Кто и когда изобрёл очки? Сегодня над этим вопросом бьются многие историки. И до сих пор никто не может установить точную дату и автора этого изобретения. Это тем более странно, ведь очки — вещь, без которой сложно себе представить жизнь современного человека. Они помогают нам лучше видеть, спасают наши глаза от солнца, являются важным атрибутом стиля…Так кому же мы должны сказать спасибо за эту замечательную вещь? Попробуем разобраться.
Вложение | Размер |
---|---|
ochki_-_druzya_ili_vragi.doc | 150.5 КБ |
prezentaciya1.ppt_ochki.rar | 2.86 МБ |
Школьная научно-практическая конференция школьников
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
Секция: начальные классы
«Очки – «помощники» или «враги»?»
Автор работы: Семёнов Григорий
Место выполнения работы:
г. Ставрополь,
МОУ СОШ №42, 2 класс
Научный рук.: Соколова О.В.,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №42
Г. Ставрополь, 2011
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Введение
1.1. История создания очков
2. Основная часть
2. 1. Дурная голова очкам покоя не даёт (эволюция очков)
2.2. Материалы для очковых оправ
2.3. Что нужно знать, покупая очки?
2.4. Виды очков
2.5. Очки – помощники или враги?
2.6. Синдром «очкарика»
3. Заключение
4. Литература
5. Приложения
По данным Всемирной организации здравоохранения в последние 7 лет резко увеличилось количество патологий зрения у школьников. Поэтому я заинтересовался проблемой, действительно ли очки так необходимы для коррекции зрения или они могут оказывать негативное влияние на зрение.
2. Гипотеза
Очки – «помощники» или «враги»?
3. Цель и задачи:
1. Изучить сведения об истории создания очков.
2. Исследовать видовое многообразие очков.
3..Изучить сведения о правилах подбора очков.
4. Найти пути преодоления синдрома «очкарика».
5. Изучить литературные источники для детей, посвященные очкам.
4. Методы и приемы:
1. Поисковый.
2. Наблюдение.
3. Анкетирование.
4. Интервьюирование.
5. Обобщение.
Теоретическая часть: Изучение научной информации о влиянии очков на зрение и эмоциональный настрой человека.
Практическая часть: разработать рекомендации, которые помогут преодолеть синдром «очкарика».
Кто и когда изобрёл очки? Сегодня над этим вопросом бьются многие историки. И до сих пор никто не может установить точную дату и автора этого изобретения. Это тем более странно, ведь очки — вещь, без которой сложно себе представить жизнь современного человека. Они помогают нам лучше видеть, спасают наши глаза от солнца, являются важным атрибутом стиля…Так кому же мы должны сказать спасибо за эту замечательную вещь? Попробуем разобраться.
..Это произошло в далеком 1280 году. Капля застывшего стекла случайно привлекла внимание стекловара, который взял ее в руку и увидел, что она способна не только увеличивать предметы, но и вполне пригодна для исправления (коррекции) старческого зрения. Это был впервые документально зафиксированный прообраз очков.
Ещё древние греки и римляне заметили одно любопытное явление: стеклянный шар, наполненный водой, обладает способностью увеличивать предметы. Предприимчивые владельцы продуктовых лавок даже украшали такими шарами свои витрины. Плоды, погружённые в воду, увеличивались в размерах. Соответственно, увеличивался и спрос. Однако использовать подобные свойства воды для укрепления зрения было практически невозможно.
Известно, что римский император Нерон, живший в I веке нашей эры, смотрел бои гладиаторов сквозь отшлифованный изумруд. Но был ли это прообраз очков? Скорее хитрый император смотрел на кровавую бойню через зелёный камень, чтобы сохранить в порядке свою психику. Ведь известно, что зелёный цвет действует на человека успокаивающе, а уставшие глаза при взгляде на зелёное отдыхают. Скорее всего, это было известно и Нерону. Недаром же по его приказу даже арену для гладиаторских боёв посыпали зелёным песком из измельчённого малахита, а с плеч императора всегда ниспадала зелёная мантия.
Если верить историкам, Тутанхамон иногда скрывался от бога Солнца за солнечными очками. Тутанхамон был очкариком? В гробнице древнеегипетского фараона Тутанхамона, умершего в XVI веке до нашей эры, то есть более 33 столетий назад, среди великолепия золотых колесниц, опахал из золота и страусовых перьев нашли пару тусклых коричневых стекляшек, в которые была вплавлена бронзовая проволочка. Вот вам и очки фараона.
«Вампиры, высасывающие глаза» В средние века люди относились к очкам очень настороженно. Некоторые называли их даже «проклятым инструментом дьявола» или «вампирами, высасывающими глаза». В очках чаще всего рисовали ведьм и чертей. Но постепенно средневековые предрассудки стали сходить на нет.
Изготовлять стеклянные линзы и даже посуду люди научились очень давно. Однако их делали из толстого и непрозрачного стекла. А для очков необходимо было тонкое, бесцветное и прозрачное. Секрет такого стекла был найден в ХШ веке в Венеции. Тайна эта строжайше охранялась вплоть до XVI столетия. И очки, как считают многие ученые, были изобретены скорее всего в Венеции или в Северной Италии в конце ХШ века. В начале XIV века очки уже часто упоминаются в дошедших до нас источниках.
Таким образом, можно считать, что в конце ХШ века в Италии очки уже хорошо известны. Однако долгое время они были очень дорогими, что объяснялось трудностью изготовления по-настоящему чистых и прозрачных стекол. Их наряду с драгоценностями включали в свои завещания короли, князья и другие богатые люди.
Правда, спроса на очки тогда большого не было. Мало кто в те времена умел читать и писать, мало было и книг: рукописные молитвенники, хроники, сочинения древних классиков. Поэтому очками пользовались лишь образованные, наиболее состоятельные люди. Случалось нередко, что очки носили не в силу необходимости, а из тщеславия, из желания показать свое богатство. К тем временам и восходят упомянутые ранее анахронизмы — картины, изображающие апостолов и святых в очках.
Когда в середине XV столетия было изобретено книгопечатание, возросла и потребность в очках: их польза для страдающих дальнозоркостью становилась очевидной. Вогнутые стекла для близоруких были изобретены значительно позднее—в XVI веке. Первым научно достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет папы Льва X, выполненный Рафаэлем (1517—1519). Лев X был близорук и, отправляясь на охоту, которую очень любил, надевал очки.
Очками теперь пользовались довольно широко, и все же долгие годы их действие связывали с какой-то волшебной, таинственной силой.
На Руси очки появились в первой трети XVII века. Так, в «Расходной книге денежной казны» царя Михаила за 1614 год значится, что для царя у московского гостя были куплены «очки хрустальные с одное сторону гранёны, а с другую — гладкие, что, в них смотря, многое кажется».
Несомненно, наиболее древние из всех сохранившихся до наших дней русских очков —очки Патриаршей ризницы, находящиеся в Оружейной палате. Футляр их серебряный, снаружи позолоченный, грушевидной формы, а на обеих его сторонах «резаны в травах птицы». Переносье ковано из серебра и прикреплено к роговой оправе стекол маленькими заклепками. Состоит оно из двух частей, соединенных шарниром, это дает возможность складывать очки пополам и убирать в футляр. Интересны очки, хранящиеся в Государственном ордена Ленина Историческом музее в Москве. Это первый образец очков с оглоблями и заушниками.
До нас дошли любопытные сведения о том, что большое количество очков ввозилось в Россию из Западной Европы во второй половине XVII века. В 1670—1672 годах поступила «491 дюжина очков» (то есть 5892 пары).
2. Основная часть
2.1. Дурная голова очкам покоя не даёт (эволюция очков)
Казалось бы, простое дело—носить очки. Но триста лет подряд искали конструкторы способ приладить их к глазам.
Люди ломали головы, как же прикрепить очки к этим самым головам. Чего только не выдумывали изобретатели, прежде чем прийти к столь привычным нам оправам с заушниками! Сначала был в ходу монокль — одно стекло на длинной рукояти. Потом начали шлифовать большие двойные стёкла — бинокли, делая их с двумя ручками.
Сначала был в ходу монокль — одно стекло на длинной рукояти. Потом начали шлифовать большие двойные стекла — бинокли, делая их с двумя ручками. Такой бинокль можно было надеть на нос. Позже пытались прикреплять очки к шляпе. Вшивали очковые стекла в ременный поясок, который завязывали на затылке, словно карнавальную маску, или приделывали пружины, прижимавшиеся к вискам, оправляли стекла в железные кольца и соединяли перемычкой. Получалась как бы разновидность пенсне, но без зажима на носу. Наконец, приспособляли к очкам заушины, почти совсем, как это делается теперь. Затем очки прикрепили к носу при помощи зажима. Так появилось пенсне. Пытались прикреплять очки и к шляпе. А ещё вшивали очковые стёкла в кожаный ремешок, который завязывали на затылке, словно карнавальную маску.
Появление заушников (дужек) заставило задуматься о жестком соединении ободков по центру. Так у очков появилась переносица, и этим закончился процесс формирования основных элементов очковой оправы. Многочисленные вариации относились к разным культурам (например, веревочные завязки были применены раньше и использовались дольше на Востоке в силу строения лица тамошних жителей).
2.2. Материалы для очковых оправ также эволюционировали, причем в каждой стране в соответствии с местной культурой. Так, в отличие от Европы, где критериями были экономичность и простота обработки, на Востоке выбор был продиктован представлениями о магических свойствах материалов. Например, оправы изготавливались из черепахового панциря, поскольку черепаха, будучи долгожителем, должна была принести долголетие и носящему очки. Для линз часто использовались камни, считавшиеся священными, такие как горный хрусталь, прозрачные или дымчатые кварцы, аметисты и топазы. Очень часто эти линзы не корректировали зрение, а только защищали глаза, что подчеркивает статусную роль очков, которые могли носить только люди определенного ранга. Здесь нужно вспомнить, что традиционно император почитался как бог и солнце на земле, поэтому приближаться к нему придворные могли, только надев очки, как бы защищая глаза при встрече с божеством.
2.3. Что нужно знать, покупая очки?
Очки – это оптический прибор для коррекции зрения. Он состоит из очковых линз и оправы. Казалось бы, все просто, но на самом деле, подобрать хорошие очки достаточно сложная задача.
Типичная ошибка при покупке очков состоит в том, основное внимание уделяется выбору оправы. О том, какие очковые линзы будут вставлены в оправу, многие даже не задумываются, предполагая, что оправа это есть очки. Мы провели опрос среди учащихся 4-7 классов на тему «Если бы вам пришлось покупать очки, что являлось бы главным при выборе очков:
а) внешний вид оправы, линз, их соответствие моде;
б) практичность материалов, из которых сделаны очки или
в) исцеляющий эффект очков при их неэстетическом исполнении.
В ходе обработки анкет были получены следующие результаты. В опросе участвовало 37 человек, из них 20 девочек и 17 мальчиков. Ответы распределились таким образом:
Имеет значение внешний вид оправы, цвет и форма линз – девочки - 10 чел. – 50 %, мальчики – 7 человек – 41 %;
Имеет значение практичность материалов, из которых сделаны очки:
девочки – 4человек -20 %,
мальчики – 4 человек - 24 %;
Имеет значение исцеляющий эффект очков при их неэстетическом исполнении: девочки – 6 человек – 30 %, мальчики – 6 человек – 35%.
Из анкет видно, что в школьном возрасте все еще большое значение имеет внешний вид оправы и линз, а исцеляющий эффект остается на последнем месте.
К сожалению, в массовом сознании закрепилось отношение к очкам не как к медицинскому изделию, а скорее, как к галантерейному товару. Очками торгуют везде – с лотков на рынке, в переходах метро, на вокзалах и в электричках. При покупке таких очков внимание обращается только на внешний вид оправы, качество оптики даже не обсуждается. Что происходит, если куплены «неправильные» очки, где не соблюдены оптические показатели или очковые линзы сделаны из материала низкого качества? Начинается процесс «привыкания», при котором организм пытается компенсировать оптические искажения ценой переутомления глаз, головной боли и дальнейшего ухудшения зрения.
Именно очковые линзы компенсирую те нарушения, которые являются причиной плохого зрения. Поэтому, выбирая очки, нужно в первую очередь правильно выбрать очковые линзы. Итак, что нужно знать, выбирая очковые линзы:
Преимущества пластиковых линз - это легкость – удельный вес оптического пластика вдвое меньше стекла, и потому очки с пластиковыми линзами будут намного легче. Менее травмоопасны, чем стеклянные, так как пластик устойчивее к раскалыванию и его осколки менее опасны. Пластик дает большие возможности для обработки, в частности для окрашивания линз.
Преимущества стеклянных линз – в целом коэффициент преломления стеклянных линз выше, чем пластиковых. Кроме того, прочность (кроме ударной) у стекла выше, чем у пластика. Это значит, что качественные стеклянные линзы могут быть более тонкими и плоскими, чем пластиковые.
Таким образом, выбор очков стоит начать именно с выбора очковых линз, особенно если требуется коррекция выраженных нарушений со многими диоптриями.
Оправа – важная часть очков
В ходе исследования мне пришлось изучить информацию и обратиться за советом к специалисту в магазине «Оптика» в г. Светлоград. Именно она дала практические советы по тому, как правильно выбирать оправу для очков.
Оправа очков должна достойно «оправлять» качественные очковые линзы. Что нужно знать, выбирая оправу для очков:
1) при выборе оправы нужно уделять особое внимание таким деталям, как подвижность носоупоров – жесткие носоупоры часто давят на переносицу и вызывают быстрое утомление. Желательно подобрать оправу с мягкими силиконовыми, подвижными носоупорами. Размер заушников должен строго соответствовать расстоянию от оправы до выпуклости за ушной раковиной. Заушники не должны оказывать давление на виски и область за ухом. Оправа должна быть удобна и не вызывать утомления даже при длительном использовании.
2)Дешевые металлические оправы, неизвестного происхождения при контакте с кожей лица могут вызывать тяжелые аллергические реакции и раздражения.
3) Оправа должна нравиться. Если говорить об очках не только как о приборе для коррекции зрения, но и как о средстве имиджа и стиля человека, то роль правильно выбранной оправы тут бесспорна.
2.4. Виды очков
В ходе исследования я удивился, как много разных очков появилось. Вот лишь некоторые виды очков.
Солнцезащитные очки
Первые очки для защиты глаз от солнечного света изготавливали жители Крайнего Севера Азии и Америки. Их очки представляли собой кости животных или куски древесной коры с узкими прорезями для глаз.
Защитные очки предназначены для предотвращения механического, светового, термического или химического поражения глаз, а также от действия ветра, воды и пыли.
Очки для защиты глаз от механических повреждений чаще всего выполняют из прочной и вязкой пластмассы. Их применяют при работе с металлорежущим, деревообрабатывающим оборудованием, слесарным и садово-огородным инструментом.
Очки для защиты глаз от светового поражения имеют светофильтры. Их применяют при сварочных работах, при работах с яркими источниками света, при работах с лазерами, при наблюдениях за ядерными взрывами и пуском ракет. Спектральная характеристика светофильтра подбирается в зависимости от характеристик излучения. Так очки для сварочных работ практически полностью поглощают сине-фиолетовые и ультрафиолетовые лучи, доля которых в спектре излучения электрической дуги максимальна, но относительно хорошо пропускают красные и желтые лучи, что позволяет сварщику видеть нагретый металл. Очки для защиты от лазерного излучения могут иметь монохроматические фильтры.
Очки для защиты глаз от термического поражения задерживают тепловое излучение и поток горячих газов. Применяются при работе с нагретыми телами: в металлургическом производстве, при стеклодувных работах.
Очки для защиты глаз от химического поражения должны плотно прилегать к глазницами. Их материалы должны быть инертными к химическим реактивам, с которыми выполняется работа.
Для защиты глаз от воды также применяются очки, плотно прилегающие к глазницам. Применяются при плавании, а также при работе на палубе судна в штормовую погоду.
Очки водителя — специальные очки для вождения автомобиля. Их применение позволяет повысить комфорт водителя в условиях плохой видимости. Выпускают жёлтые и коричневые очки.
Перфорированные очки. У северных народов существовали своеобразные «солнцезащитные очки», для предотвращения снежной слепоты. Оказалось, что такого типа дырчатые очки могут быть применены и для коррекции близорукости. Перфорированные очки представляют собой набор маленьких отверстий в тёмной матрице. У этих очков есть недостаток — их нельзя носить постоянно. Правильный режим ношения этих очков может способствовать расслаблению (отдыху) глазных мышц.
Очки для компьютера. По постановлению Министерства здравоохранения РФ, люди, имеющие дефекты зрения, при поступлении на работу, связанную с использованием компьютерной техники, обязаны пройти полное офтальмологическое обследование. Возможность выполнения такой работы определяется двумя факторами: характером зрительного дефекта и степенью тяжести работы. Компьютерные очки, как правило, снабжаются специальным покрытием – светофильтром, повышающим контрастность изображения. Это возможно благодаря тому, что светофильтр максимально приближает цветовое восприятие картинки на мониторе к спектральной чувствительности человеческих глаз, что, в свою очередь, понижает утомляемость оптической системы глаз.
В ходе работы над проектом тем же участникам опроса был задан вопрос: «Какие виды очков вы знаете?» Результаты анкетирования меня удивили. Мои респонденты назвали несколько видов очков, о которых слышали из средств массовой информации или видели на практике. Результаты опроса представлены в Приложении № 3.
2.5.Очки – помощники или враги?
Изучив литературу, посвященную очкам, меня взволновал вопрос: «Так кто же они, эти очки, друзья или враги?» и я задал этот вопрос респондентам. В результате опроса получены следующие данные:
«помощники» – девочки – 18 человек - 90 %, мальчики – 14 человек - 82 %,
«враги» - девочки - 2 человека -10%, мальчики – 3 человека- -18%
Подобрав пациенту подходящие очки, врач считает, что он сделал все, что мог, для устранения условий, приводящих к дефектам зрения, и это действительно так. Но очки, давая возможность видеть с их помощью четче, чем раньше, и таким образом подталкивая к выводу, что дефект устранен, ввергают человека в состояние ложного удовлетворения.
Он вполне естественно воображает, что если может видеть лучше, то и глаза его, должно быть, стали лучше. И лишь после того, как он проносит очки в течение многих лет и будет вынужден менять их все чаще и чаще на более сильные, он понимает, что вместо улучшения постоянное ношение очков сделало глаза в действительности хуже и это ухудшение сохранится и впредь.
В чем тогда ценность очков? В лучшем случае они позволяют лишь быстро и легко устранить следствия дефектного зрения, но рассматривать их как постоянную помощь зрению недопустимо. Для того чтобы вполне ясно осознать это положение, необходимо понять: раз очки однажды надеты, то естественный процесс зрения нарушается. И вместо свободной аккомодации к дальним и близким предметам мы с помощью очков имеем фиксированную, неизменяемую аккомодацию.
В результате напряженное состояние мышц глаза (которое и нарушает правильную аккомодацию) усиливается тем, что из-за очков глаза постоянно находятся в одном и том же жестком, неизменяемом положении.
Это объясняет, почему часто в результате ношения очков зрение ухудшается еще больше: причина недуга не только не устраняется, а и усиливается и усугубляется ношением этих так называемых «помощников». В то же самое время не предпринимается никакой попытки изменить искусственные обстоятельства, дающие напряжение на уже и так напряженные мышцы. Таким образом, очки сами являются главной причиной продолжающегося усиления того положения, на борьбу с которым они и направлены.
2.6.Синдром «очкарика»
Не случайно говорят, что глаза – зеркало души. Но что делать, если эти «зеркала» постоянно скрывают стекла очков? О переживаниях "очкариков" я могу судить не понаслышке. Среди моих одноклассников очки приходилось носить одной девочке, и, конечно, она чувствовала себя "белой вороной".
Сейчас детей с плохим зрением гораздо больше, но все равно нельзя сказать, что все поголовно носят очки. Особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда дети очень бурно реагируют на насмешки и дразнилки (порой даже необидные, по мнению взрослых). Так что проблема "очкариков" с повестки дня не снята, хотя и не стоит так остро, как 20-30 лет назад.
По моим наблюдениям, мальчики относятся к очкам спокойнее, чем девочки. Для них это скорее неудобство. Многие мальчишки неряшливы, а очки надо регулярно протирать, держать в футляре. У них же в портфеле и без того мусорная свалка.
Да и на переменке в очках не очень-то повозишься, не покуролесишь. Ну, а про драки и говорить нечего. В общем, очки "приживаются", как правило, у спокойных, собранных, прилежных мальчиков. Таких, кого сейчас на школьном жаргоне называют "ботаниками". А для непоседливых, шаловливых и задиристых ребят очки становятся источником постоянных неприятностей. И, естественно, мальчишки стараются от этих неприятностей избавиться: в лучшем случае надевают очки на уроке, когда надо смотреть на доску.
Девочки еще меньше любят очки, но по другим причинам. У многих появляются комплексы, связанные с внешностью. Они кажутся себе уродинами, и если настаивать на ношении очков, девочка может стать застенчивой, раздражительной, невротичной. Пока ее водят в школу взрослые, она еще будет слушаться, но, обретя некоторую самостоятельность, тоже может увиливать от ношения очков, скрывать, обманывать.
Когда ребенок не очень четко видит, у него включаются дополнительные компенсаторные механизмы: развивается наблюдательность, усиливается внимание, обостряется слух. Боясь не узнать кого-то издалека, он привыкает опознавать людей по их пластике, одежде или, наоборот, подмечает какие-то их внутренние отличия, сказывающиеся на внешнем облике. То есть, более напряженно, пытливо вглядывается в мир. А ведь именно этой сосредоточенности сейчас не хватает многим детям, растущим в условиях современной городской цивилизации и страдающим синдромом рассеянного внимания.
На вопрос: «Изменится ли ваше отношение к товарищу (однокласснику), если он начнет носить очки?» ответы распределились таким образом:
девочки - «да» - 3 человека -15 %,
мальчики – «да» - 7 человек – 41 %.
Это навело меня на мысль, как тяжело «очкарикам». А я должен сделать все, чтобы помочь преодолеть синдром «очкарика» своей однокласснице.
Я стал убеждать её, что очки - это современно, что вид в очках очень умный, интеллектуальный, серьезный, что в очках легче стать отличником, поскольку это связано с представлением об интеллигентности (что она "как Знайка" из известной повести Н.Носова «Приключения Незнайки»). Я посоветовал ей обращать их внимание на актрис и фотомоделей в очках, надеясь, что реклама в средствах массовой информации сыграет положительную роль.
Заключение
В ходе исследования мною изучена литература, освещающая вопрос истории появления очков, их многообразия, влияние очков на здоровье, эмоциональный настрой человека. Я пришел к выводу, что очки все-таки «помощники» человека, а не его «враги». Однако, следует быть очень внимательным к выбору очков, правилам пользования очками. И тогда очки станут настоящими «помощниками».
.
Список литературы
1 .Марио Льоцци. История физики. / Пер. с ит. Э.Л. Бурштейна. М.: Мир, 1970.
«Наука и жизнь», №5, 1987.
3.Сайт http://medicinform.net/
4. Питер Джеймс, Ник Торп Древние изобретения = Ancient Inventions. — Мн.: ООО "Попурри", 1997. — 768 с. — ISBN 985-438-139-0
5. Очки — статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
6. Детский интернет портал "Мамина Умничка" 2006-2010.
Приложение 1
Скажи мне, какие у тебя очки, и я скажу, кто ты…
Практически сразу очки стали не только прибором для коррекции зрения, но и средством имиджа и стиля человека, их носящего. В первую очередь был сделан акцент на оправах. Например, испанские гранды цепляли на нос как знак своего высокого положения оправы с линзами величиной с ладонь. Разумеется, это требовало от мастеров большой изобретательности в подборе материалов для изготовления таких оправ.
Имиджевая сторона разнообразия оправ усиливается с возрастанием количества людей, носящих очки. Сегодня многие надевают очки, чтобы продемонстрировать свое положение, обладая при этом стопроцентным зрением. Деловой женщине утром намного легче нацепить модную оправу, чем тщательно наносить макияж. Молодой специалист выглядит гораздо солиднее в строгих очках, внушая начальству доверие и уважение. А если ребенка дразнят очкариком, просто скажите ему, сколько денег он носит на своем носу, и он будет ходить, высоко подняв голову.
В Интернете я нашел несколько советов, которые помогут преодолеть синдром «очкарика»:
Приложение 2
Художественные произведения для детей, посвященные очкам
И.А.Крылов
МАРТЫШКА И ОЧКИ
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак. "
Тьфу пропасть! - говорит она,- и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
___
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,- цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
А.Л.Барто
Скоро десять лет Серёже,
Диме
Нет ещё шести, -
Дима
Всё никак не может
До Серёжи дорасти!
Бедный Дима,
Он моложе!
Он завидует
Сереже!
Брату все разрешено —
Он в четвертом классе!
Может он ходить в кино,
Брать билеты в кассе.
У него в портфеле ножик,
На груди горят значки,
А теперь еще Сереже
Доктор выписал очки.
Нет, ребята, это слишком!
Он в очках явился вдруг!
Во дворе сказал мальчишкам:
— Я ужасно близорук!
И наутро вот что было:
Бедный Дима вдруг ослеп.
На окне лежало мыло —
Он сказал, что это хлеб.
Со стола он сдернул скатерть,
Налетел на стул спиной
И спросил про тетю Катю:
— Это шкаф передо мной?
Ничего не видит Дима.
Стул берет — садится мимо
И кричит:— Я близорукий!
Мне к врачу необходимо!
Я хочу идти к врачу,
Я очки носить хочу!
— Не волнуйся и не плачь,—
Говорит больному врач.
Надевает он халат,
Вынимает шоколад.
Не успел сказать ни слова,
Раздается крик больного:
— Шоколада мне не надо,
Я не вижу шоколада!
Доктор смотрит на больного.
Говорит ему сурово:
— Мы тебе не дурачки!
Не нужны тебе очки!
Вот шагает Дима к дому,
Он остался в дурачках.
Не завидуйте другому,
Даже если он в очках.
По Л.Гофману
Волшебные очки
— Как жаль, что теперь нет волшебниц! Они исполняли бы наши желания, — сказала маленькая Саша, рассматривая карманную зрительную трубу своей матери, которую та получила в подарок ко дню своего рождения. — Я бы знала, что спросить у них.
— Верно, такую же трубку, как моя? — заметила, улыбаясь, мать.
— Не совсем такую. Я бы желала видеть через эти стёкла не одни лица и предметы, — я их и так хорошо вижу, — но я бы хотела видеть всё, что кроется под ними, — например, сердца людей, узнать их мысли, желания, а также, кто из них добр, кто зол.
— Я очень рада, — сказала мать, — что не имеешь таких стёкол; иначе ты нажила бы себе очень много врагов.
— Почему же, мама? — спросила девочка.
— Неужели ты думаешь, мой друг, было бы приятно людям знать, что они не могут ничего скрыть, и что сердца их открыты пред тобою; к тому же, видя больше дурного, нежели хорошего, ты сама будешь несчастна. Погоди, мне припомнилась сказочка. Она объяснит тебе то, чего ты не понимаешь.
Давно, очень давно жил на свете некоторый человек; он желал иметь очки с такими стёклами, каких желаешь ты, и получил их. Только, раз надевши их, он уже не мог их снять. Что же случилось?.. Сердца людей со всеми помышлениями открылись перед ним, но в них видел он больше дурного, чем хорошего. Он проникал своими стёклами в сердца самых испытанных, самых любимых друзей своих — и везде находил недостатки. Это навело на него большую грусть, он стал обращаться с ними холодно, недоверчиво; те сначала удивлялись, огорчались, не зная чему приписать такую перемену, наконец, оставили его одного. Одиночество тяготило несчастного; но он не хотел глядеть другими глазами на людей, которые все ему казались хуже его самого, и в своей грусти стал просить себе у Бога смерти. Вместо смерти явился к нему ангел с кротким, приветливым лицом и голубыми глазами.
— Я — любовь, — сказал небесный вестник, — я пришел помочь тебе и рассеять твоё заблуждение. Ты ищешь в других совершенства. Но может ли найти его тот, кто сам исполнен недостатков? Рассмотри сначала твоё собственное сердце и потом осуждай ближних, если посмеешь!
При этих словах ангел коснулся чудесных очков, и пред тем человеком открылось его собственное сердце, которое было гораздо хуже сердец его ближних...
— Боже, какой я грешник! Прости меня, — воскликнул он, и очки упали к ногам его.
— Люби ближнего, как самого себя, — сказал ангел, — такова заповедь Господа. Старайся прощать другим их недостатки — и ты будешь счастлив на земле и прощён на том свете.
Человек исполнил повеление ангела, и весь мир, все люди стали казаться ему лучше и добрее, потому что он помнил то, что рассмотрел в своем сердце, и теперь, глядя на других, старался отыскивать в них только хорошие стороны и чрез это сам делался лучше и счастливее.
— Поняла ли ты мою сказочку, Саша? — спросила мать. — Будем и мы с тобой смотреть на себя в те волшебные очки, а на других в простые стёкла. Нам заповедано любить ближних, а не подыскиваться под их недостатки. Довольно с нас и того, если мы узнаем и исправим наши собственные.
Н. М. Грибачев
Волшебные очки
Гулял заяц Коська по лесу и очки нашел. Большие, с розовыми стеклами. Их одна девочка потеряла, когда землянику собирала.
Надел заяц Коська очки и очень удивился - все кругом сразу розовым стало: и дорога, и вода, и облако в небе. "Наверное, это волшебные очки, - подумал он. - Таких ни у кого в лесу нет. Теперь все меня бояться должны".
Сдвинул он кепку козырьком назад, голову повыше поднял, дальше пошел. А навстречу ему - лиса Лариска. Глянула она и даже присела от удивления - что это за новый зверь такой объявился? По виду он на зайца Коську похож, а глаза большие, как колеса. И не боится он лисы Лариски, прямо навстречу идет.
Отползла она в сторонку, из-за кустика выглядывает - мало ли, думает, что случиться может. А заяц Коська подошел совсем близко, сел на пенек и засмеялся:
- Здравствуй, лиса Лариска! Что это у тебя хвост дрожит? Испугалась, что ли? Не узнала меня?
- Да не признаю что-то, - вежливо сказала лиса Лариска. - Вроде вы не из наших лесов.
- Так это ж я, заяц Коська!
- Глаза у тебя какие-то не такие. У зайца Коськи таких глаз никогда не было.
- Так это ж у меня волшебные очки! - заважничал заяц Коська. - Я теперь все и всех насквозь вижу. Вот скажи - какая у тебя шкура?
- Рыжая, какая же еще.
- А вот и не рыжая, - сказал заяц Коська. - Розовая у тебя шкура, вот какая!
Испугалась лиса Лариска - что ж это, думает, портиться у меня шкура стала, что ли? Ох, недаром вчера голова болела, не к добру.
- Да может, ошибаешься ты, - сказала она зайцу Коське, чтобы испытать его. - Может, неправильные у тебя очки?
- Правильные, правильные! - сказал Коська. - Я не только шкуру твою, а всю тебя насквозь вижу!
- Не может этого быть.
- Может, может! Вот смотрю-смотрю, ты на завтрак две мыши съела. Я их в животе вижу. Одна еще лапками шевелит, бок тебе царапает.
Заяц Коська, конечно, обманывал лису Лариску, никаких мышей в животе он не видел, а подсмотрел утром, как их лиса Лариска ела. Но она-то не знала об этом, поверила. И даже показалось ей, что внутри и вправду скребется что-то. Отошла она на всякий случай еще дальше, крикнула оттуда:
- А что еще твои очки могут?
- Все могут! - сказал заяц Коська. - Небо перекрашивать, все про всех узнавать. Хочешь, расскажу, кто что сейчас делает? Бобер Борька плотину строит, медведь Потап муху от носа отгоняет, еж Кирюха жука ловит, енот Ероха майку в ручье стирает. И по краю леса охотник идет, твой след ищет, собирается из твоей шкурки воротник делать.
- Ох, побегу я, заяц Коська, - сказала лиса Лариска. - Заболталась я с тобой, а у меня дел много...
- Да уж беги, - согласился заяц Коська. - Только смотри, не хитри со мной больше, а то плохо тебе будет.
- Да что ты, что ты, заяц Коська! Я всегда вот как тебя уважала за ум и храбрость. А если раньше что не так было, ты уж прости, ошибка вышла.
Убежала лиса. И заяц Коська дальше пошел. Идет и видит: барсук Пахом на завалинке возле дома сидит, нитку в иголку вдевает. А иголка маленькая, нитка никак не идет. Он ее и к самому носу поднесет, и подальше отодвинет - нет, не идет.
- Здравствуй, барсук Пахом, - сказал заяц Коська. - Что это ты, муху ловишь, что ли?
- Да нет, какие мухи! Вот рукавицы собрался шить, а нитку в иголку никак не вдену. Близоруким стал.
- Ну, это мы сейчас! - сказал заяц Коська. Взял он нитку, нацелился в ушко иголки, раз - и готово. Барсук Пахом даже удивился:
- Здорово это у тебя получается!
- А это у меня волшебные очки. Они все могут!
И пошел дальше. Скоро все в лесу узнали, что у зайца Коськи волшебные очки - все видят снаружи и внутри, нитки в иголки вдевают, небо перекрашивают, воду в чернила превращают. Сбежались на поляну медведь Потап, белка Ленка, енот Ероха, лосенок, олененок, две косули. Даже крот Прокоп вылез, хотя на солнце и не видел ничего. А заяц Коська на сосновый пенек залез, усы подкрутил, хвастается:
- Я всех вижу, я все вижу! За речкой грузовик идет, сено везет - вижу. В океане корабль плывет, матросы палубу моют - вижу. В космос ракету запустили, к Марсу летит - вижу!
Ничего этого, конечно, заяц Коська не видел, все он выдумывал. Да ведь проверить никто не мог, ну, и верили.
А когда дело к вечеру пошло, захотелось зайцу Коське есть. Слез он с пенька и пошел заячью капусту искать. Нашел, глянул, капуста вроде как капуста, да только не зеленая почему-то, а розовая. "Наверное, порченая она, - подумал заяц Коська. - Не буду есть, другую поищу". Нашел другую, а она тоже розовая. "Заболела вся капуста в лесу, - решил он. - Лучше я осинку погрызу". Нашел осинку, а она тоже розовая.
Бегал он, бегал, уже солнце за вершины деревьев опустилось, а ни зеленой капусты, ни зеленой осинки, ни зеленой травы не нашел. Тут филин на старом дубу проснулся - он весь день спит, а только к ночи встает, - глаза протер, видит, заяц на полянке сидит, чуть не плачет.
- Ты чего тут нюни распустил? - спросил филин Семка.
- Да вот голодным хожу, ни зеленой капусты, ни зеленой осинки, ни зеленой травы найти не могу. Все розовое.
- Глупый ты, заяц Коська, - захохотал филин. - Никогда ты и не найдешь ничего зеленого, потому что у тебя розовые очки на носу. Они все перекрашивают. Отдай их мне.
А зайцу Коське очки уже и самому надоели, нос натерли. "Ну их, - подумал он, - никакие они не волшебные".
И отдал очки.
С тех пор их филин Семка носит. Глаза у него и так большие, а с очками на велосипедные колеса похожими стали. Сидит он ночью на старом дубу, кричит протяжно на весь лес:
- У-у-у-у-у-у!
Это он хочет сказать: "Ух, какие у меня замечательные очки есть!" Но только всех слов он выговорить не может, вот и тянет одну букву:
- У-у-у!
Загадки
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу,
И сиделка на носу? (Очки)
Рассердилась баба Света:
– Не могу прочесть газету,
Разорву её в клочки,
Где забыла я...ОЧКИ
Приложение 3
Результаты анкеты «Какие виды очков вы знаете?»
№ п/п | Девочки | Мальчики | |||
Кол-во человек | % | Кол-во человек | % | ||
1 | Солнцезащитные очки | 20 чел. | 100% | 17 чел. | 100% |
2 | Специальные очки для сварщиков | 12 чел. | 60% | 14 чел. | 82 % |
3 | Очки для подводного плавания | 15 чел. | 75% | 16 чел. | 94 % |
4 | Перфорированные очки | 4 чел. | 20 % | 3 чел. | 18 % |
5 | Очки для компьютера | 9 чел. | 45 % | 11 чел. | 65 % |
6 | Очки для водителя | 3 чел. | 5 % | 12 чел. | 71 % |
Очки – «помощники» или» враги»?
Семёнов Григорий
Г. Ставрополь, МБОУ СОШ № 42, 2кл.; н.рук. Соколова О.В., учитель начальных классов
(текст тезисов)
Кто и когда изобрёл очки? Сегодня над этим вопросом бьются многие историки. И до сих пор никто не может установить точную дату и автора этого изобретения. Это тем более странно, ведь очки — вещь, без которой сложно себе представить жизнь современного человека. Они помогают нам лучше видеть, спасают наши глаза от солнца, являются важным атрибутом стиля… Так кому же мы должны сказать спасибо за эту замечательную вещь? Попробуем разобраться.
Приступая к работе над проектом, я поставил перед собой следующие цели и задачи: изучить сведения об истории создания очков; исследовать видовое многообразие очков; изучить сведения о правилах подбора очков; найти пути преодоления синдрома «очкарика», изучить художественные произведения для детей, посвященные очкам.
Для реализации проекта мною использованы следующие методы и приемы: поисковый, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ и обобщение.
Очки – это оптический прибор для коррекции зрения. Он состоит из очковых линз и оправы. Казалось бы, все просто, но на самом деле, подобрать хорошие очки достаточно сложная задача. Типичная ошибка при покупке очков состоит в том, основное внимание уделяется выбору оправы. О том, какие очковые линзы будут вставлены в оправу, многие даже не задумываются, предполагая, что оправа это есть очки.
По постановлению Министерства здравоохранения РФ, люди, имеющие дефекты зрения, при поступлении на работу, связанную с использованием компьютерной техники, обязаны пройти полное офтальмологическое обследование.
Сейчас детей с плохим зрением гораздо больше, но все равно нельзя сказать, что все поголовно носят очки. Особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда дети очень бурно реагируют на насмешки и дразнилки (порой даже необидные, по мнению взрослых). Так что проблема "очкариков" с повестки дня не снята, хотя и не стоит так остро, как 20-30 лет назад.
Имиджевая сторона разнообразия оправ усиливается с возрастанием количества людей, носящих очки. Сегодня многие надевают очки, чтобы продемонстрировать свое положение, обладая при этом стопроцентным зрением. Деловой женщине утром намного легче нацепить модную оправу, чем тщательно наносить макияж. Молодой специалист выглядит гораздо солиднее в строгих очках, внушая начальству доверие и уважение.
В ходе исследования мною изучена литература, освещающая вопрос истории появления очков, их многообразия, влияние очков на здоровье, эмоциональный настрой человека. Я пришел к выводу, что очки все-таки «помощники» человека, а не его «враги». Однако, следует быть очень внимательным к выбору очков, правилам пользования очками. И тогда очки станут настоящими «помощниками».
Новогодние гирлянды
Философские стихи Кристины Россетти
Заколдованная буква
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Тигрёнок на подсолнухе