В работе раскрыта связь православных праздников с жизнью современников.Особенности обрядовых блюд. Представлено описание православных праздников и обрядовой выпечки.
Вложение | Размер |
---|---|
этот хлеб только в праздник есть.doc | 134 КБ |
Введение
1.Актуальность исследования.
2.Научно-практическая значимость.
3.Объект и предмет исследования.
4. Методы исследования.
5. Результаты исследования:
5.1. Крестильная каша.
5.2.Рождество Христово.
5.3. Колядки.
5.4. Крещение. Святое Богоявление.
5.5. Масленица.
5.6. Сороки.
5.7. Пасха.
5.8. Медовый спас.
5.9. Яблочный спас.
5.10. Воздвижение Креста Господне.
5.11.Покров Пресвятой Богородицы.
5.12.Хлеб-соль.
5.13.Поминальные изделия.
5.14. Просфора.
6. Вывод.
ВВЕДЕНИЕ
Обряды уходят своими корнями в наше языческое прошлое и с необъяснимой силой притягивают нас и сегодня. Это традиции наших бабушек и дедушек, бережно сохраненные и переданные новым поколениям. Эти обычаи отличаются от привычных сегодня праздников своей искренностью, эмоциональностью, задором и верой.
С древних времен, на Руси, существовало множество разнообразных праздников, и у каждого были свои обычаи, порядок проведения, и, конечно же, свои традиционные блюда. У каждого народа, особенно у народа – землепашца, всегда особо почитались зерно и продукты его переработки. Это находило отражение в мифах, сказках, верованиях.
Меня эта тема заинтересовала после рассказа моей бабушки о православных праздниках, которые праздновали ее родители, и ее бабушки и дедушки. И какие блюда они готовили к каждому из них.
Я провел анкетирование, сначала в своем классе, потом среди учащихся всей школы. В итоге: о всех православных праздниках знают- 10% ребят, о Пасхе и Рождестве- 100%, узнали о праздниках из рассказов родных- 40%, узнали о православных традициях на уроках истории, искусства, краеведения- 60%. Я решил подробно узнать о православных праздниках сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Когда же нужно готовить обрядовые блюда? Конечно же, их надо готовить к праздничным дням: крестинам, свадьбам, новосельям, поминам. Зачем их надо готовить? Да затем, что есть такое слово – обычай, традиция. Пока живы традиции, жив народ. Сохранение культурных традиций часто является основой сохранения самобытности того или иного народа, уклада его жизни, просто сохранения его как этноса.
Обрядовые изделия русского народа очень многообразны и каждый отдельный вид обрядового блюда имеет огромное значение в развитии культуры русского народа.
1.Актуальность исследования
В настоящее время приоритет и ценности духовного развития России постепенно возрождаются. Но, несмотря на это, на первое место ставится материальное благополучие. Многие люди не видят необходимости сохранения духовных традиций, напоминающих о жизни и традициях прошлых поколений. Данная тема позволяет белее глубоко изучить православные праздники и показать их влияние на нашу жизнь, их роль в духовном воспитании подрастающего поколения. Необходимо воскресить в сердцах людей уважение к православным традициям. В этом и заключается актуальность темы.
2.Научно-практическая значимость работы
Использовать накопленный материал на уроках истории, основ православной культуры, краеведения, а также применять во внеклассных мероприятиях, способствующих духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения.
3.Объект и предмет исследования
Объектом исследовательской работы является изучение хронологической последовательности православных праздников и их связь с жизнью человека. Предмет исследования – изучение материалов научной и духовной литературы.
Праздники играют в жизни человека важную роль. Православные праздники отражают культуру и национальный характер общества. Обрядовый хлеб и другие изделия из зерна, являются ритуальными блюдами. В связи с этим объектом исследования в работе являются православные праздники, а единицей наблюдения - обрядовый хлеб.
Праздник есть явление благих дел, благочестивое настроение души и исправная жизнь. Если ты имеешь это, то всегда можешь праздновать.
Праздник всегда шагал в ногу с историей человечества, являясь живым организмом народа — организмом сложным, подвижным. И как человек, получающий свойства родителей, праздник в течение веков вбирал в себя черты исторической, религиозной, народной жизни. Именно это мы должны сохранить и передать следующему поколению.
Хлеб — наиболее сакральный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как дар Божий и одновременно как самостоятельное живое существо. Требует к себе особо почтительного отношения.
Как один из символов хлеб упоминается в сочетании с Богом, землей, солнцем и лишен негативных значений. У восточных и западных славян было принято, чтобы буханка ХЛЕБА постоянно лежала на столе в красном углу. ХЛЕБ на столе символизировал достаток дома, постоянную готовность к приему гостя, а также был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил. Люди кладут ХЛЕБ перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Господу; но и Бог, в свою очередь, кладет ХЛЕБ на стол перед людьми: по общеславянскому выражению, ХЛЕБ — «дар Божий», а по русскому, «стол — ладонь Божья».
4.Методы исследования
В начале исследований была составлена программа исследования. Программа исследования по данной теме включает следующие элементы:
В работе применяется метод исследования – изучение информационных источников по теме с помощью теоретического исследования и анализа источников, описание. В качестве информационных источников использовались православные календари, книги, журналы, газетные материалы, сеть интернет.
При анализе источников устанавливалась последовательность праздников, выявлялись обрядовые хлебные изделия и их связь с обрядами. Таким образом, осуществлялся сбор фактических данных об объекте исследования и единицы наблюдения. Разнообразие информационных источников позволяет полностью раскрыть тему работы и реализовать поставленную цель.
Цели работы:
1.Доказать значимость православных праздников в жизни современного общества.
2. Установить связь православных праздников и обрядовых блюд.
3.Возродить уважение к хлебу.
Задачи работы:
1. Повысить интерес учащихся к истории православных праздников.
2. Изучить последовательность православных праздников и связанную с ними обрядовую выпечку.
4. Довести полученную информацию о значении обрядовых изделий в жизни человека при проведении праздников, торжеств – для сохранения духовно-нравственных традиций современного общества.
Основная часть.
«Родись на Руси человек – и краюшка хлеба готова» - так говорит старинная народная пословица. Начнем рассматривать православные праздники и обряды с рождения человека.
На Руси, когда в семье крестьянина-землепашца рождался ребенок, его крестили и в этот день домашнего счастья в доме родителей, в честь малютки, на его имя, в первый раз первое обрядовое блюдо. Каша с «потехой». Её обильно заправляли перцем, хреном, горчицей и горько солили. Отцу нужно было съесть такую кашу всю, без остатка. Давились, а ели. Терпи, человек! Обычай такой. От такого угощения глаза на лоб вылезали. Зачем же такие испытания? Чтобы отец младенца хоть в какой-то мере смог оценить все тяготы родов своей жены. А у соли в этой каше была своя роль. Соль должна была изгнать из дома и из новорожденного нечистую силу. А всего крестильных каш готовили две. Одну– от хозяина дома (отцовскую, с «потехой»), другую – от повитухи (бабину, бабью кашу, кутью). Каша варилась крутая, пшеничная или гречневая.
Повитуха свою, бабкину кашу обильно сдабривала медом, маслом, сливками, яичком и запекала в ней курицу или петуха. После торгов кум (крестный отец новорожденного), подняв высоко над головой горшок с этой кашей, разбивал его об угол стола, это символизировало начало новой счастливой жизни. Черепки рассыпались, их выбрасывали в огород – на хороший урожай. (Помните пословицу? «Посуда бьется – жди удачи!» Видимо, истоки ее именно здесь.) А та каша, что оставалась в руках, ставилась на стол гостям и матери ребенка.
Отцовскую же, злую, замешанную с острыми приправами кашу обязательно подавали в меховой шапке, к тому же, чтобы ребенок был богатым, клали дитя на овечью шкуру, на мех. Отец должен был съесть кашу (недоеденную ставили на самый верх печи) и заплатить за нее монетой. Поедалась отцовская каша тоже особым способом. По русскому обычаю для быстрого и здорового роста ребенка отец, съев ложку пересоленной каши, подкидывал эту ложку вверх. А гости поднимали шум. Для выгонки нечистой силы, для роста малыша, для благополучия семьи. Все прыгали, шумели, плескали в потолок вино. Крестины, одним словом.
Последний день Рождественского поста называется сочельником, потому что уставом в этот день положено есть сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы, риса. Есть сочиво принято, видимо, в подражание посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых перед праздником Рождества Христова, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы и согласно со словами Евангелия: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа.
В Рождественский сочельник трапеза предписана один раз после Божественной Литургии.
Калитки, или колядки (преснушки), — это маленькие выпечные изделия из ржаного пресного теста с различными начинками, наливками, намазками или припеками.
Название происходит от Коляд — древнего языческого праздника, слившегося позднее с Рождеством. Колядки — это и рождественские песни, распеваемые колядовальщиками, и угощение, которое выпекали к этому дню, дабы одаривать колядовальщиков.
Как слова живой разговорной речи при общении переходят из одного языка в другой, так и национальная самобытная кухня или отдельные ее блюда проникают в кухни других народов, а особенно понравившиеся и полюбившиеся приживаются. Так произошло и с колядками. Это великолепное оригинальное изделие очень простое в исполнении. Возможно именно поэтому оно получило у многих народов искреннее признание, стало как бы частью их национальной культуры, вошло в жизнь, сказки, песни, пословицы и поговорки.
Колядки, как правило, выпекали из пресного ржаного теста, что подтверждает их древнее происхождение. И поныне в Новгородской области сохранился рецепт кушанья древних поморов — преснушек. Их изготавливали из ржаной муки и воды и наполняли всем, что дарила окружающая природа: грибами, черникой, земляникой, голубикой, малиной. Общее у этих изделий — способ приготовления: сформовать из теста круглую или овальную лепешку, положить на нее начинку, защипать края. Ржаное тесто необыкновенно податливое, оно принимает и сохраняет любую приданную ему форму, поэтому края изделия можно защипывать и загибать в виде трех-, четырех-, пяти-, шести-, семиугольников.
Хозяйки по обычаю пекут обрядовое печенье – кресты. Первая утренняя трапеза 19 января для каждого из домочадцев должна состоять из этого печенья, которое полагается запить святой водой.
Должны быть и особенные печеньица – именные. Мать семейства, когда раскатывает тесто и формует его, помечает некоторые мучные изделия только ей ведомым значком. Для себя изюминкой, для мужа – маком, для сына – анисом, для дочки – тмином или просто выдавливает ножом первую букву имени. Эти символы, вынутые из духовки, рассказывают, какой жизненный крест придется нести в наступившем году всем членам семьи.
Хорошо пропеченный желто-розовый крест сулит здоровье, успехи, благополучие. Мальчики (девочки редко) обходили дома с пением озорных "крестных" песенок, в которых выпрашивали печенье:
"Говенье ломается,
На печи Христос обувается,
Кадка молока опрокидывается,
Нитка доле, доле, доле,
Подавай крест поболе.
Кто не даст - тому вырви глаз,
Кто даст - тому серебряный".
Соколова В.К. 1979.
Масленица — это радостный и сытный праздник. Его главный атрибут - блины, круглые, как солнце. Раньше в семьях мама и бабушка ставили тесто на блины с вечера. Они вставали рано утром и пекли горы блинов, ловко переворачивая их на сковородах. Скоро, совсем скоро кончится зима и придет долгожданная весна, а за ней и лето - это главная идея Масленицы.
Масленицу называют Сырной, или мясопустной, неделей. Она начинается за 56 дней до Пасхи после Вселенской субботы и длится неделю. После Масленицы начинается Великий пост, который завершается Пасхой.
На Масленой неделе уже не употребляют мяса, но другую скоромную пищу есть можно - коровье масло, молоко, сливки, яйца. А впереди ждет - Великий пост. Он накладывал ограничения не только на пищу - поведение человека должно было свидетельствовать о его духовном и физическом очищении, и поэтому всякие праздничные веселья исключались.
На Руси верили, что на Масленицу нужно «потешиться». Человек, не празднующий Масленицу, будет жить, по поверью, «в горькой беде и худо кончит». «Во всю Масленицу пекут блины, пряженцы, оладьи. В народном быту Масленица слывет честною, а по разгульности и раздолью широкою, так как русский человек в эти дни предается широкому разгулу», - пишет
М. Забылин.
На Жаворонки день с ночью меряются(22 марта). Зима кончается, весна начинается. У православных существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок.
На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:
«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
После - печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали матери со словами:
«Как жаворонок высоко летал,
так чтобы и лен твой высокий был.
Какая у моего жаворонка голова,
так чтобы и лен головастый был».
Христианская традиция не заменила языческих жаворонков полностью, а причудливым образом переплелась с ними. Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких птиц, а в честь сорока мучеников севастийских. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства дьявола и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так. Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.
Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.
Пасха по своему значению выходит из ряда главнейших двунадесятых праздников и именуется "Праздником праздников и Торжеством торжеств".
В этот и последующие дни многократно звучат слова пасхального приветствия: "Христос воскресе! - Воистину воскресе", которыми мы исповедуем веру в Воскресение Господа.
На Пасху предполагается особенно обильная и разнообразная трапеза. В доме каждого верующего христианина на праздничном пасхальном столе присутствуют традиционные блюда, которые несут в себе глубокое символическое содержание. Традиционно, после окончания богослужения верующие разговляются (т.е. прекращают пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой (приготовляемой обычно из творога). С началом первой седмицы поста заботливые хозяйки начинают копить луковичное перо, которое лучше всякого импортного порошка окрашивает яйцо в самый правильный густой красно-коричневый цвет.
Объяснение обычая красить пасхальные яйца в красный цвет восходит к довольно позднему апокрифу, в котором говорится об обращении в христианскую веру Римского императора Тиверия. Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: "Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным". Тут же на глазах императора свершилось чудо - яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.
Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос — хлеб, который освящается на пасхальном богослужении и раздается верующим в субботу Светлой седмицы. Пасхальный артос — символ Самого Господа Иисуса Христа. Обращаясь к ученикам, Он говорил: "Я есмь хлеб жизни... Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира". Артос всегда приготовляется из дрожжевого теста. Это не иудейский опреснок, в котором нет ничего живого. Это хлеб, в котором дышит закваска, жизнь, которая может длиться вечно. Онтологический статус артоса не позволяет добавлять в него ничего лишнего. В нем нет никакой сдобы, никаких ароматических веществ. Артос — это символ самого насущного хлеба — Христа Спасителя, Который есть Жизнь! Его сострадание, милосердие, снисхождение к немощам человеческого естества, готовность услышать любую молитву, придти на помощь последнему грешнику.
Столь же ароматной и преукрашенной является еще одна непременная принадлежность пасхального стола — творожная пасха, которая также имеет свою глубокую, укорененную в Священном Писании символику.
Земля, где в кисельных берегах текут молочные реки, является одним из наиболее распространенных архетипов, характерных для самых разных культур. Молочные реки в кисельных берегах были вековечной мечтой русского крестьянина, которая воплотилась в сказках и народных песнях.
Этот церковный праздник отмечается в первый день Успенского поста, а именно 14 августа. История праздника очень богатая и начинается из глубины веков. Православная церковь соединила Медовый Спас с крещением Руси и отмечается этот праздник с XV века. По традиции в этот день освящают воду и мед нового сбора, его благословляют на употребление в пищу, женщины пекут медовые пряники, блины с медом и маком и различные плюшки и булочки, главное условие этих выпечек – это присутствие меда и мака.
Еще 14 августа день памяти Маккавеев – это семь мучеников из ветхого завета, которые приняли кончину в 166 году до Рождества Христова. Как уже было не раз, этот праздник слился традициями и обрядами с другими праздниками, в день Маккавеев к столу подают выпечку, где обязательно присутствует мак, который к этому дню как раз созревает. Не известно, откуда взялась связь мака и Маккавеев, вполне возможно, что это просто созвучные слова, но там где до сих пор соблюдают обычаи в этот день, к обеду подают маканцы и мачники – это постные рулеты, булочки, пряники с медом и маком. Трапезу начинали всегда с блинов с маком и медом. Еще существует блюдо под названием «Маковое молочко» - в специальной посуде растирали мед и мак, в нее макали блины.
Мак на Руси считался лакомством, его добавляли в различные блюда, упоминают также мак в различных поговорках, пословицах, песнях и загадках. К традициям в день Макавея можно отнести хоровое пение и хороводы вокруг костра, молодежь, пела песню «Ой, на горе мак».
Медовый Спас.
Вот и всё - Медовый Спас.
Плачет сад слезами ягод -
в утешение их припас август нам
От летних тягот.
Скоро, скоро упадёт с ветки
Яблоко большое,
И повалит весь народ
Бога славить всей душею.
За посильные труды,
что с молитвой не расстались,
за цветущие сады,
что плодами увенчались.
- Не оставь нас, Боже наш
Ни в морозы, ни в метели
Чтоб не только закрома,
но и души не пустели!
Название «Медовый спас» этот день получил, потому что к 14 августа соты в ульях уже наполнены до отказа, и пора приступать к сбору меда. Тем, кто строго соблюдал посты, и народные обычаи мед разрешали кушать только в Медовый спас, обязательным условием было то, чтобы мед был освящен в церкви.
В старые времена очень ценили и любили мед, потому что это было большое лакомство – хмельной мед пили на праздниках, это назвалось «Медовухой», также мед был основой очень вкусных безалкогольных напитков. С медом пекли пряники и пироги, считалось, да и до сих пор считается, что мед – это отличное средство в народной медицине, он обладает множеством полезных свойств и может излечить почти все болезни.
Вот и прошел медовый спас, на подходе у всех православных второй важный праздник – яблочный спас или Преображение Господне.
Яблочный спас дата традиционно отмечается 19 августа. Свое название праздник получил в народе в честь созревания и сбора урожая яблок. На яблочный спас приходится Успенский пост, который длится 2 недели. Яблочный спас из трех спасов считается самым главным. До наступления 19 августа православным во время поста не разрешается употреблять в пищу ни каких плодов.
Обряды на яблочный спас такие же, как и на медовый спас: православные собирают плоды яблок, а так же других овощей и фруктов, которые вырастили на огороде, и идут в церковь, что бы их освятить, а затем отведать дома. 19 августа в церкви совершается божественная литургия, все присутствующие на ней должны быть одеты в белый цвет – цвет праздника яблочный спас.
Яблочный спас.
Преображение Господне,
В народе Спасом яблочным зовут.
И праздник этот прославляя,
Плоды, созревшие, все в храм несут.
Сей праздник к мудрости,
Нас призывает.
И зрелыми нам,
Быть велит.
Плоды из семени произрастают,
Созревший плод всех насладит.
Божественное семя в людях,
И искра Божья в них горит…
Христос, собрав учеников,
Себя в свет Божий обращает.
Спасёт всех свет и чистота,
Ученикам он предвещает.
Чтоб знали люди на земле,
К чему они должны стремиться.
И очищая суть свою
Всяк мог бы светом насладиться.
Как много людям надо,
Ещё в себе познать.
Чтоб зрелыми стать в духе,
И чтобы светом стать.
Спасенье в зрелости людской,
В духовной чистоте прозренье.
Спас яблочный нам говорит,
Спасёт людей преображенье.
Люди в этот день наделяют яблоки магическими свойствами и верят, что если в этот день загадать желание и съесть освященное яблоко, то оно обязательно сбудется. Бытует мнение, что после яблочного спаса всегда холодает.
По традиции в праздник яблочный спас хозяйки пекут пироги с яблоками, варить яблочное варенье, и приглашать в гости близких и друзей.
Праздник в честь Воздвижения Креста Господня. 27 сентября Церковь празднует Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – таково полное название праздника, который обычно коротко называют Воздвижением. Велико значение этого праздника, в Богослужебном круге Церкви он относится к двунадесятым, то есть, к двенадцати главным праздникам.
Праздник Воздвижения подобен Страстной неделе, которая бывает перед Пасхой, он также посвящен усиленной молитве и строгому посту, но если на Страстной мы вместе с Церковью плачем над Божественным Страдальцем, то в день Воздвиженья мы радуемся о плодах Его страданий: искуплении человечества от первородного греха и победе Спасителя над адом и смертью. Церковь воздвигает Честный Крест, как орудие этой победы, и в этот день особо чествует Его, как величайшую святыню.
В этот день, Крест торжественно выносится из алтаря на середину храма для поклонения.
«Да хранит вас Крест Христов, меч духовный, побеждающий врагов видимых и невидимых».
Как праздновали Воздвиженье
День Воздвижения креста Господня воспринимался русскими крестьянами как день борьбы между светлыми и темными силами: чистое борется с нечистым, правда с ложью, Бог с дьяволом. Светлое начало побеждает темное с помощью Честного и Животворящего Креста.
В этот важный день человек должен быть чистым перед Богом: должен думать о своих грехах и поститься. Пост в этот день соблюдался очень строго: «Кто скороми на Воздвиженьев день чурается, тому семь грехов прощается», «Кто не постит Воздвиженью — Кресту Христову, на того семь грехов воздвигнутся».
В народном сознании этот день также связывался с «движением» природы — постепенным переходом осени в зиму: «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает», «Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет», «Воздвиженье — хлеб с полей сдвинулся», «На Воздвиженье последняя копна с поля движется, и последний воз на гумно торопится».
Воздвижение было также началом капустенских вечерок: «Воздвиженье — капустницы, капусту рубить пора», «Смекай баба про капусту, Воздвиженье пришло», «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца».
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы пришел на Русь из Византии и стал одним из самых почитаемых.
Праздник этот считается покровителем свадеб, и потому сельские девицы молятся тогда о скорейшем замужестве. С этой целью они считают для себя непременным долгом побывать в праздник Покрова в церкви; некоторые ставят свечи перед иконою Покрова Богородицы и вообще стараются провести этот день весело, веря, что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». Во время праздника Покрова обыкновенно в нашем климате являются первые снега. Они покрывают все окружающее и этим самым невольно наводят на сближение этого естественного белого зимнего покрова со свадебным покрывалом или фатой. К празднику Покрова Пресвятой Богородицы заканчивалось на селе для девушек и парней время хороводов, и начинались посиделки, когда длинными осенними и зимними вечерами девушки занимались прядением, вышиванием, вязанием под пение народных песен, колядок и кантов. В этот день — первый праздник холода — пекли тонкие блины, «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало.
К Тебе, о Матерь Пресвятая,
Дерзаю вознести свой глас,
Лице слезами омывая:
Услышь меня в сей скорбный час.
Прими мои теплейшие моленья,
Мой дух от бед и зол избавь,
Пролей мне в сердце умиленье,
На путь спасения наставь.
Да буду чужд своей я воли,
Готов для Бога все терпеть,
Будь мне покров во горькой доле,
Не дай в печали умереть…
Покров Ты верным и ограда;
К Тебе молюся всей душой:
Спаси меня, моя отрада,
Умилосердись надо мной!
В день Покрова Пресвятой Богородицы православные люди на Руси шли всегда в храмы всеми семьями, чтобы в молитве испросить милости и заступничества Божией Матери.
Хлеб-соль — сочетание хлеба и соли, характерное для их хранения и использования в быту и в обрядах; обобщенное наименование пищи; приветствие, обращенное к участникам трапезы.
Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно емкого символа: хлеб выражает пожелание богатства и благополучия, а соль защищает от враждебных сил и влияний. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест.
В Новгородской губернии в случае, если пришедший в избу отказывался от угощения, ему с обидой говорили: «Как же ты так из пустой избы пойдешь!» В «Домострое» рекомендовалось напоить недруга и накормить его хлебом да солью, «ино вместо вражды дружба». Самый большой упрек, который можно сделать неблагодарному, это сказать: «Ты забыл мой хлеб да соль». «Хлебосольством» доныне называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении гостя.
Хлеб да соль!
Было так: чтобы не стать врагами,
И под кровом вечно мир хранить,
Непременно должен был с гостями
Хлеб да соль хозяин разделить.
И сменялась ненависть любовью,
Радость шла наперекор беде.
Кто отведал вместе хлеба с солью,
Тот не мог помыслить о вражде.
Так давались верные обеты,
Так крепчала русская земля.
Чтились предков вещие заветы,
Колосились тучные поля.
Хлеб – бесценный дар земли родимой.
Соль – величье мудрости земной.
Дорогим гостям преподносимы
В добрый час и сердцем и душой.
На Руси есть вечные святыни.
В них надежда, вера и любовь.
С хлебом-солью слито воедино
Средоточье мудрости веков.
Наших предков дар неоценимый –
(С той поры прошло немало лет)!
Хлеб да соль, потомками хранимый,
И поныне излучает свет.
Символ дружбы, мира и согласья,
Хлеб да соль, столетия спустя,
Как залог и пожеланье счастья
Преподносят дорогим гостям.
Обрядовое печенье в форме лестницы. Выпекается на Вознесение (сороковой день после Пасхи) и в день памяти Иоанна Лествичника. По народным понятиям лесенки облегчали дорогу к небу и символизировали духовное восхождение души праведника в рай. На Вознесение они должны были помочь Иисусу Христу подняться на небеса на сороковой день после его воскресения.
Лесенки (лесеньки, лестницы, лествицы) - обрядовое печенье в форме лестницы, выпекаемое на Вознесение, в день Иоанна Лествичника, иногда в Лазареву субботу, предшествующую Вербному воскресенью.
В разных местах "лестницы" пекли из ржаной муки и "хлебного" - пресного или кислого - теста или из пшеничной муки и сдобного теста. Они могли состоять из двух жгутов, соединенных более короткими жгутами- перекладинами; кое-где им придавалось вид вытянутой лепешки, на которую накладывалось несколько полосок теста, поперечин; иногда полоски на длинной лепешке заменяли поперечные надрезы ножом. В качестве "лестницы" мог выступать и открытый пирог, внутреннюю поверхность которого заливали творогом, сметаной, заполняли картошкой или крупой, вареньем или маком, на которые сверху клали поперечные перекладины или плоское изображение лестницы. В некоторых местах лесенки пекли как печенье - пряники к чаю - "прикуску", при этом делали их из пшеничного теста с добавлением меда и украшали сахарным узором. Размеры их были также разнообразны, в некоторых местах нормировалось лишь количество "ступеней": 7 - "по числу небес Апокалипсиса" (ярославск.), 23 - "по числу мытарств души на том свете" (калужск.), 30 и др. Иногда небольшую лестницу выпекали на спине кулика - жаворонка.
Просфора - это квасный, то есть дрожжевой, хлеб. Просфорой (по-гречески - "приношение") в древности называли приношения Христиан. Пожертвования принимали диаконы; имена принесших, а также имена их живых и усопших близких вносили в списки, которые с молитвой провозглашали во время освящения Даров.
В наши дни просфоры выпекаются в особых просфорнях при храмах. Делают это благочестивые люди. В Церковном Уставе о хлебе, приносимом для Таинства, предписано следующее: он должен быть "от чистыя пшеничныя муки, водою пресною, естественною смешанный и добре испеченный, квасный, непресоленый, свежий и чистый". Просфора - это небольшой круглый хлебец, верх которого украшен изображением креста или какого-либо святого образа, буквами "ИС ХРС НИКА", что означает: Христос - Победитель.
Молитва на принятие просфоры и святой воды
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый просфора и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
К просфоре следует относиться с благоговением и вкушать ее по утрам натощак с молитвой, стараясь не ронять ни крошки. Вкушают просфору вместе со святой водой. Принесенные домой просфоры хранят у икон, в чистом сухом (желательно холщовом) мешочке, следят за тем, чтобы они не заплесневели и не испортились.
Обычаи и обряды у россиян представляют собой богатый и сложный по своему содержанию этнокультурный комплекс. В нём переплелись обычаи и обряды, возникшие в различные исторические эпохи, на разных уровнях социально-экономического и культурного развития. Все обычаи и обряды можно условно классифицировать следующим образом: обычаи и обряды, связанные с жизненным циклом человека, со сватовством, помолвкой, свадьбой, похоронно-поминальным циклом, календарём. В работе рассмотрены праздники в той последовательности, какой они встречаются в жизни человека, начиная с его рождения и заканчивая похоронно-поминальным циклом.
В традиционной культуре праздничный дискурс рождался из соединения праздничной литургии и праздничного гуляния. Подготовка к празднику: наведение порядка и чистоты в храме и доме, приготовление праздничных блюд, обновление одежды были значимой.
В процессе описания обряда в работе главное внимание уделялось обрядовой выпечке, так как основной целью было установить связь обрядовой выпечки с праздником и его обрядами, показать внешний вид обрядовой выпечки.
Из большого разнообразия информационной литературы выбрана необходимая информация, систематизирована и представлена в доступной, красочной форме. В работе описаны обряды, связанные с обрядовой выпечкой, приведены фотографии обрядовых изделий, среди которых встречаются редкие.
Установлена роль обрядовой выпечки в жизни человека. Как один из наиболее позитивно окрашенных символов хлеб упоминается в сочетании с Богом, землей, солнцем и практически лишен негативных значений. Хлеб — наиболее священный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как дар Божий и одновременно как самостоятельное живое существо или даже образ самого божества. Требует к себе особо почтительного и почти религиозного отношения. Едва ли есть в мире другой продукт, одно упоминание о котором запускало бы такую сложную цепочку ассоциаций, как это происходит в случае с хлебом. Не просто пища, но ее сакральный символ - именно таким предстает хлеб в культуре и традициях самых разных народов. С древнейших времен он играл особую роль в судьбе человечества, оставаясь, по сути дела, первым и главнейшим компонентом любой трапезы. Значимость этого продукта закреплена во множестве пословиц и идиом, которые присутствуют практически во всех языках, - при этом во многих из них слово «хлеб» можно без ущерба для смысла заменить словом «жизнь». Христианская традиция рассматривает хлеб как воплощение тела Господня - даже не освященный по церковному обряду, он все равно священен.
Важно отметить роль наших праздников и обрядов в деле становления духовной культуры, быта, новых семейных традиций, этики взаимоотношений между поколениями, новой социальной психологии, в развитии всего уклада жизни, соответствующего современным общественным отношениям. Обряды уходят своими корнями в наше языческое прошлое и с необъяснимой силой притягивают нас и сегодня. Это традиции наших бабушек и дедушек, бережно сохраненные и переданные новым поколениям. Сейчас эти добрые традиции постепенно забываются. Эти обычаи отличаются от привычных сегодня праздников своей искренностью, эмоциональностью, верой и задором.
Необходимо отметить, что структурные составные обрядово-праздничного комплекса современного общества подвержены процессам обновления, трансформации и модификации. Идет творческий поиск новых форм и элементов праздников и обрядов, совершенствование и шлифовка уже найденных и апробирование в жизни как их компонентов, так и целых обрядово-ритуальных комплексов. При этом развитие в обществе нравственно-эстетических ценностей повышает и требования людей по отношению к обрядам и праздникам.
Современная молодежь является хранителем и передатчиком культурных традиций и исторических ценностей. Задача современного человека состоит в том, чтобы не только помнить и ценить само сокровище – Хлеб и тех, кто его взрастил, но и в том, чтобы поднять из небытия хорошие незаслуженно забытые рецепты любимых народом изделий. Мы все куда-то торопимся, бежим, и часто забываем про такие замечательные праздники. Необходимо воскресить в сердцах людей уважение не только к хлебу, но и к самому себе.
[Электронный ресурс]- режим доступа: http://www.smeridian.com/family/library/christmas.html
РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
«Этот хлеб только в праздник есть»
(Православные праздники в нашей жизни)
Автор: Латышов Павел,
Учащийся 8 класса
МОУ «СОШ с.Сокур»
Татищевского района
Саратовской области
Научный руководитель:
Вартанова Светлана Александровна,
учитель искусства
МОУ «СОШ с.Сокур»
Саратов 2012
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Сказочные цветы за 15 минут
Как нарисовать китайскую розу
Горка
Рисуем домики зимой