблице 4 приведены результаты опроса учащихся, которые ответили на вопросы анкеты отрицательно (нет).
Некоторые учащиеся испытывали затруднения, отвечая на вопросы анкеты, и давали неопределенные ответы.
Таким образом, мы получили следующие результаты: Таблица 3
Результаты анкетирования в 5 – 7 классах (да)
класс | 1 да | 2 да | 3 да | 4 да | 5 да | 6 да | 7 да |
5а | 21 | 5 | 19 | 18 | 12 (92ч) | 18 | 16 (54,3ч) |
5б | 17 | 4 | 13 | 4 | 7 (66ч) | 13 | 6 (19ч) |
5в | 12 | 5 | 7 | 3 | 5 (45,3ч) | 5 | 5 (27,4ч) |
6а | 20 | 9 | 16 | 8 | 23 (99ч) | 20 | 20 (69,3) |
6б | 19 | 3 | 10 | 8 | 18 (107ч) | 17 | 18 (61,3ч) |
7а | 20 | 4 | 19 | 6 | 25 (114ч) | 16 | 18 (59ч) |
7б | 18 | 12 | 10 | 9 | 23 (123ч) | 16 | 12 (45,5ч) |
Таблица 4
Результаты анкетирования в 5 – 7 классах (нет)
класс | 1 нет | 2 нет | 3 нет | 4 нет | 5 нет | 6 нет | 7 нет |
5а | 2 | 15 | 3 | 5 | 0 | 5 | 7 |
5б | 1 | 14 | 6 | 14 | 12 | 6 | 13 |
5в | 0 | 6 | 4 | 8 | 6 | 7 | 4 |
6а | 3 | 15 | 7 | 16 | 1 | 4 | 4 |
6б | 2 | 19 | 12 | 13 | 3 | 5 | 3 |
7а | 7 | 24 | 9 | 20 | 3 | 11 | 10 |
7б | 4 | 12 | 15 | 16 | 2 | 9 | 13 |
Подводя итог анкетирования, мы получили следующие данные:
Таблица 5
Уровень двигательной активности учащихся 5 -7 классов
Анкета | ДА | НЕТ |
1.Вы считаете себя здоровым человеком? | 145 | 20 |
2.Как вы считаете, вам хватает времени на переменах, чтобы отдохнуть от долгого сидения за партой? | 50 | 116 |
3.Хотели бы Вы, чтобы учителя использовали в течение урока физкультминутку (двигательную разминку)? | 111 | 58 |
4.Посещаете ли Вы дополнительные занятия спортом (в школе и вне школы)? | 64 | 103 |
5.Сколько времени в течение дня Вы смотрите телевизор? | 131 (713.6ч) | 32 |
6.У Вас есть компьютер (игровая приставка)? | 120 | 51 |
7.Сколько времени в течение дня Вы проводите за компьютером (приставкой)? | 110 (389.8ч) | 61 |
Итоговые результаты анкетирования подтвердили, что у учащихся очень низкий уровень двигательной активности, особенно у тех детей, которые не посещают дополнительные занятия физической культурой и спортом. Нивелирование результатов, по всей видимости, также связано с возрастными и половыми особенностями занимающихся, не сформированности у них потребности в здоровом образе жизни.
Сопоставляя полученные данные с гигиеническими нормами, мы пришли к выводу о том, что в процессе учебно-воспитетельной работы у учащихся 5 – 7 классов отмечается снижение работоспособности к концу учебного дня. Многие учащиеся не успевают восстановиться на переменах, в связи с индивидуальными особенностями, что приводит к снижению работоспособности в течение урока. Дети много времени проводят сидя за партой, как в школе, так и дома при выполнении домашних заданий, что отрицательно сказывается на состоянии их здоровья.
2.2. Обсуждение результатов анкетирования и практические рекомендации по повышению двигательной активности школьников
Результат нашего исследования подтверждает, что устойчивость умственной работоспособности непосредственно зависит от уровня физической подготовленности и режима двигательной активности школьников. Учащиеся много времени просиживают за компьютером, телевизором, что значительно снижает их объем двигательной активности. Уровень двигательной активности прослеживается на рисунке 1, и дает основание полагать о необходимости применения физкультурных пауз на уроках, а также в режиме дня школьника.
Рис.1. Уровень двигательной активности учащихся 5 – 7 классов
На графике хорошо видно, что большая часть детей считает себя здоровыми людьми, но в то же время отмечается быстрая их утомляемость.
Появляется потребность в движениях, психологической разгрузке. Из 171 ребенка только 64 учащихся посещают дополнительные занятия спортом, следовательно, 107 ребят не удовлетворяют свою биологическую потребность в движении. В свободное время учащиеся много времени проводят за компьютером или смотрят телевизор.
На основании анализа полученных данных, можно заключить, что у учащихся нашей школы действительно низкий уровень двигательной активности.
Таким образом, полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о целесообразности применения физкультминуток на уроках с целью повышения двигательной активности школьников. Нами подобраны комплексы упражнений для разных групп классов, которые можно выполнять как в классе, так и дома.
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физические нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. В высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма. Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался над сложной задачей и вдруг почувствовал потребность пройтись по комнате – так ему легче работать, думать. Если взглянуть на думающего школьника, видно, как собранно вся мускулатура его лица, рук тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активизируют деятельность мозга. “Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы моё тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться”, - признание великого французского мыслителя Ж.Ж. Руссо как нельзя лучше показывает взаимосвязь мозга с движением. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 - 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой. Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающее у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, - это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность. Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдых в выходные дни. Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям ими. На стене Форума в Элладе было высечено: «если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть сильным – бегай, если хочешь быть умным – бегай» справедливость этого изречения доказана многими исследованиями. Издавна известно, «кто много ходит, тот долго живет». Но с каждым годом двигательная активность человека уменьшается. А мышечный голод для здоровья человека так же опасен, как недостаток кислорода или витаминов. Это было многократно подтверждено различными экспериментами. Например, Нью-йоркское страховое общество обследовало 100 тысяч своих клиентов и пришло к выводу: у тех, кто занимается физическим трудом или спортом, смертность от сердечно – сосудистых заболеваний втрое меньше, чем у людей, ведущих мало подвижный образ жизни. Уже в 3-4 месячном возрасте ребёнку кроме массажа необходима гимнастика для мышц рук, ног, живота. От 4 до 7 – летнего возраста физическая активность должна быть очень высокой: упражнения, формирующие осанку, развивающие координацию, силу, быстроту и выносливость. В школьном возрасте ребёнок должен не менее 1,5 часа в день заниматься активными физическими упражнениями. Хорошо, когда человек с детства приучен к физкультуре. Это оградит его в будущем и от болячек, и от преждевременной старости.
Полезность, необходимость физических упражнений - всем известная истина. И всё - таки… как говорил академик Амосов, « пока человек здоров, он упражнения делать не хочет». Печально! Необходимо, чтобы каждый задумался над своим образом жизни раньше, чем обнаружит первые симптомы болезней.
Одна из самых общих рекомендаций, которая пригодна для людей самого разного возраста, кажется парадоксальной: хотите быть сильными и выносливыми - занимайтесь! В самом деле, каждый из нас стремится беречь силы, не расходовать запас энергии организма, а здесь – прямо противоположный совет. Однако этот совет верен, и достигнуть высокой работоспособности можно лишь в том случае, если систематически утомлять себя физическими нагрузками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Елисеева Л.А. Использование нетрадиционных средств оздоровления школьников на уроках физической культуры и во внеурочное время: Методическое пособие. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. - 34с.
2.Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практ. пособие/ С.А. Исаева. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 48с.
3.Настольная книга учителя физической культуры/ Под ред. проф. Л.Б.Кофмана; Авт-сост. Г.И.Погадаев; Предисл. В.В.Кузина, Н.Д. Никандорова. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 496с.
4.Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии. – М.:Просвещение, 1974. – 223с.
5.Тихвинский С.Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка. – Л.: Знание, 1988. – 32с.
6.Крипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1996.
7.Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1972.
Приложение 1
Комплекс дыхательных упражнений для учащихся по методу
А.Н. Стрельниковой
1.Повороты головы вправо – влево.
1-3-5-7- поворот головы вправо,
2-4-6-8- поворот головы влево.
Вдох – сильный и короткий выполняется на каждый счет через нос.
Выдох - свободный.
Повторить 2-3 раза.
2.Наклоны головы вперед-назад.
1-3-5-7-наклон головы вперед,
2-4-6-8-наклон головы назад.
Вдох – сильный и короткий выполняется на каждый счет через нос.
Выдох - свободный.
Повторить 2-3 раза.
3.Упражнение «обними плечи».
Выполняется на 8 счетов.
Вдох – сильный и короткий выполняется на каждый счет через нос при обхватывании руками плеч.
Выдох - свободный.
Повторить 2-3 раза.
4.Упражнение «насос».
Выполняется на 8 счетов.
Вдох – сильный и короткий выполняется на каждый счет через нос при наклоне вперед с одновременным движением рук вниз.
Выдох - свободный.
Повторить 3-4 раза.
Приложение 2
Оздоровительная гимнастика
для дополнительных занятий и домашних заданий
1.Активизирующий тип дыхания.
Вдох – на счет -1-2-3. Выдох на счет – 1.
Упражнение выполнять через нос. Повторить 4 раза.
2.Очищающее дыхание.
Производится медленный полный вдох.
И после небольшой паузы двумя-тремя короткими и сильными толчками воздух выдыхается через губы, сложенные трубочкой. Повторить 4 раза.
3.Упражнение «насос».
Из исходного положения руки перед грудью выполняются пружинистые наклоны вперед с одновременным выбрасыванием рук вперед, при этом делается короткий шумный вдох через нос.
Упражнение выполняется на 8 счетов.
Повторить 4 раза.
4.Упражнение для увеличения мощности дыхания.
Вдох + 3 вдоха, выдох + 3 выдоха: производится медленный, глубокий вдох – пауза 2 секунды, грудная клетка и ее мышцы возможно больше расслабляются, после чего дополнительно и последовательно производится еще 3 вдоха, сверх уже сделанного. На высоте вдоха каждого вдоха выдерживается пауза (3 сек).
Затем также поэтапно осуществляется выдох.
После первого глубокого выдоха – пауза, нужно максимально расслабить мышцы грудной клетки и путем максимального сокращения мышц брюшного пресса сделать последовательно еще 3 выдоха. Повторить 4 раза.
5.Успокаивающий тип дыхания.
Вдох (на счет – 1), выдох (на счет – 1-2-3). Выдох выполняется произвольно. Повторить 4 раза.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1.Двигательная активность в жизни человека …………………………..6
1.1.Влияние ограниченной двигательной активности на здоровье человека.6
1.2.Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей школьников………………………………………………………………………..8
Выводы по первой главе ………………………………………………………..11
Глава 2.Экспериментальная проверка уровня двигательной активности учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы …………………………12
2.1. Объем двигательной активности школьников ………………………...…12
2.2. Обсуждение результатов анкетирования и практические рекомендации по повышению двигательной активности школьников ………………...…….17
Выводы по второй главе ………………………………………………………..19
Заключение ………………………………………………………………………20
Список литературы ……………………………………………………………...22
Приложение ……………………………………………………………………...23
Музыка космоса
Фокус-покус! Раз, два,три!
Этот древний-древний-древний мир!
Золотая хохлома
Почему люди кричат, когда ссорятся?