Обряды и обычаи в прошлом играли огромную роль. Они передавали из поколения в поколение опыт духовной и трудовой жизни человека, способствовали оформлению коллективных, общественных отношений. Обряды регламентировали жизнь людей, придавали ей национальную специфику.
Народные обряды делятся на два цикла: на календарные обряды, связанные с хозяйственной деятельностью крестьянства, и на семейно-бытовые, обусловленные рождением человека, вступлением в брак, проводами в армию, смертью и т.д.
Семейные обычаи, в частности новоселье, также являются магическими действиями, в которых переплелись и христианские представления о природе и обществе, и языческие.
В данной работе рассматривается семейный обычай – новоселье. Какие религиозные и языческие обряды производили люди, переселяясь в новый дом.
Вложение | Размер |
---|---|
chernyh_anastasiya.doc | 78.5 КБ |
МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №1
имени Д.Ж. Жанаева»
Тема «Русские традиции и обычаи: новоселье»
Автор: Черных Анастасия Александровна,
ученица 8 «в» класса
адрес: с. Хоринск, ул. Партизанская, 17
телефон: 8914-831-9285
Руководитель: Подобашина М.Н.,
учитель русского языка и литературы
адрес: с. Хоринск, ул. Фадеева, 66-2
телефон: 8-914-636-3810
2012
Оглавление
Введение
С древнейших времён, когда люди ещё поклонялись языческим богам, в народе начали складываться различные традиции, обычаи, обряды. С принятием христианства, сложилось своеобразное двоеверие – сочетание языческой и христианской религиозности. Это выразилось в соединении тем и мотивов древнейшего язычества с идеями нового религиозного сознания.
Многие традиции и обычаи были связаны с ритуалом, имеющим для людей магическое значение. Магические обрядовые действия отражали языческие, суеверные представления о природе и обществе. Люди считали, что с помощью магических обрядов смогут обезопасить себя от враждебно настроенных по отношению к ним сверхъестественных сил или добиться благополучия.
Обряды и обычаи в прошлом играли огромную роль. Они передавали из поколения в поколение опыт духовной и трудовой жизни человека, способствовали оформлению коллективных, общественных отношений. Обряды регламентировали жизнь людей, придавали ей национальную специфику.
Народные обряды делятся на два цикла: на календарные обряды, связанные с хозяйственной деятельностью крестьянства, и на семейно-бытовые, обусловленные рождением человека, вступлением в брак, проводами в армию, смертью и т.д.
Семейные обычаи, в частности новоселье, также являются магическими действиями, в которых переплелись и христианские представления о природе и обществе, и языческие.
В данной работе рассматривается семейный обычай – новоселье. Какие религиозные и языческие обряды производили люди, переселяясь в новый дом.
Основная часть
Строительство дома
Облюбовав место для строительства, хозяева раскладывали на земле дубовую кору. Дня через три переворачивали её и смотрели: если под корой были одни пауки и муравьи – место плохое, если дождевые черви – хорошее, можно строить.
Доставали из-за пазухи три круглых каравая и катали по земле. Если все хлебы ложились, как полагается, верхней коркой вверх, - место считалось хорошим, безопасным. А если каравай переворачивался и ложился верхней коркой вниз, то строительство откладывали.
Если же всё указывало на удачу, тогда с Божьей помощью брались за работу, не забыв положить под правый дальний угол серебряную монету.
В глубокой древности существовало поверье, что новое жильё только тогда будет прочно, когда умрёт глава поселившейся в ней семьи и в душе усопшего дом получит своего домового. С этим связана примета, что постройка нового дома обязательно влечёт за собой смерть хозяина. И тот из родичей умрёт раньше, кто прежде всех войдёт в новый дом. Не случайно по требованию старинного обряда первым в дом входил всегда старший в семье.
Желая отвести смерть от людей, наши древние предки приносили в жертву какое-нибудь домашнее животное, чаще всего петуха. Хозяева приходили на место закладки, отрубали у петуха голову и зарывали её там, где предполагался передний угол дома. Обряд этот совершался тайно.
Иногда крестьяне закапывали в землю на месте переднего угла несколько мелких монет и ячменных зёрен, чтобы в новом доме не переводились ни хлеб, ни деньги. Порой добавляли шерсть – на счастье и ладан – для святости.
Строили в деревнях дружно. Собирали помочь – деревенские мужики все вместе разом, в один день, подводили сруб под крышу.
Влазины
Переход в новую избу почти повсеместно в России совершался ночью, как только пропоют первые петухи. Ночью же перегоняли и скотину. Счастливыми днями для новоселья считались двунадесятые христианские празднества (Пасха, Вознесение, Троица, Вербное воскресение, Крещение, Сретенье, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Воздвижение креста и Рождество Христово). Особенно удачным считалось Введение во храм Богородицы.
Обычай входа, вселения в новый дом известен с древнейших времён. Вперёд себя впускали в дом петуха и кошку или малознакомого человека, а то и вовсе неправославного. За ними входил хозяин с хлебом-солью, а следом всё семейство.
В старом доме старуха-хозяйка накрывала стол скатертью и ставила на него хлеб-соль. Хозяин зажигал свечу перед образами и после общей молитвы клал икону себе за пазуху. А затем подходил к голубцу и говорил, отворив дверь в подполье: «Суседушко, братанушко, пойдём в новый дом! Как жили в старом доме хорошо и благо, так будем жить и в новом. Ты люби мой скот и моё семейство!»
После этого отправлялись в новый дом. Хозяин нёс петуха и курицу, хозяйка хлеб-соль и квашню, остальные пожитки распределялись между членами семьи. Открыв дом, хозяин прежде всего впускал в избу петуха и курицу и ждал, чтобы петух пропел на новоселье. Затем входил в дом, ставил икону, открывал голбец и приглашал: «Проходи-ко, суседушко, братанушко!»
Считалось, что домовой в новой избе сам выберет себе место. Он мог поселиться и за печкой, и под шестком, и под порогом. Но голбец и чулан были его излюбленными обиталищами.
Новоселье заканчивалось семейной молитвой. Затем хозяйка накрывала стол, затапливала печь и принималась за стряпню.
Существовал в старину и такой обычай, как перенос в новый дом из старого священного огня. Старшая женщина-хозяйка в последний раз топила в старом доме печь, выгребала горячие угли в чистый горшок и накрывала белой скатертью. В новом доме с поклонами и хлебом-солью её встречали молодые хозяева. Принесённые угли высыпали в печурку, снятой с горшка скатертью символически трясли по всем углам, как бы выпуская домового. Затем горшок разбивали и зарывали под передний угол. Если до новой избы было далеко и не удавалось перенести туда священный огонь, переносили вместо него атрибуты очага: ухват, кочергу.
Освящение жилища
Прежде чем семья начнёт жить в новом доме, он должен быть освящён. Хозяин дома приглашал священника с просьбой о благословении своего дома.
Не удивительно, что все страшные истории с привидениями случались исключительно в неосвящённых домах. Таинственные стуки, двигающаяся сама собой мебель и прочие сверхъестественные явления известны были давно. Эти страсти прекращались, когда новые хозяева дома звали батюшку освятить «нехороший дом».
На Руси некоторые предпочитали не селиться в новых домах, а старались купить тот, в котором уже жили люди. («Покупай шубу шитую, а избу житую»)
Задаривание домового
Переход на новое место, или влазины, - ответственное и опасное дело. Новая изба пока пуста – в ней нет ещё самого главного хозяина, без которого дом не дом, - домового.
Искушённые житейским опытом хозяйки-бабы, поставив икону в красный угол, отрезали ломоть от каравая хлеба и клали его под печку – домовому.
Кое-где хозяйка дома до рассвета (чтобы никто не видел) старалась три раза обежать новую избу нагишом с приговором: «Поставлю я около двора железный тын, чтобы через этот тын ни лютый зверь не проскочил, ни гад не переполз, ни лихой человек ногой не переступил, и дедушка лесной через него не заглядывал». А чтобы этот замок был крепок, баба в воротах перекидывалась кубарем также до трёх раз и тоже с заученным приговорным желанием, чтобы «род и плод в новом доме увеличивались».
Домовой-доможил
В старину люди не решались произносить это имя вслух – из уважения к нему и суеверного страха перед ним. Называли его хозяином, дедушкой, братанушкой, доброжилом, суседком, а иногда просто – он или сам.
О происхождении домовых существует такая легенда. Когда Господь при сотворении мира сбросил на землю всю непокорную и злую небесную силу, она возгордилась и подняла мятеж против своего Создателя. На людские жилища тоже попадали нечистые духи. Поселившись ближе к людям, они обжились и смягчили свой нрав. Не стали они злыми врагами, как водяные, лешие и прочие черти, а как бы переродились: превратились в доброхотов и при этом даже оказались с привычками людей весёлого и шутливого нрава.
Никто не позволял себе выругаться их именем. Всегда и все отзываются о них с добродушием и нескрываемой нежностью.
Каждая жилая деревенская изба имеет одного такого жильца, который и становится сторожем не только самого строения, но, главным образом всех живущих: и людей, и скотины, и птицы.
Видеть домового нельзя. И если кто говорит, что видел его в виде вороха сена, в образе какого-либо из домашних животных, тот явно лукавит. Тем, кто пожелал бы его видеть, предлагают выполнить нелёгкие задания: надо надеть на себя, непременно в пасхальную ночь, лошадиный хомут, покрыться бороной, зубьями на себя, и сидеть между лошадьми, которых он особенно любит, целую ночь. Говорят, если домовой увидит человека, который за ним таким образом подсматривает, то лошади начинают бить задом по бороне и могут забить до смерти любознательного.
Верно лишь одно, что можно слышать голос домового, его тихий плач и глухие сдержанные стоны, его мягкий и ласковый, а иногда и отрывисто-краткий и глухой голос в виде мимоходных ответов (тогда умелые и догадливые успевают окликнуть и спросить его при удачно представившемся случае). Впрочем, многие не пытаются ни видеть этих духов, ни говорить с ними, потому что добра от этого не будет: можно даже опасно захворать.
Домовой, по доброму своему расположению, может наваливаться на грудь большаку и давить.
Кто, проснувшись, поспешит спросить домового: «К худу или добру?» - он ответит человеческим голосом. Только таким избранным удавалось узнать, что домовой мохнатый, оброс мягкой шерстью, ею покрыты даже ладони его рук. Часто он гладит сонных своей мягкой лапой, и тогда не требуется никаких вопросов – ясно, что это к добру. Зла людям он не делает, а напротив, старается даже предостеречь от грядущих несчастий и временной опасности.
Если он стучит по ночам в подызбице, или возится ночью за печкой, или громыхает посудой в подставницах, то делает он это просто от скуки и, по свойству своего весёлого нрава, забавляется. Домовой – вообще большой проказник, своеобразный шутник и, где обживётся, там беззаботно и беспричинно резвится. Он и сонных щекочет, и косматой грудью на молодых наваливается. Подурит и пропадёт с такой быстротой, что нет никакой возможности заметить, каков он.
Поселяясь на постоянное место жительства в тёплой избе, домовой так в ней приживается на правах хозяина, что вполне заслуживает присвоенное в некоторых местах звания доможила. Если он замечает покушение на излюбленное им жилище со стороны соседнего домового, если, например, он уличит его в краже овса у коней или сена, то всегда вступает в драку и ведёт её с ожесточением. Но одни лишь чуткие люди могут слышать этот шум в хлевах и конюшнях и отличать возню домовых от лошадиного топота и шараханья шальных овец.
Приживается домовой в избе так сильно, что его трудно, почти невозможно выселить или выжить. Надо владеть особыми притягательными добрыми свойствами души, чтобы он внял мольбам и не признал бы ласкающие слова за лицемерный подвох, а предлагаемые подарки – за шутливую выходку. Если при переходе из старой избы в новую не сумеют переманить старого домового, то он остаётся жить на старом пепелище, среди трухи развалин. Он будет жить в тоске и на холоде, в полном одиночестве, даже без соседства мышей и тараканов.
Оставшись так из упрямства или оставленный по забывчивости хозяев, домовой будет томиться и скучать, изводить всю округу по ночам стонами и плачем. Но и хозяевам в новой избе будет неуютно и неспокойно без своего домового. Поэтому каждую ночь хозяин без шапки, в одной рубахе ходил в старый дом и с поклонами упрашивал домового пожаловать в новые хоромы, где самой хозяйкой приготовлено ему угощение: хлеб с солью и водка в чашке.
При выборе места для житья домовой неразборчив: живёт и за печкой, и под шестком, поселяется под порогом входных дверей, и в подызбице, и на подволоке, любит проводить время в голбцах и чуланах.
Жена домового, доманя, любит жить в подполье, при чём крестьяне при переходе в новую избу зовут на новоселье и её, приговаривая: «Дом-домовой, пойдём со мной, веди и домовиху-госпожу – как умею награжу».
Без домового крестьяне не представляли себе жизни. Кто, кроме него, предупредит о предстоящей напасти, кто скажет, какой масти надо покупать лошадей, какой шерсти покупать коров? Разъезжая на нелюбимой лошадке, домовой может превратить её из сытого мерина в такую клячу, что шкура будет висеть как на палке.
Бывают лошади «двужильные» (переход от шеи к холке раздвоенный), в работе негодные: они служат только для домового. Кто об этом узнавал, спешил продать такую лошадь за бесценок: если такая лошадь околеет во дворе, то сколько ни покупай потом – все они передохнут (счётом до двенадцати). Чтобы предотвратить гнев домового, околевшую лошадь следует вытаскивать не в ворота, а в отверстие, проломанное в стене хлева.
Чтобы избежать напастей, после покупки коровы или лошади повод от узды или конец верёвочки перекладывали из полы в полу с приговорами пожеланий «лёгкой руки». Приведя скотину домой, давали ей кусочек хлеба, а к домовому обращались открыто, при свидетелях, кланялись в хлеве на все четыре угла и просили поить, кормить, ласкать и холить и эту новую скотину, как бывалых прежних.
Охотнее всего домовой старается предупреждать о несчастиях, чтобы хозяева успели приготовиться к встрече с бедой и отвратить от себя напасть. Если слышался плач домового – это к покойнику. Когда он у трубы на крыше заигрывал в заслонку – будет суд из-за какого-нибудь дела и обиды. Обмочит домовой ночью – заболеет этот человек. Загремит домовой в подставнице посудой – осторожнее обращайся с огнем. Плачет домовой и охает - к горю, а к радости скачет, песни играет, смеётся. Иногда, подыгрывая на гребешке, предупреждает о свадьбе в семье.
Домовой любит те семьи, которые живут в полном согласии, и тех хозяев, которые рачительно относятся к своему добру, в порядке и чистоте держат свой двор. Если такие хозяева забудут, например, замесить коровам корм, задать лошадям сена, то домовой сам за них позаботится.
Зато ленивым и нерадивым он охотно помогает запускать хозяйство и старается во всём вредить: мучает и бьёт скотину, засоряет навозом двор, давит каждую ночь и сбрасывает ночью с печи хозяина, хозяйку и детей. Но можно помириться с рассерженным домовым – положить ему нюхательного табака, или подарить разноцветные лоскутки, или просто угостить горбушкой хлеба, отрезанной от непочатого каравая.
Домовой-дворовый
Домовому-доможилу одному со всем хозяйством не управиться, поэтому в помощь ему даны: дворовый, банник (баенник), овинник (он же гуменник) и шишимора-кикимора.
Домовые-дворовые обязательно полагаются для каждого деревенского двора, как домовой-доможил для каждой избы. Банники – для каждой бани, овинники или гуменники – для всех риг и гумен без исключения. Все они – те же домовые, только, в отличие от доможила, более злобного нрава.
Дворовый очень похож на доможила.
Домового-дворового стараются ублажать всякими мерами, предупреждать его желания, угождать его вкусам: не держать белых кошек, белых собак и сивых лошадей (холит и гладит он вороных и серых). Если нельзя отказаться от покупки таковых, их нужно ввести во двор не иначе как через овчинную шубу, разостланную в воротах, шерстью вверх. С особенным вниманием ухаживают хозяйки за новорожденными животными, зная, что дворовый не любит ни телят, ни овец. Новорожденных животных стараются увести из хлева и поселить в избе с ребятами. На дворе дворовому не подчинены только куры: у них есть свой бог.
Если домовой дворовый без видимых причин начинает проказить, причинять постоянные беспокойства, убытки в хозяйстве, к нему применяют решительные меры и вступают в открытую борьбу. Например, тычут навозными вилами в нижние брёвна двора с приговором: «Вот тебе, вот тебе, за то-то и за это».
Банник
Банник, или баенник, живёт в бане за каменкой, чаще всего под полком, на котором обычно парятся.
Верили, что баенник моется после всех, обычно разделяющихся на три очереди, а поэтому четвёртой смены, или четвёртого пара, все боялись: «он» накинется – станет бросаться горячими камнями из каменки, плескаться кипятком; если не убежишь задом наперёд, он может совсем обжечь. Мыться людям, говорили, полагается около 5-7 часов пополудни.
Избегая баенника, в северных лесных местностях в баню не ходили, предпочитая париться в печках.
Не любит баенник смельчаков, которые хвастаются посещением его жилища не в указанное безопасное время. Так как на нём лежит прямая обязанность удалять из бани угар, то он может наводить угар на тех, кем он недоволен
Заискивали расположения баенника тем, что приносили ему угощение – кусок ржаного хлеба, круто посыпанный солью. Чтобы навсегда отнять у него силу и охоту вредить, ему оставляли в дар и чёрную курицу. Когда выстроят после пожара новую баню, то такую курицу, не ощипывая перьев, душили (а не резали) и закапывали в землю под порогом бани, стараясь подгадать время под чистый четверг. Закопав курицу, уходили из бани задом и всё время отвешивали поклоны на баню.
На месте бывших бань никто не решался ставить избу: либо одолеют клопы, либо обездолит мышь, либо падёт весь домашний скот.
Праздничный стол
После того, как дом был освящён, батюшку оставляли на новоселье, созывали гостей. Гости несли с собой хлеб и полную солонку соли – пожелание обилия и благополучия в доме (раньше, бывало, на праздничный стол ставили несколько буханок и солонок, чтобы обязательно хватило всем приглашённым). В прошлом веке в городах возникла мода заменять ржаную буханку огромным специальным калачом из сладкого теста, а соль выставлять чисто символически.
Как и при выборе места для строительства дома, снова катали по полу караваи хлеба и смотрели, как они лягут, как хозяевам придётся жить на новом месте, счастливо или нет. Приносили с собой рожь, ячмень, овечью шерсть. Зерно высыпали на лавку, а шерсть с мелкими деньгами бросали в печь – к изобилию.
На праздничный стол ставили блюда, имевшие символический смысл: пироги, предвещавшие хорошие отношения с соседями, какое-нибудь блюдо из курицы, например, «богатые» щи на курином бульоне (чтобы денег было – куры не клюют) и т.д.
Начинать пир полагалось с водки (чистой, в знак пожелания хозяевам безоблачной счастливой жизни на новом месте). Первый тост обязательно поднимался за долгую жизнь хозяина дома (затем за хозяйку, за детей, далее – по желанию гостей).
Любопытно, что подарки на новоселье было принято вручать непосредственно перед уходом. Подарок должен быть дорогим, для семейного пользования. Ни в коем случае нельзя было дарить новосёлам конверт с деньгами.
Современного обряда новоселья не существует. Единственно – обязательно устраивают весёлый праздничный обед сразу после въезда. Новосёлам можно подарить, помимо обязательных цветов, что-то для дома: люстры, светильники, вазы для цветов, посуду, кухонную утварь и прочее.
Уходя из нового дома, хорошо сказать, как говаривали в старину: «Мир вашему дому!»
Заключение
Русские традиции и обряды связаны прежде всего с языческими представлениями русского человека. Он совершал обряды, имеющие магическое значение, потому что был суеверен. Суеверный страх перед неведомыми сверхъестественными силами, незнание законов природы приводили к тому, что человек старался обезопасить себя произнесением различных заговоров, проведением ритуалов, передаваемых от поколения к поколению.
В современном обществе такие ритуальные действия, конечно же, не сохранились. Но некоторые обычаи, не связанные с языческими представлениями, остаются, и они, несомненно, положительные. Например, сохранять в чистоте и порядке свой дом и подворье, благожелательно относится к людям, дарить подарки на новоселье.
Другие обычаи в наше время носят чисто символический характер: впускать первой в новый дом или квартиру кошку. Возможно, люди и не знают, с чем это связано, но помнят этот обряд и иногда соблюдают его.
В любом случае современные люди должны знать традиции и обычаи своего народа, потому что без исторической памяти нет будущего.
Словарь
Передний, большой, или красный, угол – самый уважаемый угол в доме. Это правый угол от входящего в дом, угол, против которого стоит печь. Здесь помещается обеденный стол. Сюда ставят иконы, и первый поклон, входя в дом, отдают этому углу и иконам. Место на лавке в этом углу самое почётное. Сюда сажают именитых гостей, старших родственников, священника, знахаря. По примете, если трещит передний угол или матица, то хозяину грозит несчастье.
Голбцом называли сооружение типа примоста, загородки или чулана в крестьянской избе между печью и полатями. А также припечье со ступеньками к печи и полатям, с дверцами, полочками внутри и с лазом в подполье.
Петух – это символ огня, символ очага. Считалось, что если петух, внесённый в новую избу, запоёт – это предвещало хозяевам счастливую жизнь. Если же молчит – значит их ожидает в новом доме какое-нибудь горе. Иногда петуха в ночь переселения до утра оставляли в избе, чтобы первый его крик прозвучал в новом жилище.
В старину, когда начиналась гроза, хозяева старались выгнать кошек из дома, особенно чёрных, чтобы они не привлекли удара молнии. Существовало много примет, связанных с поведением кошки в доме:
если кошка долго, старательно умывается – значит зазывает («намывает») гостей;
скребёт лапами и царапает когтями по полу – зимой к метели, летом – к дождю и ветру;
ложится животом вверх – к теплу;
закрывает лапкой мордочку – к морозу;
распускает хвост – к метели;
спит на полу – будет тёплая погода;
залезает на печь – жидается холод;
на кого кошка потянется – тому будет корысть;
вскочит кошка на божницу – будет в доме покойник.
Тому же, кто убьёт кота, не будет ни в чём удачи в течение семи лет.
Не случайно кошку пускали первой в новый дом или квартиру. При этом, очевидно, думали: если суждено быть беде, пусть она случится с кошкой, а не с людьми!
Старший в доме, хозяин или хозяйка, старшина в семье. Большаком и большицей называли также старших детей. Большухой именовали и девку, водящую в хороводах, играх.
Кладовая и погреб, подполье, она может быть нежилая. Также подызбицей называли особую зимнюю избёнку, которой пользовались, чтобы сохранить в целости и сохранности белую избу. Подызбице – это и тёплая избушка для мелкого скота.
Так называли подстилку или подшивку по матицам, накат или потолок, а также вышку, чердак, подпечье, куда клали ухваты, кочерги.
Список использованной литературы
А теперь — мультфильм
Сказка про Серого Зайку
Ласточка
Хитрый коврик
Почему люди кричат, когда ссорятся?